Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







НОВОСТИ УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ










На этой странице размещается информация о событиях, произошедших на узкоколейных железных дорогах в пределах территории бывшего СССР.

Основным критерием размещения информации на этой странице является её достоверность, а не значимость события. Тем не менее, гарантировать безупречную точность приведённых материалов автор не может (особенно в части указания дат).



Кроме того, на этой странице размещается краткая информация о состоянии некоторых узкоколейных железных дорог, полученная автором в ходе экспедиций, совершённых с целью исследования узкоколейных железных дорог.









2005 год




Казанская детская железная дорога.

10 марта 2005 года. Информационное агентство «Татар-Информ» сообщило о намерении построить детскую железную дорогу в Казани.

«На сегодняшний день существует два варианта размещения дороги: в парке Горького и в районе озера Лебяжье».




Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога.

4 июня 2005 года. Состоялась торжественная церемония открытия железной дороги.




Малая Московская детская железная дорога, г. Жуковский.

4 июня 2005 года. Открыт 68-й сезон работы железной дороги - первый после завершения самой масштабной реконструкции за всю её историю.













2006 год




Узкоколейная железная дорога бывшего Каринского транспортного управления.

23 мая 2006 года. На пересечении узкоколейной железной дороги и улицы Ленина (одной из основных магистралей города Кирово-Чепецка) перевернулись 3 вагона пассажирского поезда сообщением Техническая - Торфяная. Происшествие обошлось без жертв. Улица Ленина была частично перекрыта, автомобили двигались по одной полосе.




Узкоколейная железная дорога Тумская - Голованова Дача, станция Тумская.

Май 2006 года (?). Порезан тепловоз ТУ2-237 - последний тепловоз ТУ2, имевшийся на узкоколейной железной дороге.




Малая Красноярская (Красноярская) детская железная дорога.

Май 2006 года. На дорогу были доставлены два новых мотовоза, построенных в локомотивном депо Красноярск (по другим данным - это капитально отремонтированные мотовозы, ранее работавшие на дороге). Были получены также новые вагоны.

К сезону эксплуатации дороги, который начинается 1 июня, на всём протяжении железной дороги был обновлён путь.




Ярославская (Малая Северная) детская железная дорога.

26 мая 2006 года.В газете «Гудок» заявлено о планах значительной реконструкции железной дороги. К концу 2006 года должен быть построен новый участок длиной около 1500 метров - от существующей станции Луговая до населённого пункта Игнатово.

Следует заметить, что строительство этого участка стало возможным во многом благодаря уничтожению железнодорожной линии широкой колеи Филино - Красный Профинтерн, которое произошло в 2005 году. Трасса нового участка детской железной дороги пересекает железнодорожную линию Филино - Красный Профинтерн, строительство пересечения в одном уровне было отвергнуто по соображениям безопасности.

В 1980-х годах рассматривался вариант значительно более масштабного продления детской железной дороги - от станции Луговая до Красного Профинтерна, с устройством «трёхниточного» пути на железнодорожной линии Филино - Красный Профинтерн. Отказ от этих планов также объясняли тем, что совместная эксплуатация подвижного состава широкой и узкой колеи на одной железнодорожной линии нежелательна. Теперь на месте железнодорожной линии Филино - Красный Профинтерн находится пустая насыпь, но о давних планах уже не вспоминают.




Узкоколейная железная дорога Кушаверского торфопредприятия, окрестности посёлка Юбилейный.

29 июня 2006 года. На неохраняемом переезде (пересечение узкоколейной железной дороги с автодорогой Хвойная - Пестово) произошло столкновение тепловоза-автомотрисы ТУ6П-0013 с грузовым автомобилем, зарегистрированным в Вологодской области.

Водитель грузовика, машинист и пассажиры тепловоза-автомотрисы не получили значительных травм.

Повреждённый грузовой автомобиль блокировал движение на узкоколейной железной дороге и автодороге в течение 40 минут.




Узкоколейная железная дорога бывшего Шатурского транспортного управления, окрестности станции Долгуша.

5 июля 2006 года. К северу от станции Долгуша сошёл с рельсов хвостовой вагон грузового состава. Машинист остановил состав лишь после того, как вагон повредил около 400 метров пути. После аварии движение на этом участке было прервано на сутки.

Информация получена от М. Тышкевича.




Малая Красноярская (Красноярская) детская железная дорога.

1 августа 2006 года.В день 70-летия дороги открыта новая станция - «Юбилейная». Протяжённость главной линии узкоколейной железной дороги увеличилась приблизительно на 100 метров.




Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога.

6 августа 2006 года (День железнодорожника). Открыта вторая очередь Малой Западно-Сибирской детской железной дороги (станция Заельцовский Парк, разъезд Локомотив). Протяжённость нового участка - более 2 километров.




Кемеровская детская железная дорога.

11 сентября 2006 года. Получили широкую известность планы создания детской железной дороги в городе Кемерово - опубликован материал в общероссийской газете «Гудок».

Согласно материалу газеты «Гудок», «рабочая группа специалистов, в которую вошли железнодорожники, экологи и архитекторы, с 8 сентября приступила к поиску площадки под будущее строительство».

Возможно, Кемеровская детская железная дорога станет третьей детской железной дорогой, открытой в России с 1992 года (после Малой Западно-Сибирской и Казанской).




Казанская детская железная дорога.

Октябрь 2006 года. Окончательно определена трасса первого участка Казанской детской железной дороги: посёлок Залесный - Юдинский карьер. Начались строительные работы.







__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________






В ходе экспедиции, завершившейся 21 апреля 2006 года, получена информация о состоянии 2 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога Рыбинского торфопредприятия, посёлок Тихменево

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть.










В ходе экспедиции, завершившейся 30 апреля 2006 года, получена информация о состоянии 4 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога на участке «28 километр» Мгинского карьероуправления (окрестности населённого пункта Путилово)

Узкоколейная железная дорога не действует. Вероятнось восстановления близка к нулю.



Узкоколейная железная дорога Ленинградского мачтопропиточного завода (город Отрадное)

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Павловского завода строительных материалов (посёлок Павлово-на-Неве)

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога шахты «Ленинградская» (город Сланцы)

Узкоколейная железная дорога не действует. Будущее узкоколейной железной дороги неясно.










В ходе экспедиции, завершившейся 24 мая 2006 года, получена информация о состоянии 5 узкоколейных железных дорог.



Усть-Лупьинская узкоколейная железная дорога, посёлок Кебраты

Узкоколейная железная дорога разбирается. Вероятность сохранения какого-либо участка близка к нулю.

Ориентировочный срок завершения ликвидации узкоколейной железной дороги - начало 2007 года.



Мысовская узкоколейная железная дорога, посёлок Верхняя Старица

Узкоколейная железная дорога почти полностью разобрана. Остался небольшой участок южнее станции Лель. Вероятность сохранения какого-либо участка близка к нулю.

Ориентировочный срок завершения ликвидации узкоколейной железной дороги - конец 2006 года, либо начало 2007 года.



Берёзовская узкоколейная железная дорога, посёлок Серебрянка

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Сёйвинская узкоколейная железная дорога, посёлок Сёйва

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Логиновская узкоколейная железная дорога, посёлки Чуртан и Красный Яр

Вероятность ликвидации узкоколейной железной дороги в 2006 году крайне незначительна.

По состоянию на 22 мая, на узкоколейной железной дороге нет движения «тяжёлого» подвижного состава, но рельсовый путь на магистрали пригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава. Жители посёлков Чуртан и Красный Яр используют узкоколейную железную дорогу для движения на съёмных мотодрезинах.

В Красном Яре сохраняется несколько исправных тепловозов. Скорее всего, через некоторое время на узкоколейной железной дороге возобновится вывоз леса.










В ходе экспедиции, завершившейся 14 июня 2006 года, получена информация о состоянии 9 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога шахты «Долинская», колея 900 мм (Сахалинская область, посёлок Быков)

Узкоколейная железная дорога действует. Наземных участков почти нет.



Узкоколейная железная дорога шахты «Тихменевская» (Сахалинская область, посёлок Тихменево)

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога шахты «Бошняковская» (Сахалинская область, посёлок Бошняково)

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога шахты «Тельновская» (Сахалинская область, посёлок Тельновский)

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога Поронайск - Трудовое

Рельсы пока лежат, узкоколейная железная дорога пригодна только для движения съёмных дрезин. Скорее всего, осенью 2006 года будет разобрана на прибрежном участке, на участке от моря до Трудового - позднее.



Узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога бывшего Шахтёрского погрузочно-транспортного управления

Узкоколейная железная дорога действует.



Сахалинская узкоколейная железная дорога (колея 1067 мм)

Эта узкоколейная железная дорога, включающая Сахалинскую железную дорогу (часть сети железных дорог компании «РЖД»), и частную железнодорожную линию Победино - Первомайское, пока ещё действует.

Протяжённость трёхниточных участков составляет 50 - 70 километров (возрастает каждый день). Движение производится только по узкой колее.



Малая Сахалинская детская железная дорога

Узкоколейная железная дорога действует.










В ходе экспедиции, завершившейся 1 июля 2006 года, получена информация о состоянии 3 узкоколейных железных дорог.



Верховская узкоколейная железная дорога, посёлок Верховский

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



Кодинская узкоколейная железная дорога, посёлок Кодино

Узкоколейная железная дорога действует.



Малошуйская узкоколейная железная дорога, посёлок Малошуйка

Узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в ближайшие месяцы.










В ходе экспедиции, завершившейся 13 июля 2006 года, получена информация о состоянии 3 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога Тумского кирпичного завода, посёлок Тума

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Тумская - Голованова Дача, посёлок Тума

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия, посёлок Болонь

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть.










В ходе экспедиции, завершившейся 24 июля 2006 года, получена информация о состоянии 3 узкоколейных железных дорог.



Малая Горьковская (Нижегородская) детская железная дорога

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Каликинского шпалопропиточного завода

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Керженского торфопредприятия

Узкоколейная железная дорога действует.










В ходе экспедиции, завершившейся 8 августа 2006 года, получена информация о состоянии 6 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога Кушаверского торфопредприятия, посёлок Юбилейный

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть.



Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Дедово Поле», посёлок Борисово

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть.

В ближайшие дни будет доставлен тепловоз из Мугреевского торфопредприятия.



Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Ларьян» (ныне «Тихвинторф»), посёлок Красава

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть. Осталось три локомотива (два ТУ6А, одна ЭСУ2А), около 6 километров путей (без учёта станционных путей и «времянок»).



Узкоколейная железная дорога Подпорожского леспромхоза вблизи станции и посёлка Токари

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2003 году либо в 2004 году.



Сорокопольская узкоколейная железная дорога, посёлок Сорокопольская Запань

По состоянию на 6 августа, оставалось 12 километров магистрали. Разборка ведётся без выходных дней, за день разбирается примерно 400 метров. Скорее всего, разборка будет закончена в сентябре 2006 года. Все тепловозы, кроме одного, скорее всего, порежут в металлолом.

В ближайшем будущем останется около 500 метров узкоколейной железной дороги на нижнем складе, там работает один тепловоз ТУ8. Но есть все основания сомневаться в том, что это продлится долго.



Белоручейская узкоколейная железная дорога, посёлок Депо (Белоручей)

Узкоколейная железная дорога действует, перспективы работы есть.








В ходе экспедиции, завершившейся 25 августа 2006 года, получена информация о состоянии 7 узкоколейных железных дорог.



Лискинская детская железная дорога

Узкоколейная железная дорога действует.



Волгоградская детская железная дорога

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Сарептского шпалопропиточного завода

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога Красноармейского кирпичного (керамического) завода

Узкоколейная железная дорога действует.



Пензенская детская железная дорога

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога фанерного завода «Власть Труда» (город Нижний Ломов)

Узкоколейная железная дорога действует.



Узкоколейная железная дорога спичечной фабрики «Победа» (село Верхний Ломов)

Узкоколейная железная дорога действует.










В ходе экспедиции, завершившейся 9 октября 2006 года, получена информация о состоянии 4 узкоколейных железных дорог.



Узкоколейная железная дорога Высокогорского ГОКа (Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога)

Узкоколейная железная дорога действует на участке Гальяновская - Дуниты. Перспективы работы есть.

Участок Урал - Висимо-Утка полностью разобран.



Андриановская узкоколейная железная дорога (посёлок Андриановичи)

Узкоколейная железная дорога пригодна только для движения съёмных мотодрезин. Скорее всего, в обозримом будущем узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога учреждения АБ239 (посёлок Сосьва)

Узкоколейная железная дорога действует.



Соловьёвская узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога разбирается. Вероятность сохранения какого-либо участка является минимальной.

Ориентировочный срок завершения ликвидации узкоколейной железной дороги - конец 2007 года.






















10.08.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу