Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2021).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2018 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЛИТВЫ И ЛАТВИИ, 2018 ГОД









In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/пусто — сделанные в ходе рабочей экспедиции фотографии не выложены из-за отсутствия даже комментариев к другим фотографиям, хотя это очень большой труд, одно лишь выкладывание тысяч фотографий с обработкой - несколько часов работы

https://vk.com/wall-32652073_33754, https://vk.com/wall-155711_528537, http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=983227&tree=on&shbd=&Offset=0 — обсуждения этой публикации.




Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта Литвы и Латвии совершена в августе-сентябре 2018 года.

Предыдущие сходные экспедиции:
2012 год

2014 год НГ

2015 год

2016 год НГ



Экспедиция должна была состояться в 2017 году. "В компенсацию" в 2018 году будет две.

Первоначальный план был таким:

Первый день Москва (платформа Окружная) - Можайск - Вязьма.

Затем Вязьма - Смоленск - Орша - Минск-Пассажирский. Велоезда куда-нибудь на окраину Минска, в максимальном варианте до Жданович.

Электропоезд Минск - Гудогай, отправлением с вокзала в 4:40. Велоезда - окрестности Вильнюса. Затем велоезда - Швенчёнеляй (чтобы сэкономить на недешёвом пригородном поезде), или всё же поезд - Игналина, если там прогулочная узкоколейная железная дорога работает, причём работает только по выходным дням. Ни в том, ни в другом не уверен.

Велоезда - Игналина, Шепета, Биржай, Пасвалис, Йонишкелис, где-то в районе недействующей линии Глуда - Мажейкяй въезжаю в Латвию. Расположение узкоколейных железных дорог - http://infojd.ru/dop/poezdka2012ltlv.html

Сотни километров велоезды. В самом идеальном случае в четверг добираюсь до Ване. Пятница - Лиелсалас.

Велоезда Лиелсалас - Талси - Тукумс, вдоль места гибели Виктора Цоя.

Пригородные поезда - Рига, Скулте.

Велоезда - Лимбажи, Ракупе, Зилайскалнс. Велоезда - Валмиера. В Седа едва ли удастся.

Быстро пригородными поездами в Ригу и вечерним поездом Рига - Зилупе. Если сил хватит, Валмиера - Скривери велоезда для экономии.

Вечерний дизель-поезд Рига - Зилупе 17:00 - 21:35, проезд 8,75 €. Ночная велоезда Зилупе - пункт пропуска Терехово, ибо вторник, 4 сентября - последний день действия визы.

Ночёвка на российской стороне.

Неспешная велоезда вдоль Московско-Виндавской железной дороги с фотодокументированием станций. Первый день примерно до Пустошки. Второй день Великие Луки к вечеру.

Ночной пригородный поезд Великие Луки - Ржев, который от Великих Лук до Русаново резервом, но надеюсь, реально все садятся без проблем. Гарантии, впрочем, нет.

Хотя зачем, смысла нет, в пятницу нет утреннего поезда Ржев - Волоколамск. Обычным утренним поездом Великие Луки - Нелидово, пересадка в Улине или Барсово, можно и потащить велосипед по щебню до следующего разъезда, затем поезд Русаново - Ржев.



Реальный исполненный маршрут оказался тами: Москва (Окружная) - Можайск - Бородино - Вязьма - Смоленск - Красное - Минск пригородные поезда.

Минск - Масюковщина велоезда. Масюковщина - Гудогай пригородный поезд. Гудогай - Шумскас - Науйойи-Вильня - Неменчине - Пабраде - Швенчёнис - Адутишкис - Диджиасалис - Игналина - Утяна - Шепета - Купишкис - Вабальнинкас - Биржай - Пасвалис - Йонишкелис - Линкува - Йонишкис - Жагаре - Науйойи Акмяне - Ауце - Елгава велоезда

- Рига пригородный поезд - Золитуде велоезда - Тукумс2 пригородный поезд - Плиеньциемс - Дреймани - Кири велоезда - Смилдзини перетаскивание велосипеда - Рига автобус - Межапарк - Югла - Яняварти велоезда - Зилупе пригородный поезд - Посинь велоезда

- Себеж автомобиль пограничников - Идрица велоезда - Воробецкая ххххххх - Великие Луки - Сердце - Ущицы велоезда - Кунья таскание велосипеда с редкими вкраплениями условной велоезды - Артёмово волочение велосипеда по железной дороге - Кодосно - Логово - Кодосно - Наумово - Жижица таскание велосипеда с вкраплениями велоезды - 390 км пригородный поезд - Улин волочение велосипеда по железной дороге - Ржев-Балтийский - Вязьма - Бородино - Можайск - Беговая (Москва) пригородные поезда.



Впервые проезжены две узкоколейные железные дороги. Обследовано и зафотодокументировано большинство станций на недействующей с 1996 года узкоколейной железной дороге Биржяй - Йонишкелис - Линкува.



Поездка едва только началась. Центр Москвы. Я решил добраться своим ходом до платформы Окружная, где сесть в электропоезд Лобня - Можайск. На Окружной он гарантированно будет свободным, а на Савёловском вокзале и тем более на Белорусском вокзале "забьётся".

Прошёл всего километр велоезды. И вдруг приложенное к педалям усилие проваливается "в никуда"!

Развалился механизм задней втулки. Сколько угодно крути педали в ту или другую сторону, а колесо крутиться не будет. Движение на велосипеде возможно только под уклон. Поможет только замена механизма.

Поворачивать назад или нет? Тяжкие размышления. Принимаю решение: не отступать! Дотащу велосипед до Смоленска, там предстоит много часов на пересадке. В большом городе найдётся веломагазин.

Теперь надо затаскивать велосипед в метро в самый час пик. И на метро с пересадкой. Решаю всё же ехать до Окружной. Времени должно хватить.

Но я немного ошибся с расчётом времени поездки в метро. И его критически мало. Есть риск не успеть на электропоезд.

Окружная - станция глубокого заложения. Одна из глубочайших не только в Москве, но и в мире! И я с велосипедом, задыхаясь, бегу наверх по длиннейшему эскалатору.

От метро до платформы далеко - ибо пока открыт только южный вестибюль. Тоже отчаянный бег. Вне очереди рвусь в билетную кассу. Турникетов тут ещё нет. Рывок наверх против хода толпы на платформу. Успел!

Вязьма. Известную мне колонку ликвидировали. Поиск другой колонки на тёмных улицах.

Досмотр при входе на провинциальный вокзал - как в аэропортах! Вещи через сканер. Предлагаю дармоедам-охранникам: давайте и велосипед туда!

Так и спрашиваю у охранников: почему именно у вас такой маразм? Даже на московских вокзалах не всегда есть обязательное требование отправлять всё в интроскоп и выкладывать всё из карманов.

А на провинциальных вокзалах за пределами Северо-Кавказской железной дороги Вязьма - единственное в своём роде такое место. Какая-то совершеннейшая аномалия!

Что случилось? Откуда в этой "глуши", в депрессивном городке с населением 50 000 жителей в тихой Смоленской области взялся режим доступа в стиле Северного Кавказа? Почему именно здесь?! Когда в соседних Ржеве или Фаянсовой, или в Сухиничах, Можайске (продолжаем до бесконечности) охранников на входе нет вообще, в Смоленске или Брянске есть, но никакого маразма с обязательным интроскопом?

Смоленск. Электропоезд прибыл к пригородному вокзалу.

Много километров качу велосипед в место, где был по поиску в Сети найден адрес велоремонта. Иногда езда с горки, Смоленск - город пересечённый. На телефоне полноценно карту не посмотреть, телефон полудохлый. Вначале попал не в тот район. Долгое изучение смоленских окраин.

В нижней части улицы Черняховского велосипед готовы сделать только к понедельнику. Но на Черняховского, 6 - через полтора часа. 1000 рублей.

Дотащил велосипед до веломагазина с ремонтной мастерской на улице Черняховского. 1000 рублей, замена всего механизма задней втулки. Справились за полтора часа, заодно зарядили нетбук.

Прогулка по Смоленску, совмещённая с процессом работы по исследованию железнодорожного транспорта - фотографированием трамвая. Затем купание в Днепре.

Электропоезд Смоленск - Красное. Как обычно, немалая толпа пассажиров переходит в стоящий на соседнем пути дизель-поезд. На этот раз

В вагоне дизель-поезда на Оршу меня узнал человек.

- Не Болашенко ли?

- Да, я Болашенко.

Алексей из Томска переселился в Беларусь. Не особо большой любитель железных дорог, но меня знает. Оставил ему книгу ПРПЗ.

Едут из Смоленска. Имеет разрешение на временное проживание в Беларуси. Он позволяет мед. помощь и многое другое наравне с местными гражданами. Разрешение на временное проживание - это наклейка в российский загранпаспорт. Выдаётся на год с возможностью продления. В принципе можно жить тут и без него, только прав будет меньше.

По ночному Минску, по проспекту Победителей. Очень короткая ночёвка у Масюковщины.

Ещё до рассвета посадка в электропоезд на Гудогай. Станция Гудогай, потом ещё сплю у развилки дорог.

До недавнего времени на всей немаленькой белорусской-литовской границе было лишь четыре общедоступных автомобильных пункта пропуска. На автодорогах Минск - Вильнюс (главный), Полоцк - Вильнюс, Лида - Вильнюс и Гродно - Вильнюс. Все они находятся в центральной и южной частях границы. В северной части границы переход возможен только для жителей приграничной полосы.

Ещё в 2008 году официальные представители Литвы и Беларуси пообещали дать статус международных пунктам пропуска Видзы - Твярячюс, Мольдевичи - Адутишкис и Лоша-Шумскас. В феврале 2017 года переход Лоша - Шумскас действительно стал международным. На него я сейчас и направлюсь.

Но этот переход фактически дублирует другие и особого значения не имеет. География возможных путешествий от него не расширится. Касательно переходов Видзы и Мольдевичи в северной части границы, к сожалению, обещание не выполнено.

Белорусский пункт пропуска - почти без вопросов, моментально. Литовский пункт пропуска - вопросы есть. Посмотрели книги. Спросили, считаю ли дни в Шенгене. Швенчёнис. А вот и Диджясалис - неординарная географическая точка.

Посёлок вблизи самой восточной точки Литвы, в "выступе", окружённом Беларусью, и в одном километре (!) от Беларуси. Название, возможно, переводится примерно как "большая деревня", первая часть - "большой" (это точно), а Salis - по одной из версий, литуанизированное "село". На дореволюционных русских картах Великая Весь, при Польше Wielka Wies (большая деревня).

Тут много русского языка, тогда как в прилегающей сельской местности русский язык не слышен.

Диджясалис был конечным пунктом одной из самых новых железнодорожных линий Литвы, открытой в 1977 году. Здесь был очень большой кирпичный завод.

Последний дизель-поезд Диджясалис - Вильнюс отправился со станции Диджясалис 1 ноября 2000 года в 2:45 ночи. В последующие годы железную дорогу начисто разворовали. Всё погромлено основательно.

Кирпичный завод разрушен до основания. Много заброшенных пятиэтажных домов. Но тут есть мелкие производства, в жилой части - нормальная жизнь. Каким-то особо ужасным местом, каковым изображала Диджясалис российская пропаганда, он не выглядит.

Возможно, здесь - самые дешёвые квартиры во всём Евросоюзе. Можно купить, но только зачем? Ежемесячные платежи будут разорительными.

На дороге Диджясалис - Игналина "тормознули" пограничники. Мурыжат довольно долгое время, расспрашивают о деталях поездки, звонят кому-то и обсуждают меня (на литовском и ничего не понять), сообщают данные паспорта.

Но обращение вежливое. И особо подчёркивают, что я ничего не нарушил. В Литве есть пограничная зона, отмеченная табличками Pasieno Ruozas. Я в такой зоне. Тут у пограничников есть особые права, "и мы действуем по закону". Но в отличие от Беларуси и России, никаких специальных документов для въезда в пограничную зону не требуется.

Игналина. Подобие детской железной дороги тут в оздоровительном лагере Литовской железной дороги за забором с КПП. Попасть можно только с разрешения. Я думаю, в сезон отдыха детей это не проблема, но сезон уже кончился. На другой раз.

В городе Вабальнинкас сломалась первая спица заднего колеса. И началось! Каждые несколько километров ломается очередная.

Резервных в таком количестве нет. Приходится переставлять спицы с переднего, слабозагруженного колеса на заднее.

Но спицы трескаются всё интенсивнее. Уже много часов ушло на грязную и тупую работу с ними. Увы, точка невозврата. Колесо начинает шататься и биться об раму. Перестановка спиц с переднего колеса уже не поможет, ибо так придёт конец и переднему.

Узкоколейная железная дорога Биржай - Пасвалис - Йонишкелис - Паневежис с ветвью на Линкува. Очень странно. Официально не позволяют её разбирать, но она в таком жутком состоянии, что никаких отличий от полной разборки. Рельсы скрываются в земле и деревьях. Странные всё же литовцы. Защита национального достояния, официально про эту дорогу пишут так - и полный разгром, несмотря на неразборку рельсов. Смотрите фотографии.

В Биржай и Йонишкелис стоят тепловозы ТУ2.

На участке Йонишкелис - Линкува грунтовка, и это ну полный конец. На грунтовке колёса разрушаются очень интенсивно. Велосипед превращается в гремящие остатки велосипеда. Пишу с автовокзала Рига. Тратить ещё половину цены велосипеда на запчасти ещё полдня мучиться или бросить этот хлам на латвийской земле.

В Жагаре за пять евро было куплено около тридцати спиц. Несколько часов грязной работы на территории рынка.

Потом почти каждый час монотонные усилия по замене очередной, но ещё и искривился обод колеса как вдоль, так и поперёк. Слишком поздно догадался переместить рюкзак с багажника на руль (хоть так и менее удобно), что позволяет снизить весовую нагрузку на заднее колесо.

Сегодня встречный ветер (пока не повернул в Новых Акмянах на север). Перед этим в Жагаре отдал 5 евро за сходное старое колесо от велосипеда, три часа по уши в масле ремонтировал, несколько десятков спиц заменены, кое как еду, но ещё просто велоезда изматывает до полного мрака. Какие блин 130 километров в день?! 60 - уже как убитый, но надо больше.

Пишу из Ауце. 50 (60 скорее) километров веломучения уже сегодня, но буду пытаться ещё дотянуть сегодня до Елгавы, это ещё 55.

Конечно же, это не удалось, дотянул лишь до Кримунас. Но всё же тот день был максимальным в экспедиции по пробегу - почти ровно 100 километров.

С высокой вероятностью придётся всё же от Зилупе до Новосокольников, а то и до Великих Лук. 130 километров, то есть два дня велоистязания, но этот хлам явно развалится раньше и тогда бросать на дороге, а может сразу и не мучиться?

Линия Глуда - Мажейкяй. Хоть что-то нормальное на интернет-форуме Rail-club в последние дни в моей теме было написано про неё. Почему же всё-таки на одно нормальное сообщение там десять маразматических?

Железнодорожная линия Глуда - Реньге - Муравьёво (Мажейкяй) - это была одна из старейших железных дорог в Прибалтийских губерниях России. В первые годы независимой Латвии обеспечивала связь Риги и Лиепаи, но требовался заезд в Литву и двухкратное пересечение границы. А границы в то время не были прозрачными, их в 1920-е годы умудрились опутать колючей проволокой. Потом Латвия построила линию по своей территории, Глуда - Салдус - Лиепая.

Линия Глуда - Мажейкяй является предметом спора между Литвой и Латвией много лет.

Не спора о принадлежности - тут всё однозначно, железнодорожную сеть поделили ровно по границе. А спора о том, что Литва хочет восстановить на этой железной дороге движение, а Латвия почему-то отказывается.

Я обследовал станции на этой железной дороге - Ауце, Бене, Апгулде, Кримунас. Последний пассажирский поезд (дизель-поезд до Реньге) прошёл в 2010 году. Линия не является безнадёжно заброшенной и в принципе пригодна для движения, от Глуда до Ауце по крайней мере. Видно, что как-то за ней следят, может, раз в месяц пускают дрезину. Станционные здания почти всюду используются как жилые дома, но в Бене осталось помещение дежурного.

Восстановят ли сквозное движение - до сих пор не известно. В любом случае оно будет только грузовым.

Смотрю форум Rail-club.ru - одно из последних популярных мест в сети (с возможностью комментирования), где я ещё пишу. Через пару лет, вероятно, перестану писать и там - не по статусу. Но пока ещё время не пришло.

Ситуация, противоречащая здравому смыслу: в моей теме на Rail-club.ru комментируют вместо полноценных людей какие-то недоумки. Куча флейма и вообще почти ничего по делу, когда очень много есть чего сказать по делу.

При том, что за пределами Сети почти 100 процентов граждан, с которыми я общаюсь - относятся ко мне с уважением и доброжелательностью. На странице vk.com/bolachenko тоже очень позитивные комментарии. Почему на этом ресурсе на десять пустых сообщений - одно осмысленное? И ведь Rail-club.ru - казалось бы, не сборище уродов, а самый активный русскоязычный железнодорожный форум. Что за странная ситуация?

Есть какой-то идиот, представляющийся машинистом с многолетним стажем, ныне научным сотрудником в РЖД, при этом страдающей манией в отношении меня. Производит впечатление "обиженного" гражданина, злобно плюющегося во все стороны, но на меня - особенно.

Я не верю, что это действительно машинист и железнодорожник. Был бы он действительно им - относился бы ко мне с уважением, и уж точно не писал бы ерунду в Сети. Настоящие железнодорожники в Сети если присутствуют, то не занимаются там никчёмным флудом.

Елгава - Рига электропоезд. За велосипед дополнительной платы не потребовали - в отличие от поездки 2016 года, когда велосипед был большой. Хоть какая-то радость.

Велоезда до "советского" и русскоязычного района Золитуде, известного трагедией в 2012 году - обрушение торгового центра. Платформа электропоездов.

Станция Тукумс2 - конец пассажирского движения. В Тукумсе живёт какой-то латвийский железнодорожник, известный неприязненным отношением ко мне (выражалось "высерами" в Сети). Абсолютно ничем я его на это спровоцировать не мог. Даже если он латышский националист - я нигде не пишу, что Латвия плохое государство. Напротив, осуждаю российскую пропаганду касат ельно того, как тут плохо, и утверждаю: это в основном враньё. Этот народ вызывае уважение тем, что построил государство после 1918 "с нуля", причём государство жизнеспособное и действительно национальной. Но и трёхсот лет общей истории не отнять.

Абсолютное большинство железнодорожников и прочих граждан в реальной жизни относятся ко мне позитивно. И в Латвии, и везде.

От Тукумса предстоит 120 километров велоезды до Лиелсалас. На короткое время заеду в Плиеньциемс для купания в море. Спицы постоянно будут ломаться, постоянные остановки и грязная работа по замене, но есть надежда, что спиц хватит. Ещё постоянно слетает цепь.

Плиеньциемс - приморская деревня, где в августе 1990 года отдыхал Виктор Цой, и именно оттуда 15 августа 1990 года он выехал на автомобиле в окрестности. Скорее всего, на рыбалку у деревни Калнупес. При движении обратно в сторону Плиеньциемс произошло лобовое столкновение с автобусом у хутора Дреймани, от автомобиля остался искорёженный металл, никаких шансов выжить не было. Водитель автобуса не пострадал и до сих пор жив. Душевно страдает от случившегося (хотя его вины действительно скорее всего нет) и каждый год посещает место аварии.

После Виктора Цоя и группы "Кино" не было равных по популярности музыкантов, и вероятно, не будет. Песни группы "Кино", несмотря на прошествие стольких лет (а именно 28 лет - в таком же возрасте погиб Виктор Цой) не потеряли актуальность. Официальная власть до сих пор его боится. Памятник Виктору Цою запретили устанавливать как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, он был "пристроен" на малоизвестной станции Окуловка.

Через двадцать пять километров от места гибели Виктора Цоя и за двадцать километров до Талси вот в этой точке http://old.wikimapia.org/#lat=57.1805767&lon=22.9233017&z=13&l=1&m=b&v=8 велосипед встал окончательно.

С рассветом в 6 утра пытаюсь хоть как то исправить, два часа промучился, но безрезультатно. Колесо искривилось напрочь и ему ничто не поможет, кроме замены. Не то что ехать, даже катить велосипед затруднительно.

Латвия - страна тотальной автомобилизации, но здесь есть и развитое автобусное сообщение, хотя автобусы малопопулярны. За это - уважение местным властям. Есть немало стран, где никакого публичного транспорта почти нет. Но не хватает восстановления активных пассажирских перевозок на железной дороге!

От остановки у мызы Смилдзини - автобусом до Риги. 4,70 евро, из которых 0,80 - за велосипед. Расстояние почти 100 километров. Для Европы это недорого. Ездить тут на автобусе дешевле, чем на автомобиле, если в автомобиле ты один. Бензин - примерно 1,30 за литр.

Размышляю, будет ли следующая поездка автомобильной. При всём лютом мучении от велосипеда - нет. Цена бензина, плюс на границе покупается "зелёная карта", плюс поломка автомобиля тоже возможна и обойдётся намного дороже, ну и просто бросить тут, в крайнем случае, велосипед за 6500 рублей - одно дело, а автомобиль с остаточной ценой около 200 000 рублей - другое дело.

Пожалуй, лучше автобусы, а где их нет (посещается редкостная глухомань по местным меркам) - пешком).

В Риге сначала пытаюсь найти велосипедное колесо на Центральном рынке - там нужных нет. Подсказали, что надо идти на рынок Латгалес.

Это недалеко, но довольно изматывающие поиски. Но вот - нужное место за неприметными серыми воротами. Огромная велобарахолка, горы велосипедных деталей всех видов и форм. Почему в Риге с населением 700 000 человек (настолько откатилось от пикового в миллион) такое есть, а в Москве с населением 12 миллионов - нет или мне неизвестно? (Основное место покупки велосипедных запчастей в Москве - у метро Сокольники, там такого нет).

Доброжелательный продавец Зигфридс (Зиги), одновременно занимающийся ремонтом, поменял колесо всего за 5 евро. Одновременно общаюсь с местным жителем по имени Рейнис, который путешествовал автостопом, много ездил по Европе, занимается промышленным альпинизмом и ездил на заработки в Москву, зарабатывая там на "промальпе" 5000 рублей (во времена сильного рубля, тогда это было больше 100 евро).

Также Рейнис - музыкант, и настойчиво приглашал меня на музыкальный фестиваль "Dublis" под городом Сигулда в ближайшую пятницу. Вход 5 евро, но может быть, тебя удастся пройти бесплатно, как путешественнику.

Уверяет, что свободно владеет, помимо русского, ещё и английским. По-русски действительно говорит свободно, почти как на родном.

Всегда при подходящем случае в Литве и Латвии я интересуюсь темой языков. Об этом есть много что написать, но потом.

Зигфридс заменил колесо, механизм задней втулки был вставлен прежний (купленный в Смоленске).

Зигфридсу и Рейнису дарю книги "По рельсам и по земле".

Купаюсь в Двине, стираю рубашку, запотевшую после вчерашних жутких усилий. Забираю велосипед, снова можно ехать! Пишу с вокзала, где с трудом удалось найти работающую розетку. Пишу в стоячем состоянии, рюкзак закреплён на велосипеде.

К сожалению, завтра я должен обязательно выехать из "шенгена".

Отправлено из дизель-поезда Рига - Зилупе. Ночёвка была в Югле, это дальний конец Риги. Проехал на велосипеде, порой обгоняя автомобили, до станции Яняварти.

Обыкновенная платформа точно как в Свердловском узле, низкая - в Риге все платформы низкие, несмотря на очень большой объём движения в прошлом, и это загадка, почему так. Обыкновенная касса, обыкновенные пассажиры на платформе - в основном бабки, говорящие на обычном русском языке.

Но в кассе плачу совсем не обычной для Свердловска или Новосибирска (ещё один крупный узел без высоких платформ) банкнотой 10 евро. Которая ушла почти вся, цена билета 8.70.

Вот и дизель-поезд - местного производства, как и весь пассажирский подвижной состав в Латвии. (Всё это в прошлом, я сомневаюсь, что РВЗ когда-нибудь ещё выпустит что-либо). Во всех дизель-поездах мягкие сиденья и вайфай. Пишу из поезда, проехали Огре.

Сколько ещё продержатся узкоколейные железные дороги на торфяных предприятиях в Литве и Латвии? Не сократилось ли их число недавно? Что сейчас в Лаукеса?

Будет ли возможность говорить по-русски в Литве, Латвии, Эстонии лет через двадцать и больше, когда учившиеся в СССР станут меньшинством? Что будет с местными русскими в условиях сильнейшего языкового давления и отчаянных усилий по ассимиляции? Перестанут быть русскими, перейдут на язык страны пребывания (подобно тому, как живущие в России латыши, имея латышское имя и фамилию, все перешли на русский язык.) ? Или этого не случится, благодаря тому, что русский - великий мировой язык?

Многое зависит от того, насколько тесными будут контакты с Россией, и даже продление этого самого дизель-поезда до Себежа имело бы некоторое значение для сохранения русского языка. Но главный барьер - визовый режим. ("Негражданам" российская виза не нужна, но это не решение проблемы). Будет ли отменён когда-нибудь визовый режим между Россией и "шенгеном"?

Латвийский пригородный поезд Рига - Зилупе. Почти 300 километров за 8,70 евро - это, как ни странно, соответствует российскому тарифу в некоторых регионах. Поезд четырёхвагонный, до Резекне (Режицы) неплохо заполнен. До Зилупе пассажиров мало, но есть. Поезда ходят два раза в день.

Почему здесь так, до Двинска (Даугавпилса) в среднем три поезда в день, но в то же время до Лиепаи - 1 поезд в неделю, а до Виндавы - 0 поездов? Необъяснимая загадка.

Зилупе - маленький город, но, как и вся Латвия, очень аккуратный и обустроенный. Нет разрухи и уныния, как в России. Даже здесь, в нетуристическом, казалось бы, месте - плакаты с туристической информацией по Латгалии.

Станция очень маленькая, что странно. Ведь, в отличие от сходной Карсавы (Корсовки), которая стала пограничной лишь с 1991 года, а во времена перевой республики (1920-1940) граница была в другом месте - эта станция была пограничной и в первой независимой Латвии. А в то время там любили строить монументальные вокзалы.

Вокзальное здание находится вдали от путей, как когда-то было в Будогощи. Для смены локомотивных бригад станция не годится, равно как не годится для неё Шаховская, и поезда со стороны Виндавы идут с тепловозами до Волоколамска. Грузовые поезда всё же останавливаются, и их осматривают пограничники - это я видел. Но некоторые идут на проход.

Стандартное плечо работы локомотивных бригад из России - от Себежа до Режицы (Резекне). На путях станции Резекне можно встретить и тепловозы 2ТЭ116 в раскраске РЖД, и работников наших локомотивных бригад в форме РЖД. И это радует: Россия проникает на много десятков километров вглубь официально далеко не дружественного государства.

Зилупе означает "синяя река", до революции - Розеново и Розеновская. Почти стопроцентно русскоязычный город, как и вся приграничная с Россией часть Латвии. Но и здесь с яростным напором продвигают государственный язык, официально русский язык не может использоваться нигде, кроме бытового общения. То есть вся текстовая информация, язык в администрации, на железной дороге (за исключением тех случаев, когда это российские машинисты) и прочем - только государственный. В школах собираются вскоре полностью убрать преподавание на русском языке. Напоминаю, это в городе, где латышей вообще почти нет!

Как ни странно, сохранился памятник героям Великой Отечественной войны с запрещённой символикой - серп и молот. Некоторые владельцы домов осмеливаются вывешивать у себя на доме (за забором) табличку с названием улицы только на русском языке - даже не двуязычную. Это, вообще, редкостная смелость. В других частях Латвии не найти даже и двуязычные таблички.

На стендах с туристической информацией обычно всё дублируется на английском и русском. Официальная позиция такая: если для туристов, то это позволительно, если для местных жителей - то нет.

Пограничный пункт пропуска Терехово (Латвия) - Бурачки (Россия) пройден относительно быстро. На российской стороне досмотрели вещи. Позитивных эмоций это не добавляет. Границы - мерзостное явление! Если их нельзя убрать совсем, то можно сделать как в Грузии, где была поставлена задача сделать переход границы для всех граждан максимально быстрым и почти незаметным, и этого добились (по состоянию на 2015 год, по крайней мере).

Тут можно не только на велосипеде, можно и без него. На российско-латвийской и российско-эстонской границах можно и пешком.

Только на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, но нельзя пешком - это на белорусско-латвийской и белорусско-литовской границах, а также на российско-финляндской, но не всюду (на некоторых пунктах и на велосипеде нельзя).

Удивительно, на российско-норвежской границе пешком нельзя, на велосипеде можно. Жаль, что этим злоупотребляют "псевдобеженцы".

На белорусско-польской границе в большинстве пунктов пропуска нельзя ни пешком, ни на велосипеде. Например, в наиболее транспортно доступном переходе Брест - Тересполь - именно так. Можно на велосипеде в трёх пунктах: Брузги, Берестовица, Переров (в Беловежской Пуще, это единственный на данной границе переход, где можно также и пешком, работает не круглосуточно).

На российско-монгольской границе: Кяхта - нельзя пешком, можно на велосипеде. Соловьёвск - можно и пешком.

На российско-китайской границе, скорее всего, нельзя ни пешком, ни на велосипеде, ни на автомобиле в стандартном режиме. Личные автомобили - только с особыми пропусками, и в любом случае нельзя отъезжать далеко от границы. Обычно в Китай въезд дозволен только на автобусах с ценой тысячи рублей за пару километров, или на примерно таких же по цене катерах в Благовещенске, или на "локальном" поезде Гродеково - Суйфыньхе, тоже с высокой ценой.

Посинь. Дежурный по станции "настучал" пограничникам.

Выехали мне навстречу по полевой дороге. Велосипед на заднее сиденье. Сначала везёт назад на Посинь. У станции Посинь стоит ещё одна машина, с номерами Алтайского края.

Пограничник Руслан из Майкопа. Этот город, хотя и находится вдали транзитных путей и малопосещаем путешественниками, мне хорошо знаком. Рассказывает, что ездил оттуда на электричке только в Хаджох,

Сожалеет, что ему закрыт выезд за границу, пока он на службе (и в случае перехода на гражданскую работу ещё несколько лет будет закрыт). Пограничник без заграницы - как сапожник без сапог, но в России в данный момент это так.



Великие Луки! Я добрался!

(это не означает 130 километров велоезды за день, на таком велосипеде, по таким дорогам это было бы однозначно невозможно, и к тому же я стремился заезжать на каждую станцию). Но почти всё позади.

Размышляю, что лучше: уезжать пригородным поездом на Ржев (который до Русаново резервом и в расписании отсутствует) или нормально спать. Но тогда быть завтра не в Москве, а только в Торжке. Но там тоже нормально спать.

Вокзал прошёл реконструкцию и хорош, но канала доступа РЖД тут нет. Так что - только полудохлый мобильный.

Собирался сесть в пригородный поезд Великие Луки - Нелидово на станции Сердце в рамках работы по изучению каждой станции Московско-Виндавской железной дороге. После посещения самой трудной Посини теперь уже точно будут все станции от Москвы до Виндавы включительно.

( Несколько процентов работы по участку в Московской области - http://infojd.ru/06/mrvin.html )

За переездом у поворота на деревню Свинкино вышел из строя механизм задней втулки. Напоминаю, задняя втулка вышла из строя на первых километрах по Москве, я затолкал велосипед в метро, бежал с ним по эскалатору со станции глубокого заложения Окружная, протащил много километров по Смоленску, купил за 1000 рублей новую, но вот вышла из строя и она.

Нахожусь ровно на полпути от Великих Лук до Сердце, а это 11 километров. Промежуточных остановок нет! Я противник чрезмерно близких остановок пригородных поездов, и считаю, что за одну только идею новых платформ у метро Ховрино или Славянский Бульвар надо наказывать. Хотя и осознаю, что они в итоге появятся.

Участок между платформами Левобережная и проектируемой Бусиново (надеюсь, что назовут именно так, не будет хотя бы идиотского Ховрино2) - 1000 метров между центрами платформ.

Считаю, что противоречит самой сущности магистральной железной дороги. Это не трамвай, не метро, не специализированная линия типа WKD в Варшаве, а главная магистраль страны. Убытки, снижение скорости, раздражение пассажиров, кроме тех, кто будет пользоваться этой платформой.

Тоже самое и с предполагаемой платформой Славянский Бульвар.

Но и за такую длину, как Великие Луки - Сердце - тоже наказывать надо. И всё это по населённой местности! Мимо всей восточной части города. С движением пригородных поездов одна пара в день, по вторникам и субботам две пары. И никаких затрат на строительство платформы - тут часто платформ нет вообще, только знак "остановка локомотива".

Велосипед колёсами вверх, снятие гаечным ключом заднего колеса, манипуляции по локоть в масле - кое-как поехал, но время упущено. Ещё упустил время, рванув назад к переезду, думая, что в таком оживлённом месте остановка должна быть. Для остановки тут ставятся только знаки "остановка локомотива" (хотя все поезда давно состоят из позорных РА1) и ничего больше.

РА1 - позор, что такое смогли создать в недавнее время. Не 1960-е годы. Морально устарело на десятки лет. И при всей унылости и некомфортности этого изделия есть мнение, что в эксплуатации оно обходится дороже, чем поезд локомотивной тяги, то есть тепловоз с одним вагоном. (Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это, считаю, что зависит от местных условий - какое депо и где оно, насколько много РА1, какое в депо оборудование). С участка Луза - Сусоловка, например, РА1 регулярно гоняют более чем за тысячу километров в Канаш.

Таблички "остановка локомотива" стоят в глухих лесах, дальше на линии. А тут, среди населённой зоны за пять километров от вокзала, их не оказалось.

Добрался до станции Сердце, поезд ушёл десять минут назад. Следующий через сутки.

В общем-то не проблема, срочных дел нет, виза не кончается - в России жителю Москвы с предками из Москвы в нескольких поколениях виза не нужна. Пятый месяц лета, замечательная погода, лучшее время в году. Старт следующей крупной экспедиции лишь 15 сентября.

Решаю ехать по возможности до Русаново с посещением Куньи и всех последующих станций. (Таборы - слишком далеко от автодороги).

Через примерно восемь километров от станции Сердце за деревней Ущицы задняя втулка треснула уже совсем. Дальше - в основном тяну велосипед, иногда немного проезжаю с грохотом, иногда можно ехать под гору. Но в целом - скорость разве что на пару километров в час выше пешеходной (5 км/час).

От станции Кунья до станции Артёмово тащу велосипед по железной дороге. По одному рельсу, держа руками. Нужна внимательность и немалые усилия. Медленно и часто сваливается. Скорость оказалась менее 3 км/час. Десять километров преодолевались свыше четырёх часов.

Беседую с доброжелательной дежурной по станции Артёмово. Дарю ей последнюю книгу http://infojd.ru/knigisb/2.html (две предыдущие ушли себежским пограничникам, пограничники же выписали предупреждение вместо 500 рублей за Посинь).

От Артёмово сворачиваю на разобранную железную дорогу к карьеру и затем по автодороге, такое же мучение, но скорость не 3 км/час. Карты нет, ибо изначально не планировалось такое. Телефон моментально разряжается, никак не посмотреть. По ошибке свернул к озеру Кодосно, накрутил лишние пять километров в каждую сторону.

Утром - бывший разъезд Кодосно, затем на автодорогу, огромный памятник композитору Мусоргскому около его родной деревни Карево, отчаянный бег с гремящим велосипедом до Жижицы. Была угроза опоздать на тот же поезд - через сутки.

Выхожу на 390 км, тут остановка за два километра до следующей - разъезд Улин. В глухой местности частые остановочные пункты не жалко, в населённой местности, в центре ликвидированной (временно?) Великолукской области - жалко.

Час на купание в озере Улин. Ещё рывок по рельсам, два километра за сорок минут. Разъезд Улин, мучения позади.

РА1 Русаново - Ржев, быстрая пересадка в АЧ2 до Вязьмы, в ходу только два раза в неделю. По линии Вязьма - Ржев я ездил только в 1997 году без фотографий - непорядок.

Вязьма - Бородино, один перегон Бородино - Можайск. Выхожу, ибо надо поспать. Проснуть в 6 утра, хотя бы шесть часов посплю. А в Москве - трое детей поднимут часов в семь. Завтра хоть и суббота, в школу и в детский сад не надо, но младшие дети поднимаются рано и спокойная жизнь кончается. Тогда поспать бы не удалось.

Ускоренный электропоезд Можайск - Москва. Беговая, метро. Бездельник на входе в метро, не удовлетворившись стандартным похлопыванием рюкзака чёрной палочкой, требует ставить в рентген-аппарат.

А велосипед? А если там бомба? (велосипед в сканер не поместится, при этом в метро со складным велосипедом можно - совершенно официально).

- Маловероятно, что в велосипеде.

(Реально, кстати, если бы кто-то додумался начинить велосипед взрывчаткой - это было бы ужасным, внутри любой велосипед полый, и готовые поражающие элементы).

Опять же, на сканере видно хаотичное нагромождением предметов. У меня была пачка чая - когда в Литве поселили в цивилизованных условиях, купил, заварил стакан чая, взял с собой. Внешне на экране невозможно отличить от взрывчатки. Как и любое другое сыпучее вещество или кусок мыла. Теоретически разработаны детекторы взрывчатки по химическому составу и плотности, но в этих аппаратах их нет.

Или они пытаются выявить не взрывчатку, а колюще-режущее? Но ведь я имею полное право везти нож хозяйственного назначения, молоток, топор и прочее. Если такое найдут, обязаны пропустить. По правилам, всё это дозволено, если в чехлах и упаковке. Видите хоть какой-то один процент осмысленности?

Между тем, в Москве открыли сразу семь станций метро! Самое большое открытие за десятки лет. Дожили до метро в Солнцево! Осмотр придётся отложить.

------------— Куплена очередная задняя втулка (точнее каретка вся), 790 рублей. Теперь предстоит переспицевать колесо.

Напоминаю об экскурсиях http://infojd.ru/knigisb/jdtur.html Возможное ближайшее место - Тверь. Пишите! Лучше на sbchf@ya.ru



Москва, платформа Окружная.


----------------------------------- не готово



Вязьма. Здесь с недавних пор режим Северного Кавказа: в сторону платформы только выход, со стороны города только вход с жёстким досмотром, выкладыванием из карманов. Что за аномалия?!






Смоленск. Автомобиль с советскими номерами Смоленской области.






Смоленск. Почему магазин "Нахимовский" оформлен флагом Литвы - пока не выяснено.
(Я не против этого - наоборот, было приятной неожиданностью)






Улица Черняховского. Здесь за 1000 рублей заменена задняя втулка.






Красное.






Ночной Минск, проспект Победителей. Магазин или ресторан "Сибирь". Через 150 километров такое название представить невозможно, в Литве "Сибирь" - слово с очень негативным смыслом.






Масюковщина. Рассвета ещё нет, но электропоезд вскоре прибудет.







Электропоезд прибыл на станцию Гудогай, электрифицированную недавно.







подпись не готова






-----------------







подпись не готова






Белорусский пункт пропуска "Лоша". Доступен для всех с февраля 2017 года.







подпись не готова







-----------------






Станция Науйойи Вильня (Нововилейская).







-----------------







-----------------







подпись не готова







подпись не готова






У станции Пабраде (Подбродье). По Петербурго-Варшавской магистрали следует дрезина.
Я стою на разобранной линии Пабраде - Лынтупы.






Разобранная железная дорога Пабраде - Лынтупы.







подпись не готова






-----------------
09.2018







подпись не готова







подпись не готова







-----------------






Годутишки. Я был с той стороны а теперь с этой.






Годутишки. Я был с той стороны а теперь с этой.






Годутишки. Я был с той стороны а теперь с этой.







-----------------







подпись не готова







-----------------







подпись не готова






Разобранная железная дорога Годутишки - Диджясалис.







-----------------






Диджясалис российская пропаганда использует для пропаганды, как плохо в Литве. Но не так всё плохо.
Тут даже заброшенные дома выглядят иначе, чем заброшенные дома в России.







подпись не готова







подпись не готова






Табличка из времён СССР.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Около Биржай. Это мало отличается от полной разборки.






Станция Биржай. Только на станции пути не нужно откапывать.






Биржай. Станционное здание является жилым домом, это стандартно.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Станция Линкува.







подпись не готова







подпись не готова






Рынок в Жагаре.






Станция Науйойи Акмяне не входит в состав Литовской железной дороги.


Науйойи Акмяне (Новые Окмяны) - промышленный город, почти на сто процентов созданный в СССР. Постсоветскими постройками, возможно, являются лишь католический храм и супермаркет "Maxima".

Для промышленных городов в Латвии и Эстонии характерно преобладание русскоязычного населения. В Литве такая же ситуация в Висагинасе. Но здесь - не так, русский язык не слышен. Русских (включая украинцев и белорусов) в 2011 году тут насчитали 542 человека из десяти тысяч.




подпись не готова







подпись не готова






Литовско-латвийская граница. Вероятно, здание бывшего пункта пропуска. Вокруг был невыносимый запах навоза.
Литва и Латвия, в отличие от России - страны крестьянские, но здесь какая-то особая концентрация.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Рига. Русский язык на улицах можно увидеть, хотя и очень редко.







подпись не готова







подпись не готова






Золитуде. Автомобиль с исландскими номерами. Автомобили из Великобритании и Ирландии тут в большом количестве, на ирландском я даже ехал в 2016 году. Но из дальнего острова с населением 300 тысяч человек - удивительно.






Милзкалне.







подпись не готова






Переезд у Тукумс2. Главный ход Московско-Виндавской железной дороги (на Москву через Елгаву). Левее - линия с пассажирским движением на Ригу.







подпись не готова






Попытка снизить нагрузку на заднее колесо и темпы его разрушения.






В Латвии принято жить на хуторах (хотя и обычных сёл и деревень много). Название хутора - обычно фамилия живущих на нём.
В эпоху СССР имел место насильственный снос хуторов и принудительное переселение в деревни, что стало
одной из причин для стремления к независимости.






Только здесь будет купание в Балтийском море.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Через несколько километров после памятника Виктору Цою - памятник борцам против советской власти.
Есть и памятники борцам противоположной стороны. Все они содержатся
в достойном состоянии, и это правильно.






Хутор Кири. Здесь (а точнее, в лесу чуть ближе) велосипед безнадёжно встал. Здесь была последняя отчаянная попытка ремонта. Начинаю оттаскивать назад, думая, что в крайнем случае придётся волочить до Тукумса, или бросить, если совсем невмоготу.







подпись не готова






Рига. Столько стоят новые велосипедные колёса. Но есть место, где в разы дешевле.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Разобранная Рижская детская железная дорога. Впрочем, она нигде не застроена, восстановить легко. Рано или поздно, несомненно,
она будет восстановлена. Не сравнить с тем, что учинили сумасшедшие варвары в Баку.






Разобранная Рижская детская железная дорога.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Зилупе.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Зилупе. Эта табличка - из советского времени. Интересно, что и по-русски писали улица Бривибас, а не Свободы.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Посинь. Весьма неординарное и непростое место.







подпись не готова






Себеж. Справа "элитный" жилой комплекс, скорее всего пограничников.







подпись не готова







Станция Себеж.







подпись не готова






Кладбище германских солдат под Себежем.







подпись не готова






Закрытый разъезд Кузнецовка Московско-Виндавской железной дороги.







подпись не готова






Посёлок Берёзка при Себежском щебзаводе.






Заваруйка






Идрица.






Идрица. Посёлок, по всем признакам, должен быть районным центром, но не является им.







подпись не готова






Великие Луки.







подпись не готова







подпись не готова






Переезд между станциями Великие Луки и Сердце. За ним велосипед встал, пришлось ещё сутки ждать поезд.






Поворот на Свинкино - тут велосипед "треснул".







подпись не готова







подпись не готова






Так каждый день несколько раз. (каждый раз отмываю, натирая песком)







подпись не готова







подпись не готова






Артёмово







подпись не готова






Кодосно







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Жижица







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова









08.09.2018 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу