ПОЕЗДКА КАЛУГА — ПОЧЕП — ТРУБЧЕВСК, 2018 ГОД









Рабочая экспедиция произведена 9-13 июля 2018 года. Основные целевые объекты — железнодорожные линии Почеп — Рамасуха и Суземка — Трубчевск.





ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОЧЕП — РАМАСУХА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СУЗЕМКА — ТРУБЧЕВСК





На участке Москва — Калуга пользуюсь самолётом. Практического смысла мало. Но надо воспользоваться редкой возможностью совершить перелёт по удивительному авиамаршруту, «разрывающему шаблоны».

Наличие авиасообщения Москва — Калуга противоречит всякой логике. Но факт: летом 2018 года оно есть и выполняется ежедневно.

В 2016 году было несколько единичных рейсов Москва-Домодедово — Калуга, на которые поступали в продажу билеты и некоторые путешественники ими воспользовались. О полёте Домодедово — Калуга рассказывал известный железнодорожный фотограф Евгений Стерлин. Это был «засыл» самолётов под другие, более дальние рейсы из Калуги.

И вдруг появляется сообщение Москва-Внуково — Калуга. Не в виде «засыла», нет! Это регулярный ежедневный авиарейс авиакомпании Utair.

Самое удивительное, что именно из Внуково. Это ближайший к Калуге московский аэропорт. Расстояние по авиамаршруту Внуково (VKO) — Калуга (KLF) — 129 километров.

Прямо у лётного поля аэропорта Внуково пролегает прямая автодорога со стороны Москвы на Калугу. На автомобиле от Внуково до центра Калуги при благоприятных условиях можно доехать менее чем за два часа.

Из Домодедово или Шереметьево такой рейс, на мой взгляд, имел бы больше смысла. От Калуги до этих аэропортов добираться намного дольше и сложнее. И рейс Калуга — Шереметьево был бы гораздо более актуален для жителей Калуги, следующих из Шереметьево куда-то ещё. Тем более, что Внуково — лишь третий по объёму перевозок аэропорт Москвы.

Ежедневное движение по маршруту Москва-Внуково — Калуга было открыто 7 марта 2018 года. Первоначально самолёт отправлялся из Москвы-Внуково вечером, ночевал в калужском аэропорту и отправлялся из Калуги на Москву в 7:00. Затем вылет из Калуги перенесли на 21:30. То есть время оборота самолёта было сокращено до минимума.

Цены за перелёт Москва — Калуга или Калуга — Москва начинаются от 434 рублей. Я отдал именно столько, оплатив перелёт за три дня до вылета.



Оплата перелёта Москва — Калуга.


Думаю, что это может быть и раз в пять меньше себестоимости. Выполнить рейс даже на небольшом самолёте — это немало десятков тысяч рублей на топливо, зарплату экипажу, аэропортовые сборы. И надо учесть, что полной занятости мест на этом рейсе, вероятно, не может быть в принципе.

Несмотря на короткий маршрут, будет израсходовано не меньше пятисот килограммов горючего. Ощутимый процент его расхода — это взлётный режим, то есть от дальности не зависит. Стоимость одной тонны топлива во Внуково на данный момент 46 600 рублей «без НДС» — то есть, вероятно, реально на 10 процентов больше. Самолёт ATR72, будучи новым, стоит примерно 25 миллионов долларов США. Срок эксплуатации примерно 20 лет, за это время должны быть компенсированы затраты на покупку.


Выезжаю пригородным поездом с Киевского вокзала до станции Аэропорт Внуково. До рейса остаётся ещё много времени. Осматриваю посёлок Внуково. Купание в пруду с далеко не лучшей водой.

Возмущает безудержная застройка ближнего Подмосковья (хотя формально это Москва) неприемлемыми для цивилизованного мира сооружениями в 20 и более этажей. Жилья выше пяти этажей вообще быть не должно. В передовом мире это поняли.



Пруд у посёлка Внуково. Безудержная застройка идиотскими и вредительскими многоэтажными уродствами.



Посёлок Внуково. Выше стандартного номера Московской области — мексиканский номер. Имитация, сувенирный номер
«для красоты»? Или не имитация, автомобиль действительно был приобретён в Мексике?
Как ни странно, второй вариант является наиболее вероятным.



Внуково. Здесь было последнее в Москве старое здание аэровокзала, хотя и не являвшееся образцом «сталинского ампира»,
как в Минске или Челябинске. Но всё же жаль, что его снесли, теперь — только унылая современность.



Аэропорт Внуково. Табло с указанием ближайших рейсов. Первая строчка наверху —
с удивительным для этого места словом Калуга.






Посадочный талон Внуково — Калуга.


Удивительный пункт в табло аэропорта Внуково: Калуга. Процедура посадки такая же, как на все прочие рейсы, и тоже регистрация заканчивается за 40 минут до вылета.



Табло в аэропорту Внуково. Маршрут, разрушающий стандартное мышление.






Посадка на перронный автобус. За два часа автобус теоретически мог бы доехать и непосредственно до Калуги.


Подвоз автобусом. Самолёт ATR 72-500 с бортовым номером VQ-BLI. Я допускал, что он будет почти пустой. Но нет — заполненность не самая маленькая, почти половина мест.



Самолёт ATR 72-500 с бортовым номером VQ-BLI готовится к вылету в аэропорт Калуга.






Посадка в самолёт на Калугу.






В самолёте. Занятыми окажутся около половины мест.


Самолёт построен во французском городе Тулуза в 2011 году. Турбовинтовой, то есть одновременно воздушные винты — основной движитель, и реактивная тяга — вспомогательный. Максимальное число пассажиров — 74.



Прямо у ограды аэропорта Внуково пролегает основная автодорога Москва — Киев —
основная автодорога, соединяющая Москву и Калугу.






Развязка на автодороге Москва — Киев.






Приблизительно граница Московской и Калужской областей.






Река Ока ниже Калуги.






Самолёт ATR 72-500 с бортовым номером VQ-BLI прибыл в аэропорт Калуга.


Сразу после прибытия из Внуково в Калугу самолёт отправляется обратно на Внуково. Это не есть «засыл» под рейс из Калуги в Краснодар или куда-то ещё.



Аэропорт Калуга.






Аэропорт Калуга.






Аэропорт Калуга.






Аэропорт Калуга.


Основное здание аэропорта Калуга-Грабцево небольшое, не имеющее никаких «изысков». Но аккуратное и вполне нормальное для города, где сам по себе факт наличия пассажирского авиасообщения удивителен.



Аэропорт Калуга. Вид от основного здания в сторону города.






Основное здание аэропорта Калуга. Оно предназначено не только для пассажиров, в нём размещаются диспетчерские службы.






В аэропорту Калуга есть регулярное движение городского транспорта.






Около аэропорта находится единственный пятиэтажный дом. Это не гостиница и не общежитие,
в нём живут постоянно. Никакого другого жилья нет в радиусе двух километров.




Одно тут, в Калуге, плохо — нет трамвая. Это грандиозный недостаток для города, и это очень печально. К огромной досаде, не удалось построить ни в дореволюционной России, ни в СССР.



Калуга. Эти строки из стихотворения Владимира Маяковского были популярны в СССР, их иногда выставляли
на улицах городов. Для советских евреев, пытавшихся уехать в Израиль и США, они имели особый смысл.


Пригородные поезда Калуга I — Сухиничи-Главные, Сухиничи-Главные — Брянск-Орловский.



Станция Сухиничи-Главные почти пуста. Раньше тут все пути были забиты множеством грузовых поездов. Из-за действий
московских властей против Украины движение по одной из самых оживлённых когда-то магистралей
почти остановилось. Железнодорожные узлы в Сухиничах и Брянске почти лишились работы.






Большой железнодорожный мост через Десну находится не главном ходу, не на линии общего пользования —
а всего лишь на подъездном пути к заводу «Арсенал». Этот путь ржавый, неиспользуемый.


Ближайшей к старому центру Брянска когда-то была станция Брянск-Город. Но она находилась не на линии, ведущей через мост на «Арсенал». Логично предположить именно такое, ведь линия через мост заканчивается действительно почти в самом центре города.

Однако станция Брянск-Город была на другом пути, который пролегал рядом, но Десну не пересекал. Станция Брянск-Город находилась у понтонного моста на левом берегу.



Брянск. Не только в Москве, но уже и в провинциальных городах множатся многоэтажные
уродства, которых в принципе не должно быть в цивилизованной стране!


В Брянске иду в пограничное управление оформлять пропуск в Белую Берёзку. Заняло больше часа. Пропуск должны прислать по почте в течение месяца. Запросил срок на год, это максимально возможный.

Это можно было бы сделать и через сайт «Госуслуги», но здесь я решил действовать старым способом. В последний раз, наверное. С одной стороны, не нравится общение с любыми «силовиками», с другой стороны, всё же интересно узнать, что представляет собой пограничное управление в Брянске. Брянским пограничникам были розданы книги «По рельсам и по земле».

Кроме того, я надеялся, что пропуск дадут сразу же, без двухмесячного ожидания отсылки по почте. Но такого тут нет.



Понтонный мост рядом с центром Брянска. За мостом когда-то была станция Брянск-Город.






Местность за понтонным мостом. Именно здесь — кратчайший и самый комфортный пешеходный маршрут из центра Брянска
на вокзал. Частично он пролегает по разобранной железной дороге на Брянск-Город.


Выезд дизель-поездом Брянск — Унеча до Почепа. Осмотр этого города, который в дореволюционной России, скорее всего, относили к Малороссии. Почеп входил в Черниговскую губернию, тогда как Брянск — в Орловскую. Официального определения малороссийских губерний не существовало.



Станция Свень, вид из дизель-поезда Брянск — Унеча. Вблизи станции Свень действовала
узкоколейная железная дорога http://infojd.ru/26/sven.html.






Вокзал на станции Почеп.






Станция Почеп.






В центре Почепа. Памятник, посвящённый уничтожению химического оружия. Завод по уничтожению
химического оружия долгое время был главным предприятием в районе.






В центре Почепа.






В центре Почепа.






Окрестности Почепа.


На первых километрах изучаю железнодорожную линию Почеп — Рамасуха. Приблизительно до начала 1990-х годов на ней было пассажирское движения. В то время она принадлежала лесозаготовительному предприятию в посёлке Рамасуха.

В 1990-е годы лесозаготовка прекратилась, но в окрестностях Рамасухи был построен завод по уничтожению химического оружия. Рельсовый путь до него сохранился и был реконструирован.

На данный момент завод остановил работу, так как химическое оружие кончилось. Он может быть перепрофилирован на что-то другое. Тогда движение по железной дороге возобновится.

Линия на собственно посёлок Рамасуха разобрана около 20 лет назад.



Окраина посёлка Рамасуха.






Трубчевск. Старинная пожарная часть 1894 года постройки.


От города Трубчевск — 5 километров пешком до одноимённой железнодорожной станции. Она находится за пределами фактической городской черты, в селе Бородёнка. На бумаге Бородёнка считается частью города.



У станции Трубчевск в селе Бородёнка. Памятник партизанам.



Село Бородёнка, формально дальняя часть города Трубчевск. На «советских» топографических картах никаких автодорог
здесь не найти, единственной «связующей нитью» со станцией Суземка была железная дорога.


В селе Бородёнка находится станция Трубчевск, конечный пункт железнодорожной линии Суземка — Трубчевск, имеющей длину 42 километра. Линия была построена, скорее всего, в 1920-е годы. Есть версия, что изначально она была узкоколейной, но это, скорее всего, вымысел.

Линия малоизвестная и загадочная. Её нельзя было найти на стандартных схемах железных дорог Советского Союза. Как правило, её не найти и на схемах сети Российских железных дорог. Тем не менее, она не является ведомственной, как, например, Монзенская железная дорога или линия Текстильный — Комсомольск. По сути дела, это такой же малодеятельный участок сети общего пользования «РЖД», как и множество прочих: например, Брусничная — Лендеры, Дорошиха — Васильевский Мох.

Однако официальный статус линии — подъездной путь в составе Московской железной дороги ОАО «РЖД». На практике это означает только одно: тариф за подачу вагонов сюда выше, чем на все прочие линии, которые не носят статус подъездного пути. В остальном всё такое же, как у прочих линий. Стандартная символика РЖД, стандартные коды станций по Единой сетевой разметке, стандартная технология обслуживания.

Линия Суземка — Трубчевск когда-то называлась «хозяйственной ветвью». В Суземке есть улица Хозяйственная ветвь у начальной точки линии.

Такой же статус подъездного пути в составе Московской железной дороги ОАО «РЖД» был у линии Полпинская — Дудорево. Она погромлена спятившими ублюдками. Линия Суземка — Трубчевск чудом ещё жива, но положение — угрожаемое.

Пассажирское движение на линии отменили в 2004 году. К большому сожалению, я воспользоваться пассажирским поездом не успел.



Станция Трубчевск в селе Бородёнка. Вид в сторону тупика.






Главное станционное здание на станции Трубчевск. Следов жизни в нём нет. Вывешено объявление о предложении аренды.






Главное станционное здание на станции Трубчевск. В этом глухом уголке вывешены таблички
в стандартном для Российских железных дорог стиле.






Станция Трубчевск. Мемориальная доска на главном станционном здании.






Станция Трубчевск. Памятник погибшим в боях.






Улица в селе Бородёнка, формально — дальней части Трубчевска.






Бородёнка. Вид с вышки, расположенной на территории бывшего лесозаготовительного предприятия.






Бородёнка. Вид с вышки, расположенной на территории бывшего лесозаготовительного предприятия.






Бородёнка. Вид с вышки, расположенной на территории бывшего лесозаготовительного предприятия.


Два дня жду на станции Трубчевск поезда. Дождался! Но уехать не удалось. Предлог для этого был такой: «у тебя нет пропуска в пограничную зону, а в центре линии — пограничная зона, могут остановить пограничники». Даже вариант залезания в грузовой вагон не проходит, так как пустые вагоны пришли сюда на загрузку металлоломом, а в обратную сторону тепловоз ЧМЭ3 поедет без вагонов. Движение с вагонами произойдёт примерно через два дня.

Усреднённый интервал движения поездов на Трубчевск — раз в двое суток. Привозится щебень на асфальто-бетонный завод, вывозится металлолом. Всё, никаких других перевозок нет. Есть риск полного конца.



Станция Трубчевск. Тепловоз ЧМЭ3 подаёт порожние вагоны на базу металлолома.


С величайшей досадой и негодованием выхожу на автодорогу. Моментально оказываюсь в Суземке. Ждал поезда на Суземку два дня в тяжёлых условиях. И всё напрасно. Через полчаса я уже в Суземке, но совсем не для того я терпел тут столько трудностей и лишений.

Автодорога на участке Трубчевск — Суземка является новой. На всех топографических тут нет ничего, кроме глухого леса, редких деревень с грунтовыми малопроезжими дорогами к ним, и единственной «нити цивилизации» — железной дороги Суземка — Трубчевск.

После открытия автодороги пассажирское движение на железной дороге отменили. Автодорога получила не только местное значение, она является кратчайшим транзитным путём для движения по таким маршрутам, как Гомель — Курск, Минск — Белгород и даже, теоретически, Брест — Краснодар.

Подвозивший меня водитель следовал в одиночку на недешёвой белой «иномарке» из Беларуси в родной Воронеж. Рассказываю про ужасную ситуацию с Воронежским трамваем. Гражданин согласен с тем, что уничтожение трамвая — это очень плохо, несмотря на то, что предпочитает ездить на автомобиле. Оставляю ему последнюю в экспедиции книгу «По рельсам и по земле», изначально предназначенную для машиниста.

Между Бородёнкой и Суземкой автодорога, как и железная дорога, проходит по пограничной зоне с доступом по пропускам. Сами же Бородёнка и Суземка в пограничную зону не входят. Как минимум дважды на дороге были видны вооружённые пограничники. Проезжая мимо них, снижаем скорость. Но они не потребовали остановиться.

Официальная позиция такая: по этой дороге через пограничную зону можно проехать транзитом без пропуска, но только при условии, что в ней не будешь останавливаться. Остановился — можешь быть наказан по всей жёсткости статьи КоАП.

При том, что существование пограничной зоны нарушает Конституцию России, где гарантируется право свободного передвижения по всей территории страны. Все законы, которые нарушают Конституцию России, должны быть признаны недействительными.

Выхожу в Суземке у переезда. Бегом на вокзал — до электропоезда на Брянск осталось мало времени.



Суземка. Вид от вокзала в сторону города.


Суземка — главная пограничная станция на российско-украинской границе. Здесь проходит двухпутная электрифицированная магистраль, соединяющая два главных города славянского мира — Москву и Киев. До агрессивных действий кремлёвских властей в 2014 году здесь проходило большое количество пассажирских и грузовых поездов. Остался минимум, в разы меньше, чем до событий 2014 года.

Движение пригородных поездов на соседнюю украинскую станцию Зёрново прекратилось задолго до позорного 2014 года — ещё в 2003 году. Есть свидетельства, что эту подлость устроила московская сторона. Украина желала пускать свой электропоезд в Суземку: пассажиропоток был высоким, маршрут был прибыльным. Но московские власти выставили заведомо неприемлемые условия.



Станция Суземка. Вид в сторону Москвы.


Приятная неожиданность: присущей для многих других пограничных станций жёсткой обстановки тотального «зазаборивания» и запрета в Суземке нет. На первый взгляд, даже не понять, что это пограничная станция, пока не заметишь стелу со словом «Россия».

Выезд электропоездом Суземка — Брянск. Из окна вагона вижу шпалопропиточный вагон в Навле. Он разгромлен. Последней в Брянской области узкоколейной железной дороге пришёл конец.



Навля, шпалопропиточный завод с последней в Брянской области узкоколейной железной дорогой (http://infojd.ru/14/navlya.html).
Полная разруха и разгром.



Станция Брянск-Орловский. Дизель-поезд РА2 на Орёл и электропоезд ЭД9Т-0012.






Станция Калуга I. Дизель-поезд РА2 прибывает со стороны Тулы.



Калуга. Очень редкий автомобильный номер из Байконура.



Калуга, Яченское водохранилище.


На линию Суземка — Трубчевск нужно приезжать с пропуском в пограничную зону. По результатам экспедиции такой пропуск у меня будет.








14.07.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу



Яндекс.Метрика