Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ











Республика Северная Осетия-Алания — субъект Российской Федерации. Столица — г. Владикавказ. Площадь — 8 000 км², численность населения 704,4 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2011 год, было известно о наличии на территории Северной Осетии одной гарантированно действующей узкоколейной железной дороги — Владикавказской детской железной дороги.

По неподтверждённым данным, в Алагирском районе (?) есть узкоколейная железная дорога с локомотивом производства Камбарского машиностроительного завода.



АЛАГИРСКИЙ РАЙОН





Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях города Алагира. Начальный пункт — город Алагир.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.

Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году

Согласно информации от С. Ф. Григоровича, автора книги «По горам и равнинам Северной Осетии», в долине реки Савердон (Саурдон) действовала узкоколейная железная дорога лесовозного назначения. Её начальным пунктом являлся город Алагир.

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1930-х годах либо ранее. Скорее всего, помимо линии в долине реки Савердон и линии от села Кора до Алагира, существовали и другие линии.


Цитата из материала «Детство и война», опубликованного в издании «Краснодарские известия» (http://www.ki-gazeta.ru/html/C6707591709D1B03C32571850022A939):

Хорошо помню утро 22 июня 1941 года. Нас, подростков, вывезли в поле для оказания помощи колхозникам, к тому времени я окончил 4-й класс. Неожиданно в ясном солнечном небе появились чёрные самолёты. Заходя со стороны поля, они стали сбрасывать бомбы на железнодорожную станцию. Рёв самолетов, взрывы бомб, крики детей и взрослых — все смешалось в единую какофонию.

Этот воздушный налёт сделал Ивана одноруким инвалидом в неполные 12 лет.

На долгое время пришлось оставить учёбу, которая теперь казалась мальчику несбыточной мечтой. Ведь главу семьи Максименко забрали в 1937 году, и больше родные его не увидели. Мама осталась с тремя малолетними детьми. Только после возвращения с фронта дяди, взявшего племянника к себе, Иван Максименко смог продолжить учебу.

После семилетки Иван поступил в лесотехнический техникум, по окончании которого был направлен на работу в г. Алагир, Северная Осетия, на должность начальника службы движения узкоколейной железной дороги. Проработал три года, поступил на дневное отделение в Московский лесотехнический институт. Жил на стипендию. Тяжело было, помощи от кого-либо ждать не приходилось.



Цитата из книги «По горам и равнинам Северной Осетии», изданной в 1960 году, автор — Григорович С.Ф. (http://piligrim-andy.narod.ru/text/ravnin.html):

Из Садонского ущелья возвращаемся в г. Алагир. Посещение Унальского и Садонского ущелий займет 4-5 дней. Если вы желаете совершить интересное путешествие по горам района, можно рекомендовать следующие дополнительные маршруты:

а) Из Садона по разработанной тропе подняться на Ходский перевал (2600 м), расположенный на Скалистом хребте, а затем спуститься по притоку Урсдона — Саурдону в ущелье реки Урсдон, поросшее прекрасным буковым лесом. В ущелье Саурдона ведутся лесоразработки. Заготовленная древесина вывозится по узкоколейной железной дороге в г. Алагир.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога (?) вблизи населённого пункта Кодахджин. Возможный начальный пункт — населённый пункт Кодахджин, расположенный на левом берегу реки Тёплая.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная либо ручная тяга) действовала (действовал) в 1930-1950-х годах. Вблизи Кодахджина в то время находился исправительно-трудовой лагерь, заключённые которого вели заготовку леса. Узкоколейная железная дорога пролегала по долинам рек Тёплая и Гнилая.

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.








ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ





Владикавказская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Вечный Огонь, расположенная в городе Владикавказе.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Городская узкоколейная железная дорога (трамвай). Начальный пункт — город Владикавказ.

Трамвайное движение в городе Владикавказе было открыто 16 августа 1904 года. Ширина колеи — 1000 мм. Трамвай принадлежал Франко-Бельгийскому обществу.

В начале XX века рассматривались планы строительства высокогорной междугородной трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса (Тбилиси). Их реализация не начиналась.

В 1918 году Владикавказский трамвай был национализирован. В 1920-1924 годах трамвайное движение не осуществлялось.

Первый участок ширококолейной трамвайной линии был построен в 1933 году. В 1936 году реконструкция трамвайной сети города Орджоникидзе на колею 1524 мм была завершена.

Владикавказский трамвай широкой колеи








КИРОВСКИЙ РАЙОН (центр района — село Эльхотово)





Узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир. Начальный пункт — станция Дарг-Кох, расположенная на железнодорожной линии Прохладная — Гудермес.


Железнодорожная линия широкой колеи Дарг-Кох — Алагир
на топографической карте масштаба 1:500 000.

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога Дарг-Кох — Алагир была построена в 1920-х годах. Возможно, имелось ответвление от станции Ардон до станции Дигора, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с лесовозной узкоколейной железной дорогой в районе Алагира.

В 1934 году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи и передана НКПС.


Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):

«Семён (Дагка) Константинович Билаонов родился в 1888 году в селении Христиановское (Дигоре) в крестьянской семье. В 1901 году он окончил там школу. С 1906 по 1908 год работал на Восточно-Сибирской железной дороге вместе со своим отцом. В 1908-1912 году учился во Владикавказском реальном училище, а потом работал на Уссурийской железной дороге, став старшим техником пути.

После революции работал начальником железнодорожной дистанции, а в 24 году вернулся домой, в Осетию. В Осетии он работал начальником Дарг-Кох-Алагирской узкоколейной дороги, затем начальником Садонских полиметаллических рудников.»









ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН (центр района — село Октябрьское)





Узкоколейная железная дорога (?) на стройплощадке Гизельдонской ГЭС. Возможный начальный пункт — Гизельдонская ГЭС, расположенная вблизи населённого пункта Кобан.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Строительство Гизельдонской ГЭС велось в 1927-1934 годах. При строительстве производился подвоз материалов в вагонетках.

Скорее всего, для перемещения вагонеток использовалась ручная, а также конная тяга. Находившийся на стройплощадке Гизельдонской ГЭС рельсовый путь узкой колеи не являлся узкоколейной железной дорогой.


Цитата из документальной повести «Эдельвейсы Гизельдона», автор — Л.Н. Шуваева (http://www.darial-online.ru/2002_3/shuvaev.shtml):

«Плотина на Гизельдоне опирается на глыбы завала. Чтобы вода не просачивалась сквозь эту стенку, её специальным образом уплотнили, в частности гравием и глинами. Сырая, тяжёлая и вязкая глина вручную помещалась на тачки или в вагонетки и отправлялась к месту будущей плотины. Туда же доставлялся щебень, который добывался из поймы Геналдона. Лошади проваливались в вязкий грунт. Приходилось с большими усилиями тянуть вагонетки или тачки. Для этого была построена узкоколейка — дорога, которая не давала вязнуть этому виду транспорта.»














25.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу