Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











ПОЕЗДКА КОМСОМОЛЬСК — ЧЕГДОМЫН — ХАБАРОВСК, 2017 ГОД









In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5479479 или
http://rutracker.net/forum/viewtopic.php?t=5479479 — сделанные в ходе этой экспедиции и в ходе предыдущей экспедиции Нижнекамск - Новочебоксарск фотографии, всего — 8 062


http://ru-railway.livejournal.com/3197018.html,
http://vk.com/wall-45137671_287353
— обсуждения поездки.




Экспедиция в Хабаровский край произведена в ноябре 2017 года. Причина выполнения экспедиции в крайне нежелательное и неподходящее для этого время: спятившая мразь заявила о закрытии линии Комсомольского трамвая на Дзёмги в декабре 2017 года.

Помимо Комсомольского трамвая, изучаю ранее никогда не обследовавшиеся мной железнодорожные линии Мылки - Амурск и Известковая - Чегдомын.





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

КОМСОМОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ

ОСТАЛЬНЫЕ





Исполненный маршрут:
Москва-Павелецкая - Аэропорт Домодедово (пригородный поезд) - аэропорт Новосибирск-Толмачёво - аэропорт Хабаровск (самолёты) - Тополево (пешком) - Комсомольск-на-Амуре (автостоп) - Амурск (платный автотранспорт) - Комсомольск-на-Амуре (автостоп) - Ургал (поезд дальнего следования Комсомольск - Тында) - Чегдомын (пешком, автостоп) - Чегдомынская ОФ (пешком) - станция Чегдомын (автостоп) - Известковая (поезд дальнего следования Чегдомын - Хабаровск) - Хабаровск (пригородный поезд) - аэропорт Новосибирск-Толмачёво - аэропорт Домодедово (самолёты) - Москва-Павелецкая (пригородный поезд).

Враги Родины закрывают важнейшую линию Комсомольского трамвая, составляющую почти половину сети. А это, как назло - одна из последних почти неизученных мной сетей.

Только и исключительно из-за этого были куплены перелёты Москва - Хабаровск 1 ноября, Хабаровск - Москва 7 ноября. Благодаря разнице во времени перелёт укладывается в этот необычный день и надеюсь застать какие-нибудь мероприятия в Москве, а может, и в приаэропортовом городке Обь (хотя там они маловероятны).

В самом Комсомольске, хоть это и город авиастроителей, пассажирский аэропорт балансирует на грани закрытия и почти неживой.

Авиакомпания "S7", "бумажное" название - "Сибирь". В обоих направлениях - пересадка в Новосибирске, базовом хабе компании.

Пришлось отдать 17 800 рублей при полуголодном существовании, это примерно месячный доход. В такое время года, когда в том регионе вообще-то делать нечего.

Материала по итогам, естественно, будет очень много, и постараюсь по-максимуму заклеймить вредителей. Напоминаю, что Комсомольск - одна из последних систем с вагонами РВЗ.

Это один из лучших трамвайных вагонов в мировой истории. В большом количестве продолжают работать только в Комсомольске и Хабаровске. В качестве "ретропоездов" с редким выходом на линию - есть в Нижнем Новгороде, Нижнекамске и Осинниках.

Если закрытие линии на Дзёмги случится - можно однозначно сказать: разрушители, преступники и "террористы" это учинили! Куда катится Россия, когда даже в Марокко трамвай строят? А Дальний Восток вопреки всей госпропаганде о его важности и развитии - деградирует всё больше.

Замечу, что решение о закрытии линии на Дзёмги не окончательное и может быть пересмотрено. Не исключено, что одумаются, и линия будет успешно работать. И хорошо, если так. Хотя и получится в таком случае, что эта дорогостоящая поездка именно в это время была не нужна.

31 марта 2018 года спятившие мудаки вопреки воле народа закрыли линию на Дзёмги. Поездка была произведена не зря.

Предварительный план действий в Хабаровском крае: из аэропорта Хабаровск - сразу автостопом в Комсомольск, в город не захожу. По линии ВОЛК (Волочаевка - Комсомольск) я уже ездил в 2009 году и зафотодокументировал основные станции.

Из Комсомольска в Амурск и обратно, поездом от Комсомольска до Ургала. Пешком в Чегдомын. Поездом Чегдомын - Хабаровск. А если время позволит, то сначала от Чегдомына до Тырмы. Там выхожу и пытаюсь уехать в Известковую на чём-то другом. Поезд Чегдомын - Хабаровск проходит всю линию в темноте и надо хоть где-то выйти и сфотографировать линию в светлое время.

Примерно за два месяца до этой экспедиции - которая, впрочем, на тот момент никоим образом не планировалась, "Российские железные дороги", а формально отдельная от них структура - Федеральная пассажирская компания, проводили "акцию" по продаже билетов на поезда дальнего следования за 100 рублей, то есть фактически бесплатно. По таким тарифам выделялось четыре купейных места на поезд.

Места были только купейные - на мой взгляд, наихудшие для длительной поездки. И никакие другие. Доступны были не все поезда, но многие. Дальность поездки - любая, от минимально теоретически возможной, например Новосибирск-Западный - Новосибирск-Главный, до максимально возможной Москва - Владивосток.

Билеты на Российских железных дорогах сейчас поступают в продажу за 60 суток от даты отправления поезда. Сутки сменяются не в 0:00, как везде, а в 8:00 по московскому времени. Именно в это время, в 8:00, можно было добыть такие билеты, но они исчезали обычно менее чем через минуту.

Я взять ни один такой билет не смог, исчезали моментально.

Сейчас на вокзале Комсомольска общаюсь с Евгением, который ездит по сторублёвым билетам, мастерски научившись их добывать. Оказывается, все эти четыре халявных билета на поезд группируются и в одном купе, и больше чем в половине случаев это купе при его семи поездках полупустое. В двух случаях вообще пустое кроме него, в остальных кроме него один или два пассажира.

При этом другие купе в том же вагоне обычно были полными!

Поступает информация, что из купивших билеты на поезда дальнего следования РЖД по 100 рублей (продавались около двух месяцев назад, причём даже на маршрут Москва - Владивосток, выделялось 4 места в поезде) около 70 процентов не поехали, и билеты не сдали. Просто тупо не явились на посадку.

Гады, сволочи! Ни себе, ни другим. Для РЖД это резкая мотивация такого не повторять - зачем воздух возить. Вообще, была идея, что малоимущие смогут хоть куда-нибудь съездить, а они не едут.

Но вообще, зря, что нет очень полезной опции: за разумную сумму, скажем 10 процентов цены билета, сменить в нём ФИО пассажира.

Новосибирск-Толмачёво, пересадка. Тут +4, теплее чем в Москве! Удивительное дело. Снега нет, по крайней мере насколько видно на тёмном аэродроме.

Вплоть до степей за Тюменью была непробиваемая облачность. Когда появились плоские степи - они вскоре, ещё до пересечения с рекой Иртыш, оказались заснежены. Бесчисленные степные озёра примерно наполовину покрылись льдом.

Заход на посадку с восточной стороны, то есть дальней относительно маршрута. Прошли над центром Новосибирска.

Комсомольск! Доехал из Хабаровска на одной попутной машине все 400 км. Водитель Слава - пожарный на пожарном поезде станции Комсомольск, организационно сотрудник ВО ЖДТ.

Вчера был в Амурске, 40 км от Комсомольска - настоящая полноформатная зима, а вернулся в Комсомольск - снега почти нет.

Пишу из сидячего вагона поезда Комсомольск - Тында. Тут у каждого кресла есть электрическая розетка. Крайне полезное нововведение!

Билеты, у кого они были не из двух частей (у меня такой, с надписью "ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕЗДНОЙ ДОКУМЕНТ", хоть и куплен в кассе в Комсомольске) проводница забирает себе до выхода. Распечатки вместо билетов, у многих именно они - тоже забирает. Маргиналов в вагоне нет, но есть группа детей, и потому шумно.

Завтра планирую в Чегдомын автостопом, затем поездом до Известковой, откуда есть пригородные поезда - для удешевления. Электропоездом от Известковой до Хабаровска.

Кстати, Комсомольск - единственный крупный город с тремя направлениями железной дороги, но без пригородного сообщения вообще. Дикость. Пригородных поездов нет также в Грозном и Сыктывкаре, но там одно направление.

При том, что для множества пунктов тут никакого сообщения, кроме железнодорожного, нет. И нет альтернативы (по идее) дорогостоящему при небольшом расстоянии поезду дальнего следования со сложной процедурой покупки билетов.

Только что была первая остановка - Хальгасо. Силинка без остановки, как видно, многие пункты вообще не имеют сообщения. Но будет безымянная остановка о.п. 3705 км (от Тайшета), что для поезда дальнего следования редкость.

Интересно, существует ли ещё возможность уехать с таких пунктов, не имея не билета, ни его распечатки, и даже не оформив его на сайте. Допустим, сельский житель не имеет доступа к интернету и (или) не умеет им пользоваться.

Традиционно в таких случаях это было можно (в общий вагон), хотя и не одобрялось.

Оказалось: официально на станциях без билетных касс - сих пор можно, следует обратиться к начальнику поезда, он выпишет билет на любое место, которое окажется свободным. Но лучше такой возможностью не пользоваться, а взять билет заранее, благо что сейчас это несравнимо легче, чем в "доинтернетное" время. И во многих поездах не требуется даже распечатка.

Поспал два часа от Харпичана до Постышево. В Постышево прибыли с опозданием минут на двадцать. Вагон, в Комсомольске заполненный, почти опустел. Последний вагон тут отцепляют. Бесснежно, хотя и минус шесть примерно. Станция тёмная. НравитсяПоказать список оценивших4 ноя в 17:47Ответить

Чегдомын. Тут настоящая зима. Выезжаю поездом на Хабаровск до Известковой, дальше пригородным. Нравится1Показать список оценивших5 ноя в 11:00Ответить

Стоим в Новом Ургале. На вокзале тут в общедоступном расписании представлены рабочие поезда - удивительное дело! Они имеются от станции Новый Ургал до Тырмы и Этыркэна.

Вообще, линию Известковая - Чегдомын нужно будет проезжать летом и в светлое время. Когда-нибудь, нескоро.

В Новом Ургале в вагон сели четверо северокорейцев. В этих местах с давних времён есть корейские трудовые лагеря. Непривычную корейскую речь никак не спутать с узбекской или киргизской. Значки с Ким Ир Сеном, как положено. Едят "корейскую национальную еду", лапшу "Доширак", которую россияне давно называют "бич-пакет".

Приятной неожиданностью было обнаружить в холодном Чегдомыне это: http://vk.com/wall-33988878_968331 НравитсяПоказать список оценивших5 ноя в 12:43Ответить

Известковая. Остался последний участок по железной дороге, и наконец-то в пригородном поезде.

Хабаровск, аэропорт. Рейс на Новосибирск перенесён с 8:05 на 10:10. Жаль, не знал заранее, можно было бы поспать побольше.

Произвести проезд и фотодокументирование Новосибирского трамвая в ходе пересадки уже не удастся. Вероятно, посещён будет только ближайший к аэропорту город Обь.

Вчера прошёл более восьми км от набережной Амура до этой точки. более восьми километров. Потом всё же троллейбусом до аэропорта.

Хабаровск - интересный город. Хорошее место для него выбрали в XIX веке! Географически выгодное и природно красивое.

Хабаровск кажется намного больше других городов с аналогичным населением. Официально около 600 тысяч человек и почти не меняется с 1991 года. Здесь присутствует дух столичности, мегаполиса.

По сравнению с другими районами Хабаровского края, где я был предыдущие дни - "южный город". Тут климатические условия примерно соответствуют Москве, кроме того, что зима более холодная - и поэтому среднегодовая температура ниже. Снега нет, местами зелёная трава, и главное, солнечно.

Кстати, многие из тех, кто никогда не посещал Дальний Восток, считают, что там много китайцев. На самом деле нет вообще, ни одного не заметить! В каком-то минимальном количестве они, конечно, есть, но в ничтожно малом. Несмотря на то, что от южной окраины Хабаровска после позорного решения о передаче Китаю островов на Амуре до китайской границы теперь недалеко. Китайскую территорию видно из высоких зданий Хабаровска.

Здесь, как и в остальной России, много гастарбайтеров из "Русской Азии", преимущественно Узбекистана и Киргизии. В самолёте немалую часть пассажиров составляли именно они.

Считаю, что России нужно иметь на Дальнем Востоке по-настоящему большой город, чтобы эта территория не выглядела провинциальной окраиной. Нужно, чтобы было, как в США, где примерно равные по своему значению города Нью-Йорк и Лос-Анджелес на противоположных концах.

Нужно, чтобы когда-нибудь Хабаровск стал миллионным городом, чтобы здесь построили метро. Будет ли когда-нибудь? Трудно сказать.

Плохо, что в 2014 году Россия глупейшим, на мой взгляд, образом упустила шанс организованно переселить на Дальний Восток несколько миллионов человек из Донбасса, где была наиболее тяжёлая фаза войны. Никакого организованного переселения не было, процесс был пущен на самотёк. Жители Донбасса самостоятельно растворялись в России, а потом многие (вероятно, уже большинство) вернулись, несмотря на невыносимые, казалось, бы, условия жизни. Война не завершена, зарплата 5000 рублей в бандитской марионеточной "ДНР" считается высокой.

Впрочем, в начале 1990-х годов я читал много публикаций, предсказывавших, что к 2020 году Хабаровск вместе с прочим Дальним Востоком (по крайней мере, юго-восточной частью) захватит Китай. С "серьёзными" обоснованиями, как и почему. Теперь ясно, что этого не будет.

Здесь живут такие же русские люди, как везде. Кстати, можно гордиться тем, что нет никаких диалектных отличий, абсолютно такой же русский язык. А во множестве стран диалектные отличия по регионам есть. И вообще всё такое же. При том, что расстояние отсюда до Москвы по земле - больше, чем от Москвы до Нью-Йорка.

Но плохо, что не только чуть ли не 99 процентов жителей Европейской части России никогда на Дальнем Востоке не были, но и многие жители этого региона никогда в Европейской части России не были.

Я же всегда, сколько себя помню, стремился побывать в разных дальних регионах, и в Хабаровске - в первую очередь. Тут прожил примерно четыре года мой отец, периодически на короткое время выбираясь в Москву. Это было в 1980-х годах.

От него я знал немало о жизни в советском Хабаровске. Что это очень далеко, самолётом восемь-девять часов, если без посадки. А с посадкой в Новосибирске или в Норильске - ещё больше. Что можно и поездом, но пришлось бы потратить минимум шесть дней. А вот на автомобиле - невозможно. Или, теоретически, при большой удаче, может быть, и получится. Но это потребует не меньше месяца, и большей частью это будут "упражнения" по вытаскиванию автомобиля из грязи, а не езда.

Пешком? Если выйдешь весной из Москвы, то поздней осенью придёшь в Хабаровск, дней за двести. По пути комары, слепни и клещи "заедят". Ну и через некоторые большие реки придётся переправляться вплавь - мосты только железнодорожные, и на них никого не пускает охрана с ружьями.

Теоретически должны быть паромы для перевозки автомобилей. Но это, во-первых, неспортивно. Во-вторых, не гарантируется частое курсирование и вообще наличие парома где-нибудь на Зее или Бурее.

Самой крупной из всех многочисленных рек на пути от Москвы до Хабаровска будет Амур. Если пройдёшь все восемь с половиной тысяч километров, оставшись цел и невредим, то в самом конце придётся преодолеть ещё два километра воды - и вот ты у цели!

Я убеждал, что поезд - лучше всего, и надо бы хоть иногда ездить и поездом. Но в ответ - утверждение, что тяжело выдержать так долго в вагоне, да и времени на это нет.

Он так ни разу и не пересёк нашу страну по земле. Зато по остальному миру путешествует немало. Из Хабаровска переехал в 1992 году в испанский (пока ещё) город Барселона, оттуда в Венесуэлу, а из Венесуэлы в Бразилию, причём в самую её отдалённую часть. Где мне делать нечего по причине безжелезнодорожности.

При этом авиабилет Москва - Хабаровск или Хабаровск - Москва (в одном направлении) в 1980-е годы стоил 122 рубля - значительные для того времени деньги. Примерно 20-25 тысяч нынешних рублей. Это было как минимум в два раза дороже билета на поезд и составляло почти одну среднюю месячную зарплату в Европейской части СССР. Типичная зарплата там составляла 160-180 рублей. На Дальнем Востоке зарплаты были выше.

Цена не зависела ни от того, прямой рейс или с посадкой, ни от времени года. Летом иногда могли быть проблемы с билетами на ближайшие рейсы, но в целом серьёзного дефицита не было.

Советский Хабаровск, расположенный в глубине материка, в то время был "условно-приоткрытыми" воротами для иностранцев на Дальнем Востоке. А портовый Владивосток, вопреки всякой логике - не был. Владивосток с конца 1950-х годов являлся "закрытым" городом, куда не могли попасть без специальных документов даже граждане СССР.

В СССР допускались строго регламентированные организованные путешествия иностранцев по Транссибирской магистрали. Конечным пунктом следования со стороны Москвы по железной дороге был Хабаровск, а не Владивосток. Либо же по крайней мере пересадочным пунктом. Существовал и существует по сей день маршрут пассажирского поезда Хабаровск - Тихоокеанская, город Находка. Другие пункты прямого пассажирского сообщения с Находкой не имеют. Находка, в отличие от Владивостока, была открыта для иностранных судов и иностранных граждан.

Именно поэтому в Хабаровске была построена гостиница "Интурист". До традиционного конечного пункта Транссибирской магистрали, Владивостока, иностранец ехать не мог. В поездах дальнего следования и даже в пригородных поездах перед Владивостоком проверяли пропуска и высаживали тех, у кого их не было. В абсолютном большинстве не иностранцев, которые в любом случае находились под строгим контролем, а своих граждан. В наше время трудно поверить. Но об этом сообщают многие источники. И в этой поездке я беседовал с человеком, посещавшим Владивосток во времена его "закрытости", оформлявшим для этого пропуск.

Но делались исключения. 23-24 ноября 1974 года во Владивостоке прошла встреча лидера СССР Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда. Много странностей: зачем закрывать Владивосток, при статусе административного центра (в отличие от сходного Севастополя), и зачем, если уж он "секретный", принимать именно там американскую делегацию.

Между тем, ещё в последние советские годы в Хабаровске, как и в других дальневосточных регионах, начали появляться праворульные автомобили из Японии. А концу 1990-х годов они превысили 90 процентов личного автопарка. И это по-прежнему так, ситуация не меняется.

...

Одна из жительниц Хабаровска удивительным образом заинтересовалась путешествием незадолго до его начала. Попыталась привлечь внимание местных СМИ, что не удалось. Но была опубликована заметка в сетевом сообществе "Типичный Хабаровск", где 86 000 подписчиков.

Совершенно неожиданно и "неправдоподобно", я получил денежную компенсацию части разорительных затрат на поездку от позитивной жительницы Хабаровска.

Постараюсь по-максимуму информационно "раскрутить" эту экспедицию, а также дичайшие намерения в Комсомольске и необходимость борьбы с ними. Но времени мало.

Мне сейчас надо на Украину или хотя бы в Литву, пока остаются последние дни до зимы, потом две уже непереносимые экспедиции на юг России, потом в Африку, причём надо ещё определиться с маршрутом и накопить денег, а потом уже и напряжённый рабочий сезон 2018 года.


В самолёте. Вылет назначен на 10:10 (3:10 по Москве). НравитсяПоказать список оценивших7 ноя в 2:59Ответить

Вот такое найдено: http://metrokhv.jimdo.com/вакансии/. Кто не местный и не в курсе, запросто поверит в реальность.

Ближайший к Хабаровску метрополитен с недавнего времени в Харбине, исконно русском городе. Ставшем, к сожалению, целиком и полностью китайским.



Привокзальная площадь у аэропорта Домодедово. В связи с реконструкцией пассажирская железнодорожная станция
временно оказалась отдалена от здания аэровокзала. Раньше она примыкала к нему вплотную.



Посадочные талоны Домодедово - Новосибирск и Новосибирск - Хабаровск.



Выход на посадку на рейс в Новосибирск.



Станция ххх , Тюменская область.



Вероятно, Омская область.


----------



Самолёт прибыл в Новосибирск-Толмачёво.



В аэропорту Новосибирск-Толмачёво.



















Железнодорожная линия в аэропорт Хабаровск-Новый - "безнадёжно" недействующая. Устрашает тем, что такое, оказывается,
в принципе стало возможным - крупный действующий аэропорт без железной дороги для подвоза топлива.



Рельсовую нить сдвинули при воровстве подкладок, и железная дорога стала "узкоколейной".











"Тополево - лучшее село в России". Сильное утверждение!







Дорога Хабаровск - Комсомольск.


Дорога Хабаровск - Комсомольск, длиной 400 километров, знакома мне по поездке на Сахалин в 1998 году. С того момента она почти не изменилась. Всё так же асфальтированная с одной полосой движения в каждом направлении, не очень большим потоком машин.

В окрестностях этой дороги есть известная достопримечательность - петроглифы (древние наскальные рисунки) у села Сикачи-Алян. Но на них в другой раз.













































До 1975 года, когда был открыт железнодорожный мост у Комсомольска, ниже по течению существовала паромная железнодорожная переправа через Амур. Зимой путь укладывали на лёд, при этом он специально намораживался. До открытия ледовой переправы стремились максимально долго поддерживать ледокольную проводку паромов.

Изначально здесь собирались построить железнодорожный тоннель под Амуром, сходный с тем, что был реально построен у Хабаровска. Строительство тоннеля началось в 1940 году, но вскоре прекратилось из-за нехватки ресурсов и недостаточной значимости, по сравнению с другими объектами. Все силы были брошены на железную дорогу Известковая - Чегдомын, к месторождению угля.

Строительство железной дороги от правого берега Амура до портов Ванино и Советская Гавань возобновилось в 1943 году - после того, как относительно стабилизовалась обстановка на советско-германском фронте и началась подготовка к вступлению в войну с Японией. Железная дорога была построена в сложнейших природных условиях и открылась в июле 1945 года.

Пересечение реки Амур с середины 1940-х годов планировалось уже в виде моста, а не тоннеля. Мост должен был находиться в другом месте. Не там, где он был в итоге построен - а непосредственно в городе. Возможно, были проведены подготовительные работы по строительству моста, но в итоге было решено ограничиться паромно-ледовой переправой.

По имеющимся условным (достоверно не подтверждённым) данным, пассажирское сообщение Хабаровск - Советская Гавань до появления моста было прямым. Зимой пассажирские поезда ходили по льду! Летом пассажирские вагоны перевозили паромами.

После открытия моста работавшие здесь паромы отправили вокруг почти всей Евразии в Крым. Где они вплоть до 1990 года перевозили пассажирские вагоны через Керченский пролив. По другим данным, в Керченском проливе работали паромы того же проекта, но не те же самые, что в Комсомольске.

Первый поезд по мосту через Амур был пропущен в торжественной обстановке 26 сентября 1975 года. Мост изначально проектировался как совмещённый железнодорожно-автомобильный. Но открывался как чисто железнодорожный. Под автомобильную, "северную" часть на момент открытия были только поставлены опоры.

Строительство автомобильной секции затянулось ещё на шесть лет. Автомобильное движение открылось в 1981 году.

Длина моста - 1435 метров, высота над нормальным уровнем воды 24 метра. Мост строго охраняется, пешком и на велосипеде двигаться нельзя. Для комсомольских велосипедистов правый берег "закрыт".

Интересно, что на протяжении почти двадцати лет у Комсомольска находилось единственное место, где можно было пересечь Амур на автомобиле. Мост у Хабаровска был исключительно железнодорожным. Автомобильное движение по мосту у Хабаровска открылось только в 1999 году.



Железнодорожно-автомобильный мост у Комсомольска







Трамвайная линия на улице Пирогова, севернее промежуточного кольца "Мылки". Линии встречных направлений
проложены по разным сторонам улицы, поэтому создаётся иллюзия однопутности.






----------







Конечная станция "Железнодорожный вокзал".


----------







Вот такое, мягко говоря, "негустое" расписание движения поездов по Комсомольску. На два из трёх направлений -
по одному поезду, в сторону Хабаровска - два поезда. Пригородные поезда отсутствуют в принципе!






-----------














Автор и мастер поиска сторублёвых билетов Евгений, который продержался в одном вагоне почти неделю пути
от Москвы до Владивостока (непростое испытание, стоит оценить!), а сейчас выезжает поездом
Комсомольск - Тында и затем Тында - Москва, пять дней в одном вагоне.



Вид от вокзала в сторону города.



Длительный переход лунной ночью.











Грузовой поезд следует в сторону Волочаевки.










Налево - Волочаевка и Ванино (пути рядом), направо - Байкало-Амурская магистраль на Тынду, Тайшет и Москву.






Последний километр великой Байкало-Амурской магистрали. Отсчёт от Тайшета. Тайшет - на 4514 километре. То есть до Москвы-Ярославской через Тынду, Лену, Тюмень и Данилов здесь 8 330 километров. Для сравнения: от Москвы-Внуково до Нью-Йорка 7502 километра.



































Когда-то этот железнодорожный путь вёл к паромно-ледовой переправе через Амур, и по нему курсировал
пассажирский поезд Хабаровск - Советская Гавань.






















----------























































































"Дабулэ лэстя да кошина" - некая фраза на цыганском языке, точное значение не найдено. Чтобы заинтересовать цыган, или просто для привлечения внимания?











































----------



----------



----------



----------






В город приходит зима. Повезло, что застал, быть может, последние в этом году часы без неё!






Касательно цен на еду в Хабаровском крае. Как правило, всё дороже, чем в Европейской части России и в "ближней" Сибири. Многое бывает и в два раза дороже.

Но есть исключения. В Хабаровском крае присутствуют две сети дешёвых продовольственных магазинов - "Amba" и "Самбери". Такие магазины попадаются нечасто. Но если удалось найти - там всё будет столь же дешёво, как и в привычных жителям западной части России "народных" магазинах. Например, сети "Пятёрочка".

Возможно, где-то есть и магазины сети Fixprice - международной, присутствующей в подавляющем большинстве регионов России. Если есть - там тоже дешевле.

Общероссийские (по мнению многих) сети дешёвых продуктовых магазинов "Пятёрочка" и "Магнит" в Хабаровском крае, как и в других регионах востока России, отсутствуют в принципе. Так что на самом деле общероссийскими они пока не являются.



Сетевой магазин "Amba" в Комсомольске. Цены весьма низкие.


























----------










Автобус ЛиАЗ-677, один из символов "позднего" Советского Союза. В России осталось в лучшем случае пять городов, где такие автобусы перевозят пассажиров на регулярных маршрутах: Арзамас, Амурск, Краснокаменск, Зеленогорск, Железногорск. Последние два - "закрытые" города в Красноярском крае.

В Амурске, как сообщали, ещё в прошлом году ЛиАЗ-677 составляли 80 процентов городских автобусов, а сейчас замечено только два.

Остались ещё в городе Александрия, Украина. Скорее всего, остались также в Рудном и Кокчетаве, Казахстан.























----------


----------


















----------










----------







Станция Мылки. Прямо - Комсомольск, направо - Амурск.



-------


----------






----------













































-------














































----------






----------






























----------










----------










----------










































-----



Чегдомын. Символическая бетонная стела у вокзала. Долгое время это был конечный пункт длинной тупиковой ветви
от Транссибирской магистрали. Никакого иного железнодорожного присутствия (представленного ныне
Байкало-Амурской магистралью через соседнюю станцию Ургал) в районе не было.






Чегдомын. Известная многим местным жителям собака по кличке Черныш немало минут ходила за мной «по пятам».






Маршрутная табличка в вагоне поезда Хабаровск — Чегдомын. Такое «уныние» заменило традиционные маршрутные доски.






Вид сверху на станцию Чегдомын и пассажирский поезд.






Зал ожидания на вокзале станции Чегдомын.






В сидячем вагоне поезда Чегдомын — Хабаровск. До Нового Ургала вагон почти пуст.



Вокзал на станции Новый Ургал. Находится одновременно как на линии Известковая — Чегдомын,
так и на Байкало-Амурской магистрали.



Оформление вокзала Новый Ургал.


-------



Расписание движения поездов на вокзале Новый Ургал. Очень редкий случай: здесь представлены и «рабочие» поезда.











Паровоз-памятник на станции Новый Ургал.


----










----


































---










---






---























































---










---

























Автор на вокзале и у вокзала в Хабаровске. Фотографии позитивной жительницы этого города, неожиданным образом заинтересовавшейся путешествием.

Факт наличия тут поезда до Москвы, на мой взгляд, имеет символическое значение для единства страны и «греет душу». Хотя реально ехать шесть дней безвылазно в одном вагоне — «жесть» невообразимая. Другое дело — с промежуточными остановками и сменами поездов.














Расписание движения пригородных поездов от Хабаровска на запад. Один из трёх поездов на Биробиджан
на самом деле идёт до и от станции Облучье — вдвое дальше. По платформам Урми, Лумку-Корани,
Бобровский, Кандалик и Воробьёво остановки каких-либо поездов отменены.


Изобилия пригородных поездов в Хабаровске не наблюдается. Но большого их количества не было никогда. То, что есть — на самом деле не так уж и мало, учитывая слабую заселённость территорий вдоль железной дороги.

На мой взгляд, в огромном городе, растянутом на 40 километров вдоль железной дороги, было бы не лишним движение внутригородских поездов. Но интенсивное движение грузовых поездов не позволит создать такие перевозки в режиме городского транспорта.

Отменено движение до станции Волочаевка II. На первый взгляд — мелочь, недалеко. Но всё же посёлок остался без удобного доступа.

От Волочаевки II, в 44 километрах от Хабаровска, дальше в сторону Комсомольска железная дорога является безальтернативным видом транспорта. Автомобильного доступа в посёлки вдоль железной дороги Волочаевка — Комсомольск нет. Но пригородных поездов на этом участке нет очень давно.

Станция Хабаровск I находится на 8522 километре, отсчёт от Москвы-Ярославской через Данилов и Тюмень. Движение пригородных поездов на запад — до Облучья, 8189 км, то есть на 333 километра — одна двадцатьпятая часть пути до Москвы. Дальше существуют пригородные поезда Облучье — Архара, ещё на 110 километров. Вероятнее всего, это не электропоезд, а электровоз с одним пассажирским вагоном.

После Архары, на 8079 километре — всё очень плохо. Официально — много сотен километров «безпригородья».

Без какого-либо сообщения осталось великое множество пунктов, в том числе станция под названием Украина. Станция Украина находится в России, а станция Россия — на Украине.

Отменены существовавшие примерно до 2013 года маршруты Архара — Бурея, Бурея — Завитая, Завитая — Белогорск, Белогорск — Шимановская, Шимановская — Ушумун, Ушумун — Магдагачи.

Пригородные поезда появляются на станции Магдагачи, 7493 километр. Идут из Магдагачи до Сковородино (7305 километр), оттуда до станции Ерофей Павлович (7110 км, названа в честь того же землепроходца, что и Хабаровск, но по имени-отчеству).

От Ерофея Павловича — официально дальше только до станции Аячи, на 25 километров (7085 км). Почти нисколько не сомневаюсь: на самом деле этот поезд идёт до станции Амазар на 7003 километре.

От станции Аячи официально ничего нет до станции Могоча, 6905 км. После этого разрыва: Могоча — Ксеньевская (6798 км), Ксеньевская — Зилово (6669 км), Зилово — Чернышевск (6586 км), Чернышевск — Шилка (6444 км), Шилка — Карымская (6294 км), Карымская — Чита II (6197 км), Чита II — Могзон (6053 км), Могзон — Хилок (5933 км), Хилок — Петровский Завод (5783 км).

По маршрутам Чита — Карымская и Чита — Могзон курсируют электропоезда. На всех остальных вышеперечисленных маршрутах за Архарой — составы из электровоза с одним пассажирским вагоном. После Петровского Завода всюду вплоть до Москвы — электропоезда.

Петровский Завод — Улан-Удэ (5640 км). Сообщение возобновилось в 2017 году после более чем трёхлетнего перерыва. Улан-Удэ — Мысовая (5476 км).

Мысовая — Выдрино (5383 км): очень неприятный разрыв на красивом участке железной дороги вдоль берега Байкала. Скорее всего, не только на бумаге, но и фактически.

Выдрино — Слюдянка (5310 км). Есть и один прямой поезд Выдрино — Иркутск. Слюдянка — Иркутск-Пассажирский (5184 км).

Иркутск-Пассажирский — Черемхово (5054 км). Есть и один прямой поезд Иркутск — Зима. Черемхово — Зима (4934 км). Зима — Тулун (4794 км). Тулун — Нижнеудинск (4678 км). Нижнеудинск — Тайшет (4514 км).

От Тайшета до Решот (4451 км) официально — разрыв. Реально, скорее всего, движение есть.

Решоты — Иланская (4375 км). Иланская — Уяр (4228 км). Есть и один прямой поезд Иланская — Красноярск.

Уяр — Красноярск (4097 км). Красноярск — Чернореченская (3953 км). Есть и один прямой поезд Красноярск — Боготол, но только по выходным дням. Чернореченская — Боготол (3845 км).

От Боготола официально нет пригородных поездов до Мариинска (3712 км), причём давно, с начала 2009 года. Реально — есть, по состоянию на 2017 год.

Мариинск — Тайга (3564 км). Тайга — Болотная (3461 км). Болотная — Новосибирск (3335 км). Новосибирск — Чулымская (3204 км). Есть и один прямой поезд Новосибирск — Барабинск.

Чулымская — Барабинск (3034 км). Барабинск — Татарская (2878 км). Татарская — Омск (2709 км). Омск — Называевская (2561 км). Называевская — Ишим (2427 км). Ишим — Тюмень (2138 км). Тюмень — Ощепково (1996 км). Ощепково — Екатеринбург (1813 км). Екатеринбург — Шаля (1669 км). Шаля — Пермь (1433 км). Есть вариации: Екатеринбург — Кордон (немногим дальше Шали) и Кордон — Пермь.

Пермь — Балезино (1192 км). Балезино — Яр (1125 км). Яр — Киров (954 км). Прямые поезда на Киров идут от Глазова, ближе Яра (1162 км).

Киров — Пижма (716 км). Отсчёт расстояния, начиная с Пижмы — уже не от Москвы-Ярославской, а от Москвы-Курской через Владимир. Место стыкования линий, Котельнич — на 868 км от Москвы-Ярославской и 809 км от Москвы-Курской.

Пижма — Урень (622 км). Урень — Нижний Новгород (440 км). Нижний Новгород — Гороховец - Вязники (314 км). Вязники - Ковров — Владимир (191 км). Есть вариации: Нижний Новгород — Вязники — Ковров (254 км) и Гороховец (361 км) — Вязники — Владимир. Владимир — Москва-Курская (0 км).



На восток от Хабаровска (реально — на юг, железная дорога меняет направление) движение сохранилось
всего лишь на 128 километров, до станции Вяземская.



Схема на вокзале Хабаровск. Правильно — Тунгусский и Ключевское, на табличках написано именно так.
Километровые пункты в поездах объявляют как «четыреста----й», пропуская «восемь тысяч».










Расписание движения пригородных поездов в Хабаровске, график на 1982-83 годы. Все пригородные поезда
на тот момент состояли из локомотива и пассажирских вагонов. Первый электропоезд появился
приблизительно в 1997 году и последующие несколько лет курсировал только по маршруту
Хабаровск — Кругликово по выходным дням.


Изучение расписания на 1982-83 годы показывает, что и тогда пригородных поездов в Хабаровске было мало. Хотя в сторону Владивостока их маршрут был в два раза более длинным, чем сейчас — до Бикина.

Удивительно — ведь в наше время на запад от Хабаровска можно легко и быстро уехать на автомобиле, а в то время существовал исключительно железнодорожный мост и автодороги не было вовсе. Поезда являлись безальтернативным видом транспорта.



Хабаровский трамвай



Хабаровский трамвай



Хабаровский трамвай






--






----






















-----










-----






----



























































Сортировочная станция Хабаровск II.














---














---



































































---






----
























До недавнего времени так было: полёты Новосибирск — Комсомольск два раза в неделю являлись единственной возможностью
напрямую вылететь из Комсомольска за пределы Дальнего Востока. Но авиакомпания «ВИМ-Авиа» обанкротилась
и полностью прекратила полёты 15 октября. Замены ей на этом маршруте на данный момент нет и,
возможно, не будет по причине убыточности.























------










---














-----------



Москва-Домодедово.






Сегодня особенный день, который бывает раз в сто лет! Не мог не выйти в центр Москвы. Но — ничего особенного.
«На всякий случай» высокая концентрация полиции, а в остальном всё как обычно.




В Москве, в районе станции метро «Щёлковская», существует Хабаровская улица. Двигаясь по Хабаровскому краю, приятно было осознавать, что она есть, и по крайней мере своим существованием напоминает в столице о том, что есть такой регион. К которому пока что явно недостаточное внимание федерального центра!

А какие ещё «географические» улицы и другие объекты есть в Москве?

Традиция называть улицы столицы в честь городов и регионов страны возникла у нас в Санкт-Петербурге в XIX веке. Там есть район с высокой концентрацией дореволюционных названий по городам страны.

Возобновилось это в Москве с 1960-х годов. Причём, присваивая улицам Москвы названия в честь городов и регионов СССР, стремились соблюсти принцип корректности направления. Хабаровская улица — на востоке, Харьковская — на юге, Таллинская — на северо-западе, Череповецкая — на севере. Но есть исключения: например, Вильнюсская улица и Литовский бульвар на юге, Таманская улица на северо-западе.

Никакой внятной логики нет в том, почему одни регионы попали на карту Москвы в высокой концентрации (Карелия, Архангельская область, Красноярский край), а другие важные регионы не попали вообще (Башкортостан, Бурятия и многие другие). Или почему из всей топонимики большого и важного Татарстана попали только Зеленодольск и Чистополь, небольшие и малоизвестные города.

«Медведевские присоединённые территории» 2012 года я Москвой не считаю и они никак не отображены. Да и прочее, более староприсоединённое «Замкадье», на мой взгляд, тоже в значительной части не Москва. Изрядная часть даже «старых» территорий за МКАД остаётся сельской местностью, и это хорошо!

Но всё-таки «Замкадье» изучено. Немногими найденными там названиями по данной теме в ближних районах, которые де-факто уже вошли в структуру Москвы и обеспечены метро, являются Саранская, Суздальская, Городецкая, Тарханская улицы. Несомненно, в процессе продолжающейся застройки будут появляться другие. Эти районы, если там есть метро и застройка многоэтажная, принципиально от остальных не отличаются.

На «медведевских территориях» очень много дачных и коттеджных посёлков, причём некоторые из них закрытые, с охраной по периметру и въездом только для своих. С названиями улиц там можно фантазировать как угодно. Часто это не имеет официального статуса, никому не известно, и уж точно не воспринимается всерьёз. Там может быть всё что угодно, пресекут только явный экстремизм. Но статус сомнителен.

Названия улиц на территории реальной Москвы (реальная Москва только внутри МКАД) и ближних «замкадных» территориях, присоединённых в 1980-е годы и контактирующих с МКАД, являются уникальными, то есть нигде внутри Москвы не повторяющимися. На остальном «Замкадье» названия свои в каждом городе, посёлке и деревне, и могут повторяться десятки раз.

В Зеленограде есть названия улиц, причём некоторые совпадают с московскими. Однако нумерация зданий в Зеленограде — не по улицам, а по микрорайонам. Улицы в зеленоградских почтовых адресах не пишут в большинстве случаев. Существуют некоторые исключения.



01 Адыгея — ничего нет.

02 Башкортостан — ничего нет, хоть это и один из «ключевых» регионов России. По многим параметрам. Это первая по населению национальная республика.

03 Бурятия — ничего нет. Главным прибайкальским регионом считаем Иркутскую область, Байкальская улица — к ней.

04 Горный Алтай — будем считать, что нет. Есть Алтайская улица, но считаем, что она по Алтайскому краю. Официально республика называется не Горный Алтай, а просто Алтай. Однако всё, что «просто» Алтай, в первую очередь ассоциируется с Алтайским краем.

05 Дагестан. Ничего нет. Каспийская улица в честь Каспийского моря (далеко не только в Дагестане), а не Каспийска. Кавказский бульвар? Дагестан хоть и в некоторых отношениях первый из кавказских регионов России, но это название к одному региону не привязать.

06 Ингушетия — нет

07 Кабардино-Балкария нет

08 Калмыкия нет

09 Карачаево-Черкесия нет

10 Карелия. Очень высокая концентрация! Есть Петрозаводская улица, Онежская улица, Олонецкая улица и Олонецкий проезд (находятся в разных местах), Валаамская улица, Карельский бульвар, и даже Беломорская улица. Хотя она явно в честь Белого моря (Архангельская область и Карелия), а не в честь карельского города Беломорск, настоящее название — Сорока.

Онежская улица теоретически равным образом может быть отнесена к Онежскому озеру в Карелии, небольшая часть в Вологодской области, и реке Онега, целиком находящейся в Архангельской области, а также городу Онега в ней же. Если кто не знает — одно с другим не пересекается и взаимоудалено на сотни километров. Но тот факт, что продолжением Онежской улицы является Петрозаводская (Петрозаводск находится на Онежском озере) косвенно указывает на первое.

11 Коми — Печорская улица.

12 Марий Эл — ничего. То, что «Волжское» — точно не в честь Волжска, второго по величине города в Марий Эл.

13 Мордовия — Саранская улица за МКАД.

14 Якутия только Верхоянская и Вилюйская улицы, по третьестепенным городам, как ни странно. Ленская улица — с натяжкой, река Лена находится не только в Якутии, но и в Иркутской области.

15 Осетия — ничего нет

16 Татарстан — Зеленодольская улица и небольшая Чистопольская улица, бывшая улица Строителей города Перово. Удивляет такой выбор третьестепенных и ничем не знаменитых городов в большом регионе, где есть Казань, Набережные Челны, Бугульма, или исторический Свияжск, или Елабуга, Альметьевск, являвшийся в послевоенное время известным центром нефтедобычи — «второй Баку». И многое другое, что в большей степени этого заслуживает.

Зеленодольск, к примеру, выделяется только шпалопропиточным заводом с редкой для нашего времени узкоколейной железной дорогой. Впрочем, и этот завод уже http://infojd.ru/12/zeliony_dol.html разрушен, разобран и разграблен.

В Чистополь в период Великой Отечественной войны были эвакуированы советские литераторы Тарковский, Асеев, Фадеев и Пастернак, но едва ли название связано с этим. Тем более, что Пастернак к 1960 году находился «в опале».

Есть дореволюционный Казанский переулок, но его не считаем — он в честь Казанской иконы Богоматери, а не собственно Казани. Есть Казанский вокзал и Московско-Казанский переулок (по железной дороге), но это тоже не полноценно.

17 Тува ничего нет.

18 Удмуртия — Удмуртская улица — самое новое из таких названий, с 2016 года. Очень короткая — 310 метров.

19 Хакасия — «с натяжкой» Саянская улица.

20 Чечня — ничего нет.

21 Чувашия — ничего нет. Чебоксарскую улицу в неближнем «замкадье» не считаем.

22 Алтайский край — Алтайская улица.

23 Краснодарский край  — Краснодарская улица, Кубанская улица, Белореченская улица, Армавирская улица, Тихорецкий бульвар, Ейская улица, Новороссийская улица. Сочинская улица — далеко за МКАД, но вскоре окажется рядом со станцией метро «Некрасовка». Таманская улица — в лесопарке Серебряный Бор на северо-западе Москвы.

24 Красноярский край — Красноярская, Норильская, Шушенская, Минусинская, Енисейская, Таймырская и улица Дудинка (именно так, не Дудинская)

25 Приморский край — Уссурийская улица. Возможно, напоминание о том, что в 1960-е годы центр Приморского края планировали перевести из Владивостока в Уссурийск по причине «закрытого» статуса Владивостока. Куда до 1989 года не могли свободно въезжать даже жители остального Приморского края. По справочнику «Имена московских улиц», названа в честь реки Уссури.

26 Ставропольский край — Ставропольская улица, Пятигорская улица.

27 Хабаровский край — Хабаровская улица.

28 Амурская область — Амурская улица с натяжкой. Река Амур в первую очередь ассоциируется с Хабаровским краем. В нём есть, среди прочего, город Амурск.

29 Архангельская область — как и в случае Карелии, концентрация странным образом высокая. Улицы Северодвинская, Каргопольская, Холмогорская и Мезенская. Шенкурский проезд. Туда же можно отнести Беломорскую улицу. Хотя и нет собственно Архангельска. Старинный Архангельский переулок с Архангельском не связан.

30 Астраханская область — Астраханский переулок. С Астраханью на самом деле не связан. Искажённое «Астраханцевский», это было дореволюционное название в честь домовладельца Астраханцева. Постепенно в документах укоренилось название с ошибкой.

31 Белгородская область — реально ничего нет, хотя есть Новооскольская улица далеко за МКАД среди малоэтажных домов. Белгородский проезд — старинное название, происходящее от Белого города (часть Москвы от пределов Кремля и Китай-Города до нынешнего Бульварного кольца).

32 Брянская область — Брянская улица — дореволюционное название, по Брянскому (ныне Киевскому) вокзалу. Улица Брянский пост — по Брянскому посту в месте примыкания к исторической Московско-Брестской железной дороге передаточной ветви от Московско-Брянской железной дороги.

33 Владимирская область — 1-я, 2-я и 3-я Владимирские улицы, Суздальская улица за МКАД в «интегрированном» районе. Муромская улица — за МКАД, с сельской застройкой. До 1919 года Владимиркой или Владимирским шоссе называлась одна из главных магистралей — нынешнее шоссе Энтузиастов.

34 Волгоградская область — Волгоградский проспект. Является начальным участком дороги в сторону Рязани — Самары, а не Волгограда.

35 Вологодская область — Вологодский проезд, Белозерская улица, Сухонская улица. Череповецкая улица — она является одной из главных магистралей в своём районе.

36 Воронежская область — Воронежская улица, Россошанская улица. Кантемировская улица условно. Богучарская улица далеко за МКАД среди «сельской» застройки.

37 Ивановская область — Палехская улица. Ивановская улица с Ивановом не связана.

38 Иркутская область — Иркутская улица, Братская улица, Илимская улица, Байкальская улица, улица Бирюсинка - по реке Бирюса (Бирюсинка). Ангарская улица, в причём в этом случае — "неправильный» район, на северо-западе, вдали от других "иркутских" названий.

39 Калининградская область — Светлогорский проезд. Согласно справочнику «Имена московских улиц», назван в честь Светлогорска именно в Калининградской области. Хотя город с таким названием (более крупный) есть и в Беларуси.

Балтийская улица — не по Балтийску. В этом месте когда-то был посёлок Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Оттуда же — название платформы Красный Балтиец.

40 Калужская область — Калужская площадь, Малая Калужская улица (Большой Калужской ныне нет, так назывался начальный участок Ленинского проспекта), Старокалужское шоссе, Боровское шоссе — в целостном виде находится за МКАД, но есть разрозненные участки внутри МКАД, без нумерации домов. Медынская улица в районе Бирюлёво, Тарусская улица в районе Ясенево.

Тарутинская улица в районе Фили-Давыдково. Названа в память о Тарутинском бое в ходе Отечественной войны 1812 года у села Тарутино в нынешней Калужской области. Соседствует с другими названиями, напоминающими о событиях 1812 года.

Дольская улица вблизи старинного дворца-усадьбы «Царицыно». Названа по селу Дольское, в нынешнем Малоярославецком районе Калужской области. Это родина Василия Баженова, архитектора Царицынского дворца. Соседняя улица носит имя Баженова.

До 1977 году в селе Никольское на территории нынешнего района «Проспект Вернадского» была Юхновская улица, до 1960 года Московская. Ликвидирована в процессе сноса сельской застройки.

41 Камчатский край — Камчатская улица.

42 Кемеровская область — ничего нет. Новокузнецкая улица — однозначно никакого отношения к Новокузнецку.

43 Кировская область — странным образом только Уржумская улица. Это связано с тем, что малоизвестный в наше город Уржум  — родина С. М. Кирова. До 1960 года — улица Кирова в городе Бабушкин. Соседняя улица Ленина была переименована в Шушенскую (Шушенское — село на реке Енисей, известное как место ссылки В. И. Ленина).

Дореволюционная Вятская улица — сомнительно, что она названа в честь Вятки. Есть версия, что искажённое «Вязская».

44 Костромская область — Костромская улица.

45 Курганская область — Курганская улица.

46 Курская область — в реальной Москве только небольшая Курская улица. Находится в районе Люблино, название дано в связи с близостью к Курскому направлению железной дороги. Все улицы в деревне Новокурьяново (далеко от реальной Москвы, в центре испытательного кольца железной дороги) — «номерные» Железногорские.

47 Ленинградская область и Санкт-Петербург. Формально это разные регионы. По объектам в собственно Ленинградской области названы: Выборгская улица, Тихвинская улица — весьма условно. Это дореволюционное название в честь иконы Тихвинской Богоматери.

Ладожская улица — старинное дореволюционное название, с Ладожским озером и Ладогой не связано. По разным версиям, от фамилии местной домовладелицы Новоладожской, либо был кабак «Ладуга».

Ижорская улица — может быть отнесена и к Санкт-Петербургу. Ижора — это река в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, на которой расположен город Колпино в составе Санкт-Петербурга. А также населённые пункты в разных частях Ленинградской области и проживающий в ней малочисленный народ, близкий к финнам.

Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе названы в честь города Ленинграда, которому в 1991 году возвращено название Санкт-Петербург. До этого Ленинградское шоссе меняло названия вместе с городом: до 1924 года Петроградское, до 1915 года Санкт-Петербургское.

Кронштадтский бульвар (Кронштадт — город-крепость в составе Санкт-Петербурга), Пулковская улица (Пулково — местность на южной окраине Санкт-Петербурга, местонахождение одной из первых русских астрономических обсерваторий и городского аэропорта). Смольная улица (здание бывшего Смольного института в Санкт-Петербурге — штаб революции 1917 года, затем резиденция правительства города).

В посёлке Новоподрезково далеко за МКАД есть Колпинская, Синявинская и Ленинградская улицы.

48 Липецкая область — Липецкая улица, Елецкая улица, Лебедянская улица, Задонский проезд.

49 Магаданская область — Магаданская улица.

50 Московская область. Наибольшая концентрация названий в честь географических объектов — по этому региону, ближайшему соседу, что логично. Крупные магистрали Можайское шоссе, Каширское шоссе, Щёлковское шоссе, Волоколамское шоссе, Дмитровское шоссе, Рублёвское шоссе (формально Рублёво Москва), Ивантеевская улица, Шатурская улица, Зеленоградская улица (формально Зеленоград Москва), Зарайская улица, Луховицкая улица, и множество других.

51 Мурманская область — Кольская улица, Мурманский проезд, Хибинский проезд.

52 Нижегородская область — Нижегородская улица. Сохраняла такое название и в СССР, когда Нижнего Новгорода и Нижегородской области на картах не было. Изначально названа по Нижегородскому вокзалу.

Сормовская улица и Сормовский проезд. Сормово — район на севере Нижнего Новгорода, известный активностью пролетариата в начале ХХ века. Городецкая улица в «ближнем Замкадье», интегрированном с городом, под этой улицей находится станция метро. Ещё Ветлужская, но уже в менее интегрированном «Замкадье».

53 Новгородская область — Новгородская улица, Валдайский проезд, Ильменский проезд — на севере Москвы.

Волховский переулок, район Лефортово. До 1922 Большой Ирининский, до 1942 года Немецкий. Соседствует с Ладожской улицей, что могло дать ошибочную «наводку» для присвоения именно такого названия. Река Волхов впадает в Ладожское озеро, но название Ладожской улицы имеет другое происхождение.

54 Новосибирская область — Новосибирская улица.

55 Омская область — «с натяжкой» Иртышский проезд, хотя его можно отнести и к другим регионам. В 2016 году была открыта Омская улица в посёлке Внуково, но это далеко от реальной Москвы.

56 Оренбургская область — Оренбургская улица (за МКАД, реально это посёлок Косино).

57 Орловская область — в фактической Москве ничего нет. Орловский переулок не связан. Окская улица — к множеству регионов можно отнести, хотя исток реки в Орловской области и первый город на ней — Орёл. Ливенская и Мценская улицы среди частной застройки в далёком «замкадье» у станции Бутово не считаются.

58 Пензенская область — Сурский проезд, Тарханская улица (ближнее заМКАДье)

59 Пермский край — Пермская улица, Чусовская улица.

60 Псковская область — Псковская улица.

61 Ростовская область — Таганрогская улица, Азовская улица, Цимлянская улица, Новочеркасский бульвар, Батайская улица и Батайский проезд.

62 Рязанский проспект, Рязанский проезд, Рязанский переулок, Новорязанская улица, Ряжская улица, Касимовская улица, Павелецкая набережная, Павелецкая площадь, Пронская улица за МКАД.

63 Самарская область — Самарская улица. Это дореволюционное название, изначально Самарский переулок. Происходит от фамилии владельца местных бань, то есть к Самаре относится «с натяжкой». Жигулёвская улица.

64 Саратовская область — Саратовская улица. Хвалынский бульвар за МКАД в интегрированном районе с метрополитеном. Вольские улицы в посёлке Некрасовка, далеко за МКАД.

65 Сахалинская область — Сахалинская улица.

66 Свердловская область — Тагильская улица (то есть формально относится к реке Тагил, а не к расположенному на ней крупному городу Нижний Тагил — в этом случае должна быть Нижнетагильская). С натяжкой Уральская улица.

67 Смоленская область — дореволюционные Смоленская площадь, Смоленская набережная и Смоленский бульвар. Ярцевская улица, Вяземская улица, Сафоновская улица, Дорогобужская улица, Ельнинская улица, Гжатская улица.

Повышенная концентрация названий связана с тем, что Смоленская область область была местом сражений в Отечественной войне 1812 года и местом боёв в 1941 году на подступах к Москве. География Смоленской области в районе Кунцево соседствует с именами героев войны 1812 года.

68 Тамбовская область — Тамбовская улица. Моршанская улица за МКАД.

69 Тверская область. Тверская улица считается главной в Москве. Название очень старое, из времён, когда Тверь претендовала на статус главного города Руси — был период, когда она соперничала с Москвой за первенство. Интересно, что на протяжении долгого времени это было единственное название улицы в честь другого города.

Кроме того, есть Нелидовская улица, Селигерская улица и Конаковский проезд. Большой и Малый Ржевский переулки — дореволюционные названия по храму Ржевской иконы Божьей матери. Осташковская улица с Осташковом не связана. Название по селу Осташково Московской области.

70 Томская область — ничего нет.

71 Тульская область — Большая Тульская улица, Малая Тульская улица, Яснополянская улица, Ясногорская улица в районе Ясенево. Куликовская улица за МКАД в «многоэтажном» районе с метрополитеном — в память о Куликовской битве, происходившей в нынешней Тульской области. Венёвская улица и Плавский проезд — в «интегрированном замкадье» с линией метро и многоэтажной застройкой. Алексинская улица  — «замкадье» с сельской застройкой.

Новомосковская улица с Новомосковском в Тульской области не связана, равно как и с более старым украинским Новомосковском.

72 Тюменская область — Тюменская улица и Тюменский проезд, Тобольский переулок.

73 Ульяновская область — ничего нет.

74 Челябинская область — Челябинская улица, Магнитогорская улица. Златоустовская в «замкадье» не первой близости.

75 Забайкальский край (до 2008 года Читинская область) — ничего нет.

76 Ярославская область — Ярославское шоссе, Ярославская улица, Угличская улица. Дореволюционная Большая, Средняя и Малая Переяславские улицы. Переславль в то время писался с «я».

Дореволюционная Ростовская набережная и семь «номерных» Ростовских переулков — названы по Ростову Великому, не Ростову-на-Дону. В этом месте когда-то находилось подворье ростовских архиереев.

1-я, 2-я и 3-я Рыбинские улицы и Рыбинский переулок — на самом деле названы по скрытой ныне под землёй речке Рыбинке, а не по Рыбинску.

77 Москва. Как ни странно, тоже присутствует. Есть Московский проспект в Измайловском лесопарке и Московская аллея в Петровском парке. Названия в честь территорий за МКАД, административно включённых в состав Москвы (Рублёвское шоссе, Зеленоградская улица и другое) сюда не отношу.

78 Санкт-Петербург — смотрите 47 Ленинградская область.

79 Еврейская АО — Волочаевская улица. До 1937 года Бухаринская, до 1919 года Золоторожская. Название — по станции Волочаевка, известной как место крупного сражения в 1922 году, в ходе Гражданской войны на Дальнем Востоке.

83 Ненецкий АО — ничего нет.

86 Ханты-Мансийский АО — ничего нет. Хотя в этом регионе создаётся немалый процент доходной части бюджета России.

87 Чукотский АО  — Чукотский проезд, Анадырский проезд и Берингов проезд (считаем, что именно по Берингову проливу, иначе бы проезд Беринга).

89 Ямало-Ненецкий АО — ничего нет.



Украина.

Старинная улица Маросейка — от искажённого «Малороссия». Украинский бульвар. Киевская, Луганская, Донецкая, Донбасская, Иловайская, Макеевская, Мариупольская, Лисичанская, Херсонская, Полтавская, Нежинская, Одесская, Запорожская, Никопольская и 3-я Никопольская, Днепропетровская, Краснодонская, Кировоградская, Харьковская, Сумская и Сумской проезд, Ялтинская, Артековская, Сивашская, Мелитопольская, Житомирская, Кременчугская, Криворожская, Винницкая, Керченская, Крымская набережная и Крымская площадь (дореволюционное), Севастопольский проспект и Севастопольская площадь (в стороне от проспекта), Балаклавский проспект, Симферопольский бульвар, Чонгарский бульвар, Большая и Малая Юшуньская улицы (название села Юшунь в Крыму, известного по сражению в 1920 году, в ходе Гражданской войны, ныне пишется как Ишунь). Черноморский бульвар рядом с другими «крымскими» названиями также можно отнести к Крыму. Улица Каховка (именно так, не Каховская), Черниговский переулок (дореволюционное, по храму Михаила и Фёдора Черниговских). Киевское шоссе находится полностью за МКАД.

Помимо того, далеко за МКАД среди сельской застройки есть следующее: 1-я и 2-я Карпатские улицы, 1-я и 2-я Горловские и Горловский проезд, Изюмская, Коммунарская, Краснолиманская, 1-я и 2-я Мелитопольские с Мелитопольским проездом (находятся вдали от Мелитопольской улицы в районе Красный Строитель), Миргородская улица, проезд и два переулка, четыре Павлоградские улицы, две Северодонецкие улицы, Синельниковская улица, Феодосийская улица, Коктебельская улица, 1-я и 2-я Белогорские, Джанкойская улица с Джанкойским проездом, Старокрымская улица.

Можно заметить, что среди украинских областных центров странным и, возможно, целенаправленным образом обойдены все западные: Хмельницкий (бывший Проскуров), Ивано-Франковск (бывший Станислав), хотя улица Ивана Франко есть, Львов, Черновцы, Тернополь, Ровно, Луцк и Ужгород. Из не-западных областных центров отсутствуют только Черкассы и Николаев.

Староволынская улица никак не связана с Волынью. Название — по существовавшему на этом месте селу Волынское. Волынская улица в районе Солнцево за МКАД — связана, это самое новое из «украинских» названий (с 1984 года).



Беларусь

Минская улица, Витебская улица, Брестские улицы (дореволюционное, по Брестскому вокзалу), Гродненская улица, Бобруйская улица, Оршанская улица, Полоцкая улица, Беловежская улица. Пинский проезд, Неманский проезд. Старинный Несвижский переулок — но к городу Несвиж относится «с натяжкой». Недостаёт Гомельской и Могилёвской улиц для присутствия всех областных центров Беларуси.

Лучшая часть планеты и лучший из миров — единственное, что в двух разных местах присутствует на карте Московского метрополитена (ближайшую Московскую область не считаем). А именно — станции «Белорусская» и «Минская».



Молдова  — Молдавская улица. Находится в Кунцево, не вполне корректно по принципу направлений.



Узбекистан  — Ташкентская улица и Ташкентский переулок, Самаркандский бульвар, Ферганская улица.



Казахстан — Алма-Атинская улица, Кустанайская улица, Гурьевский проезд. Город Гурьев временно переименован казахскими националистами в Атырау. И это всё, что связано с Казахстаном. Непропорционально мало для большой республики. Уральская улица связана с Уралом, а не Уральском.



Кыргызстан — ничего нет.



Таджикистан - ничего нет.



Монголия — ничего нет. Несмотря на то, что в 2006 году мэр Москвы Ю. М. Лужков во главе официальной делегации открыл в Улан-Баторе Московский проспект.



Туркменистан — небольшой Туркменский проезд. Находится в Строгино (Северо-запад, тогда как Туркмения на юго-востоке). Название появилось задолго до того, как придумали принцип направлений, и изначально существовало не в Москве, а в селе Троице-Лыково.



Азербайджан — Бакинская улица.



Армения — Армянский переулок (дореволюционное название, именно в этом переулке посольство Армении), Ереванская улица, Севанская улица.



Грузия — Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский переулок, Грузинская площадь. Всё это — дореволюционные названия.



Литва — Вильнюсская улица и Литовский бульвар. Находятся рядом, причём в «неположенном» месте, на юге (тогда как Литва расположена к западу от Москвы), нарушая традиционный принцип направлений. Причиной считают тот факт, что в проектировании района с этими названиями принимали участие архитекторы из Литовской ССР.



Латвия — Рижская площадь (у Рижского вокзала), Рижский проезд (вдали от Рижского вокзала). Виндавская улица официально ликвидирована. Не переименована, а именно ликвидирована.



Эстония — Таллинская улица, Нарвская улица. Находятся в разных районах, но в целом принцип направлений соблюдён.



Заграница. Очень мало чего, на удивление мало. Если не считать топонимику в честь зарубежных деятелей — только Братиславская улица, Рочдельская улица, Варшавское шоссе (название дореволюционное, Варшава тогда была в России), Иерусалимская улица — изначально по храму Иерусалимской иконы Божьей матери, а не по городу. И всё.

Астрадамская улица в честь Амстердама (старинное написание), но сейчас мало кто об этом знает. Китай-Город с Китаем не связан, как и Софийская набережная с Софией.

Рочдельская улица, расположенная в районе Пресня — очень нехарактерный случай. Названа в 1932 году, в честь мало кому в наше время известного города Рочдель (Rochdale) в Великобритании, находящегося вблизи Манчестера. Этот город считается местом, где было положено начало рабочей потребительской кооперации. Рочдельские ткачи в 1844 году собрали по 1 фунту стерлингов и создали коллективное хозяйственное (торговое) предприятие — потребительское общество на кооперативных принципах.

Станции метро: Варшавская, Пражская, Римская и Братиславская. На всех четырёх в оформлении есть хотя бы небольшие напоминания о соответствующих городах.

Пражская и Римская проектировались и строились с участием Чехословакии и Италии соответственно. «Пражская» по стилю напоминает станции Пражского метрополитена, а в унылейшем метрополитене Рима ничего похожего на станцию в Москве нет.

Братиславская улица была открыта мэром Москвы Лужковым в 1996 году при участии словацкой делегации.

Почему в Москве не называли улицы в честь городов и стран соцлагеря — загадка. Называли кинотеатры, но они почти все переименованы или исчезли. При этом, например в Хабаровске есть даже Албанская улица. В Ленинграде, в отличие от Москвы, много улиц было названо в честь зарубежных городов стран «соцлагеря».

Возможно, наличие таких улиц в Ленинграде на фоне отсутствия их в Москве было выражением их самобытности, стремления отличаться. Равно как в начале 1990-х годов там переименовали станции метро «Комсомольская» и «Красногвардейская», совпадающие с московскими, но оставили станцию метро «Горьковская», убранную с карты метро Москвы.



Станции метро по городам:
Киевская
Павелецкая
Курская
Савёловская
Рижская

С этими станциями нестандартная ситуация, они названы по вокзалам, а не городам. Савёлово — это и вовсе не город, а район небольшого города Кимры, когда-то являвшийся селом. Павелец — мелкий никому не известный пункт в Рязанской области, официально даже не город, и с ударением на «а», в отличие от вокзала и станции метро.

Оформление, связанное с этими городами, есть только на «Киевской» (на двух из трёх станций в пересадочном узле) и «Рижской». По задумке архитекторов, жёлтый кафель на пилонах «Рижской» должен символизировать песчаные пляжи и янтарь на берегу Балтийского моря в Юрмале, пригороде Риги. Кроме того, есть малозаметные керамические мозаики с изображением достопримечательностей Риги.

«Белорусская» Кольцевой линии в своём оформлении «пропитана» Беларусью. После варварских реконструкций в 1990-е годы этого оформления стало меньше. Снесли скульптурную композицию «Советская Белоруссия».

Почему построенную в послевоенные годы «Курскую» на «образцово-показательной» Кольцевой линии не оформили в честь Курской битвы — загадка.


невокзальные станции метро:

Римская
Пражская
Алма-Атинская
Минская
Серпуховская
Тульская
Севастопольская
Волоколамская
Дмитровская
Щёлковская, хотя не все знают, что такой город есть, кто-то думает, что район станции так называется
Тверская (хоть Тверь и главный город планеты — я убеждён!, но название чужое, на самом деле это станция Горьковская)
Калужская
Домодедовская — ассоциируется с аэропортом, не с городом. Оформление станции однозначно указывает на аэропорт.
Смоленская (две расположенные рядом, но невзаимосвязанные станции)
Каширская
Варшавская
Каховская
Братиславская
Коломенская — с большой натяжкой. По селу Коломенское, которое когда-то, в глубокой древности (1300-е годы), было названо в честь Коломны жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя.

С «посторонней» добавкой — Волгоградский Проспект и Рязанский Проспект.


Новокузнецкая к Новокузнецку абсолютно никакого отношения не имеет. Во время строительства и открытия этой станции Новокузнецк назывался Сталинск. До Сталинска он назывался Кузнецк-Сибирский.

Кантемировскую к Кантемировке (Воронежская область) лишь с натяжкой можно притянуть. Названа в честь Гвардейской Кантемировской дивизии, а дивизия — в память сражения под Кантемировкой, районный центр на юге Воронежской области. Но не все об этом знают, есть мнение, что в честь молдавско-русского государственного деятеля Дмитрия Кантемира.

Пассажирские станции и остановочные пункты на железных дорогах, помимо вокзалов: Савёловская (по Савёловскому вокзалу), Рижская (по Рижскому вокзалу), Ржевская (напоминание о том, что нынешний Рижский вокзал в 1942-46 годах назывался Ржевским), Дмитровская, Ленинградская, Нижегородская, Крымская.



Что интересно: почти все названия, которые должны быть в Москве, но их там нет (улицы Адыгейская, Уфимская, Казанская, Бурятская, Грозненская, Воркутинская и прочие) есть в других городах, причём в изобилии. Только улица Сыктывкарская, насколько известно, в мире лишь одна — в Петрозаводске.

Среди очень редких названий в масштабах России — улица Хиросимы и улица Порт-Саида, они есть только в Волгограде. Очень нетипичные названия, связанные с Японией и Египтом.

Чего в Москве нет:
традиционных для чуть ли не каждого города улицы Ленина (и не было никогда, но был и есть Ленинский проспект). Также есть улица Ленинская Слобода, раньше была Ленинская площадь у Павелецкого вокзала.

Небольшая улица Ленина — в Зеленограде, но там топонимика выстроена как в отдельном от Москвы городе. Равно как и нумерация автобусных маршрутов, к примеру.

В городах и посёлках, оказавшихся в черте Москвы после большого расширения её границ в 1960 году, все улицы Ленина переименовали, хотя одну, теоретически, ничто не мешало оставить. Возможно, сочли, что такое «громкое» название не должно находиться на окраине.

Нет и не было улицы Гагарина (есть только площадь). Гагаринский переулок с космонавтом Гагариным не связан.

Нет стандартных улиц Кирова и Горького, хотя раньше были — улицей Горького была Тверская, центральная и «парадная». Типичное для городов СССР имя революционера Урицкого отсутствовало всегда, хотя улица Володарского, находившегося часто рядом с Урицким — была (ныне снова Гончарная). Впрочем, при расширении Москвы улица Урицкого формально появилась за МКАД среди сельской застройки.

На данный момент нет ни одной улицы в честь живой личности. В других городах таковой является в основном улица Терешковой. В Грозном есть проспект Путина. В некоторых регионах России улицы Путина появляются в дачных посёлках на полуофициальном уровне. Но намного чаще в таких посёлках пытаются создавать улицы Сталина.

В 1930-е годы на всей территории СССР было принято присваивать улицам и городам имена государственных деятелей при жизни. Но в Москве «прижизненных» названий было немного: из общеизвестных — только улица Горького (с 1932 года, писатель Максим Горький умер в 1936 году), и улица Серафимовича (с 1933 года, в честь писателя Александра Серафимовича, сохраняет такое название до сих пор). Бухаринская улица, нынешняя Волочаевская — с 1919 года, в честь коммунистического деятеля Николая Бухарина. В 1937 году он был арестован, в 1938 году расстрелян и «стёрт» отовсюду, как и другие репрессированные деятели.

1-я, 2-я, 3-я, 4-я улицы Рыкова — в честь председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Рыкова. Арестован в 1937 году, расстрелян. Улицы переименованы в 8 марта.

Улицы в честь героических лётчиков и полярных исследователей были названы при их жизни в дачном посёлке Лианозово. В черту Москвы он вошёл в 1960 году, названия были сохранены. Многие из тех, в честь кого были названы эти улицы, были живы и на момент их перехода в Москву.

Сталин на карте Москвы присутствовал в названиях Сталинского района (с 1961 года Первомайский район, в 1991 году все прежние районы были упразднены), автомобильного завода (после 1961 года завод имени Лихачёва, в честь «красного директора»), станций метро «Сталинская» и «Завод имени Сталина» (после десталинизации «Семёновская» и «Автозаводская»). Проспект Сталина был в посёлке Красный Строитель, в черту Москвы вошёл в 1960 году и почти сразу переименован в Ступинскую улицу. Улица Сталина была в городе Кунцево — переименована в Кунцевскую.

В Москве есть закон о том, что назвать географический объект в честь кого-то можно не ранее чем через десять лет после смерти. Его приняли и вынуждены часто нарушать, каждый раз обосновывая «единичное исключение». Вместо того, чтобы отменить по причине явного идиотизма. Никакой логики.

На мой вгляд, называть географические объекты в честь людей нужно при их жизни — пусть порадуются.




10.11.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу