Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











ПОЕЗДКА НА ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЭСТОНИИ И ЛАТВИИ, 2019 ГОД









In English (automatic translation)

— обсуждения этой публикации.




Рабочая экспедиция на объекты железнодорожного транспорта Эстонии и Латвии совершена в августе 2019 года. Но основной целью была железнодорожная линия Псков - Печоры в Псковской области. На неё после пятилетнего перерыва вернулось пассажирское движение - и нет уверенности, что надолго.



Исполненный маршрут экспедиции: не готово.




Пешком по путям от станции Псков. Вначале ошибочно в сторону Печор. От станции Псков II - на корректный путь. Вот и станция Псков-Туристский. Теперь это только пункт экипировки вагонов пассажирских поездов.

Какой же мощной была инфраструктура туристских поездов в своё время! (немало написано на jdrr.html). И от всего этого осталось ноль туристских поездов в том, советском их виде.

В Пскове два поезда дальнего следования в традиционном виде, оба идут на Москву, но разными маршрутами.

Вскоре наехал злобный гражданин в железнодорожной форме. Фотографирую его в наказание за "наезд". Отводит в административное помещение. Тут были просто фантастические "тупаки". В кабинете перекачиваю фотографии с карты памяти на нетбук и "прячу" их. Книгу ПрПз, по-моему, для Прищепенко. Приехали полицейские.

Несут несуветную дурь, что запрещено фотографировать, и т.п.

Беседуют, вначале просто хотели выдворить за территорию станции Псков-Туристский. У выхода со станции их "УАЗик" догоняет. Прищепенко В. В.

Уйдя от них, сразу в музей железной дороги на станции Псков, который расположен почти напротив. Женщина там пообещала что-нибудь найти насчёт Гдова. Договорились, что я зайду к ней 24 августа перед отправлением на Печоры.



Эстонский пригородный поезд Пиуза - Койдула - Тарту. Двухвагонный очень комфортабельный дизель-поезд с вайфай и розетками, но при отправлении со станции Пиуза - два пассажира. Велосипедист-спортсмен и некая женщина. В Койдула подсела русскоязычная женщина с двумя детьми и мужчина. Досадно мало.

В Орава двое вышли и никто не зашёл.

Пиуза - именно так написано в чудом сохранившейся со времён СССР табличке с названием станции, хотя в эстонском языке нет звуков з и ж. Тут находится природный заповедник Пиуза ( https://loodusegakoos.ee/kuda-poiti/drugie-zapovedniki/prirodnqj-zapovednik-piusa ), у станции находится туристический комплекс. В здавнии вокзала - savikoda (однозначного перевода нет, что-то вроде мастерской с продажей изделий). Посетителей много и слышал даже французскую речь, русской речи не слышал. Но свыше 99 процентов прибыли на автомобилях.

Ближе к Тарту заполненность стала нормальной.

В Тарту пересадка. Далее быстрым поездом Валга - Таллин. Трёхвагонный дизель-поезд, заполненность примерно 50 процентов мест. Сейчас мчится на огромной скорости с пропуском большинства остановок между Йыгева и Тамсалу.

Задача на завтра - остров Найссаар. 20 евро за попадание (туда и обратно), главное - ещё на материке узнать, действует ли узкоколейная железная дорога.

Вокзал Таллинн-Балтийский. В кассе кассирша сказала: билет менее чем за 15 минут до отправления не продаётся. Вы прописаны в Таллине? Если нет, то только в поезде. Билет в поезде стоил 3,40, в кассе стоил бы столько же, тогда как на сайте стоил бы 2,89.

Пишу из электропоезда Таллин - Палдиски (Балтийский порт). Съездил вчера на остров Найссаар, потратив весь день - а единственный исправный ТУ6А не работает. Говорят, сервисное обслуживание. Кабина открыта нараспашку, заходи любой желающий. Внутри беспорядок. Однако следы наката есть, и несколько дней назад явно было движение.

Говорят, что никакой предсказуемости в движении поезда нет, нужно заказывать. Что обычно делается группой от 10 человек. В общем, непростое дело проездить железную дорогу на Найссааре. Но вскоре обещано восстановить дальние участки железной дороги на Найссааре, в северную часть острова. На это выделяются средства Евросоюза. В общем, следующая поездка сюда должна быть с подготовкой - связываться заранее, узнавать насчёт даты, когда может быть поезд.

Из Палдиски планирую обратно до Кейла, затем автостопом до Скулте вблизи Риги.

Десять километров пешком. В Кейла собираю орехи. Здесь орехи есть, у нас нет.

Из трёх стран Эстония - самая благополучная и дальше всего ушедшая от советского времени. И здесь высокий процент невладеющих русским языком.

Английский - отвратительное ощущение. И сам по себе тот факт, что это происходит на земле, которую присодинил к России Пётр Первый. Не Сталин, не кто-нибудь! Триста лет назад всё это стало Россией. И было не какой-то там окраиной, а окрестностями русской столицы! Даже гужевым транспортом от Санкт-Петербурга до нынешней Эстонии можно добраться без ночёвки.

Вот и автомагистраль. Первая попутная машина - на удивление быстро. Водитель, на вид молодой, поэтому после стандартного "Tere" обращаюсь по-английски. Но он владеет русским. Хотя, возможно, ему около сорока лет, то есть он мог застать лишь самые последние советские годы.

Девушка около 25 лет. Вот удивительно! Я бы нисколько не обиделся, если бы не подвезла, потому это действительно потенциально опасно. Вот когда здоровенный мужик не подвозит на пустой машине - другое дело, это свинство.

Русского языка предсказуемо не знает. Среди молодого поколения эстонцев владеющие русским - лишь меньшинство, а за пределами Таллина и русского северо-востока таких совсем мало. Правда, сообщила, что частично понимает русский язык, но говорить не может.

Микроавтобус, бородатый человек в возрасте около 55 лет. Номера Германии (D). Немец из Берлина. Знает немецкий и английский, а я - русский, французский и немного английский. Придётся на английском.

На границе Эстония - Латвия остались строения пункта пропуска и там, удивительное дело, машину остановили полицейские. На внутришенгенских границах это редкое явление, я столкнулся с таким впервые. Попросили документы. Водитель протягивает карточку, я - российский загранпаспорт. Визу в нём не посмотрели. Говорю что-то по-английски, так как они молодого возраста.

- Можете говорить по-русски. Сколько у вас с собой наличных денег?

- Не считал, но не очень много.

- Вы знаете, что если больше десяти тысяч евро наличными, то надо задекларировать?

- Никогда в жизни не имел при себе столько денег наличными. (В рублях это 730 000, при официальном прожиточном минимуме в России около 11 000, то есть предполагается, что столько денег средний россиянин зарабатывает и тратит за пять с половиной лет)

Водитель едет из Хельсинки, куда ездил к дочери, живущей там. Я не сразу понял его "хэльзИнки", что это Хельсинки. Рассказываю, что езжу в основном по бывшему СССР, интересуюсь железными дорогами. Но бывал также и в Африке, и в Южной Америке. Хотелось бы расспросить о разном: например, знает ли он про остзейских немцев, которые жили на этой земле сотни лет, оставили заметный след в истории России, но теперь их тут, к сожалению, нет. Но это не позволяло недостаточное знание языка.

Объясняю, что мне только до Скулте, далее хочу на поезде. Ищет в телефоне Скулте. Специально отклонился с новой дороги на Ригу. Хотел вообще везти не по пути по каким-то мелким закоулкам, я попросил этого не делать.

Лучше всего было бы не отклоняться с новой дороги на Ригу, потому что Скулте ближе всего к ней, а не к старой дороге.

Сначала со старой дороги иду направо, где должно быть море, и не сразу доходит, что железная дорога может быть только слева. К счастью, доходит довольно быстро.

Иду через дачные посёлки жителей Риги. Попалось объявление с упоминанием: 15 минут от электрички. Бывают орехи, но не так много, как в Эстонии.

Сосновый лес с обилием брусники. Автомагистраль с большим автомобильным потоком, а перед ней - однопутная электрифицированная железная дорога. Накат здесь большой, но она, к сожалению, кончится вскоре.

Конечная станция должна быть где-то близко.

Прошёл электропоезд из Риги. Раздумываю, успею ли добежать до его отправления назад. Не успел. Стоянка на конечной станции, надо полагать, совсем минимальная, в духе станции Московского метрополитена "Косино". Там оборот длится секунды, но там машинисты находятся в кабинах с обеих сторон.

Мост над автомагистралью, сразу за ним - станция Скулте. Бегаю до тупика и обратно. Позорный тупик находится почти в километре севернее вокзала. Встречаю электропоезд из Риги.

Была мысль ехать только приблизительно до Саулкрасти и там ночевать. Но это было бы дороже. Решаю так не делать.

Последний вагон с традиционными сиденьями и без вайфая. Сначала хотел ехать там, но перешёл в третий вагон с улучшенными сиденьями и вайфай.

Ближе к Риге электропоезд довольно плотно заполнился.

Электропоезд Рига - Айзкраукле от Риги до Кайбала. Кайбала. Жаль, не получилась потенциально хорошая фотография с чётным поездом. На прямой дороге от платформы Кайбала к автодороге - территория хутора, через которую идти нежелательно.

Вначале иду к Двине, желая искупаться. Но вдоль берега сплошняком стоят хутора. Лучше не надо. Возвращаюсь там, где закрытое кафе под продажу. Долго стою. Поверх шорт - штаны, сигнальный жилет. Не везут.

Прохожу дальше вдоль автодороги. Снова пытаюсь пройти к Двине, опять хутора. Наконец удаётся через скошенное поле. Купание, еда.

Возвращаюсь на то же место - к автобусной остановке. Вскоре останавливается граждаин на джипе. Около 45 лет, латыш, причём чистый, как он сказал. Разговаривает по телефону с собеседниками, то на своём языке, то, с неким Пашей, на русском.

Круговая развилка в Кокнесе. Водитель грузовика (не классический "дальнобойщик"), следует в Резекне, остановился почти сразу. Латыш советского поколения. Служил в Советской Армии. Начал работу в советской милиции, в первые годы независимой Латвии был следователем.

От Резекне до Лудза (въезда) - водитель на грязноватом джипе с символикой лесной службы. Сотрудник этой службы. Латыш, немного неодобрительно отнёсся к незнанию латышского языка, но признаёт, что туристу это нормально. Вот местному жителю это нехорошо.

Есть родственники в Калининграде. Ездил в Калининградскую область, получив российскую визу. Пустили посмотреть часть, где служил лет 50 назад.

Молодой русскоязычный житель Лудзы - до восточного выезда из города по объездной дороге. Русский, 33 года вроде бы. Говорит, в России никогда не был.

Ещё более молодой русский на легковой машине с контейнером еды на коленях. Видимо, торопится, даже поесть стационарно не успел. Латышского языка не знает. Но коренной житель, потому гражданин. Работает в мастерской на границе. Сейчас торопится в родной город Зилупе. Предлагает заехать в него, показать город, но я тут был ровно год назад и посмотрел город, двигаясь по нему на велосипеде.

Свернул у "дальнего" съезда на Зилупе, того самого, по которому я год назад выезжал на велосипеде. До пункта пропуска пять километров. Морально настраиваюсь на пешее прохождение. Двигаюсь пешком по широкой и неоживлённой дороге, "подголосовывая" редким машинам. Не большегрузам, конечно: тут хоть и есть место для остановки большегруза, но это издевательство над здравым смыслом - тормозить огромную машину, чтобы подвезти четыре километра.

Кто "голосует" большегрузам там, где нет места для нормальной остановки (оно есть далеко не везде) - тот однозначно идиот. Но и тот, кто голосует в месте, где остановиться можно, но подвоз заведомо будет очень коротким.

Но долго идти не пришлось. Остановился старик на вид лет явно за восемьдесят, потрёпанного вида. За короткую поездку довольно много рассказал. Коренной житель, у родителей в свидетельстве о рождении было написано "Люцинский уезд Витебской губернии". Не знали тогда никакой Латвии! Имеет паспорт гражданина Латвии без всяких экзаменов на знание языка. Есть российская виза. Ездить за ней в Ригу не приходится, делает "на месте". Занимается сельским хозяйством и свернёт в деревню перед пунктом пропуска, но решил довезти меня непосредственно до КПП. В Россию ездит лишь с одной целью - заправляться более дешёвым бензином.

Граница на латвийской стороне реконструируется. Но пробок нет, легковые машины проезжают границу на удивление быстро. Похоже, всего лишь за полчаса проходятся обе стороны, примерно столько же, сколько у пешехода.

Как и в прошлом году (при езде на велосипеде), при входе на территорию обоих пунктов пропуска заполняют талон, который нужно сдать. Граница пройдена быстро и без расспросов, вещи не смотрели.

На выезде с российского КПП немолодой водитель машины с латвийскими номерами просит вручить в окно выездного поста свой талон (водители тоже имеют талоны, получаемые при входе и сдаваемые при выезде). А я прошу подвезти.

- Могу только два километра, до заправки.

- Ну хоть так.

Широкая дорога, всё ещё масса различного придорожного сервиса - он тянется все два километра. Справа - памятник героям войны в виде штыков, чуть дальше отходит лесная дорожка к станции Посинь. Именно по ней я двигался на велосипеде год назад, при возвращении из Посини был "перехвачен" пограничниками и доставлен вместе с велосипедом в Себеж для разбирательства. На этот раз сходить куда-либо с главной дороги не собиираюсь.

Прошло несколько машин с московскими и московско-областными номерами, рядом с которыми я был, оформляясь на границе - я их обогнал лишь ненадолго.

Но вот, о чудо, тормозит огромный грузовик. Довольно далеко, даже даёт задний ход.

Водитель - латыш советского поколения. Много общего с тем водителем, который подвозил до Резекне, но только ещё более просоветский. Совершенно свободно и почти без акцента на русском языке, хотя родной - латышский. Употребляет даже такие слова, как "лабусы" и "прибалты", вообще, не хорошие, а услышать их от латыша - удивительно. В машине - символика с серпом и молотом, посвящённая Победе в Великой Отечественной войне. - Мой дед (или отец - забыл) воевал, почему я не могу это вывесить?!

Служил в Советской Армии, был в Афганистане. Живёт в Елгаве (произносит с ненормативным ударением на "а", как местные русскоязычные). Промышленности, говорит, там не осталось вообще, ни сахарного завода, ни автомобильного завода, на котором делали всем когда-то известные "РАФики". Когда был мэр Москвы Лужков, он пытался что-то полезное сделать с заводом РАФ, но безуспешно. Да и вообще во всей Латвии промышленности не осталось.

Границу преодолевал с девяти часов утра вчерашнего дня. В припципе, нормально, ведь был очень плохой период, когда эту границу большегрузы преодолевали неделю, если не больше.

Ближайший пункт назначения - Ногинск, а потом поедет в Первоуральск Свердловской области.

- Екатеринбург - это ещё близко. Я ездил за рулём и в Узбекистан, и в Иркутск.

К властям Латвии, всему их национализму относится негативно. Типичный житель балтийской республики советского поколения. Таких людей пока ещё довольно много и в Латвии, и в Литве. Меньше, но есть они в Эстонии. (Эстонцы и в эпоху СССР меньше поддавались превращению в "советский народ").

Надо торопиться, активнее тут путешествовать. Время неумолимо. Скоро уже 30 лет распаду СССР! Ужасно, но факт: вскоре все, кто вырос в Советском Союзе, кто успел пожить в нём активной жизнью, перейдут в "пенсионный" возраст. И скоро уже тут станет большинством поколение, не заставшее ту эпоху - разительно непохожую на нынешнюю.

Именно люди советского поколения, а также русскоязычные являются "мостом" между Россией и Литвой, Латвией, Эстонией. И тех, и других, к сожалению, становится меньше с каждым днём.

Экспедиция заканчивается на день раньше. Электропоезд Тверь - Москва, еду до Поварово и затем назад в Клинский район. Автостоп от Кайбала (60 км от Риги) до Куньи. Пригородные: Западная Двина, Ржев, Тверь. Поварово и немного обратно в Клинский район.

Тяжелейший труд - почти напрасно, драгоценные дни самого комфортного месяца года, которые можно было бы использовать в Пониле или Чиньяворыке, куда в другое время не сунешься - потрачены почти безрезультатно. И на Найссаар надо снова, и в Нурме близ Пярну узкоколейная железная дорога начисто погромлена. И через считанные дни снова туда, где не все понимают по-русски и ужасно тяжело и дорого передвигаться.

В поезде Тверь - Москва, хоть это и хороший поезд, бичеватая публика. Много собирающихся в Турцию, ясно по их разговорам.

На мой взгляд - массовый отдых россиян в Турции нужно прикрыть. Можно ещё понять зимний отдых за границей, у нас круглогодичных тёплых мест нет. Но летний отдых за границей (морские курорты Турции - летнее место), и не для осмотра заграничных достопримечательностей, - есть маразм. Четыре с половиной миллиона россиян в год на турецких пляжах - это слишком много.

Не вижу ничего плохого в том, что государство "прибьёт" массовый отдых в Турции. Конечно же, не запрет въезда в Турцию вообще, и не полный запрет отдыха на турецких пляжах, но сокращение этого массового потока, что осуществимо несколькими способами. Как сделано с Египтом, при том, что Египет - место зимнее, и на своей территории нам его ничем не заменить. Между тем, массовый отдых в Турции - это и утекающие деньги, которые могли бы остаться у нас, и постоянные проблемы, связанные с ЧП (болезни, отравления, несчастные случаи) с нашими гражданами в Турции, которые очень трудно решаются.

В Поварово после зазаборивания - дичайше неудобный переход с одной платформы на другую. Оказывается, теперь единственный оставленный способ "легально" пересечь железнодорожные пути и на станции Поварово, и во всём посёлке - пройти через автомобильный "прокол" под путями. Там и автомобилям места не хватало, теперь в него требуют втискиваться и пешеходам.

17 минут в обратном направлении. Впервые встречаю вайфай в медленном поезде ЭС2Г.






04.09.2019 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу