Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ











Республика Мордовия — субъект Российской Федерации. Столица — г. Саранск. Площадь — 26 200 км², численность населения 866,6 тыс. чел. (2005).






Республика Мордовия никогда не относилась к числу регионов, насыщенных узкоколейными железными дорогами.

Действующих узкоколейных железных дорог на территории республики Мордовия нет с 1970-х годов.





ЗУБОВО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОН





Вышинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Выша, расположенный вблизи станции Выша на железнодорожной линии Кустарёвка — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Выша — населённый пункт Удево. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

После ликвидации узкоколейной железной дороги на протяжении длительного времени в Выше сохранялся работавший на узкоколейной железной дороге паровоз ВП4-2120. В 1990-х годах о существовании этого паровоза стало известно некоторым любителям железных дорог.

11 января 2001 года паровоз ВП4-2120 был вывезен из Выши в Переславский железнодорожный музей-заповедник (Талицы, Ярославская область).

http://www.kukushka.ru/rasskaz/10.html — «К вопросу о создании музейной коллекции» (материал на официальном сайте ПЖМЗ, включающий описание экспедиции в Вышу и процесса вывоза паровоза ВП4-2120)



__________________________________________________________________________________________________




Известинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Известь, расположенный вблизи станции Известь на железнодорожной линии Кустарёвка — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Известь в восточном направлении. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 15 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

В ноябре 1999 года в Извести побывали сотрудники Переславского железнодорожного музея-заповедника. По информации от В. Миронова, в то время в посёлке сохранялся разграбленный тепловоз ТУ6А.


Цитата из материала «К вопросу о создании музейной коллекции», автор — В. Миронов, время действия — ноябрь 1999 г. (http://www.kukushka.ru/rasskaz/10.html):

Вот и Известь. Похоже на Вышу, только гораздо меньше, дорог нет вообще, кроме центральной сквозной улицы и боковой куда-то через переезд. Следов узкоколейки почти нет, и только скелет тепловоза ТУ6А в накренившемся состоянии стоит памятником прошлым трудовым победам.


Скорее всего, в последующие годы тепловоз был порезан на металлолом.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги в окрестностях станций на железнодорожной линии бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево).


Узкоколейная железная дорога (либо подъездной путь широкой колеи)
в посёлке Сосновка на топографической карте масштаба
1:200 000, изданной в 1974 году.

Достоверной информацией, касающейся этих узкоколейных железных дорог, автор в настоящее время не располагает. Основным назначением узкоколейных железных дорог был вывоз леса. Данных о протяжённости и начальных пунктах нет. Возможно, узкоколейные железные дороги были конно-рельсовыми.

Действующих узкоколейных железных дорог вблизи железнодорожной линии бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево) нет по меньшей мере с 1970-х годов.

В 2008 году железнодорожная линия широкой колеи бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево) была полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Умёт (?). Возможный начальный пункт — посёлок Умёт, расположенный у станции Тёплый Стан на железнодорожной линии Кустарёвка — Рузаевка.


Возможная трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1974 году.

По неподтверждённым данным, в 1950-е годы в окрестностях посёлка Умёт находилась узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Умёт — Седьмой километр — Десятый километр.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








РУЗАЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях города Рузаевка (?). Возможный начальный пункт — промышленное предприятие в городе Рузаевка.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 2003 году.

Узкоколейная железная дорога обозначена во многих топографических картах, выпущенных в разные годы. Скорее всего, в действительности она никогда не существовала.

По информации, полученной в 2005 году от Е. Авдонина, в том месте, где на картах обозначена узкоколейная железная дорога, находится подъездной путь широкой колеи, соединяющий станцию Рузаевка с заводом «Керамик» и с бывшим заводом листоштамповочных автоматических линий (по состоянию на 2005 год, преобразовывался в вагоностроительный завод).








ГОРОД САРАНСК





Узкоколейная железная дорога (?) на территории Саранской ТЭЦ. Начальный пункт — Саранская ТЭЦ.

Согласно материалу, расположенному по адресу http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/mordov/show.cgi?mordov.htm, на территории Саранской ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны действовала узкоколейная железная дорога. Неясно, применялась ли на ней локомотивная тяга (упоминается только конная тяга).


Цитата из материала «Справка о работе энергетиков Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/mordov/show.cgi?mordov.htm):

Война затруднила проведение работ по дальнейшему расширению мощностей ТЭЦ: не хватало средств, энергетического оборудования и материалов. Ситуация улучшилась только к 1943 году. Тогда был закончен в основном монтаж котла № 7. Полностью закончен монтаж турбины № 3, которая включалась под нагрузку в 900 кВт. Завершено было строительство топливоподачи, а также строительство полукольца узкоколейного пути к бункеру новой котельной.


Саранская ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны (а также, скорее всего, в последующие годы) работала на торфе. Не исключается, что в окрестностях Саранска в то время имелась торфовозная узкоколейная железная дорога.














17.07.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу