ПОЕЗДКА В ПОЛЬШУ, ЧЕХИЮ, СЛОВАКИЮ, ВЕНГРИЮ, 2018 ГОД (ЧАСТЬ 1)









Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5554528 — сделанные в ходе этого путешествия и путешествия в Тунис фотографии, всего - 11 018.

http://vk.com/wall-155711_501005
— обсуждения публикации и поездки.


Поездка была произведена 12 - 20 апреля 2018 года.





Исполненный маршрут путешествия:
Москва (платформа Окружная) - Можайск - Вязьма - Смоленск (пригородные поезда) - Кибартай (плацкартный вагон поезда дальнего следования Адлер - Калининград) - Каунас - Белосток - Варшава-Центральная - Wroclaw Glowny - Szklarska Poreba Gorna - Vesec u Liberce (поезда) - Liberec (замещающий автобус) - Tarnuv - Praha Hlavni Nadrazi - Brno Hlavni Nadrazi - Bratislava Hlavna Stanica - Komarno - Nove Zamky - Budapest Nyugati (поезда) - Szechenyi-Hegy (трамвай, метро, пешком) - Huvosvolgy (поезд узкой колеи) - Budapest Keleti (трамвай, метро) - Fuzesabony - Debrecen (поезда) - аэропорт Дебрецен (пешком) - аэропорт Внуково (самолёт) - Москва-Киевская (пригородный поезд).

Ночёвки в ходе путешествия:

12.04/13.04 Вязьма
13.04/14.04 вместо ночёвки - пребывание в поезде Адлер - Калининград
14.04/15.04 Варшава
15.04/16.04 Вроцлав
16.04/17.04 Прага
17.04/18.04 Брно
18.04/19.04 Будапешт
19.04/20.04 Дебрецен


Всего: 8 ночёвок.

Начало поездки решаю осуществить посредством внутрироссийского поезда "калининградского транзита", сообщением Адлер - Калининград.

Попадание из Москвы в Смоленск (418 километров) на пригородных поездах с пересадками по станциям Можайск и Вязьма.

Выезд ускоренным электропоездом сообщением Лобня - Можайск с платформы Окружная в черте Москвы. Состав ЭД4М-0252.

Поезд "калининградского транзита".

Калининградский транзит в том виде, в каком действует сейчас - вообще говоря, позор для России. Великая мировая держава не смогла договориться о перевозках между своими регионами без унизительного пограничного контроля.

Что мешало бы пропускать поезда от пограничной станции Гудогай до пограничной станции Нестеров (с недавних пор сменившейся на более близкое к границе Чернышевское) без промежуточных остановок?

Расстояние транзита по Литве 230 километров, это два часа безостановочной езды. Для сообщения Литвы с Россией разумно было бы оставить поезд Клайпеда - Каунас - Москва, а для сообщения Калининградской области и Литвы - поезд Калининград - Минск с множеством промежуточных остановок.

И такую схему движения следовало бы вводить с первого дня насаждения Литвой погранично-таможенного контроля!

Но нет - всё пошло самым идиотским образом. На пути из Москвы в Калининград - четыре погранично-таможенных контроля. Хорошо, что не шесть, граница Россия - Беларусь была и остаётся прозрачной для большинства поездов (хотя и перестала быть прозрачной для автомобилей).

Пассажир "по-полной" проходит процедуру выезда в другую страну, а затем - процедуру въезда в свою страну. Из-за каких-то 230 километров.

Когда Литва ввела не только погранично-таможенный контроль, но и визовый режим для всех, кроме жителей Калининградской области (это произошло в 1993 году) - она дозволила проезжать через свою территорию без визы, запрещая при этом покидать поезд. Загранпаспорт не требовался, но в остальном все пограничные процедуры проходились "по-полной".

В 2004 году, с вступлением Литвы в Евросоюз, много говорили о полной отмене безвизового транзита. Литва уверяла, что она "ни при чём", что этого требуют чиновники из Брюсселя - столицы Евросоюза и НАТО. Этим же объяснили устроенное в 2004 прекращение безвизового режима для жителей Калининградской области.

Та система, к которой в итоге пришли, была представлена как великое достижение: "России оставили всё-таки безвизовый транзит".

Но с 2004 года стал обязательным загранпаспорт. Необходимое условие - покупка билета как минимум за сутки до отправления поезда. В вагоне литовская сторона бесплатно выдаёт "упрощённый транзитный документ". По сути, это краткосрочная транзитная виза, не позволяющая покидать поезд.

Тем, у кого есть действующая въездная виза Литвы (или иного государства "шенгенского" визового союза), упрощённый транзитный документ не требуется. На границе в паспорт рядом с визой ставятся дата-штампы при въезде и при выезде. Въезд по визе с целью короткого транзита на Калининград технически ничем не отличается от обычного въезда в страну с намерением остаться в ней на длительный срок.

На территории Литвы, как и раньше, есть три остановки: Кяна - станция въездного пограничного контроля, Вильнюс, Кибартай - станция выездного пограничного контроля. В Вильнюсе калининградские поезда останавливаются у огороженной платформы, с которой можно выйти только при наличии визы - причём в визу заранее, на границе, должен быть поставлен въездной штамп.

В поезде Адлер - Калининград "напряжный" литовский пограничный контроль. Спрашиваю, куда еду - я честно сказал, что выхожу в Литве. Врать нехорошо.

(Кроме того, я не был полностью уверен, что заявившим транзит в визу ставят въездной штамп - а если штампа нет, выходить нельзя. На самом деле ставят обязательно)

Вот так: сказал бы, что еду в Калининградскую область - никаких дальнейших вопросов. А штамп ничем не отличался бы. Решил быть честным - и поплатился. Последовали вопросы: с какой целью, куда, насколько, где будешь жить?

Женщине-пограничнику говорю: цель поездки туристическая, брони гостиниц - в интернете, сейчас их технически сложно показать.

- Вы можете не показывать. Но мы можем высадить.

К сожалению, у пограничного контроля действительно есть право не пустить даже при наличии действующей визы.

Вспомнил про "5 euro хостел" на улице Gelezinkelio. Потребовали обратный билет - таковой был, из венгерского города Дебрецен. Спросили, сколько дней в Литве - говорю, максимум два дня.

( Хотя на самом деле, если поезд не опоздает - не будет и одного).

Наконец, "обработка" кончилась, поезд оставляет позади огороженную бесконечными заборами станцию Кяна. Ещё несколько часов сплю.

Вот и выезд из Литвы - станция Кибартай. В дореволюционной России - Вержболово, главные наземные "ворота" из России в заграничный мир.

Из поезда проводница не выпустила, пока не пройдёт контроль. Те удивились, зачем тебе тут выходить. На платформе, которая не огорожена, ещё раз спрашивают паспорт, визу и главное - штамп.

Похоже, я был единственным вышедшим тут. В Вильнюсе тоже мало кто выходил, в вагоне почти все до Калининграда.

На вокзале плачу картой. Доброжелательная женщина в кассе: "в шесть ноль-ноль отправление". Терминал оплаты у кассира с русским языком: "вставьте карту, наберите пин-код".

до Мариямполе путь 1520 мм западнее пути 1435 мм, после Мариямполе - восточнее.

Пишу из Белостока.

Заехал в Каунас, решил потратить лишние 2,10 eur, но пересаживаться в Каунасе, а не Казлу-Руда. Проехал по новым путям колеи 1435 мм и и увеличу весьма скудный пассажиропоток поезда, который под угрозой полной отмены.

Куплен билет до Варшавы за 30 зл. (чуть дешевле, чем ожидалось).

Утверждён такой маршрут

15 - Варшава - Вроцлав. На удивление недёшево - по сайту ПКП от 71 зл. (почти 1300 рублей)

16 - Вроцлав 6-09 - Szklarska Poreba Gorna 9-00 - 10:29 отпр SPG - 10:55 Harrachov, Чехия

12:57 Harrachov - 14:18 Liberec. Liberec - Praha 14:30 - 18:12 c пересадками.

17 - Прага - Братислава.

18 Братислава - Будапешт. Нравится4Показать список оценивших14 апр в 14:47Ответить

Вокзал Варшава-Центральная. Куплен билет на завтра до Вроцлава за 65 зл. отправление в 16:01 и суточный билет на гор. транспорт за 15 зл.

Погода летняя! Ещё в Белостоке переоделся в летнюю форму одежды, в том числе резиновые сандалии. Нравится1Показать список оценивших14 апр в 19:11

Польский пригородный поезд Wroclaw - Szklarska Poreba Gorna. Есть розетки и доступ в сеть. В обычном пригородном поезде.

По сравнению с описанным на http://infojd.ru/dop/jdr.html (внизу) железные дороги Польши резко изменились. Вместо повсеместной разрухи - порядок и цивилизация. (Линий без движения по-прежнему очень много, но обычному пассажиру это незаметно).

Старые некомфортные электропоезда EN57 ещё встречаются изредка, но их незначительное меньшинство. Не проехал сейчас в них, и хорошо. НравитсяПоказать список оценивших16 апр в 8:31

Прага, вокзал Hlavni Nadrazi. Я на родине московских трамваев и тепловозов ЧМЭ3! Как ни странно, впервые. Либерец - Прага билет за 201 крону (620 рублей) 140 км - дорого.

Погода весьма дурная, холодно, дождливо, темно. В Либерце, на крупном вокзале, не было автоматов по продаже билетов, и никакая текстовая информация на английском не дублировалась. Тому, кто совсем не знает язык, на железных дорогах Чехии будет трудно.

Чешский язык существенно менее сходен с русским, чем польский. В Польше почти всё в письменном виде было понятно, здесь нет.

Между тем, железнодорожная сеть удивительно развитая. Впечатляет огромное количество линий и наличие движения по всем этим линиям. Нравится1Показать список оценивших16 апр в 18:26Ответить

Пишу из международного поезда Прага - Грац, в котором еду, однако, только по Чехии - до Брно. 240 километров, 219 крон (685 рублей). Маршрутная скорость около 100 км/час (16:51 - 19:20).

Поезд удивительно комфортабельный. Лучше наших ЭС2Г Москва - Тверь (хотя наши ЭС2Г - пригородный транспорт, а это - нет).

Сегодня вернулось лето!!! Великая радость после вчерашнего серого дня.

Всё зеленеет и цветёт, красота! Совершил купание в пруду между станцией метро Haje и трамвайной станцией Hostivar'.

Пражский метрополитен проезжен полностью. На наземной станции хорошо видны и фотографируются мытищинские вагоны. Жаль, все они прошли модернизацию, но все равно мытищинские!

Предполагается ночёвка в Брно, выезд ранним утром Брно - Братислава, затем Братислава - Будапешт, прибытие куда днём. 19 - БудапештКелети - Фюзешабонь 15 00 - 16:29 16 59 - 19:00 Фюзешабонь - Дебрецен

Спятившие мудаки разбирают железнодорожную линию Дятьково - Бытошь. Скорбная потеря. Горе и боль. Будьте прокляты, ублюдки!

Это терроризм и преступников нужно судить!

Возможно, из аэропорта Внуково придётся отправляться в Фаянсовую. Если разбирают тепловозом, а не автомобилями. НравитсяПоказать список оценивших17 апр в 18:24

Не перестаю удивляться: почему в Чехии такое великое множество поездов на таком количестве линий, половина из которых, казалось бы, совсем бесперспективные. Сеть огромная для такой территории. Раньше так было и в других странах, но Германия или Франция, например, половину своей сети разобрали. А тут всё действует.

И большая часть линий - только для пассажирских перевозок дизель-поездами и автомотрисами. Они тут в огромном количестве. И всюду ходят достаточно часто.

А почему в Литве и Латвии не так?! Там - полный мрак и ужас. Даже если не вспоминать про разобранные линии - множество линий без пассажирского движения. Есть и линии с движением автомотрисы два-три раза в неделю, и это преподносится как достижение: хоть два раза в неделю (Каунас - Шяуляй) или раз в неделю (Рига - Лиепая) смогли сохранить.

Почему в Чехии можно, в Литве, Латвии и Эстонии - нет? Нравится3Показать список оценивших17 апр в 18:54

Поезд на Будапешт отправился со станции Нове Замки. Хорош всем, кроме цены 9.70 eur за 130 км.

Впереди третья в этом путешествии впервые посещённая страна. С самым сложным в Европе языком, и покупать билеты здесь придётся, обращаясь на английском.

Несмотря на кратковременные посещения всех стран путешествия, железные дороги изучаются очень плотно. Пригодится для книги "Железные дороги мира" http://infojd.ru/knigisb/jdmira.html.

(есть ещё и одноимённый журнал, который я впервые покупал в 1994 году).

Одноимённую книгу 1959 года издания (так выглядит: https://19.img.avito.st/640x480/3994342219.jpg ) продавали за 16 000 рублей, и покупатель быстро нашёлся.

Моя книга с таким названием будет ещё лучше.

Примерно десятая часть - http://infojd.ru/dop/jdr.html .

Отправлено со станции Штурово. НравитсяПоказать список оценивших18 апр в 18:30

Пишу с центральной площади Дебрецена. Удивительно, что из этого малоизвестного города в неславянской стране с минимумом каких-либо связей с Россией есть прямой рейс на Москву.

Расходы оказались очень большими. Восточная Европа по ценам на железнодорожный транспорт стремительно приближается к Западной Европе, особенно к Италии - она дешевле, чем Германия и Франция. В Болгарии и Сербии было более приемлемо, тут - грабёж. Покилометровый тариф очень усреднённо 4,5 рубля за километр во всех четырёх странах.

В Венгрии поезда дороже. Фюзешабонь - Дебрецен, 103 км, медленный пригородный маршрут, часть поездов - мытищинские РА1 (отличаются от наших). И при этом - цена 2200 форинтов (552,20 руб.)

В Словакии за 100 км Братислава - Комарно было 5,25 еur - 415,04 руб.

Потом Комарно - Нове Замки 29 км 115,42 руб. - покилометровый тариф одинаковый. Похоже, у них он строго привязан к расстоянию. (сумма в рублях видна сразу, ибо плачу картой).

Буду благодарен, если кто-нибудь частично компенсирует! Все фотографии (около 5000), как и фотографии из Туниса, будут выложены для скачивания. Нравится2Показать список оценивших19 апр в 21:56

Пишу из аэропорта Дебрецен.

На железных дорогах как минимум Чехии есть особенность, что цена в кассе нередко оказывается сильно выше, чем значится на сайте железных дорог Чехии. (В Польше, впрочем, было наооборот: цена на сайте значилась немного выше, чем реально оказалась в кассе).

Но в Чехии разница местами была очень сильная.

Но - считаю не приемлемым ехать в поезде без билета, причём распечатанного на нормальном бланке. (Покупаю билеты на сайте РЖД, но обязательно получаю нормальный билет в кассе по коду). Плюс к тому, в пути трудно в принципе что-либо покупать в интернете.

Так что покупаю билеты тольков кассах (и в автоматах, в тех странах, где они есть - есть в Венгрии, редко, лишь на крупнейших станциях, в Польше, вообще нет в Чехии и Словакии).

Резиновые сандалии отправлены в мусорный бак в аэропорту Дебрецен.

Продержались Африку, Тунис и продырявились только под конец этого путешествия, прошли не меньше семисот километров. Нравится2Показать список оценивших20 апр в 7:39Ответить

Каково основное эмоциональное потрясение от путешествия? Замечательное состояние трамвайных сетей в посещённых городах (Варшава, Вроцлав, Либерец, Прага, Брно, Братислава, Будапешт, Дебрецен) на фоне ужасающей ситуации с трамваем у нас.



Лучшая из всех посещённых транспортных систем, на мой взгляд, Варшава. Потом объясню почему.

Примечательно, что это даже не Западная Европа. Три из четырёх стран - славянские. Без нефти и газа, в отличие от России!

А у нас - такие позорные "кровоточащие раны" на карте, как Архангельск, Астрахань, Рязань, и самый отвратительный Воронеж.

Воронеж - самый ужасный город России. Мрачное пятно на карте. Стыдно, что он есть! http://infojd.ru/24/voronejtm.html К сожалению, на мой взгляд, этот "труп" оживлён не будет. В обозримом будущем.

Позор на весь европейский континент.

Сейчас, к сожалению, разворачивается новая холодная война. У наших оппонентов много пропаганды в СМИ, как плохо в России. В их антипропаганде про Россию надо использовать этот город (и возможно, уже используют): "вот как они живут". Это лучшее доказательство, что Россия (к сожалению) резко и разительно отличается от цивилизованного мира.

Особенно досадно после посещения заграницы, даже небогатой восточной Европы. Я ненавижу чужую землю и чужую речь, но горько и больно до озверения, что у них так, а у нас так.



Похоже, только две страны мира вышли из статуса безжелезнодорожных после 2000 года. "Негусто".

Это Объединённые Арабские Эмираты (полноценно) и Лаос (условно, один километр).

Афганистан формально был железнодорожной страной с 1980-х годов - тупики по два километра или немногим больше у Кушки и Термеза. Тот факт, что после 2000 года появились ещё два тупика в 80 и 120 км (приблизительно), из Термеза до Мазари-Шарифа и из Мешхеда (Иран) до Герата, ничего не изменило.

Вообще, может и зря они построены. Теоретически это означает, что данная опасная территория может быть посещена, а нечего там делать.

(пассажирского движения на этих тупиках нет и едва ли будет)

Ливия на короткий срок стала железнодорожной страной, 2010-2011 (рабочее движение на российских тепловозах с российскими машинистами). Российский персонал эвакуировали без потерь, а подвижной состав брошен на разграбление.

Могут в ближайшее время стать железнодорожными странами: Оман, Кувейт, Катар. Должна быть единая сеть с ОАЭ и Саудовской Аравией, где железная дорога давно действует. Решение по "арабской магистрали" принято, и скорее всего ведутся работы.

Руанда. Решение подписано на уровне властей страны, шанс на реализацию немалый. Эта страна демонстрирует быстрое развитие.


----------------------------------



Москва, окрестности платформы Окружная.


--------



По платформе Окружная недавно назначена остановка цивилизованным пригородным поездам. Это хорошо!



Москва, платформа Окружная.



Станция Можайск. Электропоезд ЭР2Р-7067 вскоре отправится на Вязьму.


-------------



Станция Смоленск. Электропоезд ЭД9Т-0020 прибыл не к пригородному вокзалу, как (по идее) должно быть.



-------------


----------------






----------------


Орша. Поезд Адлер - Калининград.



Лучший из миров, станция Орша. К большому сожалению, я здесь очень долго не был и сейчас кратковременно.



Кибартай. Здесь, благодаря тому, что станция пограничная с Россией - единственная станция Литвы,
где написано и по-русски "РАСПИСАНИЕ".


----------------



Когда-то главная пограничная станция России. Ныне - пограничная станция Литвы на границе с Россией.



----------------


----------------



Дизель-поезд из Кибартай прибыл на станцию Каунас.






Ковенский тоннель, действует с 1861 года.


----------------


----------------






----------------






----------------






Мариямполе. Грузовой вагон в качестве памятника сталинским депортациям - типовое явление в Литве.
В 2015 году этого вагона здесь ещё не было.


----------------



----------------


----------------



----------------


----------------



----------------


----------------



----------------



--------------



--------------






подпись не готова






Моцкава - последняя станция в Литве. Когда-то тут был пограничный контроль.






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова


-------------



подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова







подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова


------------------------



часть 2 — следующая


27.04.2018 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу