Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ГОРОДСКИЕ УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (ТРАМВАЙ)














Трамвай — вид городского общественного рельсового транспорта, преимущественно на электрической тяге. Фактически трамвай представляет собой железную дорогу, имеющую некоторые особенности. Однако в России (ранее — в СССР) трамвай традиционно рассматривается отдельно от других железных дорог. Более того, за железную дорогу он зачастую не признаётся.

По личному мнению автора, никаких разумных причин для «отделения» трамвая от остальных видов железной дороги нет. Трамвай — это железная дорога, имеющая значительные особенности (в их числе — возможность прокладки линий по улицам города в одном уровне с дорожным полотном, возможность наличия кривых сверхмалого радиуса).

До начала ХХ века термин «трамвай» в России был мало известен — вместо него использовался термин «городская железная дорога», который оставался наиболее распространённым до 1917 года.

Большинство из существующих в нашей стране трамвайных хозяйств имеют широкую колею — 1524 мм (стандартная ширина колеи на магистральной железной дороге — 1520 мм, но для движения подвижного состава разница в 4 миллиметра несущественна). Однако действуют и трамвайные сети узкой колеи.

По состоянию на 2007 год, на пространстве бывшего СССР насчитывается девять узкоколейных трамвайных сетей. На восьми из них ширина колеи составляет 1000 мм, на одной (в Таллине) — 1067 мм. Трамвайная сеть Ростова-на-Дону (колея 1435 мм), иногда ошибочно причисляемая к узкоколейным, не может быть признана таковой. Данная сеть имеет нестандартную (для России) широкую колею.



Действующие трамвайные сети узкой колеи, по состоянию на 2007 год

Лемберг (Львов), открыта в 1894 году.

Кёнигсберг (Калининград), открыта в 1895 году.

Житомир, открыта в 1899 году.

Либава (Лиепая), открыта в 1899 году.

Пятигорск, открыта в 1903 году.

Винница, открыта в 1913 году.

Евпатория, открыта в 1914 году.

Таллин, колея 1067 мм. Открыта в 1925 году. С 1888 г. существовал конный трамвай, с 1916 г. — паровой.

Молочное (окрестности г. Евпатория), открыта 18 августа 1989 года.


Когда-то узкоколейные трамвайные сети существовали также во многих других городах. В большинстве из них они были перестроены на широкую колею. Реконструкция на широкую колею производилась с целью унификации трамвая с магистральными железными дорогами и объяснялась в первую очередь стратегическими соображениями (возможность использования трамвайных линий для грузовых перевозок в случае военных действий). Нередко трамвайные линии широкой колеи использовались в качестве «грузовых» подъездных путей и в мирное время.

В настоящее время практически нет сомнений, что реконструкция трамвайных линий на широкую колею была ошибочным шагом. В результате этого увеличилась площадь, занимаемая трамвайными линиями, увеличились затраты на их строительство и обслуживание. Почти все трамвайные вагоны узкой колеи сейчас имеют такие же габариты, как и трамвайные вагоны широкой колеи, и вмещают одинаковое число пассажиров.

Реконструкция трамвайных сетей на широкую колею производилась по-разному: от полной временной консервации трамвайного хозяйства и крупномасштабных работ по замене путей — до строительства новых линий широкой колеи при продолжающейся эксплуатации старых, «узких». В Одессе и Ташкенте совместное существование трамвайных линий широкой и узкой колеи продолжалось много десятилетий. В Смоленске полностью разрушенное в годы Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство фактически строилось заново — с широкой колеёй.

Практически во всех городах трамвайные линии широкой колеи появлялись после узкоколейных. Исключений из этого правила было немного. Одно из них — Киев: спустя 9 лет после появления на улицах города первого в России электрического трамвая, имевшего стандартную колею 1524 мм, в Киеве была построена линия метровой колеи, пролегающая по Брест-Литовскому проспекту (ныне проспект Победы). Она принадлежала частной компании, которая не была заинтересована в её слиянии с остальной сетью.

В Нижнем Новгороде в 1896 году были открыты сразу три трамвайные сети конкурирующих обществ: с колеёй 1524 мм, 1000 мм и 750 мм.

С 1895 года по 1910 год в Санкт-Петербурге прокладывались сезонные линии электрического трамвая колеи 1000 мм — по льду реки Невы. В зимнее время вагоны перевозили пассажиров с одного берега на другой. Первая линия «постоянного» электрического трамвая, пролегающая по городским улицам, открылась в столице России лишь в 1907 году. В городе существовала разветвлённая сеть ширококолейного конного трамвая («конки»), поэтому на ней тоже была использована широкая колея.



Список сетей городской электрифицированной железной дороги (трамвая) с колеёй 1000 мм (в скобках указан год открытия движения на электротяге, появления первой линии широкой колеи, прекращения эксплуатации последней узкоколейной линии):

Тверь (1901, 1929, 1930), Киев (1901, 1892, 1923), Астрахань (1900, 1952, 1959), Витебск (1898, 1933, 1937), Владивосток (1912, 1934, 1934), Владикавказ (1904, 1934, 1936), Днепропетровск (1897, 1932, 1948), Краснодар (1900, 1934, 1949), Нижний Новгород (1896, 1896, 1928), Одесса (1907, 1933, 1976), Орёл (1889, 1938, 1941), Псков (предположительно, первая линия «конки» открыта в 1909 году, в 1912 году заменена линией электрического трамвая широкой колеи), Самара (1895 год — открыта «конка» колеи 1000 мм, 1915 год — открыта первая линия электрического трамвая колеи 1524 мм, 1917 год — закрыта «конка» колеи 1000 мм), Смоленск (1901, 1944, 1947), Ташкент (1912, 1936, 1971), Харьков (1906, 1927, 1930), Николаев (1914, 1952, 1972).

Тула. Первая линия конного трамвая открыта в 1888 году. Трамвайная сеть действовала до 1919 года, электрифицирована не была. С тех пор трамвайного движения в городе не существовало вплоть до 1927 года, когда открылась первая электрифицированная линия широкой колеи.



В 10 городах трамвайные линии колеи 1000 мм были ликвидированы без замены линиями широкой колеи. Это Выборг (трамвай действовал в 1912-1957 годах), Кемери, ныне часть города Юрмала (1912-1935), Кировоград (1897-1941), Кишинёв (1914-1961), Клайпеда (1904-1934), Севастополь (1898-1942), Симферополь (1914-1970), Тильзит (ныне Советск, Калининградская область) (1901-1944), Старая Русса, Новгородская область (1924-1941), Черновцы (1897–1967).

В городе Кисловодске (Ставропольский край) с 1904 года до 1966 (?) года действовала электрифицированная узкоколейная железная дорога колеи 1000 мм (по другим данным — 750 мм либо 780 мм), на которой работали трамвайные вагоны, переоборудованные для перевозки грузов. Эту узкоколейную железную дорогу едва ли можно считать трамваем — на ней не было пассажирских перевозок.





Имелись «нетрадиционные» системы с более узкой колеёй:

Ереван. В 1906-1918 годах действовала конно-рельсовая пассажирская дорога («конка») колеи 900 мм (914 мм?). После 1918 года рельсового транспорта в городе не было на протяжении 14 лет — до 1933 года, когда была открыта линия электрического трамвая широкой колеи.

Тбилиси. С 1893 по 1910 год действовала линия конного трамвая колеи 900 мм (914 мм?). В 1904 году появилась первая линия электрического трамвая с колеёй 1000 мм. Первая трамвайная линия широкой колеи открыта в 1934 году. С 1942 года в городе действует только ширококолейный трамвай.

Нижний Новгород. В 1896 году почти одновременно с трамвайными сетями колеи 1524 мм и 1000 мм была открыта трамвайная линия колеи 750 мм. Она имела характер опытно-экскурсионной, пролегала по территории проведения Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки. Линия имела конфигурацию замкнутого кольца протяжённостью около 3700 метров, использовался нижний токосъём. Скорее всего, линия просуществовала недолго.



Встречаются упоминания о существовании узкоколейного трамвая также в Ростове Великом (1902-1921), Ейске (1915–1918), Ирбите (1926–1933), Мурманске (1918–1935), Пензе (1935-1937), а также в некоторых других городах. Информации по этим системам крайне мало.

С достаточной степенью достоверности известно, что в Мурманске и Пензе работали городские узкоколейные железные дороги, на которых применялась мотовозная тяга, в Ейске работала городская узкоколейная железная дорога, на которой применялась паровая тяга. В Ирбите (Свердловская область), Ростове Великом (Ярославская область), скорее всего, использовалась пассажирская конно-рельсовая дорога («конка»), возможно, не узкоколейная.

Точного определения понятия «трамвай» не существует, поэтому ответа на вопрос о том, можно ли называть трамваем узкоколейные железные дороги с паровой или мотовозной тягой найти нельзя (существуют разные мнения). Пассажирские конно-рельсовые дороги в разных источниках считаются трамваем либо «предшественником» трамвая.





Самая новая трамвайная система колеи 1000 мм была создана в 1989 году, находится в селе Молочное (окрестности города Евпатория). Трамвайная линия соединяет пансионат «Береговой» с пляжем на побережье Чёрного моря. Её появление стало возможным благодаря наличию поблизости крупной сети в Евпатории, откуда был взят подвижной состав (2 вагона; ещё 2 вагона были доставлены из Житомира). Протяжённость линии — 1,5 километра. Она действует только в курортный сезон, перевозя отдыхающих на пляж.



По количеству перевезённых пассажиров трамвайные сети занимают первое место, намного превосходя все остальные узкоколейные железные дороги, вместе взятые. В нынешнее время городской общественный транспорт находится в непростом положении. Тем не менее, есть все основания предполагать, что у существующих ныне сетей городских узкоколейных дорог — большое будущее.













07.03.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу