Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА КОМСОМОЛЬСК — ЧЕГДОМЫН — ХАБАРОВСК, 2017 ГОД (ЧАСТЬ 2)









Это вторая, последняя часть публикации. Начало  — в первой части.



-----

















































-------


















----










----


































---










---






---























































---










---

























Автор на вокзале и у вокзала в Хабаровске. Фотографии позитивной жительницы этого города, неожиданным образом заинтересовавшейся путешествием.

Факт наличия тут поезда до Москвы, на мой взгляд, имеет символическое значение для единства страны и "греет душу". Хотя реально ехать шесть дней безвылазно в одном вагоне - "жесть" невообразимая. Другое дело - с промежуточными остановками и сменами поездов.














Расписание движения пригородных поездов от Хабаровска на запад. Один из трёх поездов на Биробиджан
на самом деле идёт до и от станции Облучье - вдвое дальше. По платформам Урми, Лумку-Корани,
Бобровский, Кандалик и Воробьёво остановки каких-либо поездов отменены.


Изобилия пригородных поездов в Хабаровске не наблюдается. Но большого их количества не было никогда. То, что есть - на самом деле не так уж и мало, учитывая слабую заселённость территорий вдоль железной дороги.

На мой взгляд, в огромном городе, растянутом на 40 километров вдоль железной дороги, было бы не лишним движение внутригородских поездов. Но интенсивное движение грузовых поездов не позволит создать такие перевозки в режиме городского транспорта.

Отменено движение до станции Волочаевка II. На первый взгляд - мелочь, недалеко. Но всё же посёлок остался без удобного доступа.

От Волочаевки II, в 44 километрах от Хабаровска, дальше в сторону Комсомольска железная дорога является безальтернативным видом транспорта. Автомобильного доступа в посёлки вдоль железной дороги Волочаевка - Комсомольск нет. Но пригородных поездов на этом участке нет очень давно.

Станция Хабаровск I находится на 8522 километре, отсчёт от Москвы-Ярославской через Данилов и Тюмень. Движение пригородных поездов на запад - до Облучья, 8189 км, то есть на 333 километра - одна двадцатьпятая часть пути до Москвы. Дальше существуют пригородные поезда Облучье - Архара, ещё на 110 километров. Вероятнее всего, это не электропоезд, а электровоз с одним пассажирским вагоном.

После Архары, на 8079 километре - всё очень плохо. Официально - много сотен километров "безпригородья".

Без какого-либо сообщения осталось великое множество пунктов, в том числе станция под названием Украина. Станция Украина находится в России, а станция Россия - на Украине.

Отменены существовавшие примерно до 2013 года маршруты Архара - Бурея, Бурея - Завитая, Завитая - Белогорск, Белогорск - Шимановская, Шимановская - Ушумун, Ушумун - Магдагачи.

Пригородные поезда появляются на станции Магдагачи, 7493 километр. Идут из Магдагачи до Сковородино (7305 километр), оттуда до станции Ерофей Павлович (7110 км, названа в честь того же землепроходца, что и Хабаровск, но по имени-отчеству).

От Ерофея Павловича - официально дальше только до станции Аячи, на 25 километров (7085 км). Почти нисколько не сомневаюсь: на самом деле этот поезд идёт до станции Амазар на 7003 километре.

От станции Аячи официально ничего нет до станции Могоча, 6905 км. После этого разрыва: Могоча - Ксеньевская (6798 км), Ксеньевская - Зилово (6669 км), Зилово - Чернышевск (6586 км), Чернышевск - Шилка (6444 км), Шилка - Карымская (6294 км), Карымская - Чита II (6197 км), Чита II - Могзон (6053 км), Могзон - Хилок (5933 км), Хилок - Петровский Завод (5783 км).

По маршрутам Чита - Карымская и Чита - Могзон курсируют электропоезда. На всех остальных вышеперечисленных маршрутах за Архарой - составы из электровоза с одним пассажирским вагоном. После Петровского Завода всюду вплоть до Москвы - электропоезда.

Петровский Завод - Улан-Удэ (5640 км). Сообщение возобновилось в 2017 году после более чем трёхлетнего перерыва. Улан-Удэ - Мысовая (5476 км).

Мысовая - Выдрино (5383 км): очень неприятный разрыв на красивом участке железной дороги вдоль берега Байкала. Скорее всего, не только на бумаге, но и фактически.

Выдрино - Слюдянка (5310 км). Есть и один прямой поезд Выдрино - Иркутск. Слюдянка - Иркутск-Пассажирский (5184 км).

Иркутск-Пассажирский - Черемхово (5054 км). Есть и один прямой поезд Иркутск - Зима. Черемхово - Зима (4934 км). Зима - Тулун (4794 км). Тулун - Нижнеудинск (4678 км). Нижнеудинск - Тайшет (4514 км).

От Тайшета до Решот (4451 км) официально - разрыв. Реально, скорее всего, движение есть.

Решоты - Иланская (4375 км). Иланская - Уяр (4228 км). Есть и один прямой поезд Иланская - Красноярск.

Уяр - Красноярск (4097 км). Красноярск - Чернореченская (3953 км). Есть и один прямой поезд Красноярск - Боготол, но только по выходным дням. Чернореченская - Боготол (3845 км).

От Боготола официально нет пригородных поездов до Мариинска (3712 км), причём давно, с начала 2009 года. Реально - есть, по состоянию на 2017 год.

Мариинск - Тайга (3564 км). Тайга - Болотная (3461 км). Болотная - Новосибирск (3335 км). Новосибирск - Чулымская (3204 км). Есть и один прямой поезд Новосибирск - Барабинск.

Чулымская - Барабинск (3034 км). Барабинск - Татарская (2878 км). Татарская - Омск (2709 км). Омск - Называевская (2561 км). Называевская - Ишим (2427 км). Ишим - Тюмень (2138 км). Тюмень - Ощепково (1996 км). Ощепково - Екатеринбург (1813 км). Екатеринбург - Шаля (1669 км). Шаля - Пермь (1433 км). Есть вариации: Екатеринбург - Кордон (немногим дальше Шали) и Кордон - Пермь.

Пермь - Балезино (1192 км). Балезино - Яр (1125 км). Яр - Киров (954 км). Прямые поезда на Киров идут от Глазова, ближе Яра (1162 км).

Киров - Пижма (716 км). Отсчёт расстояния, начиная с Пижмы - уже не от Москвы-Ярославской, а от Москвы-Курской через Владимир. Место стыкования линий, Котельнич - на 868 км от Москвы-Ярославской и 809 км от Москвы-Курской.

Пижма - Урень (622 км). Урень - Нижний Новгород (440 км). Нижний Новгород - Вязники (314 км). Ковров - Владимир (191 км). Есть вариации: Нижний Новгород - Вязники - Ковров (254 км) и Гороховец (361 км) - Вязники - Владимир. Владимир - Москва-Курская (0 км).



На восток от Хабаровска (реально - на юг, железная дорога меняет направление) движение сохранилось
всего лишь на 128 километров, до станции Вяземская.



Схема на вокзале Хабаровск. Правильно - Тунгусский и Ключевское, на табличках написано именно так.
Километровые пункты в поездах объявляют как "четыреста----й", пропуская "восемь тысяч".










Расписание движения пригородных поездов в Хабаровске, график на 1982-83 годы. Все пригородные поезда
на тот момент состояли из локомотива и пассажирских вагонов. Первый электропоезд появился
приблизительно в 1997 году и последующие несколько лет курсировал только по маршруту
Хабаровск - Кругликово по выходным дням.


Изучение расписания на 1982-83 годы показывает, что и тогда пригородных поездов в Хабаровске было мало. Хотя в сторону Владивостока их маршрут был в два раза более длинным, чем сейчас - до Бикина.

Удивительно - ведь в наше время на запад от Хабаровска можно легко и быстро уехать на автомобиле, а в то время существовал исключительно железнодорожный мост и автодороги не было вовсе. Поезда являлись безальтернативным видом транспорта.


















--






----






















-----










-----






----










































































---














---



































































---






----
























До недавнего времени так было: полёты Новосибирск — Комсомольск два раза в неделю являлись единственной возможностью
напрямую вылететь из Комсомольска за пределы Дальнего Востока. Но авиакомпания «ВИМ-Авиа» обанкротилась
и полностью прекратила полёты 15 октября. Замены ей на этом маршруте на данный момент нет и,
возможно, не будет по причине убыточности.























------










---














ъъъ










Сегодня особенный день, который бывает раз в сто лет! Не мог не выйти в центр Москвы. Но — ничего особенного.
«На всякий случай» высокая концентрация полиции, а в остальном всё как обычно.




В Москве, в районе станции метро «Щёлковская», существует Хабаровская улица. Двигаясь по Хабаровскому краю, приятно было осознавать, что она есть, и по крайней мере своим существованием напоминает в столице о том, что есть такой регион. К которому пока что явно недостаточное внимание федерального центра!

А какие ещё «географические» улицы и другие объекты есть в Москве?

Традиция называть улицы столицы в честь городов и регионов страны возникла у нас в Санкт-Петербурге в XIX веке. Там есть район с высокой концентрацией дореволюционных названий по городам страны.

Возобновилось это в Москве с 1960-х годов. Причём, присваивая улицам Москвы названия в честь городов и регионов СССР, стремились соблюсти принцип корректности направления. Хабаровская улица — на востоке, Харьковская — на юге, Таллинская - на северо-западе, Череповецкая - на севере. Но есть исключения: например, Вильнюсская улица и Литовский бульвар на юге.

Никакой внятной логики нет в том, почему одни регионы попали на карту Москвы в высокой концентрации (Карелия, Архангельская область, Красноярский край), а другие важные регионы не попали вообще (Башкортостан, Бурятия и многие другие). Или почему из всей топонимики большого и важного Татарстана попал только третьесортный Зеленодольск.

"Медведевские присоединённые территории» 2012 года я Москвой не считаю и они никак не отображены. Да и прочее, более староприсоединённое «Замкадье», на мой взгляд, тоже в значительной части не Москва. Изрядная часть даже «старых» территорий за МКАД остаётся сельской местностью, и это хорошо!

Но всё-таки «Замкадье» изучено. Немногими найденными там названиями по данной теме в ближних районах, которые де-факто уже вошли в структуру Москвы и обеспечены метро, являются Саранская, Суздальская, Городецкая, Тарханская улицы. Вероятно, будут появляться другие. Эти районы, если там есть метро и застройка многоэтажная, принципиально от остальных не отличаются.

На «медведевских территориях» очень много дачных и коттеджных посёлков, причём некоторые из них закрытые, с охраной по периметру и въездом только для своих. С названиями улиц там можно фантазировать как угодно. Часто это не имеет официального статуса, никому не известно, и уж точно не воспринимается всерьёз. Там может быть всё что угодно, пресекут только явный экстремизм. Но статус сомнителен.

Названия улиц на территории реальной Москвы (реальная Москва только внутри МКАД) и ближних «замкадных» территориях, присоединённых в 1980-е годы и контактирующих с МКАД, являются уникальными, то есть нигде внутри Москвы не повторяющимися. На остальном «Замкадье» названия свои в каждом городе, посёлке и деревне, и могут повторяться десятки раз.

В Зеленограде есть названия улиц, причём некоторые совпадают с московскими. Однако нумерация зданий в Зеленограде — не по улицам, а по микрорайонам. Улицы в зеленоградских почтовых адресах не пишут в большинстве случаев. Существуют некоторые исключения.



01 Адыгея — ничего нет.

02 Башкортостан — ничего нет, хоть это и один из «ключевых» регионов России. По многим параметрам. Это первая по населению национальная республика.

03 Бурятия — ничего нет. Главным прибайкальским регионом считаем Иркутскую область, Байкальская улица — к ней.

04 Горный Алтай — будем считать, что нет. Есть Алтайская улица, но считаем, что она по Алтайскому краю. Официально республика называется не Горный Алтай, а просто Алтай. Однако всё, что «просто» Алтай, в первую очередь ассоциируется с Алтайским краем.

05 Дагестан. Ничего нет. Каспийская улица в честь Каспийского моря (далеко не только в Дагестане), а не Каспийска. Кавказский бульвар? Дагестан хоть и в некоторых отношениях первый из кавказских регионов России, но это название к одному региону не привязать.

06 Ингушетия — нет

07 Кабардино-Балкария нет

08 Калмыкия нет

09 Карачаево-Черкесия нет

10 Карелия. Очень высокая концентрация! Есть Петрозаводская улица, Онежская улица, Олонецкая улица, Валаамская улица, Карельский бульвар, и даже Беломорская улица, хотя она едва ли в честь Беломорска (который на самом деле Сорока).

Онежская улица теоретически равным образом может быть отнесена к Онежскому озеру в Карелии, небольшая часть в Вологодской области, и реке Онега, целиком находящейся в Архангельской области, а также городу Онега в ней же. Если кто не знает — одно с другим не пересекается и взаимоудалено на сотни километров. Но тот факт, что продолжением Онежской улицы является Петрозаводская (Петрозаводск находится на Онежском озере) косвенно указывает на первое.

11 Коми — Печорская улица.

12 Марий Эл — ничего. То, что «Волжское» — точно не в честь Волжска, второго по величине города в Марий Эл.

13 Мордовия — Саранская улица за МКАД.

14 Якутия только Верхоянская и Вилюйская улицы, по третьестепенным городам, как ни странно. Ленская с натяжкой.

15 Осетия — ничего нет

16 Татарстан — Зеленодольская улица. Удивляет такой выбор третьестепенного и ничем никогда не известного городка в большом регионе, где есть Казань, Набережные Челны, Бугульма, или исторический Свияжск, или Елабуга, Альметьевск, являвшийся в послевоенное время известным центром нефтедобычи — «второй Баку». И многое другое, что в большей степени этого заслуживает.

Почему именно Зеленодольск? Выделяющийся только шпалопропиточным заводом с узкоколейной железной дорогой http://infojd.ru/12/zeliony_dol.html (разрушен, разобран).

Есть дореволюционный Казанский переулок, но его не считаем — он в честь Казанской иконы Богоматери, а не собственно Казани. Есть Казанский вокзал и Московско-Казанский переулок (по железной дороге), но это тоже не полноценно.

17 Тува ничего нет.

18 Удмуртия — Удмуртская улица — самое новое из таких названий, с 2016 года. Очень короткая — 310 метров.

19 Хакасия с натяжкой Саянская улица.

20 Чечня — ничего нет.

21 Чувашия — ничего нет. Чебоксарскую улицу в неближнем замкадье не считаем.

22 Алтайский край — Алтайская улица.

23 Краснодарский край  — Краснодарская улица, Кубанская улица, Белореченская улица, Армавирская улица, Тихорецкий бульвар, Ейская улица, Новороссийская улица. Сочинская улица — далеко за МКАД, но вскоре окажется рядом со станцией метро.

24 Красноярский край — Красноярская, Норильская, Шушенская, Минусинская, Енисейская, Таймырская и улица Дудинка (именно так, не Дудинская)

25 Приморский край — Уссурийская улица. Возможно, напоминание о том, что в 1960-е годы центр Приморского края планировали перевести из Владивостока в Уссурийск по причине «закрытого» статуса Владивостока. Куда до 1989 года не могли свободно въезжать даже жители остального Приморского края.

26 Ставропольский край — Ставропольская улица, Пятигорская улица.

27 Хабаровский край — Хабаровская улица.

28 Амурская область — Амурская улица с натяжкой. Река Амур в первую очередь ассоциируется с Хабаровским краем. В нём есть, среди прочего, город Амурск.

29 Архангельская область — как и в случае Карелии, концентрация странным образом высокая. Улицы Северодвинская, Каргопольская, Холмогорская и Мезенская, туда же можно отнести Беломорскую. Хотя и нет собственно Архангельска. Старинный Архангельский переулок с Архангельском не связан.

30 Астраханская область — Астраханский переулок. С Астраханью на самом деле не связан. Искажённое «Астраханцевский», это было дореволюционное название в честь домовладельца Астраханцева. Постепенно в документах укоренилось название с ошибкой.

31 Белгородская область — ничего нет. Белгородский проезд — старинное название, происходящее от Белого города (часть Москвы от пределов Кремля и Китай-Города до нынешнего Бульварного кольца).

32 Брянская область — Брянская улица — дореволюционное название, по Брянскому (ныне Киевскому) вокзалу. Улица Брянский пост — по Брянскому посту в месте примыкания к исторической Московско-Брестской железной дороге передаточной ветви от Московско-Брянской железной дороги.

33 Владимирская область — 1-я, 2-я и 3-я Владимирские улицы, Суздальская улица за МКАД в «интегрированном» районе. Муромская улица — за МКАД, с сельской застройкой. До 1919 года Владимиркой или Владимирским шоссе называлась одна из главных магистралей — нынешнее шоссе Энтузиастов.

34 Волгоградская область — Волгоградский проспект. Является начальным участком дороги в сторону Рязани — Самары, а не Волгограда.

35 Вологодская область — Вологодская улица, Белозерская улица, Череповецкая улица (причём является одной из главных в своём районе).

36 Воронежская область — Воронежская улица, Россошанская улица. Кантемировская улица условно.

37 Ивановская область — Палехская улица. Ивановская улица с Ивановом не связана.

38 Иркутская область — Иркутская улица, Братская улица, Байкальская улица. Ангарская улица, в причём в этом случае — "неправильный» район.

39 Калининградская область — условно Светлогорский проезд. Но спорно, что по Светлогорску, который к тому же есть и в Беларуси. Балтийская улица — не по Балтийску. В этом месте когда-то был посёлок Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Оттуда же — название платформы Красный Балтиец.

40 Калужская область — Калужская площадь, Малая Калужская улица (Большой Калужской ныне нет, так назывался начальный участок Ленинского проспекта), Старокалужское шоссе, Боровское шоссе — в целостном виде находится за МКАД, но есть разрозненные участки внутри МКАД, без нумерации домов. Тарутинская улица — в память о Тарутинском бое в ходе Отечественной войны 1812 года у села Тарутино в нынешней Калужской области.

41 Камчатский край — Камчатская улица.

42 Кемеровская область — ничего нет. Новокузнецкая улица — однозначно никакого отношения к Новокузнецку.

43 Кировская область — странным образом только Уржумская улица. Это связано с тем, что именно малоизвестный в наше город Уржум  — родина С. М. Кирова. До 1960 года — улица Кирова в городе Бабушкин. Соседняя улица Ленина была переименована в Шушенскую (Шушенское — село на реке Енисей, известное как место ссылки В. И. Ленина).

Дореволюционная Вятская улица — сомнительно, что она названа в честь Вятки. Есть версия, что искажённое «Вязская».

44 Костромская область — Костромская улица.

45 Курганская область — Курганская улица.

46 Курская область — в реальной Москве только небольшая Курская улица. Находится в районе Люблино, название дано в связи с близостью к Курскому направлению железной дороги. Все улицы в деревне Новокурьяново (далеко от реальной Москвы, в центре испытательного кольца железной дороги) — «номерные» Железногорские.

47 Ленинградская область и Санкт-Петербург. Формально это разные регионы. По объектам в собственно Ленинградской области названы: Выборгская улица, Ладожская улица — дореволюционное название, с Ладожским озером и Ладогой изначально не связано. Тихвинская улица — весьма условно. Это дореволюционное название в честь иконы Тихвинской Богоматери.

Ижорская улица — может быть отнесена и к Санкт-Петербургу. Ижора — это река в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, на которой расположен город Колпино в составе Санкт-Петербурга. А также населённые пункты в разных частях Ленинградской области и проживающий в ней малочисленный народ, близкий к финнам.

Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе названы в честь города Ленинграда, которому в 1991 году возвращено название Санкт-Петербург. До этого Ленинградское шоссе меняло названия вместе с городом: до 1924 года Петроградское, до 1915 года Санкт-Петербургское.

Кронштадтский бульвар (Кронштадт — город-крепость в составе Санкт-Петербурга), Пулковская улица (Пулково — местность на южной окраине Санкт-Петербурга, местонахождение одной из первых русских астрономических обсерваторий и городского аэропорта). Смольная улица (здание бывшего Смольного института в Санкт-Петербурге — штаб революции 1917 года, затем резиденция правительства города).

В посёлке Новоподрезково далеко за МКАД есть Колпинская, Синявинская и Ленинградская улицы.

48 Липецкая область — Липецкая улица, Елецкая улица, Лебедянская улица.

49 Магаданская область — Магаданская улица.

50 Московская область. Наибольшая концентрация названий в честь географических объектов — по этому региону, ближайшему соседу, что логично. Крупные магистрали Можайское шоссе, Каширское шоссе, Щёлковское шоссе, Волоколамское шоссе, Дмитровское шоссе, Рублёвское шоссе (формально Рублёво Москва), Ивантеевская улица, Шатурская улица, Зеленоградская улица (формально Зеленоград Москва), Зарайская улица, Луховицкая улица, и множество других.

51 Мурманская область — Кольская улица, Мурманский проезд, Хибинский проезд.

52 Нижегородская область — Нижегородская улица, причём сохраняла такое название и в СССР. Изначально по Нижегородскому вокзалу. Сормовский проезд. Городецкая улица в «ближнем Замкадье», интегрированном с городом, под этой улицей находится станция метро. Ещё Ветлужская, но уже в менее интегрированном «Замкадье».

53 Новгородская область — Новгородская улица, Валдайский проезд, Ильменский проезд, Волховский переулок.

54 Новосибирская область — Новосибирская улица.

55 Омская область — «с натяжкой» Иртышский проезд, хотя его можно отнести и к другим регионам. Заявили в 2016 году об открытии Омской улицы где-то в «дальнем Замкадье», но оно дальнее и это не имеет никакого отношения к Москве.

56 Оренбургская область — Оренбургская улица (за МКАД, реально это посёлок Косино).

57 Орловская область — ничего нет. Орловский переулок не связан. Окская улица — к множеству регионов можно отнести. Ливенская улица среди частной застройки в далёком «замкадье» у станции Бутово не считается.

58 Пензенская область — Тарханская улица (ближнее заМКАДье)

59 Пермский край — Пермская улица, Чусовская улица.

60 Псковская область — Псковская улица.

61 Ростовская область — Таганрогская улица, Азовская улица, Цимлянская улица, Новочеркасский бульвар, Батайская улица и Батайский проезд.

62 Рязанский проспект, Рязанский проезд, Рязанский переулок, Новорязанская улица, Ряжская улица, Касимовская улица, Павелецкая набережная, Павелецкая площадь, Пронская улица за МКАД.

63 Самарская область — Самарская улица. Это дореволюционное название, изначально Самарский переулок. Жигулёвская улица.

64 Саратовская область — Саратовская улица, Хвалынский бульвар за МКАД, Вольские улицы за МКАД.

65 Сахалинская область — Сахалинская улица.

66 Свердловская область — Тагильская улица (то есть формально относится к реке Тагил, а не к расположенному на ней крупному городу Нижний Тагил — в этом случае должна быть Нижнетагильская). С натяжкой Уральская улица.

67 Смоленская область — дореволюционные Смоленская площадь, Смоленская набережная и Смоленский бульвар. Ярцевская улица, Вяземская улица, Сафоновская улица, Дорогобужская улица, Ельнинская улица, Гжатская улица.

Повышенная концентрация названий связана с тем, что Смоленская область область была местом сражений в Отечественной войне 1812 года и местом боёв в 1941 году на подступах к Москве. География Смоленской области в районе Кунцево соседствует с именами героев войны 1812 года.

68 Тамбовская область — Тамбовская улица. Моршанская улица за МКАД.

69 Тверская область. Тверская улица считается главной в Москве. Название очень старое, из времён, когда Тверь претендовала на статус главного города Руси — был период, когда она реально соперничала с Москвой за первенство. Интересно, что на протяжении долгого времени это было единственное название улицы в честь другого города.

Ещё есть Нелидовская улица, Селигерская улица и Конаковский проезд. Большой и Малый Ржевский переулки — дореволюционные названия по храму Ржевской иконы Божьей матери. Осташковская улица с Осташковом не связана. Название по селу Осташково Московской области.

70 Томская область — ничего нет.

71 Тульская область — Большая Тульская улица, Малая Тульская улица, Яснополянская улица. Новомосковская улица с Новомосковском никак не связана. Венёвская улица и Плавский проезд — в «интегрированном замкадье» с линией метро и многоэтажной застройкой. Алексинская — «замкадье» с сельской застройкой.

72 Тюменская область — Тюменская улица, Тобольский переулок.

73 Ульяновская область — ничего нет.

74 Челябинская область — Челябинская улица, Магнитогорская улица. Златоустовская в «замкадье» не первой близости.

75 Забайкальский край (до 2008 года Читинская область) — ничего нет.

76 Ярославская область — Ярославское шоссе, Ярославская улица, Угличская улица. Дореволюционная Большая, Средняя и Малая Переяславские улицы. Переславль в то время писался с «я».

Дореволюционная Ростовская набережная и семь «номерных» Ростовских переулков — названы по Ростову Великому, не Ростову-на-Дону. В этом месте когда-то находилось подворье ростовских архиереев.

1-я, 2-я и 3-я Рыбинские улицы и Рыбинский переулок — на самом деле названы по скрытой ныне под землёй речке Рыбинке, а не по Рыбинску.

78 Санкт-Петербург — смотрите 47 Ленинградская область.

79 Еврейская АО — Волочаевская улица. До 1937 года Бухаринская, до 1919 года Золоторожская. Название - по станции Волочаевка, известной как место крупного сражения в 1922 году, в ходе Гражданской войны на Дальнем Востоке.

83 Ненецкий АО — ничего нет.

86 Ханты-Мансийский АО — ничего нет. Хотя в этом регионе создаётся немалый процент доходной части бюджета России.

87 Чукотский АО  — Чукотский проезд, Анадырский проезд и Берингов проезд (считаем, что именно по Берингову проливу, иначе бы проезд Беринга).

89 Ямало-Ненецкий АО — ничего нет.



Украина.

Старинная улица Маросейка — от искажённого «Малороссия». Украинский бульвар. Киевская, Луганская, Донецкая, Донбасская, Иловайская, Мариупольская, Лисичанская, Херсонская, Полтавская, Нежинская, Одесская, Запорожская, Днепропетровская, Краснодонская, Кировоградская, Харьковская, Сумская и Сумской проезд, Ялтинская, Артековская, Сивашская, Мелитопольская, Житомирская, Кременчугская, Криворожская, Винницкая, Керченская, Крымская набережная и Крымская площадь (дореволюционное), Севастопольский проспект, Балаклавский проспект, Симферопольский бульвар, Чонгарский бульвар, Большая и Малая Юшуньская улицы (название села Юшунь в Крыму, известного по сражению в 1920 году, в ходе Гражданской войны, ныне пишется как Ишунь). Черноморский бульвар рядом с другими «крымскими» названиями также можно отнести к Крыму. Улица Каховка (именно так, не Каховская), Черниговский переулок (дореволюционное, по храму Михаила и Фёдора Черниговских). Киевское шоссе за МКАД.

Можно заметить, что среди украинских областных центров странным и, возможно, целенаправленным образом обойдены все западные: Хмельницкий (бывший Проскуров), Ивано-Франковск (бывший Станислав), хотя улица Ивана Франко есть, Львов, Черновцы, Тернополь, Ровно, Луцк и Ужгород. Из не-западных областных центров отсутствуют только Черкассы и Николаев.

Староволынская улица никак не связана с Волынью. Название — по существовавшему на этом месте селу Волынское. Волынская улица в районе Солнцево за МКАД - связана, это самое новое из "украинских" названий (с 1984 года).



Беларусь

Минская улица, Витебская улица, Брестские улицы (дореволюционное, по Брестскому вокзалу), Гродненская улица, Бобруйская улица, Оршанская улица, Полоцкая улица, Беловежская улица. Неманский проезд. Старинный Несвижский переулок — но к городу Несвиж относится «с натяжкой». Недостаёт Гомельской и Могилёвской улиц для присутствия всех областных центров Беларуси.

Лучшая часть планеты и лучший из миров — единственное, что в двух разных местах присутствует на карте Московского метрополитена (ближайшую Московскую область не считаем). А именно — станции «Белорусская» и «Минская».



Молдова  — Молдавская улица. Находится в Кунцево, не вполне корректно по принципу направлений.



Узбекистан  — Ташкентская улица и Ташкентский переулок, Самаркандская улица, Ферганская улица.



Казахстан - Алма-Атинская, Кустанайская — и всё. Непропорционально мало. Уральская связана с Уралом, а не Уральском.



Кыргызстан — ничего нет.



Таджикистан - ничего нет.



Монголия — ничего нет. Несмотря на то, что в 2006 году мэр Москвы Ю. М. Лужков во главе официальной делегации открыл в Улан-Баторе Московский проспект.



Туркменистан — небольшой Туркменский проезд. Находится в Строгино (Северо-запад, тогда как Туркмения на юго-востоке). Название появилось задолго до того, как придумали принцип направлений, и изначально существовало не в Москве, а в селе Троице-Лыково.



Азербайджан — Бакинская улица.



Армения — Армянский переулок (дореволюционное название, именно в этом переулке посольство Армении), Ереванская улица, Севанская улица.



Грузия — Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский переулок, Грузинская площадь. Всё это — дореволюционные названия.



Литва — Вильнюсская улица и Литовский бульвар. Находятся рядом, причём в «неположенном» месте, на юге (тогда как Литва расположена к западу от Москвы), нарушая традиционный принцип направлений. Причиной считают тот факт, что в проектировании района с этими названиями принимали участие архитекторы из Литовской ССР.



Латвия — Рижская площадь, Рижский проезд. Виндавская улица официально ликвидирована. Не переименована, а именно ликвидирована.



Эстония — Таллинская улица, Нарвская улица. Находятся в разных районах, но в целом принцип направлений соблюдён.



Заграница. Очень мало чего, на удивление мало. Если не считать топонимику в честь зарубежных деятелей — только Братиславская улица, Рочдельская улица, Варшавское шоссе (название дореволюционное, Варшава тогда была в России), Иерусалимская улица — изначально по храму Иерусалимской иконы Божьей матери, а не по городу. И всё.

Астрадамская улица в честь Амстердама (старинное написание), но сейчас мало кто об этом знает. Китай-Город с Китаем не связан, как и Софийская набережная с Софией.

Рочдельская улица, расположенная в районе Пресня — очень нехарактерный случай. Названа в 1932 году, в честь мало кому в наше время известного города Рочдель (Rochdale) в Великобритании, находящегося вблизи Манчестера. Этот город считается местом, где было положено начало рабочей потребительской кооперации. Рочдельские ткачи в 1844 году собрали по 1 фунту стерлингов и создали коллективное хозяйственное (торговое) предприятие — потребительское общество на кооперативных принципах.

Станции метро: Варшавская, Пражская, Римская и Братиславская. На всех четырёх в оформлении есть хотя бы небольшие напоминания о соответствующих городах. Пражская и Римская проектировались и строились с участием Чехословакии и Италии.

Почему в Москве не называли улицы в честь городов и стран соцлагеря — загадка. Называли кинотеатры, но они почти все переименованы или исчезли. При этом, например в Хабаровске есть даже Албанская улица. В Ленинграде, в отличие от Москвы, много улиц было названо в честь зарубежных городов стран «соцлагеря».

Братиславская улица была открыта мэром Москвы Лужковым в 1996 году при участии словацкой делегации.

Возможно, наличие таких улиц в Ленинграде на фоне отсутствия их в Москве было выражением их самобытности, стремления отличаться. Равно как в начале 1990-х годов там переименовали станции метро «Комсомольская» и «Красногвардейская», совпадающие с московскими, но оставили станцию метро «Горьковская», убранную с карты метро Москвы.



Станции метро по городам:
Киевская
Павелецкая
Курская
Савёловская
Рижская

С этими станциями нестандартная ситуация, они названы по вокзалам, а не городам. Савёлово — это вообще не город, а район небольшого города Кимры, когда-то являвшийся селом. Павелец — мелкий никому не известный пункт в Рязанской области, официально даже не город, и с ударением на «а», в отличие от вокзала и станции метро.

Оформление, связанное с этими городами, есть только на «Киевской» (на двух из трёх станций в пересадочном узле) и «Рижской». По задумке архитекторов, жёлтый кафель на пилонах «Рижской» должен символизировать песчаные пляжи и янтарь на берегу Балтийского моря в Юрмале, пригороде Риги. Кроме того, есть малозаметные керамические мозаики с изображением достопримечательностей Риги.

«Белорусская» Кольцевой линии в своём оформлении «пропитана» Беларусью. После варварских реконструкций в 1990-е годы этого оформления стало меньше. Снесли скульптурную композицию «Советская Белоруссия».

Почему построенную в послевоенные годы «Курскую» на «образцово-показательной» Кольцевой линии не оформили в честь Курской битвы — загадка.


невокзальные станции метро:

Римская
Пражская
Алма-Атинская
Минская
Серпуховская
Тульская
Севастопольская
Волоколамская
Дмитровская
Щёлковская, хотя не все знают, что такой город есть, кто-то думает, что район станции так называется
Тверская (хоть Тверь и главный город планеты — я убеждён!, но название чужое, на самом деле это станция Горьковская)
Калужская
Домодедовская — ассоциируется с аэропортом, не с городом. Оформление станции однозначно указывает на аэропорт.
Смоленская (две расположенные рядом, но невзаимосвязанные станции)
Каширская
Варшавская
Каховская
Братиславская
Коломенская — с большой натяжкой. По селу Коломенское, которое когда-то, в глубокой древности (1300-е годы), было названо в честь Коломны жителями города Коломны, бежавшими от хана Батыя.

С «посторонней» добавкой — Волгоградский Проспект и Рязанский Проспект.


Новокузнецкая к Новокузнецку абсолютно никакого отношения не имеет. Во время строительства и открытия этой станции Новокузнецк назывался Сталинск. До Сталинска он назывался Кузнецк-Сибирский.

Кантемировскую к Кантемировке (Воронежская область) лишь с натяжкой можно притянуть. Названа в честь Гвардейской Кантемировской дивизии, а дивизия — в память сражения под Кантемировкой, районный центр на юге Воронежской области. Но не все об этом знают, есть мнение, что в честь молдавско-русского государственного деятеля Дмитрия Кантемира.

Пассажирские станции и остановочные пункты на железных дорогах, помимо вокзалов: Савёловская (по Савёловскому вокзалу), Рижская (по Рижскому вокзалу), Ржевская (напоминание о том, что нынешний Рижский вокзал в 1942-46 годах назывался Ржевским), Дмитровская, Ленинградская, Нижегородская, Крымская.



Что интересно: почти все названия, которые должны быть в Москве, но их там нет (улицы Адыгейская, Уфимская, Казанская, Бурятская, Грозненская, Воркутинская и прочие) есть в других городах, причём в изобилии. Только улица Сыктывкарская, насколько известно, в мире лишь одна — в Петрозаводске.

Среди очень редких названий в масштабах России — улица Хиросимы и улица Порт-Саида, они есть только в Волгограде. Очень нетипичные названия, связанные с Японией и Египтом.

Чего в Москве нет:
традиционных для чуть ли не каждого города улицы Ленина (и не было никогда, но был и есть Ленинский проспект). Также есть улица Ленинская Слобода, раньше была Ленинская площадь у Павелецкого вокзала.

Небольшая улица Ленина — в Зеленограде, но там топонимика выстроена как в отдельном от Москвы городе. Равно как и нумерация автобусных маршрутов, к примеру.

В городах и посёлках, оказавшихся в черте Москвы после большого расширения её границ в 1960 году, все улицы Ленина переименовали, хотя одну, теоретически, ничто не мешало оставить. Возможно, сочли, что такое "громкое" название не должно находиться на окраине.

Нет и не было улицы Гагарина (есть только площадь). Гагаринский переулок с космонавтом Гагариным не связан.

Нет стандартных улиц Кирова и Горького, хотя раньше были — улицей Горького была Тверская, центральная и «парадная». Типичное для городов СССР имя революционера Урицкого отсутствовало всегда, хотя улица Володарского, находившегося часто рядом с Урицким — была (ныне снова Гончарная).

На данный момент нет ни одной улицы в честь живой личности. В других городах таковой является в основном улица Терешковой. В Грозном есть проспект Путина. В некоторых регионах России улицы Путина появляются в дачных посёлках на полуофициальном уровне. Но намного чаще в таких посёлках пытаются создавать улицы Сталина.

В 1930-е годы на всей территории СССР было принято присваивать улицам и городам имена государственных деятелей при жизни. Но в Москве «прижизненных» названий было немного: из общеизвестных — только улица Горького (с 1932 года, писатель Максим Горький умер в 1936 году). Бухаринская улица, нынешняя Волочаевская - с 1919 года, в честь коммунистического деятеля Николая Бухарина. В 1937 году он был арестован, в 1938 году расстрелян и "стёрт" отовсюду, как и другие репрессированные деятели.

1-я, 2-я, 3-я, 4-я улицы Рыкова - в честь председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Рыкова. Арестован в 1937 году, расстрелян. Улицы переименованы в 8 марта.

Улицы в честь многих лётчиков и полярных исследователей были названы при их жизни в дачном посёлке Лианозово. В черту Москвы он вошёл в 1960 году.

Сталин на карте Москвы присутствовал в названиях Сталинского района (с 1961 года Первомайский район, в 1991 году все прежние районы были упразднены), автомобильного завода (после 1961 года завод имени Лихачёва, в честь «красного директора»), станций метро «Сталинская» и «Завод имени Сталина» (после десталинизации «Семёновская» и «Автозаводская»). Проспект Сталина был в посёлке Красный Строитель, в черту Москвы вошёл в 1960 году и почти сразу переименован в Ступинскую улицу. Улица Сталина была в городе Кунцево - переименована в Кунцевскую.

В Москве есть закон о том, что назвать географический объект в честь кого-то можно не ранее чем через десять лет после смерти. Его приняли и вынуждены часто нарушать, каждый раз обосновывая «единичное исключение». Вместо того, чтобы отменить по причине явного идиотизма. Никакой логики.

На мой вгляд, называть географические объекты в честь людей нужно при их жизни — пусть порадуются.



часть 1 — предыдущая


10.11.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу