Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).










ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПОСЛЕ 1991 ГОДА








На этой странице представлен список железнодорожных линий широкой колеи (1520 мм), ликвидированных (полностью разобранных либо приведённых в нерабочее состояние при отсутствии реальных перспектив восстановления) после 1991 года. Как правило, в списке не отображаются линии протяжённостью менее 5 километров.

Актуальность списка: август 2008 года. Список охватывает территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В части ведомственных линий список не является полным.







________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
________________________________________________________________________________________







ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Нолька — Новый Цинглок (республика Марий Эл). Участок разобран в основном в течение 2002 года.


********************************

Нерудная — Судогда (Владимирская область). Участок полностью разобран ориентировочно в 2005 году.











ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Укурей — Ареда (Забайкальский край). Протяжённость линии Укурей — Ареда составляла 21 километр. Движения нет с 1997 года. По состоянию на 2008 год, линия была полностью разобрана.











ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Русская Поляна — Кызыл-Ту (Омская область, Акмолинская область Республики Казахстан).

Участок Граничная — Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов и почти полностью разобран, участок Русская Поляна — Граничная не действует с 2006 (?) года. Декларируются намерения восстановить.

http://kvnews.ru/archive/2006/jur9(732)/realty/4421/


********************************

Малиновое Озеро — Новоугловское — Локоть (Алтайский край). До 2006 года был частично разобран участок Новоугловское — Локоть. Позднее был разобран также и участок Малиновое Озеро — Новоугловское.

http://www.ap.altairegion.ru/134-03/gv.html


********************************

Сыропятское — Развязка — Левобережный (Омская область, Омский железнодорожный узел). По неподтверждённым данным, участок разобран в 2003 году. Данный участок был электрифицирован.


********************************

Литвиново — Акация (Кемеровская область). По неподтверждённым данным, участок разобран в 1995 году. На тот момент он относился к Кемеровской железной дороге.


********************************

Кокошино — Пихтовка (Новосибирская область).

Ответ из посёлка Северный (станция Пихтовка) касательно состояния железнодорожной линии Кокошино — Пихтовка, январь 1997 года

Участок полностью разобран, демонтаж пути завершён в 2002 (?) году.

http://www.transsib.ru/Article/article-vnovosib01.htm
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=881&sid=1
http://fotodoroga.narod.ru/Article/penek-malchiha.html
http://www.vn.ru/news-6093/
http://www.vn.ru/news-6214/
http://www.offroadmaster.ru/MVD/2007.09.1/index01.html
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3893
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/4/zs/4-33.htm



********************************

Мереть — Среднесибирская (Алтайский край, Кемеровская область).

Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов. Почти везде было открыто рабочее движение. Железная дорога эксплуатировалась ОВЭ (отделением временной эксплуатации).

В 1997 году принято варварское решение о ликвидации железной дороги. Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.

http://infopravo.by.ru/fed1997/ch07/akt23884.shtm
http://www.ognikuzbassa.ru/article/12.html?session=30f321424c56cc6db9eae27b8bde836c











КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Светлогорск — Приморск (Калиниградская область). По состоянию на 2007 год, рельсы лежат почти везде (на протяжении приблизительно 1 километра рельсы украдены). Участок непригоден для движения.











КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Амировка — Новочеремшанск (Ульяновская область). Протяжённость линии Амировка — Новочеремшанск составляла 20 километров. Движения нет с 1996 года, позднее линия была разобрана.











МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Климов — Семёновка (Брянская область — Украина, Черниговская область). Движение было прекращено в 1997 году, основная причина — появление границы. Позднее линия была разобрана.


********************************

Еленск — Дудорово (Калужская область). Участок разобран в 2007 году.
http://briansk.ru/society/200719/26849.html


********************************

Мытищи — Пирогово (Московская область). Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение — в 2000 году, разобрана в 2001 (?) году. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Львово — Казановка (Тульская область). Разобрана в 2007 (?) году. Участок Казановка - Епифань, являвшийся ведомственной линией, был разобран раньше.


********************************

Нахабино — Павловская Слобода (Московская область). Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее линия была разобрана. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Тёплое — Волово (Тульская область).


********************************

Урванка - Московская (Тульская область). Последний пригородный поезд прошёл в мае 2009 года. Линия была разобрана по преступному сговору властей Новомосковска и компании «РЖД» для строительства автодороги.


********************************

Струково - Дорогобуж (Смоленская область). Движение было прекращено ориентировочно в 2001 году. По состоянию на 2019 год, участок полностью разобран.


********************************

Валутино (Смоленск) - Сошно (Смоленская область). Движение было прекращено ориентировочно в 2014 году. По состоянию на 2019 год, участок разграбляется.


********************************

Северный обход Смоленского узла (Смоленская область). Частично разобран не позднее 1999 года. По состоянию на 2008 год, почти полностью разобран.











ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Лазаревка (Выборг) Вещево — Житково (Ленинградская область). На участке Вещево - Житково движение было прекращено в 1999 году. По состоянию на 2005 год, участок Вещево - Житково был полностью разобран.

На участке Выборг - Вещево движение было прекращено в 2009 году. По состоянию на 2019 год, участок Выборг - Вещево был полностью разобран.


********************************

Элисенваара — Сювяоро (республика Карелия). Участок полностью разобран.


********************************

Пыталово — Пурвмала — Вецуми (Псковская область, Латвийская республика). Движение было прекращено в 1992 году (основная причина — появление государственной границы). Линия разобрана ориентировочно в 2002 году. http://pskovrail.narod.ru/main525.html


********************************

Мстинский Мост — Веребье — Торбино, «Веребьинский обход» (Новгородская область). Участок полностью разобран в 2002 году, вскоре после того, как движение было переведено на прямой участок.


********************************

Сланцы - Гдов (Ленинградская область, Псковская область). Движение прекращено в -- году. Последний пригородный поезд отправился со станции Гдов --- года.

По состоянию на 2019 год, участок Сланцы - Гдов большей частью разобран. Разборка происходила несанкционированно и являлась воровством.


********************************

Валдай - Крестцы (Новгородская область). Последний поезд отправился со станции Крестцы в ноябре 2011 года.

По состоянию на 2019 год, участок Валдай - Крестцы большей частью разобран. Разборка происходила несанкционированно и являлась воровством.

Исключением являются первые 7 километров от станции Крестцы. Там находится «спецплатформа», соседствующая с одной из загородных президентских резиденций. Теоретически туда может прибыть спецпоезд с высшими лицами страны. Поэтому участок Валдай - 7 км поддерживается в сохранном и исправном состоянии.


********************************

Льняная - Сукромля (Твеская область). Статус этой линии менялся. В какое-то время она была часть железнодорожной сети общего пользования, в какое-то время - ведомственной линией.

По состоянию на 2019 год, участок Льняная - Сукромля полностью разобран.











ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Трубная — Волжский Химкомбинат (Волгоградская область, город Волжский). По неподтверждённым данным, участок полностью разобран в 1996 году. Участок был электрифицирован, использовался для движения пригородных электропоездов.











СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Асбест — 29 км — Рефтинская (19 км) (Свердловская область).

Участок пути, соединяющий станцию Асбест с остановочным пунктом Рефтинская (он же — 19 км), по состоянию на 2008 год, частично разобран, частично находится в нерабочем состоянии.











СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Шежам — Айкино (республика Коми). Участок полностью разобран не позднее 2004 года.











СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Чапаевка-Ростовская — Краснодонецкая (Ростовская область). Движение было прекращено в 1999 году. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран.


********************************

Сосыка-Ейская — Уманская (Краснодарский край). Участок полностью разобран.


********************************

Песчанокопская — Красная Гвардия (Краснодарский край, Ставропольский край). Этот участок был построен в 1980-х годах, имел обиходное название «Горбачёвский БАМ» (участок пролегал через село Привольное — родину президента СССР М.С. Горбачёва, как считается, был построен по его личной инициативе).

Участок полностью разобран после 1997 года.


********************************

Шахтная — Власовские Копи (Ростовская область, город Шахты). Участок разобран в 1997 году. По неподтверждённым данным, имел ведомственную принадлежность.


********************************

Несветай — 1092 км (граница) и далее до станции Бирюково, линия Горная — Должанская (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено в 1996 году (основная причина — появление границы). Участок разобран ориентировочно в 2006 году.


********************************

Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено ориентировочно в 1998 году (основная причина — появление границы). Позднее участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.











ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Троекурово — Лев Толстой (Липецкая область). Движение было прекращено в 1998 (?) году. По состоянию на 2007 год, участок полностью разобран.


********************************

Куликово Поле — Волово (Тульская область). Участок почти полностью разобран.







ЛИТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Лынтупы — Пабраде (Республика Беларусь, Витебская область, Литовская Республика).

Участок Лынтупы — Пабраде принадлежал Литовской железной дороге, однако на значительном протяжении пролегал по территории Республики Беларусь. Движение прекращено в 2001 году, разобран в 2002 (?) году.

















________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЛИНИИ)
________________________________________________________________________________________









Промышленная (посёлок Озёрный) — Кривая (Смоленская область, Тверская область). Не использовалась с 1995 года. Разобрана ориентировочно в 2004 году. http://sd3.livejournal.com/94456.html


********************************

Филино — Красный Профинтерн (Ярославская область). На значительной части линии рельсы сняты в 2005 году.


********************************

Дубовский — Новый Цинглок — Нежнур, Килемарская железная дорога (республика Марий Эл).

Линии разобраны в 1990-х годах.


********************************

Суслонгер — Зеленогорск, Юшутская железная дорога (республика Марий Эл).

Разобрана ориентировочно в 2004 году.


********************************

Селихин — Чёрный Мыс (Хабаровский край). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Москальво — Оха (Сахалинская область). Разобрана ориентировочно в 1999 году.


********************************

Мошково — Ташара (Новосибирская область). Разобрана в 2002 году.

http://fotodoroga.narod.ru/Article/moshkovo-tashara.html


********************************

Шимановская — Чагоян (Амурская область). Линия построена в 1980-х годах, разобрана не позднее 2005 года. Протяжённость составляла 45 км.


********************************

Алтышево — Первомайский (Чувашская республика). Разобрана после 2000 года. Протяжённость составляла 23 км.


********************************

Волосово — 46 километр (Ленинградская область). Разобрана ориентировочно в 1998 году.


********************************

Саяногорск — Черёмушки (республика Хакасия). Разобрана в 1990-х годах. http://kibik.hakasia.ru/2007/07/09/sayanogorskcheryomushki/


********************************

Окрестности города Воркута — Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское движение по маршруту Воркута — Хальмер-Ю прекратилось в 1995 году, в 1997 (?) году линия была разобрана.

В Воркуте имелся вокзал, от которого отправлялись поезда на Хальмер-Ю (когда-то и по другим маршрутам на ведомственных линиях).

http://old.wikimapia.org/1752405/ru/ — бывший вокзал в Воркуте
http://old.wikimapia.org/7263970/ru/ — станция Сырь-Яга
http://old.wikimapia.org/4263592/ru — Хальмер-Ю


********************************

Родники — Хлябово (Ивановская область). Разобрана не позднее 2005 года.

http://photofile.ru/photo/zhd_country/1395870/34940175.jpg — бывшая станция Хлябово, 2006 год


********************************

Бурачиха — Великая Речка (Мошинская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Емца — Верховский (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 1994 году.


********************************

Летнеозерский — Сосновка (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Шожма — 23 квартал (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Коноша — Мирный (Волошская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2006 году.


********************************

Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога) (Архангельская область).

Последний участок Пукса — Пуксоозеро разобран в 2001 году. Протяжённость составляла не менее 125 километров.


********************************

Мостовица — Совза — Южный и другие линии, Ерцевская железная дорога (Архангельская область, Вологодская область).

Протяжённость Ерцевской железной дороги составляла около 200 километров. По состоянию на 2005 год, оставалось 17 километров (Ерцево — Мостовица), остальное было разобрано.


********************************

Биркино — Новомичуринск (Рязанская область). Линия была электрифицирована. Разобрана не позднее 1999 года.


********************************

Старожилово — Истье (Рязанская область). Разобрана ориентировочно в начале 1990-х годов.


********************************

Вижай — Средняя Усьва (Пермский край). Протяжённость линии Вижай — Средняя Усьва составляла 71 километр. Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Казариново — Гагарино (Костромская область). Разобрана (кроме первых 1500 метров) в 2002 году.


********************************

Айкувен — Ловозеро (Мурманская область). Разобрана в 2007 году. Протяжённость составляла 87 километров, с учётом ветви от станции Ловозеро до воинской части — 98 километров.


********************************

Нял — Заозерск (Мурманская область). Полностью разобрана не позднее 2003 года.

Фотографии:
http://vladsc.narod.ru/2003/062223.htm
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/3571_xm.jpg
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/357100m.jpg



********************************

Ощепково — Бутка (Свердловская область).

Разобрана в 1990-х годах, в период, когда президентом России являлся Б.Н. Ельцин (несмотря на то, что село Бутка — его родина).


********************************

Изумруд — Малышево (Свердловская область, г. Асбест).

Линия была разобрана в 1990-х годах. Возможно, она была построена, но не была введена в эксплуатацию.


********************************

Подволошная — Заводская (Свердловская область, г. Первоуральск).

По состоянию на 2008, участок почти полностью разобран.


********************************

Дегтярск — Крылатовский рудник (Свердловская область, г. Дегтярск).

Протяжённость линии составляла 12 километров. Разобрана не позднее 2004 года.


********************************

Сотрино — Первомайский - Боровой (Свердловская область).

Железнодорожная линия Сотрино — Первомайский - Боровой на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Ответ начальника отделения связи посёлка Первомайский касательно состояния железнодорожной линии Сотрино — Первомайский - Боровой, апрель 1998 года

Железнодорожная линия разобрана в 1990-х годах.


********************************

Угра — окрестности населённого пункта Якимцево (Смоленская область).

Железнодорожная линия Угра — н.п. Якимцево на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году

Линия связывала станцию Угра с заводом на месторождении щебня, освоение которого прекратилось. По другой версии - с объектами военного назначения. Протяжённость линии составляла 31 километр. Железнодорожная линия была построена в 1980-х годах. Полностью разобрана не позднее 2001 года.


********************************

Неман — Маломожайское (Калининградская область). Участок разобран ориентировочно в 1997 году.


********************************

Камская — Беркуты (Удмуртская республика). Разобрана в 2004 году.


********************************

Потьма — Шалы — Барашево, Шалы — Лесной (республика Мордовия).

Протяжённость линии Потьма — Барашево составляла 50 километров, протяжённость участка Шалы — Лесной составляла около 10 км.

В результате варварского и преступного решения кого-то из представителей руководства ФСИН лишился железной дороги Темниковский район республики Мордовия, посёлки Зубово-Полянского района с населением 18 000 жителей, многочисленные исправительно-трудовые учреждения. Почти все они производят различную промышленную продукцию, их существование ещё недавно нельзя было представить без железной дороги.

http://zubova-poliana.narod.ru/old-photo161.htm
http://old.wikimapia.org/6580154/ru/ — станция Потьма II.


********************************

Чёрная — Крутоборка (Гайно-Кайская железная дорога) (Пермский край, республика Коми). Разобрана в 2007-2008 годах.


********************************

Плоская — Чистик (Смоленская область).

Полностью разобрана ориентировочно в 1996 году.


********************************

Мозолево-2 (Бокситогорск) — 3-й рудник и далее (Ленинградская область). Разобрана не позднее 2002 года.


********************************

Заинск — Камские Поляны, стройплощадка Татарской АЭС (республика Татарстан). Протяжённость линии составляла 69 километров. Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после консервации строительства Татарской АЭС.


********************************

Карамыш — Красноармейск (Саратовская область). Полностью разобрана в 1990-х годах.


********************************

Доронинская — Тованово — Перегрузочная (Тверская область). Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после отказа от проекта строительства механизированного торфоперегруза вблизи посёлка Новая Орша.


********************************

Щёкино — Шевелёвка — Липки — Дедилово (Тульская область). Разобрана в 2007 году.


********************************

Уречье — окрестности населённого пункта Щитковичи (Республика Беларусь, Минская область).

Линия связывала станцию Уречье с объектами военного назначения. Полностью разобрана не позднее 2005 года.













________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НЕ ДЕЙСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
________________________________________________________________________________________







Морозовская-Южная — Черкасская (Ростовская область, Северо-Кавказская железная дорога).

Движение было прекращено в 1997 году. Позднее участок был частично разобран.

В 2008 году принято решение о восстановлении железнодорожной линии. В 2009 году предполагалось открытие сквозного движения, однако эти планы не осуществлены.

В марте 2017 года сквозное движение грузовых поездов было открыто.


********************************

Постой — Лапшанга (Нижегородская область, Горьковская железная дорога).

Участок Постой — Лапшанга не разбирался, но движения на нём с 1999 года почти не было. По состоянию на 2007 год, участок был непригоден для движения.

В 2008 году было принято решение о восстановлении движения на участке Постой — Лапшанга.

В 2009 году было открыто движение пассажирских поездов до Лапшанги.













23.09.2008 © С. Болашенко

на главную страницу