Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2021).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2018 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЛИТВЫ, ЛАТВИИ И ЭСТОНИИ, 2018 ГОД









In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?p=76321026 — сделанные в ходе этой рабочей экспедиции, рабочей экспедиции в Коми и поездки в Бразилию фотографии, всего - 18 028

— обсуждения этой публикации.




Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта Литвы, Латвии и Эстонии совершена в октябре 2018 года.

Предыдущие сходные экспедиции:
2012 год

2014 год НГ

2015 год

2016 год НГ

2018 год (месяцем раньше) НГ



Исполненный маршрут экспедиции: Москва-Бутырская (Савёловский вокзал) - Можайск - Вязьма - Смоленск пригородные поезда - Вильнюс поезд дальнего следования Адлер - Калининград - Правенишкес пригородный поезд - Каунас пешком - Шяуляй автобус - Губерния пешком - Рига автостоп - Валмиера пригородный поезд - Зилайскалнс - Пуйкуле - Ракю пешком - Валмиера - мост между Валмиерой и Цесисом - Валмиера автомобиль дружелюбного работника торфопредприятия - Седа пригородный поезд - болото узкоколейная железная дорога - Седа пешком - Валга пригородный поезд - Лугажи - Валга пешком - Тарту - Тапа - Нарва пригородные поезда - Ивангород пешком - Санкт-Петербург-Балтийский пригородный поезд - пост 5 км пешком, метро - Навалочная - Малая Вишера - Бологое - Тверь - Москва пригородные поезда.



Впервые проезжены три узкоколейные железные дороги: Зилайскалнс (вскоре будет разобрана), Ракю, Седа.



Ускоренный электропоезд Лобня - Можайск. Быстрая пересадка на Можайск - Вязьма.

В электропоезде Можайск - Вязьма в Гагарине сели два бича. Один из них просил закурить, я рассказал о крайне негативном отношении к этому. Спрашивает, куда едешь, не в Белоруссию ли? Я ничего не ответил.

Потом они стали раскладывать очень вонючие окурки на сиденье, видимо, извлекая из них остатки табака.

Ночёвка - Вязьма. Электропоезд Вязьма - Смоленск.

Прогулка по пересечённым малоэтажным районам Смоленска. Затем поездка по городской железной дороге, фотодокументирование.

Городская железная дорога (трамвай) Смоленска. Тут был весьма кризисный период, был "погром", но сейчас по среднероссийским меркам не так уж плохо. У трамвая довольно высокий пассажиропоток и небольшой интервал движения. Жаль, что важные для города линии закрыты.

На площади Победы на трамвайной линии застрял автомобиль Жигули-"четвёрка" (ВАЗ-2104), сломался задний мост. В вагоне водитель Игорь, кондуктор Валентина размышляют, что делать. Водитель вагона сказал, что это надолго. Многие пассажиры стали выходить, возвращая кондуктору билеты, она возвращает деньги за них.

Но вскоре двое водителей трамвая помогли вытолкать автомобиль с путей. Едем дальше.

Вокзал. Аппараты для сканирования вещей при входе не работают, обнаглевшие охранники пытаются досматривать вручную!

В кассе распечатку билета выдали только по номеру, даже не глядя паспорт.

К поезду Адлер - Калининград вышел, когда оставалось немного времени до отправления и уже объявили "пятиминутную готовность".

Проводница 12 вагона предложила садиться к ней. Пролистала паспорт, найдя действующую визу. Затем через два вагона, все они забиты - в 9-й вагон, в который билет. Там тоже внимательно смотрит паспорт.

В поезде доступна розетка. Одна на "купе", но она свободна. И это очень хорошо.

В Орше предлагают драники "на русские/белорусские".

Женщина с соседней нижней полки выходит в Минске. Билет у неё старой "слиповой" формы.

Минск. Большая очередь пассажиров на посадку в соседний вагон. В списке доступных вай-фай каналов появилось RZD. Удивительно для территории, где РЖД нет. Но подключиться не удалось.

Объявляют электропоезд: Минск - СтОубцы, затем на великорусском варианте Минск - СтолбцЫ. Аналогичный случай - белорусский вариант МазЫр, великорусский мОзырь.

Вошёл пассажир до Вильнюса. Вначале что-то смотрел на ноутбуке, затем на телефоне.

На окраине Минска возвращаюсь на верхнюю полку, продолжая оккупировать единственную розетку. Напротив на боковой полке - маленькая девочка, которую отгородили одеялом.



Гудогай. Очень вежливая пограничница, всем говорит здравствуйте, до свидания. Двое человек с российскими внутренними паспортами здесь выходят. Об этом сообщают по рации: из девятого вагона два человека на выход.

Почти двадцать километров в окружении колючей проволоки. Кяна, литовская пограничная станция. Пограничница даже не спросила, куда я еду! Нужно приложить указательный палец к сканеру. Штамп в паспорт - и всё. Aciu! Спасибо!

Соседа с белорусским паспортом она спросила о цели поездки, ответ я не расслышал.

Литовские таможенники не появились в вагоне вообще. Получается, я бы мог весь рюкзак сигаретами набить. (лучше не надо, конечно)

Вильнюс. Таксисты предлагают ехать в аэропорт. Через два месяца мне действительно понадобится в аэропорт, но дойду пешком, тут всего пять километров.

Двухэтажный электропоезд Вильнюс - Каунас. В начале 2018 года была уверенность, что все рижские электропоезда в Литве "добили". На тот момент для пассажирских перевозок на электротяге использовалась только гигантская чешская продукция. Зачем она нужна на малозагруженном маршруте в Тракай - "в упор" не понятно.

Какую-то часть рижских электропоездов Литовской железной дороги продали в Казахстан. Украина просила дать рижские электропоезда бесплатно или по символической цене, но ничего не получила.

К неожиданности для многих, как минимум один "ходовой" рижский электропоезд остался. Это состав ЭР9М-389 (вагоны 01-02-04-09). В дни визита Папы Римского в Литву (конец сентября 2018 года) из-за резкого увеличения пассажиропотока рижский электропоезд вернули на маршрут Вильнюс - Каунас.

После завершения массовых перевозок рижский электропоезд остался в ходу, и сейчас ещё есть последняя возможность его увидеть. Но я не увидел.

Двухэтажный электропоезд был довольно заполнен до Паняряй, то есть следующей остановки. Там очень многие вышли. Объявляют, например, "китА стотис - лЯнтварис". Тут никакого англоязычного звукового дублирования. В Латвии и Эстонии его тоже нет.

В двухэтажном составе нет ни вай-фай, ни электрических розеток. Но есть автомат с кофе. Впрочем, известно, что электрические розетки отсутствуют только в самых первых двухэтажных составах - в более новых они есть.

"Тюремная" узкоколейная железная дорога в Правенишкес: не действует на данный момент. Рельсы лежат, несколько месяцев назад что-то проехало, но сейчас можно сколько угодно ждать - не проедет в ближайшие месяцы. Потом, может, и заработает.

Немного поговорил с местным жителем, тот сказал, что мотовоз изредка выезжает, дорога "работящая" (сказал именно так), траву с путей потом уберут.

Подвижной состав весь находится внутри исправительной колонии. Эта узкоколейная железная дорога предназначена для доставки древесины в исправительную колонию. Правенишкес известен всей Литве как тюремное место. Учитывая специфику заведения, бесполезно просить выставить мотовоз специально для меня. Выезд через двойные ворота - "шлюз".

Правенишкес (в Литве звучит как когда-то у нас "Магадан". Большинство заключённых в стране - там) на местности.

фото. Удрюс, автор многих снимков из Правенишкес, живёт в Каунасе, в двадцати километрах. Ему проще дождаться тепловоза. Депо, которое на воле - закрыто, там путей узкой колеи нет, подвижной состав в зоне.

Не успел на поезд Каунас - Шяуляй отправлением в 15:30, который два раза в неделю. Решил пройти 25 километров, вроде бы семь часов - более чем достаточно. Но, как часто бывает, в первые часы темп очень низкий, а когда понимаешь, что надо ускориться - нет сил. Хотя и бежал под конец.

Солнечно и очень красиво. Короткое купание в "Каунасском море".

На городской транспорт решил не тратить лишний евро, думая, что если не успею - то автобус и цена будет как раз на евро больше. А оказалось, что на 5 евро. 11.80 (903 рубля) за 120 километров! Что ж, поддержу литовское государство в благодарность за двухлетнюю визу. Потом надо будет затаскивать большой велосипед, ибо от складного, как показала практика - вред, а не польза.

Автобус очень комфортный, с розетками 220вольт и вай-фай. Но цена несуразно высокая. При местной цене на бензин 1,30 литр небольшой автомобиль на бензин потратит меньше. (Хотя для расчёта цены автомобильной поездки нужно добавлять цену автомобиля - допустим, он стоил 300 000 рублей и прослужит, вероятно, 15 лет - получаем около 20 000 в год, да ещё вспомним, что в России деньги обесцениваются вдвое за десять лет, да ещё есть ОСАГО около 5000 в год и расходы на ремонт, которые неизбежно будут)

Движение поезда на линии Палямонас - Гайжюнай (выход из Каунаса в сторону Шяуляй и Риги) осуществляется два раза в неделю. Один из минимальных показателей по интенсивности движения во всём Евросоюзе на нетуристических регулярных линиях. Участок Мадона - Гулбене, где 4-5 пар поездов в год, всё же считаем нерегулярным. Линии с движением раз в неделю есть: с недавнего времени Шяуляй - Елгава, где один поезд Киев - Рига - Киев по субботам, и линия Добеле - Лиепая в Латвии. С пассажирами - одна пара дизель-поездов в неделю, и ещё одна пара - "загонка" без пассажиров.

Вообще, для Европы это не свойственно. Общеевропейская концепция такая: или движения нет вообще, или оно частое, много раз в день.

Кстати, в Литве недавно произошло существенное улучшение, именно по этой концепции. Восстановлено активное, много раз в день, пассажирское движение по маршруту Клайпеда - Шилуте.

Ждём восстановления движения Радвилишкис - Пагегяй, Шяштокай - Алитус!

Линия Палямонас - Гайжюнай проезжена в 2015 году: http://infojd.ru/dop/poezdka2015lt-1.html В Литве непроезженные участки с пассажирским движением только Паневежис - Рокишкис, Сянейи Тракай - Тракай и Шяуляй - Елгава.

Опоздал на поезд Киев - Рига из Шяуляй. А может, это и к лучшему? Сейчас он большей частью идёт в темноте. Проеду им же в апреле, тогда будет светло.

Не попал на поезд Киев - Рига из Шяуляй (билет заранее не взяв, предвидя такую возможность). Ну и правильно, отправление в 6:51, а реально светло в 7:30, когда поезд уже приближается к Елгаве. Проезжу в апреле, когда будет светло. Поезд запускали торжественно и на высшем государственном уровне, и уж не меньше года теперь он наверняка будет в ходу.

Пешком до станции Губерния и чуть дальше. Встречаю поезд, возвращающийся из Риги в Киев. Оборот по Риге непривычно короткий для дальнего поезда.

Водитель, который подвёз от окраины Шяуляй до Йонишкис, не говорит по-русски. Пока что это нечастое явление в Литве, но вполне возможное. Кое-как объясняемся на примитивном английском. Оставляю книгу ПрПз. Показываю там картинку из Паневежиса, объясняю, что это как сувенир. И должны же у него быть родители, владеющие русским.

В путешествии чаще всего приходится контактировать с представителями "советского" поколения. Между тем, к сожалению, среди молодого поколения литовцев, не заставшего СССР, незнание русского языка встречается чаще, чем знание. Особенно - за пределами Вильнюса и восточных районов.

То же самое в Эстонии. Из трёх республик в Эстонии с русским языком хуже всего. Кроме Таллина и северо-востока.

В Латвии знание русского языка выше, чем в Эстонии и Литве. Но тоже не стопроцентное среди молодого поколения за пределами Риги и восточных районов.

На объездной дороге Йонишкиса едва успеваю поесть дикорастущих яблок - остановился водитель попутного среднетоннажного грузовика. Житель Елгавы по имени Эдгарс, нетипичный и продвинутый человек. Посетил все страны Европы, кроме Ирландии, Мальты и Кипра. Был в России как волонтёр какой-то экологической организации. Побывал на Байкале. Знает Антона Кротова и был на его мероприятии в Риге.

Сейчас едет из Каунаса. Второй раз подвозил автостопщика (за сегодня?). Собирается стать главой фирмы, которая организует перевозки.

Остановились на заправке. Заправились, угостил кофе и "сникерсом".

Купил голландскую мельницу, полуразрушенную. Собирается отреставрировать её и сделать там что-то вроде усадьбы для экотуризма. Съездили к этой мельнице, сфотографировали её. Также Эдгарс сфотографировал меня.

- Можешь на электричку, это 1 евро 90 сантимов стоит. Или отсюда автостопом - увезут сразу.

Даю две книги ПрПз, вторую можно подарить знакомым. Эдгарс подарил 10 евро. (Это именно подарок, я никогда не предлагаю никому в путешествии "купить" книги)

Идти ли на электричку? Месяц назад я на электричке Елгава - Рига проехал, и в 2016 году, и в 2012 году ездил. Да ещё и в город тащиться. Не буду.

Почти сразу остановился "джип". Я даже не "голосовал", хотя в нём издали в нём водитель мог заметить, что я "голосовал" другой машине.

Мужчина, женщина и маленький ребёнок на заднем сиденье. Обычно в таком составе почти никто не подвозит, и когда свободного места "хоть отбавляй" - тоже не подвозят.

Тоже путешественники в прошлом, причём именно автостопом. Проезжали всю Европу от Риги до Гибралтара и обратно. Предложили ещё и переночевать у них дома в окрестностях Икшкиле (к востоку от Риги), откуда и пишу.

Это не в Таджикистане или Узбекистане, где есть вековые традиции гостеприимства (хотя и там вероятность подобного с каждым годом становится ниже). Это Европа, где подобное не принято. Латыши, как и соседние народы - в целом "закрытые", им даже просто подвезти на дороге трудно, в "личное пространство" никого не пускают. Но бывают исключения, таких, наверное, единицы на всю страну. Про Кротова, как ни странно, ничего не слышали.

Отправлено из дизель-поезда Валга - Таллин, в котором еду до Тарту. 4,90 за этот небольшой участок, это вдвое дороже Латвии. Оплата в поезде возможна картой!

Швейцарский дизель-поезд очень комфортабельный. Наконец-то не только вай-фай, но и розетки. Но лучше бы ходили родные рижские поезда, только вдвое дешевле!

Эстонская железная дорога резко изменилась после http://infojd.ru/dop/poezdka2008est.html и для пассажиров - одна из лучших во всей Европе! (При том, что в Европе много хороших железнодорожных систем). Поезда очень комфортные, всюду удобная посадка, так как абсолютно везде построены полувысокие платформы. Всюду повышена интенсивность движения. На Нарву в 2008 году была одна пара пригородных поездов, сейчас четыре пары!

Досадное исключение: до сих пор нет пассажирского движения на участке Валга - Койдула (Койдула - это узловая и пограничная станция в 3 километрах от российской станции Печоры). Почему так?

Нет его и на участке Рийзипере - Хаапсалу, но там сначала надо рельсовый путь уложить.

Ещё отмечу. От Койдула до Тарту две пары комфортабельных и быстрых дизель-поездов сутки. Тарту - хоть и "вторая столица", но по российским меркам небольшой город. А от соседней российской станции Печоры на областной центр Псков - ноль поездов! Как такое возможно??!!



Пассажиропоток на железной дороге Эстонии, по сравнению с 2008 годом, похоже, вырос в разы. Как известно, тогда здесь курсировали обыкновенные рижские дизель-поезда и электропоезда. Ныне - все перевозки только на комфортных швейцарских дизель-поездах и электропоездах, за исключением российского поезда Москва - Таллин.

Из-за современного облика поезда и наличия розеток? Может быть, отчасти и так. Но не может это быть основной причиной. В Латвии старые дизель-поезд ДР1 комфортные, мягкие, с вай-фай. Всё-таки подавляющему большинству населения важен не внешний вид поезда. А вот разница в цене в два раза куда важнее.

Скорее поверю, что в Эстонии возрос пассажиропоток из-за удобных платформ на всей сети. Да, такие платформы и такая посадка в поезда, как сейчас в Латвии - стыд и позор. В Беларуси то же самое касается.

Железная дорога не государственная. Однако на маршруте Таллин - Вильянди проведён большой ремонт. Никакой частник этого сделать бы не смог, тем более что это заведомо неприбыльно.

Собираются отменить движение на участке Лелле - Пярну с 9 декабря. Неприятное известие. Но если это и будет, в Пярну, я уверен, отмена временная.

Более того, Пярну снова окажется на транзитном ходу Рига - Таллин в связи с реализацией проекта Rail Baltica (железнодорожная линия Каунас - Рига - Таллин колеи 1435 мм).

Очень хотелось бы восстановления линии через Руйена. Надеюсь, что здравый смысл возобладает и примут такой вариант.

Сейчас планируется через Салацгрива - маразм! Много отчуждения земель. Как это вообще возможно, ведь в Латвии и Эстонии, в отличие от России, большая часть земли в частной собственности и частную собственность уважают.

После Пярну частью Rail Baltica должна быть существующая линия.



В Тарту в 1947-49 годах жил и учился в местном университете мой дед Анатолий Болашенко. Решил, что нельзя просто проехать через этот город, надо его осмотреть.

В 18:05 фото Эльва. Объявляют "Яргмине пэаттусон", а не "яргмине пэатус", как в 2008 году.

Пишу из дизель-поезда Таллин - Нарва. Сегодня пятница, много солдат, едущих домой. Солдаты страны - члена "вражеского" НАТО, говорящие по-русски - непривычно.

На северо-востоке Эстонии, кроме русских, почти никого нет, и логично, что и едущие домой на выходные солдаты - тоже русские. На форме, как и во многих других армиях мира, имеется нашивка с фамилией - например, Jerofejev, Ivanov, ...

Призыва, то есть обязательной военной службы, в Эстонии нет. В армию попадают только добровольно. Интересно, какие политические взгляды у русских солдат эстонской армии? Но не обязательно они должны быть русофобами. Российско-эстонской войны и трудного выбора, на чьей стороне, надеюсь, не будет, это невозможно. В то же время, для проблемного северо-востока Эстонии это хороший заработок.

Обязательное условие для службы - свободное владение эстонским языком. И вот это впечатляет. На северо-востоке в полностью русской среде эстонского языка мало.

Цена билета Тапа - Нарва составила 8,20 евро. Билеты внутри поезда, как всегда в Эстонии. Билетная касса, возможно, на всю Эстонию лишь одна - в Таллине. Оплата возможна наличными, любой банковской картой международной системы или специальной картой Elron, которая стоит (вроде бы) 2,5 евро и даёт скидку 10 процентов цены билета в каждом поезде.

Также можно оплатить билет на сайте железной дороги и предъявить распечатку билета или экран компьютера с нужным файлом. Как оказалось, это дешевле - 6,97 евро за тот же маршрут. Во всех внутренних поездах есть также скидка лицам моложе 16 лет и старше 65 лет.

На поезд Таллин - Москва по маршруту Тапа - Нарва согласно сайту rzd.ru выдаётся цена 489 рублей, то есть 6,5 евро!

Можно было бы оплатить билет на сайте РЖД, на этот поезд электронная регистрация, то есть посадка без билета - почти наверняка. Но я был уверен, что Тапа будет билетная касса и возможность взять нормальный билет.

Но оказалось, что вокзал в Тапа, как и в 2008 году, закрыт и заколочен, заброшенное состояние с тех пор не изменилось!

Никакой билетной кассы тут нет нигде. Хотя и останавливается поезд дальнего следования. И вай-фай доступа тут уже не оказалось, макдоналдсов и других подобных мест в этом городке нет. В общем, решил ехать дизель-поездом. Ну, хотя бы розетка и интернет будет.

Дизель-поезд прибыл на станцию Нарва, как положено, в 17:40. Время в Эстонии, как и в Литве и Латвии, большую часть года, а именно с конца марта по ноябрь - "московское", в другие месяцы минус один.

Почти рядом с головным вагоном дизель-поезда находися пограничный мост через реку Нарва. Граница - если не в двух шагах, то в двухстах! Очень редкий случай, ведь намного чаще от пограничной станции до собственно границы пешком пришлось бы добираться часами.

Именно здесь, у железнодорожного моста, пешком границу не перейти. Но менее чем в двух километрах севернее находится главный автомобильно-пешеходный пункт пропуска, а в километре южнее - пешеходный пункт пропуска "Нарва-2" - "Парусинка". Он открылся в 2017 году после длительной реконструкции. Пропускает только граждан России и Эстонии при отсутствии вещей, подлежащих декларированию.

Отправляюсь в сторону "Парусинки" через пешеходный мост над путями. "Двойной" город Нарва - удивительное место в мировом масштабе! Ивангород на противоположном берегу в эпоху СССР хоть считался отдельным населённым пунктом, но фактически был одним из районов Нарвы.

В отличие от Валги и Валки, где по разные стороны внутригородской границы живут разные народы и звучат разные языки - тут язык один. Эстоноязычных в Нарве, возможно, нет вообще. Даже те три процента эстонцев, что здесь насчитали - в значительной части русифицировались.

Уникальное место, где полностью русскоязычная среда, Россия в самом прямом смысле в двух шагах, но в то же время есть и все преимущества жизни в Евросоюзе.

Пункт пропуска "Парусинка" открыт не круглосуточно и хорош тем, что здесь нет больших очередей. Тогда как на главном пункте пропуска бывают пешеходные очереди.

Многие местные жители пересекают границу два раза в день.

Очень быстрый выездной пограничный контроль Эстонии. Был только один вопрос: путешественник? - Да.

Пешеходный мост над не рекой Нарва (НарОва), которая здесь, в абсолютно равнинной местности, напоминает сухое русло горного потока. Камни и лишь немного воды - похоже, стоячей. Выше по течению находится плотина Нарвской ГЭС, оказавшаяся в двух государствах. Вся вода с плотины в обычном режиме сбрасывается по "каналу", а фактически - новому, искусственному руслу реки, полностью находящемуся на российской территории. Здесь, по изначальному руслу, воду спускают только весной.

На вход в Россию небольшая очередь. Вежливый пограничник пропускает без вопросов. Зато я его спрашиваю: где и сколько могу или не могу находиться в Ивангороде.

- Да везде можно, если загранпаспорт при себе.

Многие отмечают, что в Ивангороде "паранойи" нет, и двигаясь в Эстонию или из неё, можно без проблем ходить хоть прямо по берегу пограничной реки. Хотя официально здесь пограничная зона, в которой можно находиться либо с заранее оформленным разрешением, которое делается месяц, либо при движении к пункту пропуска или из него кратчайшим путём без отклонений.

А в Себежском районе Псковской области чуть больше месяца назад за отклонение от дороги, ведущей к пункту пропуска при следовании из Латвии пограничники много часов оформляли мне нарушение и остались непреклонными: "любой шаг в сторону с обочины дороги, ведущей к пункту пропуска - статья КоАП".

Вскоре темнота и фотографировать бессмысленно. Захожу в магазин "Пятёрочка", покупаю продукты. Затем почти в соседнем доме вижу второй магазин "Пятёрочка", вплотную стыкующийся с магазином конкурирующей сети "Магнит", входы рядом.

Звёздная безоблачная ночь. Вдали светятся красными огнями, как положено всем высотным объектам, огромные трубы Прибалтийской ГРЭС на "заграничной" территории.

В 4:50, когда до рассвета ещё далеко - на станцию Ивангород. Станция полностью за забором, забор продолжается и от станции до пограничного моста, но в нём есть "пробел" - автомобильный переезд. Двигаться внутри огороженного периметра на такой станции нельзя.

Севернее путей - лабиринт гаражей и грязные дороги между ними. Опасаюсь опоздать, но всё нормально, по тёмным "грунтовкам" я попал к вокзалу.

На территорию станции вход пассажиров возможен только через вокзал и только перед отправлением поезда. Здесь один пригородный поезд на Санкт-Петербург в 5:57 (6 дней в неделю - ежедневно, кроме воскресенья) и поезд дальнего следования Москва - Таллин.

Трёхвагонный дизель-поезд РА2. После станции Веймарн - двухпутная электрифицированная линия, "забитая" грузовыми поездами. Эта линия является единственным грузовым подходом к портовому комплексу Усть-Луга.

Порт Усть-Луга - одна из крупнейших строек новой России. Сейчас в него переведена значительная часть грузопотока, ранее перерабатывавшегося в портах Латвии и Эстонии. В окрестностях порта на месте лесов и болот построена станция Лужская-Сортировочная, ставшая одной из крупнейших в мире.

Пассажирского движения в порт нет. Оно было короткое время в ноябре и декабре 2015 года, и я успел им воспользоваться: http://infojd.ru/dop/poezdka2015lujsk.html.

При этом огромный комплекс "висит" на единственной железной дороге из Гатчины. Для сравнения, портовый комплекс Новороссийск - на двух железных дорогах. Там, кроме линии Крымская - Новороссийск, есть линия Крымская - Грушевая для нефтепродуктов.

Если смотреть на карту, есть ещё линия на Котлы через Калище. Но она проходит через дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга и для сквозного грузового движения сейчас не используется.

Не будь у нас идиотская власть и недостаточно "думающая" страна - была бы восстановлена железная дорога Псков - Гдов - Сланцы, откуда недалеко до Усть-Луги. Равно как и давно бы была построена линия Крестцы - Новгород.

В Гатчине вплотную к путям - развалины и востановительные работы на месте взрыва на заводе. Он произошёл вчера, 19 октября, погибли четыре человека. http://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1162560/v_ghatchinie_zaviershili_razbor_zavalov_na_miestie_vzryva_na_zavodie Вплотную к путям магистральной железной дороги! Хорошо, что движение уже восстановили.

Семь километров пешком по улицам имперской столицы до платформы Навалочная. По Обводному каналу, Московскому проспекту, Киевской улице, Боровой улице, Расстанной улице, через трамвайную станцию "Карбюраторный завод".

Прячу рюкзак у ограды лютеранской части Волковского кладбища. Без всяких вещей - к станции метро "Обводный Канал".

Осмотр двух новых станций метрополитена "Новокрестовская" и "Боровая". Выхожу на Новокрестовской. Прямой выход к Яхтенному мосту закрыт в силу маразма, нужно обходить вокруг всего нового стадиона и это лишняя пара километров.

Впечатления неоднозначные. С одной стороны, станции для России действительно уникальные. Такого ещё не было. Это не традиционный ленинградский "горизонтальный лифт", ибо "горизонтальный лифт" - это глубокое заложение, отсутствие платформ, только центральный зал и тоннели, поезд останавливается именно в тоннеле с голыми тюбингами.

Обе станции - с боковыми платформами, тоннель между ними двухпутный. Станции мелкого заложения, строились открытым способом. Платформенные двери для безопасности. Непривычно, но нет традиционного для нашего метро оформления, напоминает унылый Китай - это стиль китайских и других азиатских метрополитенов, например, Бангкокского и Куала-Лумпурского. (Хотя там всё-таки намного хуже). Также идиотское название Беговая, ибо московское. Вместо, например, "Савушкинская", станция выходит на главную магистраль района - улицу Савушкина.

Станции хотя и "китайские" по стилю, но строились не китайцами. Между тем, в Москве в данный момент китайская компания реально ведёт строительство метро - некоторых участков Большой Кольцевой линии. Они завезли свою технику и своих рабочих. Эти станции пока ещё не открыты.

Особенность станции Новокрестовская - кроме стадиона и концертного зала, там нет вообще ничего в радиусе двух километров. Станция вплотную к заливу, и в хорошую погоду туда приезжают только для того, чтобы прогуляться у водных просторов. Но в плохую погоду, вечером и при отсутствии мероприятий откуда там могут взяться пассажиры?

Известный небоскрёб достроен и, на мой взгляд, в этом месте не мешает, наоборот, является украшением. Здание нежилое, какими и должны быть высотные здания - в единичном количестве, как достопримечательности.

А застройка многоэтажными жилыми монстрами ужасает. Стыд и позор, в цивилизованной стране вообще не должно быть высотных и огромных жилых домов. Цивилизованная жизнь - в собственном доме с участком, в крайнем случае в многоквартирном, но малоэтажном доме.

Санкт-Петербург стал центром застройки самыми ужасными и дикими многоэтажными нагромождениями. Пожалуй, хуже, чем в Москве. Позор на всю Европу и весь мир.

Многоэтажные "монстроидальные" дома - позорное и недопустимое явление. Да, в Китае, например, их много, но это диковатая страна при всей своей экономической мощи. Мы на Китай равняемся, мы его "уголок" у себя создаём?! Нам надо перенимать их стиль, вдобавок их унылые станции метро, их дикие "шмоны" при входе на любой вокзал, их платные автодороги, их тотальную цензуру и государственный террор?

А в США, которые при всех своих недостатках страна передовая, такого "жилья" почти нет. Немного есть, но это для бедных, часто раздавалось государством, считается самым низкосортным и сейчас его больше сносят, чем строят.

На метро до "Ломоносовской", и к заводу "Трубосталь". http://infojd.ru/02/trubostal.html Он в процессе сноса под застройку многоэтажными уродствами. Худшее предсказание сбылось. Тепловозы наверняка в металлолом.

Пешком по улице Седова и проспекту Елизарова к железной дороге. Собирался пешком до Навалочной, но на посту 5 км неожиданно прибыл электропоезд. Проезжаю одну остановку. Забираю спрятанный рюкзак. Электропоезд на Малую Вишеру.

Станция Бологое. Четыре часа на вокзале, внутри унылом (ну не нравится мне находиться на вокзалах вообще), но с розеткой и каналом быстрого доступа в сеть, за что спасибо РЖД!

Буду пытаться оплатить тут внутрибразильские перелёты. (Именно здесь не удалось, были оплачены позднее).

Выехав вчера в 16:15 с платформы Навалочная в Санкт-Петербурге, в Москве я буду только в 19:47. Предстоит три с половиной часа в некомфортном "корыте" до Твери, там полтора часа ожидания и и полтора часа в хорошем поезде до Москвы. Сколько поездов Санкт-Петербург - Москва за эти 27 часов прошли и пройдут вперёд?

После завтра кратковременно выезжаю в Тверь, где, как сообщали, произошло очень скорбное событие. Поступила другая информация: у КСМ-2 точно разбирают пути, но это пути широкой колеи. Немного полегчало, но ситуация тревожная. Затем сразу в Сан-Паулу.

Зачем этот маразм: прибывший из Бологое в Окуловку утренний электропоезд стоит там весь день. Вероятно, в это время локомотивная бригада числится на рабочем месте и идёт рабочее время.

Ровно тоже самое: вечерний электропоезд Малая Вишера - Окуловка прибывает в Окуловку не сильно раньше отправления электропоезда Окуловка - Бологое (кстати, чрезмерно позднего). В два раза больше нужно составов, бригад.

Также: дикий факт, что желающий добраться из Санкт-Петербурга в Мстинский Мост, Боровёнку и ещё несколько десятков пунктов может сделать это (не считая ночёвку в Малой Вишере) один раз в сутки и ему всё равно придётся сидеть в малоприятном зале ожидания вокзала Малая Вишера два часа. Почему так?

Что касается поезда ЭС2Г Санкт-Петербург - Бологое: давно пора сделать его пригородным и добавить остановки по Бурге, Мстинскому Мосту, Боровёнке.

Электропоезд Тверь - Москва.

Максимальная скорость пригородных поездов ЭС2Г Москва - Тверь увеличивается. Начинали ходить с 1 октября 2015 года на максимальной скорости 145 км/ч, весной этого года было 155 км/ч, сейчас на табло 160 км/ч! Но время в пути осталось прежним, а то и увеличилось - остановки добавлены. В первое время вообще не было никаких остановок от Твери до Клина.

Сейчас из станций с путевым развитием между Москвой и Тверью оставшаяся неохваченной поездами ЭС2Г только одна - Решетниково.

Интересно, что назначенный относительно недавно комфортный электропоезд ЭС2Г Москва - Конаково - Москва останавливается на "цыганской" станции Конаковский Мох, но не останавливается по Решетниково. Выглядит странно.

Как в Московском регионе, так и в целом по России ситуация с пассажирскими перевозками в последние два года (2016-2018) улучшается. В 2009-2015 годах был катастрофический обвал. Теперь в регионах перестали отменять поезда и понемногу восстанавливают ранее отменённое. В Московском регионе пусть и медленно, но всё же увеличивают комфортность пригородных перевозок.

На участке Москва - Тверь заявлен весьма смелый план: полностью избавиться от "бичевозок" через пять лет, полностью перейти на комфортные поезда ЭС2Г.



Смоленск. После стандартной ночёвки в Вязьме - Вяземская улица в малоэтажном районе.


----------------------------------- не готово



Смоленск, у трамвайной станции "улица Петра Алексеева". Смоленский трамвай после долгого
периода катастрофического упадка, похоже, выходит из "чёрной полосы".






Смоленск. В России довольно нередкое явление - ностальгия по СССР в рамке вокруг автомобильного номера.
В Литве, Латвии, Эстонии, а с 2014 года и Украине такое невозможно.






Смоленск. Движение по тихой улице вниз, в сторону реки Днепр, за которой - вокзал.






-----






Минск. Посадка на поезд Адлер - Калининград. Пассажиры выглядят как дачники-пенсионеры.
Но почти все они "растекутся" по Западной Европе посредством вильнюсского аэропорта.






Вильнюс






Жасляй







Правенишкес






Правенишкес






Правенишкес






Правенишкес






Правенишкес






Правенишкес







-----------------






Окрестности Правенишкес. Редкий для центральной Литвы уцелевший славянский топоним.






Запуск поезда Санкт-Петербург - Берлин означал бы возврат
пассажирского движения на многие линии. Осуществится ли?







-----------------






Направо - двухпутная линия к вокзалу Каунас, налево - однопутный обход через плотину, главный путь "калининградского транзита".






Каунасское водохранилище. Одно из последний купаний 2018 года в "нашей" климатической зоне.






Электропоезда в тупике на станции Каунас. На железной дороге Литвы осуществился весьма спорный
по целесообразности переход на исключительно двухэтажные электропоезда.
(Недавно вернули один старый электропоезд, но явно ненадолго)






Каунас






Каунас






Кедайняй






Шяуляй






Шяуляй






Шяуляй






Шяуляй






Шяуляй, станция Губерния. Пассажирское движение на линии Шяуляй - Елгава возобновилось в сентябре 2018 года, но ни одной промежуточной остановки у поезда Киев - Рига на этом участке нет. Даже Йонишкис и Мейтене без остановки.






Губерния






Губерния






----






Украинский пассажирский поезд (первый вагон - белорусский) следует из Риги в Киев. Перегон Губерния - Мешкуйчяй.







подпись не готова






Двигаюсь по полям к автодороге на Ригу.







-----------------






Йонишкис. Набираю яблоки, и вскоре останавливается житель Елгавы Эдгарс.







подпись не готова







подпись не готова






Хорошо сохранившаяся старинная мельница.






Въезд в Ригу со стороны Москвы.






Рига, у вокзала. Это появилось до или после резкого ухудшения отношений с Россией после действий в Украине в 2014 году?






Рига, у вокзала. Как видно, русский язык тут не находится под полным запретом.







подпись не готова







подпись не готова






Болдерая, дальний район Риги, который мог бы быть и отдельным городом. Почти полностью русскоязычен.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






В Риге на трамвайной сети используются штанги и воздушные стрелки.







подпись не готова







подпись не готова






Валмиера. Бывшее депо узкоколейной железной дороги.






Валмиера.






Валмиера.






Валмиера.







подпись не готова







подпись не готова






Зилайскалнс.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Станция Дикли. Ныне это жилой дом.







подпись не готова







подпись не готова






Рынок в Жагаре.






Разобранная железная дорога Рига - Пярну.


----------------




подпись не готова







подпись не готова






Узкоколейная железная дорога на болоте Ракю.







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Седа.






Седа. Еду в дрезине на болото.







подпись не готова







подпись не готова






Седа. Даже среди лесов и болот это устанавливают.






--------







подпись не готова






Седа







подпись не готова






----------






----------






--------






Седа. Снегоочиститель методом обдува







подпись не готова







подпись не готова






Седа. Рельсы для мусора






Седа - почти полностью русскоязычный посёлок






Седа






Седа






Седа






Седа






----







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






Вокзал на станции Валга.






----------







подпись не готова






Валга, гаражный кооператив "Орбита". Табличка сохранилась со времён СССР.







подпись не готова






Дизель-поезд следует из Валга в Ригу. Снимок сделан непосредственно на линии эстонско-латвийской границы.






На короткое время вернулся пешком в Латвию. Станция Лугажи. Немало лет дизель-поезда
из Риги следовали только до неё, дальше был пятикилометровый разрыв.






Лугажи. Мало какая латвийская и литовская станция обходится без памятника репрессированным сталинским режимом.
В Эстонии таких памятников намного меньше, хотя массовые репрессии были и там.







Валка. Этот недействующий подъездной путь когда-то вёл к тупиковому вокзалу Валка. Его построила
Латвия на своей территории. Это было логичнее, чем оборачивать
поезда на мало кому нужной станции Лугажи.






Валга.






Валга. Граница проходит по центру города. До 2008 года она не была "прозрачной".







подпись не готова






Валга. На вокзале на полке "буккроссинга" (место бесплатной раздачи ненужных книг)
удивительным образом оказалась многотомная энциклопедия на эстонском языке.






Валга. Поезд на Таллин. В Эстонии, не считая поезда Таллин - Москва, курсируют только дизель-поезда и электропоезда швейцарского производства, внешне почти одинаковые.







подпись не готова






Тарту






Платформа Aardla в Тарту







Станция Тарту.






Станция Тарту.






Станция Тапа. Вокзал и в 2008 году был заброшен, и сейчас заброшен.






Станция Тапа. Паровоз-памятник.






-----






Тапа. Это водонапорная башня - одна из самых неординарных построек всей Эстонии.






Тапа. Православный храм. Город в основном русский.






Станция Нарва.






Станция Нарва. Мост, который виден впереди - это уже Россия, начиная с середины.






Станция Нарва






У пункта пропуска "Нарва-2". Жители этого дома - граждане Евросоюза (или неграждане,
но особой разницы нет). Россия - в считанных шагах.






Старое, сухое русло Нарвы - это граница России и Эстонии.






Магазин "Пятёрочка" на Парусинке. В соседнем здании - "Магнит" и "Пятёрочка" одновременно.







подпись не готова






Дизель-поезд РА2 на станции Ивангород.






Ивангород-Нарвский - потому что был Ивангород в Польше, ныне Демблин?






Санкт-Петербург, Киевская улица.






Вагоны Рига - Санкт-Петербург (именно прицепные вагоны, полноценного поезда нет)






-----







подпись не готова







подпись не готова






Трамвайная станция "Карбюраторный завод"







подпись не готова






Станция "Беговая". Весьма нехарактерный стиль как для Санкт-Петербурга, так и вообще для России.
Название дублирует Московский метрополитен, что неправильно.






Станция "Новокрестовская".







подпись не готова







подпись не готова







подпись не готова






"Ломоносовская", классический ленинградский "горизонтальный лифт". "Китайские" Новокрестовская и Беговая по конструкции другие.






"Ломоносовская"






Конец "Трубостали", узкоколейной железной дороге http://infojd.ru/02/trubostal.html и тепловозам






Конец "Трубостали", узкоколейной железной дороге http://infojd.ru/02/trubostal.html и тепловозам






Конец "Трубостали", узкоколейной железной дороге http://infojd.ru/02/trubostal.html и тепловозам







подпись не готова






----------






Малая Вишера






Бологое






Лихославль






Тверь









12.11.2018 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу