Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!








УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)











Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации. Столица - г. Якутск. Площадь - 3 103 200 км², численность населения 950,7 тыс. чел. (2005).








БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)





Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Тикси. Узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи) на территории одной из воинских частей в окрестностях посёлка Тикси существовала (существовал) в годы Великой Отечественной войны. Возможно, узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи) использовалась (использовался) для перевозки грузов, поступающих в порт.

Узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи) упоминалась (упоминался) в одной из публикаций в газете «Гудок», ориентировочно в период от 1998 года до 2002 года.

Достоверность информации - под вопросом.








ВЕРХНЕКОЛЫМСКИЙ УЛУС (РАЙОН)





Зырянская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт - посёлок Зырянка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000,
изданной в 1990 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога пролегала по направлению Зырянка - Угольное. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 65 километров.

Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1930-х годах, производилось с использованием труда заключённых (Зырянлаг «Дальстроя»). По неподтверждённым данным, сквозное движение от Зырянки до Угольного было открыто в 1938 году. Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги был представлен паровозами. Основной груз - уголь, доставлявшийся в речной порт Зырянка.


Цитата из материала «Колымские лагеря ГУЛАГа» (http://www.shintop.ru/phototrophy/article.php?action=article_show&id=153):

В 56 км от Зырянки на месте угольного разреза силами заключённых построен посёлок Угольное. В начале 1936 года здесь были добыты первые тонны угля. Для доставки угля в Зырянку в 1939 году была построена узкоколейка Зырянка – Угольное. Позже вдоль узкоколейки силами тех же заключённых была проложена автотрасса.

Дорогу построили главным образом лишь с помощью кирок, лопат, тачек и ломов. Основная лагерная зона находилась в посёлке Зырянка, а для строительства и обслуживания дороги на разных километрах были организованны дополнительные лагерные точки,так называемые «командировки». В тяжелейших условиях заключённые заготовляли дрова, строили и ремонтировали дороги. Многие остались там навечно.

Впоследствии узкоколейку ликвидировали. А трасса осталась, и по нынешний день связывает два посёлка.



В 1950-х годах (не ранее 1953 года) по направлению Зырянка - Угольное была построена автодорога. Все перевозки, которые ранее производила узкоколейная железная дорога, было решено осуществлять автотранспортом. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.








КОБЯЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)





Узкоколейная железная дорога на угольной шахте «Сангарская». Начальный пункт - шахта «Сангарская», расположенная вблизи посёлка Сангар.


Топографическая карта масштаба 1:200 000
(посёлок Сангар и его окрестности).

Согласно информации, полученной от автора неофициального сайта посёлка Сангар (http://www.sangar.hut1.ru) в ноябре 2006 года, на территории шахты «Сангарская» имеются наземные участки рельсовых путей узкой колеи. Шахта имеет горизонтальный ствол. Наземные участки находятся вблизи ствола. Тяговый подвижной состав был представлен аккумуляторными электровозами. Планировалась электрификация путей, на территорию шахты были завезены контактные электровозы, но поработать они не успели.

Ширина колеи узкоколейной железной дороги - 600 мм. Наземных путей значительной протяжённости никогда не было. От шахты до речного порта уголь доставлялся автомобилями.

По состоянию на 2007 год, шахта «Сангарская» не работает. Возможно, узкоколейная железная дорога в близком будущем будет полностью разобрана.






«Наземный тоннель» (крытая галерея, в которой находятся
железнодорожные пути). Слева вдали -
локомотивно-вагонное депо.



Пути внутри «наземного тоннеля».



Разобранный участок (был разобран в те времена, когда шахта ещё работала).



Один из немногих участков на открытой местности.



Начало шахтного ствола (?), «основная магистраль».


ФОТОГРАФИИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В МАЕ 2007 ГОДА АЛЕКСАНДРОМ (АВТОРОМ ВЕБ-САЙТА http://www.sangar.hut1.ru)

АВТОР «САЙТА О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ДАННЫХ ФОТОГРАФИЙ











ЛЕНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)





Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Пеледуй. Начальный пункт - посёлок Пеледуй.

Согласно материалу, расположенному по адресу http://www.lorp.ru/magazin/gazeta-art.asp?id=1051&gid=1044, в 1930-х - 1940-х годах на территории судоверфи (позднее Пеледуйского судоремонтно-судостроительного завода) имелся рельсовый путь, предназначенный для перевозки лесоматериалов. Использовалась конная тяга.

Скорее всего, механической тяги здесь никогда не было, вследствие чего рельсовый путь невозможно признать узкоколейной железной дорогой.








УСТЬ-ЯНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)





Узкоколейная железная дорога на шахте Депутатского ГОКа («Депутатсколово»). Начальный пункт - шахта в окрестностях посёлка Депутатский.


Топографическая карта масштаба 1:200 000
(посёлок Депутатский и его окрестности).

Посёлок Депутатский возник благодаря наличию оловорудных месторождений. По состоянию на 2005 год, добыча руды ведётся в минимальном объёме.

Со слов бывшего жителя посёлка Депутатский, наземные участки путей узкой колеи имели значительную протяжённость.

Достоверность информации - под вопросом.








ГОРОД ЯКУТСК





Узкоколейная железная дорога на территории Якутской ТЭЦ. Начальный пункт - Якутская ТЭЦ.

Якутская ТЭЦ (первоначально ЦЭС - Центральная электрическая станция) была открыта в 1937 году. Согласно материалу, расположенному по адресу http://yakute.elektra.ru/publications/aif6112002.htm, на территории Якутской ЦЭС (либо на руднике Кангалассы?) имелась узкоколейная железная дорога, предназначенная для перевозки угля.

Возможно, узкоколейная железная дорога действовала до 1968 года, когда Якутская ТЭЦ была переведена на газ.














17.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу