Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ТЕПЛОВОЗ УЗКОЙ КОЛЕИ ТУ2












Тепловоз ТУ2 производился Калужским машиностроительным заводом в 1955-1959 годах. Это локомотив с удивительной судьбой. Тепловозы ТУ2 выпускались в течение непродолжительного времени. Число выпущенных машин невелико: 281 единица (по другим данным – несколько меньше). Но именно этот тепловоз может считаться одним из главных символов отечественных узкоколейных железных дорог. Для многих из нас воспоминания детства связаны именно с этими машинами.

Своим появлением тепловоз ТУ2 во многом обязан грандиозному плану освоения целинных и залежных земель, реализовывавшемуся по инициативе Н. С. Хрущёва (руководитель СССР в 1953 – 1964 годах). На просторах «поднятой целины» (в Казахской ССР, и в некоторых районах РСФСР) создавались новые узкоколейные железные дороги значительной протяжённости. Тепловоз ТУ2 проектировался в первую очередь для работы на «целинных» узкоколейных железных дорогах, в некоторых газетных публикациях того времени его называли «кораблём целины». Но вскоре тепловозы ТУ2 появились на самых различных узкоколейных железных дорогах СССР, расположенных далеко от целинных земель (в первую очередь, на тех узкоколейных железных дорогах, которые находились в ведении МПС).

Тепловозы ТУ2 вплоть до настоящего времени работают на многих детских железных дорогах, а также на «больших» узкоколейных линиях, ранее принадлежавших МПС Советского Союза. Это узкоколейные железные дороги Антоновка – Заречное, Рудница – Гайворон – Голованевск и Боржавская узкоколейная железная дорога (находятся в пределах территории Украины), линия Гулбене – Алуксне в Латвии, «заповедная» узкоколейная железная дорога Панявежис – Аникщяй – Рубикяй в Литве, узкоколейная железная дорога Атбасар – Балапан (Шантобе) в Казахстане. Она является единственным местом, где ТУ2 используются в регулярном грузовом движении. На всех остальных узкоколейных железных дорогах тепловозы ТУ2 используются только для вождения пассажирских поездов.

Тепловозы ТУ2 оказались на редкость долговечными. Спустя 45 лет после прекращения выпуска данного локомотива, почти третья часть от общего числа всех построенных тепловозов ТУ2 использовалась для вождения поездов. Подобное соотношение имеет очень немного аналогов в мире.

Некоторые технические данные тепловоза ТУ2: конструкционная скорость 50 км/час, расход топлива 60 кг/час, запас топлива 700 кг, запас масла - 120 кг, запас воды - 185 кг, запас песка - 200 кг. Имеется 4 тяговых электродвигателя мощностью по 50 кВт каждый.

















УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, НА КОТОРЫХ РАНЕЕ РАБОТАЛИ ТЕПЛОВОЗЫ ТУ2





Узкоколейная железная дорога Шатурского транспортного управления (тепловозы ТУ2 проходили испытания на полигоне вблизи Шатуры, но не использовались в регулярной поездной работе)



Узкоколейная железная дорога Сергеевичского торфопредприятия



Узкоколейная железная дорога Каринского транспортного управления



Бизярская узкоколейная железная дорога (под вопросом)



Семигородняя узкоколейная железная дорога



Сорокопольская узкоколейная железная дорога



Узкоколейная железная дорога Чупаховского сахарного завода



Устинская (?) узкоколейная железная дорога, Уренский район Нижегородской области (под вопросом)



Узкоколейная железная дорога Лиепая - Алсунга



Узкоколейная железная дорога Сонда - Муствээ



Узкоколейная железная дорога стекольного завода в населённом пункте Ярваканди



Уфалейская узкоколейная железная дорога (Верхний Уфалей - Нижний Уфалей)



Узкоколейная железная дорога Поташ - Березино (под вопросом)



Узкоколейная железная дорога Котырбулак (Кентау) - Ачисай



Узкоколейная железная дорога Смыжского торфопредприятия (под вопросом)



Узкоколейная железная дорога Тересва - Усть-Чорна



Омутнинская узкоколейная железная дорога (Омутнинск - Чёрная Холуница)



Лесовозная узкоколейная железная дорога Выксунского леспромхоза



Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога



Узкоколейная железная дорога Шильда - Совхоз Озёрный



Узкоколейная железная дорога Булаево - Молодогвардейское



Узкоколейная железная дорога Михайловка - Гоноровка



Узкоколейная железная дорога Кустанай - Кокчетав



Узкоколейная железная дорога Эстонской железной дороги (Таллин - Пярну и другие линии)



Узкоколейная железная дорога Вапнярка - Ямполь



Узкоколейная железная дорога Новополтавка - Владимировка



Малая Юго-Западная детская железная дорога (Киев)



Узкоколейная железная дорога Харанор - Приаргунск



Узкоколейная железная дорога Дукштас - Друя



Узкоколейная железная дорога Ковыльная - Ломоносовская



Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога



Сулюктинская узкоколейная железная дорога



Узкоколейная железная дорога Ужгород - Антоловцы (под вопросом)



Узкоколейная железная дорога Выгодского лесокомбината (под вопросом)



Апшеронская узкоколейная железная дорога



Узкоколейная железная дорога в юго-западных районах республики Таджикистан (под вопросом)



Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия, расположенного в окрестностях города Евпатория (под вопросом)



Белорецкая узкоколейная железная дорога



Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога



Волгоградская детская железная дорога



Алма-Атинская детская железная дорога



Семипалатинская детская железная дорога



Евпаторийская детская железная дорога



Малая Белорусская (Минская) детская железная дорога



Малая Сахалинская (Южно-Сахалинская) детская железная дорога



Ленинаканская детская железная дорога



Кокчетавская детская железная дорога



Щучинская детская железная дорога



Аркалыкская детская железная дорога



Кохтла-Ярвеская детская железная дорога



Малая Прибалтийская (Рижская) детская железная дорога



Вильнюсская детская железная дорога



Нахичеванская детская железная дорога



Целиноградская (Малая Целинная) детская железная дорога



Ташкентская детская железная дорога



«Старая» Малая Восточно-Сибирская (Иркутская) детская железная дорога



















УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, НА КОТОРЫХ СОХРАНИЛИСЬ ТЕПЛОВОЗЫ ТУ2







действующие тепловозы ТУ2:





Российская Федерация

Малая Московская детская железная дорога (Кратово/Жуковский)

Новомосковская детская железная дорога

Малая Октябрьская детская железная дорога (Санкт-Петербург)

Малая Горьковская детская железная дорога (Нижний Новгород)

детская железная дорога «Малая Северо-Кавказская» (Ростов-на-Дону)

Владикавказская детская железная дорога

Пензенская детская железная дорога

Уфимская детская железная дорога

Малая Свердловская детская железная дорога (Екатеринбург)

Тюменская детская железная дорога (Тюменская область, посёлок Боровский)

детская железная дорога «Малая Южно-Уральская» (Челябинск)

Оренбургская детская железная дорога

Курганская детская железная дорога

детская железная дорога «Малая Восточно-Сибирская» (Иркутск)

детская железная дорога «Малая Забайкальская» (Чита)

детская железная дорога в городе Свободный











Украина



Гайворон, узкоколейная железная дорога Одесской железной дороги

Берегово, Боржавская узкоколейная железная дорога Львовской железной дороги

Антоновка, узкоколейная железная дорога Львовской железной дороги

детская железная дорога «Малая Львовская» (Львов)

Ровенская детская железная дорога

Луцкая детская железная дорога

Ужгородская детская железная дорога

детская железная дорога «Малая Приднепровская» (Днепропетровск)

Запорожская детская железная дорога

детская железная дорога «Малая Донецкая» (Донецк)

детская железная дорога «Малая Южная» (Харьков)







Казахстан

Атбасар, узкоколейная железная дорога предприятия «Степногорский ГХК»

Павлодарская детская железная дорога

Чимкентская детская железная дорога

Карагандинская детская железная дорога









Латвия

Гулбене, узкоколейная железная дорога Гулбене - Алуксне









Литва

Панявежис, «музейная» узкоколейная железная дорога









Эстония

Лавассааре, «музейная» узкоколейная железная дорога









Азербайджан

Бакинская детская железная дорога









Армения

Ереванская детская железная дорога









Узбекистан

Ташкент, узкоколейная железная дорога в музее железнодорожного транспорта















недействующие тепловозы ТУ2:





Российская Федерация

Алапаевск, Алапаевская узкоколейная железная дорога (один тепловоз, переделанный в путевую машину, один тепловоз-памятник)

Хабаровск, детская железная дорога «Малая Дальневосточная» (один недействующий тепловоз)

Южно-Сахалинск, территория локомотивного депо (под вопросом)







Беларусь

Брест, музей железнодорожного транспорта. Тепловоз ТУ2-113, до 2005 года находился на Малой Белорусской (Минской) детской железной дороге.









Казахстан

Алматы, площадь у бывшего здания управления Алматинской детской железной дороги (один недействующий тепловоз)







Эстония

Детский оздоровительный лагерь вблизи населённого пункта Вяяна-Йыэсуу (Vääna-Jöesuu) (один недействующий тепловоз)













27.09.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу