УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ ТУВА











Республика Тува (Тыва) — субъект Российской Федерации. Столица — г. Кызыл. Площадь — 168 600 км², численность населения 307,7 тыс. чел. (2005).






Республика Тува — безжелезнодорожный регион. Никаких железных дорог здесь никогда не было. Исключением теоретически могли быть шахтные пути, но и это под вопросом.



ЧЕДИ-ХОЛЬСКИЙ КОЖУУН (РАЙОН)






Узкоколейная железная дорога комбината «Тувакобальт». Возможный начальный пункт — горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт», расположенный в посёлке Хову-Аксы, центре Чеди-Хольского кожууна (района).


Посёлок Хову-Аксы и его окрестности на топографической карте 1:200 000, изданной в 1982 году.

Факт существования этой узкоколейной железной дороги когда-либо — под вопросом.

В книге «География России, Энциклопедический словарь» (М., 1998) имеется фотография с подписью «Тува. Горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт». На ней изображены вагоны широкой колеи. Однако ввиду малого размера фотографии, определить с абсолютной уверенностью размер колеи изображённой на ней железной дороги невозможно. Хотя нет, всё-таки однозначно широкая колея.


Фотография из книги «География России, Энциклопедический словарь» (М., 1998). Согласно подписи, изображён
горно-обогатительный комбинат «Тувакобальт» в посёлке Хову-Аксы (республика Тува).
В действительности это другое место в другом регионе. Где — нужно выяснить.




Вагоны (увеличенный фрагмент той же самой фотографии). Стыд и позор!



Расстояние от Хову-Аксы до ближайшей железнодорожной станции на железнодорожной линии широкой колеи составляет около 500 километров. Вероятность наличия на комбинате «Тувакобальт» изолированной железнодорожной линии широкой колеи представляется близкой к нулю.

С наибольшей вероятностью, фотография попала в «Энциклопедический словарь» по причине поразительного и непростительного разгильдяйства кого-то из сотрудников научного издательства «Большая Российская Энциклопедия». Вне всякого сомнения, в действительности на этой фотографии изображено другое предприятие в другом регионе, имеющем железнодорожные линии широкой колеи.


Представляется вполне вероятным, что на комбинате действовали наземные участки железнодорожных путей узкой колеи «шахтного» типа. Конечно же, не похожие по внешним признакам на железнодорожные пути, имеющиеся на «ложной» фотографии.

Работа комбината «Тувакобальт» была остановлена в 1991 году. В последующие 15 лет неоднократно ставился вопрос о восстановлении деятельности предприятия, но этого не произошло. По состоянию на 2006 год, скорее всего, комбинат почти полностью разрушен.














16.11.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика