Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ХРОНОЛОГИЯ ПОЕЗДОК, СОВЕРШЁННЫХ В 1994-2003 ГОДАХ








На этой странице представлен неполный список поездок, совершённых автором в 1994-2003 годах. Многие ближние поездки (в пределах 300 км) не учтены. Все «безночёвочные» поездки, которых было много десятков — не учтены. Условие для того, чтобы поездка была представлена в этом списке — как минимум одна ночёвка.

В период с 1994 по 2003 год из-за отсутствия денег я путешествовал почти исключительно бесплатными методами: без билета на поездах, в локомотивах, в грузовых поездах и автостопом. Указанное в квадратных скобках преодолённое расстояние в эти годы — почти полностью преодолено бесплатно. Существуют минимальные исключения (так, в поездке на Сахалин единственным платным участком был участок Тымовск — Южно-Сахалинск, 491 км из 25 000 км). В поездке Москва — Тында — Москва (15 000 км) проезд не оплачивался ни разу (не исключение и городской транспорт).

Факт перечисления поездки в этом списке подразумевает, что поездка совершалась «жёсткими» методами (автостоп, проезд в грузовых поездах и в локомотивах, проезд без билета), а все ночёвки были бесплатными и происходили в не предназначенных для этого местах. «Цивилизованные» поездки (которые в эти годы также имели место) в список не внесены.

К «экзотическим» способам передвижения в данных поездках относятся: «авиастоп» (бесплатное перемещение воздушным транспортом), бесплатное перемещение водным транспортом (на попутных судах), перемещение на плоту, построенном собственными силами при добровольной помощи местных жителей (практиковалось один раз), длительная ходьба пешком (максимально — 100 км, Несь — Мезень). Эти способы передвижения учитываются в статистике пройденного расстояния.

Перемещение платным авиатранспортом в статистике пройденного расстояния не учитывается. Поездки на личном автомобиле (имели место с лета 2002 года) в списке также учитываться не будут. Протяжённые поездки на велосипеде (имели место в 1994-1996 годах) в настоящее время в список не внесены, но могут быть внесены позднее.

Как правило, поездки совершались с остановкой на ночлег. Основной практиковавшийся способ ночлега — ночёвка в спальном мешке в замаскированном месте на природе (в лесу, степи, иногда в снегу). Ночёвка в спальном мешке в помещении (как правило, в заброшенных домах и строениях, на чердаках и в других подобных помещениях) при плохой погоде и наличии подходящего строения также нередко практиковалась. Основным направлением поездок были регионы севера Европейской части России, где нет недостатка в заброшенных домах. Характерная особенность Кировской, Архангельской и других областей, насыщенных узкоколейными железными дорогами — огромное количество вымерших и полувымерших деревень и посёлков.

Ночёвки на вокзалах я принципиально стремился избегать, но периодически из-за отсутствия иных возможностей они имели место (в раннем возрасте, обычно при зимних поездках). Через некоторое время возможность такой ночёвки я категорически отмёл. Стало вызывать яростное омерзение даже длительное пребывание на вокзале, не связанное с ночлегом. Стараюсь ожидать поезд в другом месте, вокзальная атмосфера сильно «напрягает».

В 1997-1998 годах было и несколько случаев ночлега на «вписках» (в гостях у людей с туристскими или «неформальными» увлечениями, которых прошу о ночлеге). Такой вариант ночлега совершенно не соотносится с моим характером «убеждённого одиночки» и вскоре был исключён. Случаи, когда местные жители (как правило, в сельской местности) сами приглашают на ночлег, «впиской» не считаются.


Сокращения и обозначения:

(приг.) — поездка на пригородном поезде (в подавляющем большинстве случаев — бесплатно).

(автостоп) — поездка автостопом, то есть бесплатно на попутных автомобилях.

(локомотив) — бесплатная поездка в локомотиве грузового или пассажирского поезда.

(грузовой вагон) — бесплатная поездка в вагоне грузового поезда.

(УЖД) — поездка по узкоколейной железной дороге (в локомотиве или вагоне).

(частная дрезина) — поездка по узкоколейной железной дороге на попутной частной дрезине.

(ПДС) — пассажирский поезд дальнего следования.

(см) — ночёвка в спальном мешке (исключительно вне помещения — как правило, в лесу, лесопосадках и иных подобных местах, недоступных взору случайных прохожих). Ночёвка в спальном мешке в помещении этим сокращением не помечается.

[=00 000 км] — преодолённое расстояние.







_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________



1994 год (возраст: 13 лет)




Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Бологое — Тверь — Москва (1 ночёвка — Тверь)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — пл. 149 км — Шаховская — Ржев — Торжок — Тверь — Москва (1 ночёвка — пл. 149 км вблизи Шаховской)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Углич — Ярославль — Ростов — Александров — Москва (1 ночёвка — Александров, участок Москва — Углич был «цивилизованным»)







1995 год (возраст: 14 лет)




Москва — Тверь — Бологое — Окуловка — Малая Вишера — Чудово — Санкт-Петербург — пл. 73 км (на линии Ушково — Выборг) — Белоостров — пл. Курорт — Санкт-Петербург — Малая Вишера — Окуловка — Бологое — Тверь — Москва (3 ночёвки — Малая Вишера, окрестности пл. Курорт, Окуловка).

Частичное описание поездки

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Калуга — Сухиничи-Главные — Брянск — Сухиничи-Главные — Калуга — Москва (1 ночёвка — Брянск)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Посёлок ****, Клинский район — Тверь — Ржев — Западная Двина — Ржев — Тверь — посёлок ****, Клинский район (1 ночёвка — Ржев)







1996 год (возраст: 15 лет)




Москва — Кривандино (ночёвка) — Черусти — Вековка — Муром — Арзамас — Сергач (ночёвка) — Канаш — Казань — Высокая Гора (ночёвка) — Вятские Поляны — Кизнер (ночёвка) — Агрыз — Красноуфимск (ночёвка) — Дружинино — Екатеринбург (ночёвка) — Нижний Тагил (ночёвка) — Гороблагодатская — Азиатская (ночёвка) — Чусовская — Пермь — Балезино (ночёвка) — Киров — Шабалино (ночёвка) — Буй (ночёвка) — Данилов — Ярославль — Александров — Москва.

Поездки менее чем с 3 ночёвками не перечислены.







1997 год (возраст: 16 лет)




Москва — Киров — Екатеринбург — Курган — Новосибирск — Челябинск — Самара — Москва [=7 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Сонково — Санкт-Петербург — Жихарево — Санкт-Петербург — Малая Вишера — Москва [=1 600 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Вязьма — Ржев — Нелидово — Андреаполь — Бологое — Москва [=1 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Тверь — Васильевский Мох (приг.) — Оршино — Новая Орша — Васильевский Мох (УЖД) — Тверь — Москва [=400 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Грязовец — Вохтога — Грязовец — Ярославль — Ростов (автостоп) — Александров — Москва (приг.). [=1 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Богоявленск, Тамбовская область — Москва (автостоп). [=800 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Киев — Москва [=1 800 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва, Красная площадь — Вельск (автостоп) — станция Сольвычегодск (локомотив) — Микунь — Сосногорск — Печора (грузовой вагон) — Инта — Сивая Маска — Елецкая — Лабытнанги (локомотив) — Салехард — Лабытнанги — Харп (автостоп) — Елецкая — Сейда — Инта — Печора — Сосногорск — Микунь (локомотив) — Сыктывкар — Киров (автостоп) — Шахунья (приг.) — Москва (автостоп). [=6 000 км].

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ
Фотографии из поездки (станции на Печорской железной дороге)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________



Москва — Семигородняя — Дружба — переезд у Томашки — Вологда — Москва [=1 300 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Санкт-Петербург — Мурманск — Оленегорск — Мончегорск (отсидка в приёмнике-распределителе) — Оленегорск — Волховстрой — Чудово — Москва [=4 000 км].

ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПОЕЗДКИ

Фотографии из поездки (станции в Мурманской области)
Фотографии из поездки (станции в Карелии)


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — о.п. 135 км (Грушинский фестиваль) (автостоп) — о.п. 168 км (приг.) — Челябинск — Чернявская (автостоп) — Шумиха (приг.) — Курган (автостоп) — Исилькуль (грузовой вагон) — Калачинск (автостоп) — Татарская (приг.) — Чулымская (локомотив) — Новосибирск — Мариинск (приг.) — Боготол (грузовой вагон) — Красноярск — Уяр (на станции Уяр произошла кража значительной части вещей, что в итоге заставило сократить маршрут поездки до Тынды вместо Сахалина) — Тайшет — Нижнеудинск (приг.) — Зима — окрестности ст. Ангарск (локомотив) — Иркутск — Слюдянка — Порт Байкал — Слюдянка (приг.) — Петровский Завод (грузовой вагон) — Хилок (локомотив) — Чита — Сковородино (грузовой вагон) — Тында (автостоп) — Таксимо (грузовой вагон) — Северобайкальск (локомотив) — Лена (грузовой вагон) — Коршуниха (локомотив) — Вихоревка (приг.) — Тайшет (грузовой вагон) — Красноярск (приг.) — Новосибирск (бесплатно в ПДС) — Чулымская (приг.) — Барабинск (локомотив) — Московка (грузовой вагон) — Омск — Ишим (приг.) — Войновка (вагон механиков рефсекции) — Екатеринбург (грузовой вагон) — Шаля (приг.) — Балезино — Лянгасово (грузовой вагон) — Шахунья (приг.) — Нижний Новгород (грузовой вагон) — Москва (приг.) [=15 000 км].



Автор незадолго до старта на Дальний Восток
(последствия пребывания в мончегорском
приёмнике-распределителе, где
подвергли бритью головы).


Тогда же. Комбинезон для ночного автостопа.

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Редкино — Озерки — Треугольник — Петровский — Суховерково — Тверь — Москва. [=400 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Вековка — Муром — Мухтолово — Навашино — Выкса — Муром — Ковров — Новки — Шуя — Южа — Ламна — Южа — Изотино — Ковров — Владимир — Москва. [=1 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Вельск — Архангельск — Северодвинск (автостоп) — Белое Озеро — Северодвинск (поезд УЖД) —
Архангельск — Исакогорка (автостоп) — Няндома — Москва. [=2 900 км].

Описание путешествия в газете «Вольный Ветер»

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Ярославль — Кострома — Галич — Еленский — Шарья — Зебляки — Якшанга — Поназырево — Свеча —
Лянгасово — Шахунья — Нижний Новгород — Москва. [=1 800 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Нижний Новгород — Яранск — Котельнич — Киров — Омутнинск — Белорецк — Омутнинск — Лесной —
Крутоборка — Парманка — Кажым — Визинга — Котельнич — Москва [=3 200 км].

Частичное описание поездки

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Кострома — Мантурово — Зебляки — Дудное — Пыщуг — Ветлуга — Урень — Москва. Ноябрь 1997 года. [=1 500 км].

Фотография из поездки (окрестности Дудного)


Итого за год: [=50 700 км]








1998 год (возраст: 17 лет)




Москва — Ржев — Новосокольники — Пустошка — Псков — Толмачёво — Санкт-Петербург-Варшавский — Новолисино — Санкт-Петербург — Малая Вишера — Бологое — Москва. [=1 600 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Владимир — Юрьев-Польский — Иваново — Москва. 1 ночёвка — в грузовом вагоне на станции Текстильный (окраина города Иваново). [=700 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Белые Берега — Киев (автостоп) — Коростень — Новоград — Шепетовка — Здолбунов — Львов — Стрый — Брошнев — Ивано-Франковск — Коломыя — Залещики — Гусятин — Хмельницкий — Копыстин (приг.) — Винница (автостоп) — Жмеринка — Рахны — Попелюхи — Рудница (приг.) — Гайворон — Грушка (поезда УЖД) — Киев (автостоп) — Нежин — Брянск — Дятьково — Фаянсовая (приг.) — Юхнов — Москва (автостоп). [=3 400 км].

Фотографии из поездки (Гайворон и Грушка)


Львов. Вид на город с вершины у Высокого Замка.



Окраина города Залещики.

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Нижний Новгород — Чебоксары — Тюрлема (автостоп) — Арск (приг.) — Малмыж — Кильмезь (автостоп) — Ува (локомотив) — Ижевск (приг.) — Игра — Пермь (автостоп) — Кукуштан (приг.) — Ачит — Екатеринбург (автостоп) — Нижний Тагил (приг.) — Висимо-Утка — Нижний Тагил (УЖД локомотив) — Верхотурье (приг.) — Отрадново (автостоп) — Нижнеозеро — Отрадново (частная дрезина) — Сосьва (приг.) — Серов — Карпинск (автостоп) — Серов (приг.) — Карпунино — Алапаевск — Егоршино (приг.) — Кольцово (автостоп) — Екатеринбург — Шаля — Хрустальная (приг.) — Кунгур (автостоп) — Пермь — Пермь-Сортировочная (приг.) — Балезино (грузовой вагон) — Глазов (автостоп) — Киров — Буреполом (приг.) — Урень (автостоп) — Нижний Новгород (приг.) — Москва (автостоп). [=6 500 км].

Фотографии из поездки (Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога)
Фотографии из поездки (Отрадновская узкоколейная железная дорога)


Недействующий угольный карьер на окраине Карпинска. В Карпинск я прибыл для поиска следов трамвая
и междугородной трамвайной линии Карпинск — Волчанск, но найти их не удалось.

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Серпухов (приг.) — Тула (автостоп) — Орёл — Курск — Белгород — Наумовка — Харьков — Лозовая — Синельниково — Днепропетровск — Синельниково — Запорожье — Новоалексеевка — Геническ — Новоалексеевка — Симферополь — Севастополь — Симферополь (приг.) — Керчь — Славянск — Крымск (автостоп) — Краснодар — Туапсе — Белореченск (приг.) — Апшеронск — Майкоп (автостоп) — Хаджох — Майкоп — Белореченск (приг.) — Павловская — Ростов (автостоп) — Новочеркасск — Шахты (приг.) — Воронеж — Москва (автостоп). [=4 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Пенза — Кузнецк — Самара — Дёма — Инзер — Карталы — Астана — Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Иркутск — Улан-Удэ — Новоильинск — Новокижингинск — Бада — Хилок — Чита — Могоча — Архара — Хабаровск — Комсомольск — Ванино — Холмск — Ильинск — Арсентьевка — Ноглики — Оха — Ноглики — Корсаков — Владивосток — Хабаровск — Архара — Могоча — Чернышевск — Букачача — Чернышевск — Иркутск — Тайшет — Красноярск — Новосибирск — Омск — Ишим — Тюмень — Дружинино — Красноуфимск — Янаул — Агрыз — Елабуга — Цивильск — Москва. [=25 000 км].

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Санкт-Петербург — Волховстрой — Тихвин — Бабаево — Вологда — Вохтога — Ида — Юза — Кема — Никольск — Бабушкино — Вологда — Ярославль — Москва [=2 800 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Ижицы (окрестности г. Валдай) — Крестцы — Москва (автостоп). [=1 000 км].



Итого за год: [=44 300 км]







1999 год (возраст: 18 лет)




Москва — Воронеж — Ростов — Владикавказ — Тбилиси — Боржоми — Бакуриани — Боржоми — Тбилиси — Беюк-Кясик — Баку — Дербент — Махачкала — Кизил-Юрт — Астрахань — Аксарайская — Волгоград — Тамбов — Мичуринск — Москва. [=5 700 км].

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Тула — Тупик — Козельск — Дудорово — Брянск — Красный Рог — Новозыбков — Климов — Круговец — Гомель — Чернигов — Прилуки — Гребенка — Киев — Фастов — Винница — Гайворон — Подгородная — Котовск — Раздельная — Бендеры — Раздельная — Одесса — Колосовка — Тимково — Кривой Рог — Пятихатки — Кривой Рог — Верховцево — Днепропетровск — Красноград — Харьков — Граково — Купянск — Тополи — Валуйки — Алексеевка — Лиски — Воронеж — Мичуринск — Москва. [=5 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Петушки (приг.) — Лакинск — Собинка (автостоп) — Новособинский — Острова (пешком) —
Бакшеево (УЖД) — Рошаль — Москва (автостоп). 11-12 мая, 2 дня. [=250 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Ржев — Земцы — Жарковский — Кривая — Сошно — Смоленск — Владимирский Тупик — Белый — Нелидово — Москва.

Ночёвки: о.п. 240 км, окрестности Ржева (см), окрестности пос. Земцы (см), окрестности ст. Сошно (см), Владимирский Тупик (служебная постройка на станции УЖД), Комары (см). 18-22 мая, 5 дней. [=1 300 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Нижний Новгород — Ежиха — Пижма — Арба — Буреполом — Южный — Шайгино — Шахунья — Нижний Новгород — Москва. [=1 700 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Новгород — Новолисино — Санкт-Петербург — Невская Дубровка — Кировск — Жихарево — Войбокало — Олонец — Петрозаводск — Медвежьегорск — Пяльма — Тамбица — Пяльма — Пудож — Кривцы — Колово — Кривцы — Пудож — Гакугса — Муромский монастырь — Сорокополье — Озеро — Сорокополье — Вытегра — Депо — Янишево — Депо — Вологда — Кадниковский — Бекетово — Плосково — Харовск — Вожега — Коноша — Солгинский — Юра — Тёгрозеро — Пасьва — Вельск — Верховажье — Вологда — Москва. [=3 900 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Сасово — Кустарёвка — Пичкиряево — Рузаевка — Ночка — Никольск — Панциревка — Инза — Ульяновск — Нурлат — Дёма — Уфа — Иглино — Красный Ключ — Атняш — Красный Ключ — Чандар — Иглино — Аша — Кропачёво — Бердяуш — Михайловский Завод — Дружинино — Екатеринбург — Аять — Верхнетагильская — Кировград — Лёвиха — Быньговский — Нижний Тагил — Нижняя Салда — Басьяновский — Моховой — Алапаевск — Муратково — Калач — Бакарюка — Отрадново — Карпунино — Алапаевск — Егоршино — Монетный — Островное — Монетный — Екатеринбург — Красноуфимск — Юдино — Тюрлема — Владимир — Небылое — Юрьев-Польский — Александров — Москва. [=5 500 км].

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Окуловка — Неболчи — Будогощь — Тихвин (приг.) — Ефимовский (автостоп) — Алёшины Нивы — Ефимовский (локомотив) — Тешемля (грузовой вагон) — Колошма — Тешемля (локомотив) — Заборье/Лидь (пешком) — Красный Бор — Заборье/Лидь (локомотив) — Сазоново — Устюжна — Череповец (автостоп) — Вологда (приг.) — Туровец (автостоп) — Большое Жуково — Туровец (локомотив) — Пятовка (автостоп) — Крутая Осыпь (локомотив) — Пятовка — Игмас (автостоп) — Илезка — Игмас (локомотив и вагон поезда УЖД) — Великий Устюг (автостоп) — Ядриха (грузовой вагон) — Котлас (приг.) — Вычегодский (автостоп) — Черёмуха — Коряжма (пешком) — Харитоново (автостоп) — Слободской — Харитоново (поезд УЖД) — Литвиново — Урдома (пешком) — станция Сольвычегодск (приг.) — Кулой — Вельск (грузовой вагон) — Сямжа — Москва (автостоп). [=4 600 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Вязьма — Издешково — Смоленск — Выдрея (был высажен из дизель-поезда Смоленск — Витебск, ждал следующего 12 часов) — Витебск — Орша — Могилёв — Осиповичи — Слуцк — Барановичи — Минск — Руденск — Колодино — Руденск — Верейцы — Минск — Молодечно — Полоцк — Невель (ограбление сотрудниками ЛОВД на станции Невель II — отобрали все сколь-нибудь ценные вещи, часть из них удалось вернуть благодаря помощи сотрудников городского ОВД) — Новосокольники — Шаховская — Москва. [=2 800 км].



Итого за год: [=30 750 км].







2000 год (возраст: 19 лет)




Москва — Нижний Новгород (автостоп) — Урень (приг.) — Шахунья — Киров — Сыктывкар — Сосногорск (автостоп) — Печора (ПДС бесплатно) — Усинск (грузовой вагон) — Харьяга — Нарьян-Мар (автостоп) — Ома — Несь (авиастоп) — Мезень (пешком) — Пинега — Архангельск (автостоп) — Исакогорка (приг.) — Коноша (грузовой вагон) — Вожега (приг.) — Вологда — Ярославль (автостоп) — Москва (приг.). 21 января — 14 февраля, 25 дней. [=4 600 км].

Данная поездка имела некоторое сходство с поездкой в Салехард в 1997 году: она была организована «автостопщиками» из Академии Вольных путешествий. В течение некоторого времени я пересекался с другими участниками поездки, но в целом она была самостоятельной.

Самая экстремальная по природным условиям поездка: автостоп при температуре -30 °C, 100-километровый пеший поход по лесотундре (Несь — Мезень), две ночёвки в снегу среди тундры.

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Ряжск — Моршанск — Пенза — Ртищево — Саратов — Озинки — Илецк — Актюбинск — Джусалы — Арысь — Ченгельды — Ташкент — Мехнат — Хаваст — Пролетарск — Сулюкта — Исфана — Исфара — Коканд — Хаваст — Самарканд — Карши — Талимарджан — Термез — Денау — Душанбе — Курган-Тюбе — Шаартуз — Амузанг — Термез — Карши — Бухара — Чарджоу — Ташауз — Бейнеу — Макат — Аксарайская — Верхний Баскунчак — Волгоград — Арчеда — Поворино — Тамбов — Москва.

23 марта — 16 апреля, 25 дней. [=9 500 км].

В городе Курган-Тюбе был похищен паспорт, что повлекло значительные проблемы, но зато благодаря непредвиденной задержке в Курган-Тюбе я смог получить исторические фотографии узкоколейной железной дороги Душанбе — Курган-Тюбе — Куляб.

В Курган-Тюбе я прибыл в субботу, управление узкоколейной железной дороги было закрыто и открывалось лишь в понедельник. Задерживаться на два дня ради того, чтобы попасть в управление, я не собирался. Однако грабёж изменил все планы — вынужденно пришлось остаться в Курган-Тюбе, проходить длительные и неприятные процедуры в местной милиции, получать справку об утрате паспорта.

Вознаграждением за это стали ценнейшие фотографии и исторические документы, связанные с узкоколейной железной дорогой, предоставленные сотрудниками управления узкоколейной железной дороги (на тот момент оно готовилось к ликвидации, узкоколейная железная дорога уже была разобрана).

Справка об утрате паспорта, выданная в Курган-Тюбе

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Дзержинский — Люберцы — Черусти — 13 километр — Черусти — Орехово-Зуево — Москва. 7-9 мая, 3 дня. [=370 км].

Фотографии из поездки (Черусти — 13 км)
Фотографии из поездки (Дзержинский)


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Тверь — Осеченка — Бологое — Удомля — Сонково (приг.) — Пищалкино (вагон грузового поезда) — Мокеиха-2 — Пищалкино (УЖД) — Тихменево (приг.) — Великий Мох — Тихменево (УЖД) — Ваулово — Варегово — Ваулово — Ярославль — Нерехта — Иваново — 243 км — Нижний Новгород - Калининская - Толоконцево (приг.) — Бор (автотранспорт) — Большое Пикино (карьер) — Бор (УЖД) - Толоконцево (автотранспорт) — станция Тоншаево (приг.) — Сява (поезд ведомственной линии) — Новосявский — Панино (пешком) — Якшанга (частная дрезина) — Супротивный (приг.) — Полдневица (локомотив ведомственной линии) — Зинковка (частная дрезина) — Малое Раменье (на плоту) — Полдневица (поезд ведомственной линии) — Поназырево — Шарья — Кострома (автостоп) — Мисково — Караси — Мисково (УЖД) — Кострома — Москва (автостоп). 14-31 мая, 18 дней. [=3 100 км].

Ночёвки:
У железнодорожной линии к востоку от станции Удомля (см) с 14 на 15 мая МЗ
Тихменево (см)
Вау-лово (см)
Иваново (см)
окрестности платформы Калининская (см)
Бор (см)
станция Тоншаево (в заброшенном здании)
Новосявский (в заброшенном здании)
Панино (две ночёвки в доме местных жителей)
Якшанга (см)
Полдневица (см)
Плот, движущийся по реке Ветлуге
Плот, движущийся по реке Ветлуге
Кострома, окрестности узкоколейной станции (см)
Мисково, на крыше промышленного здания

Эта поездка (как и предыдущая короткая поездка) происходила без паспорта, со справкой о его утрате, выданной в Таджикистане. Новый паспорт оформлялся в Москве длительное время. В результате отсутствия паспорта не раз возникали трудности. Порой трудно было убедить, что я — не гражданин Таджикистана и не имею к этой республике ни малейшего отношения.

Фотографии из поездки (Осеченка)
Фотографии из поездки (Мокеиха)
Фотографии из поездки (Полдневица и Малое Раменье)



Заброшенный дом в нежилом посёлке Новосявский, служивший местом ночлега.



Внутренний вид комнаты в заброшенном доме.



Река Ветлуга выше населённого пункта Большая Стрелка. Вид с плота.



Плот, на котором я сплавлялся по реке Ветлуге приблизительно в течение суток.
Снимок сделан у правого берега, вблизи Большой Стрелки.



Река Ветлуга ниже Большой Стрелки.



Река Ветлуга немногим выше Малого Раменья (на карте в этом месте обозначены
«дома лесосплава»). Здесь я сошёл с плота на берег.


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________



Москва — Торфопродукт — Перегрузочная — Комиссаровка — Красное Эхо — Красный Химик — Судогда — Нерудная — Дюкино — Красный Богатырь — Нерудная — Волосатая — Муром — Навашино — Мордовщик — Кулебаки — Гремячево — Мухтолово — Сосновское — Павлово — Нижний Новгород — Москва. 21-28 июня, 8 дней. [=1 600 км].

Фотографии из поездки (Судогда и Нерудная)
Фотографии из поездки (Кулебаки)


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Бологое — Малая Вишера — Рябово — Пельгорское — 1-й участок — Пельгорское — Рябово — Санкт-Петербург — Новолисино — Радофинниково — Рогавка/Тёсово — Новгород — Луга — Лямцево — Псков — Дно — Старая Русса — Кневицы — Бологое — Москва.

Ночёвки: Бологое (см), Пельгорское (здание на станции УЖД), Новолисино (см), Новгород (см, вблизи вокзала), Лямцево (см), Дно (см), Бологое — Тверь (вместо ночёвки — ночная поездка в грузовом вагоне). 4-12 июля, 9 дней. [=2 000 км].

Фотографии из поездки (Пельгорское)
Фотография из поездки (Рогавка/Тёсово)
Фотографии из поездки (Лямцево)


Дом жительницы посёлка Тёсово (Рогавка) Галины Дюжевой, 7 июля 2000 года. В то время в Рогавке
ещё не обосновались юные железнодорожники из Санкт-Петербурга, и факт посещения посёлка
с целью исследования УЖД для многих казался удивительным явлением. Г. Дюжева (сторож депо
узкоколейной железной дороги) отнеслась ко мне исключительно хорошо и
подарила овощи, выращенные на приусадебном участке у своего дома.


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________



Москва — Брянск — Жуковка — Клетня — Мглин — Сураж — Унеча — Чигинок — Хутор-Михайловский — Локоть — Ворожба — Сумы — Смородино — Кириковка — Ахтырка — Кириковка — Харьков — Золочев — Одноробовка — Хотмыжск — Готня — Льгов — Курск — Касторная — Тербуны — Елец — Ефремов — Узловая — Москва. 28 июля — 5 августа, 9 дней. [=2 500 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Тула — Горбачёво — Белёв — Козельск — Сухиничи — Москва. 2 дня. [=800 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Ярославль — Ваулово — Варегово — Ваулово — Чёбаково — Тутаев (приг.) — Ярославль (бесплатно на речном судне) — Кострома (приг.) — Бугры (платный, но очень дешёвый вертолёт) — Исады (бесплатно на речном судне) — Любим — Казариново (автостоп) — Данилов — Ярославль — Москва (приг.).

Ночёвки: Варегово (см), Не-рех-та (см), Кострома (см), Казариново (заброшенный дом). 16-20 августа, 5 дней. [=1 200 км].

Фотографии из поездки (Тутаев)
Фотографии из поездки (Казариново)


Окрестности Костромы. Вид с борта вертолёта, выполняющего рейс Кострома — Бугры.



Окрестности Костромы. Вид с борта вертолёта, выполняющего рейс Кострома — Бугры.



Река Кострома. Пассажирское судно у пристани Исады.

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Шереметьево-1 — Санкт-Петербург (платный, но очень дешёвый самолёт) — Новый Быт - Жихарево — Путилово — 28 километр — Кировск (ГРЭС) — Кировск (Невдубстрой) — Мга — Санкт-Петербург — Шереметьево-1 (платный, но очень дешёвый самолёт) — Москва.

Ночёвки: окрестности аэропорта Шереметьево-1, Санкт-Петербург (чердак дома в центре города), Новый Быт (заброшенный дом), Санкт-Петербург.

31 октября — 3 ноября, 4 дня.
без учёта платного транспорта: [=200 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Сухиничи — Фаянсовая — Рославль — Шестёровка — Кричев — Орша — Минск — Барановичи — Лунинец — Удрицк — Сарны — Антоновка — Морочно — Заречное — Антоновка — Сарны — Ровно — Здолбунов — Бердичев — Казатин — Киев — Нежин — Муратовка — Тихонова Пустынь — Москва. 5-13 ноября, 9 дней.

Ночёвки: Сухиничи-Главные, Орша, Барановичи, Антоновка (в доме П.И. Бородавки) — Заречное-Антоновка (вместо ночёвки — в поезде), Бердичев (в доме неустановленного местного жителя) — Нежин — Тихонова Пустынь (на чердаке дома). [=3 000 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________


Москва — Вязьма — Смоленск — Орша — Минск — Барановичи — Брест — Тересполь — Брест — Минск — о.п. Бережок вблизи Борисова (всё — пригородные поезда) — Москва (автостоп).

Первая попытка самостоятельного выезда за границу. Я собирался въехать в Польшу (в то время она была безвизовой для россиян), оттуда нелегально перейти в Германию и добраться до тёплой части Европы (как минимум до юга Франции). Но польские пограничники развернули меня в Тересполе «из-за отсутствия достаточных денежных средств» и поставили депортационный штамп, что исключало возможность повторного въезда. В результате «бросок на юг» превратился в бессмысленную поездку по зимней России. Позднее я понял, что это было к лучшему: нелегальный въезд в Европу грозил серьёзными неприятностями, и польских пограничников за их решение следует только благодарить.

22-26 декабря, 5 дней. [=2 400 км].




Итого за год: [=31 270 км]








2001 год





Москва — Рязань — Мичуринск — Грязи — Борисоглебск (приг.) — Волгоград — Астрахань (автостоп) — Кизляр (приг.) — Кизилюрт (грузовой вагон) — Махачкала — Дербент — Тагиркент-Казмаляр (приг.) — Магарамкент — Худат (автостоп) — Баку — Али-Байрамлы (приг.) — Астара (бесплатно в ПДС) — Решт — Энзели — Тегеран (автостоп) — Кум — Ахваз (платно на поезде) — Генаве — Шираз — Исфахан — Тегеран (автостоп) — Миане — Тебриз (платно на поезде) — Джульфа — Мегри — Каджаран — Кафан — Горис — Сисиан — Вайк — Ереван (автостоп) — Аракс — Армавир — Гюмри — Айрум (приг.) — Садахло (пешком) — Тбилиси — Никози (приг.) — Цхинвал (пешком) — Алагир — Нальчик (автостоп) — Прохладный — Минеральные Воды — Пятигорск — Минеральные Воды — Кавказская — Кущёвка — Ростов — Лихая — Чертково — Россошь — Воронеж — Мичуринск — Рязань — Москва (приг.).

16 января — 6 марта, 50 дней. Самая продолжительная поездка. Оплаченные участки: Тегеран — Кум — Ахваз, Тегеран — Миане — Тебриз. [=10 500 км с учётом платных участков].

Частичное описание данной поездки

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Сергиев Посад — Переславичи — 4-й участок — Кубринск — Купанское — Талицы — Переславль — Берендеево — Александров — Москва.

Ночёвки: 4-й участок (хозяйственная постройка), Талицы (чердак заброшенного дома), Переславль (см), о.п. 147 км на окраине посёлка Берендеево (см). 19-23 апреля, 5 дней. [=400 км].

Фотографии из поездки (4-й участок, Кубринск, Талицы и Переславль)
Фотографии из поездки (Берендеево)



Одна из улиц посёлка Кубринск.


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Волоколамск — Ржев — Великие Луки — Дедовичи — Судома — Дно — Псков — Торошино — Крипецкое — Торошино — Псков — Пыталово — Вильнюс — Черняховск — Калининград — Светлогорск — Калининград — Советск — Черняховск — Железнодорожный (задержание пограничниками) — Калининград — Балтийск — Калининград — Советск — Пагегяй — Клайпеда — Дусейкяй (высадка из поезда) — Шяуляй — Панявежис — Вильнюс — Гудогай — Молодечно — Минск — Орша — Смоленск — Вязьма — Москва.

Оплаченные участки: Пыталово — Черняховск, Пагегяй — Клайпеда, Клайпеда — Кретинга, Дусейкяй — Шяуляй.

11-27 мая, 17 дней. [=3 600 км с учётом платных участков].

ОПИСАНИЕ ДАННОЙ ПОЕЗДКИ

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Тверь — Торжок — Соблаго — Осташков — Бологое — Малая Вишера — Саблино —
Гладкое — Саблино — Малая Вишера — Бологое — Тверь — Москва.

Ночёвки (не все): Торжок (заброшенный дачный дом), Осташков (см), Гладкое (см). 10-15 июня, 6 дней. [=1 600 км].

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Ярославль — Кострома — Никольское — Дровинки — Галич — Антропово — Маховатка — Просек — Антропово — Нея — Тотомица — Нея — Брантовка — Поломка — Брантовка — Буй — Данилов — Ярославль — Александров — Москва.

26 июня — 4 июля, 8 дней. [=1 500 км]. В этой поездке случилась одна из наиболее крупных неприятностей за всё время путешествий — избиение жителями посёлка Просек, следствием чего стал перелом фаланги пальца. Но происшествие не привело к прекращению поездки — намеченная программа, несмотря ни на что, была выполнена.

Фотографии из поездки (Антропово)
Фотографии из поездки (Тотомица)
Фотографии из поездки (Брантовка)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Нижний Новгород — Шахунья — Комсомольский — Иготино — Киров — Зуевка — Чепецкий — Талица — Чепецкий — Торфопредприятие — Зуевка — Яр — Омутнинск — Белорецк — Лытка — Белорецк — Лусники (разобранная Рякинская УЖД) — Лесные Поляны — Яр — Киров — Шахунья — Нижний Новгород — Москва.

25 июля — 4 августа, 11 дней. [=2 700 км].

Фотографии из поездки (Чепецкий)
Фотографии из поездки (Белорецк и Лытка)
Фотографии из поездки (Лесные Поляны)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Сухиничи — Чернец — Брянск — Белые Берега — Брянск — Жуковка — Рославль — Остёр — Смоленск — Занозная — Вязьма — Можайск — Москва.

19-24 августа, 6 дней. [=1 200 км].

Фотографии из поездки (Белые Берега)
Фотографии из поездки (Остёр)
Фотографии из поездки (Занозная)

_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Нижний Новгород — Киселиха — Нижний Новгород — Арзамас — Муром — Вековка — Москва.
9-11 октября, 3 дня. [=1 000 км].


_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

Москва — Брянск — Суземка — Киев — Васильков — Киев — Брянск — Москва.
20-24 октября, 5 дней. [=1 750 км].




Итого за год: [=24 230 км]

Итого все подсчитанные поездки: [=181 950 км]









2002 год





НЕ ГОТОВО







2003 год





НЕ ГОТОВО














22.05.2010 © С. Болашенко


«Сайт о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу