Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НА САХАЛИН, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 1)









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА! Это первая часть публикации. Продолжение — в следующей части.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5249996 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 7 146

http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=938850&tree=on&shbd=&Offset=0,
http://vk.com/wall-155711_347605,
https://vk.com/wall-32652073_25335,
https://vk.com/wall-155711_349133
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция на Сахалин произведена в июне 2016 года.

Исполненный маршрут:

Москва-Смоленская, Белорусский вокзал - Аэропорт Шереметьево (ускоренный пригородный поезд) - аэропорт Южно-Сахалинск (самолёт) - станция Христофоровка (пешком) - Корсаков-Пять Углов (пригородный поезд) - Корсаков-Старый Вокзал (пешком) - Южно-Сахалинск (пригородный поезд) - станция Пионерская МС ДЖД (пешком) - станция Пионерская МС ДЖД (поезд) - Южно-Сахалинск (пешком) - Быков - Покровка (пригородные поезда) - Сокол (пешком) - Поронайск (пригородный поезд) - Сачи (пешком, лодка) - Поронайск (лодка, пешком) - Победино (пригородный поезд) - Рыковское-Кировское (автостоп) - Тымовск (платный автобус) - Александровск - Тымовск - Ноглики - Горячие Ключи - Ноглики (автостоп) - Поронайск (сидячий вагон поезда дальнего следования) - Южно-Сахалинск - Третья Падь (пригородные поезда) - Дачное - разрушенный мост через Сусую - Дачное (пешком) - Южно-Сахалинск - Анива (платные микроавтобусы) - Невельск (автостоп) - Шахта, город Горнозаводск (пешком) - Невельск (автостоп) - Холмск (грузовой вагон) - Южно-Сахалинск, посёлок Октябрьский (автостоп) - Южно-Сахалинск станция (платный городской автобус и пешком) - Вахрушев (пригородный поезд) - Сахалинская ГРЭС - Вахрушев-Угольный - Восток - Вахрушев (пешком) - Новоалександровка - Томари - 77 км - Холмск-Северный (пригородные поезда) - 77 км - Новодеревенская - Южно-Сахалинск (пешком) - Новодеревенская (пригородный поезд) - Ключи (пешком) - Санаторный (автостоп) - 27 километр дороги (пешком) - Новоалександровка (автостоп) - Южно-Сахалинск - аэропорт (платные городские автобусы) - Аэропорт Шереметьево (самолёт) - Москва-Смоленская, Белорусский вокзал (ускоренный пригородный поезд).

Небольшой участок к востоку от Москвы не отображён.



Ночёвки в ходе экспедиции:

"дневная ночёвка", Христофоровка, замаскированное место

Корсаков, замаскированное место

Быков, заброшенное строение выше посёлка

Поронайск, замаскированное место на берегу Чёрной речки

Подгорное, заброшенное строение

Молодёжное, заброшенное строение на бывшем нижнем складе

Горячие Ключи, заброшенное строение

Поронайск, замаскированное место на берегу Чёрной речки

Окрестности платформы Соловьёвка, замаскированное место

Горнозаводск, заброшенный дом

Холмск, замаскированное место

Вахрушев (угольный), заброшенный дом

Томари, замаскированное место

Чапланово, заброшенное строение

Окрестности платформы 14 км, замаскированное место в лесу

Покусов клещами: шесть или семь. Покус собакой: один, лёгкий. Прокол ноги, наступив в темноте на гвоздь: один, ходить можно.


Основные задачи экспедиции:

Выполнить тотальную пешую фотодокументацию разобранной варварами перевальной линии Холмск - Южно-Сахалинск.
Выполнить детальное фотографирование Сахалинской железной дороги, пока она работает на колее 1067 мм.
Выполнить частичную документацию "трупа" Стальной Магистрали Северного Сахалина.
Выполнить фотокументацию и проездить Малую Сахалинскую детскую железную дорогу.
Проездить ещё не проезженные действующие линии Сахалинской железной дороги:
Холмск - Шахта (как оказалось, до Шахты не действует) и Южно-Сахалинск - Корсаков.


Предыдущие поездки на Сахалин:

1998 год, бесплатными методами по земле и воде, 10 000 км в одну сторону

2006 год, удивительно жёсткая и трудная - до степени полнейшей невообразимости. Частичные причины - почти полное отсутствие денег и плохая погода.

Поездка на Сахалин в 2006 году была запредельно жёсткой. Но сейчас деньги есть, передвигаться полностью автостопом (который на Сахалине дурной) не придётся. И главное - в 2006 году пригородных поездов было не сильно больше нуля, а сейчас, если исходить из длины маршрутов, произошло их увеличение в пять раз!

По всей России в страшных масштабах уничтожают пригородное движение. А на Сахалине в июле 2015 года пустили пригородные поезда из областного центра на Корсаков (пассажирского движения не было с 1997 года, не считая кратковременные периоды восстановления).

В сентябре 2015 года произошло "глобальное чудо": запуск пригородного движения Южно-Сахалинск - Поронайск. Скорее всего, его не было даже в Советском Союзе. Это произошло вопреки ходу времени, вопреки всякой логике, вопреки всему!

Раньше пригородные поезда на главном ходу курсировали лишь на 30 километров от "столицы Сахалина". Всё, что дальше этих 30 километров - я долго и мучительно преодолевал автостопом в обоих направлениях.

А теперь ежедневный комфортный пригородный поезд - на 288 километров вместо 30 !!!

Ещё раньше маршрут Южно-Сахалинск - Томари был переведён из категории поездов дальнего следования в пригородные поезда. Региональная власть проявила невероятную щедрость.

В 2006 году после бессонной ночи перелёта я был на ногах ещё весь день - и в результате двое суток провалялся в лесу почти без сознания. Принимаю решение: после выхода из аэропорта - искать замаскированное место и спать!

Авиаперелёт Москва - Южно-Сахалинск - Москва был оплачен 11 апреля 2016 года на сайте авиакомпании "Аэрофлот". Цена ровно 20 000 рублей. В 2006 году перелёт стоил 9 263 рубля, авиакомпания "Трансаэро". Но рубль тогда имел другой "вес". Это как минимум 15 тысяч в нынешнем масштабе, а скорее - все 20.

Отбываю на Сахалин 14 июня 2016 года. 14 июня 2006 года я отбывал с Сахалина.

Время более летнее, и таких ужасов погоды, как в 2006 году, быть не должно.

Пригородный поезд до станции Аэропорт Шереметьево. Распечатываю в автомате посадочный талон. Толпа пассажиров томится в длинной очереди к стойкам регистрации, а я прохожу мимо.

В очереди на предполётный досмотр меня кто-то узнал.

- Болашенко?!

Это Константин Шулов. С ним я общался в 1997 году при поездке в Салехард и в 2015 году в Индонезии.

Шулов направляется на Камчатку, где создаётся нечто вроде "дома АВП". Вместе с ним - Дмитрий Дубровин и неизвестные мне женщины.

Путешественники везут максимально возможное количество разных фруктов и ягод: абрикосы, персики, черешня и прочее. Оказывается, на Камчатке всё это стоит почти 1000 рублей за килограмм. Между тем, на Украине и в других южных местах черешня и абрикосы пропадают тоннами, никому не нужны и даром.

Делаем совместную фотографию и расходимся: им на Петропавловск, мне на Южно-Сахалинск.

Мне на Камчатке не быть: безжелезнодорожный регион. Хотя я допускаю, что когда-нибудь начну посещать и безжелезнодорожные регионы России. Но это пока дискутируемый вопрос. И точно дело не ближайшего десятилетия.

Чем известна Камчатка? Многие скажут: вулканами, гейзерами, красной икрой, тёплыми водами...

Нет, Камчатка прежде всего - это печальное первое место в ряду безжелезнодорожных регионов! Наиболее населённый из них. Наиболее развитый - если это слово применимо к безжелезнодорожной территории.

Отсутствие железной дороги на Камчатке - горечь и позор. Но это прискорбный факт.

Дважды в истории строительство железной дороги срывалось в последний момент. В 1920-х годах Камчатку пыталась оккупировать Япония. Но продержалась там недолго и не успела цивилизовать Камчатку железной дорогой, в отличие от Сахалина.

В 1950-х годах было подписано постановление о строительстве железной дороги Петропавловск - Большерецк. Предположительно, начались земляные работы. Их реализацию прервала смерть Сталина - как и множество других очень важных транспортных строек Советского Союза, что отбросило страну назад.

Факт поставки на Камчатку хотя бы одного локомотива (тепловоза, паровоза) не доказан. Скорее всего, этого никогда не было. Как минимум в одном месте есть "огрызки" шахтных рельсовых путей длиной в сотни метров и несерьёзные шахтные дизелевозы, но это - ерунда.

Камчатка - огромная территория. В несколько раз больше Сахалина - который тоже не маленький.

Камчатка - намного более отдалённый остров, чем Сахалин. Да, именно остров. На карте - полуостров, но по факту - нет. На самом деле Сахалин - полуостров, ибо зимой туда возможно автомобильное движение по льду через самое узкое место пролива.

Камчатка - очень далёкий остров. Никакой регулярной водной связи, никаких грузопассажирских паромов, похожих на переправу Ванино - Холмск. Только редкие заказные суда. Уезд затруднён, среди прочего, разными пунктами отправления. Главных портов отправления три: Владивосток, Ванино, Находка. Теоретически можно уехать по морю, но ждать придётся примерно неделю.

Перевозка человека на грузовом судне из Владивостока в Петропавловск будет стоить примерно 20 тысяч рублей. Перевозка легкового автомобиля - около 100 тысяч рублей. Без автомобиля уехать затруднительно даже за деньги, ибо пассажир должен оформляться как лицо, сопровождающее груз. Время хода 5-6 суток.

Никакой моторизованный транспорт по суше на Камчатку, скорее всего, не попадал ни разу в истории. Не моторизованный - попадал: до ХХ века был гужевой тракт Якутск - Охотск - Петропавловск. Мостов через реки не существовало: гужевой транспорт двигался в основном по льду.

Пешком попасть можно. Есть отчаянные люди, которые пешком заходили на Камчатку от крайней точки автодороги в Магаданской области. Займёт это примерно четыре месяца. Обязательно наличие надувной лодки в рюкзаке. Питаться придётся в основном вылавливаемой рыбой и разным подножным кормом.

Камчатка (та её часть, где сосредоточена основная масса населения) холоднее, чем южная часть Сахалина. Но вполне климатически соответствует среднему Сахалину.

Население Сахалина и Камчатки раньше было почти одинаковым. Петропавловск являлся третьим по величине городом всей восточной России, после Владивостока и Хабаровска. Он был вдвое больше Южно-Сахалинска!

Ныне Камчатка из-за своего оторванного положения терпит намного более активный исход людей, чем Сахалин. Там осталось около 300 тысяч жителей - раньше столько же было в одном лишь областном центре. Петропавловск вымер почти наполовину.

Камчатка - милитаризованный регион, в отличие от Сахалина. Из четырёх городов (Петропавловск, Елизово, Ключи, Вилючинск) один (Вилючинск) является закрытым административно-территориальным образованием в ведении Министерства обороны.

На Сахалине - 500 тысяч жителей. Пиковое значение было в 1992 году - 719 тысяч. Каждый год население Сахалинской области сокращается примерно на 10 тысяч человек. Областной центр, напротив, с каждым годом растёт.

Отсутствие железной дороги железной дороги на Камчатке - ужасный факт. Нередко говорят, что исправить положение невозможно - слишком большое расстояние от Камчатки до железнодорожной сети. До автодорожной сети тоже "слишком далеко", поэтому автодороги также нет даже в планах.

Хорошо, Камчатка - остров. Но и на нормальном острове (большом, почти как Великобритания) должна быть железная дорога!

Я понимаю, что соединение железной дорогой Камчатки и железнодорожной сети "материка" - нужный, но в обозримом будущем нереальный замысел. Расстояние от Петропавловска до ближайшей общесетевой станции Нижний Бестях (Якутск-Правобережный) составляет около четырёх тысяч километров! Почти всё это - либо пересечённая, либо горная местность.

Масштаб строительства превышал бы Байкало-Амурскую магистраль, построенную Советским Союзом - когда были комсомольцы и не всё измерялось деньгами. Сейчас у власти есть отговорка: "денег нет". Хотя допускаю, что чиновниками каждый год разворовывается более крупная сумма.

Иное дело - железная дорога внутри Камчатки. Пусть Камчатка остаётся островом - но цивилизованным, хотя бы на уровне Сахалина! Внутреннее железнодорожное сообщение по обитаемой части Камчатки преобразит регион и вдохнёт в него полноценную жизнь. Задача каждого честного человека - сделать всё возможное для того, чтобы на карте России появилась Камчатская железная дорога!

Оптимальное направление: Петропавловск - Ключи - Усть-Камчатск. Через почти все населённые пункты, через равнинные территории с развитыми лесозаготовками, рядом с месторождениями угля. И от Петропавловска на западное побережье - согласно проекту сталинского времени. На западном побережье должен быть построен порт. Это сократит расстояние морской перевозки грузов с "материка" на Камчатку.



Рейс на "Питер" (не путать с Санкт-Петербургом) чуть раньше, чем на "Южный". По громкой связи созывают пассажиров, опаздывающих на посадку. У нас в таком случае будут звать упорно: почти пассажиры сдают багаж в багажный отсек. Перевозка багажа без его владельца запрещена.

Но вот и мой рейс. Подвоз перронным автобусом. Хорошее нововведение - маршрутная табличка на автобусе с номером рейса и пункта назначения.

Самолёт А330 2012 года выпуска, построен в Тулузе (Франция), бортовой номер VQ-BPJ, имя "Валерий Брумель" (советский спортсмен, легкоатлет). Заполненность стопроцентная.

На соседнем кресле русскоязычный человек азиатской внешности. Возможно, сахалинский кореец. Весь перелёт спал, отказывался от еды. Я брал две порции.

Маршрут перелёта почему-то очень сильно оказался отклонённым к югу, на сотни километров южнее ожидавшегося. Вместо курса на Ярославль, Ухту и Надым, как я думал - летим на Уршелем (хорошо сфотографирован), Омутнинском, Березниками, Краснотурьинском! Дальше - облачность, и ускоренное, в два раза быстрее обычного, прохождение через ночь.

При обратном перелёте - маршрут был на сотни километров севернее: окрестности Надыма, окрестности Инты, ровно над Ухтой. С чем связано?

Облачность. Земля стала видна за секунды (!) до посадки в Южно-Сахалинске. Почти что из облака показалась ВПП. Если это - лётная погода, то какая - нелётная?

Приземлились в 1:20 по московскому времени, 9:20 по местному.

Недавно на Сахалине "продавили" решение о переводе области на разницу с Москвой 8 часов, вместо 7 часов. Но в отличие от случаев перевода регионов из московского времени в +1 к Москве, которые я считаю идиотскими и недопустимыми, это не вызывает никаких эмоций. Различий не вижу.

Подвоз перронным автобусом на небольшое расстояние и выход через "багажный терминал". В 2006 году пассажиры шли с трапа пешком и выходили через ворота в заборе. В остальном аэровокзал остался таким же крошечным и не соответствующим статусу региона.

Слабоморосящий дождь. Но когда нашёл замаскированное место, он прекратился. "Дневная ночёвка".

Праворульных машин по-прежнему 95 процентов легковых машин. Никакие силы природы здесь не заставят отказаться от них!

Сахалин - местность очень сложная и противоречивая. Это Крайний Север или нет? По одним признакам (и официальным законодательным нормам) это так, по другим - нет.

Отсталая и бедная окраина - или передовой форпост, с которого начинается новый день России, богатая земля, где много денег и возможностей?

Тут распространены настроения лютой москвофобии или повышенный патриотизм? Верно и то, и другое: Москву сильнее других не любят, но и российских флагов во дворах больше, чем в других местах.

Японская оккупация - была благом или злом? Японцы, которые в то время были диковатым народом, расправились со всеми российскими следами. Они уничтожили даже русские кладбища. Но ведь благодаря им мы получили железную дорогу и почти всю промышленность, существовавшую до 1990-х годов.

Иногда размышляю, как бы выглядел "нижний" Сахалин, останься он японским. Превратилась бы Тоёхара (исконно русская Владимировка, ныне Южно-Сахалинск) в многомиллионный город с небоскрёбами и метро? Построили бы они тоннель между Сахалином и Хоккайдо? Или для Японии это была бы малонаселённая и слаборазвитая окраина?

Лично я путаюсь в своих чувствах относительно Сахалина. Много как позитива, так и негатива. Здесь было экстремально плохое и экстремально хорошее отношение (например, Шматко в Шахтёрске). Ужасающая погода с "зимой в июне" - и солнечные дни.

В любом случае, Сахалин "запал в душу", я о нём не забываю. Хорошо, что у России есть эта земля!

Для многих из тех, кто на Сахалине родился, он вызывает тёплые чувства, и они его ни на что не променяют. Те, кто хотел уехать - в основном уехали. Остались настоящие патриоты своей Родины.

Есть душевные песни про Сахалин. Настолько хорошие, что я решил разместить их на сайте (для прослушивания нужно сохранить на компьютере или другом устройстве).

Ян Френкель, "Ну что тебе сказать про Сахалин".
Игорь Николаев (родился и вырос в Холмске), "Человек, влюблённый в Сахалин".

http://modernlib.ru/books/chehov_anton_pavlovich/ostrov_sahalin/read_1 - А. П. Чехов, "Остров Сахалин" (документальное описание жизни Сахалина в 1890-х годах).


Дизель-поезд Д2 от Христофоровки до Корсакова-Пять Углов. Ночёвка.

Утром - дизель-поезд Д2 от платформы Корсаков-Старый Вокзал в "Южный".

Осматриваю город с фотографированием. В 2006 году, к сожалению, я фотографировал только железную дорогу.

Много изменений в лучшую сторону. Сильно прибавилось цивилизации, намного более приятный облик города. Как оказалось, то же можно сказать и про остальной Сахалин. В 2006 году "периферийный" Сахалин разительно отличался в худшую сторону от "столицы". Сейчас уже не настолько. Города и посёлки приводят в порядок. Гораздо меньше стало духа запустения.

В 2010 году была ликвидирована Сахалинская железная дорога, "поглощённая" Дальневосточной железной дорогой. Логику чиновников ОАО "РЖД" можно понять. Слишком дорого содержать железную дорогу (крупную административную структуру) при такой небольшой протяжённости и таком небольшом объёме перевозок.

Но для жителей Сахалина это болезненный "тычок", это оскорбление. Если не сказать - надругательство. Наличие собственной Сахалинской железной дороги было гордостью региона. В своё время местные власти приложили большие усилия для того, чтобы железная дорога была именно Сахалинской.

Горечь утраты могла бы смягчиться, останься на табличках слово "Сахалинский регион", а на здании управления в Южно-Сахалинске (одно из самых важных зданий города) - слова "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА". Для сравнения: в Омске на выдающемся и важном здании с гордостью находятся слова "УПРАВЛЕНИЕ ОМСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ", регулярно обновляемые. Хотя Омской железной дороги нет с 1961 года.

Но какие-то вредители убрали надпись "САХАЛИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА", хотя демонтаж огромных золотых букв стоил дорого. Ощущение, что специально решили "побольнее ударить".

Осматриваю Малую Сахалинскую детскую железную дорогу. Трасса прежняя, но в остальном - всё изменилось! Другое верхнее строение пути, другие локомотивы, другое депо.

Но маразматики, явно не местные, а из Хабаровска, затёрли любые упоминания как Сахалинской железной дороги, так и Малой Сахалинской детской железной дороги.

Обозвать Малую Сахалинскую детскую железную дорогу Малой Дальневосточной - это факт поистине запредельного идиотизма.

Какой безмозглый тупица до такого дошёл?!

Малая Дальневосточная детская железная дорога находится в Хабаровске! Нигде больше её нет!

Южно-Сахалинск пока ещё не перенесли в Хабаровск! Ещё не научились перемещать столь большие площади земли! Хабаровск - это "соседний" крупный город, до которого воздушным путём добираться час по цене половины средней зарплаты, а наземно-водным путём в лучшем случае двое суток.

Но факт наличия такого масштабного объекта, как ДЖД - это знак особого статуса, признак престижа, повод для гордости. Во Владивостоке нет, здесь есть!

Проезжаю линию в поезде. Поход к водохранилищу в верховьях Рогатки. Купаться нельзя, охраняется - ибо источник питьевой воды.

Беседую с начальником дороги в депо. Спасибо за подаренные брошюры и книгу Костанова.

На станции Комсомольская строится огромный вокзал и учебный корпус. Но недопустимым и возмутительным фактом был снос старого красивого здания.

В этот день погода хорошая. Дальше опять будет хмуро и сыро.

Климатически Южно-Сахалинск примерно соответствует Архангельску. Но с некоторым отличием: более поздний приход зимних холодов. Многие местные жители считают, что времена года тут "сдвинуты" относительно европейской части России: весна приходит позже и осень приходит позже. Средняя температура октября выше, чем в Москве. Однако температура ноября - уже ниже, чем в Москве. Май в Москве - полноценный летний месяц, здесь - ничего подобного.

Снег здесь сходит усреднённо в конце апреля, хотя по склонам гор лежит на месяц дольше. Зелёная листва появляется в конце мая. Удивительная для нас особенность - сентябрь теплее июня. Пасмурных и дождливых дней много, но не "запредельно" много, как, например, на Курильских островах. Если повезёт, можно застать вполне нормальное лето.

Официально, по законодательству Российской Федерации, "верхние" Охинский и Ногликский районы Сахалинской области - Крайний Север, все остальные районы Сахалина - территория, приравненная к Крайнему Северу. Это означает наличие некоторых государственных льгот. В первом случае - больше, чем во втором.

Кроме Сахалина, в составе Сахалинской области находятся Курильские острова. Они являются Крайним Севером без исключения (как и Камчатка). Курильские острова - несравнимо более оторванная от "цивилизации" территория, чем Сахалин.

Островов Курильского архипелага - 56, но постоянное население есть лишь на четырёх: Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан. Парамушир - это северный остров, близкий к Камчатке. Воздушное сообщение есть только с Петропавловском-Камчатским.

Южно-Сахалинск не имеет воздушного сообщения с Петропавловском. Из областного центра Сахалинской области в районный центр Северо-Курильск попадают так: самолётом до Хабаровска (варианты - до Владивостока или Москвы), оттуда до Петропавловска, и наконец, когда объявят лётную погоду - до Северо-Курильска. Стоить это может 100 000 рублей в одну сторону, причём самый дорогой сегмент - вертолёт на Северо-Курильск.

По словам подвозившего меня водителя, знакомого с ситуацией, лётная погода на Курильских островах бывает настолько редко, что каждый авиарейс задерживается в среднем на две недели. Хочешь посетить Курилы - закладывай лишний месяц к тому, что "проходит" по расписаниям.

Южный Сахалин находится на широте Ростова и Молдавии, а заснеженный 7-8 месяцев в году город Оха - примерно на широте Минска. Но толку от этого никакого. Распространённое заблуждение - думать, что климат и продолжительность холодного времени напрямую зависят от широты. Ничего подобного!

Напрямую и предсказуемо от широты зависит только продолжительность светового дня. Непривычное ощущение: я на Севере, по внешним признакам, и в самое светлое время, когда ночей в привычном виде нет. А здесь они есть.

На линии на Корсаков в 2015 году построили с нуля с десяток платформ, которых в прошлые периоды пассажирского движения не было. И продлили маршрут от вокзала ещё километра на два дальше. Крайний пункт - новая платформа Корсаков-Пять Углов. Максимально дальнее место. Хоть и не тупик, но дальше путь уходит за забор порта.

Такое движение (дальше вокзала) если когда-то и было, то разве что при японцах!

И это, замечу, на одной из самых автомобилизированных территорий мира. Личный автопарк на 95 процентов праворульный. Сахалинцев никакая сила не заставит перейти на неяпонские автомобили.

Состав пригородных поездов: Холмск - Чехов, Холмск - Томари и Холмск - 77 км - это трёхвагонный дизельпоезд Д2. Причём он в Холмске один.

Южно-Сахалинск - Корсаков и Южно-Сахалинск - Новодеревенская: двухвагонный Д2.

Южно-Сахалинск - Томари, Южно-Сахалинск - Быков, Южно-Сахалинск - Поронайск и Поронайск - Победино: ТГ16 с одним или двумя сидячими вагонами. На Быков - не ТГ16, а ТГМ7, капотной компоновки. Из столицы на Поронайск всегда один вагон, на остальных маршрутах варьируется - один или два.

Две длинные загонки без пассажиров - утренние Южно-Сахалинск - Быков и Южно-Сахалинск - Корсаков. Вот это маразм.

Пригородные билетные кассы есть в Южно-Сахалинске, Холмске, Поронайске, под вопросом в Долинске, Смирных и Макарове. За посадку там без билета сбор. В остальных случаях билет в вагоне.

Тариф ниже московского и втрое-вчетверо ниже сахалинского автобусного. Пригородные и междугородные автобусники тут оборзели до полного маразма и имеют тариф 4 рубля за километр. А городские автобусы почему-то дешёвые - 20 рублей в столице (областной центр называют именно столицей) и 12 в Холмске. В остальных местах не знаю. Автобусы все или почти все частные.

Комфорт в поездах несравнимо выше, чем в автобусах. Но поезд на Поронайск обычно почти пустой. На Корсаков заполняется, но два вагона - мало.

Но есть чёрные пятна. Линию на Синегорск варварски разрушили не в 1990-х годах, а после 2006 года. На Невельск линия цела и я проехал в ней в грузовом вагоне.

Но пассажирского движения на Невельск нет, хотя оно необходимо. Параллельная автодорога дурная и опасная, с учётом сахалинской погоды.

Почему ежедневное движение на 288 км до Поронайска (где бывает 2-3 пассажира) расщедрились, а на этом очень нужном участке движения нет - необъяснимая загадка.

Уголь теперь везут не из Невельска, как раньше, а в Невельск из Ильинска. В Невельске он уходит в порт. Хотя изредка и в обратном направлении.

Раньше поток угля был в основном из Шахты на север.

Линия на Шебунино перестала действовать ещё в 1990-х годах и разобрана полностью.

От Невельска грузовое движение на 8 километров дальше, вот до этой точки у Амурского: http://old.wikimapia.org/#lat=46.6057974&lon=141.8278135&z=17&l=1&m=b Но в Невельск ездят почти каждый день, а на эту точку - примерно раз в неделю.

Дальше до Шахты, это ещё 8 километров, движения не было несколько лет. Путь наглухо зарос, местами осыпался. Местные жители воруют накладки. Скоро разворуют и рельсы, хотя пока они почти везде.

Станция Шахта - полный разгром. Хотя ржавые рельсы в зарослях есть.

Победино - Первомайское движения нет ориентировочно с конца 2014 года. Не разбиралась, хотя возможно и подворовали. Линия заросла и для движения непригодна. Оптимисты считают, что шанс восстановления есть. Причём не на Первомайское, а на Известковый (Гомон). Но я считаю - нет.



В третий раз еду в приг поезде Южно-Сахалинск поронайск. 1 вагон и около 15 человек но в другие разы бывало и 2-3. Около 300 км и в билете пропечатана полная цена около 3 400 рублей именно так. Поезд у ст Новоалександровка. Завтра в четвёртый раз на нём и самое трудное пешком 80 км юс Холмск. Поезд на ст тихая. Маршрут разбит по ней и даже таблички меняют. Но стоянка две минуты. Это сумма на которую я поддержку сах ЖД компенсацией из бюджета за по ездку. А так платники платят 518 рублей по моему вдвое дешевле автобуса. Максим, это надо полагать экономически обоснованный тариф. Так ещё на Кузбасс пригороде пропечатывается полная цена в разы больше чем покупают билеты платники. Отправлено из п. Вахрушев. 25 июн в 11:25|Удалить|Ответи Поронайск - юс. Сел на ст Вахрушев. 4 пассажира кроме меня в вагоне. В новом только что зашли ещё.

Реконструкция на широкую колею очень медленно идёт, с 2003 года уже примерно 80 процентов перегонного пути затронуто. То есть уложены шпалы такой ширины, которые допускают сдвижку одной из рельсовых нитей "наружу". Что касается габарита: габарит расширен под ширококолейные вагоны ещё в 1970-х годах.

Трехниточного пути нет нигде, кроме символических нескольких метров на станции Тымовск.

Но это всё ерунда, главное - станции, на мой взгляд, это сложнее, чем все перегоны.

Чтобы осуществить реконструкцию, нужно: миллиард долларов или около того. Нужно тысячи человек завезти и огромное количество путевой техники, мобилизовав ПМС всей России. Потребуется полная остановка железной дороги на три месяца - официально озвучено так.

За эти три месяца, что Сахалин будет жить без железной дороги - не случится ли так, что он привыкнет к жизни без железной дороги и не вернётся? В общем, не надо !!!! Мне нравится вчера в 8:30 Dima Сергей Болашенко Dima, моё мнение: без моста или тоннеля это не надо. К тому же стоить это будет едва ли не столько же, сколько сам мост или тоннель. Лучше его построить, а за ним - перестановочный комплекс.

Самое удивительное, что есть участки пути с новыми железобетонными шпалами, на клеммовых скреплениях, не допускающие сдвижку. И точно положены после 2003 года. Вот это самое загадочное.



Холмск, в царской России и при японцах Маука или Маока. Второй по величине город Сахалина, главные морские "ворота". В 1998 году я ступил на сахалинскую землю именно здесь.

В экспедиции 2006 года Холмск не посещался. В 1998 году я здесь многое исходил, но из памяти стирается, к сожалению.

Город производит впечатление намного более крупного, чем формально равный ему Корсаков. Здесь есть девятиэтажные и двенадцатиэтажные дома. Здания выше пяти этажей имеются только в Южно-Сахалинске и Холмске. Первый девятиэтажный дом построен в 1976 году. Что необычно, он был первым на всём Сахалине.

Холмск впечатляет огромными зданиями, одно из которых - административное здание порта, весьма нестандартное. Но благоустройство оставляет желать лучшего. Нет дорожных указателей направления. Водитель, который перевёз машину на Сахалин и выгрузился с парома, сможет найти дорогу в "столицу" только по расспросам - ибо это неприметный поворот. Ведущая в сторону Южно-Сахалинска улица называется Железнодорожная, хотя пролегает не вдоль железной дороги, а вбок от неё.

Морской вокзал содержит авиакассу, но не содержит морских касс и какой-либо информации о движении паромов на Ванино! Сообщили: паромные билеты продаются в здании бывшего главпочтамта на площади Ленина, 5. Вся информация о паромах там же.

Площадь Ленина - это верхняя часть города, от порта далеко. Невероятно...

Впрочем, информацию о паромах легко найти в Сети. Самый дешёвый билет стоит 731 рубль (реально, видимо, больше, ибо "не включён комиссионный сбор"). Это "палубное сидячее место", такие билеты продают только летом.

Автомобильное движение между Холмском и Южно-Сахалинском происходит только "кружным" путём через Огоньки и Троицкое. Показанная на картах дорога через Ожидаево, которая короче километров на двадцать, для движения непригодна. Или пригодна для хороше джипа с лебёдкой и после многочасовой работы лопатой.

ъъъъъ

Прохожу пешком всю железнодорожную линию Холмск - Южно-Сахалинск. Построена в 1920-х годах силами корейских рабов - "тако". Японцы были очень жестоким народом и корейцев не считали за людей.

Есть мнение, что погибших на строительстве было столько же, сколько уложено шпал. Ещё одно мнение: умерших строителей сжигали, древесины для этого тут много. А недогоревшее подмешивали в цементный раствор, из которого строили мосты и тоннели. И то, и другое, с большой вероятностью, вымысел. Но факт - жертв было очень много.

В советских туристических брошюрах о Сахалине (такие были) железнодорожную линию Холмск - Южно-Сахалинск называли самой красивой в СССР. По линии несколько раз в день курсировали поезда из областного центра на Холмск, Шахту и Томари.

В 1960-х - 1980-х годах прошла большая реконструкция линии. Обновили тоннели, построили множество протизаносных галерей.

В 1994 году движение прекратилось. По слухам, зимой снега навалило столько, что его не смогли расчистить. Хотя Сахалин привычен к снегу высотой 5 метров и больше. Техника для таких случаев есть.

Движение прекратилось "временно", но восстанавливать его не стали. Какие-то мудаки, человекообразная нечисть и враги Родины вынесли вердикт: "экономически нецелосообразно, линия слишком дорогая в обслуживании".

Созданное ценой титанического труда и множества человеческих жизней чудо инженерной мысли с 1994 года разграблялось.

Что сейчас?

Действуют два "огрызка", первый и последний участки линии. От станции Поляково (Холмск - Сортировочный) до платформы 77 километр (6 км), и от Южно-Сахалинска до платформы Новодеревенская (17 км). Оба "огрызка" предназначены только для пассажирского движения, причём только в летнее время.

Исключение: первые четыре километра от Южно-Сахалинска используются и для редкого грузового движения. Там есть подъездной путь к лесоскладу.

Ни на Новодеревенской, ни на 77 км нет путевого развития.

От 77 км ржавые рельсы продолжаются ещё на два километра, до "Чёртова моста". Этот участок сохранили для того, чтобы иногда возить иностранных туристов к удивительному мосту, который входит в число достопримечательностей Сахалина. Экскурсий и движения не было уже несколько лет.

От 75 километра (Чёртов мост) до 17 километра (Новодеревенская) - 58 километров "выжженой земли". Жуткая картина разгрома.

Самое известное здание на этом участке - бывший вокзал станции Перевал (год за годом разрушается). Есть двенадцать тоннелей разной длины, множество мостов и противозаносных галерей.

Все тоннели целы и по внешним признакам хоть завтра готовы пропускать поезда. Но в самом длинном тоннеле у станции Перевал - высокий водоприток. Тоннель почти круглый год содержит лёд.

Через некоторые тоннели редкие "джиперы" ездят на автомобилях. Но в других тоннелях это невозможно из-за хаотично сваленных шпал, или из-за отсутствия подъезда к ним. Многие мосты разрушены.

Один из тоннелей, между станциями Пятиречье и Чистоводное, с востока закрыт решёткой. Приходится подлезать под ней, приняв плоскую форму. Пролезет только небольшой человек. Во всех остальных тоннелях заграждений нет.

ъъъ

Купаюсь в озере (водохранилище) Тайном. Оно было сооружено ещё японцами. Единственный пресноводный водоём вблизи Холмска.

Участок Поляково - Николайчук - 77 км сохранили ради холмских дачников. Множество дач холмчан находится ещё и вблизи бывших станций Чистоводное и Ожидаево. Но туда без автомобиля не попасть.

Станция Николайчук. Названа в честь младшего сержанта Красной Армии Бориса Николайчука, погибшего в бою за эту станцию 21 августа 1945 года. Николайчук и другие погибшие красноармейцы Семанов и Волков здесь же и похоронены.

Хорошо, что хотя бы до этой станции-памятника не дошли грязные лапы мрази, разрушившей железную дорогу. Путевого развития здесь нет с 1990-х годов. Станционные здания снесены.

В Николайчуке поезд ожидают дачники. Бабка с котом на руках спрашивает, куда я иду и зачем фотографирую. Объясняю, что моя задача - фотодокументация линии, и мне предстоит двигаться пешком 80 километров до Южно-Сахалинска. Бабка не поверила, сказала, что если я хочу ехать по железной дороге, то надо ехать через Томари, а потом сказала "вот люди дурью маятся". Ладно, не надо на них обижаться.

Ржавые рельсы. Пусть бы хотя бы такие тянулись до "Южного". Но я знаю, что это, к сожалению, недолго.

Вдали показывается известный Чёртов мост. Это место петли с самопересечением. Прямо под мостом - портал тоннеля, то есть железная дорога пересекает саму себя. Таких мест в России два. Второе - в Краснодарском крае, у станции Индюк на линии Армавир - Туапсе. Оно действующее.

Дачи давно кончились, здесь реальная глушь. И к удивлению, я тут не один. Впереди - собака (что не очень хорошо) и туристы. Но самое неожиданное - не это: в глубине металлических конструкций моста кто-то перемещается! Головокружительная высота и непонятно как туда можно забраться.

Прохожу через два тоннеля и оказываюсь почти в этой же точке, но на верхнем уровне моста. Решаю спуститься, побеседовать, оставив рюкзак наверху.

ъъъ




????????????????????????????







Станция Москва-Смоленская. Тремя днями раньше я прибыл сюда с Украины.
Но это отправной пункт не только на запад!
06.2016






Шереметьево-3. Электронное получение посадочного талона исключает тупое стояние в очереди
к стойкам с живыми "регистраторами".
06.2016






Константин Шулов и другие путешественники, отправляющиеся создавать "Дом АВП" на Камчатке.
06.2016






Автор, Шулов и Дубровин.
06.2016







06.2016







06.2016







06.2016






Долгуша, дальняя Московская область.
06.2016






Уршель, в центре - стекольный завод.
06.2016






Омутнинск.
06.2016






Березники и Усолье.
06.2016






Две порции питания. Добиться их получения удаётся не всегда. Хотя по правилам
должны дать, даже если никто от еды не отказывался. Еда берётся с запасом.
Но почему-то часто не выполняют такую просьбу.
06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016






Из этих городов я был в Москве, Новосибирске, Иркутске, Бангкоке, Дели, Лионе и Касабланке.
06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016






"Дневная ночёвка". Это нужно, иначе последствия могут быть весьма плохи.
06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016








06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016







06.2016


ъъъъъъъъъъ



часть 2 — следующая


30.06.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу