Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ЛИТВЫ И ЛАТВИИ, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)









Это первая часть публикации. Продолжение — в следующей части.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5285716 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 6821

http://ru-railway.livejournal.com/3017332.html,
http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=941874&tree=on&shbd=&Offset=0,
http://vk.com/wall-155711_365381,
http://vk.com/wall-32652073_26098,
http://forum.railwayz.info/viewtopic.php?f=3&t=1005&p=79669#p79665 — обсуждения этой публикации.


Видео:
http://vk.com/video62259261_456239019 Айзпуте. Поездка по узкоколейной железной дороге в МД54-4 и разговор с машинистом. Удивительная узкоколейная железная дорога, где локомотивы - только редчайшие мотовозы МД54-4, а прицепной подвижной состав - только двухосные вагоны.

http://vk.com/video62259261_456239018
Плоце. Поездка по узкоколейной железной дороге. Колея 600 мм, а не 750 мм !

http://vk.com/video62259261_456239020
Пригородный поезд Рига - Двинск (Daugavpils). Прибытие на станцию Ницгале. Стандартное для поездов Латвии звуковое объявление.




Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта Литвы и Латвии совершена в августе-сентябре 2016 года.

Исполненный маршрут: «24 км» - Москва-Курская (пригородный поезд) - Кунцевская (метро) - Кунцево (пешком) - Бородино - Вязьма - Смоленск - Гусино (пригородные поезда) - поворот на Сентюри (автостоп) - Минск (платный автотранспорт) - Минск-вокзал (велоезда) - Молодечно - Каменка (пригородные поезда) - Клочюнай (велоезда) - болото - Клочюнай (узкоколейная железная дорога) - Пабраде (велоезда) - Висагинас (пригородный поезд) -

Кимбартишки - Турмантас - Земгале - Пески - Двинск (велоезда) - Плявиняс - Гулбене (пригородные поезда) - Алуксне (узкоколейная железная дорога) - Гулбене - поворот на Тирза (автостоп) - окрестности Дзелзава (пешком) - Мадона - развилка севернее Плявиняса (автостоп) - Плявиняс (пешком) - Кокнесе (велоезда) - Рига (пригородный поезд) - Торнякалнс (велоезда) - Елгава (пригородный поезд) - Мейтене - Йонишкис - Янкунай (велоезда) - болото - Янкунай (узкоколейная железная дорога) - Даргяй - Гора Крестов - Шяуляй (автомобиль) - Мажейкяй (пригородный поезд) - Седа - Тваскучяй (велоезда) - болото (узкоколейная железная дорога) - Тваскучяй (пешком) - Жидикай - Луше (велоезда) - окрестности Казбари (таскание велосипеда) -

Вайнёде - Приекуле - Илмая - Крумини - Калвене - Айзпуте (велоезда) - болото - Айзпуте (узкоколейная железная дорога) - Кулдига - Озоли (велоезда) - болото (узкоколейная железная дорога) - Озоли (пешком) - Кулдига - Эдоле - Алсунга - Юркалне - Плоце (велоезда) - болото - Плоце (узкоколейная железная дорога) - Лиепая - Гробиня - Гавиезе - станция Гавиезе - Дубени - Гробиня - Лиепая (велоезда) - Езеркрастс - Лиепая (городская узкоколейная железная дорога) - Елгава (пригородный поезд) -

Иецава - станция Иецава - Иецава - Миса - Вецумниеки - станция Вецумниеки - Вецумниеки - Кегумс - Лиелварде (велоезда) - Двинск (пригородный поезд) - Бигосово (велоезда) - Ропнянская (пригородный поезд) - Новополоцк - Люхово озеро - Новополоцк - Полоцк (велоезда) - Витебск (пригородный поезд) - Смоленск (велоезда) -

Вязьма - Можайск - Немчиновка - Беговая - Москва-Товарная (пригородные поезда) - Серп и Молот (перетаскивание велосипеда по щебню) - «24 км» (пригородный поезд).



Виза. Три раза (2012, 2014, 2015) Литва выдавала короткую визу на фиксированные и неизменяемые даты поездки.

С четвёртой попытки они сдались-таки! Видимо, поняли, что я теперь буду ну всё время их доставать, и проще дать наконец длительную визу! Предыдущие три раза (август 2012, сентябрь 2014, август 2015) литовцы выдавали визу на фиксированные девять, пять и шесть дней. Эстония в 2008 году выдала визу тоже на фиксированные семь дней.

Получение в визовом центре на Дубининской улице у Павелецкого вокзала. На получение визы - с конца прошлого года только по записи на их сайте или по телефону, иначе никак! Заполнение анкеты: на сайте бесплатно, на месте - 200 рублей. Я заполнил на сайте.

Документы: справка о наличии денег на счёте, медстраховка (компания «ТинкоффСтрахование», оплачена на сайте и распечатана самостоятельно, цена 700 рублей), распечатка брони хостела (напечатанная мной на двух страницах не подошла, потребовали распечатать полную на четырёх страницах, сделал это на месте за 40 рублей). Фотография. Копии льготных удостоверений, чтобы виза была бесплатной. Билеты Литве не нужны, хотя Латвии и некоторым другим странам «шенгена» - нужны.

Идиотское снятие отпечатков пальцев. Маразм, характерный уже давно для Америки, в конце 2015 года пришёл и в «шенгенскую» Европу.

Причём, насколько я знаю, Россия для получения своих виз гражданами стран «шенгена» (а возможно, и США) аналогичное издевательство в ответ не ввела!

Получение загранпаспорта с визой (или без визы, если не повезёт) - там же, на Дубининской улице. Желающие могут за деньги заказать доставку на дом. На получение можно приходить без записи. Пришёл без документов о подаче, только с внутренним паспортом. Из-за чего пришлось делать копию внутреннего паспорта за 10 рублей и писать заявление.



Виза, въездной штамп пункта пропуска Лаворишкес и выездной штамп пункта пропуска Патерниеки.


Паспорт с визой в кармане. Великая радость от того, что наконец-то не издевательские пять-шесть дней. Выезжать хорошо бы сразу. Первоначально принятый маршрут: пригородными поездами от Москвы до Полоцка с ночёвкой в Сафоново, далее автостопом на пункт пропуска Котловка - Лаворишкес.

Детально изучаю, что происходит на железных дорогах Литвы и Латвии, нет ли неожиданных изменений относительно прошлого года?

Неожиданностей нет. Чудом появившееся в 2015 году на короткое время пассажирское движение по маршруту Вильнюс - Лида исчезло и теперь уже восстановится едва ли. Счастье, что успел проехать!

Открыт дублирующий путь колеи 1435 мм от пограничной станции Моцкава до Каунаса, через Козлову Руду и Мариямполе с одним из лучших вокзалов Европы, где поездов долгое время не было. Запущен дизель-поезд Каунас - Белосток. Всё это тоже известно. В остальном - так же печально, как и все последние годы. Нет пассажирского движения ни от Елгавы до Шяуляй, ни от Тукумса до Вентспилса. Оба примера выглядят ужасными и вопиющими.

С железной дорогой в большинстве стран мира катастрофическая ситуация! Одна только Беларусь держится - лучшее место во Вселенной.

Оказывается, и в Финляндии, в разы более благополучной стране, чем Литва, Латвия и Эстония, пассажирское движение в последнее время сильно сократили и есть угроза тотального погрома с исчезновением полным исчезновением движения на многих линиях.

Что произойдёт в то время, когда я буду работать на бывших землях Западной России? Александр Болашенко пойдёт в шестой класс, но интерес к железным дорогам и путешествиям у него абсолютно нулевой. В Москве с опозданием на 15 лет от обещанного срока откроют пассажирские перевозки по Московской Окружной железной дороге. И ещё - группа эксурсантов посетит Малую Магистраль Твери, не проехав по ней. http://rusbestrailways.com/events/1018-Provody-leta-v-odnodnevnyh-ekskursiyah/.

Об этом мероприятии я поразмышлял. 1800 рублей, на мой взгляд, ни за что.

И прекратите нести бред собачий про «уходящее лето» в конце августа и беспричинно насаждать уныние. До конца лета больше месяца, причём это самый комфортное время!

Я бы ввёл за упоминание конца лета ранее октября наказание, как ввела власть наказание за публичное упоминание ИГИЛ без добавления «запрещено в России».

Экспедиция - летняя. И все дни экспедиции, последний из которых - 15 сентября, как правило, было комфортнее, чем в предыдущие летние месяцы. Купание в открытых водоёмах - обычно ежедневно.

Решение принято незадолго до старта. Выезд завтра. От станции Кунцево в 10:08 отправится электропоезд Москва - Бородино. Затем пересадки по станциям Вязьма, Смоленск. Вечером выхожу из электропоезда Смоленск - Красное на небольшой станции Гусино.

В Гусино - ночёвка. Рано утром - автостоп на посёлок Красный и оттуда на Оршу. Не по магистральной автодороге, а по дороге местного значения через Ляды. На местных дорогах обычно подвозимость лучше, чем на магистральных. И она ведёт именно в Оршу, а магистральная автодорога оставляет город далеко в стороне.

Пытаюсь успеть на пригородный поезд сообщением Орша - Лепель, 09:15 - 12:19. Если это удастся - от Лепеля автостоп на Пышно, Березино, Докшицы, Глубокое, Котловку (граница), Лаворишкес, Клочюнай (первый объект узкой колеи). На следующий день попытка изучения объектов у Клочюнай под Пабраде (Балоша), возможно и у деревни Гирденай за Швенчёнисом.

К вечеру того же дня любой ценой надо добраться до Двинска (Даугавпилс). Возможно, пригородный поезд до конечной станции Турмантас, потом 23 километра пешком.

Утром поезд от Двинск - Рига до Плявиняса, 7:17 - 9:02. Оттуда - поезд разового назначения Рига - Гулбене до станции Гулбене, 9:44 - 11:30. Потом - поезд узкой колеи Гулбене - Алуксне. Алуксне - Рига - автостоп, около двухсот километров. Электропоезд до Елгавы, автостоп до Янкунай, затем до Шяуляй. Пригородный поезд до Мажейкяй. Автостоп до Тваскучяй, автостоп и пешком до Лиепаи. Пригородный поезд до Риги. Выезды на другие узкоколейные объекты, насколько позволит время. Автостоп до Великих Лук, далее пригородными поездами.

Экспедиция из-за обилия участков автостопа обещает быть тяжелейшей. Но как иначе? На автомобиле? Пробег был бы не меньше трёх тысяч километров. На один только бензин - не меньше восьми тысяч рублей. Вдобавок, для въезда на автомобиле обязателен международный полис страхования гражданской ответственности, именуемый «Зелёная карта». Минимальный срок действия - 15 дней, цена от 2450 рублей - меньше не бывает.

Рекомендуется ещё и генеральная доверенность «с правом выезда за границу». Её не требуют за границей, но могут спросить на нашей стороне при выезде. Делается за деньги и «напряжно».

Нет, автомобиль «затаскивать» не надо.

На велосипеде? Нет, расстояния не велосипедные. Проклянёшь всё на свете, будут проблемы.


Поезд Москва - Бородино отправляется с Курского вокзала. Теоретически можно пересесть на него на Курском вокзале и избежать использование переполненного метро плюс пробежек.

Электропоезд, которым я еду, прибывает на Москву-Курскую в 9:23. А Москва-Курская - Бородино отправляется в 9:28. Через кассы на отправление в 9:28 не успеть.

Еду в последнем вагоне, на Курском спрыгиваю с платформы. на курский электропоезд опоздал на 2 минуты. спрыгнул с платформы и дико бежал по путям но на поезд мкурская Бородино на 20 секунд не успел.

Бегу в метро. Без задержек - благо, та платформа Курского вокзала, на которую я залез и с которой ушёл «из-под носа» электропоезд на Бородино, осталась бестурникетной, в отличие от почти всех остальных платформ.

На станции Кунцево я был в 10:00. Тот же самый электропоезд прибывает туда в 10:08.

Двигаюсь стандартной для прошлых лет «волной» электропоездов, которая до 2013 года заканчивалась вечерним прибытием на узловую станцию Орша - «ворота» Беларуси. К сожалению, теперь вечерний электропоезд из Смоленска заканчивает свой путь вместо Орши на маленькой и никому не нужной станции Красное.

Бородино, Вязьма - где пересадка непривычно короткая. Смоленск - как всегда, иду к берегу небольшой здесь реки Днепр. Необычно, что купание происходит в сумерках. Почти пустой электропоезд ЭД9М-0225 на Красное. Следуй он до Орши - пассажиров было бы намного больше.

Выхожу раньше конечной станции - в Гусино, рассчитывая двигаться завтра на районный центр Красный в двадцати километрах отсюда, потом на Оршу по ещё непосещённой, второстепенной автодороге. Ночёвка в заброшенном доме.

На календаре 1 сентября. Рассвет поздний относительно прошлых экспедиций - около 6 часов утра. На выезде в сторону посёлка Красный я только в 6:40.

До Орши 70 километров. Это час езды на машине. Ну, ещё ждать два раза по полчаса, тут до посёлка Красный, потом до Орши. При таком раскладе на поезд из Орши в 9:15 успеть.

Реальность совсем другая. Куда там? Вместо людей - одни мудаки. Хотя и провинция, хотя и немагистральная дорога - а там процент подвозимости в разы выше, чем на магистральных.

Тупо и бесплодно теряется драгоценное время. Понимаю, что шансов двигаться через Лепель уже нет.

Надо перемещаться на магистральную автодорогу, чтобы успеть к границе в разумные сроки хотя бы через Минск. Или, может быть, удастся «перескочить» на лепельский поезд у путепровода магистральной дороги.

Три километра почти бегом на противоположный конец посёлка Гусино. В 7:30 автомагистраль Москва - Брест. Но если я на ней, то зачем же тогда выходил из электрички Смоленск - Красное, которой бы прибыл на эту же автомагистраль в двадцати километрах дальше и в удобном месте?!

Пригородный поезд Смоленск - Красное с согласованной пересадкой до Орши придёт ещё через пару часов, на станции Гусино он в 9:37. Но его ждать нельзя, все планы нарушатся.

Вначале на автомагистрали туман, но довольно быстро он рассеялся. Поток машин немалый, но за рулём одни уроды.

Полный бред - уже два часа тупо проходят! Бежать на станцию к электропоезду? Но до неё два километра. Понимаю, что уже не успею.

Лишь примерно в 9:30 остановился местный житель на старых «Жигулях», доброжелательный человек по имени Василий. Но едет всего-то двадцать километров, до первой белорусской деревни.

За короткую поездку поговорили о разном. Дарю «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге».

Водитель постоянно курсирует в белорусскую деревню Сентюри, в двух километрах за пределами Смоленской области. По его словам, деревня почти опустела, осталось «несколько бичей». Движение из России в Беларусь безостановочное, а на обратном пути требуют паспорт и смотрят его, хотя давно уже должны знать в лицо.

По словам Василия, тут пытаются найти граждан Украины, которым якобы въезд в Россию из Беларуси запрещён - можно только из самой Украины или из других стран, с которыми есть настоящий пограничный контроль. Уверяет, что если тут попадаются украинцы, то им отказывают во въезде и «гонят» назад.

Всё это весьма спорно. В России нет законодательных норм, которые запрещали бы въезд граждан Украины через Беларусь. Существует поезд Киев - Санкт-Петербург, который движется именно так. Многие другие водители уверяли, что при въезде из Беларуси в Россию паспорта чаще всего не смотрят.

На пригородных поездах из Беларуси в Россию паспорта, по моим наблюдениям, не проверяли никогда. А я езжу ими регулярно с 1999 года. Но один гражданин сообщил, что в 2015 году столкнулся с проверкой документов россиянами в пригородном поезде Витебск - Рудня.

На поездах дальнего следования между Беларусью и Россией документы не проверяют (не считая проводников) почти никогда. Редкие случаи исключения бывают, обычно только если этот поезд украинский или молдавский.

А вот что очень и очень плохо - для въезда в Беларусь на автомобиле водителю надо покупать обязательную страховку гражданской ответственности «Зелёная карта», как для заграницы. Российская обязательная страховка в Беларуси не действует, как и белорусская в России. «Зелёная карта» бывает как минимум на пятнадцать дней и стоит примерно 2500 рублей за этот минимально возможный срок. Если едешь на один день - надо покупать именно такую!

Страховку на въезде не проверяют, граница проезжается без остановки. Но если проверят "ГАИшники" внутри Беларуси и обнаружат отсутствие - будут крупные неприятности. У Василия страховка есть. Именно по этой причине так мало автомобилей, пересекающих условную границу внутри единого Союзного Государства. Эту проблему надо устранять!

Проехали от Гусино двадцать километров. Слева остаётся станция Красное, а вот и табличка «РЭСПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ». Я - в лучшем из миров! Только благодаря Беларуси имеет смысл жить!

Почти сразу за въездной табличкой Беларуси водитель свернул на деревню Сентюри. Радость попадания в Беларусь «подгаживает» тот факт, что ситуация становится критической.

Часовой пояс не меняется, в отличие от прошлых лет. В Беларуси, и даже в Литве и Латвии «московское» время. Попытаться перебежать на пригородный поезд? Но до ближайших пунктов Красное и Шуховцы по несколько километров. Не успеть.

Ещё около полутора часов тупого ожидания, «разбавленного» пешим продвижением вперёд. Дошёл до большой «заправки». Обочина всюда широкая, достаточная для остановки «фуры».

Останавливается недешёвая легковая машина, водитель один.

- А дашь сколько-то на сигареты?

- Ну если именно на сигареты, то нет проблем. Но не больше. И белорусских у меня почти нет.

- Сколько найдётся?

Нашлось 50 тысяч старыми (5 новых белорусских рублей, примерно 150 российских). Ровно столько же стоил бы проезд от этого места до Минска (260 километров) на пригородных поездах. Водитель был недоволен, говоря, что по «бла-бла-кару» возил людей от Смоленска до Минска за 500 рублей. Но согласился.

Итого, суммируя - четыре с половиной часа ожидания почти на одном месте. Полный бред, ужас и дичайшая дикость. Хочется убить весь этот идиотский мир.

Водитель молодой, существенно моложе меня, но на удивление узких взглядов. Не путешествует и путешествиями не интересуется. Из «заграницы» был только в Польше. Противник Лукашенко, и считает, что все его выборы фальсифицируются.

Дорога всюду скоростная. Но почему-то водитель никогда не доходил даже до разрешённых знаками 120 км/ч.

В прошлые годы на этой дороге стояли пункты оплаты со шлагбаумами. От них не осталось и следа. Легковым машинам теперь проезд бесплатный. Плата берётся только с «фур», дистанционно. Вот так меняется цивилизованная Беларусь! А у нас - обратный процесс, ставят на хороших дорогах будки оплаты и тем самым выталкивают автомобильный поток в населённые пункты.

В Минск въезжаем по «гомельской» дороге. Выхожу у станции метро «Могилёвская», оставив визитку с адресом «Сайта о железной дороге» и настоятельную рекомендацию зайти. Метро не пользуюсь, «метаюсь» по городу на наземном транспорте в поисках комиссионного магазина.

Один из немногих недостатков Беларуси - здесь очень трудно найти «незапароленный» доступ в Сеть по вай-фай. Интернета пока что нет.

От слова «автостоп» меня «разрывает на части». Велосипед, без вариантов и без разговоров! Как ни тяжёло будет, а выхода нет. Почему только не взял с собой при старте? Сэкономил бы изрядные деньги, а также нервы.

После возвращения ещё один велосипед лишним не будет. Применение для него найдётся.

Комиссионный магазин найден, но велосипедов там нет. Захожу в разные магазины с новыми велосипедами. Новый простейший велосипед - обычно от 220 рублей. Довольно дорого.

Но вот неожиданная вывеска: «МИНСКИЙ ВЕЛОЗАВОД». У проходной фирменный магазин. Велосипеды продаются, можно сказать, прямо на месте изготовления!

Сам велосипед - 179 рублей. В других магазинах такой же стоил 225 рублей, разница налицо! «Прикрутка» для него, необходимая вещь, стоила 5 рублей. Итого - 184. По распечатке с банковской карты, сделанной сразу после возвращения, это составило 6 295 российских рублей.

Велосипед конструкции столетней давности, без переключения скоростей и без рессор. Но есть преимущества - простота и надёжность.

В Москве самый дешёвый полноценный (не детский, не микро) велосипед можно найти в комиссионном магазине, например сети «Скупка». Если повезёт - от 4 тысяч рублей. Но это будет подержанный велосипед. Аналогичный новый стоил бы дороже - от 7 тысяч рублей. Современный велосипед с переключением скоростей, если он новый - в Москве от 12 тысяч рублей, подержанный от 7-8 тысяч.

Велосипедом только своим ходом двигаться, естественно, нельзя - слишком большие расстояния. Буду пользоваться пригородными поездами там, где они есть.

Решаю добраться пригородными поездами до платформы Каменка, крайней остановки перед конечной пограничной станцией Гудогай. До самого Гудогая, к сожалению, ехать бессмысленно. Автомобильный пункт пропуска там пропускает только с приграничной пропиской. Возникнут ненужные вопросы пограничников, которые могут утверждать, что сюда нельзя ехать даже с действующей визой.

Минск, вокзал. Беру билет до Молодечно, про велосипед ничего не сказав. Я не задумывался, как провозится велосипед в белорусских пригородных поездах. Наверное, свободно - как положено в цивилизованном мире.

На Российских железных дорогах сейчас так: в Москве и Московской области велосипед провозится бесплатно. Официально только вне часа пик, но реально это не обращают внимание. Иное дело, что утром в сторону Москвы и вечером из Москвы велосипед, как правило, физически невозможно внести в поезд.

В остальной России - официально есть небольшая плата. Например, 50 рублей - до 100 километров, 80 рублей - свыше. Я возил велосипед в поездах Черусти - Вековка, Москва - Тверь и Рязань - Москва, никто не обращал внимание. Велосипед стоит в тамбуре, я сижу в вагоне. Контролёры не пытались выяснить, чей он.

А вот в Беларуси, оказывается, иначе. Проверка билетов в электропоезде ЭР9Т-717 Минск - Молодечно. Две женщины устрашающего вида с щипцами. Встречаются в середине вагона. Переговариваются между собой, предъявил ли кто-то велосипедный билет. Никто не предъявил.

- Чей велосипед? Если никто не сознается - выбросим!

Поднимаю руку.

- Почему не оплачен?

- Я не знал! Серьёзно! В цивилизованном мире отдельная плата за велосипеды не принята!

(Правда, в этом цивилизованном мире обычные билеты без всякого велосипеда - раз в десять-двадцать дороже белорусских)

Оказывается, провоз велосипеда на Белорусской железной дороге стоит ровно столько же, сколько проезд пассажира. И никаких «до 100 км/свыше 100 км» - только от одного пункта до другого.

В Беларуси почти везде принимают к оплате карты. Но пригородные поезда - редкое исключение, в них не принимают. Не иначе как чудом у меня оставались белорусские рубли старого образца ровно на столько, сколько требовали контролёры.

Нет худа без добра - выдали необычную квитанцию.

Молодечно. Сравнительно крупный город Минской области, большой железнодорожный узел. Несколько лет был областным центром, от того времени осталось монументальное «сталинское» здание бывшего обкома КПСС. Такие же здания, контрастирующие с обликом небольших городов, имеются в Шяуляе, Лиепае и Двинске.

Когда-то областное деление имели все республики СССР. Для многих будет неожиданностью - но существовала Рижская область, существовала Вильнюсская область, Таллинская область. Областными центрами были также Каунас, Клайпеда, Тарту, Пярну - равно как и Бобруйск, Великие Луки, Полоцк, Пинск, Мозырь, Барановичи, Балашов, Каменск, Арзамас. Во всех этих городах остались следы их лучшего времени - в большем или меньшем количестве. В Лиепае и Двинске (Даугавпилс) здания обкомов превращены в университеты.

Велосипедная прогулка по центру Молодечно. Меняю в «Беларусбанке» 1000 российских рублей.

Наконец-то у меня в руках новые белорусские рубли! Они введены в оборот два месяца назад, с 1 июля. Датируются 2009 годом и содержат подпись главы Нацбанка Петра Прокоповича, который давно уже «не у дел» и подзабыт. Один новый рубль равен десяти тысячам старых, и примерно 33 российским рублям. Совместное обращение со старыми - до конца года.

Впечатление двойственное. С одной стороны - хорошо, что появился достаточно «весомый» рубль. В России рубль ничего не стоит, меньше исконной копейки, что противоречит нашей традиции. С другой стороны - мне не понравился внешний «закос» новых купюр под стиль банкнот евро (впрочем, не настолько явный, как у азербайджанских манатов). На новых деньгах отсутствуют не только упоминания о Союзном Государстве, но и Государственный Герб Республики Беларусь, сохранивший «советский» стиль. Впрочем, герб есть на металлических копейках.

Нахожу здание «Белтелекома». Есть общественный доступ в Интернет за компьютером, дёшево. Но рано радуюсь: доступа в Сеть нет. Говорят, «Минск «отрубил».

Возвращаюсь на вокзал. Приобретаю билет на себя и велосипед до Каменки. Заряжаю оборудование на вокзале.

Прибывает дизель-поезд ДР1А-282 сообщением Минск - Гудогай. Именно так, не Молодечно - Гудогай. Почему-то не учёл это заранее.

Поезд движется в сумерках. Билеты никто не проверяет. Остаётся позади знакомая станция Ошмяны, следующая за ней - Каменка.

Двухпутная магистральная Либаво-Роменская железная дорога - в процессе активной электрификации от Молодечно до Гудогая. Меня это не радует, электрификацию не люблю. Ночёвка на кукурузном поле у деревни Дегенево.

Начинаю движение в 6:05. На рассвете двигаюсь через Островец. Это активно развивающийся город, который становится «атомградом» при строящейся Белорусской АЭС. Хорошо, что тут не повторяют ошибки, характерные для Советского Союза - не строят жильё выше пяти этажей.

Островец, Белорусская АЭС и железная дорога к ней, вероятнее всего, будут детально осмотрены в скором времени, во внутрибелорусской экспедиции. Пока что главная задача - скорее попасть в Клочюнай.

Выезд из Островца в 6:30. В 7:30 развилка в селе Ворона. За час преодолено 18 километров. Но дальше - встречный западный ветер, скорость падает.

Короткое купание в озере у деревни Слободка. В 8:45 я у ворот нашего пограничного пункта пропуска «Котловка».

С конца 2014 года белорусско-литовскую границу запрещено пересекать пешком. Но на велосипеде можно. Пограничник выдал талон, в котором указано: транспортное средство - велосипед «Аист».

При движении на автомобиле и мотоцикле нужна куча бумажного хлама: «права», «техпаспорт», страховка, доверенность. При движении на велосипеде, к счастью, не требуется абсолютно ничего, кроме самого велосипеда. Ну, ещё желательно иметь светоображающий жилет для тёмного времени. Но такой же жилет в Литве и Беларуси обязателен и для пешеходов. У меня он есть - оранжевый путейский со световыми полосами.

В 9:06 остался позади литовский пункт пропуска «Лаворишкес». Вещи нигде не смотрели.

В 9:24 село Лаворишки (Лаворишкес). Здесь говорят в основном на русском, или на специфической смеси русского и польского.

В Лаворишках сворачиваю «наверх», на дорогу местного значения. Она асфальтированная. Движение слабое, что для велосипедной езды очень хорошо. Короткий отдых в поле на выезде из села.

Потом небольшой и неприятный участок грунтовой дороги. Но вот и первый объект исследования - узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Балоша» у деревни Клочюнай (Клочуны).

Захожу в контору. Для исследования дороги нужно поговорить с директором предприятия. Он сейчас на торфомассиве. Общаюсь с секретарём по имени Барбара. Без сомнений, в силу возраста не застала Советский Союз, однако по-русски говорит свободно, при этом родной язык - литовский (несмотря на польскую фамилию), а когда позвонил какой-то польскоязычный собеседник - с ним она говорила по-польски. Впрочем, польский был изрядно «разбавлен» русскими словами с обеих сторон. Угощает кофе и конфетами.

Наконец, пришёл директор Гинтаутас Молнерис. Человек «советского» поколения, доброжелательный и позитивный. Отнёсся хорошо, велел машинистам ЭСУ2А показать узкоколейную железную дорогу.

Машинисты русскоязычные (то есть русский - родной). Проезжаю линию, которая является короткой. Здесь один исправный локомотив - ЭСУ2А-959, и неисправный мотовоз МД54-4.

Оставляю в подарок книги «По рельсам и по земле» директору и машинисту. Затем двигаюсь на велосипеде в Пабраде (Побродье), местами под небольшим дождём.

В Литве сейчас русскоязычных от 10 до 15 процентов населения. При этом этнических русских лишь 5 процентов. Но к русскоязычным добавляется часть поляков. Из тех жителей Литвы, кто считает себя поляками, русскоязычных половина или больше.

По всем общеизвестным статистическим данным, в Литве этнических литовцев - 84 процента, в Вильнюсе - 62 процента. (Впечатляет, учитывая, что в 1939 году было около нуля).

В Вильнюсе русскоязычных почти 40 процентов, процент лишь незначительно меньше, чем в Риге и Таллине. По ощущениям туриста, русская речь на улицах Вильнюса, в транспорте, магазинах - в половине случаев. Не чувствуется отличий от Риги (где русскоязычных 55 процентов) и Таллина (где их 45 процентов).

Среди литовцев знают русский язык почти все, кто застал Советский Союз. Среди тех, кто не застал - далеко не все. Правительство здесь, равно как в Латвии и Эстонии, относится к русскому языку враждебно и всеми силами его «изгоняет».

Известно, что этнические литовцы (как и латыши и эстонцы) очень редко русифицируются, для них язык своей нации остаётся первым. (При этом в Татарстане, который по населению больше Литвы, и где татар большинство, тем не менее, почти всё городское население русифицировалось, язык своей национальности в лучшем случае понимает, но не использует).

Но поляки - иное дело. В пределах бывшего СССР большинство из них перешли на русский. Я был удивлён: в Вороновском районе Беларуси, где поляков официально 81 процент (!), и в соседнем Шальчининкай (Солечники), где примерно так же, слышна почти всегда русская речь, или же «тутэйший говор», что-то среднее между русским, белорусским и польским.

Пригородный поезд Вильнюс - Турмантас от Пабраде до Висагинаса в виде ДР1А. За проезд внутри поезда взяли 3,90 евро (290 рублей), оплата только наличными. Только пассажирский билет, без доплаты за велосипед. Я был уверен, что в Литве за велосипеды не берут. Но потом оказалось: нет, и в Литве за них платят, просто здесь повезло.



Билет Пабраде - Висагинас.


На литовском языке велосипед - dviratis, тогда как на латышском - немудрёное velosipeds.

Висагинас, единственный город Литвы с абсолютным доминированием русскоязычных - 85 процентов! Есть даже представительство почётного консула Украины. Решаю немного осмотреть город. До Игналинской АЭС не добрался.

В Висагинасе произошла проверка документов полицией. В «Европе» это в разы менее типичное явление, чем у нас. Обычно для этого надо сильно постараться. Тут они высказали претензию, что без жилета, хотя время светлое. Потребовали дыхнуть в алкометр. Объясняю, что не пьян не только сейчас - но и не был пьян ни разу в жизни. Очень удивились, что я из Москвы, и поначалу не верили.

Двигаюсь на север по асфальтированным дорогам местного значения. Есть озёра, но не купаюсь из-за нехватки времени.

Станция Турмантас. До 2007 года здесь был литовский пограничный контроль. Я застал его в 2001 году, двигаясь поездом Санкт-Петербург - Калининград.

Сейчас тут нет никаких пограничников. Персонала - почти ноль, хотя вокзал днём, похоже, открывают.

Отсюда отправляется шесть дизель-поездов в день до Вильнюса. Весьма неплохо, особенно на фоне полного отсутствия движения на многих других железных дорогах Литвы.

В другую сторону - через 23 километра большой город Двинск (Даугавпилс), большой железнодорожный узел. Но пригородных поездов туда нет! До лета прошлого года раз в дня был поезд дальнего следования Вильнюс - Санкт-Петербург, но теперь нет и его. Рельсы ржавеют. Из Литвы в Латвию на поезде можно проехать только через Россию.

Такой вот «евромаразм».

Граница проходит по северным стрелкам станции и отмечена пограничными столбами. Вплотную к путям и столбам стоит казарма - дореволюционный жилой дом железнодорожников. Оказывается, казарма на литовской станции - латвийская, а живёт в ней русская семья. Беседую с ними.

Мне особенно интересно, как тут жилось во времена пограничного контроля. Ведь они живут на линии границы. Говорят, что неместным тут было ходить запрещено, но именно им - разрешалось, да и как бы было иначе? «Сообщение» с остальной Латвией - пешком. Пригородные поезда дальше Турмантаса отменили ещё в 1990-х годах. До введения евро (Латвия с 2014 года, Литва с 2015 года) они жили среди двух валют. Ближайший литовский магазин рядом, а до латвийского пешком - несколько часов.

В сумерках двигаюсь вдоль ржавых рельсов. Монументальный вокзал бывшей пограничной станции Земгале превращён в сельский храм.

Вокзал был построен во времена первой независимости Латвии (1918-1940) на латвийско-польской границе. Именно так, восток нынешней Литвы тогда принадлежал Польше.

У бывшего вокзала стоит многоквартирная казарма с русскими людьми. Кто-то из них выезжал на автомобиле в город. Спрашиваю насчёт того, проходили ли тут поезда в последний год. Одни говорят - не было, другие - что раз в несколько месяцев пускают дрезину.

Ночёвка у озера. Утром - «рывок» в Двинск. На пригородный поезд до Риги успеваю.



Билет Даугавпилс - Плявиняс и велосипедный билет того маршрута.


Билет до Плявиняса - 3,85 евро в вокзальной кассе. В поезде оказалось, что провоз велосипедов платный. Взяли ещё 1,16 евро. Здесь к этому относятся очень серьёзно. У какого-то пассажира с большим чемоданом этот чемодан измерили рулеткой и тоже взяли доплату. Поезда в Латвии комфортные и полупустые.

Станция Плявиняс. Вскоре предстоит ехать по другой линии - Плявиняс - Гулбене, которая стала тупиком. Пассажирское движение в виде рижского дизель-поезда здесь лишь четыре дня в году.

Поезд ориентирован на подвоз жителей Риги к праздничным мероприятиям на узкоколейной железной дороге Гулбене - Алуксне. Билеты и тариф - такие же, как в остальных пригородных поездах Латвии. Точнее говоря, на Латвийской железной дороге есть один (?) ускоренный дизель-поезд Рига - Даугавпилс с минимумом остановок и более высоким тарифом. Он имеет 700-ю нумерацию, а остальные - 6000-ю или 800-ю.

Велосипед пристёгнут в Плявинясе, у вокзала. Надеюсь, спокойно достоит до вечера. Предполагаю дальше двигаться своим ходом в Айзкраукле, чтобы немного сэкономить на билете, а утром - электричкой в Ригу.

Вот и дизель-поезд редкого маршрута Рига - Гулбене. Сегодня, 3 сентября - главный праздник узкоколейной железной дороги в Гулбене.

От Риги до Гулбене - больше двухсот километров. Можете представить себе назначение поезда Москва - Тумская (расстояние через Нечаевскую почти такое же, как от Риги до Гулбене) специально для любителей железных дорог, причём четыре раза в год?

А толпы людей на узкоколейной железной дороге Тумская - Голованова Дача, такие, что четыре вагона берутся штурмом? Между тем, население Риги в двадцать раз меньше населения Москвы с пригородами.

Свихнувшиеся подонки разрушили, разграбили национальное достояние России - сходную узкоколейную железную дорогу. В Латвии это невозможно.

Впрочем, восстанавливать нам надо вовсе не узкоколейную железную дорогу Тумская - Голованова Дача. Место всё-таки отдалённое, не самое примечательное. Восстанавливать в качестве главной национальной узкоколейной железной дороги нужно узкоколейную железную дорогу Тула - Труфаново - Дубна (Тульская область).

В Гулбене реальная толпа! Помимо поезда, сюда массово прибывают на автомобилях. Есть заочно знакомый мне «фанат» из Санкт-Петербурга Сергей Харебов и некоторые другие жители Санкт-Петербурга.

Поездом до Алуксне под паровозом Гр-319. Его передали сюда в 2007 году из Лавассааре.

Проезд в поезде стоит больше трёх евро за 33 километра, поэтому обратно решаю автостопом. Купание в озере на окраине Алуксне.

Автостоп начинается в 16:10. До Гулбене около 40 километров, автодорога длиннее узкоколейной железной дороги. Быстро остановилась машина с доброжелательными молодыми латышами, мужчина и женщина из города Балви. Говорят, что с Россией надо дружить, что сожалеют о труднопроходимой границе и плохих отношениях.

Вышел на развилке. 15 километров до Гулбене - сразу же остановился человек советского поколения на легковой машине. Специально отклонился от своего маршрута, довозя до выезда на Плявиняс.

Слабый дождь. Уже почти решил пойти на вокзал, ехать обратно в Плявиняс дизель-поездом. Но пересило желание сэкономить ещё почти четыре евро - цена проезда до Плявиняса. Величайшая ошибка. Проблем - условно говоря, на сумму в десятки раз больше.

От Гулбене до Плявиняса сто километров. До темноты два часа. Должен успеть, по всей логике.

На выезде из Гулбене я в 17:05. Подвёз гражданин на большом белом джипе до поворота на Тирза, десять километров. Как оказалось, зря!

Не первая машина, ну так пятая тебя заберёт - рассуждал этот водитель. Увы, на практике - не пятая, а пятисотая...

Поворот, мокрая дорога, слабый дождь, на часах 17:43. Машины не останавливаются. Проходит около часа, и в ближайшем лесу слышны гудки дизель-поезда Гулбене - Рига. Но тут на него уже не подсесть.

Надеваю оранжевый жилет, двигаюсь пешком, жестикулируя и показывая необходимость уехать. Бесполезно. Гнилые люди.

Темнота, безнадёжно. Примерно в 20:30 сворачиваю с дороги. Ночёвка в заброшенном каменном погребе за поворотом на Вецадулиена.

Продолжение попыток уехать в 8:00. Та же гниль вокруг. Всеми силами стремлюсь удерживаться от ненависти именно к латышам. Дрянь бывает среди любого народа. Только почему сейчас такое скопление?

Такие они, европейцы. Если общение неизбежно - то будут очень вежливыми. Но лишнего общения избегают. Тихие, замкнутые в себе, необщительные, никого вокруг не замечают и в «личное пространство» не пускают.

Ситуация уже давно экстремальная. Хоть бы автобус появился. Но автобус прошёл только во встречном направлении.

Много километров вдоль дороги пешком. В конце концов, к ночи пройду оставшиеся восемьдесят километров до Плявиняса.

Но в окрестностях села Дзелвава всё-таки остановилась машина. Водитель молодой, едет один.

- Лабдиенс! Здравствуйте! Можно по пути в сторону Плявиняса?

Водитель молодого возраста, сказал, что «эс нерунаю кревиски» (я не говорю по-русски). Английского тоже не знал. Но когда прибыли на окраину Мадоны, спросил: будешь и дальше на попутках ехать?

Выхожу на окраине города Мадона. Он был побратимом города Орехово-Зуево, в котором сохранилась Мадонская улица. Здесь была Орехово-Зуевская улица (Orehovozujevas iela). Жаль, что не нашёл её. Но потом такую улицу не удалось обнаружить и на картах. Скорее всего, националисты переименовали её.

На северной окраине Мадоны я в 11:52. По объездной дороге - на южный выезд. C 12:30 снова автостоп. До Плявиняса по указателю - 44 километра.

Минут через двадцать остановился праворульный микроавтобус с ирландскими номерами. Удивительный случай - движение посреди Европы на праворульной машине! Праворульные машины японского производства, попадающиеся у нас - здесь такого быть не может. Но в Литве и Латвии встречается праворульный транспорт с британскими и ирландскими номерами.

Водитель, имя которого, к сожалению, не узнал - родом из Гулбене. Живёт в ирландском городе Лимерик, перевёз туда жену и детей. Часто бывает в Вентспилсе, который называет самым «продвинутым» городом Латвии. Сейчас едет в сторону посёлка Эргли, в какой-то небольшой населённый пункт, название которого забыл. А через два дня ему предстоит ехать в Лимерик. Две тысячи километров за рулём и два морских парома. Такие переезды совершает часто.

Знает только латышский и русский. На английском - «десяток слов». Уверяет, что в Лимерике так много русскоговорящих и польских мигрантов, что можно жить и без английского.

По пути только десять километров. Но впечатлённый путешествием, водитель провёз лишние тридцать километров, до развилки у Плявиняса.

Оставшиеся восемь километров до вокзала Плявиняса двигаюсь пешком, по обочине, а затем по железной дороге.

Суммарно - три часа тупых безрезультатных попыток уехать вчера вечером, три с половиной часа утром. И надо приплюсовать 30 минут пешком через Мадону, полтора часа пешком в районе Плявиняса.

15:12, типовой послевоенный вокзал станции Плявиняс. Велосипед стоит, целый и нетронутый. Уже сутки и шесть часов, как он тут «скучает».

Очень короткое купание в Двине. Двигаюсь своим ходом в сторону Риги до Кокнесе, где пересаживаюсь на дизель-поезд.

Небольшая поездка на велосипеде по центру Риги и старому городу (Вецрига). Интересно, что Рига - единственная из пятнадцати столиц бывшего СССР, где представители титульной нации являются меньшинством. Но «с виду» этого незаметно, ибо тут сильнейшие усилия государства по вытеснению русского языка, и внешне его сильно меньше, чем в Ташкенте или Душанбе.

Часто приводят в пример Финляндию с государственным шведским языком и возмущаются, что в Латвии, Литве и Эстонии не то что нет государственного статуса русского языка - но он почти под запретом.

Однако логика есть. Дело в том, что русский - величайший мировой язык, и если его не запрещать в Латвии, Литве и Эстонии, то он вытеснит местные языки.

Говорящих на финском 5 миллионов, а на шведском - 8 миллионов. Невелика разница.

Говорящих на эстонском - чуть больше миллиона, а на русском - 150 миллионов как на родном и ещё столько же знающих его как второй. На латышском два миллиона, на литовском три.

Литва, Латвия и Эстония очень сильно не хотят стать тем же, чем является Татарстан. Где, пусть и остались в глухих деревнях редкие бабки, не знающие русский - но в городах почти все татары перешли на русский язык. При том, что соотношение татар и русских в Казани такое же, как латышей и русских в Риге.

Рижские латыши говорят на своём языке, а татары в Казани - почему-то в основном на русском.

Затем - через мост на левый берег, к станции Торнякалнс. Там на электропоезд. В кассе прошу билет, и только потом узнаю, что неправильно сказал «́Елгава». Хотя по-латышски и нормативно по-русски так, но русскоязычные жители говорят «Елгáва». Равным образом, говорят «Лиепáя» вместо Л́иепая, «Клайпéда» вместо Клáйпеда.

В тамбуре последнего вагона четырёхвагонного электропоезда ехал русский бомж. Он помог мне затащить велосипед. Когда в вагон заходил контролёр, он прятался в туалете. Контролёр заглядывал в тамбур, и думал, что он пуст. Бомж доехал-таки незамеченным.

По темноте тридцать километров до Мейтене, станции без пассажирского движения на латвийско-литовской границе. С удивлением замечаю обогнавшую машину с номерами 83RUS (Ненецкий АО).

Ночёвка в зарослях у путей станции Мейтене, что означает «девушка». Грузовое движение тут неинтенсивное, три-четыре пары в сутки. Как дошли до такой жизни, что кратчайшая линия между балтийскими столицами и кратчайший путь в остальную Европу лишён пассажирского движения - необъяснимая загадка.

В утреннем тумане фотографирую Мейтене. Возвращаюсь на автодорогу. Закрытый пункт пропуска, хотя и сохранённый в целости. Снова Литва.

Литва, Янкунай. Действующая узкоколейная железная дорога торфопредприятия "Лавекса" (не путать с диаметрально противоположной "Лаукесой"). Здесь удивительно хорошее отношение! Компенсация за то, что было на дороге Гулбене - Плявиняс.

Как я многократно писал, европейцы (в том числе латыши и литовцы) контрастны. Очень сильная разница между случаями плохого и хорошего отношения.

Здесь - поистине удивительный случай. Меня провезли по узкоколейной железной дороге в тепловозе, накормили, разрешили воспользоваться душем. Подарили 50 евро. А затем отвезли на автомобиле вместе с велосипедом к шяуляйскому вокзалу, это пятьдесят километров. По пути ещё раз накормили в кафе и устроили экскурсию на Гору Крестов (КрижаКалнс), одну из главных достопримечательностей Литвы.

Такое отношение к незнакомому россиянину - у литовцев. При том, что российская пропаганда всё время несёт негатив о Литве, Латвии и Эстонии, как здесь не любят и притесняют русских. (Как говорят местные жители, литовская пропаганда в отношении России - не отстаёт).

"Лавексе" и его доброжелательным работникам позже я уделю тут намного больше внимания. Пока нет времени.

Мажейкяй. Последний пригородный поезд сообщением Рига - Мажейкяй - Рига прошёл 31 августа 1997 года.

Латвия, Кулдига (до революции Гольдинген). На заброшенном здании вижу надпись «Krievija atpisies». Кревия - Россия, второе слово непонятно. Скорее всего, ругательство. Но вдруг «Россия, помоги», или «Россия, вернись» - актуально, учитывая упадок этой местности.

Позднее узнаю: как и казалось наиболее вероятным, приблизительный перевод - «Россия, иди на х..».

По плану от мисы до лиелварде своим. Ходом. Крюк через кегумс ибо сомневаюсь в наличии переправы через двину у лиелварде. Поездом и потом самый ужасный участок два нск бигомово. 80 к. М успеть за 8 часов! По скорости реально но можно не выжить от пере7рузки. От ветра ещё многое зависит.

Поезд на Лиепаю одна пара в неделю с пассажирами и столько же без пассажиров. Больше двухсот километров пустой поезд гонят а как он был бы нужен всем. Совсем свихнулись.

Только что остановились в Скрунде. Тут Была российская РЛС. До этого множество станций без остановки. Живущие там не имеют транспорта хотя поезд проходит под окнами!

Миса. Первый в экспедиции плохой случай. Движения нет.

Пишу из лиелварде. Ночевка должна быть между двинском и бигосово. Завтра ночной переезд заольша Голынки.

Дмитрий, реально но болезненно без отдыха. Впрочем выяснилось отдых будет. В Двинске буду в 21 час еду по темноте час потом ночевка.

В лиелварде при отдыхе на берегу Двины у меня просил еды или денег освободившийся зек. Причём латыш, по русски с акцентом. Дал уцененный продукт купленный утром за полцены. Меня везли в айзпуте на тепловозе специально - поЧему бы не помочь.

Отправлено из пригородного поезда перед Скривери.

Допускаю что даже после 80 км на велосипеде Выйду в Ропнянской вместо Полоцка и проеду лишние 15 км для нескольких фотографий трамвая.



Билет Бигосово - Ропнянская.


Вот и знакомая по поездкам в 2003 и 2013 годах Ропнянская - «пассажирские ворота» Новополоцка. Решаю двигаться на знакомое по экспедиции 2013 года Люхово озеро для купания.

За мостом через Двину упал на асфальт и навечно вышел из строя фотоаппарат Nikon, купленный ровно месяц назад в магазине «Скупка» у станции метро «Новогиреево" примерно за 1700 рублей. Успел сделать около десяти тысяч снимков. Получается, каждый стоил 17 копеек.

Раскладываю на траве вещи из рюкзака, достаю «запаску». Но в запасном фотоаппарате только один аккумулятор. Иного формата, нежели в основном.

Но всё оказалось совсем иначе. Нужен велопереезд Витебск - Смоленск.

130 километров надо проехать ровно за семь часов. Учитывая ещё, что периодически будет слетать цепь.

Граница без остановки. Хотя грузовые автомобили тут останавливают. Легковые, по-моему, останавливают выборочно. В обратном направлении безостановочно едут все.

Отчаянно маша руками помощнику машиниста, дотаскиваю велосипед до крайней двери электропоезда Смоленск - Вязьма и последним усилием затаскиваю наверх. Электропоезд отправился через минуту.

Я совершил невозможное - двигался 133 километра почти безостановочно при преимущественно встречном ветре на простейшем «деревенском» велосипеде без переключения передач и уложился в семь часов, успев на электропоезд за минуту до отправления. И как ни странно, ещё живой.

Выхожу из электропоезда в Немчиновке. От центра Москвы оставшиеся 28 километров до дома я бы часа за два преодолел, ибо время с двух до четырёх часов ночи единственное, когда по Московским можно ездить на велосипеде. Но лучше спать.

Двигаюсь среди коттеджей богатого населения туда, где предположительно расположена платформа Ромашково. Раскладываюсь, когда было обнаружено замаскированное место.

Утром обнаружилось, что адрес ближайшего дома - улица Кандинского, 4.

Была мысль ехать через уже открытую Московскую Окружную железную дорогу, выйдя на Тестовской. Но не надо туда без фотоаппарата!

Электропоезда на Москву полные. Только в четвёртый поезд удалось сесть - то есть заполненность тамбура позволяла разместить велосипед. Он до Москвы-Смоленской, поэтому выхожу на Беговой. Оттуда - поезд до Царицыно.

Изначально планировал до платформы Калитники, оттуда своим ходом на Карачарово. Но Калитники без остановки. Поэтому Москва-Товарная - Серп и Молот.



Начало экспедиции. 31 августа, время 8:52.


ъъъъъъъъъъ не готово



«24 км». Электропоезд на Москву.






Москва-Курская. Попытка перебежать на платформу другого направления кратчайшим способом.






Москва-Курская. Не удалось, поезд на Бородино уходит. Придётся «догонять» на метро.






=====






=====






Станция Кунцево. Прибывает электропоезд ЭД4М-0477, «упущенный» на Курском вокзале.







Тучково. Строительство путепровода.
31.08.2016







Электропоезд прибыл на станцию Бородино.
31.08.2016







подпись не готова
31.08.2016






Станция Уваровка. Резко отличается от всех соседних станций тем, что тут сохранился
изначальный, дореволюционный вокзал. Почти на всех остальных станциях
от Москвы до Смоленска вокзалы были разрушены в годы войны.
подпись не готова
31.08.2016







подпись не готова
31.08.2016







подпись не готова
31.08.2016







подпись не готова
31.08.2016







Здесь хоть и Смоленск, но автомобиль из величайшего города мира - Твери!
31.08.2016







подпись не готова
31.08.2016







Станция Смоленск. Этот электропоезд, к большому сожалению, теперь заканчивает свой путь
на бесполезной станции Красное, вместо Орши.
31.08.2016







Выход в темноту на станции Гусино. Комфортное передвижение на пригородных поездах закончилось.
31.08.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







Граница Российской Федерации и Беларуси. Движение в сторону Минска тут происходит без остановки.
В обратном направлении - могут тормозить. Особенно автобусы, что видно.
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016






Поезд на тупиковой железнодорожной линии Хлюстино - Ореховск.
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







Минск. Довольно долго «метаюсь» по городу в поисках подержанного велосипеда.
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016






Минск. На мой взгляд, лучший из уличных рисунков. Рано или поздно подобный будет и в Киеве!
(примирение должно быть добровольным!)
09.2016







Тупиковые пути на станции Минск. Слева - электропоезд, которым я отправлюсь на Молодечно.
09.2016







подпись не готова
09.2016







Молодечно. Здесь помнят, что железнодорожная магистраль через город - Либаво-Роменская.
Скоро я буду в «той самой» Либаве (Лиепая).
09.2016







подпись не готова
09.2016







Бывший обком КПСС Молодечненской области.
09.2016







В России такой логотип «Евросети» с российским флагом давно исчез. Здесь - остался.
09.2016







Станция Молодечно. Прибывает дизель-поезд Минск - Гудогай. Среди прочих пассажиров, есть пограничники.
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016








подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016







подпись не готова
09.2016










часть 2 — следующая


18.09.2016 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу