Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УЗКОКОЛЕЙНЫМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ










Какая узкоколейная железная дорога бывшего СССР (колеи 750 мм) является крупнейшей по своей протяжённости?

По состоянию на сентябрь 2005 года, крупнейшей по протяжённости линий является Алапаевская узкоколейная железная дорога. Её общая протяжённость — более 280 километров. На втором месте — узкоколейная железная дорога Оха — Ноглики (233 километрa), на третьем месте — Лойгинская узкоколейная железная дорога (более 200 километров).

Среди узкоколейных железных дорог с другой шириной колеи крупнейшей по протяжённости линий пока ещё является Сахалинская железная дорога (колея 1067 мм). Её протяжённость составляет около 1030 километров.

После того, как будет завершена перестройка Сахалинской железной дороги на широкую колею, крупнейшей по протяжённости линий станет узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани, расположенная в Грузии (колея 900 мм). Её протяжённость, с учётом ветки от станции Сакочави до шахты «Бакурианский андезит», составляет 40 километров.





На каких узкоколейных железных дорогах бывшего СССР есть пассажирское сообщение?

Понятие пассажирского сообщения применительно к узкоколейным железным дорогам расплывчато. Невозможно однозначно определить признак, позволяющий отделять пассажирское сообщение от «непассажирского».

В «Википедии» термин «транспорт» определяется как «совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое», «пассажир» — «человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки на каком-либо виде транспорта». Исходя из этого определения, не могут считаться средством транспорта (и, соответственно, узкоколейными железными дорогами, имеющими пассажирское сообщение) детские железные дороги кольцевой и петлевой конфигурации, имеющие только одну станцию (остановочный пункт), где все без исключения пассажиры прибывают в то же место, в котором начинали поездку. Таких детских железных дорог немного (в России их две — Лискинская детская железная дорога, «Малая» Ярославская детская железная дорога).

Вероятно, следует вынести в отдельную категорию поезда, предназначенные для «развлекательных» (экскурсионных) поездок, на которых, тем не менее, существует возможность проезда из одного пункта в другой. Пример — Новомосковская детская железная дорога (подавляющее большинство пассажиров поезда начинают и заканчивают поездку в одной и той же точке, но на дороге две станции, и у некоторых пассажиров начальная и конечная точки поездки не совпадают).

Ещё один из признаков: курсирование поезда назначается с любой целью, кроме перевозки сотрудников какой-либо организации (как правило, являющейся владельцем узкоколейной железной дороги) к месту работы. При этом фактическая цель поездки большинства пассажиров значения не имеет. В данном случае можно заявлять о том, что поезда, предназначенные для доставки сотрудников какой-либо организации к месту работы, являются «корпоративным транспортом», но не общедоступным пассажирским транспортом.

Даже если посторонний пассажир воспользуется таким поездом (на практике, в подавляющем большинстве случаев, посадке посторонних пассажиров в служебные поезда никто не препятствует), не будет соблюдено условие наличия гласного или негласного договора перевозки. На некоторых узкоколейных железных дорогах (например, на торфовозных узкоколейных железных дорогах, принадлежащих АО «Вяткаторф») принимаются самые строгие меры, направленные на недопущение проезда посторонних лиц в служебных поездах.

Если пассажирам необходимо оплачивать проезд в поезде — его почти однозначно можно считать пассажирским (оплата проезда равнозначна заключению договора на перевозку). Но невозможно отделять пассажирские поезда от «непассажирских» только по признаку наличия или отсутствия оплаты проезда: многие поезда, которые де-факто являются пассажирскими, для пассажиров являются бесплатными.




Примеры:

На Липаковской узкоколейной железной дороге (Липаково, Архангельская область) курсируют поезда сообщением Липаково — Сеза. Они необходимы в социальном отношении, являются единственным средством сообщения с двумя «лесными посёлками» — Лужмой и Сезой. Проезд пассажиров в этих поездах — бесплатный.

На Кобринской узкоколейной железной дороге также курсирует поезд, состоящий из пассажирских вагонов. Оплата проезда в нём тоже не предусмотрена. В официальных документах Майского леспромхоза этот поезд именуется «пассажирский». Поездом иногда пользуются жители посёлков Волосница и Тылай для поездок в направлении районного центра.

Но поезд курсирует не ради сообщения с посёлками, а для доставки рабочих к местам лесозаготовок. Посёлки Волосница и Тылай имеют автобусное сообщение. Таким образом, поезд Кобринской узкоколейной железной дороги не может быть определён как пассажирский.


В пассажирских поездах на некоторых узкоколейных железных дорогах (например, в поезде сообщением Алапаевск — Санкино на Алапаевской узкоколейной железной дороге) значителен процент пассажиров, следующих от места жительства в лесном посёлке к месту работы в ближайшем крупном городе либо ином населённом пункте. Но такие поезда не являются рабочими поездами, так как перевозка пассажиров от места жительства к месту работы не является их основным назначением.



Поезда, составленные из пассажирских вагонов, курсирующие по чёткому расписанию, но предназначенные для проезда сотрудников какого-либо предприятия к местам работы, сохранились на многих торфовозных и лесовозных узкоколейных железных дорогах. Автор не относит их к числу пассажирских поездов, в данном списке они не указаны.













ПАССАЖИРСКИЕ ПОЕЗДА С ПЛАТНЫМ ПРОЕЗДОМ ПАССАЖИРОВ:



Российская Федерация

Тумская — Голованова Дача («РЖД», Горьковская железная дорога)

Южно-Сахалинск — Ноглики и другие маршруты («РЖД», Сахалинская железная дорога)

Родина — Пушкино — Счастливая — Родина (г. Нижний Новгород, «РЖД», Горьковская железная дорога, детская железная дорога «Малая Горьковская»)

Пионерская — Юность («РЖД», Московская железная дорога, детская железная дорога «Малая Московская»)

Берёзки — Берёзки («РЖД», Московская железная дорога, Новомосковская детская железная дорога)

Озёрная — Юный (г. Санкт-Петербург, «РЖД», Октябрьская железная дорога, детская железная дорога «Малая Октябрьская»)

Пионерская — Луговая (г. Ярославль, «РЖД», Северная железная дорога, детская железная дорога «Малая Северная» («Большая Ярославская»))

? — ? (г. Ярославль, «РЖД», Северная железная дорога, детская железная дорога «Малая Ярославская»). Данная детская железная дорога имеет только одну станцию (остановочный пункт)

Солнечная — Солнечная (г. Ростов-на-Дону, «РЖД», Северо-Кавказская железная дорога, детская железная дорога «Малая Северо-Кавказская»)

Вечный Огонь — Вечный Огонь («РЖД», Владикавказская детская железная дорога)

Гаситель — Чекистов («РЖД», Приволжская железная дорога, детская железная дорога «Малая Приволжская» («Волгоградская»))

Звёздная — Солнечная (г. Челябинск, «РЖД», Южно-Уральская железная дорога, детская железная дорога «Малая Южно-Уральская»)

Пионерская — Звёздочка («РЖД», Южно-Уральская железная дорога, Курганская детская железная дорога)

Кировская — Комсомольская («РЖД», Южно-Уральская железная дорога, Оренбургская детская железная дорога)

Центральная — Центральная (г. Екатеринбург, «РЖД», Свердловская железная дорога, детская железная дорога «Малая Свердловская»)

Юность — Приозёрная (пос. Боровской, «РЖД», Свердловская железная дорога, Тюменская детская железная дорога)

Спортивная — Зоопарк (г. Новосибирск, «РЖД», Западно-Сибирская железная дорога, детская железная дорога «Малая Западно-Сибирская»)

Первомайская — Счастливое Детство (г. Красноярск, «РЖД», Красноярская железная дорога, детская железная дорога «Малая Красноярская»)

Солнечная — Солнечная (г. Иркутск, «РЖД», Восточно-Сибирская железная дорога, детская железная дорога «Малая Восточно-Сибирская»)

Спортивная — Комсомольская (г. Чита, «РЖД», Забайкальская железная дорога, детская железная дорога «Малая Забайкальская»)

Юность — Пионерская («РЖД», Забайкальская железная дорога, детская железная дорога в г. Свободный)

Пионерская — Юбилейная («РЖД», Дальневосточная железная дорога, детская железная дорога «Малая Дальневосточная»)

Комсомольская — Комсомольская («РЖД», Сахалинская железная дорога, детская железная дорога «Малая Сахалинская»)

Задоринка — Задоринка («РЖД», Юго-Восточная железная дорога, Лискинская детская железная дорога) Данная детская железная дорога имеет только одну станцию (остановочный пункт)

Пионерская — Сосновка («РЖД», Куйбышевская железная дорога, Пензенская детская железная дорога)

Юность — Юность («РЖД», Куйбышевская железная дорога, Уфимская детская железная дорога)

Апшеронская — Кушинка — Шпалорез (Апшеронская узкоколейная железная дорога)

Алапаевск — Угольная — Ельничная — Строкинка — Санкино — Калач, Угольная — Полудёнка, Ельничная — Гаранинка, Строкинка — Берёзовка (Алапаевская узкоколейная железная дорога)

Водогон — Белое Озеро (Кудемская узкоколейная железная дорога)

Кадниковский — Бекетово (Митинская узкоколейная железная дорога)

Авнюга — Сойга (Авнюгская узкоколейная железная дорога)

Торфяная (Кирово-Чепецк) — Техническая (Каринторф) (узкоколейная железная дорога бывшего Каринского транспортного управления)

Калининград, трамвай

Пятигорск, трамвай







Украина

Антоновка — Заречное, узкоколейная железная дорога Львовской железной дороги

Виноградово — Хмельник — Иршава, Боржавская узкоколейная железная дорога Львовской железной дороги

Рудница — Гайворон — Голованевск, узкоколейная железная дорога Одесской железной дороги

Вишенка — Вишенка (г. Киев, «УЗ», Юго-Западная железная дорога, детская железная дорога «Малая Юго-Западная»)

Парк — Лесопарк (г. Харьков, «УЗ», Южная железная дорога, детская железная дорога «Малая Южная»)

? — ? (г. Бахмач, детская («прогулочная») узкоколейная железная дорога) Данная детская железная дорога имеет только одну станцию (остановочный пункт)

? — ? (г. Кировоград, «прогулочная» узкоколейная железная дорога)

Солнечная — Парковая (г. Львов, «УЗ», Львовская железная дорога, детская железная дорога «Малая Львовская»)

Партизанская — Озёрная («УЗ», Львовская железная дорога, Ривненская детская железная дорога)

Росинка — Водопад («УЗ», Львовская железная дорога, Луцкая детская железная дорога)

Пионерская — Парк («УЗ», Львовская железная дорога, Ужгородская детская железная дорога)

Пионерская — Пионерская (г. Днепропетровск, «УЗ», Приднепровская железная дорога, детская железная дорога «Малая Приднепровская»)

Октябрьская — Октябрьская («УЗ», Приднепровская железная дорога, Запорожская детская железная дорога)

Шахтёрская — Пионерская (г. Донецк, «УЗ», Донецкая железная дорога, детская железная дорога «Малая Донецкая»)

Львов, трамвай

Винница, трамвай

Житомир, трамвай

Евпатория, трамвай

Молочное, трамвай









Азербайджан

Зоопарк — Весна (Бакинская детская железная дорога)









Армения

Родина — Радостная (Ереванская детская железная дорога)









Грузия

Боржоми — Бакуриани, узкоколейная железная дорога Грузинской железной дороги

Пионерская — Пионерская (Тбилисская детская железная дорога)

? — ? (Руставская детская железная дорога) (наличие пассажирского движения — под вопросом)









Абхазия

Входные Ворота — Зал Анакопея (узкоколейная железная дорога в Новоафонской пещере). Оплачивается посещение пещеры, без взимания отдельной платы за пользование узкоколейной железной дорогой.









Таджикистан и Кыргызстан

Джаббарасул — Товарная (Сулюктинская узкоколейная железная дорога)









Казахстан

Арман — Пионерская (Карагандинская детская железная дорога)

Спортивная — Тулпар (Чимкентская детская железная дорога)

Молодёжная — Молодёжная (Алматинская детская железная дорога)

? — ? (Павлодарская детская железная дорога)









Узбекистан

Молодёжная — Навои (Ташкентская детская железная дорога)

? — ? (Ташкент, узкоколейная железная дорога в музее железнодорожного транспорта)

? — ? (Джизакская детская железная дорога)









Латвия

Гулбене — Алуксне

? — ? (г. Вентспилс, «прогулочная» узкоколейная железная дорога)

Лиепая, трамвай









Литва

Аникщяй — Рубикяй, Аникщяй — Панявежис («музейная» узкоколейная железная дорога)









Эстония

Таллин, трамвай















ПАССАЖИРСКИЕ ПОЕЗДА С БЕСПЛАТНЫМ ПРОЕЗДОМ ПАССАЖИРОВ:



Российская Федерация



Опарино — Ула (может быть платным)

Рочегда — Пыстрома (может быть платным)

Липаково — Сеза

Лойга — Сулонга

Подрезчиха — Сумчино

Красный Ключ — Первомайск

Депо — Янишево

Харитоново — Мотьма — Слободской (Кваша)

Балагачёво — Францево

Синдор — Локчим











На каких узкоколейных железных дорогах сохранились тепловозы-автомотрисы ТУ6П и ТУ8П?



Выгода, узкоколейная железная дорога Выгодского лесокомбината

Апшеронская узкоколейная железная дорога

узкоколейная железная дорога Гуамка — Мезмай

Детская железная дорога в г. Джизак

узкоколейная железная дорога Тверского комбината строительных материалов №2

узкоколейная железная дорога бывшего Васильевского ППЖТ

Лойгинская узкоколейная железная дорога

Буреполомская узкоколейная железная дорога (под вопросом)

Узкоколейная железная дорога Радовицкого ППЖТ

Кобринская узкоколейная железная дорога

Усть-Ваеньгская узкоколейная железная дорога. Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0003 находился здесь до февраля 2005 года. Ныне он находится на одной из узкоколейных железных дорог, принадлежащих ФСИН (Федеральной службе исполнения наказаний). Предположительно, эта узкоколейная железная дорога находится в Пермском крае (бывшая Пермская область).

узкоколейная железная дорога бывшего Тёсовского ТУ

Номжа, узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия

узкоколейная железная дорога Оха — Ноглики

Сахалинская узкоколейная железная дорога

Лавассааре, «музейная» узкоколейная железная дорога

Синдор, узкоколейная железная дорога исправительно-трудового учреждения. Тепловоз-автомотриса разгромлен.

Басьяновский, узкоколейная железная дорога Басьяновского торфопредприятия

Юбилейный, узкоколейная железная дорога Кушаверского торфопредприятия



Список пока не является полным!













10.07.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу