Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ПОЕЗДКА НЕБОЛЧИ — БОКСИТОГОРСК — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — СЕМИОЗЕРЬЕ, 2017 ГОД









НЕЗАВЕРШЁННАЯ СТРАНИЦА!

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5388038 — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии — а их нет, не будут выложены без комментариев к предыдущим

https://vk.com/wall-155711_447871,
— обсуждения публикации и поездки.




Рабочая экспедиция произведена в июле 2017 года.

Исполненный маршрут:
Москва — Тверь — Бологое (пригородные поезда) — Иван Родионов (пешком) — Окуловка — Неболчи (пригородные поезда) — Бокситогорск (автостоп) — Большой Двор (пешком) — Волховстрой — Мга — Старая Малукса — Кириши (пригородные поезда) — Путепровод (пешком) — Пчёвжа — Обухово - Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал (пригородные поезда) — Ланская (пешком) — Озерки (пригородный поезд) — Озёрная — Юный — Озёрная — Озерки (пешком) — Каннельярви (пригородный поезд) — Семиозерье — Каннельяри (пешком) — Выборг — Санкт-Петербург-Финляндский (пригородные поезда) — Санкт-Петербург-Витебский (пешком) — Купчино — Воздухоплавательный Парк (пригородные поезда) — 5 км (пешком) — Любань — Малая Вишера — Бологое — Тверь — Москва (пригородные поезда).

Ночёвки в ходе экспедиции:
Между станцией Бологое-Московское и платформой Иван Родионов
Бокситогорск
Большой Двор
Пчёвжа
Семиозерье
Малая Вишера


Основные задачи экспедиции: изучить и зафотодокоментировать железнодорожную линию Большой Двор — Бокситогорск. Изучить и зафотодокоментировать недействующую железнодорожную линию Каннельярви — Семиозерье.

Встретиться с проживающим в Санкт-Петербурге известным блогером и любителем железных дорог Сергеем Сигачёвым (http://periskop.livejournal.com). По предварительной договорённости я передал ему книгу № 18 «REL BHARAT — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНДИЯ-2016».





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ:

ЪСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

?СКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА





Выезд стандартный, пригородным поездом на Тверь и далее до Бологое. Как всегда, при короткой пересадке по Твери успеваю сфотографировать трамвайный вагон. Состояние трамвайной системы самое ужасное, из последних сил удаётся сохранить живой небольшую часть.



Станция Тверь. Электропоезд ЭС2Г-027, прибывший из Москвы. 25 июля, время 20:16.






Варвары уничтожили 90 процентов Тверского трамвая.






Станция Тверь. «Бологовские тупики».













Станция Вышний Волочёк. Время 23:38.






Бологовский узел. Линия на Дно пересекает сверху Петербурго-Московскую железную дорогу.
Почти под путепроводом находится платформа Иван Родионов, с которой я вскоре
отправлюсь на Окуловку. Вид в сторону Дно. Время 6:13.






Электропоезд ЭТ2М-8033 прибыл из Бологое на станцию Окуловка.













В Окуловке появился памятник Виктору Цою, хотя никаких упоминаний этого города в его биографии нет.


В Окуловке появился памятник Виктору Цою. Судьба его очень сложная. Скульптуру когда-то всенародно любимого музыканта на мотоцикле создали для установки в Москве, у "стены памяти Цоя" в районе Арбата. Там памятник пытались открыть, но не смогли.

Памятник открыли в Санкт-Петербурге, рядом с кинотеатром "Аврора". Но затем монумент заставили убрать. Власть как будто до сих пор боится Цоя, его свободолюбивых песен.

В итоге не нашлось лучшего места, чем мало кому известная станция Окуловка.

















Станция Окуловка. Электропоезд ЭТ2М-8033 и поезд на Неболчи. Состав поезда — тепловоз ТЭМ2-6224
и один пассажирский вагон крайне некомфортной компоновки.






В вагоне, помимо меня, 9 пассажиров.













Станция Котово. Рядом большой военный арсенал.


Линия Окуловка — Неболчи http://infojd.ru/12/okuneb.html.










На участке Котово — Любытино пассажиров больше.






Станция Гамзино.






Чадково.






Чадково.






Поезд из Окуловки (тепловоз ТЭМ2-6224 с одним пассажирским вагоном) прибыл на станцию Неболчи. Через три часа
он уйдёт назад, в Окуловку (реально в Бологое). Никаких других поездов для пассажиров сегодня и завтра
не будет, тогда как грузовые поезда следуют один за другим.






Станция Неболчи. Вокзал испохабили. Он же в сентябре 2013 года.






Расписание движения пригородных поездов по станции Неболчи. Смешно и грустно, но это не всё — есть ещё
поезд дальнего следования на Санкт-Петербург - Сонково один раз в неделю. Он никак не отображён.
Заявленное отсутствие остановки по Водогону — ошибка.






Одинокий грустный Ильич на станции Неболчи.






Тепловоз 2ТЭ116У-0080 ведёт грузовой поезд километровой длины в сторону Будогощи.


Линия Будогощь — Кабожа — Сонково когда-то была глухоманной и почти без движения, кроме редких местных грузов. Но сейчас тут один за другим транзитные тяжёлые поезда. Причина — нехватка пропускной способности линии Волховстрой — Вологда.

А тот факт, что нет ежедневного пассажирского движения — издевательство! Почему через Бологое и Сонково, переполняя и без того перегруженные линии, следуют поезда Санкт-Петербург — Самара, Санкт-Петербург — Уфа, Санкт-Петербург — Иваново и Санкт-Петербург — Ярославль, а здесь — ни одного сквозного пассажирского поезда?!



Восточная горловина станции Неболчи. Стрелки здесь ручные, хотя грузовое движение интенсивное.






Восточная горловина станции Неболчи. Грузовой поезд отправился в сторону Сонково.






В заброшенном доме посёлка Неболчи в наклеенной на стене газете «Труд» от 26 мая 1979 года
обнаружена публикация о Московском метро.

Станций уже вдвое больше, чем на тот момент. Но показанных
на схеме станций Гольяново и Метрогородок до сих пор нет.



























Дрегли









На странице http://infojd.ru/12/okuneb.html я предлагаю сделать линию Окуловка — Неболчи главным путём для пассажирского сообщения Москвы с Тихвином и другими районами востока Ленинградской области. Автобусный подвоз от Тихвина до Неболчей (ведь на бумаге же недалеко), пригородные поезда Неболчи — Окуловка, поезда дальнего следования от Окуловки.

Но оказалось, что эта дорога (показанная на всех картах как с покрытием) — отвратная грунтовка.


















Манёвры на перегоне Бокситогорск — Заводская.


Бокситогорск сейчас относится к категории малых городов и не имеет почти никакого экономического значения. А по изначальным планам, всё должно было быть совсем другим.

Бокситогорск активно строился после Великой Отечественной войны. Я не ожидал увидеть здесь столько монументальных зданий. Здесь создавали «маленький Ленинград». Тут повторяли стиль монументальной архитектуры великого города, и в таком месте это выглядит очень неожиданно.

Как ясно из названия, Бокситогорск являлся центром добычи и переработки бокситовой руды — сырья для производства алюминия. Здесь бокситовая руда (первичное сырьё) перерабатывалась в глинозём — промежуточное сырьё.

Алюминий остаётся востребованной продукцией. Почти все алюминиевые заводы работают и города при них являются благополучными. Но здесь — исключение. «Что-то пошло не так», и добыча бокситовой руды полностью прекратилась.

Бокситогорский глинозёмный завод уже много лет существует «на последнем издыхании», сократив объём работы во много раз. Завод долгое время перерабатывал «чужую» руду, которую привозили сюда по железной дороге за тысячи километров. В том числе из Гвинеи в Западной Африке.

Ныне — специализация другая, завод производит корундовую продукцию. И объём работы для такого крупного предприятия почти нулевой.

Заводу принадлежит железная дорога. Когда-то она не только соединяла Бокситогорск со станцией Большой Двор на магистральной линии Тихвин — Подборовье, но и уходила в противоположном направлении на 30 километров. Конечный пункт находился в Новгородской области. На этом участке находились бокситовые карьеры.

И на Большой Двор, и на линию к карьерам когда-то курсировали пассажирские поезда.

Ныне здесь редкое грузовое движение — не каждый день. Не раз сообщалось, что железная дорога под угрозой. Станция — остатки былого величия.

В то же время, локомотивное депо за забором, под круглосуточной охраной, и тут местами дичайшая боязнь за «особо секретный объект». Раньше тут было немало редких тепловозов, но почти всё ушло в металлолом.






































Бокситогорск. Вокзал превращён в суд.






Табличка на здании вокзала.






Бокситовая руда тут реально под ногами.













Станция Бокситогорск. К сожалению, я потом упустил этот поезд, ушедший на Большой Двор.






Удивительно, здесь до сих пор существует одноуровневое пересечение с федеральной автотрассой с огромным потоком.






Станция Большой Двор. Вероятно, этот участок на первом месте как минимум в России по интенсивности грузового движения.













Большой Двор. Заброшенная казарма железнодорожников, послужившая местом ночлега.













Участок Тихвин — Волховстрой.






Электропоезд из Пикалёво прибыл на станцию Волховстрой. До вокзала и электропоездов на Петербург нужно немало идти.






Глазам не верю, видя в расписании по Волховстрою поезд Архангельск — Москва. Оказалось — правда.
Не через Обозерскую и Сорокскую, как можно было бы вначале предположить, а через Вологду.













Станция Мга. В сторону Киришей тут семь электропоездов ежедневно и ещё один — по субботам и воскресеньям.






Станция Мга.






Старая Малукса. Железнодорожная линия на карьеры, для изучения которой я здесь вышел, оказалась полностью разобрана.













Малукса.






Электропоезд на Будогощь.






Электропоезд на Будогощь. Пассажиры выходят на «перекур» во время стоянки по станции Жарок.






55 км (от Мги, расстояние до Санкт-Петербурга умножаем на два). Здесь — один из гигантских дачных массивов
для жителей Ленинграда. В эпоху СССР «садисты» из властных кабинетов не просто определяли места
под такие дачные массивы в самых глухих и неудобных лесах за сто километров от города, но
и уводили их вбок от железной дороги, тогда как непосредственно у железной дороги
лес оставался неосвоенным. В результате требуется ещё и автобусный подвоз!






Станция Кириши.


Кириши. Решаю осмотреть ранее не посещавшийся город — возможно, самый развитый и богатый в Ленинградской области.

До недавнего времени тут вообще не было вокзала. Точнее, имелась настолько позорная будка, что её вокзалом "язык не поворачивался" назвать, пусть формально она им была.

Но только что всё радикально изменилось. Открыт огромный и нетиповой вокзал, резко повысивший статус города.

Осталось ещё восстановить тут поезда дальнего следования (развнедельный «поезд-призрак» на Сонково не считаем). Лучше всего — в виде маршрута Санкт-Петербург — Москва через Сонково!

Отсутствие элементарной логики. На участке Мга - Сонково один поезд дальнего следования раз в неделю (причём от Хвойной до Пестово ничего иного для перевозки пассажиров нет), на участке Сонково - Москва один поезд дальнего следования два раза в неделю. Но они не согласованы между собой. Что мешает превратить эти два поезда в один сквозной поезд с прицепными вагонами до Рыбинска?



Схема на станции Кириши. Участок Неболчи — Окуловка «забыли», участок Кабожа — Подборовье
не забыли, хотя поезда там до сих пор не восстановлены.






Вокзал на станции Кириши. Он уже действует, хотя привокзальная площадь не открыта.
Всю предшествовавшую историю город жил без вокзала!
(не считая будки наподобие контейнера, хоть и выполненной из бетона)













Железнодорожный мост через реку Волхов. Вид с автомобильного моста.






Платформа Путепровод. Вид на восток с линии Чудово — Волховстрой.






К платформе Путепровод прибывает электропоезд на Будогощь.






Станция Пчёвжа.






Станция Пчёвжа.






Станция Пчёвжа.






Пчёвжа. Удивительное дело, тут сохранился действующий нижний склад. От узкоколейной железной дороги — разумеется, ничего.






Пчёвжа.






Пчёвжа. Железнодорожный жилой дом.






Пчёвжа. Прибывает электропоезд ЭТ4А-001 сообщением Будогощь — Обухово.






Санкт-Петербург, Таврический дворец. Тут размещается петербургская штаб-квартира СНГ (не основная — она в Минске).
Распространённое мнение, что никакого СНГ давно нет, никакого реального воплощения этой структуры точно нет.
А вот занятые им роскошные здания и множество работников, получающих зарплату — это есть.























Между Лесным проспектом и Ланским трамвайным парком меня узнал некий человек. - Извините, вы случайно не Сергей Болашенко



Ланской трамвайный парк.


Петербургский трамвай. После ужасного периода истории при вредительских градоначальниках Яковлеве и Матвиенко, когда сеть подверглась ужасающему варварскому погрому — похоже, открыта новая, светлая страница. Не ошибиться бы!

После ухода Матвиенко (2013 год) линии уже не закрывают. Ситуация с трамваем улучшается, но не такими темпами, как хотелось бы. А «расчищать завалы» хорошо бы массированно.

К сожалению, Петербургский трамвайно-механический завод, традиционно являвшийся главным и почти единственным производителем вагонов для Санкт-Петербурга, закрыт и уже частично снесён. Новых трамвайных вагонов собственного производства здесь не будет.



У станции Ланская.






Тепловоз ЧМЭ3Т-5505 на станции Ланская.






Станция Озёрная. http://infojd.ru/02/spb-djd.html.


Теперь тут основным локомотивом является новый ТУ10-0030. Работавший в 2015 году ТУ7А-2886 отправился на Малую Царскосельскую детскую железную дорогу.



Поезд отправился со станции Озёрная. Тепловоз ТУ10-0030.


На станции Юный — встреча с Сергеем Сигачёвым. У него появится публикация.



Поезд приближается к станции Юный.






Платформа Озерки. Прибывает электропоезд ЭД4М-0422 на Выборг.






Станция Каннельярви. На главном ходу финские названия сохранили два пункта: Каннельярви и Лейпясуо.













О линии Каннельярви — Семиозерье пока читать тут: http://perecheek.narod.ru/ballvetka.html. Линия не действует и разворовывается.






Станция Семиозерье. Сюда собирались открыть пассажирское движение. По неподтверждённым данным, электропоезд
один раз пытались пустить сюда в качестве эксперимента, он не смог преодолеть подъём и до конечной станции
не добрался. Выглядит сомнительным.






Семиозерье. Я ночевал в самой дальней части этого сооружения, над третьей опорой.






Вид из места ночлега.






Переезд у Каннельярви. Совершён скоростной переход, 7 километров за 50 минут. Время 5:53.






Каннельярви. Вначале поеду в Выборг, так как в поезде ЭС1 Выборг — Санкт-Петербург можно зарядить батареи.






Начинается разводка Литейного моста. Весьма нечасто это происходит днём!























































Витебский вокзал






Витебский вокзал. Памятник строителю Царскосельской железной дороги Францу Антону Герстнеру. Рядом с пиктограммой
о запрете курения (перечёркнутая сигарета) до недавнего времени присутствовал ещё и перечёркнутый фотоаппарат.
Любители железных дорог неоднократно указывали на неправомерность этого знака и добились его снятия.













Станция Молодёжная Малой Царскосельской детской железной дороги.


Паровоз из Бологое в работе увидеть не удалось из-за проблем с паровозом.



Тепловоз ТУ7А-2886 приводит поезд на станцию Молодёжная.













Трамвайный вагон производства ЛТМЗ на станции «Купчино». Один из символов советского Ленинграда 1980-х годов,
памятен мне по первой поездке в 1995 году. Радует, что эти вагоны ещё работают.






Платформа Воздухоплавательный Парк. Весьма оригинальное название. Связано имевшимся здесь с 1885 года Учебным воздухоплавательным парком - военным учебным заведением Русской армии, с которого начиналась история военно-воздушных сил России. Изначально использовались воздушные шары, позднее был сооружён элллинг для дирижабля. Воздухоплаванием здесь занимались до 1926 года.

Появление платформы непосредственно связано с Учебным парком, она использовалась для сообщения с ним.

Платформа находится вблизи локомотивного депо ТЧ-5 Санкт-Петербург-Витебский. Обычно платформы в таких местах называются намного проще - "Депо».

Платформой пользуются в основном железнодорожники, но не только - поблизости находится "бизнес-центры" на месте закрытых промышленных предприятий, и для них это наиболее удобный транспорт. Жилья поблизости нет.

Отсюда предстоит движение к платформе 5 км в полубеговом темпе.




















Станция Волковская. Здание 1903 года постройки. Пассажирского движения нет.


После Волковской я ошибочно пошёл по линии, ведущей к Финляндскому мосту, а не по линии в сторону «Сортировки». И в результате оказался на Петербурго-Московской магистрали почти посередине между платформами Навалочная и пост 5 км. Хотя должен был быть в это время уже на платформе. Бег, собрав все усилия.










Пост 5 км. Ранее платформа считалась служебной и в расписаниях не указывалась, ныне считается общедоступной — появилась на схемах.
Однако она находится на территории железной дороги, и легально (не нарушая правила)
попасть на неё могут только железнодорожники.

Пассажиропоток представлен не только железнодорожниками. Жилья рядом нет, но есть те же "бизнес-центры" в промзоне.






Электропоезд ЭТ2М-053 прибывает к платформе 5 км. Открываются только первые двери первого вагона.






Любань






Любань






Любань






Любань


На станции Любань я выхожу впервые. Это «зеркальный аналог» Клина в московской пригородной зоне: конец интенсивного пригородного движения. Первое место деления Петербурго-Московской железной дороги на восемь частей. На каждой из этих станций «восьмерного» деления (Любань, Малая Вишера, Окуловка, Бологое, Спирово, Тверь, Клин) было паровозное депо.

Здесь депо было закрыто очень дано, когда с усовершенствованием локомотивов деление на восемь «плеч» сменилось делением на четыре (Малая Вишера, Бологое, Тверь). То же самое произошло в Клину, Окуловке и Спирово. Малая Вишера продержалась намного дольше, но и ей конец.

После перехода с паровой тяги на тепловозную смена локомотивных бригад стала осуществляться только в Бологое. А после перехода на электрическую тягу (1960-е годы), на пассажирских поездах, как правило, её нет и по Бологое.

В Любани не найдено ничего примечательного, кроме вокзала, церкви Петра и Павла («железнодорожный» храм, в котором похоронен инженер Павел Мельников), и незначительных остатков круглого паровозного депо. Непонятно, «за какие заслуги» Любань считалась престижной дачной местностью. Старины, кроме вышеназванного, тут нет и природного разнообразия нет.

Есть Русский проспект, единственный в мире. Внешне — грунтовая сельская улица.

Название пишется аналогично городу в Минской области. Но там — ударение на «ю» и мужской род.










Русский проспект в Любани. Единственный в мире! Была попытка открыть его в Екатеринбурге, но не удалось.

Русская улица есть в Самаре, Владивостоке, Новосибирске — и, конечно же, во множестве городов Западной Украины, где есть и город Рава-Русская.


Малая Вишера. С возмущением и негодованием обнаруживаю, что барак на Набережной улице, в котором я дважды ночевал в апреле, запершись изнутри — снесён.

Немного дальше обнаружен ещё относительно целый барак.



Барак, ставший местом ночлега без комаров.






Необычный адрес: улица Железнодорожный Домострой, 10.






Всё, что осталось от барака, который в апреле находился в существенно лучшем состоянии, чем этот.






Станция Малая Вишера. Электропоезд ЭТ2М-8033 отправится до Бологое. 31 июля, время 5:13.


Сплю от Боровёнки до Угловки.



Расписание движения пригородных поездов станции Бологое. Появилось Едрово, но надо писать Старая Русса.






Мотоциклисты из Финляндии в Лихославле.







Электропоезд ЭТ2М-0098 прибыл из Бологое на станцию Тверь.






Тверь. При 18-минутной пересадке удалось сфотографировать трамвайный вагон.


ъъъъъъъъъъ




07.08.2017 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу