Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ











Республика Мордовия — субъект Российской Федерации. Столица — г. Саранск. Площадь — 26 200 км², численность населения 866,6 тыс. чел. (2005).






Республика Мордовия никогда не относилась к числу регионов, насыщенных узкоколейными железными дорогами.

Действующих узкоколейных железных дорог на территории республики Мордовия нет с 1970-х годов.





ЗУБОВО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОН





Вышинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Выша, расположенный вблизи станции Выша на железнодорожной линии Кустарёвка — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Выша — населённый пункт Удево. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

После ликвидации узкоколейной железной дороги на протяжении длительного времени в Выше сохранялся работавший на узкоколейной железной дороге паровоз ВП4-2120. В 1990-х годах о существовании этого паровоза стало известно некоторым любителям железных дорог.

11 января 2001 года паровоз ВП4-2120 был вывезен из Выши в Переславский железнодорожный музей-заповедник (Талицы, Ярославская область).

http://www.kukushka.ru/rasskaz/10.html — «К вопросу о создании музейной коллекции» (материал на официальном сайте ПЖМЗ, включающий описание экспедиции в Вышу и процесса вывоза паровоза ВП4-2120)



__________________________________________________________________________________________________




Известинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Известь, расположенный вблизи станции Известь на железнодорожной линии Кустарёвка — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Известь в восточном направлении. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 15 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

В ноябре 1999 года в Извести побывали сотрудники Переславского железнодорожного музея-заповедника. По информации от В. Миронова, в то время в посёлке сохранялся разграбленный тепловоз ТУ6А.


Цитата из материала «К вопросу о создании музейной коллекции», автор — В. Миронов, время действия — ноябрь 1999 г. (http://www.kukushka.ru/rasskaz/10.html):

Вот и Известь. Похоже на Вышу, только гораздо меньше, дорог нет вообще, кроме центральной сквозной улицы и боковой куда-то через переезд. Следов узкоколейки почти нет, и только скелет тепловоза ТУ6А в накренившемся состоянии стоит памятником прошлым трудовым победам.


Скорее всего, в последующие годы тепловоз был порезан на металлолом.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги в окрестностях станций на железнодорожной линии бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево).


Узкоколейная железная дорога (либо подъездной путь широкой колеи)
в посёлке Сосновка на топографической карте масштаба
1:200 000, изданной в 1974 году.

Достоверной информацией, касающейся этих узкоколейных железных дорог, автор в настоящее время не располагает. Основным назначением узкоколейных железных дорог был вывоз леса. Данных о протяжённости и начальных пунктах нет. Возможно, узкоколейные железные дороги были конно-рельсовыми.

Действующих узкоколейных железных дорог вблизи железнодорожной линии бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево) нет по меньшей мере с 1970-х годов.

В 2008 году железнодорожная линия широкой колеи бывшего «Дубравлага» (Потьма — Барашево) была полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Умёт (?). Возможный начальный пункт — посёлок Умёт, расположенный у станции Тёплый Стан на железнодорожной линии Кустарёвка — Рузаевка.


Возможная трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1974 году.

По неподтверждённым данным, в 1950-е годы в окрестностях посёлка Умёт находилась узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Умёт — Седьмой километр — Десятый километр.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








РУЗАЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях города Рузаевка (?). Возможный начальный пункт — промышленное предприятие в городе Рузаевка.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году.


«Узкоколейная железная дорога» (в действительности — подъездной путь широкой колеи)
на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 2003 году.

Узкоколейная железная дорога обозначена во многих топографических картах, выпущенных в разные годы. Скорее всего, в действительности она никогда не существовала.

По информации, полученной в 2005 году от Е. Авдонина, в том месте, где на картах обозначена узкоколейная железная дорога, находится подъездной путь широкой колеи, соединяющий станцию Рузаевка с заводом «Керамик» и с бывшим заводом листоштамповочных автоматических линий (по состоянию на 2005 год, преобразовывался в вагоностроительный завод).








ГОРОД САРАНСК





Узкоколейная железная дорога (?) на территории Саранской ТЭЦ. Начальный пункт — Саранская ТЭЦ.

Согласно материалу, расположенному по адресу http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/mordov/show.cgi?mordov.htm, на территории Саранской ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны действовала узкоколейная железная дорога. Неясно, применялась ли на ней локомотивная тяга (упоминается только конная тяга).


Цитата из материала «Справка о работе энергетиков Мордовии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (http://www.rao-ees.ru/ru/pobeda_60/mordov/show.cgi?mordov.htm):

Война затруднила проведение работ по дальнейшему расширению мощностей ТЭЦ: не хватало средств, энергетического оборудования и материалов. Ситуация улучшилась только к 1943 году. Тогда был закончен в основном монтаж котла № 7. Полностью закончен монтаж турбины № 3, которая включалась под нагрузку в 900 кВт. Завершено было строительство топливоподачи, а также строительство полукольца узкоколейного пути к бункеру новой котельной.


Саранская ТЭЦ в годы Великой Отечественной войны (а также, скорее всего, в последующие годы) работала на торфе. Не исключается, что в окрестностях Саранска в то время имелась торфовозная узкоколейная железная дорога.














17.07.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу