Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКИ НА СЕВЕРО-КАВКАЗСКУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ, 2017 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА.

In English (automatic translation)


http://vk.com/wall-155711_477295,
— обсуждения публикации.




Две сходные поездки произведены в ноябре и декабре 2017 года. Сразу скажу: малорезультативные, без чего-либо выдающегося и интересного. Почти без особого смысла, только чтобы воспользоваться возможностью авиаперелётов по 499 рублей (с учётом покупки места 648 рублей).



Исполненный маршрут:

Москва-Внуково — Нальчик (самолёт) — Минеральные Воды — Краснодар — Горячий Ключ — Туапсе — Сочи (пригородные поезда) — Мацеста (пешком) — Лазаревская — Лоо (пригородные поезда) — Якорная Щель (пешком) — Гизель-Дере (пригородный поезд) — Туапсе (пешком) — Горячий Ключ — Краснодар — Электродепо (пригородные поезда) — Тимашевская (пешком) — Ростов (пригородный поезд) — Москва-Внуково (самолёт).

Совершена 28 ноября - 4 декабря 2017 года.

Москва-Внуково — аэропорт Краснодар (самолёт)  — 122 км (пешком) — Краснодар (пригородный поезд) — Завод имени Седина (пешком) — Новороссийск (пригородный поезд) — Шесхарис (пешком) - Геленджик (платный автобус) — Светлый — Геленджик (пешком) — Новороссийск (платный автобус) — Краснодар (пригородный поезд) — Завод имени Седина (пешком) — Горячий Ключ — Туапсе (пригородные поезда) — Весна (пешком) — Адлер (пригородный поезд) — аэропорт Сочи-Адлер (пешком) — Москва-Внуково (самолёт).

Совершена 12-20 декабря 2017 года.



Станция Москва-Киевская. Считанные дни назад открыто движение первых в России двухэтажных электропоездов
(не путать с поездами локомотивной тяги, курсирующими уже несколько лет) по маршруту
Москва-Киевская — Аэропорт Внуково.







Впервые еду по территории России в двухэтажном поезде.









Подземная пассажирская станция Аэропорт Внуково.







Посадочный талон Москва-Внуково — Нальчик.



Полёт над облачностью от начала до конца. Погода в Нальчике — ужасная. Столь же холодно и снежно, как и в Москве.



Аэропорт Внуково.







Нальчик.



Аэропорт в Нальчике очень маленький (хотя длина полосы позволяет принимать почти всё), тихий и "домашний". Жилые дома вплотную! Здесь 2-3 самолёта в день, что позволяет аэропорту существовать в таком нехарактерном месте.



Аэропорт Нальчик.







Аэропорт Нальчик.







Аэропорт Нальчик.







Аэропорт Нальчик.







Аэропорт Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.







Нальчик.



Вход в здание вокзала в Нальчике — в самом жёстком стиле: не только обязательный пропуск вещей через сканер и отсуствие каких-либо предметов в карманах, но и проверка документов и записывание фамилии каждого входящего в тетрадь. Платформы за забором и вход через вокзал.



Нальчик. Цифры каждый день меняют!







Нальчик.







Нальчик.







Станция Нальчик.







Молельный дом свидетелей Иеговы. Организации запрещена в России, всё имущество конфисковано. Отношение двойственное.
С одной стороны, действительно деструктива там было много. В то же время, они никого не убили, не призывали
к насилию. Не слишком ли жёстко?







Минеральные Воды.







Депо. Минеральные Воды.







Станция Минеральные Воды. Электропоезд ЭД9МК-0061 на Краснодар. Длина маршрута — 390 километров!







Краснодар.







Горячий Ключ.







Из электропоезда Туапсе — Олимпийский Парк.







Сочи







Сочи







Сочи







Сочи, морской вокзал. Железнодорожный вокзал Сочи красивый, но почти такой же, как в Симферополе.
Морской вокзал — единственный в своём роде.







Сочи, морской вокзал.







Станция Сочи, вид с "завокзальной" стороны.







Впервые удалось сфотографировать советский номер СО. В Большом Сочи выдавались именно такие номера,
отличные от остального Краснодарского края. Напоминание о том, что с 1948 по 1958 год это был
город республиканского подчинения. В более поздний период неоднократно обсуждались
планы выделения Большого Сочи в отдельный регион. Выдача общих с остальным
Краснодарским краем номеров началась лишь в 1994 году в виде
номеров нового российского формата.







Сочи.







Мацеста.







Мацеста. К сожалению, это красивое здание вплотную к путям является бывшим морским вокзалом (портпунктом), а не железнодорожным вокзалом.







Мацеста. При входе на станцию до сих пор вывешен список ограничений времён "олимпийского режима".







Станция Мацеста. В 2013 году здесь было "наземное метро", с раннего утра до позднего вечера интервал между пригородными
поездами был около 10 минут. Ныне — 16 пар, что не так уж мало, но никак не является "наземным метро".







Лоо.







Лоо.







Вардане







Совхоз







Якорная Щель







Гизель-Дере







Туапсе







Краснодар







Впереди — Ростов







Ростов







Ростов. Главная трамвайная улица — улица Станиславского. Трудно догадаться, что это так! Уверяют, что временно.







Главная трамвайная улица — улица Станиславского.







Ростов.







Ростов. Сгоревший район.































Ростов аэропорт. Навечно закроется через два дня.







Памятник жертвам авиакатастрофы 19 марта 2016 года. Обычно их не принято размещать перед аэровокзалами.
Здесь - исключение, так как аэропорт закрывается.















































Через два дня это станет историей и такой снимок никто не повторит. Аэропорт будет действовать в тридцати километрах от города, старый аэропорт застраивается.







Станция Москва-Киевская. Выезд во Внуково, оттуда в Краснодар.



В перронном автобусе водитель обращался к пассажирам: сначала "осторожно, двери закрываются", а по прибытию - "Добро пожаловать в столицу Кубани", город Краснодар.

Казалось бы - мелочь, но как приятно. Впервые слышу звуковые обращения в аэропортовом автобусном транспорте!



Краснодар.







Пеший переход "по закоулкам" к замаскированному месту ночлега у платформы 122 км, линия Краснодар — Кавказская.







Станция Краснодар. Электропоезд ЭД9М-0233 прибыл из Усть-Лабинской.







Краснодар.







Краснодар.







Платформа Завод имени Седина. Электропоезд ЭД9М-1044 Краснодар — Новороссийск.







Платформа Горный, участок Крымская — Новороссийск.







Вокзал Новороссийск. Со стороны путей войти в здание нельзя, нужно проделать длительный крюк с фильтрацией через "шмональню".



В Краснодарском крае огороженность вокзалов - самая жёсткая в России. (До Узбекистана, впрочем, далеко).

Резкие изменения даже по сравнению с тем, что было при предыдущем путешествии в октябре 2016 года.

Теперь так: на охраняемые вокзалы нельзя зайти со стороны путей (редкое исключение - Туапсе). Только со стороны города, и вход всегда только один. Всё ставят на сканер, в карманах нельзя ничего металлического. Хотя чувствительность рамок к металлу, вероятно, ниже, чем в аэропортах, иначе бы требовали ещё и снимать ремень с пряжкой, у кого он есть. А такого пока не заметно.

Входы на вокзал со стороны платформ перекрыты. Чтобы, прибыв в Краснодар, попасть на вокзал, нужно выходить в город, и путь на вокзал займёт чуть ли не полкилометра. Переходные мосты, где они есть - оставлены только для выхода в город. Сходы на платформы перекрыты.

Если в Москве, например, досмотр при входе в здание Курского вокзала применяется только для доступа именно в здание, а к поездам можно пройти без него - то тут запрещён доступ без досмотра в поезда. Всё зазаборено.

Но тут пока ещё не Узбекистан, где охранники с ружьями стоят в будках вдоль путей на протяжении километров. И пока ещё не запрещено входить на вокзал без билета, в отличие от Узбекистана.

Пока ещё нет никаких проблем зайти на платформу вдоль путей. А самый надёжный способ сесть в поезд, например, в Краснодаре без досмотра - доехать на электричке, например, от платформы Завод имени Седина до вокзала. В само здание вокзала без досмотра не попасть, но на поезд дальнего следования - никаких проблем.

Не дошли ещё до уровня Ташкента, где с целью избежания этого остановки пригородных поездов на вокзале отменены.

Стопроцентный жёсткий досмотр: на всех пунктах дальше Сочи. Из-за этого, например, чтобы в Мацесте со стороны моря попасть на поезд, теперь нужно чуть ли не десять минут лишних идти.

От Туапсе до Сочи - досмотр на всех пунктах со статусом станции. Мелкие платформы пока им не охвачены. Думаю, что нереально устраивать шмональные павильоны на всех этих бесчисленных о.п. Весна, Гизель-Дере, Южный, Дедеркой и далее несколько десятков, где три-четыре пары поездов в день. Опасаюсь, что все они будут тупо закрыты. Как уже закрыли Известия.

Пригородное сообщение от Туапсе на Сочи и далее: всё на ЭС1, кроме поезда Горячий Ключ - Олимпийский Парк (согласованная пересадка на Краснодар). Он - в виде демиховского состава. Самый дальний из пригородных поездов почему-то наименее комфортный.

Не видно никакой логики: на сравнительно мелкой станции Крымская огороженность полная, а на такой же по статусу Тимашевской - всё свободно, досмотра нет. Но это, наверное, ненадолго.

Вопрос: такой стиль досмотра соответствует существующему закону? Следует ли ожидать его распространения на остальную Россию?



Новороссийск.







Новороссийск.







Новороссийск.







Новороссийск.







Новороссийск.







Новороссийск.







Новороссийск.























































Геленджик, от автовокзала вниз.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.























Светлый.







Светлый.







Светлый.







Светлый.







Светлый.



Проинспектирован объект http://infojd.ru/28/gelendjik.html

Тут всё происходило по очень нестандартному сценарию. Владелец, признав, что для грузовых перевозок объект бесперспективен, тем не менее, не стал разбирать его, как везде.

Нестандартный гражданин, чьё имя, к сожалению, пока не выяснено, решил создать здесь узкоколейную железную дорогу, предназначенную для туристических пассажирских перевозок. То же самое, что к 2070 году планирую сделать я.

Нужно для этого не так уж много: отремонтировать локомотив, создать пассажирский вагон на базе вагона-платформы. Это было сделано.

Но бюрократия не позволила организовать перевозки. Подвижной состав ржавеет и разрушается.



Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







Вид с узкоколейной железной дороги вниз.







Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







Узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/28/gelendjik.html.







































Светлый.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик. Автомобиль с номерами "нового европейского государства", да что там — "выдающейся мировой державы" !







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик.







Геленджик. Памятник погибшим на рыболовецком сейнере "Топорок" 6 февраля 1966 года. Был построен
в 1960-е годы, достаточно нетипичный случай для СССР - чаще всего катастрофы замалчивались
и публичных напоминаний о них не было.
















подпись не готова
























Геленджик.







Геленджик автовокзал. Удивительно, что такие автобусы ещё работают. В эксплуатации минимум тридцать лет.
















Новороссийск.

















Краснодар, памятник Ленину в Вишняковском сквере. Официально — один из первых, 1925 года. Но был разрушен немцами в 1942 году, создан заново. В прошлом году был в запущенном состоянии, теперь отремонтирован. Восстановят ли разрушенные памятники Ленину в Украине?








128 (Комсомольский, в электропоездах объявляют именно так). Электропоезд ЭД9М-0233 Краснодар — Васюринская.


























У платформы Завод имени Седина.








Туапсе.








Туапсе. Автовокзал — это бывший Армавирский железнодорожный вокзал.









Последняя ночёвка завершена. Платформа Весна.

















Место последнего купания 2017 года — строго напротив вокзала Адлер. На календаре 20 декабря. Продержался примерно пять минут.
























Автомобиль "пристёгнут" к забору, как обычно пристёгивают велосипеды.








Окрестности аэропорта Внуково.






_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________




2017 год, итоги.

Проезжена одна (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) узкоколейная железная дорога — Ужгородская детская железная дорога. (Заграничные не учитываются).

Почти все планы не выполнены. Ничего особо выдающегося не совершено. Главный признак года: всё запланированное не выполнено.

Тем не менее:

Посещена Куба. Также Болгария, Сербия, Румыния.

Впервые побывал в испаноязычной стране и "врубился" в среду испанского языка. (а ещё десятки должно быть).

Выпущена одна книга. (Планировалось пять).

Проезжены железнодорожные линии Серов — Приобье, Верхнекондинская — Агириш, Известковая — Чегдомын, что существенно сократило количество непроезженных линий.

Проезжены линии без пассажирского движения Новомосковск - Баловка (разовый пассажирский поезд), Бокситы — Черёмухово — Шахта Глубокая, хххх — хххх (на всякий случай пока зашифрую, но непримечательная линия около 20 км), Турбинная — Сысерть, Мылки — Амурск.

Удалось проездить и зафотодокументировать Комсомольский трамвай перед возможным закрытием половины сети, совершив невероятное (по денежным затратам).

Усилилась фотопаранойя среди российских железнодорожников. Рекордно высокое число ругательств с ними по этому поводу.

Появилась статья обо мне на веб-ресурсе Lurkmore. Статус - в определённом смысле выше, чем у "Википедии". По крайней мере, тех, кто заслужил статьи в "Википедии" - на порядок больше, чем тех редчайших граждан, кто удостоился статьи в "луркмор".

Публикация в характерном для этого ресурса стиле. Что в данном случае радует - огромное количество дезинформации, которую я распространяю специально для таких ненужных "фанатов", они восприняли всерьёз.



Авиаперелёты:

Москва-Шереметьево — Париж-Руасси
Париж-Руасси — Гавана
Гавана — Париж-Руасси
Париж-Руасси — Москва-Шереметьево
Москва-Шереметьево — София
София — Москва-Шереметьево
Москва-Внуково — Белгород
Москва-Внуково — Сургут
Москва-Шереметьево — Екатеринбург
Оренбург — Орск
Орск — Кваркено
Челябинск — Москва-Внуково
Москва-Внуково — Нижнекамск-Бегишево
Москва-Домодедово — Новосибирск-Толмачёво
Новосибирск-Толмачёво — Хабаровск
Хабаровск — Новосибирск-Толмачёво
Новосибирск-Толмачёво — Москва-Домодедово
Москва-Внуково — Нальчик
Ростов-на-Дону — Москва-Внуково
Москва-Внуково — Краснодар
Сочи-Адлер — Москва-Внуково.

Итого: 21 перелёт. Рекорд!


В поездах дальнего следования по Российским железным дорогам - 3 поездки: Бологое - Малая Вишера, Комсомольск - Ургал, Чегдомын - Известковая.


Экспедиции (кроме однодневных). Указан обычно самый дальний пункт.

Москва - Санкт-Петербург - Рогавка - Невдубстрой

Москва - Александрия

Москва - Дружковка - Ужгород

Москва - Сургут - Приобье

Москва - Семиозерье

Москва - Урдома

Москва - Гаврилов Ям

Москва - Трубино

Москва - Сысерть

Москва - Кваркено - Челябинск

Москва - Ижевск

Москва - Комсомольск

Москва - Нальчик

Москва - Геленджик

Итого 14, но две (Гаврилов Ям, Трубино) - малые.


Главная трагедия 2017 года — закрытие Краматорского трамвая.

Другие потери: вероятно, Пинюгская узкоколейная железная дорога. Закрыта трамвайная линия в Мариуполе, "станция Западная" - "Аглофабрика" (крайний север сети). В Минске восстановлено трамвайное движение на вокзал, но не восстановлено - по линии на Октябрьскую, что может являться её закрытием.


Были и позитивные события.

Открытие Самаркандского трамвая — первого после распада СССР. Предыдущий — Черёмушки, 1991 год. Однако событие очень сильно "сгорчено" тем фактом, что это - лишь способ "пристроить" вагоны варварски закрытого в 2016 году Ташкентского трамвая.

Открытие железнодорожной линии Бухара — Мискин (пока без пассажирского движения). Открытие железнодорожной линии Ахалкалаки — Карс (Турция), пока без пассажирского движения. Открытие железнодорожной линии Журавка — Боченково, хотя это очень спорный объект.

Открытие станции метро в Тбилиси после тридцати лет строительства.

Восстановление железнодорожной линии Морозовская - Волгодонская для сквозного движения. Его не было с 2000 года. На некоторых участках уже были растащены рельсы. В марте 2017 года по участку прошёл первый после длительного перерыва грузовой поезд. Пассажирские поезда, вопреки обещаниям, пущены не были.

Открытие трамвайного кольца на площади Тверской Заставы в Москве. Объект "не тянет" на новую линию, но это первое осязаемое свидетельство того, что ситуация с трамваем в Москве по-настоящему поменялась. Переход планов по линии в Бирюлёво в такую стадию, что пути назад уже нет. Но реальное строительство не началось.

Пижемская узкоколейная железная дорога на севере Нижегородской области восстановлена для движения тепловоза, и тепловозное движение по ней началось. Не меньше семи лет там не было исправных тепловозов. Движение осуществлялось только на съёмных дрезинах к местам рыбалки. Узкоколейная железная дорога была «списана со счетов». Возрождение вывозки леса - большая неожиданность.

Начато строительство скоростного трамвая в Астане. Именно строительство, сменившее многолетние пустые разговоры о нём.


В 2017 году на сети "РЖД" не было новых отмен пассажирского движения, кроме небольшого участка Гартмашевка - Чертково. Все поезда перенесены с него на другую линию. Массового восстановления, впрочем, тоже не было.


Беларусь, лучшее место на планете, даёт очень много поводов для грусти. Деградация продолжается. Отношения с Российской Федерацией плохи как никогда в истории. Почти установлена граница с пограничным контролем. Ощущение, что действующий режим "перезрел", и наблюдается его предсмертная агония, вскоре произойдёт нечто очень плохое.

Лукашенко уже воспринимается как уходящая фигура, но внятного преемника и плана на будущее нет. Могу ошибаться, и не исключаю, что Лукашенко ещё лет десять будет держаться у власти. Но это не отменяет того, что уже сейчас он выглядит фигурой из прошлого.

Кроме того, отменено пассажирское движение на железнодорожной линии Смолевичи - Шеметово - Аэропорт.

Казахстан переходит на латиницу. Если решение не пересмотрят, это тяжелейшая потеря для русской цивилизации. Особенно дико выглядит на фоне того, что это не сделала Монголия, никогда с 1991 года не декларировавшая близость и союзничество, а напротив, всеми силами демонстрировавшая прозападный курс.

Автостоп. Вроде с каждым годом его становится меньше, это хорошо!

Крупные участки автостопа в 2017 году:
сельская местность примерно в 25 км восточнее Гуантанамо (название трудно определить) - Сантьяго, около 70 км
Юнаковка (Сумская область) - Золотухино (Курская область), около 200 км.
Сургут - Советский, около 600 км.
Ивдель - Югорск, почти 200 км.
Неболчи - Бокситогорск, 60 км, но какая дорога.
Урдома - Харитоново - Коряжма, около 120 км по грунтовой дороге.
Кваркено - Магнитогорск, около 300 км, самый долгий и трудный.
Чебоксары - Сергач 180 км.
Хабаровск - Комсомольск, 400 км, но моментально.

Ещё что хорошо. Украина не ввела визовый режим для россиян. Одна из самых страшных угроз пока не реализована, хотя продолжает "висеть". Впервые получена годовая шенгенская виза. И ещё важный хороший итог года. Малая Магистраль Твери продолжает работать!




23.12.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу