Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ











Чувашская республика — субъект Российской Федерации. Столица — г. Чебоксары. Площадь — 18 300 км², численность населения 1299,3 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2007 год, автор не располагает сведениями о наличии на территории Чувашской республики действующих узкоколейных железных дорог. Скорее всего, действующих узкоколейных железных дорог в регионе нет.








АЛАТЫРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Атрать (Атрат). Начальный пункт — посёлок Атрать (Атрат), расположенный вблизи станции Атрат на железнодорожной линии Канаш — Красный Узел.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.
Карта оцифрована с двухкратным увеличением.

Узкоколейная железная дорога пролегала по направлению Атрать — посёлок Долгая Поляна и далее.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Киря. Начальный пункт — посёлок Киря (станция Киря на железнодорожной линии Канаш — Красный Узел).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.
Карта оцифрована с двухкратным увеличением.

Узкоколейная железная дорога пролегала от посёлка Киря в юго-восточном направлении. Основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








ВУРНАРСКИЙ РАЙОН





Чарклинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Чаркли, расположенный вблизи станции Чаркли на железнодорожной линии Арзамас — Канаш.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога была построена в 1930-х (?) годах. Основное назначение — вывоз леса. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Вурнарский леспромхоз.

Возможно, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом которой являлся город Шумерля.

Цитата из материала «Председатель РИКа Макар Афиногенов» ( http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5007/17569/17570/31075 ):

В 1929 году был образован Вурнарский леспромхоз, который занимался заготовкой лесоматериала и доставкой его с погрузочной площадки железнодорожного разъезда Чаркли. Задания на лесозаготовку увеличивались ежегодно. Учитывая это, в составе леспромхоза создали три лесопункта: Уштурский, Чарклинский и Можаушский. В лесных чащобах построили бараки, жилые дома, клуб, столовую, пекарню и другие объекты. За короткое время разъезд Чаркли превратился в посёлок лесозаготовителей. Для обеспечения вывозки леса в зимнее время построили лесные дороги протяжённостью более двадцати километров. В зимнее время дорога ежедневно поливалась водой, которую возили в цистернах из колодцев, вырытых через каждый километр по всей дороге. По ледяной дороге одна лошадь за один рейс вытягивала пять-шесть саней, гружённых лесоматериалом до 30 кубометров.

Рабочую силу составили колхозники Вурнарского и Красноармейского районов, которые были привлечены на лесозаготовку в порядке обыкновенной трудовой повинности. Условия работы были не лёгкие. В лесопункте не хватало жилья, многим приходилось ночевать в близлежащих деревнях, не было никакой механизации. Пилы и топоры колхозники приносили с собой, часто приходилось им мерзнуть. Каких только трудностей не переносили лесозаготовители.

Несмотря на трудности, леспромхоз план перевыполнял ежегодно, добивался хороших результатов в заготовке и вывозке древесины. За это трудовые коллективы и сотни лесозаготовителей награждались переходящими красными вымпелами и выдавались им денежные премии.

Количество лесозаготовителей росло ежедневно. Построенные до войны две узкоколейные линии не справлялись с приемкой и отправкой заготовленного леса по назначению. Возникали серьезные проблемы перед трудовыми коллективами. Рассмотрев данный вопрос на заседании исполкома районного Совета было решено: для налаживания работы в лесопунктах направить председателя РИКа Макара Афиногеновича Афиногенова.

За короткое время сумел он организовать работу всех лесопунктов. В течение трёх недель были сданы в эксплуатацию дополнительно ещё восемь погрузочных площадок, в результате чего лесопункты стали перевыполнять планы по отправке лесоматериалов в промышленные центры страны. Не успокоился Макар Афиногенович достигнутыми успехами в лесопунктах, стал он интересоваться работой бригад по добыче фосфорита на шахте Ирар-Ишаки. Часто бывал он среди рудокопов, интересовался условиями жизни шахтёров. По его старанию была налажена работа подсобного хозяйства шахты. Фермы стали высокопроизводительными. С молоком и мясом обеспечивалась регулярно заводская столовая. И по сей день добром вспоминают бывшие шахтёры-пенсионеры делового предрика Макара Афиногеновича.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации не установлена (не позднее 1970-х годов).








ПОРЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Порецкого торфопредприятия. Начальный пункт — село Сиява.


Трасса узкоколейной железной дороги Порецкого торфопредприятия на топографической карте
масштаба 1:200 000 (показана условно). Карта оцифрована с двухкратным увеличением.

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз торфа. Среди имевшегося подвижного состава — мотовоз МД54-4.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ЧЕБОКСАРСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ





Узкоколейная железная дорога Заволжского торфопредприятия в посёлке Октябрьский и его окрестностях. Начальный пункт — посёлок Октябрьский (административно является частью города Чебоксары).

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз торфа.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочное время ликвидации: между 1995 и 1998 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Заволжского торфопредприятия в посёлке Северный и его окрестностях. Начальный пункт — посёлок Северный.

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз торфа. Некоторые участки были расположены на территории соседнего региона — республики Марий Эл.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода (?) в городе Чебоксары. Начальный пункт — кирпичный завод (?) на западной окраине города Чебоксары.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1970-е годы).

Сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги, автор не располагает.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога разобрана в 1990-х годах или ранее. Вероятность того, что узкоколейная железная дорога сохранилась до настоящего времени, близка к нулю.








ШУМЕРЛИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях города Шумерля. Начальный пункт — город Шумерля (станция Шумерля на железнодорожной линии Арзамас — Канаш).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1988 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога пролегала севернее железнодорожной линии Арзамас — Канаш. Основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Шумерлинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Шумерля (станция Шумерля на железнодорожной линии Арзамас — Канаш).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000
(состояние местности на 1970-е годы).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1974 году (северо-восточная часть), 1981 году (юго-восточная часть), 1989 году (западная часть)

Узкоколейная железная дорога пролегала южнее железнодорожной линии Арзамас — Канаш. Основное назначение — вывоз леса.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги - конец 1920-х годов либо 1930-е годы. На линии узкоколейной железной дороги имелись лесные посёлки Кабаново и Речной.


Цитата из материала «Зачем Шумерле жёлуди», опубликованного в газете «Гудок» (номер за 4 декабря 2003 года), автор — В. Цыплев (http://www.gudok.ru/index.php/print/11171):

Станция здесь, как и во многих местах, дала когда-то новую жизнь целому региону. Ведь посёлок вокруг неё появился и начал расти при прокладке дороги Москва — Казань.

С её пуском станция разветвилась тремя узкоколейками в разные стороны. «Кукушка» цепляла до 20 вагонов и тянула в каждом 12 — 15 кубометров дубового кряжа.



До 1960-х (?) годов вблизи Шумерли действовало торфопредприятие «Шутово» (находилось в нынешнем посёлке Лесной). До момента его закрытия узкоколейная железная дорога была не только лесовозной, но и торфовозной. В годы Великой Отечественной войны торф являлся основным видом топлива в городе и районе.


Цитата из материала «Для людей не жалей тепла», опубликованного в газете «Республика» (номер за 24 ноября 2004 года), автор — О. Крылова (http://republic.cap.ru/2004_48/55.htm):

– С началом войны в республику было эвакуировано 28 крупных заводов, фабрик и цехов. Можете себе представить, что это означало для Чебоксар, где электричество вырабатывалось локальными электростанциями. Поэтому главными энергоносителями стали дрова и торф, — сказал Юрий Алексеевич.

– В ведении управления в 1941–1942 годах действовало 10 леспромхозов, в 1943 году — 24, а в 1945-м — 32. В Заволжье в короткие сроки была построена электростанция. Её снабжало топливом торфопредприятие, действующее и поныне. Заработала узкоколейка, по которой торфопредприятие «Шутово» снабжало топливом все заводы Шумерли и Казанское отделение Горьковской железной дороги.




Линия узкоколейной железной дороги в черте города Шумерля, вблизи улицы Суворова (находится южнее железнодорожного вокзала).
Ориентировочно 1962 год. Снимок из коллекции Николая Витряка.


Паровоз на линии узкоколейной железной дороги вблизи улицы Суворова.
Ориентировочно 1962 год. Снимок из коллекции Николая Витряка.

http://gov.cap.ru/home/76/2006/vchera_segodna_zavtra/8/page_02.htm, http://gov.cap.ru/home/76/2006/vchera_segodna_zavtra/8/Узкокол%20ШУМЕР-РЕчное.jpg -
фотография пассажирского поезда на узкоколейной железной дороге (1950-е либо 1960-е годы).



Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1970-х годах. По насыпи главной линии узкоколейной железной дороги частично были проложены грунтовые автодороги.












26.10.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу