Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ ТУВА











Республика Тува (Тыва) — субъект Российской Федерации. Столица — г. Кызыл. Площадь — 168 600 км², численность населения 307,7 тыс. чел. (2005).








ЧЕДИ-ХОЛЬСКИЙ КОЖУУН (РАЙОН)






Узкоколейная железная дорога комбината «Тувакобальт». Возможный начальный пункт — горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт», расположенный в посёлке Хову-Аксы, центре Чеди-Хольского кожууна (района).


Посёлок Хову-Аксы и его окрестности на топографической карте 1:200 000.

Факт существования этой узкоколейной железной дороги — под вопросом.

В книге «География России, Энциклопедический словарь» (М., 1998) имеется фотография с подписью «Тува. Горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт». Скорее всего, на ней изображены вагоны широкой колеи. Однако ввиду малого размера фотографии, определить с абсолютной уверенностью размер колеи изображённой на ней железной дороги невозможно.


Фотография из книги «География России, Энциклопедический словарь» (М., 1998). Согласно подписи, изображён
горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт» в посёлке Хову-Аксы (республика Тува).




Вагоны (увеличенный фрагмент той же самой фотографии).



Расстояние от Хову-Аксы до ближайшей железнодорожной станции на железнодорожной линии широкой колеи составляет около 500 километров. Вероятность наличия на комбинате «Тувакобальт» изолированной железнодорожной линии широкой колеи представляется близкой к нулю.

С наибольшей вероятностью, фотография попала в «Энциклопедический словарь» по причине ошибки кого-то из сотрудников научного издательства «Большая Российская Энциклопедия». В действительности, на этой фотографии изображено другое предприятие в другом регионе, имеющем железнодорожные линии широкой колеи.


Представляется вполне вероятным, что на комбинате действовали наземные участки железнодорожных путей узкой колеи «шахтного» типа (едва ли похожие по внешним признакам на железнодорожные пути, имеющиеся на «ложной» фотографии).

Работа комбината «Тувакобальт» была остановлена в 1991 году. В последующие 15 лет неоднократно ставился вопрос о восстановлении деятельности предприятия, но этого не произошло. По состоянию на 2006 год, скорее всего, комбинат почти полностью разрушен.














16.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу