Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ПОЕЗДКА НА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ТЁСОВО, 2017 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА!

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5388038 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии, всего — 2 184

https://vk.com/wall-155711_417360,
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция произведена в апреле 2017 года.

Исполненный маршрут:

Крюково - Тверь - Бологое (пригородные поезда) - Малая Вишера (поезд дальнего следования) - Сортировочная (пригородный поезд) - Проспект Славы (пешком) - Рогавка - Новолисино - Санкт-Петербург-Витебский (пригородные поезда) - Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал (пешком) - Фарфоровская - Обухово - Мга - Невдубстрой (пригородные поезда) - ГРЭС - Невдубстрой - 11 км (пешком) - Мга - Фарфоровская - Малая Вишера - Бологое - Тверь - Подсолнечная - Клинский район (пригородные поезда).


Основные задачи экспедиции: посетить военно-историческую реконструкцию на узкоколейной железной дороге, по слухам (надеюсь, безосновательным) - последнюю. Это нетипичное и важное событие в истории узкоколейных железных дорог.

Изучить и зафотодокоментировать железнодорожную линию Мга - Невдубстрой - ГРЭС.


Видео:
http://vk.com/video62259261_456239053 Электропоезд ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое - Санкт-Петербург) отправляется со станции Бологое.

http://vk.com/video62259261_456239054 Электропоезд ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое - Санкт-Петербург), станция Угловка.

http://vk.com/video62259261_456239056 Электропоезд ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое - Санкт-Петербург) прибывает на станцию Окуловка.

http://vk.com/video62259261_456239057 Электропоезд ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое - Санкт-Петербург) отправляется со станции Окуловка.

http://vk.com/video62259261_456239058 "Бой" (реконструкция событий 1942 года) на главной станции узкоколейной железной дороги в Тёсово

http://vk.com/video62259261_456239059 "Бой" (реконструкция событий 1942 года) на главной станции узкоколейной железной дороги в Тёсово

http://vk.com/video62259261_456239031 Электропоезд сообщением Малая Вишера - Бологое прибывает к платформе Иван Родионов



Витебский вокзал Санкт-Петербурга, один из старейших в России, и самое главное - сохранившийся в изначальном виде, удерживающий в удивительно "натуральной" форме дух XIX века. От него начинается старейшая в России железная дорога - Царскосельская, протянувшаяся на 26 километров до станции Павловск. Если быть совсем точным - та станция Павловск, которая являлась конечным пунктом Царскосельской железной дороги, находилась в стороне от ныне действующей.

От станции Павловск, расположенной в пригороде имперской столицы, начинается малодеятельная линия Павловск - Новгород. После станции Новолисино это один из самых глухих участков российской железнодорожной сети, что особенно удивительно смотрится на фоне близости к мегаполису.

Что же будет, если сесть в редкий ДТ1 по прозвищу "дятел" и продержаться три часа в жёстком "корыте"? Поезд новый, но внутреннее устройство вагонов устарело на десятки лет и выглядело бы слишком аскетичным даже в Индии, о которой я знаю не понаслышке.

Возникнет станция Рогавка.

В 120 километрах от Санкт-Петербурга, среди малонаселённых лесов расположен посёлок Тёсово-Нетыльский, в обыденной речи обычно называемый так же, как и станция - Рогавка.

Торфяной посёлок. Много таких было в своё время в Советском Союзе. Рязановка, Керва, Купанское, Керженец, Каринторф, Подозёрский, две Мокеихи, Новая Орша, Заплюсье, Гусевский, Варегово, множество других. Все эти посёлки мной посещены. Все они имели сходство между собой во внешнем облике.

Большинство из таких посёлков полностью утратили торфяную отрасль и "выживают как могут". Живут там в бедности, хотя внешне эти посёлки выглядят, как правило, приятно. Тихие, зелёные, почти без автомобилей, с уютной малоэтажной застройкой в "сталинском" стиле. Множества заброшенных домов нигде не наблюдается. Существенная часть домов и квартир скуплена городскими жителями в качестве дач.

По внешним признакам жить в этих посёлках намного позитивнее, чем в "мегаполисе". Но все, кто может - уезжают оттуда. Типичное изменение численности населения торфяных посёлков - с 5 тысяч человек в 1991 году до тысячи в наше время.

Есть и другая, меньшая часть посёлков: те, которые торфяную отрасль полностью не потеряли. Хотя и в них всегда приблизительно такое изменение: если в эпоху Советского Союза "на торфе" работали 2 тысячи местных жителей, то теперь - сто.

Рогавка - среди тех посёлков, где добыча торфа, сократившись в десятки раз, сохраняется. И сохраняется одна из последних узкоколейных железных дорог России, чья протяжённость сократилась раз в пятнадцать.

Но теперь Рогавка выделяется не только этим. Место стало по-настоящему уникальным! Узкоколейная железная дорога бывшего Тёсовского транспортного управления, сохраняя свою основную функцию - вывоз торфа, одновременно стала музейно-заповедной.

Протяжённость линии от начала до конца (производственный участок на болоте) - 12 километров, плюс "времянки" на торфомассиве. Приблизительно два километра пролегают в черте посёлка. Главная станция узкой колеи находится почти в трёх километрах от ширококолейной станции Рогавка.

Превращение линии из чисто торфовозной в торфовозно-музейную - заслуга "фанатов", изначально - юных железнодорожников из Санкт-Петербурга, которые проделывают огромную работу в свободное от остальной деятельности время. И не меньшая заслуга позитивного руководителя торфяной организации, который позволил энтузиастам-железнодорожникам использовать свою собственность.

На мой вгляд, такая ситуация - одновременно и вывоз торфа, и музейное использование - является идеальной. Несравнимо лучше, чем когда только музейно-прогулочное использование!

Плохо то, что вывоз торфа "висит на волоске". Есть угроза ужасного сценария - прекращение вывоза торфа и разборка большей части узкоколейной железной дороги, как минимум 10 из 12 километров. У энтузиастов-железнодорожников на данный момент нет денег на то, чтобы выкупить все 12 километров. Сумма очень крупная, и своими силами они едва ли смогут её собрать.

Приблизительно три года назад, к большому удивлению, делом тёсовских энтузиастов заинтересовалось ОАО "РЖД" в лице руководителя Октябрьской железной дороги Олега Валинского. "Тёсовцам" был подарен тепловоз ТУ2-155. Мощный, серьёзный локомотив, редкость для торфовозных узкоколейных железных дорог.

Именно здесь тепловозы ТУ2 никогда не работали. И в целом для торфовозных узкоколейных железных дорог они были нетипичным явлением, хотя и имелись когда-то в Каринторфе.

От представителей ОАО "РЖД" звучало предложение создать здесь филиал детской железной дороги. Это было бы идеальной гарантией сохранения дороги на будущее и поддержки её в хорошем состоянии. Но ясно, что это заведомо нереально. Рогавка - это "глухомань", маленький посёлок, расположенный на удалении отовсюду.

До Великого Новгорода намного ближе, чем до Санкт-Петербурга, но сообщение - "хуже некуда", и регулярные поездки невозможны. Поезд на участке Рогавка - Новгород в ходу три раза в неделю!

Второе, не менее важное изменение последних лет - станцию узкоколейной железной дороги избрали площадкой для проведения военной реконструкции событий 1942 года. В этих местах проходили тяжелейшие бои, когда наша 2-я Ударная армия пыталась прорвать блокаду Ленинграда, но попала в окружение и после многомесячных боёв была почти уничтожена.

Узкая колея в Тёсове идеально подходит для реконструкции событий времён войны. Так как и сама узкоколейная железная дорога - объект, пришедший из прошлого, "отсылающий" в то время.





----------------------

Военная реконструкция проводится в Рогавке уже как минимум пять лет в начале апреля. Есть слухи, что этот год - последний. На мероприятии будут некоторые граждане, желавшие встретиться со мной и приобрести книги.

Решаю ехать. Это первая рабочая экспедиция 2017 года. Только что закончилась заграничная поездка в Болгарию и Сербию. Заграничная поездка не является рабочей экспедицией.

За день до старта была получена из печати и начала продаваться книга № 18 "REL BHARAT - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНДИЯ-2016".

Книга выпущена с опозданием на месяцы, но решающая часть работы над ней, перед выездом в Болгарию и Сербию, была чем-то запредельным. Стояла задача успеть до выезда любой ценой. От этого "зомби" стал. "Индия" доходила до 18 часов в сутки - красные глаза, полная потеря ориентации, тычки в стену, почти потеря сознания.

А до этого - сбор денег на перелёт (почти 30 000 рублей), собственно поездка, "жесткач" которой - ну прочтите и узнаете, каким он был, предварительное написание - а это суммарно почти месяц работы.

Итого написание книги заняло вдвое больше времени, чем поездка.

Я работаю вдвое больше, чем средний человек - иначе попросту не могу! Расслабушные условия для лентяев и дармоедов - давить их! В высшей степени ненавижу бездельников и тунеядцев!

В поездах, и в этой экспедиции, и во всех прочих, напрасно не трачу ни минуты. Только полезная деятельность, раньше чтение, теперь нередко работа на нетбуке. Автостоп отчасти не терплю и из-за того, что это - потерянное время, когда нельзя заниматься ничем полезным. Те, кто в поезде бездельничает (подавляющее большинство) - они на более низкой стадии развития!


Наиболее логичный способ попадания в Рогавку из Москвы - пригородные поезда на всём протяжении. Это 770 километров, если двигаться через Санкт-Петербург. Через Новгород ближе, однако сообщение хуже.

Но времени до выезда слишком мало, пригородных поездов на участке Бологое - Окуловка по субботам и воскресеньям нет. А выезд - в субботу. Пришлось устроить "вставку" в виде поезда дальнего следования от Бологое до Малой Вишеры. Билет куплен на сайте rzd.ru и обошёлся в 426 рублей. При полуголодном существовании ощутимая сумма.

Хороший и комфортный поезд ЭС1-020 от Крюково до Твери. Это лучший из сегментов маршрута, и ведёт он в лучший город мира.



Тверь. Вокзал 1991 года постройки - хороший вокзал в хорошем городе!


В Твери - распечатка билета дальнего следования на новом вокзале, доступ в Сеть на нетбуке через канал Rzd.



Расписание движения поездов дальнего следования по станции Тверь. Единственный
областной центр и крупный город со стоянкой поездов 1-2 минуты.
Обычно такое бывает только на мелких станциях.






Получение билета в автомате. В поезде допускается возможность проезда и без билета,
только по паспорту, от чего я с возмущением отказался.






Билет, распечатанный в Твери.






Оформление нового вокзала Твери.




















Тверской трамвай.


Быстрым шагом в ближайший магазин "Дикси". Фотографирую два трамвайных вагона.



Тверской трамвай.






"Бологовские тупики". Мой электропоезд - "правый".


Тверь - Бологое на ЭТ2М-043, 15:04 - 18:27. Дурной сегмент маршрута с некофмортным поездом, и на начальном участке толпой гадов-безбилетников. За пределами московской пригородной зоны мало где такое есть, но участок Тверь - Бологое (в особенности Тверь - Лихославль) исключение.



Участок Тверь - Лихославль. Все, кто стоят - это безбилетники, пытающиеся
убежать от контролёров. Как такое может существовать?!


По станции Вышний Волочёк пропуск "буржуевозки" в виде поезда ЭВС1 "Сапсан" и предположительно мотрисы начальника дороги. К сожалению, им уже не является Олег Валинский, помогавший "узкоколейщикам" в Рогавке.



Станция Бологое. ЭС1-009 (поезд дальнего следования Бологое - Санкт-Петербург).


Бологое. Поезд ЭС1-009 Бологое - Санкт-Петербург стоит у той же высокой платформы, где и прибывший ЭТ2М-043. Никуда переходить не надо, не считая нескольких шагов. Мне в нём - до Малой Вишеры, 18:38 - 19:56.

По исполнению состав абсолютно такой же, как ЭС1 на Тверь. Но только проводник на входе проверяет билеты. Рассаживаться требуется по указанным в билете местам - что есть величайший маразм, на мой взгляд. Даже несмотря на то, что теперь при покупке билета на веб-сайте rzd.ru можно выбрать место по схеме вагона.

Это поезд дальнего следования, но набор остановок нетипичный для них: Березайка, Угловка, Окуловка, Малая Вишера, Чудово, Любань, Тосно, Колпино, Обухово. Самая большая мечта - конечно, перевод этого поезда в пригородные.

Где брать билет дальнего следования в Березайке, в которой никакой билетной кассы скорее всего давно нет? И добавить бы ещё остановки по Лыкошино, Боровёнке и Мстинскому Мосту - этот участок сейчас имеет очень проблемное сообщение.

Понимаю, что для железной дороги статус поезда дальнего следования удобнее, так как билеты покупаются заранее. Для пассажиров это плохо, для перевозчика - хорошо. Вероятно, есть и другие причины.



Станция Бологое.






Станция Бологое.


Максимальная скорость поезда - 155 км/час, причём большую часть времени держалась именно такая скорость. У ЭС1 и ЭС2Г Москва - Тверь максимальная скорость 140 км/час. Интересно, почему так? Это не может быть связано с ограничением на участке - естественно, поезда ЭВС на участке Москва - Тверь имеют значительно большую скорость.

Центральный участок Петербурго-Московской железной дороги является самым холодным. Вблизи Санкт-Петербурга климат смягчён морем, в районе Москвы ощущается продвижение на юг, а в центре - зима наиболее долгая. Вокруг много снега и озёра подо льдом.

По станции Окуловка были не только входящие, но и выходящие пассажиры. Несмотря на высокую стоимость билета дальнего следования. Да и от Бологое до Малой Вишеры - получилось почти 3 рубля за километр.



Поездка в ЭС1-009.






Поездка в ЭС1-009.






Станция Малая Вишера - традиционное место ночёвки.


"До боли знакомая" Малая Вишера, конец пригородной зоны Санкт-Петербурга. Здесь предстоит ночёвка, и утренним пригородным поездом - до платформы Сортировочная. Затем нужно будет совершить скоростную пробежку с грузом до Проспекта Славы.

Прибытие электропоезда на платформу Сортировочная в 7:22, а отправление от Проспекта Славы в 7:57, прибытие на станцию Рогавка в 10:43. Предстоит преодолеть пешком 4 километра, причём на обоих пунктах - турникеты. Добавляется ещё и процедура взятия билета. Опоздание означало бы, что вся столь напряжённая поездка совершена зря.

Ночью будет изрядно минусовая температура. Ночёвка на земле нежелательна. Решаю искать какое-то помещение. Двигаюсь по Набережной улице в сторону северной окраины Малой Вишеры, от которой начинаются ненаселённые леса на десятки километров.

Осматриваю заброшенный барак с адресом Набережная, 13 - но он слишком "деградировал". Не пойдёт! Двигаюсь по Набережной значительно дальше. И наконец был найден хороший выселенный барак, в котором удалось запереться изнутри!

Первую ночёвку в Малой Вишере я совершил в 1995 году. Интересно, дошло ли число ночёвок в ней до ста?

Подъём в 4:30, в темпе бега на вокзал. Электропоезд Малая Вишера - Санкт-Петербург-Главный в 5:01.

От Малой Вишеры на Санкт-Петербург остались четыре пары электропоездов в день. До атаки "врагов народа" было двенадцать, с учётом пересадочных по станции Чудово.

В рабочие дни этот электропоезд бывает заполнен. Хорошо, что сегодня воскресенье. До Тосно напротив меня никого нет.



Электропоезд прибыл на Сортировочную, время 7:22. Начинается напряжённый марш-бросок с грузом.


Платформа Сортировочная, станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Решающий момент, здесь начинается "бой", который надо выстоять любой ценой!

На турникеты нет времени, так что спрыгиваю с платформы. И бегом по городу, удивляя редких прохожих, которые это время представлены в основном дворниками-гастарбайтерами.

Замечательно, что маршрут пешего движения от Сортировочной до Проспекта Славы прямой и комфортный. Это Южное шоссе и Альпийский переулок, на них почти нет автомобильного движения. Никаких поворотов вбок, заблудиться невозможно.

С левой стороны Южного шоссе строятся многоэтажные "монстры". Одна из позорных примет России - строительство жутких построек для жилья высотой двадцать этажей и больше. Находятся "страннюки" и мазохисты, которые покупают там квартиры, и дельцы "делают деньги".

Россия - передовая страна, но именно этим отличается от других цивилизованных стран. Нормальный человек в США, например, в таком жить не будет. Подобные дома там в своё время строило государство в качестве "социального жилья" для бедняков, потом убедилось в порочности этого и постепенно сносит их. Когда же наконец в России будет общефедеральный закон о запрете жилых построек выше пяти этажей? А это всё хорошо бы снести, хотя и жалко напрасно потраченного бетона, сил и денег.

Пересекаю Будапештскую улицу у стройплощадки станции метро "Проспект Славы". Ускоряю движение с режима спортивной ходьбы на режим бега.



Южное шоссе. Справа - нормальное жильё, слева - ужасные монстры, факт появления которых является дикостью.






Южное шоссе. Когда-то это был посёлок 4-го кирпичного завода. К сожалению, эти дома под угрозой сноса и замены "монстрами".






Трамвайные пути, проложенные в обход стройплощадки станции метро. Вид в южном направлении.






В ходе марш-броска. Хорошее название!!!!! С учётом местопребывания считанные дни назад.






Мост через Витебский канал. Цель почти достигнута.






Переход под путями исторической Царскосельской железной дороги, действующей с 1837 года. Снова хорошее название!


В 7:52 у касс на Проспекте Славы. С начала 2017 года процедура получения билета по бумажной справке существенно усложнилась. Стали требовать вдобавок "розовую бумажку". Теперь кассир "вбивает" номер справки, код региона и ещё какую-то информацию, на это требуется около двух минут!

Успеваю. Звуковое объявление: "На первый путь прибывает электропоезд сообщением Санкт-Петербург - Новгород". Четырёхвагонный ДТ1-003, с "северной" стороны кабина ДТ1-002. Заполненность небольшая. Сплю от Павловска до Кастёнской.



Проспект Славы! Успеваю! При том, что две минуты потрачено на билетные процедуры.






Прибывает поезд ДТ1-003/ДТ1-002 на Новгород через Рогавку.


Эта однопутная неэлектрифицированная линия до недавнего времени местами выглядела как "затерянный" подъездной путь.

Поезда здесь ходят в среднем десять раз в неделю в каждую сторону на "оживлённом" участке Новолисино - Рогавка. И это ещё неплохо. Пару лет назад движение было едва ли не по трём дням в неделю.

На участке Рогавка - Новгород в ходу три пары поездов в неделю. Опять же "неплохо", была одна пара в неделю.

На некоторое время железная дорога Новолисино - Новгород закрывалась для ремонта и движение отменялось полностью. После реконструкции скорость повысилась, но железная дорога остаётся медленной и глухой.

Здесь нет никакого движения, кроме пригородных поездов Санкт-Петербург - Новгород (вариации: Новгород - Новолисино, Санкт-Петербург - Рогавка). Все поезда представлены четырёхвагонными составами ДТ1. Это "гибридные" поезда, работающие как от контактной сети, так и от дизельного двигателя. Внутри ничем не отличаются от электропоездов серии ЭТ2, для пассажиров столь же некофмортны.

Всё грузовое движение на Новгород происходит по другой линии, через Чудово. Все пассажиры, следующие из Санкт-Петербурга в Новгород и обратно, едут также через Чудово.



Радофинниково. Здесь действовала Дубовицкая узкоколейная железная дорога.
Осмотренный в 2000 году путепровод (точнее, насыпи к нему) срыли.






"Глухоманная" линия Павловск - Новолисино - Новгород.






"Глухоманная" линия Павловск - Новолисино - Новгород. Дачные бабки - как 30 лет назад,
но только в то время их было на порядок больше. Исчезающее явление - вероятно,
недолго ему осталось.






101 километр. Буйная фантазия советских руководителей Ленинграда в своё время "сослала" городских жителей
в глухую тайгу и непролазные болота, где, в сложнейшей для освоения местности, был
создан массив из тысяч садовых участков. Раньше на этой платформе
была "самопальная" табличка ЧУДОСВЕТОВО.






Поезд прибыл на станцию Рогавка. Здесь все четыре вагона едва ли не полностью опустели.






Поезд на станции Рогавка. С "северной" стороны это ДТ1-002.






Вокзал на станции Рогавка. Реконструкторы в головных уборах, известных как "будёновка". Есть мнение,
что это неправильно - якобы, в период Великой Отечественной войны "будёновок" в Красной Армии
не было. На самом деле встречались по меньшей мере до 1943 года.






Рогавка. "Красноармейцы" двигаются к узкоколейному поезду.






Движение по улице посёлка к тупику узкой колеи. Дальше будет подвоз на узкоколейном поезде.







Посёлок Тёсово-Нетыльский (Рогавка). Как и в остальных подобных посёлках, преобладающая застройка - капитальные
"сталинские" дома начала 1950-х годов, с высокими потолками в квартирах и стенами более чем метровой толщины.
Они несравнимо комфортнее более поздних квартир-"клетушек", где до потолка можно достать рукой.






Посадка в узкоколейный поезд. Проедем меньше двух километров.






Тепловоз ТУ4-2630 из Ранцево. Куплен и отреставрирован "тёсовской группой" на собственные средства.






Тепловоз ТУ4-2630.






Спецпоезд с тепловозом-автомотрисой ТУ6П-0050.






Движение в поезде.






Прибыли на главную станцию.


Андрей Селезов, политбеженец из Киева, известный блогер (http://flackelf.livejournal.com). Уже три года в Санкт-Петербурге. К сожалению, неопределённо долгое время он не сможет вернуться в родной и тёплый Киев даже "в гости". Поводом для преследования является всего лишь политическая позиция, высказанная в сетевом блоге. В абсолютном мирном формате, без единого экстремистского призыва в стиле популярной кричалки противоположной стороны "москаляку на гиляку".

Публикации Андрея Селезова: http://flackelf.livejournal.com/837449.html и http://flackelf.livejournal.com/837066.html
Публикация Сергея Сигачёва: http://periskop.livejournal.com/1695886.html




Военно-исторический фестиваль - мероприятие с большим размахом. Сотни человек в советской и немецкой военной форме, выполненной с потрясающей натуралистичностью. Самое настоящее оружие с самыми настоящими патронами, только холостыми.

На мой взгляд, военная реконструкция сама по себе правильное дело - сохраняет историю Родины и пропагандирует интерес к ней. И вдвойне правильное, когда она проводится на узкоколейной железной дороге!

Ведь тем самым широкие массы узнают о существовании узкоколейных железных дорог как таковых. В ином случае - не узнали бы! Никогда бы не оказались в тех редких и малопосещаемых местах России, где узкоколейные железные дороги сохранились.

Вначале - объявление благодарности "узкоколейщикам" Алексею Помигуеву, Сергею Харебову и другим, которые собственными силами, без всякой материальной выгоды, затрачивая месяцы и годы жизни, проделали огромную работу по превращению узкой колеи из утилитарного средства транспорта торфа в одну из главных достопримечательностей региона. Частично благодаря им проведение реконструкции стало возможно именно здесь. Сюда были привезены из других мест образцы подвижного состава, близкие к военному времени.

Один из деятелей железнодорожного и реконструкторского движения, Павел Желтов, недавно лично пообщался с В. В. Путиным!. И, среди прочего, предложил ему побывать здесь.

Путина, конечно, тут не было, но присутствовал недавно назначенный губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Знает о существовании этого места и этого объекта - уже хорошо.

Общаюсь с известными блогерами Сергеем Сигачёвым (Periskop.livejounal.com) и Андреем Селезовым (Flackelf.livejounal.com), встречавшимися со мной в 2015 году. Сигачёв, как известная и "медийная" личность, имеет официальную аккредитацию.

Сигачёв выпускает свою первую книгу о путешествии в железнодорожный Китай. Обязательно приобрету её, какой бы ни была цена.

Много часов длится "подготовительная" часть, во время которой звучат песни времён войны. Не только в записи, но и в живом исполнении. Торговля сувенирами и едой. Но можно получить также бесплатную кашу и чай из полевой кухни.

"Красноармейцы" и "фашисты" вначале мирно сидят рядом у костров, готовят оружие и технику к "бою". "Немцы" удивительно вошли в роль. Настолько, что выглядит странной русская речь от них.

Нацистскую военную форму не спутать ни с чем другим, она определяема "за километр". При таком разнообразии всевозможных армий и военных мундиров в мировой истории! Есть в ней какая-то негативная энергетика - настолько, что, на мой взгляд, её опознает даже тот, кто не видел не то что самой войны, но даже фильмов о войне и фотографий того времени.

Хотя и был нашумевший случай, когда в Алапаевске (том самом, где длиннейшая узкоколейная железная дорога) какой-то идиот разместил на плакатах ко Дню Победы нацистских солдат, якобы не отличив их от советских.

"Бой" начался в 15:00. Сценарий: сначала "наши" отбивают у "немцев" железнодорожную станцию. Но "немцы" подтягивают новые силы и внезапно атакуют с двух сторон. "Наши" организуют эвакуацию мирного населения и раненых на платформе, которую толкают руками, так как локомотивы разбиты.

Роль "гражданских" исполняли очень натуралистично выглядящие "бабки" с заплечными брезентовыми котомками. Похоже, некоторые из них и в самом деле бабки, если только не применён грим на лице.

Немцы овладевают станцией, но красноармейцы снова идут в атаку. В итоге станция остаётся за нами.

Был ли хоть один реальный участник тех событий? Не в курсе, но текущая дата на календаре оставляет мало шансов на это. Хотя официально считалось, что на 100-летии Бородинской битвы (1912 год) присутствовали два её участника, но достоверность не подтверждена.

Для зрителей это - праздник, всё тут увлекательно, красиво и безопасно. Но насколько же ужасно это было в реальности 75 лет назад. И больше всего впечатляет, как низко тогда ценилась жизнь, с какой лёгкостью шли на верную смерть с обеих сторон.

У "немецкой" бронемашины при движении через пути разорвалась гусеница. Все были уверены, что так и должно быть по сценарию, а оказалось - нет. Проблему устраняли много часов после завершения мероприятия.

Общаюсь с Сергеем Харебовым в кабине "его" тепловоза ТУ4-2630. Тепловоз известен мне по его "прошлой жизни" в Ранцево, где узкоколейная железная дорога полностью разгромлена.

В течение короткого времени рядом был и Леонид Москалёв, известный собиратель истории железных дорог, автор одной из старых и авторитетных книг по этой теме - "Наши узкоколейные паровозы".

















Подготовка к "бою".






Подготовка к "бою".






Подготовка к "бою".






Имитация газеты подразделения "Elch" ("Лось") нацистской армии. Текст на русском языке.






"Немецкий полевой лагерь".





































































































































































































































































































































































































































































































Все, кто меня узнал, а таких немало - относятся ко мне позитивно. Некоторые купили мои книги. Приятно убедиться, что отношение ко мне в реальном мире - только положительное!

Особая благодарность Григорию Егорову и Сергею Харебову.

Существует травля со стороны завистников в Сети. Но это "боты", не имеющие никакого реального воплощения.

Например, какой-то придурок-бездельник "Александр-слесарь" (диванный "хикки", никакой не слесарь и не железнодорожник), с маниакальной упёртостью приписывающий мне ругательную левую "фамилию". И прочая "нечисть". Но она существует только в компьютерном экране. Они уверены, что придумыванием нецензурной фамилии и прочими пакостями они наносят мне ущерб. А на самом деле - только подтверждают популярность!

Мероприятие в Рогавке, по приблизительной оценке, посетило не меньше трёх тысяч человек. Четырёхвагонный дизель-поезд был заполнен по пути из города на пятую часть, в обратную сторону на треть, причём среди пассажиров явно далеко не все были зрителями и участниками реконструкции.

Некоторые жители Санкт-Петербурга предлагали подвезти на автомобиле до города. Но я двигаюсь по посёлку на станцию Рогавка.



Главная станция, являвшаяся местом "боя". Вид на север.






Движение по улице посёлка к станции Рогавка.






Станция Рогавка. Вид со стороны Новгорода.


На станции Рогавка стоит под посадкой дизель-поезд. Это тот же самый ДТ1-002 и ДТ1-003 одновременно, что утром ушёл в Новгород, но его маршрут сейчас выглядит как Рогавка - Санкт-Петербург.

Поезд вернулся из Новгорода в Новолисино, а из Новолисино в Рогавку. Сегодня - редкий день, когда больше одной пары поездов на этой глухоманной линии. Правда, до 2009 года было пять пар ежедневно, но то время "утекло".

Часть пассажиров - "красноармейцы", которые вплоть до возвращения домой не расстанутся с исторической военной формой. В вагоне звучат песни под гитару.

Выхожу на станции Новолисино, откуда начинается движение электропоездов. Двигаюсь на север от путей. Холодная ночёвка на мокрой земле в лесу.



Холодная ночёвка в лесу у станции Новолисино завершена.






Переезд на станции Новолисино.


Подъём в сумерках. Электропоездом в 5:36 на Витебский вокзал. Изначально это не планировалось, но я решил, что всё-таки нельзя не пройти по центру имперской столицы.

Не лучшее время для посещения Санкт-Петербурга, ибо 3 апреля произошёл взрыв в метро, город в напряжении. Впервые я побывал в городе, но не побывал в метро.




подпись не готова







Витебский вокзал по атмосфере - уцелевший уголок XIX века! Даже несмотря на появившиеся железобетонные шпалы
и электрификацию (к счастью, только западных путей).







Лиговский проспект. Здесь преступники уничтожили трамвайную линию. Когда наконец будет восстановление?


Московский вокзал - Фарфоровская. У платформы Фарфоровская прячу часть вещей. Затем дальше - до Обухово, до Мги, до Невдубстроя.




Вокзал на платформе Фарфоровская.







Через станцию Обухово движется "буржуевозка". Я на таких не ездил и едва ли проеду.


























Работа с тупиковой малодеятельной железнодорожной линией Мга - Невдубстрой. Где я в 2000 году проехал не только до Невдубстроя, но и дальше - до ГРЭС. В то время курсировал ведомственный пассажирский поезд Невдубстрой - ГРЭС. Линия упомянута в книге "Живые Рельсы". Но, стыд и позор, фотографий до этого момента не было.

Железнодорожная линия построена в 1930-е годы вместе к ГРЭС (тепловой электростанцией) №8. Невдубстрой - "Невско-Дубровское строительство". Так изначально называлась стройплощадка ГРЭС - по деревне (ныне посёлку) Невская Дубровка. Хотя Невская Дубровка находится на противоположном берегу большой реки Невы в пяти километрах ниже по течению и транспортно не связана с этим местом.

С 1953 года посёлок Невдубстрой стал городом Кировском, вторым по счёту после хибинского. С.М. Киров здесь бывал в период строительства ГРЭС №8. Станция, как часто бывает, сохранила изначальное название.

Когда-то на линии Мга - Невдубстрой была промежуточная станция с путевым развитием - Грибное. До Великой Отечественной войны она была начальным пунктом линии Грибное - Синявино. В этих местах были наиболее тяжёлые и длительные бои. Линия не восстановлена, как и село Синявино.

Станция Невдубстрой находится в трёх километрах от города Кировска, причём сообщение с ним "никакое": пешком либо по путям, либо по обочине оживлённой дороги. Приблизительно до 2002 года курсировал ведомственный пассажирский поезд по маршуту Невдубстрой - ГРЭС (город Кировск). Поезд был согласован с электропоездами на Мгу и из Мги. Представлял собой тепловоз (возможно, ТГМ4) с одним вагоном электропоезда. В просторечии именовался "подкидыш".

Поезд Невдубстрой - ГРЭС отменён, но движение электропоездов Мга - Невдубстрой сохранилось. В большинстве случаев это прямые маршруты из Дачи Долгорукова (Санкт-Петербург-Ладожский) до Невдубстроя и со станции Невдубстрой на Дачу Долгорукова со сменой направления движения по Мге. На мой взгляд, плохо, что от Ладожского вокзала, а не от Московского.

Движение электропоездов предназначено почти исключительно для обслуживания промежуточных пунктов: 4 км, 6 км, Грибное, 11 км. Пассажиропоток почти полностью состоит из дачников, и зимой, вероятно, является почти нулевым. До станции Невдубстрой, кроме меня, доехали два пассажира.












Платформа, являвшаяся единственной промежуточной остановкой на маршруте поезда Невдубстрой - ГРЭС.







Кировская ГРЭС №8, ныне Дубровская ТЭЦ.















подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова
















Ведомственный тепловоз ТГМ4-2858 у депо севернее станции Невдубстрой.















подпись не готова






Электропоезд ЭТ2М-090 на Мгу прибывает к платформе 11 км.


Около часа на осмотр города Мга.




Мга.


Ленинградская область начисто лишена блеска и роскоши Московской области. В отличие от Московской области, это обычный провинциальный регион. Не перестаю удивляться: Мга - вроде бы пригород мегаполиса. А по внешним признакам никак не понять, где я. Запросто "сошла" бы за Коношу Архангельской области!

Сюда даже сетевые магазины "Магнит" и "Пятёрочка" не пришли, что для европейской части России большая редкость.



Мга.


Мга имела народную расшифровку "Мария Григорьевна Апраксина". Это вымысел, хотя соседняя станция и в самом деле названа в честь графа Апраксина, владевшего этими землями на момент строительства железной дороги.



Здание поликлиники - в заброшенном состоянии. В табличке упомянуто Министерство здравоохранения РСФСР.
подпись не готова







































Фарфоровская.


У Фарфоровской забираю вещи из "схрона". Последним на сегодня электропоездом - до Малой Вишеры.




Хорошее название с учётом места, где я был почти вчера!!!







подпись не готова














подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







Малая Вишера















Малая Вишера, Набережная улица.


Ночёвка в том же самом бараке.

Электропоезд Малая Вишера - Бологое 5:18 - 8:36.




подпись не готова















Бологое. Электропоезд ЭТ2М-134 прибыл из Малой Вишеры.






Бологое. Разгильдяи убрали из расписания поезд на Старую Руссу, хотя поезд в ходу.















Бологое. С недавнего времени тут два паровоза-памятника и самолёт-памятник.



Бологое. На вокзале прибавилось заборов и закрытых дверей, но вход в вокзал пока без "сканера", только с "рамками", на которые никто не обращает внимание.

Внутри предлагают заряжать электронные устройства по цене 45 рублей за час. Посредством обычных "штатных" розеток в кассовом зале, которые имеются в большом количестве.

На мой взгляд, это вопиющее нарушение принятых в вокзальном хозяйстве ОАО "РЖД" норм, по которым электрические розетки стали бесплатными. Надо бы жаловаться и возмущаться, чтобы это устранить. Конечно, мне не до того, но другие могут.

За фотографирование внутри вокзала меня окликнули работники полиции. И даже не по своей инициативе - обо мне сообщила дежурная по вокзалу, возможно, вычислив по видеокамерам. Не в первый раз - подобное было в 2014 году в ходе поездки в Мокеиху и Мелехово.

Бологое становится каким-то "ментовским" местом, ведь сто лет ничего подобного не было в Твери (многократно более посещаемой и фотографируемой), Окуловке и Малой Вишере.

Общаюсь в наступательном "стиле".

- Почему вы фотографируете вокзал?

- Потому что я - Болашенко!

- Ну и что?

- Я - самый известный железнодорожный фотограф. Двадцать лет не занимаюсь ничем, кроме изучения и фотографирования железных дорог. Автор восемнадцати книг и железнодорожного сайта, на котором двести тысяч моих фотографий!

- А вы знаете, что для фотографирования железных дорог, вокзалов нужно разрешение?

- Знаю как раз, что не нужно. Ни в каких законах не прописан запрет на фотографирование железной дороги, а что не запрещено, то разрешено.

- Нет. Режимная зона. Понимаете, какая опасность терроризма, что в стране происходит? Руководство железной дороги должно выдать, если сочтёт нужным - и только с ним.

- Меня и так все на железной дороге все знают. Тот факт, что я Болашенко, всё открывает! А для террористов это не нужно. Да, к сожалению, теракты происходят, но фотографии никак не могут этому содействовать. Одно с другим не связано.

- Все знают? Ну я же вас не знаю.

- Вот вы, наверное, были единственным исключением. Но теперь будете знать.

Пытаюсь найти "подарочные" книги или хотя бы визитки - к сожалению, ничего этого не осталось, всё уже роздано. Зря - до этого доводить нельзя вплоть до конца экспедиции.


Как замечательная, что российская полиция теперь такая цивилизованная и спокойная! Попробовал бы я так общаться с ними в 1990-е годы, когда "менты" нередко были бандитами в форме.

У меня, между тем, в рюкзаке множество стреляных гильз! Но вещи не смотрели.

9:42 - 14:03 электропоезд Бологое - Тверь. Стоянка 28 минут по Осеченке. От Осеченки вплоть до Твери (!) движение по неправильному пути с черепашьей скоростью.

Движемся по неправильному пути, а по правильному пути у платформы Индустия прошёл ЭВС1 "Сапсан" на Москву.

Тверь - Москва отправление 15:05. Еду до станции Подсолнечная, там переход на платформу противоположного направления и немного назад, до деревни в Клинском районе.




Между Любинкой и Спирово.







Лихославль.







ЭТ2М-061 из Бологое прибыл на станцию Тверь.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова














Станция Подсолнечная. ЭС1-003 удаляется в сторону Москвы.






Станция Подсолнечная. Переход на противоположную сторону путей. ЭВС1 на скорости около 200 км/час,
поднимая пыль и сотрясая мост, проносится на Москву. Он доехал сюда из Санкт-Петербурга
за три часа, а я добирался больше суток.



ъъъъъъъъъъ




13.04.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу