Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!






ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПОСЛЕ 1991 ГОДА








На этой странице представлен список железнодорожных линий широкой колеи (1520 мм), ликвидированных (полностью разобранных либо приведённых в нерабочее состояние при отсутствии реальных перспектив восстановления) после 1991 года. Как правило, в списке не отображаются линии протяжённостью менее 5 километров.

Актуальность списка: август 2008 года. Список охватывает территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В части ведомственных линий список не является полным.







________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
________________________________________________________________________________________







ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Нолька — Новый Цинглок (республика Марий Эл). Участок разобран в основном в течение 2002 года.


********************************

Нерудная — Судогда (Владимирская область). Участок полностью разобран ориентировочно в 2005 году.











ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Укурей — Ареда (Забайкальский край). Протяжённость линии Укурей — Ареда составляла 21 километр. Движения нет с 1997 года. По состоянию на 2008 год, линия была полностью разобрана.











ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Русская Поляна — Кызыл-Ту (Омская область, Акмолинская область Республики Казахстан).

Участок Граничная — Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов и почти полностью разобран, участок Русская Поляна — Граничная не действует с 2006 (?) года.

http://kvnews.ru/archive/2006/jur9(732)/realty/4421/


********************************

Малиновое Озеро — Новоугловское — Локоть (Алтайский край). До 2006 года был частично разобран участок Новоугловское — Локоть. По неподтверждённым данным, позднее был разобран также участок Малиновое Озеро — Новоугловское.

http://www.ap.altairegion.ru/134-03/gv.html


********************************

Сыропятское — Развязка — Левобережный (Омская область, Омский железнодорожный узел). По неподтверждённым данным, участок разобран в 2003 году. Данный участок был электрифицирован.


********************************

Литвиново — Акация (Кемеровская область). По неподтверждённым данным, участок разобран в 1995 году. На тот момент он относился к Кемеровской железной дороге.


********************************

Кокошино — Пихтовка (Новосибирская область).

Ответ из посёлка Северный (станция Пихтовка) касательно состояния железнодорожной линии Кокошино — Пихтовка, январь 1997 года

Участок полностью разобран, демонтаж пути завершён в 2002 (?) году.

http://www.transsib.ru/Article/article-vnovosib01.htm
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=881&sid=1
http://fotodoroga.narod.ru/Article/penek-malchiha.html
http://www.vn.ru/01.09.2000/citynews/6214/
http://www.offroadmaster.ru/MVD/2007.09.1/index01.html
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3893
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/4/zs/4-33.htm



********************************

Мереть — Среднесибирская (Алтайский край, Кемеровская область).

Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов. Практически везде было открыто рабочее движение. Железная дорога эксплуатировалась ОВЭ (отделением временной эксплуатации).

В 1997 году принято решение о ликвидации дороги. Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.

http://infopravo.by.ru/fed1997/ch07/akt23884.shtm
http://www.ognikuzbassa.ru/article/12.html?session=30f321424c56cc6db9eae27b8bde836c











КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Светлогорск — Приморск (Калиниградская область). По состоянию на 2007 год, рельсы лежат почти везде (на протяжении приблизительно 1 километра рельсы украдены). Участок непригоден для движения.











КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Амировка — Новочеремшанск (Ульяновская область). Протяжённость линии Амировка — Новочеремшанск составляла 20 километров. Движения нет с 1996 года, позднее линия была разобрана.











МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Климов — Семёновка (Брянская область — Украина, Черниговская область). Движение было прекращено в 1997 году, основная причина — появление границы. Позднее линия была разобрана.


********************************

Еленск — Дудорово (Калужская область). Участок разобран в 2007 году.
http://briansk.ru/society/200719/26849.html


********************************

Мытищи — Пирогово (Московская область). Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение — в 2000 году, разобрана в 2001 (?) году. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Львово — Казановка (Тульская область). Разобрана в 2007 (?) году.


********************************

Нахабино — Павловская Слобода (Московская область). Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее линия была разобрана. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Тёплое — Волово (Тульская область).


********************************

Северный обход Смоленского узла (Смоленская область). Частично разобран не позднее 1999 года. По состоянию на 2008 год, почти полностью разобран.











ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Вещево — Житково (Ленинградская область). Движение было прекращено в 1999 году. По состоянию на 2005 год, участок разобран.


********************************

Элисенваара — Сювяоро (республика Карелия). Участок полностью разобран.


********************************

Пыталово — Пурвмала — Вецуми (Псковская область, Латвийская республика). Движение было прекращено в 1992 году (основная причина — появление государственной границы). Линия разобрана ориентировочно в 2002 году. http://pskovrail.narod.ru/main525.html


********************************

Мстинский Мост — Веребье — Торбино, «Веребьинский обход» (Новгородская область). Участок полностью разобран в 2002 году.











ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Трубная — Волжский Химкомбинат (Волгоградская область, город Волжский). По неподтверждённым данным, участок полностью разобран в 1996 году. Участок был электрифицирован, использовался для движения пригородных электропоездов.











СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Асбест — 29 км — Рефтинская (19 км) (Свердловская область).

Участок пути, соединяющий станцию Асбест с остановочным пунктом Рефтинская (он же — 19 км), по состоянию на 2008 год, частично разобран, частично находится в нерабочем состоянии.











СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Шежам — Айкино (республика Коми). Участок полностью разобран не позднее 2004 года.











СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Чапаевка-Ростовская — Краснодонецкая (Ростовская область). Движение было прекращено в 1999 году. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран.


********************************

Сосыка-Ейская — Уманская (Краснодарский край). Участок полностью разобран.


********************************

Песчанокопская — Красная Гвардия (Краснодарский край, Ставропольский край). Этот участок был построен в 1980-х годах, имел обиходное название «Горбачёвский БАМ» (участок пролегал через село Привольное — родину президента СССР М.С. Горбачёва, как считается, был построен по его личной инициативе).

Участок полностью разобран после 1997 года.


********************************

Шахтная — Власовские Копи (Ростовская область, город Шахты). Участок разобран в 1997 году. По неподтверждённым данным, имел ведомственную принадлежность.


********************************

Несветай — 1092 км (граница) и далее до станции Бирюково, линия Горная — Должанская (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено в 1996 году (основная причина — появление границы). Участок разобран ориентировочно в 2006 году.


********************************

Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено ориентировочно в 1998 году (основная причина — появление границы). Позднее участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.











ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Троекурово — Лев Толстой (Липецкая область). Движение было прекращено в 1998 (?) году. По состоянию на 2007 год, участок полностью разобран.


********************************

Куликово Поле — Волово (Тульская область). Участок почти полностью разобран.







ЛИТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Лынтупы — Пабраде (Республика Беларусь, Витебская область, Литовская Республика).

Участок Лынтупы — Пабраде принадлежал Литовской железной дороге, однако на значительном протяжении пролегал по территории Республики Беларусь. Движение прекращено в 2001 году, разобран в 2002 (?) году.

















________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЛИНИИ)
________________________________________________________________________________________









Промышленная (посёлок Озёрный) — Кривая (Смоленская область, Тверская область). Не использовалась с 1995 года. Разобрана ориентировочно в 2004 году. http://sd3.livejournal.com/94456.html


********************************

Филино — Красный Профинтерн (Ярославская область). На значительной части линии рельсы сняты в 2005 году.


********************************

Дубовский — Новый Цинглок — Нежнур, Килемарская железная дорога (республика Марий Эл).

Линии разобраны в 1990-х годах.


********************************

Суслонгер — Зеленогорск, Юшутская железная дорога (республика Марий Эл).

Разобрана ориентировочно в 2004 году.


********************************

Селихин — Чёрный Мыс (Хабаровский край). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Москальво — Оха (Сахалинская область). Разобрана ориентировочно в 1999 году.


********************************

Мошково — Ташара (Новосибирская область). Разобрана в 2002 году.

http://fotodoroga.narod.ru/Article/moshkovo-tashara.html


********************************

Шимановская — Чагоян (Амурская область). Линия построена в 1980-х годах, разобрана не позднее 2005 года. Протяжённость составляла 45 км.


********************************

Алтышево — Первомайский (Чувашская республика). Разобрана после 2000 года. Протяжённость составляла 23 км.


********************************

Волосово — 46 километр (Ленинградская область). Разобрана ориентировочно в 1998 году.


********************************

Саяногорск — Черёмушки (республика Хакасия). Разобрана в 1990-х годах. http://kibik.hakasia.ru/2007/07/09/sayanogorskcheryomushki/


********************************

Окрестности города Воркута — Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское движение по маршруту Воркута — Хальмер-Ю прекратилось в 1995 году, в 1997 (?) году линия была разобрана.

В Воркуте имелся вокзал, от которого отправлялись поезда на Хальмер-Ю (когда-то и по другим маршрутам на ведомственных линиях).

http://old.wikimapia.org/1752405/ru/ — бывший вокзал в Воркуте
http://old.wikimapia.org/7263970/ru/ — станция Сырь-Яга
http://old.wikimapia.org/4263592/ru — Хальмер-Ю


********************************

Родники — Хлябово (Ивановская область). Разобрана не позднее 2005 года.

http://photofile.ru/photo/zhd_country/1395870/34940175.jpg — бывшая станция Хлябово, 2006 год


********************************

Бурачиха — Великая Речка (Мошинская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Емца — Верховский (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 1994 году.


********************************

Летнеозерский — Сосновка (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Шожма — 23 квартал (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Коноша — Мирный (Волошская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2006 году.


********************************

Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога) (Архангельская область).

Последний участок Пукса — Пуксоозеро разобран в 2001 году. Протяжённость составляла не менее 125 километров.


********************************

Мостовица — Совза — Южный и другие линии, Ерцевская железная дорога (Архангельская область, Вологодская область).

Протяжённость Ерцевской железной дороги составляла около 200 километров. По состоянию на 2005 год, оставалось 17 километров (Ерцево — Мостовица), остальное было разобрано.


********************************

Биркино — Новомичуринск (Рязанская область). Линия была электрифицирована. Разобрана не позднее 1999 года.


********************************

Старожилово — Истье (Рязанская область). Разобрана ориентировочно в начале 1990-х годов.


********************************

Вижай — Средняя Усьва (Пермский край). Протяжённость линии Вижай — Средняя Усьва составляла 71 километр. Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Казариново — Гагарино (Костромская область). Разобрана (кроме первых 1500 метров) в 2002 году.


********************************

Айкувен — Ловозеро (Мурманская область). Разобрана в 2007 году. Протяжённость составляла 87 километров, с учётом ветви от станции Ловозеро до воинской части — 98 километров.


********************************

Нял — Заозерск (Мурманская область). Полностью разобрана не позднее 2003 года.

Фотографии:
http://vladsc.narod.ru/2003/062223.htm
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/3571_xm.jpg
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/357100m.jpg



********************************

Ощепково — Бутка (Свердловская область).

Разобрана в 1990-х годах, в период, когда президентом России являлся Б.Н. Ельцин (несмотря на то, что село Бутка — его родина).


********************************

Изумруд — Малышево (Свердловская область, г. Асбест).

Линия была разобрана в 1990-х годах. Возможно, она была построена, но не была введена в эксплуатацию.


********************************

Подволошная — Заводская (Свердловская область, г. Первоуральск).

По состоянию на 2008, участок почти полностью разобран.


********************************

Дегтярск — Крылатовский рудник (Свердловская область, г. Дегтярск).

Протяжённость линии составляла 12 километров. Разобрана не позднее 2004 года.


********************************

Сотрино — Первомайский - Боровой (Свердловская область).

Железнодорожная линия Сотрино — Первомайский - Боровой на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Ответ начальника отделения связи посёлка Первомайский касательно состояния железнодорожной линии Сотрино — Первомайский - Боровой, апрель 1998 года

Железнодорожная линия разобрана в 1990-х годах.


********************************

Угра — окрестности населённого пункта Якимцево (Смоленская область).

Железнодорожная линия Угра — н.п. Якимцево на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году

Линия связывала станцию Угра с объектами военного назначения. Протяжённость линии составляла 31 километр. Железнодорожная линия была построена в 1980-х годах. Полностью разобрана не позднее 2001 года.


********************************

Неман — Маломожайское (Калининградская область). Участок разобран ориентировочно в 1997 году.


********************************

Камская — Беркуты (Удмуртская республика). Разобрана в 2004 году.


********************************

Потьма — Шалы — Барашево, Шалы — Лесной (республика Мордовия).

Протяжённость линии Потьма — Барашево составляла 50 километров, протяжённость участка Шалы — Лесной составляла около 10 км.

В результате варварского и преступного решения кого-то из представителей руководства ФСИН лишился железной дороги Темниковский район республики Мордовия, посёлки Зубово-Полянского района с населением 18 000 жителей, многочисленные исправительно-трудовые учреждения. Почти все они производят различную промышленную продукцию, их существование ещё недавно нельзя было представить без железной дороги.

http://zubova-poliana.narod.ru/old-photo161.htm
http://old.wikimapia.org/6580154/ru/ — станция Потьма II.


********************************

Чёрная — Крутоборка (Гайно-Кайская железная дорога) (Пермский край, республика Коми). Разобрана в 2007-2008 годах.


********************************

Плоская — Чистик (Смоленская область).

Полностью разобрана ориентировочно в 1996 году.


********************************

Мозолево-2 (Бокситогорск) — 3-й рудник и далее (Ленинградская область). Разобрана не позднее 2002 года.


********************************

Заинск — Камские Поляны, стройплощадка Татарской АЭС (республика Татарстан). Протяжённость линии составляла 69 километров. Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после консервации строительства Татарской АЭС.


********************************

Карамыш — Красноармейск (Саратовская область). Полностью разобрана в 1990-х годах.


********************************

Доронинская — Тованово — Перегрузочная (Тверская область). Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после отказа от проекта строительства механизированного торфоперегруза вблизи посёлка Новая Орша.


********************************

Щёкино — Шевелёвка — Липки — Дедилово (Тульская область). Разобрана в 2007 году.


********************************

Уречье — окрестности населённого пункта Щитковичи (Республика Беларусь, Минская область).

Линия связывала станцию Уречье с объектами военного назначения. Полностью разобрана не позднее 2005 года.













________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НЕ ДЕЙСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
________________________________________________________________________________________







Морозовская-Южная — Черкасская (Ростовская область, Северо-Кавказская железная дорога).

Движение было прекращено в 1997 году. Позднее участок был частично разобран.

В 2008 году принято решение о восстановлении железнодорожной линии. В 2009 году предполагалось открытие сквозного движения, однако эти планы не осуществлены.


********************************

Постой — Лапшанга (Нижегородская область, Горьковская железная дорога).

Участок Постой — Лапшанга не разбирался, но движения на нём с 1999 года почти не было. По состоянию на 2007 год, участок был непригоден для движения.

В 2008 году было принято решение о восстановлении движения на участке Постой — Лапшанга.

В 2009 году было открыто движение пассажирских поездов до Лапшанги.













23.09.2008 © С. Болашенко

на главную страницу