Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.






ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПОСЛЕ 1991 ГОДА








На этой странице представлен список железнодорожных линий широкой колеи (1520 мм), ликвидированных (полностью разобранных либо приведённых в нерабочее состояние при отсутствии реальных перспектив восстановления) после 1991 года. Как правило, в списке не отображаются линии протяжённостью менее 5 километров.

Актуальность списка: август 2008 года. Список охватывает территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В части ведомственных линий список не является полным.







________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
________________________________________________________________________________________







ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Нолька — Новый Цинглок (республика Марий Эл). Участок разобран в основном в течение 2002 года.


********************************

Нерудная — Судогда (Владимирская область). Участок полностью разобран ориентировочно в 2005 году.











ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Укурей — Ареда (Забайкальский край). Протяжённость линии Укурей — Ареда составляла 21 километр. Движения нет с 1997 года. По состоянию на 2008 год, линия была полностью разобрана.











ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Русская Поляна — Кызыл-Ту (Омская область, Акмолинская область Республики Казахстан).

Участок Граничная — Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов и почти полностью разобран, участок Русская Поляна — Граничная не действует с 2006 (?) года.

http://kvnews.ru/archive/2006/jur9(732)/realty/4421/


********************************

Малиновое Озеро — Новоугловское — Локоть (Алтайский край). До 2006 года был частично разобран участок Новоугловское — Локоть. По неподтверждённым данным, позднее был разобран также участок Малиновое Озеро — Новоугловское.

http://www.ap.altairegion.ru/134-03/gv.html


********************************

Сыропятское — Развязка — Левобережный (Омская область, Омский железнодорожный узел). По неподтверждённым данным, участок разобран в 2003 году. Данный участок был электрифицирован.


********************************

Литвиново — Акация (Кемеровская область). По неподтверждённым данным, участок разобран в 1995 году. На тот момент он относился к Кемеровской железной дороге.


********************************

Кокошино — Пихтовка (Новосибирская область).

Ответ из посёлка Северный (станция Пихтовка) касательно состояния железнодорожной линии Кокошино — Пихтовка, январь 1997 года

Участок полностью разобран, демонтаж пути завершён в 2002 (?) году.

http://www.transsib.ru/Article/article-vnovosib01.htm
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=881&sid=1
http://fotodoroga.narod.ru/Article/penek-malchiha.html
http://www.vn.ru/01.09.2000/citynews/6214/
http://www.offroadmaster.ru/MVD/2007.09.1/index01.html
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3893
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/4/zs/4-33.htm



********************************

Мереть — Среднесибирская (Алтайский край, Кемеровская область).

Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов. Практически везде было открыто рабочее движение. Железная дорога эксплуатировалась ОВЭ (отделением временной эксплуатации).

В 1997 году принято решение о ликвидации дороги. Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.

http://infopravo.by.ru/fed1997/ch07/akt23884.shtm
http://www.ognikuzbassa.ru/article/12.html?session=30f321424c56cc6db9eae27b8bde836c











КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Светлогорск — Приморск (Калиниградская область). По состоянию на 2007 год, рельсы лежат почти везде (на протяжении приблизительно 1 километра рельсы украдены). Участок непригоден для движения.











КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Амировка — Новочеремшанск (Ульяновская область). Протяжённость линии Амировка — Новочеремшанск составляла 20 километров. Движения нет с 1996 года, позднее линия была разобрана.











МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Климов — Семёновка (Брянская область — Украина, Черниговская область). Движение было прекращено в 1997 году, основная причина — появление границы. Позднее линия была разобрана.


********************************

Еленск — Дудорово (Калужская область). Участок разобран в 2007 году.
http://briansk.ru/society/200719/26849.html


********************************

Мытищи — Пирогово (Московская область). Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение — в 2000 году, разобрана в 2001 (?) году. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Львово — Казановка (Тульская область). Разобрана в 2007 (?) году.


********************************

Нахабино — Павловская Слобода (Московская область). Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее линия была разобрана. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.


********************************

Тёплое — Волово (Тульская область).


********************************

Северный обход Смоленского узла (Смоленская область). Частично разобран не позднее 1999 года. По состоянию на 2008 год, почти полностью разобран.











ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Вещево — Житково (Ленинградская область). Движение было прекращено в 1999 году. По состоянию на 2005 год, участок разобран.


********************************

Элисенваара — Сювяоро (республика Карелия). Участок полностью разобран.


********************************

Пыталово — Пурвмала — Вецуми (Псковская область, Латвийская республика). Движение было прекращено в 1992 году (основная причина — появление государственной границы). Линия разобрана ориентировочно в 2002 году. http://pskovrail.narod.ru/main525.html


********************************

Мстинский Мост — Веребье — Торбино, «Веребьинский обход» (Новгородская область). Участок полностью разобран в 2002 году.











ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Трубная — Волжский Химкомбинат (Волгоградская область, город Волжский). По неподтверждённым данным, участок полностью разобран в 1996 году. Участок был электрифицирован, использовался для движения пригородных электропоездов.











СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Асбест — 29 км — Рефтинская (19 км) (Свердловская область).

Участок пути, соединяющий станцию Асбест с остановочным пунктом Рефтинская (он же — 19 км), по состоянию на 2008 год, частично разобран, частично находится в нерабочем состоянии.











СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Шежам — Айкино (республика Коми). Участок полностью разобран не позднее 2004 года.











СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Чапаевка-Ростовская — Краснодонецкая (Ростовская область). Движение было прекращено в 1999 году. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран.


********************************

Сосыка-Ейская — Уманская (Краснодарский край). Участок полностью разобран.


********************************

Песчанокопская — Красная Гвардия (Краснодарский край, Ставропольский край). Этот участок был построен в 1980-х годах, имел обиходное название «Горбачёвский БАМ» (участок пролегал через село Привольное — родину президента СССР М.С. Горбачёва, как считается, был построен по его личной инициативе).

Участок полностью разобран после 1997 года.


********************************

Шахтная — Власовские Копи (Ростовская область, город Шахты). Участок разобран в 1997 году. По неподтверждённым данным, имел ведомственную принадлежность.


********************************

Несветай — 1092 км (граница) и далее до станции Бирюково, линия Горная — Должанская (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено в 1996 году (основная причина — появление границы). Участок разобран ориентировочно в 2006 году.


********************************

Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено ориентировочно в 1998 году (основная причина — появление границы). Позднее участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.











ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Троекурово — Лев Толстой (Липецкая область). Движение было прекращено в 1998 (?) году. По состоянию на 2007 год, участок полностью разобран.


********************************

Куликово Поле — Волово (Тульская область). Участок почти полностью разобран.







ЛИТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА




Лынтупы — Пабраде (Республика Беларусь, Витебская область, Литовская Республика).

Участок Лынтупы — Пабраде принадлежал Литовской железной дороге, однако на значительном протяжении пролегал по территории Республики Беларусь. Движение прекращено в 2001 году, разобран в 2002 (?) году.

















________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЛИНИИ)
________________________________________________________________________________________









Промышленная (посёлок Озёрный) — Кривая (Смоленская область, Тверская область). Не использовалась с 1995 года. Разобрана ориентировочно в 2004 году. http://sd3.livejournal.com/94456.html


********************************

Филино — Красный Профинтерн (Ярославская область). На значительной части линии рельсы сняты в 2005 году.


********************************

Дубовский — Новый Цинглок — Нежнур, Килемарская железная дорога (республика Марий Эл).

Линии разобраны в 1990-х годах.


********************************

Суслонгер — Зеленогорск, Юшутская железная дорога (республика Марий Эл).

Разобрана ориентировочно в 2004 году.


********************************

Селихин — Чёрный Мыс (Хабаровский край). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Москальво — Оха (Сахалинская область). Разобрана ориентировочно в 1999 году.


********************************

Мошково — Ташара (Новосибирская область). Разобрана в 2002 году.

http://fotodoroga.narod.ru/Article/moshkovo-tashara.html


********************************

Шимановская — Чагоян (Амурская область). Линия построена в 1980-х годах, разобрана не позднее 2005 года. Протяжённость составляла 45 км.


********************************

Алтышево — Первомайский (Чувашская республика). Разобрана после 2000 года. Протяжённость составляла 23 км.


********************************

Волосово — 46 километр (Ленинградская область). Разобрана ориентировочно в 1998 году.


********************************

Саяногорск — Черёмушки (республика Хакасия). Разобрана в 1990-х годах. http://kibik.hakasia.ru/2007/07/09/sayanogorskcheryomushki/


********************************

Окрестности города Воркута — Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское движение по маршруту Воркута — Хальмер-Ю прекратилось в 1995 году, в 1997 (?) году линия была разобрана.

В Воркуте имелся вокзал, от которого отправлялись поезда на Хальмер-Ю (когда-то и по другим маршрутам на ведомственных линиях).

http://old.wikimapia.org/1752405/ru/ — бывший вокзал в Воркуте
http://old.wikimapia.org/7263970/ru/ — станция Сырь-Яга
http://old.wikimapia.org/4263592/ru — Хальмер-Ю


********************************

Родники — Хлябово (Ивановская область). Разобрана не позднее 2005 года.

http://photofile.ru/photo/zhd_country/1395870/34940175.jpg — бывшая станция Хлябово, 2006 год


********************************

Бурачиха — Великая Речка (Мошинская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Емца — Верховский (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 1994 году.


********************************

Летнеозерский — Сосновка (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Шожма — 23 квартал (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.


********************************

Коноша — Мирный (Волошская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2006 году.


********************************

Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога) (Архангельская область).

Последний участок Пукса — Пуксоозеро разобран в 2001 году. Протяжённость составляла не менее 125 километров.


********************************

Мостовица — Совза — Южный и другие линии, Ерцевская железная дорога (Архангельская область, Вологодская область).

Протяжённость Ерцевской железной дороги составляла около 200 километров. По состоянию на 2005 год, оставалось 17 километров (Ерцево — Мостовица), остальное было разобрано.


********************************

Биркино — Новомичуринск (Рязанская область). Линия была электрифицирована. Разобрана не позднее 1999 года.


********************************

Старожилово — Истье (Рязанская область). Разобрана ориентировочно в начале 1990-х годов.


********************************

Вижай — Средняя Усьва (Пермский край). Протяжённость линии Вижай — Средняя Усьва составляла 71 километр. Разобрана ориентировочно в 2000 году.


********************************

Казариново — Гагарино (Костромская область). Разобрана (кроме первых 1500 метров) в 2002 году.


********************************

Айкувен — Ловозеро (Мурманская область). Разобрана в 2007 году. Протяжённость составляла 87 километров, с учётом ветви от станции Ловозеро до воинской части — 98 километров.


********************************

Нял — Заозерск (Мурманская область). Полностью разобрана не позднее 2003 года.

Фотографии:
http://vladsc.narod.ru/2003/062223.htm
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/3571_xm.jpg
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/357100m.jpg



********************************

Ощепково — Бутка (Свердловская область).

Разобрана в 1990-х годах, в период, когда президентом России являлся Б.Н. Ельцин (несмотря на то, что село Бутка — его родина).


********************************

Изумруд — Малышево (Свердловская область, г. Асбест).

Линия была разобрана в 1990-х годах. Возможно, она была построена, но не была введена в эксплуатацию.


********************************

Подволошная — Заводская (Свердловская область, г. Первоуральск).

По состоянию на 2008, участок почти полностью разобран.


********************************

Дегтярск — Крылатовский рудник (Свердловская область, г. Дегтярск).

Протяжённость линии составляла 12 километров. Разобрана не позднее 2004 года.


********************************

Сотрино — Первомайский - Боровой (Свердловская область).

Железнодорожная линия Сотрино — Первомайский - Боровой на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Ответ начальника отделения связи посёлка Первомайский касательно состояния железнодорожной линии Сотрино — Первомайский - Боровой, апрель 1998 года

Железнодорожная линия разобрана в 1990-х годах.


********************************

Угра — окрестности населённого пункта Якимцево (Смоленская область).

Железнодорожная линия Угра — н.п. Якимцево на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году

Линия связывала станцию Угра с объектами военного назначения. Протяжённость линии составляла 31 километр. Железнодорожная линия была построена в 1980-х годах. Полностью разобрана не позднее 2001 года.


********************************

Неман — Маломожайское (Калининградская область). Участок разобран ориентировочно в 1997 году.


********************************

Камская — Беркуты (Удмуртская республика). Разобрана в 2004 году.


********************************

Потьма — Шалы — Барашево, Шалы — Лесной (республика Мордовия).

Протяжённость линии Потьма — Барашево составляла 50 километров, протяжённость участка Шалы — Лесной составляла около 10 км.

В результате варварского и преступного решения кого-то из представителей руководства ФСИН лишился железной дороги Темниковский район республики Мордовия, посёлки Зубово-Полянского района с населением 18 000 жителей, многочисленные исправительно-трудовые учреждения. Почти все они производят различную промышленную продукцию, их существование ещё недавно нельзя было представить без железной дороги.

http://zubova-poliana.narod.ru/old-photo161.htm
http://old.wikimapia.org/6580154/ru/ — станция Потьма II.


********************************

Чёрная — Крутоборка (Гайно-Кайская железная дорога) (Пермский край, республика Коми). Разобрана в 2007-2008 годах.


********************************

Плоская — Чистик (Смоленская область).

Полностью разобрана ориентировочно в 1996 году.


********************************

Мозолево-2 (Бокситогорск) — 3-й рудник и далее (Ленинградская область). Разобрана не позднее 2002 года.


********************************

Заинск — Камские Поляны, стройплощадка Татарской АЭС (республика Татарстан). Протяжённость линии составляла 69 километров. Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после консервации строительства Татарской АЭС.


********************************

Карамыш — Красноармейск (Саратовская область). Полностью разобрана в 1990-х годах.


********************************

Доронинская — Тованово — Перегрузочная (Тверская область). Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после отказа от проекта строительства механизированного торфоперегруза вблизи посёлка Новая Орша.


********************************

Щёкино — Шевелёвка — Липки — Дедилово (Тульская область). Разобрана в 2007 году.


********************************

Уречье — окрестности населённого пункта Щитковичи (Республика Беларусь, Минская область).

Линия связывала станцию Уречье с объектами военного назначения. Полностью разобрана не позднее 2005 года.













________________________________________________________________________________________

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НЕ ДЕЙСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
________________________________________________________________________________________







Морозовская-Южная — Черкасская (Ростовская область, Северо-Кавказская железная дорога).

Движение было прекращено в 1997 году. Позднее участок был частично разобран.

В 2008 году принято решение о восстановлении железнодорожной линии. В 2009 году предполагалось открытие сквозного движения, однако эти планы не осуществлены.


********************************

Постой — Лапшанга (Нижегородская область, Горьковская железная дорога).

Участок Постой — Лапшанга не разбирался, но движения на нём с 1999 года почти не было. По состоянию на 2007 год, участок был непригоден для движения.

В 2008 году было принято решение о восстановлении движения на участке Постой — Лапшанга.

В 2009 году было открыто движение пассажирских поездов до Лапшанги.













23.09.2008 © С. Болашенко

на главную страницу