Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2021).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2018 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПОЕЗДКА ВОХТОГА — КЕМА — ТУРОВЕЦ — ИГМАС — ЕРЦЕВО, 2018 ГОД









СТРАНИЦА НЕ ГОТОВА

Обсуждения этой публикации:
http://ru-railway.livejournal.com/3285927.html,
http://vk.com/wall-155711_522486



http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5598836 — сделанные в ходе этой экспедиции и двух предыдущих экспедиций фотографии, всего - 10 458.






Исполненный маршрут: Москва — Александров — Ярославль-Всполье (пригородные поезда) — Сосновцы (велоезда) — Данилов — Буй (пригородные поезда) — Угольское (велоезда) — Вохтога (пригородный поезд) — Истопная — Каменка — Истопная — Ламса — Солигалич (спецпоезд) — город Солигалич — Солигалич (велоезда) — Ламса — Кема — Гремячий (спецпоезд) — Красное (велоезда) — Черепаниха (речной паром) — Юбилейный (велоезда на спущенной шине, также перетаскивание велосипеда) — Туровец — Крутая Осыпь (велоезда) — лес (пешком) — Крутая Осыпь (узкоколейная железная дорога) — Тотьма — Советский — лагерь Конюхова — Пятовка — Тотьма — берег Сухоны напротив Игмаса (велоезда) — Игмас (лодка) — Брусенец — Городишна — Нюксеница — Тарнога — Дубровская — Костылево — Максимов Прилук — Костылево — Октябрьский — Кулой — Вельск — Пежма — разъезд 78 километр (велоезда) — Вересово (пригородный поезд) — Коноша — Сосновка — Ерцево — Лухтонга (велоезда) — Вожега — Вологда (пригородные поезда) — Льнокомбинат (велоезда) — Буй (пригородный поезд) — Чистые Боры — Буй (велоезда) — Данилов — Ярославль-Московский — 231 км — Александров — Москва (пригородные поезда).



Рабочая экспедиция на Монзенскую железную дорогу, в восточные районы Вологодской области и южные районы Архангельской области была совершена в июле-августе 2018 года.

Предыдущее посещение Монзы: http://infojd.ru/dop/poezdka2013monza.html

Главная причина выполнения экспедиции именно в это время: произошло удивительное событие, состоялось движение пассажирского поезда по всей протяжённости Монзенской железной дороги.

Один из самых удивительных, необычных объектов железнодорожного транспорта России — Монзенская железная дорога, «Монза». О ней — крупная страница на сайте http://infojd.ru/18/monza.html и книга «Монзенская железная дорога» весом около килограмма.

Cитуация со «второстепенными» железными дорогами в России ужасная. Я ожидал, что на Монзенской железной дороге произойдёт самое худшее: дальние участки за станцией Кунож будут разобраны.

Но здесь события стали развиваться нетипично. Ни одного километра Монзенская железная дорога не потеряла. После нескольких лет бездействия дальние участки, вплоть до самой отдалённой станции Кема, снова стали действующими.

28-29 июля состоялась поездка пассажирского спецпоезда абсолютно по всей Монзенской железной дороге, абсолютно по всей протяжённости. Как по всем 238 километрам главного хода от Вохтоги до Кемы, так и по обеим ветвям — до Каменки и до Солигалича.

Нужно отметить две вещи. Первое. До станции Кема пассажирского движения не было никогда. Пассажирское движение заканчивалось на станции Ида. Возможно, пассажирский поезд (именно в традиционном виде, тепловоз и пассажирский вагон) появился на станции Кема впервые в истории!

Второе. Пассажирского движения на Монзенской железной дороге нет с 2014 года, не считая очень условного движения дрезины на Каменку.

Событие нельзя было пропустить. Фотодокументация пассажирского поезда на Кеме обязательна, это удивительное событие в жизни Монзенской железной дороги!

К организации спецпоезда я не причастен. За это надо благодарить железнодорожного фотографа Евгения Стерлина, организацию «Поезд напрокат» http://poezdnaprokat.ru.

Но прежде всего — руководство Монзенской железной дороги, которое проявляет удивительную доброжелательность. Вовсе не факт, что этот поезд был для них прибыльным. Пассажиров в поезде было примерно 25 человек. Некоторые, в том числе я, за особые заслуги ехали бесплатно. Между тем, рейс поезда очень долгий, почти двое суток. У маршрута сложная конфигурация. Пять раз надо было менять направление движения.

Вопрос о прибыльности поезда, впрочем, неоднозначен. Моё мнение - не надо в этом копаться, закрываем этот вопрос. В любом случае, большинство подобных железнодорожных компаний не согласились бы даже и на прибыльный рейс. Эта денежная «мелочь» на фоне множества хлопот им не нужна.

После Монзенской железной дороги, а именно — со станции Гремячий в её середине, предстоял лютый и мучительный этап велоезды по Вологодской и Архангельской областям.

Решение использовать велосипед — спорное. Итоговый вывод — пожалуй, зря.

Использовать велосипед надо только там, где это даст экономию времени по сравнению с другими вариантами — автостопом или пешком.

В Литве, Латвии, Эстонии придётся — маршруты очень сложные по конфигурации, по сельской местности. Население там в основной массе жлобское, и автостоп безнадёжен. При этом дороги даже в сельской местности часто асфальтированные. И почти нигде нет дорог с большим автомобильным потоком. Те немногие, что есть - дублируются альтернативными путями.

Здесь хотя и тоже непростая конфигурация маршрута, но: дороги либо дурные грунтовки, либо асфальт с потоком «фур» (Вологда — Тотьма, сейчас это главный путь из Санкт-Петербурга на Урал и в Сибирь). В Вологодской и Архангельской областях нет латвийского жлобья и там не повторится кошмар участка Гулбене — Плявиняс, там подвезут нормально.

Максимальное преодолённое за день расстояние на велосипеде: окрестности Нюксеницы — деревня Дубровская, около 120 километров. И это было очень тяжело. Почти день ехал под дождём в полностью мокром состоянии. Остальные дни — под палящим солнцем на сильной жаре.

Было взято для раздачи 35 жёлтых книг http://infojd.ru/knigisb/2.html. Из них 25 были розданы на Монзенской железной дороге, 8 на Ярославской детской железной дороге. Одна в Крутой Осыпи, одна буйскому полицейскому.



Дичковское озеро в Александрове. 40 минут пересадки, 10 минут на добор до озера, 5 минут купание, обратно.

Четырёхвагонный электропоезд Александров - Ярославль. Велосипед «пристёгиваю» в тамбуре в сложенном виде. Как чаще всего и бывает, в поезде один кассир-контролёр, часто курсирующий по вагонам. По сравнению с московскими электропоездами, полный порядок - никаких курильщиков и нарушителей спокойствия. Большую часть пути сплю, ибо ночь перед выездом почти бессонная.

После Семибратово поезд стал заполняться ярославскими дачниками. Но даже и на этом участке четырёх вагонов вполне хватает. Не во всех ярославских электропоездах, впрочем, четыре вагона - остались и шестивагонные.

Как всегда, заход на Ярославль-Московский, двенадцатиминутная стоянка со сменой направления. И вскоре Ярославль-Главный, который я принципиально называю Ярославль-Всполье (историческое название, существовавшее очень долгое время), и считаю, что оно должно быть возвращено.



Станция Ярославль-Всполье. Граждане везут велосипед с гигантскими колёсами.

Главная станция в Ярославле, на мой взгляд, называется Ярославль-Всполье и никак иначе называться не может. Только Ярославль-Всполье! То, что когда-то слово "Всполье" было убрано чиновниками, неуважительно относившимися к своей (или не своей) земле - - это временно.

Я всегда пишу Ярославль-Всполье и считаю, что каждый правильный гражданин должен делать так же.

Ярославль с главной станцией Всполье - когда-то это было общеизвестно. "Вспольинский узел", "вспольинские паровозники". Всполье крепко вошло в жизнь города. Вошло в плоть и кровь железной дороги. Станция Всполье очень активно работала в годы Великой Отечественной войны и была у всех на слуху.

Было "просто" Всполье, даже без слова Ярославль. Ярославлем называлась соседняя второстепенная станция, которую сейчас знают как Ярославль-Московский.

В своё время ликвидация исторического названия Всполье была преступным актом. При этом возвращать название в форме просто Всполье действительно неправильно, но Ярославль-Всполье - необходимо. И это обязательно будет сделано.

Теперь велоезда до ярославского Заволжья. За почти четыре часа, оставшиеся до следующего электропоезда Ярославль - Данилов, нужно посетить Ярославскую детскую железную дорогу.

В Ярославле я впервые на велосипеде. Как, впрочем, и в абсолютном большинстве городов за пределами Московской области и Твери.

Езда на велосипеде по городам - дело хорошее и приятное, если нет очень напряжённого автомобильного движения. Самый удобный способ ознакомиться с городом, осмотреть архитектурные достопримечательности. И совсем другое дело - монотонная и изматывающая велоезда на десятки, сотни километров. Хуже всего, если она происходит на автодороге с большим автомобильным потоком. Это опасно и вредно.

Но велосипедное движение по грунтовой дороге, особенно с рыхлым песком или с размокшей грязью - настоящая пытка и иногда даже менее эффективно, чем пеший ход. В общем, правильная дорога - там, где нет большого потока автомобилей, но при этом состояние дороги хорошее. Желательно асфальт или хотя бы ровная «грунтовка».

Ярославль - центр смежного с Московской областью региона. Пять соседних с Москвой областных центров, если слегка усреднить, находятся на одинаковом расстоянии от Москвы - 180 километров. Это Тверь, Калуга, Тула, Рязань и Владимир. Ярославль - второй по близости после этой »пятёрки», 282 километра до основного вокзала Всполье.

Интересно, что после Ярославля ближайшим к Москве областным центром будет Иваново, 317 километров через Александров, но это - уже не смежный с Московской областью регион. А Смоленск, центр соседней с Московской областью региона, находится на 418-м километре от Москвы - значительно дальше не только Ярославля, но и несмежных Иваново, Костромы, Орла и Брянска.

Кострома находится в 84 километрах по автодороге на восток от Ярославля (расстояние между главными площадями городов), по прямой и вовсе 65 километров. Это единственный в России случай, когда от одного областного центра до другого меньше 100 километров.

Ярославль - древнерусский город, очень насыщенный памятниками старины, сохранивший дух глубокой старины, тесно соседствующий с современностью. Крупнейший из ближних к Москве областных центров. Пиковая численность населения 650 тысяч жителей была в 1992 году. Вплоть этого года население существенно возрастало каждый год. Продержись Советский Союз до нашего времени - Ярославль сейчас был бы уже миллионным городом и начинал бы строительство метро. Этого нет и не будет.

Зато здесь есть трамвай. Один из немногих древнерусских городов с великим изобилием старины, который попал в счастливое число трамвайных городов. В столь же изобилующих древностями Владимире, Великом Новгороде и Пскове трамвая нет. Смоленск, Коломна, Нижний Новгород к таким городам могут быть отнесены с натяжкой. В Твери, если сравнивать с Ярославлем, старины сохранилось немного.

Трамвайная сеть очень сильно «погрызена» вредительской властью после 2000 года. Но оставшийся участок, в отличие от Твери, не находится под явной угрозой. Можно порадоваться хотя бы этому.

В центре Ярославля - очень напряжённое автомобильное движение. Октябрьский мост через Волгу - сплошная «пробка». Великое облегчение - после моста свернуть вправо, покинув «пробку», с большой скоростью промчаться вниз, вдавиться в песок непосредственно под мостом, оказаться на берегу широкой Волги и плавать, спасаясь от жары. Но недолго: времени не очень много.

Заволжская часть Ярославля - периферийный район, состоящий большей частью из бывших пригородных сёл и компактного, но многонаселённого массива «многоэтажек».

Детская железная дорога начинается на самом конце района. Конфигурация очень необычная. Линия исполняет огромный почти законченный круг по окрестностям и приводит почти в то же место, где и начиналась. Но соединения двух очень близко расположенных станций Пионерская и Яковлевская нет.

Ярославская детская железная дорога. Работает ТУ7А-3349, в депо ТУ10. Паровоз-памятник сняли с постамента. Он отправлен на восстановление до рабочего состояния, в октябре должен вернуться на дорогу и в следующем сезоне будет водить поезда.



Поезд отправился со станции Яковлевская.





Схема. Кроме Пионерской, эти сооружения не построены.





http://infojd.ru/01/yar_djd.html В 2010 году я привозил сюда на автомобиле Александра Болашенко, совершив очень трудную однодневную поездку.
Впервые здесь на велосипеде.





Расписание. Дни движения такие: четверг, пятница, суббота, воскресенье, в мае и сентябре только суббота и воскресенье.
Очень важно, что движение в течение всех пяти летних месяцев (1 мая — 30 сентября),
а не в течение трёх месяцев, как на «обгрызанном» объекте в Жуковском.





Платформа Сосновцы. Вкрапление велоезды закончилось. Двадцать километров — самое то, а больше — лучше не надо!!!!





Окрестности Буя. Платформа Угольское, хотя на табличке — 721 км. Прибывает электропоезд ЭД9М-0184 маршрута Буй — Вологда.





Велосипед и собака в тамбуре электропоезда. Собака, к счастью, не моя.





Вохтога. Сбор любителей железных дорог. Почти все приехали этим же электропоездом, немногие — на автомобиле.
На снимке присутствуют не все, но в итоге оказалось около двадцати человек. Досадно мало — при том,
что событие великое и одноразовое!

Евгений Стерлин, известный железнодорожный фотограф. Стал владельцем сайта parovoz.com. Узкоколейные статьи Зиновьев просто «прибил», а остальную часть в виде полумиллиона фотографий уничтожать не стал. Хотя и мог бы. Ну, поблагодарим его хоть за это.

Зиновьев незаметно, через свою мало кому известную страничку на «фейсбук» предложил забирать сайт паровозком любому желающему.

Принял Стерлин. Теперь он — хозяин известнейшего ресурса. Физическое размещение сменено с США на Германию. Нужно платить около 50 евро (3700 рублей, постоянный рост) в месяц. Уверяет, что окупаемость невозможна.

Владелец «фейсбук» зарабатывает на нём миллиарды долларов, не хуже, чем на нефти, хотя для пользователей фейсбук бесплатный. А тут почему-то заработать нельзя вообще. Но раз это так — переводите деньги на паровоз-ком!

Конечно, у Стерлина точно не полуголодное существование, как у меня. Но всё-таки до бесконечности отдавать деньги, не получая ничего взамен — нельзя.



Расписание. Выполнено было почти корректно. Реальный номер поезда был таким:
3401/3402 на главном ходу, 5103/5104 на участке Ламса - Солигалич.
На участке Истопная - Каменка неизвестен.





Спецпоезд на станции Монза.





Спецпоезд на мосту через реку Монза.





Спецпоезд на станции Каменка. Это один из немногих в Европейской части России за пределами Крайнего Севера
населённых пунктов, куда нельзя попасть на автомобиле.

Стоянка по станции Солигалич один час. А от станции до города три километра. Я оказался единственным, кто попал в город. Двое граждан заказали такси, но доехали только до магазина «Магнит» на окраине.

А я почти что полноценно посмотрел достопримечательности города.

Центром туризма Солигалич не является, это глухой угол. С достопримечательностями и особой атмосферой. И пожалуй, пусть таким и остаётся, не надо ему становиться подобием «показушного» Мышкина!



Солигалич.





Солигалич.





Солигалич.




Солигалич.




Солигалич. Единственный в городе сетевой магазин «Магнит» расположен на дальней окраине, ближайшей к станции.
«Пятёрочки», похоже, нет.




Солигалич. Пассажирский поезд на этой станции — исключительное явление.

Один из пассажиров спецпоезда рассказывает о своих поездках в Украину. Часто ездит в Киев по служебным делам - так как (я точно не запомнил) или работает в российском филиале украинской компании, или в российской компании, которая имеет филиал в Киеве. Это всё ещё встречается.

Ездит в Киев поездами дальнего следования. Таких поездов, как известно, осталось мало, но всё же они остались. Ездить порой приходилось чуть ли не каждый месяц или чаще.

Официального приглашения, сделанного нотариусом, у него никогда не было. Только справка от организации, чисто «самопальная». Несмотря на это, при поездках из Москвы в Киев его всегда пропускали.

Уверяет, что в вагоне неизменно бывает несколько старых бабок с российским гражданством, не имеющих загранпаспорта. Это недавно, в 2017 и чуть ли не в нынешнем, 2018 году! При том, что загранпаспорт для въезда россиян в Украину обязателен с 2015 года.

Бабки не считают нужным обременять себя покупкой загранпаспорта. А украинские родственники и стремление туда ездить есть. Вот они и едут с внутренним паспортом, который, по идее, никакой силы в Украине не имеет.

Российские пограничники их выпускают, что не удивительно. Как ни странно, гражданин России имеет право пересечь границу на выезд без загранпаспорта, вне зависимости от того, требуется или не требуется ли загранпаспорт для въезда в сопредельную страну.

Украинские пограничники их тоже пропускают, и вот это - реально удивительно. Жалеют бабок, не вышвыривают их в тёмный унылый Хутор-Михайловский и не сажают в «обезьянник» до принудительной отправки назад.

У меня возник логичный вопрос - а не ставят ли они в таком случае въездной штамп во внутренний паспорт? По законам России, в таком случае внутренний паспорт считается испорченным. Ты показываешь паспорт в аэропорту, в банке, при устройстве на работу. Если его не пролистают, то всё нормально, а если будут разглядывать каждую страницу и заметят маленький штампик со словом «Україна», то скажут: «о, а у вас паспорта на самом-то деле и нет. А то, что я листаю, это пустая бумажка или просто обман зрения. Немедленно менять!»

Практика порчи внутренних паспортов украинскими штампами была распространена в начале 2000-х годов. Но потом украинских пограничников чётко проинструктировали, что так делать нельзя, и уже очень давно о таких случаях не было слышно.

Этот гражданин не замечал постановки бабкам штампов во внутренний паспорт. Их пропускали «просто так», без всяких зримых свидетельств въезда.

Никому не рекомендую такую попытку повторять. Даже если пожалеют старую бабку - это вовсе не значит, что и вас тоже.

Вообще, для государственных силовых служащих гуманизм не свойственен. Обычно они - «бездушные машины». Их специально инструктируют на это. Хорошо, что есть исключения. Но испытывать людей не стоит, и им это тоже рискованно.

При пересечении границы он был и свидетелем и такого случая. Пограничники спрашивают пассажира, мужского пола: «были ли в Крыму». Тот и отвечает: был! Когда? После 2014 года, то есть уже в оккупированном Крыму.

- С вещами выходим из вагона, вам запрет на въезд в Украину в течение трёх лет.

Три года, надо сказать - это вполне гуманно. Не десять лет и не пожизненно. Важно знать, что отсчитываются эти три года не с момента нарушения закона Украины (посещения оккупированного Крыма), а с момента депортации, то есть того дня, когда пограничники «развернули» гражданина.

Любитель железных дорог рассказывал, что недавно был не пропущен в Украину, несмотря на многочисленные поездки. Впрочем, это было логичным. Во-первых, пытался въехать не один, а с другом, который почти никогда границу не пересекал, во-вторых, пытался въехать вовсе не по направлению Москва - Киев, а через «дальний угол» - линию Лунинец - Сарны, в-третьих, не было даже справки с работы - вообще никаких документов, кроме загранпаспорта.

Путешествовал с другом по Беларуси, и они решили на один день съездить в соседний украинский город Сарны с узловой станцией - только для того, чтобы пофотографировать оставшиеся там редкие дизель-поезда Д1.

На пограничной белорусской станции Горынь купили билет на трансграничный пригородный поезд туда и обратно до Удрицка (дальше не продают). Формально обратный билет является одним из обоснований для въезда в Украину.

Но в итоге только до пограничной станции Удрицк и доехали. В Удрицке пограничники поставили штамп со словами «отказано во въезде в Украину» и отправили назад в Горынь.

В общем-то логично, ибо они пытались въехать ну совсем «с голыми руками». Ни приглашения, ни брони гостиницы, ни справки с работы, ни справки о наличии денег. А у пограничников, вероятно, есть план по непропущенным. Равно как у консульских служб есть план по количеству отказов в визе.

Пограничники уверяли, что штамп об отказе никаких последствий не несёт, и в другой раз пропустят, если будут вышеназванные бумажки. Но ничего хорошего в наличии такого штампа нет.


Гремячий. «ДМка» — символ Монзы. Спустя сутки на этой станции начнётся адское веломучение.




Кема, самая дальняя станция, много лет не действовавшая. Край света!




Пассажирский поезд на станции Кема. Мир перевернулся! С этой минуты впору отсчитывать новую эпоху.




Движение из Кемы в Вохтогу. Вид на запад. Конец 225 километра/начало 224 километра.




На --------- километре валяется забытый весьма старый пассажирский вагон. Но пассажирские поезда
сюда однозначно не курсировали, это была бытовка строителей.




На Монзенской железной дороге ведётся ремонт верхнего строения пути. Перед станцией Юза кран
черпает песок у линии и загружает его в вагоны хопперы. Приходится подождать.

На мой взгляд — поступают неправильно, опасная близость и угроза провала.




Станция Юза, помещение дежурного, вид на запад. В 1998 году я ночевал у дежурного по станции Юза.

На каждой станции делаются остановки для фотографирования. Всё для любителей железных дорог!

Ну почему здесь такие добрейшие люди в руководстве, а на сходной железной дороге Челутай — Тугнуй полнейшая противоположность, злобное «жлобьё»?

Лучше было бы нечто промежуточное, без крайностей как в ту, так и в другую сторону.


Здание поста дежурного по станции Юза.




Впереди — станция Кунож.




Здание поста дежурного по станции Кунож.




Поезд на станции Кунож. Тут тоже не было пассажирского движения.




Карица. Как такого удалось достичь?




Карица. Здесь ведётся активный ремонт пути.

На участке Гремячий — Карица — Ида я выполнил тотальную пешую фотодокументацию в 2013 году. Участок Ида — Кунож — Юза — Кема так и останется зафотодокументированным лишь некачественно из тепловоза.

А на участке Вохтога — Гремячий, 117 километров, буду выполнять тотальную пешую фотодокументацию в следующем году.


Поезд в Карице. Тут пассажирское движение было до 2015 года.




Гремячий — середина Монзенской железной дороги. Начинается велоистязание.

Велосипедная езда до двадцати километров — хорошо, а больше — мучение, мазохизм, очень непродуктивное и неприятное занятие. А по первоначальным планам, я преодолевал тысячу километров с учётом завихрений.

Гремячий — Туровец — Крутая Осыпь — Игмас — Тарнога — Келарева Горка — Юра — Тёгрозеро — Няндома — Великая Речка — Коноша — Ерцево.


Гремячий. Основной автомобильный доступ сюда — через паром Черепаниха — Красное.

Я оказался единственным из примерно 25 участников поездки, кто описал её в Сети (а в будущем и на бумаге). Немногие другие выложили в сеть фотографии без текста.


Грунтовка, лесовозы, после чего несколько минут непроглядная пыль.




Полуразрушенный храм в вымершем селе Игошево. Таких очень много в Вологодской области.




Полуразрушенный храм в вымершем селе Игошево.




У «главной» дороги берег Сухоны — Успенье.




Аникин Починок.




Никольское.




Главная дорога.




Берег Сухоны.

Перед Сухоной продырявилось заднее колесо. Семь километров до Юбилейного на спущенном с большими усилиями. Ночёвка.

В общем-то повезло, что это случилось рядом со вторым по величине населённым пунктом Тотемского района. Вторым по значению центром цивилизации в нём, а не за сотни километров от ближайшего развитого места.

Но Юбилейный — хоть и довольно богатый посёлок газовиков, но в общем-то мелочь, тут нет и двух тысяч жителей.

Удивительное дело, просто чудо — магазин с велозапчастями нашёлся. Покупаю камеру, а потом пришлось и покрышку, ибо покрышка тоже негодна. 200 рублей и 450 рублей. Меняю в гараже доброжелательного местного жителя, переехал сюда в начале 1990-х годов из Экибастуза.


Паром на Сухоне. Автомобиль — от 280 рублей, пешком и на велосипеде бесплатно.




Паром на Сухоне.




Кратчайший путь на Юбилейный — на Котельное, перетащить велосипед по пешеходному мостику, и по этой бетонной дороге.

«Бетонка» от пристани до Юбилейного предназначена для доставки крупногабаритного газового оборудования. Между тем, движение больших судов по Сухоне возможно лишь в короткий период весеннего паводка.


Юбилейный. Здесь есть такие странные дома.




Юбилейный — небольшой, но развитый (для своих масштабов) и довольно благополучный посёлок.




Юбилейный.




Дорога Чекшино — Тотьма, по всей логике — лишь региональная, ныне является частью маршрута из Санкт-Петербурга
на Урал и в Сибирь. Хотя для этого никем не предназначалась. Порой здесь дикий поток «фур». В Тотьме он
сворачивает на Никольск, затем — Шарья, Котельнич, Пермь.




Туровец. Немногое, что осталось от http://infojd.ru/28/bolchedvorsk.html

Туровец — посёлок с удивительной административной принадлежностью. Приписан к Междуреченскому району, центр — село Шуйское. До него не очень далеко по реке Сухоне. Есть рейсовое сообщение — катер раз в неделю за 600 рублей. Пристань здесь называется Сухая Речка, а не Туровец. Никакого здания пристани не сохранилось.

А на автомобиле в районный центр, куда многим надо по бюрократическим причинам — около трёхсот километров через Вологду!


В Туровце самый настоящий музей в библиотеке. Везде бы так.




Туровец.




Кратчайший путь из Туровца на восток, минуя асфальт с фурами — вдоль газопровода. Но сюда не пускают охранники, их будки часто.

Зачем газовые трубы везде, даже в самом глухом лесу, закапывают в землю? Ведь это затрудняет доступ к ним для осмотра и ликвидации периодически случающихся утечек.


Окрестности Юбилейного.




Село --------




Поворот на Никольское — то самое, через паром.




Вожбал — большая группа деревень. Заброшенный храм в Мишуково.

--------------------


Я по ошибке двигаюсь не в ту сторону, в тупиковый угол Вожбала — Исаево.




Двигаюсь обратно в центр Вожбала — Кудринскую.

--------------------


Крутая Осыпь.




Крутая Осыпь.




Крутая Осыпь.




Крутая Осыпь.




Отсюда едут на Сондужское озеро.




Колхоз «Родина» объединял весь Вожбал.




Снова оживлённая дорога, очень нежелательная для велосипедной езды.

Советский (Пятовка). Начальный пункт одной из крупнейших узкоколейных железных дорог России, варварски погромленной в 2005 году. http://infojd.ru/05/totma.html

Снесли абсолютно всё, что можно было снести и разрушить. Ни депо, ни нижнего склада с множеством огромных мостовых кранов.

Отыскиваю материалы по истории. Спасибо библиотекарю Ирине Романовской и учителю Елене Тугариновой, которая подготовила немало материалов для школьного музея.


В окрестностях посёлка Советский, который абсолютное большинство населения называет Пятовка — «школа Конюхова». А я — тоже профессиональный путешественник.

Конюхов родился вовсе не здесь, а в украинском селе. Но «база» Конюхова и его музей именно здесь. Возможно, потому, что город Тотьма, казалось бы, абсолютно сухопутный, дал России многих мореплавателей.


«школа Конюхова».




«школа Конюхова».

Было такое, что меня в официальной газете Российских железных дорог «Гудок» назвали «Железнодорожным Фёдором Конюховым».


Поворот на Игмас. Теперь — река и 70 километров грунтовки.

Переправился на лодке с местным стариком, он был рад, что не пришлось работать вёслами, грёб я. Но по прибытии — злобная женщина из ГИМС наехала за отсутствие жилетов. Я просто бросил рюкзак на берег и бросился в воду и плавал по окрестностям, а на старика она стала выписывать штраф.


Выписывание штрафа за отсутствие жилетов.




Игмас.




Игмас. http://infojd.ru/29/igmas.html

Игмас. http://infojd.ru/29/igmas.html — сохранена до Илезки (27 км), возможно только движение дрезин. Тепловозов нет и не будет.


Брусенец.




-------------------------------




Низовки.




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




Мост через Сухону, открыт в 1995 году.




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




Кулой.




Кулой.




Кулой. День железнодорожника празднуется теперь не только в первое воскресенье августа, но и в субботу. (и правильно, завтра окажется плохая погода).




Кулой. День железнодорожника празднуется теперь не только в первое воскресенье августа, но и в субботу. (и правильно, завтра окажется плохая погода).




Вельск. Тут долгое время висел лозунг «Вельск превыше всего», сейчас «Южная столица Архангельской области».
Но чем реально можно гордиться — этим вокзалом.




Вельск.




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




-------------------------------




Келарева Горка. Я тут вышел на короткой стоянке. Но злобной дежурной Быковой, к сожалению, не оказалось.




Коноша.




Коноша. Капсулу к 2017 году вскрыли в назначенный день! И заложили новую к 2067 году.




Коноша. К сожалению, полицейского Романова не оказалось. Я вёз 11 миллионов зимбабвийских долларов,
чтобы потребовать указать их в протоколе. Буду пытаться ещё.




Коноша.




Коноша.




Дорога на Ерцево. В 1997 году я писал, что асфальт кончается у деревни Раменье. И сейчас он кончается ровно там же.




Ерцевская железная дорога. Уцелел начальный участок.




Ерцево. Бараки постепенно сносят. Посёлок через несколько лет утратит неповторимый «сталинский» облик.




Ерцево.

Дальше Лухтонги нет сил, выдохся совсем.


Лухтонга. Пригородный поезд Вожега — Коноша. Мне им же в обратную сторону.




Вологда.




Льнокомбинат — редкий остановочный пункт, работающий только в одном направлении.




Этот гражданин наезжал на меня и, к большой радости, вызвал полицию в Буе, что было очень желательно — надо было отдать кому-то последнюю книгу «по рельсам и по земле», изначально оставленную для Романова. Она была передана буйскому полицейскому.




Буй. Возможно, появился первый ЧМЭ3 в качестве памятника.




Костромской АЭС нет, а дирекция есть.




Костромской АЭС нет, а дирекция есть.




Костромской АЭС нет, а дирекция есть.




Чистые Боры. Грустное место. Город атомщиков у Костромской АЭС, строительство которой остановилось в 1990 году и не возобновится никогда. Дух запустения.




Чистые Боры.

На Костромской АЭС смотреть нечего. Строили её десять лет, но строили очень медленно. И ключевые объекты — реакторные корпуса, даже градирни — возводить не начали.

Костромская АЭС — это большой, на несколько километров, массив кустарника и леса с некрупными бетонными развалинами, которые перемежаются действующими мелкими производствами.

За настоящими, зрелищными заброшенными АЭС надо ехать в Камские Поляны (Татарстан), Щёлкино (Крым) или Агидель (Башкортостан), хотя в последнем случае спорный вопрос, много ли там было построено.

Наибольшая готовность на момент остановки строительства однозначно была у Крымской АЭС. Её строили пятнадцать лет, успели смонтировать реактор, совсем немного оставалось до завоза ядерного топлива. Но в Щёлкино все недостроенные объекты планируется снести.

Чистые Боры живут, хотя и не лучшим образом. Заброшенных домов тут нет, хотя место действительно бесперспективное. До Буя, «центра цивилизации» - 10 километров на редких и не очень дешёвых автобусах ПАЗ. Но несмотря на это, средняя квартира стоит 800 тысяч рублей - для подобных мест это не так уж и мало.

Продолжают жить города при большинстве других недостроенных АЭС: Агидель, Камские Поляны, Щёлкино. А вот город Орбита при недостроенной Чигиринской АЭС в Черкасской области Украины заброшен почти полностью. Это скопление пустых девятиэтажных домов.


Которосль в Ярославле, место купания.




231 км. Прибывает электропоезд ЭД2Т-0002 сообщением Ярославль - Александров.








08.08.2018 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу