Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА КОМСОМОЛЬСК — ЧЕГДОМЫН — ХАБАРОВСК, 2017 ГОД (ЧАСТЬ 1)









Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5479479 или
http://rutracker.net/forum/viewtopic.php?t=5479479 — сделанные в ходе этой экспедиции и в ходе предыдущей экспедиции Нижнекамск - Новочебоксарск фотографии, всего — 8 062


http://ru-railway.livejournal.com/3197018.html,
http://vk.com/wall-45137671_287353
— обсуждения поездки.




Экспедиция в Хабаровский край произведена в ноябре 2017 года. Причина выполнения экспедиции в крайне нежелательное и неподходящее для этого время: спятившая мразь заявила о закрытии линии Комсомольского трамвая на Дзёмги в декабре 2017 года.

Помимо Комсомольского трамвая, изучаю ранее никогда не обследовавшиеся мной железнодорожные линии Мылки - Амурск и Известковая - Чегдомын.





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

КОМСОМОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ

ОСТАЛЬНЫЕ





Исполненный маршрут:
Москва-Павелецкая - Аэропорт Домодедово (пригородный поезд) - аэропорт Новосибирск-Толмачёво - аэропорт Хабаровск (самолёты) - Тополево (пешком) - Комсомольск-на-Амуре (автостоп) - Амурск (платный автотранспорт) - Комсомольск-на-Амуре (автостоп) - Ургал (поезд дальнего следования Комсомольск - Тында) - Чегдомын (пешком, автостоп) - Чегдомынская ОФ (пешком) - станция Чегдомын (автостоп) - Известковая (поезд дальнего следования Чегдомын - Хабаровск) - Хабаровск (пригородный поезд) - аэропорт Новосибирск-Толмачёво - аэропорт Домодедово (самолёты) - Москва-Павелецкая (пригородный поезд).

Враги Родины закрывают важнейшую линию Комсомольского трамвая, составляющую почти половину сети. А это, как назло - одна из последних почти неизученных мной сетей.

Только и исключительно из-за этого были куплены перелёты Москва - Хабаровск 1 ноября, Хабаровск - Москва 7 ноября. Благодаря разнице во времени перелёт укладывается в этот необычный день и надеюсь застать какие-нибудь мероприятия в Москве, а может, и в приаэропортовом городке Обь (хотя там они маловероятны).

В самом Комсомольске, хоть это и город авиастроителей, пассажирский аэропорт балансирует на грани закрытия и почти неживой.

Авиакомпания "S7", "бумажное" название - "Сибирь". В обоих направлениях - пересадка в Новосибирске, базовом хабе компании.

Пришлось отдать 17 800 рублей при полуголодном существовании, это примерно месячный доход. В такое время года, когда в том регионе вообще-то делать нечего.

Материала по итогам, естественно, будет очень много, и постараюсь по-максимуму заклеймить вредителей. Напоминаю, что Комсомольск - одна из последних систем с вагонами РВЗ.

Это один из лучших трамвайных вагонов в мировой истории. В большом количестве продолжают работать только в Комсомольске и Хабаровске. В качестве "ретропоездов" с редким выходом на линию - есть Нижнем Новгороде и Нижнекамске.

Если закрытие линии на Дзёмги случится - можно однозначно сказать: разрушители, преступники и "террористы" это учинили! Куда катится Россия, когда даже в Марокко трамвай строят? А Дальний Восток вопреки всей госпропаганде о его важности и развитии - деградирует всё больше.

Замечу, что решение о закрытии линии на Дзёмги не окончательное и может быть пересмотрено. Не исключено, что одумаются, и линия будет успешно работать. И хорошо, если так. Хотя и получится в таком случае, что эта дорогостоящая поездка именно в это время была не нужна.

Предварительный план действий в Хабаровском крае: из аэропорта Хабаровск - сразу автостопом в Комсомольск, в город не захожу. По линии ВОЛК (Волочаевка - Комсомольск) я уже ездил в 2009 году и зафотодокументировал основные станции.

Из Комсомольска в Амурск и обратно, поездом от Комсомольска до Ургала. Пешком в Чегдомын. Поездом Чегдомын - Хабаровск. А если время позволит, то сначала от Чегдомына до Тырмы. Там выхожу и пытаюсь уехать в Известковую на чём-то другом. Поезд Чегдомын - Хабаровск проходит всю линию в темноте и надо хоть где-то выйти и сфотографировать линию в светлое время.

Примерно за два месяца до этой экспедиции - которая, впрочем, на тот момент никоим образом не планировалась, "Российские железные дороги", а формально отдельная от них структура - Федеральная пассажирская компания, проводили "акцию" по продаже билетов на поезда дальнего следования за 100 рублей, то есть фактически бесплатно. По таким тарифам выделялось четыре купейных места на поезд.

Места были только купейные - на мой взгляд, наихудшие для длительной поездки. И никакие другие. Доступны были не все поезда, но многие. Дальность поездки - любая, от минимально теоретически возможной, например Новосибирск-Западный - Новосибирск-Главный, до максимально возможной Москва - Владивосток.

Билеты на Российских железных дорогах сейчас поступают в продажу за 60 суток от даты отправления поезда. Сутки сменяются не в 0:00, как везде, а в 8:00 по московскому времени. Именно в это время, в 8:00, можно было добыть такие билеты, но они исчезали обычно менее чем через минуту.

Я взять ни один такой билет не смог, исчезали моментально.

Сейчас на вокзале Комсомольска общаюсь с Евгением, который ездит по сторублёвым билетам, мастерски научившись их добывать. Оказывается, все эти четыре халявных билета на поезд группируются и в одном купе, и больше чем в половине случаев это купе при его семи поездках полупустое. В двух случаях вообще пустое кроме него, в остальных кроме него один или два пассажира.

При этом другие купе в том же вагоне обычно были полными!

Поступает информация, что из купивших билеты на поезда дальнего следования РЖД по 100 рублей (продавались около двух месяцев назад, причём даже на маршрут Москва - Владивосток, выделялось 4 места в поезде) около 70 процентов не поехали, и билеты не сдали. Просто тупо не явились на посадку.

Гады, сволочи! Ни себе, ни другим. Для РЖД это резкая мотивация такого не повторять - зачем воздух возить. Вообще, была идея, что малоимущие смогут хоть куда-нибудь съездить, а они не едут.

Но вообще, зря, что нет очень полезной опции: за разумную сумму, скажем 10 процентов цены билета, сменить в нём ФИО пассажира.

Новосибирск-Толмачёво, пересадка. Тут +4, теплее чем в Москве! Удивительное дело. Снега нет, по крайней мере насколько видно на тёмном аэродроме.

Вплоть до степей за Тюменью была непробиваемая облачность. Когда появились плоские степи - они вскоре, ещё до пересечения с рекой Иртыш, оказались заснежены. Бесчисленные степные озёра примерно наполовину покрылись льдом.

Заход на посадку с восточной стороны, то есть дальней относительно маршрута. Прошли над центром Новосибирска.

Комсомольск! Доехал из Хабаровска на одной попутной машине все 400 км. Водитель Слава - пожарный на пожарном поезде станции Комсомольск, организационно сотрудник ВО ЖДТ.

Вчера был в Амурске, 40 км от Комсомольска - настоящая полноформатная зима, а вернулся в Комсомольск - снега почти нет.

Пишу из сидячего вагона поезда Комсомольск - Тында. Тут у каждого кресла есть электрическая розетка. Крайне полезное нововведение!

Билеты, у кого они были не из двух частей (у меня такой, с надписью "ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕЗДНОЙ ДОКУМЕНТ", хоть и куплен в кассе в Комсомольске) проводница забирает себе до выхода. Распечатки вместо билетов, у многих именно они - тоже забирает. Маргиналов в вагоне нет, но есть группа детей, и потому шумно.

Завтра планирую в Чегдомын автостопом, затем поездом до Известковой, откуда есть пригородные поезда - для удешевления. Электропоездом от Известковой до Хабаровска.

Кстати, Комсомольск - единственный крупный город с тремя направлениями железной дороги, но без пригородного сообщения вообще. Дикость. Пригородных поездов нет также в Грозном и Сыктывкаре, но там одно направление.

При том, что для множества пунктов тут никакого сообщения, кроме железнодорожного, нет. И нет альтернативы (по идее) дорогостоящему при небольшом расстоянии поезду дальнего следования со сложной процедурой покупки билетов.

Только что была первая остановка - Хальгасо. Силинка без остановки, как видно, многие пункты вообще не имеют сообщения. Но будет безымянная остановка о.п. 3705 км (от Тайшета), что для поезда дальнего следования редкость.

Интересно, существует ли ещё возможность уехать с таких пунктов, не имея не билета, ни его распечатки, и даже не оформив его на сайте. Допустим, сельский житель не имеет доступа к интернету и (или) не умеет им пользоваться.

Традиционно в таких случаях это было можно (в общий вагон), хотя и не одобрялось.

Оказалось: официально на станциях без билетных касс - сих пор можно, следует обратиться к начальнику поезда, он выпишет билет на любое место, которое окажется свободным. Но лучше такой возможностью не пользоваться, а взять билет заранее, благо что сейчас это несравнимо легче, чем в "доинтернетное" время. И во многих поездах не требуется даже распечатка.

Поспал два часа от Харпичана до Постышево. В Постышево прибыли с опозданием минут на двадцать. Вагон, в Комсомольске заполненный, почти опустел. Последний вагон тут отцепляют. Бесснежно, хотя и минус шесть примерно. Станция тёмная. НравитсяПоказать список оценивших4 ноя в 17:47Ответить

Чегдомын. Тут настоящая зима. Выезжаю поездом на Хабаровск до Известковой, дальше пригородным. Нравится1Показать список оценивших5 ноя в 11:00Ответить

Стоим в Новом Ургале. На вокзале тут в общедоступном расписании представлены рабочие поезда - удивительное дело! Они имеются от станции Новый Ургал до Тырмы и Этыркэна.

Вообще, линию Известковая - Чегдомын нужно будет проезжать летом и в светлое время. Когда-нибудь, нескоро.

В Новом Ургале в вагон сели четверо северокорейцев. В этих местах с давних времён есть корейские трудовые лагеря. Непривычную корейскую речь никак не спутать с узбекской или киргизской. Значки с Ким Ир Сеном, как положено. Едят "корейскую национальную еду", лапшу "Доширак", которую россияне давно называют "бич-пакет".

Приятной неожиданностью было обнаружить в холодном Чегдомыне это: http://vk.com/wall-33988878_968331 НравитсяПоказать список оценивших5 ноя в 12:43Ответить

Известковая. Остался последний участок по железной дороге, и наконец-то в пригородном поезде.

Хабаровск, аэропорт. Рейс на Новосибирск перенесён с 8:05 на 10:10. Жаль, не знал заранее, можно было бы поспать побольше.

Произвести проезд и фотодокументирование Новосибирского трамвая в ходе пересадки уже не удастся. Вероятно, посещён будет только ближайший к аэропорту город Обь.

Вчера прошёл более восьми км от набережной Амура до этой точки. более восьми километров. Потом всё же троллейбусом до аэропорта.

Хабаровск - интересный город. Хорошее место для него выбрали в XIX веке! Географически выгодное и природно красивое.

Хабаровск кажется намного больше других городов с аналогичным населением. Официально около 600 тысяч человек и почти не меняется с 1991 года. Здесь присутствует дух столичности, мегаполиса.

По сравнению с другими районами Хабаровского края, где я был предыдущие дни - "южный город". Тут климатические условия примерно соответствуют Москве, кроме того, что зима более холодная - и поэтому среднегодовая температура ниже. Снега нет, местами зелёная трава, и главное, солнечно.

Кстати, многие из тех, кто никогда не посещал Дальний Восток, считают, что там много китайцев. На самом деле нет вообще, ни одного не заметить! В каком-то минимальном количестве они, конечно, есть, но в ничтожно малом. Несмотря на то, что от южной окраины Хабаровска после позорного решения о передаче Китаю островов на Амуре до китайской границы теперь недалеко. Китайскую территорию видно из высоких зданий Хабаровска.

Здесь, как и в остальной России, много гастарбайтеров из "Русской Азии", преимущественно Узбекистана и Киргизии. В самолёте немалую часть пассажиров составляли именно они.

Считаю, что России нужно иметь на Дальнем Востоке по-настоящему большой город, чтобы эта территория не выглядела провинциальной окраиной. Нужно, чтобы было, как в США, где примерно равные по своему значению города Нью-Йорк и Лос-Анджелес на противоположных концах.

Нужно, чтобы когда-нибудь Хабаровск стал миллионным городом, чтобы здесь построили метро. Будет ли когда-нибудь? Трудно сказать.

Плохо, что в 2014 году Россия глупейшим, на мой взгляд, образом упустила шанс организованно переселить на Дальний Восток несколько миллионов человек из Донбасса, где была наиболее тяжёлая фаза войны. Никакого организованного переселения не было, процесс был пущен на самотёк. Жители Донбасса самостоятельно растворялись в России, а потом многие (вероятно, уже большинство) вернулись, несмотря на невыносимые, казалось, бы, условия жизни. Война не завершена, зарплата 5000 рублей в бандитской марионеточной "ДНР" считается высокой.

Впрочем, в начале 1990-х годов я читал много публикаций, предсказывавших, что к 2020 году Хабаровск вместе с прочим Дальним Востоком (по крайней мере, юго-восточной частью) захватит Китай. С "серьёзными" обоснованиями, как и почему. Теперь ясно, что этого не будет.

Здесь живут такие же русские люди, как везде. Кстати, можно гордиться тем, что нет никаких диалектных отличий, абсолютно такой же русский язык. А во множестве стран диалектные отличия по регионам есть. И вообще всё такое же. При том, что расстояние отсюда до Москвы по земле - больше, чем от Москвы до Нью-Йорка.

Но плохо, что не только чуть ли не 99 процентов жителей Европейской части России никогда на Дальнем Востоке не были, но и многие жители этого региона никогда в Европейской части России не были.

Я же всегда, сколько себя помню, стремился побывать в разных дальних регионах, и в Хабаровске - в первую очередь. Тут прожил примерно четыре года мой отец, периодически на короткое время выбираясь в Москву. Это было в 1980-х годах.

От него я знал немало о жизни в советском Хабаровске. Что это очень далеко, самолётом восемь-девять часов, если без посадки. А с посадкой в Новосибирске или в Норильске - ещё больше. Что можно и поездом, но пришлось бы потратить минимум шесть дней. А вот на автомобиле - невозможно. Или, теоретически, при большой удаче, может быть, и получится. Но это потребует не меньше месяца, и большей частью это будут "упражнения" по вытаскиванию автомобиля из грязи, а не езда.

Пешком? Если выйдешь весной из Москвы, то поздней осенью придёшь в Хабаровск, дней за двести. По пути комары, слепни и клещи "заедят". Ну и через некоторые большие реки придётся переправляться вплавь - мосты только железнодорожные, и на них никого не пускает охрана с ружьями. Самой крупной из таких рек будет Амур. Если пройдёшь все восемь с половиной тысяч километров, оставшись цел и невредим, то в самом конце придётся преодолеть ещё два километра воды - и вот ты у цели!

Я убеждал, что поезд - лучше всего, и надо бы хоть иногда ездить и поездом. Но в ответ - утверждение, что тяжело выдержать так долго в вагоне, да и времени на это нет.

Он так ни разу и не пересёк нашу страну по земле. Зато по остальному миру путешествует немало. Из Хабаровска переехал в 1992 году в испанский (пока ещё) город Барселона, оттуда в Венесуэлу, а из Венесуэлы в Бразилию, причём в самую её отдалённую часть. Где мне делать нечего по причине безжелезнодорожности.

При этом авиабилет Москва - Хабаровск или Хабаровск - Москва (в одном направлении) в 1980-е годы стоил 122 рубля - значительные для того времени деньги. Примерно 20-25 тысяч нынешних рублей. Это было как минимум в два раза дороже билета на поезд и составляло примерно одну среднюю месячную зарплату в Европейской части СССР. На Дальнем Востоке зарплаты были выше.

Цена не зависела ни от того, прямой рейс или с посадкой, ни от времени года. Летом иногда могли быть проблемы с билетами на ближайшие рейсы, но в целом серьёзного дефицита не было.

Советский Хабаровск, расположенный в глубине материка, в то время был "условно-приоткрытыми" воротами для иностранцев на Дальнем Востоке. А портовый Владивосток, вопреки всякой логике - не был. Владивосток с конца 1950-х годов являлся "закрытым" городом, куда не могли попасть без специальных документов даже граждане СССР.

В СССР допускались строго регламентированные организованные путешествия иностранцев по Транссибирской магистрали. Конечным пунктом следования со стороны Москвы по железной дороге был Хабаровск, а не Владивосток. Либо же по крайней мере пересадочным пунктом. Существовал и существует до сих маршрут пассажирского поезда Хабаровск - Тихоокеанская, город Находка. Другие пункты прямого пассажирского сообщения с Находкой не имеют. Находка, в отличие от Владивостока, была открыта для иностранных судов и иностранных граждан.

Именно поэтому в Хабаровске была построена гостиница "Интурист". До традиционного конечного пункта Транссибирской магистрали, Владивостока, иностранец ехать не мог. В поездах дальнего следования и даже в пригородных поездах перед Владивостоком проверяли пропуска и высаживали тех, у кого их не было. В абсолютном большинстве не иностранцев, которые в любом случае находились под строгим контролем, а своих граждан. В наше время трудно поверить. Но об этом сообщают многие источники. И в этой поездке я беседовал с человеком, посещавшим Владивосток во времена его "закрытости", оформлявшим для этого пропуск.

Но делались исключения. 23-24 ноября 1974 года во Владивостоке прошла встреча лидера СССР Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда. Много странностей: зачем закрывать Владивосток, при статусе административного центра (в отличие от сходного Севастополя), и зачем, если уж он "секретный", принимать именно там американскую делегацию.

Между тем, ещё в последние советские годы в Хабаровске, как и в других дальневосточных регионах, начали появляться праворульные автомобили из Японии. А концу 1990-х годов они превысили 90 процентов личного автопарка. И это по-прежнему так, ситуация не меняется.

...

Одна из жительниц Хабаровска удивительным образом заинтересовалась путешествием незадолго до его начала. Попыталась привлечь внимание местных СМИ, что не удалось. Но была опубликована заметка в сетевом сообществе "Типичный Хабаровск", где 86 000 подписчиков.

Совершенно неожиданно и "неправдоподобно", я получил денежную компенсацию части разорительных затрат на поездку от позитивной жительницы Хабаровска.

Постараюсь по-максимуму информационно "раскрутить" эту экспедицию, а также дичайшие намерения в Комсомольске и необходимость борьбы с ними. Но времени мало.

Мне сейчас надо на Украину или хотя бы в Литву, пока остаются последние дни до зимы, потом две уже непереносимые экспедиции на юг России, потом в Африку, причём надо ещё определиться с маршрутом и накопить денег, а потом уже и напряжённый рабочий сезон 2018 года.


В самолёте. Вылет назначен на 10:10 (3:10 по Москве). НравитсяПоказать список оценивших7 ноя в 2:59Ответить

Вот такое найдено: http://metrokhv.jimdo.com/вакансии/. Кто не местный и не в курсе, запросто поверит в реальность.

Ближайший к Хабаровску метрополитен с недавнего времени в Харбине, исконно русском городе. Ставшем, к сожалению, целиком и полностью китайским.



Привокзальная площадь у аэропорта Домодедово. В связи с реконструкцией пассажирская железнодорожная станция
временно оказалась отдалена от здания аэровокзала. Раньше она примыкала к нему вплотную.



Посадочные талоны Домодедово - Новосибирск и Новосибирск - Хабаровск.



Выход на посадку на рейс в Новосибирск.



Станция ххх , Тюменская область.



Вероятно, Омская область.


----------



Самолёт прибыл в Новосибирск-Толмачёво.



В аэропорту Новосибирск-Толмачёво.



















Железнодорожная линия в аэропорт Хабаровск-Новый - "безнадёжно" недействующая. Устрашает тем, что такое, оказывается,
в принципе стало возможным - крупный действующий аэропорт без железной дороги для подвоза топлива.



Рельсовую нить сдвинули при воровстве подкладок, и железная дорога стала "узкоколейной".











"Тополево - лучшее село в России". Сильное утверждение!







Дорога Хабаровск - Комсомольск.


Дорога Хабаровск - Комсомольск, длиной 400 километров, знакома мне по поездке на Сахалин в 1998 году. С того момента она почти не изменилась. Всё так же асфальтированная с одной полосой движения в каждом направлении, не очень большим потоком машин.

В окрестностях этой дороги есть известная достопримечательность - петроглифы (древние наскальные рисунки) у села Сикачи-Алян. Но на них в другой раз.













































До 1975 года, когда был открыт железнодорожный мост у Комсомольска, ниже по течению существовала паромная железнодорожная переправа через Амур. Зимой путь укладывали на лёд, при этом он специально намораживался. До открытия ледовой переправы стремились максимально долго поддерживать ледокольную проводку паромов.

Изначально здесь собирались построить железнодорожный тоннель под Амуром, сходный с тем, что был реально построен у Хабаровска. Строительство тоннеля началось в 1940 году, но вскоре прекратилось из-за нехватки ресурсов и недостаточной значимости, по сравнению с другими объектами. Все силы были брошены на железную дорогу Известковая - Чегдомын, к месторождению угля.

Строительство железной дороги от правого берега Амура до портов Ванино и Советская Гавань возобновилось в 1943 году - после того, как относительно стабилизовалась обстановка на советско-германском фронте и началась подготовка к вступлению в войну с Японией. Железная дорога была построена в сложнейших природных условиях и открылась в июле 1945 года.

Пересечение реки Амур с середины 1940-х годов планировалось уже в виде моста, а не тоннеля. Мост должен был находиться в другом месте. Не там, где он был в итоге построен - а непосредственно в городе. Возможно, были проведены подготовительные работы по строительству моста, но в итоге было решено ограничиться паромно-ледовой переправой.

По имеющимся условным (достоверно не подтверждённым) данным, пассажирское сообщение Хабаровск - Советская Гавань до появления моста было прямым. Зимой пассажирские поезда ходили по льду! Летом пассажирские вагоны перевозили паромами.

После открытия моста работавшие здесь паромы отправили вокруг почти всей Евразии в Крым. Где они вплоть до 1990 года перевозили пассажирские вагоны через Керченский пролив. По другим данным, в Керченском проливе работали паромы того же проекта, но не те же самые, что в Комсомольске.

Первый поезд по мосту через Амур был пропущен в торжественной обстановке 26 сентября 1975 года. Мост изначально проектировался как совмещённый железнодорожно-автомобильный. Но открывался как чисто железнодорожный. Под автомобильную, "северную" часть на момент открытия были только поставлены опоры.

Строительство автомобильной секции затянулось ещё на шесть лет. Автомобильное движение открылось в 1981 году.

Длина моста - 1435 метров, высота над нормальным уровнем воды 24 метра. Мост строго охраняется, пешком и на велосипеде двигаться нельзя. Для комсомольских велосипедистов правый берег "закрыт".

Интересно, что на протяжении почти двадцати лет у Комсомольска находилось единственное место, где можно было пересечь Амур на автомобиле. Мост у Хабаровска был исключительно железнодорожным. Автомобильное движение по мосту у Хабаровска открылось только в 1999 году.



Железнодорожно-автомобильный мост у Комсомольска







Трамвайная линия на улице Пирогова, севернее промежуточного кольца "Мылки". Линии встречных направлений
проложены по разным сторонам улицы, поэтому создаётся иллюзия однопутности.






----------







Конечная станция "Железнодорожный вокзал".


----------







Вот такое, мягко говоря, "негустое" расписание движения поездов по Комсомольску. На два из трёх направлений -
по одному поезду, в сторону Хабаровска - два поезда. Пригородные поезда отсутствуют в принципе!






----------ъ














Автор и мастер поиска сторублёвых билетов Евгений, который продержался в одном вагоне почти неделю пути
от Москвы до Владивостока (непростое испытание, стоит оценить!), а сейчас выезжает поездом
Комсомольск - Тында и затем Тында - Москва, пять дней в одном вагоне.



Вид от вокзала в сторону города.



Длительный переход лунной ночью.











Грузовой поезд следует в сторону Волочаевки.










Налево - Волочаевка и Ванино (пути рядом), направо - Байкало-Амурская магистраль на Тынду, Тайшет и Москву.






Последний километр великой Байкало-Амурской магистрали. Отсчёт от Тайшета. Тайшет - на 4514 километре. То есть до Москвы-Ярославской через Тынду, Лену, Тюмень и Данилов здесь 8 330 километров. Для сравнения: от Москвы-Внуково до Нью-Йорка 7502 километра.



































Когда-то этот железнодорожный путь вёл к паромно-ледовой переправе через Амур, и по нему курсировал
пассажирский поезд Хабаровск - Советская Гавань.






















----------























































































"Дабулэ лэстя да кошина" - некая фраза на цыганском языке, точное значение не найдено. Чтобы заинтересовать цыган, или просто для привлечения внимания?











































----------



----------



----------



----------






В город приходит зима. Повезло, что застал, быть может, последние в этом году часы без неё!






Касательно цен на еду в Хабаровском крае. Как правило, всё дороже, чем в Европейской части России и в "ближней" Сибири. Многое бывает и в два раза дороже.

Но есть исключения. В Хабаровском крае присутствуют две сети дешёвых продовольственных магазинов - "Amba" и "Самбери". Такие магазины попадаются нечасто. Но если удалось найти - там всё будет столь же дешёво, как и в привычных жителям западной части России "народных" магазинах. Например, сети "Пятёрочка".

Общероссийские (по мнению многих) сети дешёвых продуктовых магазинов "Пятёрочка" и "Магнит" в Хабаровском крае, как и в других регионах востока России, отсутствуют в принципе. Так что на самом деле общероссийскими они пока не являются.



Сетевой магазин "Amba" в Комсомольске. Цены весьма низкие.


























----------










Автобус ЛиАЗ-677, один из символов "позднего" Советского Союза. В России осталось в лучшем случае четыре города, где такие автобусы перевозят пассажиров на регулярных маршрутах: Арзамас, Амурск, Зеленогорск, Железногорск. Последние два - "закрытые" города в Красноярском крае.

В Амурске, как сообщали, ещё в прошлом году ЛиАЗ-677 составляли 80 процентов городских автобусов, а сейчас замечено только два.

Остались ещё в Александрии, Украина, и возможно - в Рудном и Кокчетаве, Казахстан.






















----------


----------


















----------










----------







Станция Мылки. Прямо - Комсомольск, направо - Амурск.



-------


----------






----------













































-------














































----------






----------






























----------










----------










----------










































----------



часть 2 — следующая


10.11.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу