Поездка в Тунис, 2018 год (часть 1)

Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПОЕЗДКА В ТУНИС, 2018 ГОД (ЧАСТЬ 1)









Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.

In English (automatic translation)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5554528 — сделанные в ходе этого путешествия и путешествия в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию фотографии, всего - 11 018.

http://infojd.ru/knigisb/afrika2018.html — книга «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АФРИКА» (это путешествие и путешествие в Танзанию, Замбию, Зимбабве, ЮАР).

https://vk.com/wall-155711_497284
— обсуждения публикации и поездки.




После Большого Африканского путешествия ещё до его начала было решено произвести Малое Африканское путешествие. Изначально было решено, что это будет одна из стран Северной Африки. Там не очень тепло зимой, поэтому целесообразно ехать в марте-апреле, незадолго до начала экспедиционного сезона — когда заграничные поездки сменятся рабочими экспедициями.

Выбор небольшой. Марокко уже посещено, Алжир имеет дурной визовый режим, в Ливии война и нет действующих железных дорог.

Остаются две страны — Тунис и Египет. Первое время дискутировался вопрос, в какую из них — но в процессе Большого Африканского путешествия твёрдо остановился на Тунисе. Слишком "достал" английский язык!

Кроме того, я был уверен, что Тунис окажется европеизированной страной и не будет непрерывного "напряга" с полицией из-за фотографирования. Что в Египте будет неизбежным.

Реальность иная, "ментотроллинг" оказался зашкаливающим и, возможно, достиг египетских значений. Хотя Египет — на следующий год.



Москва — Тунис — Москва примерно одинаковая минимальная цена (около 18 000 рублей) выдаётся и на перелёт, и на тур, в состав которого входит перелёт и проживание 5-7 дней в отеле с питанием.

Но мне нужен только перелёт. Я еду не предаваться безделью, а перемещаться по железным дорогам и ночевать в пустыне. В таком случае второй вариант, по идее, плохо. Персонал будет обеспокоен, куда пропал турист. Даже если это объяснить. И не аннулируют ли обратный перелёт.

Потом, много рассказывают, что чартерные рейсы (во втором случае, видимо, именно такой) намного хуже нормальных, там якобы дурной контингент. И может не действовать система выбора мест. Никогда чартерными рейсами не пользовался, знать не могу.

Что лучше?

Есть ли шансы найти перелёт по цене ниже вышеназванной?

Взят перелёт Москва — Тунис 27 марта. Пересадка в Париже без выхода в город.

Перелёт Тунис — Москва 3 апреля. Суточный разрыв по Парижу. Именно из-за него отказался от немного более дешёвых вариантов. Авиакомпания Эр-Франс, с питанием. Итоговая цена — 18 185, оплачено на Svyaznoy.travel

Шереметьево, самолёт авиакомпании Air France на Париж. Вылет назначен на 19:00 вместо 18:45 (реально ещё позже). Предстоит ночёвка в аэропорту без выхода в город. НравитсяПоказать список оценивших27 мар в 18:58Ответить

Тунис вокзал. В аэропорту Тунис-Картаж поставили почти нечитаемый (это плохо) штамп без единого вопроса. В штампе ещё и дата 18 марта вместо 28 - "арабский порядок".

Пешком к берегу "озера", а на самом деле внутреннего морского залива с очень холодной водой. Потом долгий переход к ближайшей трамвайной остановке Independence.

На переполненном и медленном трамвае в центр города, по скорости почти как пешком. Частично из-за ремонта линии, где однопутное движение. За проезд 0,5 динара (12 рублей).

Но первая поездка дала неправильное впечатление о системе. На самом деле Тунисский трамвай на удивление быстрый. Учитывая, что это традиционный трамвай, не отделённый от пешеходов, не по эстакадам. Поезда четырёхвагонные, мчатся по узким улицам на большой скорости, и порой страшно. Это выглядит, как если запустить в тесную городскую застройку демиховский электропоезд!

На вокзале, счастье, есть доступ в сеть от компании Тунисской железной дороги.

Сегодня скорее всего поездом в Габес или хотя бы в том направлении.

Тут холодно (для Африки). Все ходят в зимней одежде, только я в летней (резиновые сандалии, шорты, рубашка без рукавов).

На завтра прогноз 25 градусов, сбудется ли?

По первому впечатлению - страна, возможно, самая европеизированная из всех арабских. Местами совершенно европейская обстановка. И европейский облик населения. В Марокко всё же "арабскости" больше.

Но когда углубился в Тунис - мнение изменилось. После государственного переворота в 2011 году происходит явное движение в сторону исламизации и вытравливания европейского стиля.

Французским здесь все владеют, но это второй язык, а не первый. Попадаются и надписи, не дублированные французским.

Интересно всё-таки, почему где-то (Тунис, Алжир, Марокко и многие другие страны Африки) французский язык сохранился на высочайшем уровне — лучше, чем (к сожалению) русский в Узбекистане. А где-то (Вьетнам, откуда Франция ушла в те же годы) исчез полностью. НравитсяПоказать список оценивших28 мар в 15:20Ответить

Решено выезжать сегодня в Mahdia, 17:15 — 20:30.

Тунис вокзал. Проездил: Mahdia, Gabes, Le Kef, Kala Khasba. На последнем участке в тепловозе. Машинист сам пригласил в кабину тепловоза.

Движение на Tozeur отменено в связи с ремонтом пути. Хотя официальный сайт железной дороги сообщает о поездах на него якобы в режиме онлайн. http://www.sncft.com.tn/fr/grande_ligne/horaire.php Можно вбить Tozeur и поезд будет, реально движения нет. Традиционное арабское разгильдяйство.

На пути из Кала Касба в Тунис достала полиция многократными проверками паспорта. И штамп о въезде, как назло, почти нечитаем.

Завтра утром отправляюсь в Gardimaou, пограничная станция с Алжиром. Опасаюсь проблем из-за этого.

Затем по плану в оставшиеся два с половиной дня — Byzerte и Nabeul.

Нравится1Показать список оценивших31 мар в 21:20Ответить

Алексей, В Metlaoui в любом случае сейчас добраться невозможно, ибо, как сказано выше, движение поездов на Tozeur прекращено.

Уродский Air France, которому я переплатил около 2000 рублей за длительную (сутки) пересадку в Париже, сообщил, что рейс отменён.

Через несколько часов прислал другой вариант, которых оказалось два: 4 апреля Тунис — Париж — Москва (с короткой пересадкой в Париже) и Тунис — Рим (короткая ночная пересадка) — Москва, причём другая авиакомпания.

Ещё и непонятно, что именно из двух, а время вылета разное.

На сайте Эр Франс выдаётся: Ваше бронирование не возможно изменить онлайн. Пожалуйста, обратитесь по месту покупки билета."

Из компании "Связной", где оплачивал перелёт, сообщили, что все вопросы к авиакомпании.

Тунис вокзал. Только что в медине (старинная часть города) у правительственных зданий — наезд полицейских. Давай паспорт, фотоаппарат, сколько здесь находишься и когда уезжаешь, в стиле Египта или Алжира (по известным мне сведениям), полностью в разрез с репутацией самой цивилизованной и туристической страны в регионе. Удалили все фотографии (хорошо, не за все дни — периодически выношу их с карты памяти). НравитсяПоказать список оценивших3 апр в 20:56

Восстановлено многое, но не всё. Тупые ментовские уроды! С другой стороны, повезло! Счастье, что до этих тупиц (здесь и в аналогичных случаях в азиатских республиках русского пространства) не дошла информация о возможности восстановления. Ведь могут и просто отобрать. Нравится2Показать список оценивших3 апр в 21:45

Теперь уже ЭрФранс предлагает только один вариант возвращения в Москву — через Рим. Причём не своими рейсами, а Al Italia.

Сайт Al Italia не находит никаких данных по билетам, которые мне прислал Air France (заявивший о перевозке рейсами Al Italia через Рим).

Сегодня был самый необычный случай из множества наездов полиции за фотографирование. Кто-то "стукнул", что я фотографирую из окна трамвайного вагона.

На остановке в вагон вошла группа захвата из нескольких полицейских с автоматами. Осмотрели пассажиров, опознали меня, видимо, по описанию, схватили, вывели под руки (без особой жёсткости и без надевания наручников). Видевшие это были уверены, что схвачен опасный преступник. И менее всего могли представить, что через двадцать минут его отпустят.

Рядом было отделение полиции. Повезло, что там был довольно образованный начальник. Задал вопросы, просмотрел фотографии, на этот раз ничего не удаляя. Вредны для меня фотографии не только поездов, но и ночёвок в замаскированных местах (а фотографии их делаются обязательно). Хорошо, что большая часть фотографий была в других местах.

Спросил про чемпионат мира по футболу, объясняю, что это грандиозное событие для нашей страны, и вопреки всем козням врагов оно вскоре состоится.

Никаких претензий, могу идти и ехать тем же трамваем дальше.

Пишу с пересадки в аэропорту Roma Fiumicino. Гадский Air France отменил оплаченный маршрут Тунис — Москва с длительной (сутки) пересадкой по Парижу и не предложил никаких вариантов, соглашайся на вылет через Рим с короткой пересадкой там, или подавай на возврат (я не думаю, что так запросто что-то вернули бы) и дальше добирайся самостоятельно.

Самое смешное, что перелёт в итоге оказался дороже многих туров в Тунис, включающих не только перелёт, но и комфортный отель и питание. ВОт например: https://travelata.ru/tunisia/resorts/hammamet/hotels/..

Детали вашего бронирования: Номер:Стандартный номер Питание:Завтрак Кто едет:1 взрослый Даты тура:12 апреля — 19 апреля (7 ночей) 15:15 12 апреля, Чт. SVO Москва 17:35 12 апреля, Чт. NBE Хаммамет Royal Flight

18:45 19 апреля, Чт. NBE Хаммамет 00:04 20 апреля, Пт. SVO Москва Royal Flight К оплате 13 576 руб.

------------------

А я отдал при полуголодном существовании 18 185 только за перелёт. Именно ради длительной пересадки в Париже. Которой не оказалось!

А всё передвижение, ночёвки — в самых жёстких условиях.



Поездка была произведена 27 марта — 5 апреля 2018 года.





Исполненный маршрут путешествия:
Москва — Аэропорт Шереметьево (пригородный поезд) — аэропорт Roissy-Charles de Gaulle — аэропорт Tunis Carthage (самолёты) — город Тунис (пешком, трамвай) — Mahdia — Sousse Beb Jedid (поезда) — Sousse центральный вокзал (пешком) — Sfax — Gabes — Tunis — Le Kef — Les Salines — (поезда) — Kalaa Kasba (в тепловозе) — Tunis — Gardimaou — Tunis — Bizerte — Tunis — Nabeul — Borj Cedria (поезда) — Er Riyadh (пешком) — Tunis (поезд) Tunis Marine (пешком) — La Marsa — Carthage Hannibal — Tunis Marine (поезда) — аэропорт Tunis Carthage (трамвай, пешком) — аэропорт Рим-Fiumicino — Аэропорт Шереметьево (самолёты) — Москва (пригородный поезд).

Ночёвки в ходе путешествия:

27.03/28.03 аэропорт Париж Roissy
28.03/29.03 Махдия
29.03/30.03 Габес
30.03/31.03 Эль-Кеф
31.03/01.04 Тунис
01.04/02.04 Бизерта
02.04/03.04 Набёль
03.04/04.04 Тунис
04.04/05.04 аэропорт Шереметьево


Всего: 9 ночёвок. Ни одной платной.



Схема железных дорог Туниса.




Тунис — самая "верхняя" страна Африки. Именно здесь, в городе Бизерта, находится крайняя северная точка континента. Территория 163 610 кв. км (равняется, например, Пермскому краю). Население приблизительно 11 миллионов человек (98 процентов — арабы, остальные — в основном берберы).

Естественный прирост в последние годы сократился почти до нуля, Тунис стал первой в мире исламской страной, где население перестало (или почти перестало) расти. Суммарный коэффициент рождаемости - 1,75 ребёнка на женщину, что означает быстрое вымирание в будущем. Однако молодёжи пока ещё много, и среди представителей молодёжи очень высокий процент безработных.

Денежная единица - тунисский динар, по курсу на момент путешествия 1 динар - 23 рубля. Динар делится на 1000 миллимов. Цены принято указывать в миллимах, поэтому на ценниках очень часто множество нулей. Самая мелкая банкнота - 5 динаров, но и она вытесняется монетами и встречается редко.

В Тунисе используются только международные цифры. Арабских цифр нет вообще, вероятно, они не знакомы местным жителям. Странная особенность - тогда как в Египте, например, международные цифры полностью ещё не вытеснили арабские. Но кроме цифр, письменность арабского языка остаётся традиционной, очень сложной для понимания. Формально это 28 букв, но реально в связи со множеством разновидностей в зависимости от положения в слове и стиля письма - около пятисот символов.

Летоисчисление всюду применяется всемирное (григорианский календарь). Традиционный исламский календарь только в религиозной сфере.

До 1956 года — колония Франции. Один год (20 марта 1956 — 25 июля 1957) Тунис был королевством, затем — президентская республика.

В отличие от Алжира, отделение от Франции прошло мирно. Хотя потом были бои в городе Бизерта, когда тунисцы силой убирали французскую военную базу — которую первоначально предполагалось оставить.

До 2010-х годов Тунис был островом мира, открытости и "европейскости" в регионе. У страны только два наземных соседа — Алжир и Ливия. (По морю — всего лишь 160 километров до Италии, Сицилия, до мелкого острова Пантеллерия 70 километров). Алжир во второй половине ХХ века переживал жестокую войну, сначала за независимость от Франции, потом — между властью и исламистскими группировками. В Ливии был специфический режим Муаммара Каддафи, придерживавшийся изоляции, закрытости от внешнего мира.

Ни в Алжире, ни в Ливии туризма не было. А Тунис был "вклинившимся" между ними мирным цивилизованным островом, где всё было спокойно и хорошо, где строились огромные роскошные отели на побережье, куда массово приезжали европейцы, в том числе и россияне.

Но проблем здесь было немало. И произошёл "взрыв". В начале 2011 года произошли массовые беспорядки. Был свергнут многолетний президент Зин эль-Абидин Бен Али.

Тунис смог избежать судьбы Ливии и Сирии, где начавшиеся в том же 2011 году беспорядки переросли в затяжную кровопролитную войну, которая до сих пор не прекращается. Но ситуация после 2011 года изменилась в худшую сторону. Многократно происходили теракты с большим числом жертв. Тунис теряет репутацию мирной и европеизированной страны. Может случиться, что через какое-то время Алжир (где, возможно, десятилетия нестабильности кончаются) будет восприниматься более цивилизованным местом, чем Тунис.

Почти 100 процентов населения — мусульмане. С 2011 года ислам — государственная религия. До этого проявления религиозности не приветствовались, публичное ношение исламской одежды было запрещено.

Страна двуязычная, арабский и французский. В разговорном виде местный арабский сильно отличается от нормативного. Французским языком владеет почти всё население, но официального статуса у него нет. С 2011 года французский язык вытесняют, и есть риск, что двуязычие кончится. Хотя это, на мой взгляд — важнейший фактор, препятствующий окончательному скатыванию страны на уровень Афганистана! Так же, как и русский язык в нашей Средней Азии.

В Тунисе есть множество железнодорожных станций, названия которых вывешены исключительно сложнейшей арабской письменностью, а латиницы нет вообще. До этого момента я был уверен, что такое невозможно даже в самых "дремучих" странах. Известно, что такого нет и в Саудовской Аравии!

Первая железная дорога открыта в 1872 году.

Тунис — страна "двух колей". Но узкая колея 1000 мм здесь — основная.

Конфигурация сети. В Тунисе один по-настоящему крупный город — столица, в русском языке одноимённая со страной. От столицы железнодорожные линии расходятся в трёх направлениях. Условно есть и четвёртое — короткая чисто пассажирская линия на La Marsa.

Всё, что западнее столицы — это колея 1435 мм, всё, что южнее — колея 1000 мм. Почти вся страна находится к югу от столицы.

На колее 1435 мм (не считая трамвая в столице и линии на La Marsa, которая имеет характер утяжелённого трамвая) есть только два пассажирских маршрута: на Bizerte и на Gardimaou (пограничная станция с Алжиром). В Алжир движения нет. Планы возобновить движение озвучиваются каждый год, но безуспешно.

На колее 1000 мм — немало маршрутов. Но не так много, как следовало бы. Значительная часть сети не имеет пассажирского движения или не действует.

Электрифицировано три коротких участка: линия на La Marsa колеи 1435 мм и участки 1000 мм Tunis — Er Riadh, Sousse — Monastir — Mahdia. Электротяга используется исключительно для движения электропоездов. Суммарная длина всех трёх участков — около 100 км.

Статистические данные на 2006 год: 1674 км с шириной колеи 1000 мм, 471 км с колеёй 1435 мм, итого — около 1900 км. Около трети сети — линии без пассажирского движения или недействующие.

Два наиболее дальних пассажирских маршрута: Тунис — Габес, 422 км, и Тунис — Тозёр, 574 км (на момент путешестия отменён из-за ремонтных работ). На них есть не только дневные, но и ночные поезда.

По колее 1435 мм из столицы поезда идут до Бизерты, 98 км, и Гардимау, 211 км.

По линии колеи 1000 мм в сторону Kasserine пассажирское движения только до станции Kalaa Khasba, 235 мм.

На главной линии колеи 1000 мм Тунис — Габес поезда на многих участках движутся со скоростью 130 км/час, что близко к рекорду для колеи 1000 мм. Поезда предолевают маршрут Тунис — Габес менее чем за шесть часов, это сильно выше типовой российской скорости.

Опоздания примерно на полчаса — привычны. Но бывает, что обходится без опозданий.

Поезда очень дешёвые, дешевле российских. Цена на билеты - приблизительно 1 рубль за 1 километр. По сравнению с недалёкой отсюда Западной Европой — это вообще почти даром. Но пассажиров, к сожалению, мало.

В столице есть трамвайная сеть, именуемая Metro Leger (лёгкое метро). Всюду её называют именно так, хотя к метро это не имеет никакого отношения. Маршрут электропоездов Сус — Махдия называется Metro de Sahel. Естественно, тоже никакого отношения к метро.

Самое удивительное, что на ближайшее будущее планов реконструкции всей железнодорожной сети Туниса на колею 1435 мм нет. Этому я очень удивлён. В Таиланде, например - такое намерение есть, хотя там вся страна на 1000 мм и все соседи на ней.

В Тунисе же всё-таки часть страны на колее 1435 мм и реконструкция бы объединила все регионы. И страна небольшая, можно закрыть железную дорогу на реконструкцию без особых проблем. (Сахалин собираются полностью останавливать на три месяца в этом и в следующем году, население очень недовольно и проклинает за это московские власти, без железной дороги нормальной жизни нет - но в Тунисе автодороги более развиты, чем на Сахалине).

Однако, на мой взгляд, реконструкция всей железнодорожной сети Туниса на колею 1435 мм когда-нибудь всё-таки неизбежна. Ибо в Ливии, пусть и лет через двадцать, но всё-таки наступит мир и будет построена железная дорога. Тогда надо будет объединять сеть с Ливией и создавать транзитную магистраль Алжир - Каир.


----------------------------------



---------------------


---------------------------



----------------------



-------------



-------------


-------------



-------------



-------------


----------------






----------------


----------------



----------------



----------------


----------------



----------------



----------------


----------------



----------------






----------------


----------------


----------------






----------------






----------------






----------------


----------------



----------------


----------------



----------------


----------------



----------------


----------------



----------------



--------------



--------------






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова


-------------



подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова







подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова






подпись не готова


------------------------



часть 2 — следующая


09.04.2018 © С. Болашенко

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу