Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ











Республика Бурятия — субъект Российской Федерации. Центр — г. Улан-Удэ. Площадь — 351 300 км², численность населения 969 тыс. чел. (2005).








ЗАИГРАЕВСКИЙ РАЙОН





Хандагатайская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Карымка, расположенная в посёлке Новоильинск, вблизи станции Новоильинский на железнодорожной линии Улан-Удэ — Тарская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Челутайская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Челутай, расположенный вблизи станции Челутай на железнодорожной линии Улан-Удэ — Тарская.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1980 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Протяжённость узкоколейной железной дороги лесовозного назначения в районе станции Челутай составляла свыше 80 километров. Главные линии пролегали в долинах рек Брянка и Челутай. Имелось несколько лесных посёлков.

Не позднее 1970-х годов линии узкоколейной железной дороги были заменены железнодорожными линиями широкой колеи.

Достоверность информации вызывает некоторые сомнения. Не исключено, что лесовозная железная дорога в окрестностях станции Челутай всегда была ширококолейной.

По состоянию на 2007 год, железнодорожная линия Челутай — Шабур продлена до Тугнуйского угольного разреза, используется для вывоза угля.








ЗАКАМЕНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на рудниках Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Местонахождение — город Закаменск.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году (северная часть), 1982 году (южная часть).

Город Закаменск (первоначально — посёлок Джидастрой) возник в 1932 году с связи с началом разработки месторождения вольфрамо-молибденовых руд. Главным предприятием города является Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат. На комбинате действовало несколько шахт (подземных рудников), на них имелись шахтные узкоколейные железные дороги. Одна из узкоколейных железных дорог имела наземный участок относительно большой протяжённости, связывавший рудник Холтосон с обогатительной фабрикой. В 1958 году на участке рудник Холтосон — обогатительная фабрика узкоколейная железная дорога была заменена канатной дорогой.


Цитата из материала «Из истории города Закаменска» (http://zakamnacrb1.narod.ru/podrobnee2.htm):

В 1938 году впервые были пущены в эксплуатацию мотовозы и самоопрокидывающиеся вагоны «Вестерна» на первом механизированном участке №5.

В 1939 году началась промышленная разработка вольфрамового месторождения. Введена в эксплуатацию обогатительная фабрика, сдан в эксплуатацию рудник Холтосон.

В 1941 году на руднике Холтосон построена узкоколейная железная дорога. Транспортировка руды на фабрику стала производиться в вагонах по узкоколейной железной дороге.

...

В 1958 году узкоколейку надежно заменила канатная дорога, что позволило сократить вдвое численность обслуживающего персонала на транспортировке руды.



С 1990-х годов Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат практически не работал, многие его рудники были закрыты. Отдельные участки узкоколейных железных дорог были разобраны.


Цитата из материала «Чёрные дни проклятого места», автор — Д. Содномпилов, 2005 год (http://www.babr.ru/news/print.php?IDE=24428):

Весь горный Закаменск окружают леса. Осенью картина здесь стоит просто сказочная — пейзажист нашел бы благодатный материал. Но все это сильно уродуют скелеты строений некогда знаменитого Джидокомбината, который местные жители почему-то называют фабрикой. Рельсы узкоколейки, металлические столбы канатной дороги, вагонетки и прочее добро предприимчивые закаменцы давно сдали на вторсырьё.

Километров за 5—6 от города по разбитой дороге провожатые доставили нас к той самой шахте, куда 30 августа вошли четверо их земляков. Когда подходишь близко к входу, становится как-то не по себе. Из бетонного прохода на свет тянутся ржавые рельсы, напоминая о тех временах, когда здесь день и ночь на вольфрамо-молибденовый комбинат отгружалась руда.



По состоянию на 2010 год, автор не распологает сведениями о том, остались ли вблизи Закаменска действующие шахтные узкоколейные железные дороги.








ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД УЛАН-УДЭ»






Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Тальцы. Начальный пункт — посёлок Тальцы, расположенный вблизи станции Тальцы на железнодорожной линии Улан-Удэ — Тарская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году (частично показана разобранной)

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Имелось по меньшей мере два лесных посёлка — Лесной и 25 километр.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.














17.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу