Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2021).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2018 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПОЕЗДКА КОРЖА — ВИС — КОСЛАН, 2018 ГОД









In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/пусто — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии не выложены из-за отсутствия даже комментариев к другим фотографиям, хотя это очень большой труд, одно лишь выкладывание тысяч фотографий с обработкой — несколько часов работы

http://ru-railway.livejournal.com/3299191.html — обсуждения этой публикации.




Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта совершена в сентябре 2018 года.

Исполненый маршрут: Москва — Владимир — Вязники — Нижний Новгород — Тоншаево — Оричи — Киров — Луза пригородные поезда, Лальск автостоп, Красавино пешком, Коржа автостоп, база — лес пешком, база тепловоз узкой колеи, Коржа — Сыктывкар автостоп, Вис общий вагон поезда дальнего следования Сыктывкар — Усинск, Сосногорск пригородный поезд, Ветласян пешком, Ухта городской микроавтобус, Вогваздино — Микунь автостоп, Вежайка пешком, Кослан — Микунь пригородные поезда, Выльгорт автостоп, Сыктывкар — Выльгорт пешком, 46 км Кобринской узкоколейной железной дороги автостоп, 67 км — делянка — "деревня" тепловозы, 64 км пешком, Стахановский тепловоз, Безбожник — Кузюг — Безбожник пешком, Киров — Котельнич II — Урень — Нижний Новгород — Владимир — Москва пригородные поезда.



Была тщательно обследована новая узкоколейная железная дорога у Коржи, построенная в 2018 году. Она просуществует два года — 2018 и 2019.

На узкоколейной железной дороге три тепловоза ТУ6А из Боровицы (возможно, один не из Боровицы, а из Таврического). Номера неопределяемы. Все тепловозы в 2019 году уйдут в Таврический.

Узкоколейная железная дорога около Коржи на границе Кировской области и Коми действует! Построена с нуля в 2018 году, 10 километров. В 2019 году будет полностью разобрана.

(Открыл не я - сразу скажу. Великая честь открытия объекта (я на полном серьёзе) принадлежит другому гражданину, фамилию не знаю) Если он прочитает, пусть сообщит, я добавлю



В электропоезде Владимир — Вязники машинист сказал, что конечная — Ковров, но реально там лишь стоянка около пяти минут. Вышли солдаты в огромном количестве.

Перед Вязниками — полицейские "зековозные" автомобили встречают прибывающий вскоре почтово-багажный поезд с вагон-заком. Автоинформатор объявил "Вязники, следующая остановка 324 км". Но реально это конечная станция. Пересадка в другой состав. Мягкий комфортный вагон на Нижний Новгород.

Оба электропоезда, из Владимира и на Нижний Новгород, в Вязниках принимались к самой удобной, первой платформе. (хоть и низкой).

Вязники. Один за другим прошли с остановкой два поезда на Санкт-Петербург — из Ижевска и из Самары. В первом современные вагоны с автоматическими дверями, во втором старые.

На Нижний Новгород состав ЭД9М-1003. Располагаюсь в мягком комфортном вагоне. Когда-то в таких вагонах на Горьковской дороге брали дополнительную плату, сейчас не берут.

Машинист объявил нестандартно: поезд обслуживается локомотивной бригадой ТЧ-7 Горький-Московский.

По Дзержинску стоянка 13 минут.

Поезд на Пижму во всех расписаниях объявляют как на Ветлужскую, машинист объявлил так же. Реально хвостовой состав — до Пижмы. На маршрутоуказателях так. Ветлужскую я вообще проспал, не заметив.

Сильно раздражает англоязычный "звуковой мусор" автоинформатора. Доколе мы это терпим?! Почему народ не борется за свои права и не требует убрать раздражающее издевательство?!

На данный момент и в Московском метрополитене, и в электропоездах Москва - Петушки, и даже в совсем "глухоманном" электропоезде Ветлужская - Пижма есть звуковой спам на английском. Что за беспредел?! Это явное нарушение закона. Английский что, государственным языком стал в России?! Когда наконец уберут?!

Очень раздражает и приносит негативные эмоции. (При том, что я, международный путешественник, понимаю важность и нужность английского).

Но вот эти "next station" и прочее, а также дикое произношение имён собственных типа Sukhobyezvodnoye - никакого практического смысла не несут, даже если предположить, что в электропоезде действительно оказался бы иностранец. В эстонских электропоездах без знания эстонского с первого раза доходит, что jargmine peatus - это следующая остановка, равно как в латвийских nakama pietura, а в итальянских prossima fermata, и во всех прочих тоже.



Несмотря на солнечную и тёплую погоду днём, ночью холодно до заморозков.

Сплю почти весь путь до Котельнича 2. Там пересадка, сплю почти до Оричей. Состояние болезненное.

В Оричах — к водонапорной башне. Около неё разлив воды. Пользуюсь водой — и сплю ещё почти полтора часа.

Осмотр Оричей. Решаю взять новый билет, Оричи — Киров.

Около Лянгасово драка в вагоне по непонятному поводу.

Киров. У платформы встречаю Андрея Иващенко, который пришёл с другим, неизвестным мне до этого момента любителем железных дорог Вадимом. Передаю 12 книг ПрПз http://infojd.ru/knigisb/2.html.

На вокзал уже завезены интроскопы, хотя пока они не работают. Пока вход в здание вокзала (хорошее, кстати) свободный, но не через вокзал — ближайший вход. Неужели и здесь, и на прочих вокзалах России скоро будет маразм, как в Краснодаре или Казани — тотальный шмон, перекрытие всех выходов на платформы не через здание вокзала, запрет на вход в вокзал со стороны путей, заваривание сходов на платформы с переходного моста?

В Кирове вывешены схемы "городской электрички", якобы стартующей 1 августа.

По существующей линии, с добавлением трёх новых остановок — последняя из которых — Советская, после Поздино. (В отдалённом Нововятском районе, исторически городе Нововятск. Реально никакие новые электрички не пошли и платформы не открыты.)

До Поздино запустить дополнительные поезда можно без проблем, на этом участке слабое движение. Впрочем, от станции Киров-Пассажирский до станции Поздино — однопутная линия с единственным разъездом Красносельский, это накладывает ограничения.

А после Поздино — оживлённейший грузовой ход. Как "впихнуть" туда новые поезда в активном режиме и с оборотом? Похоже, проект предусматривает строительство дополнительного тупикового пути до о.п. Советская параллельно существующим.

А вот реально нужное — электропоезда до Чепецкой дважды в сутки — это не сделано. Хотя было столько разговоров. Хотя в 2006 году поезда сообщением Киров — Чепецкая были указаны в расписании. Но реально ни один поезд не прошёл.

Среди наблюдений Андрея Иващенко: в мае 2016 года в Слободское приходил поезд ЛДПР. Выглядит как обычный пассажирский поезд с десятком пассажирских вагонов. Кому-то из любителей железных дорог удалось проехать в тепловозе. А в вагоны никого не пустили.

Будет ли это проще, если вступить в ЛДПР — никто не проверял.

Перевод расписания движения поездов в России на местное время. Андрей считает, что это однозначно плохо. В Удмуртии (только на участке от западной границе до станции Балезино) и Екатеринбурге сейчас пишут одновременно московское и местное, и это правильно, но это надо бы легализовать.

В Кировской области, к счастью, не произошёл выход из зоны московского времени — что произошло недавно в Удмуртии, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Вынести этот вопрос на референдум не позволили. Андрей убеждён, что большинство местных жителей против.

Надо сказать, что рассвет в Коми в 4 утра и темнота в 6 вечера выглядят странно. Но это не повод выходить из столичного времени! Чем больше регионов с московским временем — тем лучше для единства России.

В Перми обещанное закрытие городского участка Пермь II — Пермь I с 1 декабря не состоится. Как минимум его отложат.

Луза. Ночь, дождь. Пытался проникнуть в барак у вокзала, выселенный по программе "Ветхое жильё". Не удалось.

В "Магнит-косметик" резиновые галоши за 123 рубля. После в другом магазине на базарной площади — носки за 25 рублей. Некоторая задержка с оплатой по карте.

"Нива" с немолодым местным жителем до въезда в Лальск. Говорит, что подвозил меня около пяти лет назад, но где — не помнит. Спрашивает, изменилась ли к лучшему, по моему мнению, Луза. Считает, что Великий Устюг живёт хорошо благодаря вотчине Деда Мороза.

Долго пешком по Лальску. Дождь.

У выезда под моросящим дождём — не останавливаются. Гражданин на "десятке" с номерами Пермского края остановился, но сказал: "дашь на бензин? дорога плохая, на такой надо платить". Отказываюсь. Камаз-лесовоз, в кабине табличка "Василий" — имя водителя. Не взял.

Пешком к понтонному мосту. За ним жду "до упора". Вблизи моста ненадолго выглянуло солнце.

Висит расписание катера. Его пускают весной, когда мост приходитя убирать. Впереди, через восемьдесят километров, будет ещё один, такой же понтонный мост через ту же самую реку Лузу. Других путей во внешний мир с территории между мостами не существует. Так что это "остров", весной живущий в оторванном от мира состоянии.

Заполненная легковая машина с номерами 11 (Коми). Сказали, что едут до Учки, 10 километров.

Прошёл, не взяв, гружёный лесовоз. Машины тут появляются редко. Очень медленно взбираются на мост. Машину видно за несколько минут.

Остановился водитель "ГАЗели", следом за которой идёт другая "ГАЗель". Он из Кирова, выполнял рейс с грузом и уже сутки без сна. Киров — Мураши — Опарино — Пинюг — Подосиновец — Луза — Киров. Из Лузы в Киров до сих пор проще всего ехать здесь, через республику Коми — несмотря на ужасное состояние дороги. Через Подосиновец ещё хуже.

На участке Опарино — Пинюг ехал через Зарю и Альмеж. Объезд через Верхний Починок уже не требуется. Но на этом участке около двенадцати километров — жуткое "бездорожье". Хотя всё же, как видно, преодолеваемое.

Когда-то работал в Ямало-Ненецком автономном округе. Географию России знает слабо, и не в курсе, где расположен "просто" Ненецкий округ. При том, что здесь, на дороге Сыктывкар — Киров, встречаются машины из "просто" Ненецкого округа (83 RUS).

Дороги между Нарьян-Маром и "большим миром" нет. Автомобили прибывают паромом Нарьян-Мар — Щельяюр. Перевозка грузового автомобиля стоит около 15 000 рублей, легкового автомобиля меньше, пассажира - около 2000 рублей.

Говорил что-то про узкоколейную станцию, видную прямо с дороги. Оказалось — я неправильно понял, такого нет.

Деревни на девять десятых вымершие. Угнетает. Никакой въездной таблички республики Коми нет вовсе. Но в этом месте начинается асфальт. Выхожу у поворота на посёлок Коржинский (Коржа). В подарок — книга ПрПз.

Асфальтировано и ответвление дороги — к посёлку. Но нужно найти станцию новой узкоколейной железной дороги. Сворачиваю налево к лесной базе. Спрашиваю. Объясняют, что до узкоколейной станции пять километров, объясняют, как идти.

Коржа. Набираю воды в колонке, единственной в посёлке. Затем ночёвка. Сон около двенадцати часов.

Пять километров до лесной базы пешком предолевамы с трудом. Тут лучше на автомобиле с большими колёсами.

В лесу развилка, судя по следам — поток машин приблизительно равный прямо и направо. Свернул направо — и не ошибся. Стоят "по уши" залитые грязью автомобили — лесовозы и джипы, жилые бытовки, заправки, и блестят узкоколейные рельсы!

Пути блестящие — видно, что ездят по ним очень активно. Но ни одного тепловоза и ни одного вагона нет. Значит, все в лесу.

Иду по "шпалам". Через триста метров место разгрузки леса. Потом обратный ус, как оказалось, используется только для отстоя.

Через пять километров — вырубка, экскаватор, и поезд, следующий на главную станцию. На тепловозе меня узнают. Вскоре — второй поезд.

Резкий поворот налево. Потом короткий ус налево. Около него встречаю тепловоз, следующий в сторону базы с одной платформой. Тепловоз завёл платформу на ус, недалеко.

Меня помнят по Таврическому, 2015 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2015pdt.html Работники тут из Таврического — те, кто за управлением тепловозами, в других местах управлять ими не умеют. Но не только — со мной общался житель Демьяново. А из ближайшего посёлка Коржа никого нет.

Потом мощная выемка. За ней — грузовой поезд на погрузку, сцепами вперёд. Место погрузки леса, ориентировочно девять километров от начала. Тепловоз без вагонов ушёл назад незадолго до того, как я до него добрался. Долго жду. Начался слабый дождь. Наблюдаю процесс заточки пилы.

Потом — в жилой вагончик. Угощают чаем с пряниками и печеньем. Смотрят в записи фильм о войне в Чечне, где шамиль Басаев расстреливает. Вспоминает, что служил в Москве.

Мобильная связь MTS здесь "берёт" на вершине штабеля. Живут в бытовке на платформе две недели.

Пришёл тепловоз, съездил чуть дальше, вернулся. Сцепы загрузили. Едем.

Вскоре разделяем состав на две половины. Через выемку полсостава. Оставляем наверху, берём второй.

На спуске отломилась тарелка буфера. Закрепили состав, исправили.

В Боровице в последнее время оставалось четыре километра, их разобрали. Подвижной состав отправлен сюда, а потом пойдёт в Таврический. Там от 33 километра будут строить ветвь в сторону Боровицы.

Лесовозы идут в основном в Киров, хотя в двенадцать часов ушла машина на Сыктывкар. Предлагают ночевать на базе — отказываюсь. Баня в палатке.

На дороге, идущей прямо — несколько лесовозов. Добежал, подвёз. Водитель сказал, что по этому бездорожью ехал с места погрузки около пятнадцати километров.

На базе в Корже нет внятного начальника. Каждый почти что сам по себе. Лесовозов скорее всего не будет до утра. Бани нет.

Ночёвка в том же здании в Корже. Утром — к понтонному мосту.

Водитель лесовоза с табличкой ИВАН говорит, что едет не скоро. Обратно на базу.

Заканчивает грузиться другой лесовоз. Водитель говорит, что больше суток не спал, в кабине места нет. Стартовав с базы, закрепляет древесину перетяжками. Меня не взял.

Подъезжают ещё два или три лесовоза, останавливаются у моста. Один из них взял. Водитель Павел, живёт, вероятно, в Кирове. Общался со мной вчера на узкоколейной железной дороге — совмещает работу водителя и работу в лесу.

13 тонн лесовоз, 4 тонны прицеп. 40 тонн леса, а бывает и больше.

Когда-то работал на "Урале", возил нефть. Пробило переднее колесо, машина опрокинулась. Повезло, что не пострадал и нефть не разлилась.

Из Кирова лес пойдёт в Германию.

Примерно за тридцать километров до развилки Сыктывкар — Киров лопнуло одно из колёс — заднее на дублированных колёсах прицепа. Вначале показалось, что оба колеса пары, но нет — одно.

Останавливаемся с "аварийкой". Вскоре притормозил другой лесовоз. Его водитель Андрей. Вначале показалось, что лопнули оба парных колеса, и это было бы ужасным. Но нет — одно. Возможно, попал камень между колёс.

Есть запасное колесо. С огромными усилиями приходится скручивать гайки. Ставим на домкраты, два домкрата — гигантский вес.

По пути шли лесовозы с символикой компании "Mondi". Павел говорит — на Сыктывкар. Второй лесовоз останавливаю. Водитель остановился без раздумий, полагая, что нужна помощь, но меня не взял: "запрещено, не могу, в кабине видеокамера записывает".

Подкачиваем колёса компрессором, чтобы убедиться, что всё в порядке. Едем.

Развилка. Три лесовоза останавливаются, тут водители закончили самый трудный этап пути, несколько минут отдохнут и через три часа, надеюсь, благополучно прибудут в большой город.

Мне же в другую сторону, ещё дальше на север, в холод и "глухомань". Движение довольно оживлённое. Это основной, хотя и не единственный, путь из республики Коми во внешний мир.

Остановилась легковая машина, только одно свободное место, за рулём женщина. В Сыктывкар? Могу подвезти, но за деньги. — Нет, я автостопом.

Так и не надо — хочу ещё и на переднем сиденье, чтобы фотографировать дорогу.

Японская машина с "нашим" рулём человек в возврасте около 60 лет. Живёт в Визинге, по профессии дорожник, возвращается с инспекции дороги в районе Ношуля.

Родом из Беларуси, но здесь с 1975 года. Рассказывает про асфальтовый завод в Визинге, технологию ремонта дороги. Под асфальтом здесь не бетон, а укатанная под большим давлением щебневая смесь. Асфальт положено менять каждые три года.

Дорога федеральная и средства выделяет федеральный бюджет.

На Котлас через Широкий Прилук — всюду асфальт, хотя указатель только на Широкий Прилук.

Севернее поворота на Широкий Прилук можно видеть гружёные лесовозы, идущие не в Сыктывкар, как положено, а из Сыктывкара — идут на Коряжму.

На Пермь через Койгородок — дорога существует и из Коми на Пермь, по его мнению, все едут именно там. Однако сплошного асфальта нет до сих пор. Указатель не на Пермь, а на Койгородок — возможно, потому что дорога официально не открыта.

На коми языке в Визинге говорят многие. Но обычно только в своём кругу, и на улице или где-то ещё услышать коми язык трудно.

Я рассказал об узкоколейной железной дороге Первомайский — Копса. В машине электроника, на табло показывает неисправности, в данный момент проблемы с одним цилиндром.

Подвёз слегка не по пути до выезда из Визинги, где красивая въездная композиция, памятная с 1997 года.

Остановился "КамАЗ". За рулём — вероятно, подчинённый предыдущего водителя, но это случайное совпадение. Везёт асфальт с асфальтового завода к месту ремонта дороги у села Пажга.

Около километра от места ремонта — "ГАЗ" до поворота на ферму, где "свинина".

Быстро остановился человек лет 60 на легковой машине, марку не помню. Прямо в город Сыктывкар, до которого, впрочем, оставалось тридцать километров. Хорошо, что я не окажусь в лесу у начала объездной дороги.

Родом из села Спаспоруб, но давно живёт в городе. По национальности коми, именно так был записан в советском паспорте, но коми языка не знает. В школах его почти все изучают, но не все реально изучили — слишком трудный язык.

Рассказываю про то, как плох тупиковый статус Сыктывкара, как достала власть пустыми обещаниями Белкомура.

Довёз до какого-то дома, говорит, туда зайдёт ненадолго и может везти дальше до центра, а потом и в Эжву — отказываюсь. Оставляю только визитку.

Номера 11. Абсолютно преобладают именно такие номера, как и положено в этом регионе, хотя на лесовозных прицепах иногда бывают крымские номера 82 (естественно, на самом деле никакого отношения к Крыму). А у моего лесовоза были номера 750 - добавочный код Московской области и узкая колея. Офомлен был и в самом деле в Московской области, перегонялся в Киров со станции Шарапова Охота.

Пусть автомобильные номера всегда будут такими, как сейчас. Тот факт, что российские номера воспринимаются лучшими в мире с большим отрывом. Из посещённых стран, по крайней мере. Евросоюзные, американские и другие — жуткое УГ. В Евросоюзе не нравится ещё насильственная уборка национальных флагов с номеров.



Пятёрочка, купил много всего на 807 рублей. Почему так много оказалось? Употребление еды в зарослях борщевика. В это время года борщевик не опасен. Вообще, борщевика в южной Коми очень много, и это плохо, так как летом малейший контакт с ним - трудноизлечиваемый ожог.

Пешком по городу. Сумерки. Вокзал. Какой-то узбек (скорее всего) поздоровался "салам алейкум". Не хочу с ним общаться. Две розетки, вайфая нет.

Кассы на вокзале в 20:30 уже закрыты. Откроются завтра в 6:40. Поиск "ночлежбища". Непривычно всё же, что здесь в 18:00 темно, но в пять утра уже светло, даже чуть раньше.

Утром — "наезд" железнодорожников, когда фотографировал столб с расстоянием до Москвы, Кирова (ложное), Воркуты. Затем — ВОХР, препирательство с ними, потом полицейские.

В комнате ЛОВД — короткая проверка по базе. Наезд по поводу того, что плохой внешний вид. Объясняю: во-первых, при дурном внешнем виде никто не подвезёт автостопом — меня возят, во-вторых, я в леса, и главное — у половины ВОХРовцев внешний вид намного хуже!

Объясняю, что построю железную дорогу за 10 миллионов когда-нибудь. Один из полицейских: дай 900 тысяч, у меня ипотека, надо "закрыть".

Убеждены, что фотографировать железную дорогу запрещено, и продолжают запрещать фотографировать. Хотя на вокзале есть объявление к фотоконкурсу к 150-летию Северной железной дороги.

Беру билет, паспорт кратковременно ставят на сканер. Билет на примитивном бланке с надписью "электронный".

При фотографировании тепловоза ещё один наезд железнодорожника, который спросил, где именно я живу в Москве. Полицейские, которые меня обрабатывали, будут сопровождать поезд. Опасаюсь, что помешают фотографировать и из поезда. Но этого не было.

Туман почти до Микуни. Но перед Микуньским узлом началась идеальная погода.

По окрестностям вокзала Микунь — в летнем виде. Много фотографирую, но никаких вопросов.

После отправления из Микуни мой вагон №9 становится хвостовым, а нерабочий тамбур — крайним.

Поезд стоит в Ухте. В Княжпогосте его обогнал грузовой поезд на ремонт пути (вагоны-хопперы), в Чиньяворыке этот поезд "догнали", и здесь обогнал скорый Адлер — Воркута. Недавней станцией, где не удалось написать из-за постоянно отключающегося телефона, выполняющего функцию модема, был посещённый в 2016 году Синдор.

Насколько же отличается погода от 2016 года! ( http://infojd.ru/dop/poezdka2016tp.html ). Разобрана узкоколейная железная дорога в Синдоре или нет, едва ли узнать, ибо не факт, что обратно поеду автостопом (тогда это можно будет увидеть с путепровода).

Позже увидел с путепровода, что не разобрана.

Вагон полупустой, есть розетки в каждом "купе" (вагон плацкартный по исполнению и общий по категории), я один в "купе". Если так — можно ехать хоть в Хабаровск! Жаль, что это большая редкость.

Туалет со стороны нерабочего тамбура — всегда закрыт, а рядом с купе проводников — действует. Обычно бывает наоборот.

В Тобыси вагон заполнился путейцами.

Вис. Несколько километров по разобранной узкоколейной железной дороге. Местный житель Михаил сообщает: Разобрана в 2011 г. Лес перестали возить как завод закрылся. Была база строителей газопровода из Бованенково.



Сосногорск. Вокзал доживает последние месяцы. Вывешено объявление о льготах в общих вагонах. Оказалось, эти льготы в ПДС — по листу талонов 50 процентов скидка.

Ухта. Маршрутка №9 — 17 рублей. Я отдал при входе, хотя все платят при выходе.

Пешком к развилке на Шудаяг.

Потрёпанный Камаз с прицепом, на который загружены бытовки. Номера 58 или 56. Пожилой неразговорчивый водитель. Едет из Кожвы (окрестности Печоры, левый берег), двое суток без сна. Высадил в Чиньяворыке, так как после него будет искать место для сна.

Водитель в возрасте за 50 из Нижнего Одеса. Служил в РВСН во Власихе. Бывал в Арье в 1980-е годы, ездил по узкоколейной железной дороге. Ему знаком Атазик. Рассказывает про подземный город под Кировом — вероятно, бункер на случай атомной войны.

В районе Нижнего Одеса сейчас идёт 95 процентов воды и только 5 процентов нефти. Воду специально закачивали, чтобы предотвратить провалы. Происходят разливы нефти.

Дорога до Печоры почти готова, Ухта — Печора проезжается за три часа, но есть недоделанный участок. Считает, что автодорога вскоре будет до Воркуты. Я не верю, а также считаю, что для строительства автодороги в условиях нехватки денег сейчас есть более необходимые места, чем Воркута.

Рассказал про новый санаторий в Серёгово и специально свернул, чтобы показать. По пути — опрокинувшийся у поворота лесовоз.

На микроавтобусе — до Чёрного Яра. По пути заехали в какой-то дом в более близкой деревне, взяли какую-то деталь. Считает, что узкоколейная железная дорога в Илья-Шоре не разобрана.

Чёрный Яр — Айкино легковая, непосредственно из Чёрного Яра. Немолодой доброжелательный водитель.

Айкино — Микунь грузовик с песком. Водитель говорит, что на Кослан ездят. Сам он ездит в том направлении на 40 километров. Трубы газопровода — в землю, чтобы избежать температурных колебаний.

Проехали вдоль южных окраин Микуни почти до вокзала. Рассказываю про беспредел с разборкой железных дорог России, иллюстрируя разобранной линией Шежам — Айкино.

Быстрый пеший переход из Микуни в Вежайку 32 километра.

Поезд Микунь — Кослан. один вагон плацкартный, другой сидячий. Сидячий почти пустой или совсем пустой. Пассажиров среднее количество в плацкартном.

У выезда из Микуни — "Нива". Мужчина и женщина, едут в лес за грибами.

Остановился Антон на легковой машине ("девятка"?) около 30 лет, едет из Айкино в Выльгорт. Из баптистской церкви. Привёз в церковь, накормили.

Прячу вещи среди борщевика на окраине Выльгорта, и пешком в Сыктывкар.

В центре Сыктывкара у памятника букве О: — оставляю визитку. Дагестанский дальнобойщик с классическим дагестанцем за рулём — остановился, чтобы зайти в магазин, мне отказал, ничего не сказав. Рядом отдыхала ГАЗель с номерами 69.

Легковая машина до поворота на Морово. Сыктывкарец ехал на дачу. Рассказал про заброшенную железную дорогу Пинюг — Сыктывкар, считая, что её строили "при Екатерине". В лесу лежали рельсы, внутри рельсовой колеи растут деревья. Его знакомые брали в лесу рельсы для своих нужд.

Гражданин в возрасте за 60 — вскоре остановился у поворота на Морово. Едет в Койгородский район. По национальности немец. Жена — коми. Предки были сосланы сюда при "раскулачивании" в 1930-е годы, ещё до массовых репрессий против немцев в 1941 году. Рассказывает, что несмотря на всю суровость этих мест, земля стала как родная.

Газель-некст в Визинге — почти сразу.

Едет в Киров. Человек "пролетарского" облика и менталитета.

Дальнобойщики придумали такое: при проходе камеры номер накрывается шторкой или скрывается в глубине машины. Проехал — вовзращается.

Машина прошла 250 000 километров. Через 120 000 заменён двигатель.

Едет из Екатеринбурга в Сыктывкар, а теперь из Сыктывкара в Киров. Здесь, потому что через Гайны грунтовая дорога и могут быть проблемы.

Был случай, газель-некст неисправимо сломалась, ещё только перегоняясь с завода.

46 км. Диспетчер Марина. Не меньше двух раз мимо прошёл тепловоз. Бригада ночует рядом в вагончиках.

ТУ7 в лес. Едем до стрелки на 67 километре, где пропустили встречный поезд с ТУ7. Потом ещё три километра, где встречаем ТУ6А. Перехожу в него. Люди весьма "пролетарских" манер. Наблюдаю погрузку леса. Возвращаюсь на "главный ход". Иду к разъезду и назад — как оказалось, зря.

Тепловоз ТУ6А идёт до "деревни". Пересекаем мост через Летку. "Деревня" — вагоны, на которых установлено жильё для "дорожников" (путейцев). Находятся они там "на всякий случай" и большую часть времени ничем на занимаются.

Основная вахта меняется в среду. Здесь тепловоз будет стоять и обратно — в четверг.

Обратно пешком. Через 40 минут за мостом через Летку — будка из кабины тепловоза, с печкой. Пью чай, начался дождь. Поэтому долго.

Потом на стрелке — вагон с на удивление комфортной обстановкой внутри, пустой. Слабый дождь не прекращается.

За разъездом проходит поезд с ТУ7 в глубь леса. Ускоряю движение в сторону Безбожника. Удаётся добежать до разъезда 64 км. У южной горловины разъезда сажусь в тепловоз. Возникли небольшие проблемы с тепловозом, но их быстро решили.

Тепловозники думают, что мне холодно, врубили "печку". А на самом деле жарко.

На пути в Безбожник. Помощник Женя, Машинист Саша. Женя работал 25 лет на сучкорезной машине. Вышел в Тылае.

Возможно, 2019 год станет последним для дальних участков.

Станция Кобра. Диспетчер Галина 24 года работает диспетчером в этом здании. Зимой — управляет движением лесовозов. Всё так же, кроме того, что не нужно чертить графики. На зиму останавливается с 1996 года.

Безбожник, школьный музей. Очень большая для школьного музея экспозиция.

Быстро на место бывшего посёлка Кузюг под дождём, зачастую сильным.

Пригородными поездами Безбожник — Москва, ночёвки Котельнич II и Камешково.

Владимир, почти конец экспедиции. Именно тут с удивлением узнаю, что только что был второй тур выборов, губернатор Владимирской области Орлова, несмотря на поддержку Кремля, не прошла - удивительно. Жителями она очень нелюбима, сфальсифицировать результаты при 80-90 процентов реальных голосов против власти не решаются. (За что нелюбима - не знаю, я здесь не живу и в ситуацию не вникал. С пригородными поездами тут хоть и не лучшая ситуация, но и далеко не худшая)

Воробьёв, я уверен, в Московской области реального большинства не набрал. Богородский трамвай - непростительное преступление. Боль и скорбь бесконечна. Уродование региона многоэтажной застройкой и многое другое - тоже в минус



Напоминаю об экскурсиях http://infojd.ru/knigisb/jdtur.html Возможное ближайшее место — Тверь. Пишите! Лучше на sbchf@ya.ru



Оричи. Старинное здание было пусть и не шедевром архитектуры, но его снос и замена ужасной примитивной "будкой" — дикость.


----------------------------------- не готово



Киров. Сплотка электропоездов на Глазов. Четырёх вагонов одного состава, как видно, не хватает. Редкий случай — кабель сбоку.






Поезд Киров — Луза. Тепловоз ТЭП70-0319 ещё не испорчен стандартной расцветкой.






Луза. Уныло и дождливо. Здесь севернее нескольких районов соседней республики Коми, но никаких
северных льгот нет, тогда как в Коми они есть на всей территории.






Луза






Лальск.






Лальск.






Понтонный мост через Лузу.







Дорога Лальск — Коржа — дурная грунтовка и вымершие более чем на 90 процентов деревни.
В Коми начнётся асфальт и гораздо более живые деревни.






Коржа






Коржа






Коржа






Коржа






Коржа






Дорога к базе. Пройти пешком трудно.






Медвежьи следы.






База. Здесь узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






База. Здесь узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






узкоколейная железная дорога (только 2018 и 2019 годы)






У Коржи. Здесь лес перегружают с лесовозов высокой проходимости на "асфальтовые" лесовозы, которые уходят на Киров.






Понтонный мост через Лузу. До этого была местность между двумя мостами. Оба убирают на месяц.







подпись не готова







-----------------






----------






-------






Дорога Киров — Сыктывка. Основной, хотя уже не единственный автомобильный путь в Коми.






Визинга. Композиция запомнилась в 1997 году http://infojd.ru/dop/poezdka1997salehard.html







подпись не готова







-----------------






Дырнос (Сыктывкар). Здесь Север, хотя и не Крайний Север. Сентябрь — к сожалению, уже не лето, в отличие от Москвы. Но ещё последняя малина.






Станция Сыктывкар. За эту фотографию железнодорожник послал охранников ловить меня.






Работники ВОЖТ идут за мной.






----







подпись не готова






Глухая станция Чуб, где, похоже, уже никто не живёт. В 1997 году в Микуни кто-то спросил меня: "ты с Чуба?" http://infojd.ru/dop/poezdka1997salehard.html






Мост через Вымь (Емву). Печорская магистраль двухпутная до станции Инта, то есть почти до конца, но крупные мосты — однопутные. (Как минимум через Вагу, Двину, Вычегду, Вымь, Ижму и Печору)






Иоссер. Крупная в прошлом станция почти убита.






Чиньяворык






Тобысь






Вис. Время около 5 часов, поезд следует из Усинска в Сыктывкар.






Вис. Дорога новая, до Печоры уже возможен проезд, хотя и с паромом. Ещё недавно на месте этой дороги были болота и леса. На автомобилях ездили через Нижний Одес, точнее, не ездили, а месили грязь. Это было ужасным.






Вис узкоколейная железная дорога






Вис — висят ботинки. Зачем?






Вис, пригородный поезд Ираель — Сосногорск.






Берег реки Ухта (на коми Уква) между станциями Сосногорск и Ветласян. Весьма редкий случай, когда пытаюсь разжечь костёр.






Айкино (Айкатыла), дорога на Микунь.






Линия Микунь — Вендинга.






Линия Микунь — Вендинга.






Линия Микунь — Вендинга. Вежайка. Почему Vaitey






Вежайка






Вежайка






Вожская






Кослан. (станция Кослан, здесь посёлок Усогорск, а село Кослан находится весьма неблизко и на другом берегу большой реки Мезень)






Кослан






Кослан






Кослан






Кослан






Микунь. Пригородный поезд прибыл из Кослана.







подпись не готова







подпись не готова






Стефановская площадь. Здесь когда-то местный блогер призвал "сжигать ментов неверных" (нарушивших закон), за что подвергся репрессиям.






Стефановская площадь. Приблизительный перевод — "Ленину от народа коми".






Окраина Сыктывкара. Последний день с хорошей погодой.







подпись не готова







подпись не готова






Визинга.






46 км Кобринской узкоколейной железной дороги. Все 46 км до Безбожника я прошёл в 2016 году.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






У Стахановского.






Станция Кобра в Безбожнике.







подпись не готова







подпись не готова






-----------






Реально поезда идут по маршруту Киров — Луза и Киров — Пинюг, обратно так же. До Мурашей в качестве конечной станции ни один поезд не идёт.






Зот Фомич Чернышёв сохранил единственный в России мощный леспромхоз и мощную лесовозную узкоколейную железную дорогу. После него стало хуже.







подпись не готова






Храм в посёлке Безбожник.






Из Безбожника в сторону бывшего посёлка Кузюг. Когда-то здесь пролегала http://infojd.ru/28/kobr-kuzug.html







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова









28.09.2018 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу