Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН










Республика Татарстан — субъект Российской Федерации. Столица — г. Казань. Площадь — 68 000 км², численность населения 3 768 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2012 год, в Татарстане находилась одна действующая узкоколейная железная дорога — Казанская детская железная дорога.





ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Шеланговского кирпичного завода. Начальный пункт — Шеланговский кирпичный завод, расположенный вблизи посёлка Шеланга, на правом берегу реки Волга.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от Д. Лазукова, в ведении Шеланговского кирпичного завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью около 1 километра. Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером.

В конце 1990-х годов руководством завода было принято решение о переходе на автомобильный вывоз глины. Узкоколейная железная дорога через некоторое время была разобрана.

По состоянию на 2000 (?) год, оставались фрагменты рельсового пути, один тепловоз ТУ6А и по меньшей мере одна вагонетка (возможно, ВО-3).








ГОРОД ЕЛАБУГА





«Узкоколейная железная дорога» в промышленной зоне вблизи населённого пункта Бехтерево.


Подъездной путь широкой колеи Тихоново — промышленная зона в районе населённого пункта
Бехтерево на карте масштаба 1:100 000 (обозначен не полностью).

На одном из «железнодорожных» веб-сайтов утверждалось о существовании узкоколейной железной дороги в черте города Елабуга, вблизи населённого пункта Бехтерево. Автор данного сайта принял за узкоколейную железную дорогу подъездной путь широкой колеи.

Скорее всего, узкоколейной железной дороги вблизи населённого пункта Бехтерево никогда не было, и её строительство не планировалось.








ГОРОД ЗЕЛЕНОДОЛЬСК





Узкоколейная железная дорога Зеленодольского шпалопропиточного завода. Начальный пункт — Зеленодольский шпалопропиточный завод, расположенный в городе Зеленодольск, вблизи станции Зелёный Дол.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога не действует. Узкоколейная железная дорога частично или полностью разобрана.








ГОРОД КАЗАНЬ





Казанская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Молодёжная, расположенная в окрестностях посёлка Юдино, входящего в состав города Казань.

Строительство Казанской детской железной дороги началось в 2006 году. Местонахождение детской железной дороги — лесной массив между посёлками Юдино и Залесный.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) предприятия «Татарское ПО промстройматериалов». Возможный начальный пункт — город Казань.

По информации от С. Костыгова, основывающейся на архивных документах Камбарского машиностроительного завода, в адрес организации «Татарское ПО промстройматериалов» (станция Казань Горьковской железной дороги) были отправлены тепловозы узкой колеи ТУ6А-0233 и ТУ6А-0236. Оба тепловоза были построены в 1976 году.

Остаётся неясным, производилась ли их фактическая отправка по данному адресу. Не исключено, что тепловозы действительно вначале поступили в Казань, затем были переданы в посёлок Свень (Брянская область), на узкоколейную железную дорогу Брянского торфопредприятия.

По другой гипотезе, в документации Камбарского машиностроительного завода касательно тепловозов ТУ6А-0233 и ТУ6А-0236 была допущена ошибка (доказанные случаи ошибок в заводских документах, касающихся отправок тепловозов, были отмечены не раз).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если она когда-либо существовала).








КУКМОРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Кукморского кирпичного завода. Начальный пункт — Кукморский кирпичный завод, расположенный в посёлке Кукмор, вблизи станции Кукмор на железнодорожной линии Свияжск — Агрыз.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Кукморский кирпичный завод находится на западной окраине посёлка Кукмор, к северу от магистральной железнодорожной линии Свияжск — Агрыз (Москва — Екатеринбург). Завод действует с 1933 года. В ведении кирпичного завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью менее 2 километров.

Узкоколейная железная дорога связывала кирпичный завод с глиняным карьером, расположенным южнее магистральной железнодорожной линии. Для устройства разноуровневого пересечения была использована водопропускная труба.

По информации от О. Огнева, в сентябре 1989 года узкоколейная железная дорога работала. Тяговый подвижной состав был представлен одним мотовозом М54-4. Верхняя часть кабины мотовоза была срезана для обеспечения возможности проезда через негабаритный «тоннель» (водопропускную трубу).

В 1995 (?) году движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. Кирпичный завод перешёл на автомобильный вывоз глины. Узкоколейная железная дорога через некоторое время была разобрана.

По состоянию на 2004 год, Кукморский кирпичный завод остаётся действующим (годовая производительность — около 7 миллионов единиц кирпича, численность работающих — 160 человек).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия в посёлке Лубяны. Начальный пункт — посёлок Лубяны, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году.

Основным предприятием посёлка Лубяны является лесозавод. Представляется вероятным, что узкоколейная железная дорога использовалась для подвоза на территорию лесозавода леса, поступавшего по реке Вятке, а также для вывоза готовой продукции. Согласно топографической карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 4 километров.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН





Берсутская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Берсут, расположенный на правом берегу реки Кама (Куйбышевского водохранилища).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1965 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000 (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Кама от пристани Берсут.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не установлена.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации — 1970-е годы. По трассе разобранной узкоколейной железной дороги частично проложена автодорога.


Цитата из материала Т. Васиной:

Хорошо помню узкоколейку, паровоз в Берсутском Зверосовхозе. Узкоколейка обслуживала тогда нужды Камского леспромхоза. Посёлок там делится надвое — совхоз и леспромхоз. Совхоз возник в 1932 году, а леспромхоз построили рядом в начале 1950-х годов, потому, что в этих краях находится до сих пор крупнейший лесной массив Татарстана.

Узкоколейку ликвидировали в начале 1970-х годов, поскольку появились авто-хлыстовозы. Обслуживать видимо их было экономичнеее (бензин был дешёвый!), а содержать узкоколейку было сложнее.

Длина узкоколейной железной дороги дороги — около 30 километров. Через речку Берсут был перекинут железнодорожный мост. На карте узкоколейка по моему мнению показана верно. Лет 5 назад видела в районе пристани Берсут вагончик и ещё что-то из железнодорожного хозяйства.







Вид на нижний склад леспромхоза в посёлке Берсут. Когда-то он являлся
начальным пунктом узкоколейной железной дороги.
2007 год. Фото Т. Васиной.



Трасса разобранной узкоколейной железной дороги в окрестностях посёлка Берсут.
На месте рельсового пути находится грунтовая автодорога.
2007 год. Фото Т. Васиной.

АВТОР «САЙТА О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ДАННЫХ ФОТОГРАФИЙ








МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Менделеевск — Кокшан. Начальный пункт — город Менделеевск.

Город Менделеевск (первоначально село Бондюга, до 1967 года посёлок Бондюжский) с XIX века является центром химической промышленности. По информации от С. Владимирова, первая линия узкоколейной железной дороги появилась здесь в 1920-1921 годах, она соединяла химический завод с пристанью на реке Кама (село Тихие Горы). Её протяжённость составляла около 3 километров.

В 1940-х годах была построена линия узкоколейной железной дороги Бондюга — Кокшан. При строительстве использовался труд военнопленных.


Цитата из материала «Судьбы немецких и японских военнопленных на примере нашего края», автор — А. Галеев (http://vernadsky.dnttm.ru/raboty2001/h1/w01390.htm):

В Кокшане пленные (командный состав немцев) размещались в здании бывшего детского дома, перевезенного после начала войны в Елабугу. Их было примерно 200 человек. Дневная норма по перекопке земли составляла 1,5 куб. м земли. Продукты в лагерь привозились из Камаево, в 13 км от Кокшана (по воспоминаниям Бориса Васильевича Шеленина, 2 года работавшего десятником на строительстве узкоколейной железной дороги Кокшан-Бондюга).


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы. Вероятно, одной из причин ликвидации узкоколейной железной дороги стало появление в Менделеевске железнодорожной линии широкой колеи.














26.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу