ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР









За всю историю России и Советского Союза зафиксировано сравнительно немного случаев появления ширококолейных (колея 1524мм/1520мм) железных дорог, изолированных от основной железнодорожной сети.

В ХХ веке продолжительное время действовали три полноценные изолированные сети широкой колеи: Норильская железная дорога (Красноярский край), железнодорожная линия Оха — Москальво (Сахалинская область), Килемарская железная дорога (республика Марий Эл). Некоторые железные дороги временно работали в виде изолированных — к примеру, линия Пивань — Советская Гавань до постройки моста через реку Амур (с 1940-х годов до 1975 года).

По состоянию на 2010 год, действуют две полноценные изолированные железные дороги широкой колеи: Норильская железная дорога и железная дорога Десна — Деснянский полигон (построена в 2000-2001 годах).

Примерно в 2016 году ещё одной действующей полноценной изолированной железной дорогой широкой колеи должна стать Сахалинская железная дорога.







ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ
(СУЩЕСТВУЮЩИЕ) С 1950 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
---------------------------------------------




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ




Норильская железная дорога (Красноярский край).



Железная дорога Десна — Полигон (Черниговская область, Украина). Протяжённость — 11,4 км. Имеется пассажирское движение.



Линии ликвидируемой Сахалинской узкоколейной железной дороги (Сахалинская область). C 2004 года постепенно ведёт укладка трёхниточного пути (1067 мм/1520 мм). По состоянию на 2010 год, движение осуществляется только по колее 1067 мм. В 2016 году или позднее движение будет переведено на колею 1520 мм.



Пути широкой колеи в порту Холмск (Сахалинская область). Соединяют причалы с устройствами смены тележек. Широкая колея действует с 1973 года (с момента открытия паромной переправы Ванино — Холмск). Полноценной железной дорогой не является.



Железнодорожная линия Оха — Москальво (Сахалинская область). Разобрана в 1999 (?) году.



Железная дорога широкой колеи на острове Котлин (Санкт-Петербург, город Кронштадт). Действовала предположительно с конца XIX века до середины XX века, в течение некоторого времени в зимнее время связывалась с основной сетью по льду. Железная дорога принадлежала оборонному ведомству, обслуживала в основном объекты военно-морского флота. Помимо железной дороги широкой колеи, на острове Котлин существовала разветвлённая сеть узкоколейных железных дорог, которая работала до 1980-х годов.

http://www.kronstadt.ru/books/reports/l_tokareva_2005_4.htm — упоминание «ледовой» железной дороги к острову Котлин.



Железная дорога широкой колеи на острове Сааремаа (Эстония). По информации от П. Клауса, изолированная железная дорога широкой колеи в конце 1940-х — начале 1950-х годов была построена в западной части острова Сааремаа.

Железная дорога находилась вблизи населённого пункта Кихелькона (от него линии пролегали к побережью, в северном и южном направлениях). Построена и эксплуатировалась структурами Министерства обороны СССР, обслуживала объекты Военно-Морского флота. Известно о наличии паровозов. Железная дорога просуществовала недолго (ликвидирована ориентировочно в 1956 году).



Килемарская железная дорога (республика Марий Эл) — до 1979 года.



Надым — Пангоды — Уренгой (Коротчаево), восстановленный участок железнодорожной линии Чум — Игарка (Тюменская область) — приблизительно с 1975 года до 1985 года.



Пивань — Советская Гавань (Хабаровский край) — до 1975 года. В зимнее время иногда соединялась с основной сетью — по льду реки Амур укладывался временный путь.



Сосновый Бор (Ленинградская область)

Территория Государственного оптического института. Изолированный рельсовый путь длиной около 1800 метров. Путевого развития нет. Подвижной состав — мотовоз и два двухосных вагона. (Информация от В. Венедиктова).







«Полуизолированные» железные дороги :

Туканский рудник (республика Башкортостан). Эта железная дорога действовала в 1980-х годах. Её линии стыковались с Белорецкой узкоколейной железной дорогой, которая, в свою очередь, примыкала к ширококолейным путям «большой» сети.



Санкт-Петербург

Железнодорожная линия на Васильевском острове. Она может считаться условно изолированной, так как «связана» с основной сетью через трамвайные пути (пересекает трамвайную линию, но стрелочного перевода на трамвайную линию не имеет). Подвижной состав доставляется паромом.







Изолированные железные дороги, факт существования которых представляется автору сомнительным:



Хову-Аксы (республика Тува).

Изображение подвижного состава широкой колеи на руднике комбината «Тувакобальт» в Хову-Аксы имеется в книге «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ». С наибольшей вероятностью, вместо рудника комбината «Тувакобальт» в Хову-Аксы изображён иной рудник, находящийся не в Туве, а в другом регионе (имеющем магистральные железные дороги). Изолированная железная дорога в Хову-Аксы — мистификация, возникшая по вине редакторов книги, в действительности её никогда не было.



Город Вилючинск (Камчатская область).

По данным спорных источников, существует небольшая железная дорога в одной из воинских частей, находящихся в «закрытом» городе Вилючинске, либо в его окрестностях.









УКРАИНА


Железнодорожная линия Десна — Деснянский полигон (Черниговская область).

По состоянию на 2010 год, это одна из двух действующих полноценных изолированных железных дорог широкой колеи на пространстве бывшего СССР (вторая — Норильская железная дорога).





«Полуизолированные» железные дороги :

Великий Бычков (Закарпатская область). Соединялась с основной сетью, но только через территорию Румынии. В 1970-е годы соединена с основной сетью по территории СССР.











14.10.2005 © С. Болашенко


на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.