Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ











Карачаево-Черкесская республика — субъект Российской Федерации. Столица — г. Черкесск. Площадь — 14 100 км², численность населения 439,7 тыс. чел. (2002).




По состоянию на 2015 год, действующих узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных, в регионе нет.



ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога угольной шахты в посёлке Маруха. Начальный пункт — населённый пункт Маруха.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Влизи населённого пункта Маруха действовала угольная шахта, имевшая горизонтальные стволы.

По информации от Г. Капустникова, шахта закрыта, часть выработок затоплена. Узкоколейная железная дорога почти полностью разобрана. Факт отсутствия действующей узкоколейной железной дороги был зафиксирован в 2006 году.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в гидротуннеле Зеленчукской ГЭС (?). Возможный начальный пункт — населённый пункт Даусуз.

Зеленчукская ГЭС имеет комплекс гидротуннелей, пролегающих по направлению населённый пункт Даусуз (река Большой Зеленчук) — река Кубань (окрестности населённого пункта Новый Карачай). Суммарная протяжённость комплекса гидротуннелей составляет свыше 15 километров.

Тоннели строились буро-взрывным способом. По неподтверждённым данным, при их строительстве использовалась «шахтная» узкоколейная железная дорога.

На участке Хуса-Кардоникская — Маруха строительство гидротуннеля было завершено в 2006 году.








ГОРОД КАРАЧАЕВСК





Узкоколейные железные дороги угольных шахт в окрестностях города Карачаевск. Начальные пункты — угольные шахты, расположенные в окрестностях города Карачаевск.


Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).

В окрестностях города Карачаевска находилось несколько угольных шахт. На всех (?) шахтах действовали узкоколейные железные дороги, имевшие наземные участки незначительной протяжённости.

В 1999 году добыча угля в Карачаево-Черкесской республике была прекращена. После этого все шахты были закрыты, многие из них были затоплены.

По информации от Г. Капустникова, узкоколейные железные дороги почти полностью разобраны. Факт отсутствия действующих узкоколейных железных дорог на шахтах вблизи Карачаевска был зафиксирован в 2006 году.








УРУПСКИЙ РАЙОН (центр района — станица Преградная)





Узкоколейная железная дорога Урупского ГОКа. Начальный пункт — шахта, находящаяся в окрестностях посёлка Медногорский.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Урупский горно-обогатительный комбинат (ГОК) был построен в 1960-х годах. Комбинат производит добычу и обогащение медных руд Урупского месторождения. Управление комбината находится в посёлке Медногорский (прежнее название Медноурупский), расположенном вблизи станицы Преградная.

В ведении комбината находится «шахтная» узкоколейная железная дорога (возможно, не одна). Основная шахта (подземный рудник) находится в окрестностях посёлка Медногорский. Шахта имеет вертикальный ствол.

Среди тягового подвижного состава узкоколейной железной дороги — различные контактные электровозы. Скорее всего, наземные участки узкоколейной железной дороги имеют незначительную протяжённость.


Цитата из книги «Занимательное краеведение», изданной в 1974 году, автор — Гниловской В. Г. (http://vladsc.narod.ru/library/stavrop/urup.htm):

Если от Медногорска проехать вверх по долине Урупа, то через некоторое время мы увидим белую многоэтажную семидесятиметровую цилиндрическую башню — самое высокое здание в Ставропольском крае. Возводили её те же мастера, что и Останкинскую башню в Москве. Это копёр над Урупским рудником подземной добычи меди. Рудник не похож на запылённые шахты прошлого, копры которых опускали и поднимали бадьи с рабочими или добытой рудой. Эта шахта залита электрическим светом. Механизмы доставляют с большой скоростью в штольни разных уровней рудника людей и грузы, поднимают вагонетки с рудой и пустой породой, обеспечивают вентиляцию, отопление, снабжение штолен водой, сжатым воздухом.

Внутри башни лифт. За одну минуту можно подняться на крышу и полюбоваться обширной панорамой Урупских гор, а также возникшим среди них индустриальным ландшафтом, оживлённым движением рудовозов.

Глубина ствола рудника достигает 300 метров. Имеются перспективы дальнейшего его углубления до 800 метров. Многоярусные штольни, освещённые люминесцентными светильниками, напоминают тоннели метро, электровозы движут по ним целые поезда вагонеток.

Сложным хозяйством рудника управляет диспетчер с помощью многочисленных автоматических аппаратов. Они позволяют ему точно знать, что делается в данный момент на каждом участке той или иной штольни или забоя — каково давление сжатого воздуха, сколько руды накопилось в бункерах, где находятся электровозы — и давать необходимые команды.

Суточная производительность рудника немного меньше выработки карьера, но содержание меди в руде несколько выше (1,5-2%).

Карьер и рудник — начальное звено Урупского комбината, определяющее работу всей цепи производства. Руде, извлечённой из земных недр, предстоит долгий и сложный путь через цеха обогатительной фабрики до хранилища готовой продукции, представляющей собой насыщенный медью порошок — концентрат.

Задача обогатительной фабрики — освободить руду от пустой породы и превратить в богатую медью порошкообразную массу — концентрат. И руда проделывает значительное путешествие, претерпевая различные превращения. С рудника и карьера мощные рудовозы доставляют руду в приёмный бункер, из которого она подаётся транспортёром к машинам крупного дробления. Другой транспортёр поднимает руду в верхний этаж к другим дробилкам, превращающим её в мелкий щебень. По пути электромагнитная шайба, установленная над вторым транспортёром, выхватывает из проходящей руды стальные предметы, какие могли случайно попасть в неё в карьере или в руднике.



http://vladsc.narod.ru/library/stavrop/p315m.jpg — фотография подземного участка узкоколейной железной дороги из книги «Занимательное краеведение»



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на шахте вблизи населённого пункта Рожкао. Начальный пункт — окрестности населённого пункта Рожкао.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от Г. Капустникова, вблизи населённого пункта Рожкао действовала «шахтная» узкоколейная железная дорога. Возможно, на шахте велась добыча урановой руды, либо производилась разведка месторождений урановой руды.

Узкоколейная железная дорога разобрана.








УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) Джегонасского карьера (ЗАО «Известняк»). Возможное местонахождение — Джегонасский карьер, расположенный на восточной окраине города Усть-Джегута, вблизи станции Джегута («РЖД», Северо-Кавказская железная дорога).


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:100 000.

Джегонасский карьер (ЗАО «Известняк») производит добычу извести. Предприятие было построено в 1960-х годах.

http://www.izvest.org — официальный сайт ЗАО «Известняк»

Информация от любителя железных дорог Г. Капустникова была следующей:

на территории Джегонасского карьера находится узкоколейная железная дорога (факт её наличия был зафиксирован в 2006 году). По узкоколейной железной дороге производится доставка извести на перерабатывающий завод. Между карьером и заводом имеется тоннель. Среди тягового подвижного состава — контактные электровозы.

Ранее узкоколейная железная дорога использовалась также для вывоза угля, добывавшегося в небольших шахтах, имевших горизонтальные стволы.


По состоянию на 2015 год (информация от одного из работников предприятия), узкоколейной железной дороги здесь нет. Скорее всего, её никогда не было. Возможно, любитель железных дорог здесь не был и распространил чью-то непроверенную информацию.














25.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу