Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА ТЫЛАЙ — СИНДОР — ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК, 2016 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА. СОВСЕМ НЕ ГОТОВА!

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5293810 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 3594

http://vk.com/wall-155711_369624,
http://ru-railway.livejournal.com/3027856.html,
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция произведена в сентябре-октябре 2016 года.

Исполненный маршрут:

"24 км" — Владимир (пригородный поезд) — Автоприбор (пешком) — Ковров — Нижний Новгород - Урень - Киров - Комсомольский (пригородные поезда) — Безбожник - Стахановский - Волосницкая стрелка (пешком) — лес - Волосницкая стрелка (тепловозы узкоколейной железной дороги и пешком) — Волосница - Волосницкая стрелка - Тылай - 46 км (пешком) - поворот на Синдор (автостоп) - Синдор (пешком) - Чиньяворык - Ухта (автостоп) - Сосногорск (платный микроавтобус) - Троицко-Печорск станция (пригородный поезд) - Троицко-Печорск (пешком) - Ухта - Сыктывкар - Киров (автостоп) - Марадыковский (пригородный поезд) - 2-й участок (пешком) - Марадыковский (поезд узкоколейной железной дороги) - Котельнич II - Урень - Нижний Новгород - Ковров (пригородные поезда) - 253 км (пешком) - Владимир — "24 км" (пригородные поезда).



Ночёвки в ходе экспедиции:

Автоприбор (г. Владимир)

Киров

Стахановский

19 км Кобринской узкоколейной железной дороги

Лес в окрестностях Синдора

Сосногорск

Троицко-Печорск

Сыктывкар

Марадыковский

253 км (г. Ковров)



Три ночёвки - под открытым небом, из них две под дождём. Остальные семь - в заброшенных или нежилых строениях.


Видео:
http://vk.com/video62259261_456239021
Кобринская узкоколейная железная дорога. Грузовой поезд следует к станции Кобра.

http://vk.com/video62259261_456239022
Узкоколейная железная дорога Пищальского торфопредприятия (Марадыковский) Грузовой поезд следует на станцию Перегрузочная.

http://vk.com/video62259261_456239023
Станция Урень. Звуковые объявления в электропоезде на Нижний Новгород.

http://vk.com/video62259261_456239024
Звуковое объявление в электропоезде Владимир - Москва: Петушки, следующая остановка - Железнодорожная (более 100 километров от Петушков). Удивителен именно такой набор промежуточных остановок.



Основные задачи экспедиции:

Выполнить фотодокументацию Кобринской узкоколейной железной дороги, пока она ещё работает.

Узнать состояние Синдорской узкоколейной железной дороги.

Получить информацию об одном из самых загадочных, неизвестных и в то же время одном из самых масштабных и удивительных объектов железнодорожного транспорта России - Тиманской железной дороге.

Изучить, проездить, зафотодокументировать железнодорожную линию Сосногорск - Троицко-Печорск.

Как всегда, будут изучаться и другие объекты, оказавшиеся на пути.

Экспедиция отличалась трудными условиями. Север, "конкретная осень". Короткий световой день - главная проблема. Дождь, отвратительная погода. Невозможность купания в открытых водоёмах. Но летом, когда насекомые - во многом условия ещё хуже. Эх, если бы только не короткий световой день - то отлично!

Участки длительной пешей ходьбы Комсомольский - Безбожник - 46 км и Марадыковский - 2-й участок - Марадыковский преодолены в резиновых сандалиях.

Изобилие автостопа: 550 км от переезда до Ухты, 900 км (!!!) от Троицко-Печорска до Кирова. На тех участках, где автостоп неизбежен, из-за неизбежности этого всё время находишься в подавленном настроении. Момент выхода из последней машины в Кирове, что означает конец автостопа: прилив бодрости. Трудный этап позади.

При этом - редкие факты подвоза на большое расстояние самарским "дальнобойщиком" на большегрузной фуре и одиноким жителем Ижевска на легковой машине, который двигался 700 км со средней скоростью почти 100 км/час!

В ходе экспедиции роздано пять жёлтых книг: дежурной по станции Кобра, дежурной по переезду 46 км, дежурному по станции Чиньяворык, пресс-службе "Боксита Тимана", водителю, который вёз 700 км от Ухты до Кирова.

Раздачу жёлтых книг я собираюсь наращивать. Это станет альтернативой ранее предложенному массовому сжиганию перед зданием РЖД на Новой Басманной. При скорости раздачи сто экземпляров в год в 2050 году раздадутся последние!

Тиманская железная дорога. Место проблемное. Изучение - дело следующего года. Чтобы пустили, нужно множество усилий. Но пустят!

Я - самый известный в 300-миллионном русскоязычном мире исследователь железных дорог. Никто другой не смог сделать и половины того, что сделал я.

На сайте - уже около ста пятидесяти тысяч фотографий, сделанных мной. Но в несколько раз большее число - ожидает выкладывания, что при текущих темпах может затянуться до 2060 года. К тому же времени я собираюсь проехать по железным дорогам всех стран мира, где имеется железнодорожный транспорт. Количество - примерно 150 из имеющихся двухсот.

Больше таких нет. Все двери будут открыты рано или поздно! Где не откроются - прорвусь!





Выезжаю вечерним электропоездом Москва - Владимир. Состав комфортный, 7000-й нумерации. Проверка билетов произошла только под Ундолом, незадолго до конечной. И вот что дико: даже в таком поезде, это не "зелёная собака" - бегуны в ненулевом количестве! Между тем, за пределами московской пригородной зоны такое явление, как безбилетники - неведомо вовсе.



"24 км", первая платформа. Время 21:34.
26.09.2016






Владимир, привокзальная площадь. На часах 0:00. Тем не менее, стоят под посадкой пассажиров
троллейбусы нескольких маршрутов. Для провинциальной России это не типичное явление -
часто городской транспорт исчезает уже в 22 часа.
09-10.2016


Решаю идти до платформы Автоприбор, это около трёх километров. Двигаюсь не по путям, как в декабре прошлого года, а по улицам ночного Владимира. На железную дорогу выхожу только у завода "Автоприбор". Ночёвка в зарослях у моста через реку Рпень.



Мост вблизи места ночёвки. Время 5:16.
09-10.2016






Владимирская ТЭЦ у платформы Автоприбор. Время 5:21.
09-10.2016


Электропоезд ЭД9М-0187. Его реальный маршрут: Владимир - Нижний Новгород. Официально такого маршрута нет, пересадка по Коврову. Но в Коврове можно было бы и не выходить.



В вагоне электропоезда. Время 5:26. Вагон очень тёплый и
вначале почти пустой. Но постепенно заполняется.
09-10.2016






Электропоезд ЭД9М-0187 прибыл на станцию Нижний Новгород-Московский. Время 9:53.
09-10.2016


В Нижнем Новгороде двигаюсь с тотальной фотодокументацией по "Молитовской ветви" до пересечения с проспектом Ленина у станции метро "Заречная".



Заброшенная пассажирская платформа в начале Молитовской ветви. Предположительно,
когда-то тут была стоянка туристических поездов. Почему
именно в этом глухом месте - загадка.
09-10.2016






Пересечение Молитовской ветви и трамвайной линии маршрута №417.
09-10.2016






Пересечение Молитовской ветви и трамвайной линии маршрута №417. Вагон следует в сторону Соцгорода.
09-10.2016


ъъъъъъъъъъъъ



Жилой дом вблизи Молитовской ветви. Таких домов в городе немало. Хорошо в них жить,
намного лучше, чем в "ячейках"-квартирах!
09-10.2016


Станция метро "Заречная". Такой маршрут движения был выбран во многом специально для того, чтобы проехать в Нижегородском метрополитене. Это доставляет радость! Цена жетона 20 рублей, а позитива на тысячу!

Но в Нижегородском метрополитене теперь маразм: на станциях расставлены шмональщики. Реагируют на вещи в руках или на плечах пассажира, как собака на мясо. Жёсткость прямо пропорциональна размеру вещей.

С гарантией беспрепятственно проходят только с пустыми руками или с мелочью типа дамской сумочки. С более крупным выборочно хватают. Примечательно, что теоретически и одного килограмма взрывчатки, помещающегося даже в карман, хватило бы для катастрофических последствий.

А также - что имеющийся в рюкзаке, например, пакет с сахаром внешне никак не отличим от пакета, допустим, с гексогеном.

И что если террорист ещё раз решит устроить взрыв (надеюсь, этого не будет!), то это произойдёт явно в Москве. Там резонанс намного выше, чем от того же в других городах. Был исключением Волгоград, но там причина - близость к Северному Кавказу. В Москве такого режима входа в метро нет и быть не может, пассажиропоток не позволит.

Маразматический режим доступа характерен для провинциальных метрополитенов, в наибольшей степени Нижегородского и Казанского. Характерно это и для Минска, поводом там стал взрыв в 2011 году. Совершённый маньяками-одиночками без каких-либо идеологических мотивов, только из ненависти к этому опостылевшему им миру. От такого маньяка-одиночки не спасло бы ничто. Можно только надеяться, что их больше не будет.

У меня маленький рюкзак. (Бывает, что кто-то говорит "у тебя большой рюкзак", и это считаю дурным высказыванием). Поражаюсь "страннюкам", которые таскают действительно огромные рюкзаки, а таких среди путешественников - большинство. Зачем они их таскают?!

Тем не менее, при входе в Нижегородский, Казанский и Минский метрополитены часто останавливают, ведут на шмон.

Я уже давно перестал входить в метро на вокзальной станции "Московская", считая, что только на ней шмон неизбежен. На других станциях это было не всегда.

Станция Заречная. Покупаю жетон, но к турникетам не пропустили. Пятнистый гражданин выполняет незвучную команду "фас" - "пройдём на досмотр".



Заречная. Вверху было написано "МПС СССР".
09-10.2016


Будь времени побольше, я бы с негодованием покинул метрополитен и поехал наземным транспортом. Но сейчас никак иначе не успеть на электропоезд Нижний Новгород - Урень.

Досмотр происходит в отдельном помещении с отдельным входом, для этого надо выйти из вестибюля метро. Суть досмотра - рюкзак "прогоняют" через сканер. На экране которого, я убеждён, для этих охранников - просто хаотичное нагромождение. Но ведь надо показать, что он получает зарплату "не просто так".

Объясняю: своим дебильным поведением вы убиваете метрополитен, для которого главная проблема - низкий пассажиропоток! Надо всеми силами повышать пассажиропоток, делать метрополитен комфортным и дружелюбным к пассажирам. Вы задумываетесь о том, что творите?! После этого любой нормальный человек вместо метро поедет наземным транспортом. Больше убытков, больше пробок на улицах, вред для города!

Для путешественника рюкзак - почти что часть тела. Прикосновение к нему воспринимается очень болезненно. Похожий случай: я читал, что инвалиды-колясочники воспринимают коляску как часть тела, и прикасаться к ней малознакомым гражданам ни в коем случае нельзя.

Я всерьёз предлагаю объявить метро бойкот, пока маразм не уберут. То, что происходит - есть оскорбление!

Пока маразм не выметут из метро поганой метлой - БОЙКОТ!

Гражданин зачем-то ещё и спросил фамилию, намереваясь записать её в какой-то журнал. Именно фамилию "под честное слово", а не документы. Вместо этого даю визитку с адресом "Сайта о железной дороге", и советую заходить на сайт, где вскоре выскажу своё отношение к происходящему.



Пятнистый гражданин отводит на досмотр.
09-10.2016






Станция "Заречная". Нижегородский метрополитен замечателен. Но с таким режимом -
не для повседневного пользования!
09-10.2016






В метрополитен поступили новые составы. Исчезло привычное для прошлых лет засилье рекламы,
которой были густо оклеены внутренние стены вагонов.
09-10.2016






"Московская". Станция метро с четырьмя путями в одном зале не имеет аналогов
на территории России в исторических границах!
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016


Электропоезд Нижний Новгород - Урень. Электропоезд Урень - Киров. В расписании - пересадка по Пижме, но реально её нет.



Электропоезд ЭД9М-1024 прибыл из Уреня на станцию Киров-Пассажирский. Время 21:24.
09-10.2016


Ночёвка южнее станции Киров. Утром выезд пригородным поездом Киров - Пинюг до станции Комсомольский. Располагаюсь в последнем вагоне, который отцепляют по станции Мураши.



Киров, вокзал.
09-10.2016






Мураши, расписание движения поездов.
09-10.2016






Мураши, расписание городского автобуса.
09-10.2016


Октябрьская узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Она была огромной, с ветвями сто километров. Ещё в мае 2015 года (!) работала по всей длине и вывозила лес.

Редкий случай, когда сметено всё и начисто. Чаще всего бывает, что ещё годы после разборки продолжают вывозить тепловозы. Здесь же полная пустота, не считая корпуса автомотрисы АМ1. Десяток тепловозов, рельсы все до последнего метра - за рекордный срок порезано и вывезено. Всё не металлическое постарались разрушить.

Здание диспетчерской, где я в мае 2015 года в уютной комнате беседовал с женщиной-диспетчером - разграблено и засрано. Всё, что могли - разломали и растоптали. Огромная станция, "ломившаяся" от вагонов - выглядит как место бомбёжки, к тому же наполовину превратившееся в болото. Не будь резиновых сандалий - была бы мокрая обувь, даже будь она выше колен. Но резиновые сандалии промочить невозможно.

Краны на нижнем складе порезали ещё не все, но порежут точно. Подъездные пути широкой колеи доразбираются. Грузовой работы по станции Комсомольский теперь нет и не будет, она продолжит использоваться только как разъезд. Рабочих мест в посёлке, кроме торговли, детсада, школы и ЖКХ - тоже нет и не будет.

Из Комсомольского - 8 километров по Вятско-Двинской железной дороге на соседнюю станцию Безбожник. Три раза проходили поезда. Машинисты не только сигналили, но и "стучали" на меня дежурной по станции Безбожник. Она вышла встречать, вначале неодобрительно.



Перегон Комсомольский - Безбожник.
09-10.2016


Кобринская узкоколейная железная дорога. Действует, хотя от описанной в публикации грандиозной великой мощи и размаха не осталось почти ничего. Скверная ситуация. Но действует. Движение по магистрали до 67 километра и по ветке на 12 километров. Плюс ближнее место вывозки - ветка от 8 километра.



это на нижнем складе Кобры.
09-10.2016







09-10.2016


Ночёвка в заброшенном доме посёлка Стахановский, который почти полностью вымер.



Волосницкая стрелка. Магистраль прямо, Волосница направо. До 1960-х годов здесь была широкая колея.
09-10.2016






от 8 км
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Волосница. Тупик без путевого развития. Поезда появляются редко и нерегулярно. Как было в 2004 году - смотреть тут.
09-10.2016






Кладбище в лесу южнее Тылая. Тут хоронят жителей Тылая и Волосницы.
09-10.2016






Станция Тылай. От активной жизни в 2004 году - нет и следа.
09-10.2016






Тылай. Посёлок почти вымер, хотя сюда продолжает дважды в день ходить автобус из Мурашей.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Будка стала местом ночёвки. Спасибо тем, кто строил!
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Пересечение с грунтовой дорогой на Верхолузье.
09-10.2016







09-10.2016






Переезд 46 км. То, что дальше - буду фотодокументировать в следующем году.
09-10.2016






Переезд 46 км. Вид со стороны Сыктывкара.
09-10.2016


Недавно на 400 км автодороги Киров - Сыктывкар было четыре переезда узкой колеи. Кобринская, Ваймесская, Лопьинская и Сысольская узкоколейные железные дороги. Остался один - этот.



Переезд 46 км. Дежурная открывает шлагбаумы. Они на ручном тросовом приводе, как сто лет назад.
09-10.2016






Из автомобиля самарского дальнобойщика. Проехал 450 км от переезда до поворота на Синдор.
09-10.2016






Ночёвка в лесу у Синдора завершена. Она была весьма мокрой.
09-10.2016


Синдорская узкоколейная железная дорога. В 2005 году я много дней тут сидел вместе с заключёнными. В 2008 году притащили свою дрезину и ездили московские фанаты Костыгов и Кашин с товарищами. Их публикация: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=108 (плохо только, что употребляют слово "комяцкий", оно бранное по отношению к народу коми, что-то типа "жидовский" по отношению к евреям). После 2008 года полный ноль. Надо хотя бы узнать, что сейчас. Единственная в огромной республике Коми узкоколейная железная дорога, которая теоретически ещё может быть не разобрана.

Оказывается, и в самом деле не разобрана. Но непригодна для движения чего-либо, кроме съёмных дрезин. Рельсы часто висят в воздухе, а шпалы прогнили до полного исчезновения.

Между тем, узкоколейная железная дорога огромная. Около ста километров! И всё это - для редких охотников. Лес не возят ориентировочно с 2012 года. И возить никогда не будут. Ни одного тепловоза нет, если не считать обломки. Памятная мне диспетчерская стоит, но разграблена.

Зона существует в виде колонии-поселения. Зеки нервно реагируют на хождение по станции. Те пути, что вели на территорию зоны, куда поступал лес - разобраны.



Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор.
09-10.2016






Синдор. Пожарная часть зоны.
09-10.2016






Печорская железная дорога, станция Синдор. Вид в сторону Воркуты. Направо путь на зону.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Синдор - довольно развитый посёлок газовиков.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016


Тиманская железная дорога. Едва ли не наивысшая загадка железнодорожной России. Много лет не давал покоя, спать не давала!

Пассажирский поезд тут ходит раз в месяц - 1 числа каждого месяца. Не исключение и 1 января. Сегодня 1 октября. Поезд ушёл за час до того, как я тут появился!

Маршрут Сосногорск - Тиман. Вагоны и проводники РЖДшные. Билетов нет, спрашивают паспорт и сверяют со списком. Просочиться нелегально едва ли возможно. В расписаниях нет и быть не может, но в Сосногорске якобы могут объявить по громкой связи (интересно как - "спецпоезд?")

Для попадания в лучшем случае в "Боксит Тимана" в Ухте. Хорошо, если не отправят оттуда в центральный офис "РусАла" в Москве, куда едва ли пустят. Тиманская железная дорога - задача на 2017 г.




09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Ухта.
09-10.2016







09-10.2016






Река Ижма у станции Сосногорск.
09-10.2016


Маршрутка до Ухты 20 рублей. Маршрутка Ухта - Сосногорск целых 50 руб за 15 км пути.

Сосногорск. Я был уверен, что деревянный вокзал эпохи строительства Печорской магистрали, памятный по поездкам 1997 года и 2000 года - давно снесён. Оказывается, нет, он "живее всех живых"!




09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016


До 2014 года был поезд дальнего следования Сыктывкар - Троицко-Печорск. Его отменили, но, что удивительно (хвала властям Коми) назначили вместо него на тупиковой линии Сосногорск - Троицко-Печорск пригородный поезд три раза в неделю. Это весьма нехарактерно, так как железнодорожная линия полностью дублируется автодорогой.

Пригородный поезд Сосногорск - Троицко-Печорск состоит из ЧМЭ3-1852 и одного вагона. Пассажиров мало. В любой момент могут отменить.



В вагоне поезда на Троицко-Печорск.
09-10.2016







09-10.2016






Сосногорск II.
09-10.2016






Нибель.
09-10.2016






Троицко-Печорск.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Район Южный, место сосредоточения пятиэтажных домов. Находится строго на севере города!
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Центр Троицко-Печорска.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Железная дорога на последних километрах перед городом разобрана.
09-10.2016






Окраина Ухты.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Выезд из Ухты. Нарьян-марский водитель не взял.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Сыктывкар. Водитель почему-то двигался через город.
09-10.2016






Выльгорт (пригород Сыктывкара)
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Марадыковский.
09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016







09-10.2016






Урень.
09-10.2016







09-10.2016


Комфортному поезду Владимир - Москва в 7:30 к традиционной единственной промежуточной остановке по Петушкам добавили вторую. И это - Железнодорожная!



У комфортного поезда Владимир - Москва теперь не одна, а две промежуточные остановки: Петушки и Железнодорожная.
Требовавшееся до недавнего времени движение на Курский вокзал и обратно, съедавшее больше часа,
теперь не нужно!
09-10.2016







09-10.2016


ъъъъъъъъъъ




08.10.2016 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу