Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ











Республика Северная Осетия-Алания — субъект Российской Федерации. Столица — г. Владикавказ. Площадь — 8 000 км², численность населения 704,4 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2011 год, было известно о наличии на территории Северной Осетии одной гарантированно действующей узкоколейной железной дороги — Владикавказской детской железной дороги.

По неподтверждённым данным, в Алагирском районе (?) есть узкоколейная железная дорога с локомотивом производства Камбарского машиностроительного завода.



АЛАГИРСКИЙ РАЙОН





Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях города Алагира. Начальный пункт — город Алагир.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.

Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году

Согласно информации от С. Ф. Григоровича, автора книги «По горам и равнинам Северной Осетии», в долине реки Савердон (Саурдон) действовала узкоколейная железная дорога лесовозного назначения. Её начальным пунктом являлся город Алагир.

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1930-х годах либо ранее. Скорее всего, помимо линии в долине реки Савердон и линии от села Кора до Алагира, существовали и другие линии.


Цитата из материала «Детство и война», опубликованного в издании «Краснодарские известия» (http://www.ki-gazeta.ru/html/C6707591709D1B03C32571850022A939):

Хорошо помню утро 22 июня 1941 года. Нас, подростков, вывезли в поле для оказания помощи колхозникам, к тому времени я окончил 4-й класс. Неожиданно в ясном солнечном небе появились чёрные самолёты. Заходя со стороны поля, они стали сбрасывать бомбы на железнодорожную станцию. Рёв самолетов, взрывы бомб, крики детей и взрослых — все смешалось в единую какофонию.

Этот воздушный налёт сделал Ивана одноруким инвалидом в неполные 12 лет.

На долгое время пришлось оставить учёбу, которая теперь казалась мальчику несбыточной мечтой. Ведь главу семьи Максименко забрали в 1937 году, и больше родные его не увидели. Мама осталась с тремя малолетними детьми. Только после возвращения с фронта дяди, взявшего племянника к себе, Иван Максименко смог продолжить учебу.

После семилетки Иван поступил в лесотехнический техникум, по окончании которого был направлен на работу в г. Алагир, Северная Осетия, на должность начальника службы движения узкоколейной железной дороги. Проработал три года, поступил на дневное отделение в Московский лесотехнический институт. Жил на стипендию. Тяжело было, помощи от кого-либо ждать не приходилось.



Цитата из книги «По горам и равнинам Северной Осетии», изданной в 1960 году, автор — Григорович С.Ф. (http://piligrim-andy.narod.ru/text/ravnin.html):

Из Садонского ущелья возвращаемся в г. Алагир. Посещение Унальского и Садонского ущелий займет 4-5 дней. Если вы желаете совершить интересное путешествие по горам района, можно рекомендовать следующие дополнительные маршруты:

а) Из Садона по разработанной тропе подняться на Ходский перевал (2600 м), расположенный на Скалистом хребте, а затем спуститься по притоку Урсдона — Саурдону в ущелье реки Урсдон, поросшее прекрасным буковым лесом. В ущелье Саурдона ведутся лесоразработки. Заготовленная древесина вывозится по узкоколейной железной дороге в г. Алагир.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога (?) вблизи населённого пункта Кодахджин. Возможный начальный пункт — населённый пункт Кодахджин, расположенный на левом берегу реки Тёплая.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная либо ручная тяга) действовала (действовал) в 1930-1950-х годах. Вблизи Кодахджина в то время находился исправительно-трудовой лагерь, заключённые которого вели заготовку леса. Узкоколейная железная дорога пролегала по долинам рек Тёплая и Гнилая.

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.








ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ





Владикавказская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Вечный Огонь, расположенная в городе Владикавказе.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Городская узкоколейная железная дорога (трамвай). Начальный пункт — город Владикавказ.

Трамвайное движение в городе Владикавказе было открыто 16 августа 1904 года. Ширина колеи — 1000 мм. Трамвай принадлежал Франко-Бельгийскому обществу.

В начале XX века рассматривались планы строительства высокогорной междугородной трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса (Тбилиси). Их реализация не начиналась.

В 1918 году Владикавказский трамвай был национализирован. В 1920-1924 годах трамвайное движение не осуществлялось.

Первый участок ширококолейной трамвайной линии был построен в 1933 году. В 1936 году реконструкция трамвайной сети города Орджоникидзе на колею 1524 мм была завершена.

Владикавказский трамвай широкой колеи








КИРОВСКИЙ РАЙОН (центр района — село Эльхотово)





Узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир. Начальный пункт — станция Дарг-Кох, расположенная на железнодорожной линии Прохладная — Гудермес.


Железнодорожная линия широкой колеи Дарг-Кох — Алагир
на топографической карте масштаба 1:500 000.

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир была построена в 1920-х годах. Возможно, имелось ответвление от станции Ардон до станции Дигора, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с лесовозной узкоколейной железной дорогой в районе Алагира.

В 1934 году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи и передана НКПС.


Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):

«Семён (Дагка) Константинович Билаонов родился в 1888 году в селении Христиановское (Дигоре) в крестьянской семье. В 1901 году он окончил там школу. С 1906 по 1908 год работал на Восточно-Сибирской железной дороге вместе со своим отцом. В 1908-1912 году учился во Владикавказском реальном училище, а потом работал на Уссурийской железной дороге, став старшим техником пути.

После революции работал начальником железнодорожной дистанции, а в 24 году вернулся домой, в Осетию. В Осетии он работал начальником Дарг-Кох-Алагирской узкоколейной дороги, затем начальником Садонских полиметаллических рудников.»









ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН (центр района — село Октябрьское)





Узкоколейная железная дорога (?) на стройплощадке Гизельдонской ГЭС. Возможный начальный пункт — Гизельдонская ГЭС, расположенная вблизи населённого пункта Кобан.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Строительство Гизельдонской ГЭС велось в 1927-1934 годах. При строительстве производился подвоз материалов в вагонетках.

Скорее всего, для перемещения вагонеток использовалась ручная, а также конная тяга. Находившийся на стройплощадке Гизельдонской ГЭС рельсовый путь узкой колеи не являлся узкоколейной железной дорогой.


Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):

«Плотина на Гизельдоне опирается на глыбы завала. Чтобы вода не просачивалась сквозь эту стенку, её специальным образом уплотнили, в частности гравием и глинами. Сырая, тяжёлая и вязкая глина вручную помещалась на тачки или в вагонетки и отправлялась к месту будущей плотины. Туда же доставлялся щебень, который добывался из поймы Геналдона. Лошади проваливались в вязкий грунт. Приходилось с большими усилиями тянуть вагонетки или тачки. Для этого была построена узкоколейка — дорога, которая не давала вязнуть этому виду транспорта.»














25.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу