Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ











Красноярский край — субъект Российской Федерации. Центр — г. Красноярск. Площадь — 2 339 700 км², численность населения 2925,3 тыс. чел. (2005).








В Красноярском крае до 1970-х годов имелось значительное число лесовозных узкоколейных железных дорог.

Все лесовозные узкоколейные железные дороги, находившиеся в ведении лесозаготовительных предприятий, входивших в объединение «Красноярсклес», были официально закрыты в 1970-х годах. Скорее всего, в более поздние годы в Красноярском крае продолжали работать узкоколейные железные дороги, находившиеся в ведении исправительно-трудовых учреждений (они были расположены на территории Нижнеингашского района).

По состоянию на 2005 год, в регионе почти не осталось сохранившихся узкоколейных железных дорог. Сохранилась лишь незначительная по своим масштабам Красноярская (Малая Красноярская) детская железная дорога, наземные участки рельсовых путей на некоторых шахтах. Кроме того, действуют временные подземные узкоколейные железные дороги в строящихся тоннелях Красноярского метрополитена. Они имеют короткий выход на поверхность между строящимися станциями Высотная и Копыловская.






АБАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Бузан. Начальный пункт — посёлок Бузан, расположенный на правом берегу реки Бирюса.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1978 году (состояние местности на 1960-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.








БАЛАХТИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Конжул. Начальный пункт — посёлок Конжул.


Узкоколейная железная дорога и прилегающая местность на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1977 году.

Возможно, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала на протяжении относительного непродолжительного периода времени. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








БЕРЁЗОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи) в окрестностях населённого пункта Маганская. Возможный начальный пункт — населённый пункт Маганская, расположенный вблизи станции Маганская на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году (нанесена условно).

По информации от В. Бортникова, в 1950-е годы вблизи станции Маганская имелся рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса. Использовалась конная тяга. Не исключено, что позднее появилась локомотивная тяга, рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.

На рельсовом пути узкой колеи (узкоколейной железной дороге) имелся населённый пункт Каракуша. Он был закрыт в 1970-х годах либо ранее.

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.


Цитата из материала «Дед Пескарь», автор — Владимир Бортников (http://blogs.mail.ru/mail/bortnikov53/514C1336EEC953E4.html ):

Пошли на традиционное место сбора шишки, где рос сплошняком столетний кедр. Идём вдоль узкоколейки, которая поднимается вверх по ущелью. Нас нагоняет состав из платформ для перевозки брёвен. Только вместо паровоза в этот состав запряжены три лошади, идущие по шпалам друг за другом. Мы уселись на платформы и уже с комфортом углублялись в тайгу. Постукивали изредка колёса на стыках рельс. Погода прелесть, тёплая осень. Запах тайги будоражил наше обоняние, дед Пескарь рассказывал очередную историю. Но мало кто его слушал, не каждый день удаётся прокатиться по узкоколейке.

Железная дорога закончилась вскоре как проехали деревню Каракушу. Нам предстояло идти на восток к заветным Кедрачам.

...

Медведь начал наглеть и приблизился на 100-200 метров. Но не нападал, смотрел, как мы вытаскиваем орех из тайги. После обеда. Напрочь уставшие! Добрались до желанной узкоколейки. Состав стоял гружёный стволами от деревьев, готовый помчаться вниз по ущелью. Лошадей и заготовителей древесины не было, видимо тоже шишку долбят. Мы стали поднимать мешки на площадки первого и последнего вагона, где находился штурвалы ручного тормоза. Эти лесовозные платформы имели механическую систему тормозов. И дед Пескарь шепелявя объяснял, что резко тормозить нельзя, а на крутых поворотах нужно притормаживать, чтобы вагоны не завалились.

Состав медленно начинает трогаться, постепенно отпускаются тормоза. Мы с комфортом едем вниз по ущелью. Грохот колёс такой, что о переговорах с первым и последним вагоном стоит забыть. Все команды на торможение подавались жестами. Жить хочется всем! Не стоит на всей скорости врезаться в тупик, где происходит разгрузка брёвен. Подъехали к лесоскладу плавно! Сторож выскочив из избушки был в шоке. Начал кричать на нас. Это Государственная собственность! Вас охальники под суд нужно отдать! Мы свалили на деда, что он главный, а мы не причём. Просто попутно сели. Дед, аж возгордился! Тяперча на слуху будет имя деда Пескаря во всех ближайших деревнях. Дед пескарь — таксует на узкоколейке! Короче спас он нас от криминала.

Затем выяснилось наш дедушка, вообще не щелкает орех уже лет 20. По причине отсутствия зубов. Продал орешки на станции Маганская. Деда давно уже нет, похоронили. Да и деревня Каракуша и та самая железная дорога лесозаготовителей канули в историю. А слухи о похождениях деда Пескаря до сих пор пересказывают…









БИРИЛЮССКИЙ РАЙОН (центр района — село Новобирилюссы)





Узкоколейная железная дорога предприятия лесной промышленности в посёлке Малая Кеть. Начальный пункт — посёлок Малая Кеть, расположенный вблизи станции Малая Кеть на железнодорожной линии Ачинск — Лесосибирск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1980-х годах либо ранее.



__________________________________________________________________________________________________




Линёвская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Линёво, находившийся вблизи правого берега реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году
(западная часть), 1965 году (восточная часть). Обозначена только в западной части.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году (западная часть), 1982 году (восточная часть)

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на архивных данных бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1956 году.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 40 километров. Вблизи начальной точки узкоколейной железной дороги, на берегу реки Чулым, находился посёлок Линёво, в 5 километрах от него — посёлок Проточный, в котором находилась главная станция узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ РАЙОН (центр района — город Дудинка)





Узкоколейная железная дорога в бывшем населённом пункте Нордвик. Начальный пункт — бывший населённый пункт Нордвик.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной
в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога связывала соляной рудник (?) на полуострове Урюнг-Тумус с морским побережеьем (бухта Пионер). Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала в 1940-х — 1950-х годах.

Возможно, на узкоколейной железной дороге работал мотовоз производства США (компания «Plymouth»), а также паровозы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1960-е годы (?).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в бывшем населённом пункте Илья. Начальный пункт — бывший населённый пункт Илья.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (нанесена условно).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога связывала угольную шахту с побережьем залива (бухты) Кожевникова в районе мыса Илья. Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала в 1940-х — 1950-х годах.

Возможно, на узкоколейной железной дороге работали мотовозы производства США (компания «Plymouth»). Они сохранялись здесь спустя многие годы после прекращения работы узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в районе мыса Косистый. Начальный пункт — бывший (?) посёлок Косистый, расположенный на побережье бухты Кожевникова, вблизи мыса Косистый.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).



По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога находилась на территории воинской части, принадлежала Министерству обороны.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

Возможно, вблизи побережья бухты Кожевникова в 1940-х — 1950-х годах действовали и другие узкоколейные железные дороги небольшой протяжённости.








ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Качинского известкового завода. Начальный пункт — известковый завод, расположенный вблизи станции Кача на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1982 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога на Качинском известковом заводе действовала ориентировочно до 1960-х годов. Заменена железной дорогой широкой колеи.

http://memorial.krsk.ru/martirol/ad_ak.htm — упоминание узкоколейной железной дороги








ЕНИСЕЙСКИЙ РАЙОН





Ярцевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кривляк, расположенный на левом берегу реки Енисей.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году (западная часть), 19?? году (восточная часть). Нанесена условно, согласно данным карты масштаба 1:200 000.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1989 году (западная часть), 19?? году (восточная часть) (обозначена разобранной)

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1940 год. Первый участок узкоколейной железной дороги был построен силами репрессированных граждан Литвы. Тяговый подвижной состав был представлен тремя паровозами и двумя мотовозами.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По неподтверждённым данным, в 1950-х годах узкоколейная железная дорога принадлежала Ярцевскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1959 год.

http://memorial.krsk.ru/Work/Events/20040714/expedition/info/uzkokoleyka.htm — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги








ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК





Лесовозная узкоколейная железная дорога в городе Железногорске. Начальный пункт — город Железногорск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (нанесена
условно). Город Железногорск на карте не был обозначен из соображений секретности.

Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза леса из лесных массивов к местам строительства жилых и производственных объектов города Железногорска (на момент строительства — Соцгород). Железногорск (Соцгород) изначально строился как центр атомной промышленности, город с момента начала строительства был засекречен.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1953 году. Узкоколейная железная дорога обеспечивала вывоз леса для многочисленных объектов на строительстве Соцгорода (первоначально многие здания были деревянными). Главная линия пролегала вдоль реки Кантат.


Цитата из публикации «Как строилась железная дорога», опубликованной в газете «Вестник ГХК», №9 (250), август 2002 года, автор — Н. И. Неклюдов, начальник УЖТ Красноярского горно-химического комбината:

В 1953 году была построена и начала действовать железная дорога узкой колеи на паровозной тяге с шириной колеи 750 мм, протяжённость этой железной дороги от места заготовки древесины до ДОКа управления строительства была 27-29 км. У этой железной дороги был очень сложный профиль, так как она проходила по пересечённой местности лесного массива, шла по ущелью, где протекала извилистая речка Кантат.


Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1960-х годах.

По состоянию на 2010 год, напоминанием о существовавшей когда-то узкоколейной железной дороге служит название улицы Узкоколейной в городе Железногорске.








КАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в городе Канске. Начальный пункт — кирпичный завод на юго-восточной окраине города Канска.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.

Узкоколейная железная дорога обслуживала кирпичный завод, предназначалась для перевозки глины от карьера до завода. Согласно топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1990-х годов.








КОЗУЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога кирпичного завода (?) в посёлке Козулька. Начальный пункт — кирпичный завод (?) на северо-восточной окраине посёлка Козулька.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1950-е годы).

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Новочернореченский. Начальный пункт — посёлок Новочернореченский, расположенный у станции Чернореченская на железнодорожной линии Ачинск — Уяр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1981 году (нанесена условно).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1950-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Частично узкоколейная железная дорога была проложена проложена по насыпи участка Средне-Сибирской (Транссибирской) железной дороги, который после реконструкции остался стороне от ныне действующей линии.

На узкоколейной железной дороге имелся лесной посёлок Октябрьский.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








ГОРОД КРАСНОЯРСК





Красноярская (Малая Красноярская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Юбилейная, расположенная в городе Красноярске. Ширина колеи — 508 мм.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Красноярск — Бадалык. Начальный пункт — город Красноярск.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году.

Узкоколейная железная дорога по направлению Красноярск — Бадалык была открыта в 1943 году. Первоначально по ней перевозился бурый уголь из шахты, расположенной вблизи села Бадалык. В 1947 году узкоколейная железная дорога была реконструирована и стала использоваться для регулярных пассажирских перевозок.


Цитата из материала «Военный Красноярск», опубликованного по адресу http://www.ktk.ru/~fap71/war/war%20krsk.html:

1943 год. Жестокие морозы с ноября. Разморожено отопление, кончились дрова. Горсовет отверг предложение пустить на дрова берёзовую рощу за Николаевкой. Для снабжения топливом организована подземная добыча бурого угля в горе Бадалык. По узкоколейной ж.д. уголь пошел в город, спасая людей и рощу.


Цитата из материала «Красноярск послевоенный», автор — Владимир Бортников (http://library.cross-ipk.ru/RK/t-krasnoyarsk-poslevoen.htm):

По левому берегу лишь в 1947 г. была пущена в эксплуатацию двенадцатикилометровая узкоколейная дорога Бадалык-Красноярск, обеспечивавшая подвоз людей к месту работы.


Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на Красноярской городской электростанции. Местонахождение — город Красноярск.

Узкоколейная железная дорога была построена в годы Великой Отечественной войны. Она соединяла территорию Красноярской городской электростанции с угольным складом, расположенным вблизи станции Красноярск на железной дороге широкой колеи.


Цитата из материала «Исторические сведения», опубликованного на официальном сайте
ОАО «Красноярскэнергосбыт» (http://es.krasnoyarsk.ru/history.php):

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 2 июля 1943 года и приказом Народного Комиссара электростанций от 4 июля 1943 года №131 было образовано Красноярское районное энергетическое управление «Красноярскэнерго». Оно создано на базе ТЭЦ-1, имевшей с мая 1943 года турбогенератор мощностью 25 тысяч киловатт и Красноярской городской электростанции мощностью 6 тысяч киловатт, переданной совместным приказом Наркоматов Коммунхоза РСФСР и электростанций от 6 июля 1943 года N 132-376 из коммунального хозяйства в «Красноярскэнерго».

...

Себестоимость кВТ.ч. была очень высокой, особенно городской электростанции, содержать которую заставляла только острая нужда. Один киловатт-часов обходится 10 копеек, при средней себестоимости электроэнергии по системе в целом 1 копейка. Это было вызвано изношенностью оборудования и сложностью доставки топлива.

Из-за нехватки нефтепродуктов доставку угля пришлось организовывать железнодорожным транспортом, для чего от угольного склада основной железной дороги была построена узкоколейная железная дорога, которая проходила по ул. Ломоносова, Бограда через парк культуры до здания ГорЦЭС и была длиной 3860 метров. В парке пришлось вырубить часть деревьев. На узкоколейке работал паровоз «Артур Коппель» в 60 лошадинных сил, построенный в 1912 году. Он возил 13 вагонеток и две платформы.



Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








ГОРОД ЛЕСОСИБИРСК





Узкоколейная железная дорога (?) Лесосибирского мачтопропиточного завода. Начальный пункт — город Лесосибирск.

В настоящее время автор не располагает данными о наличии на Лесосибирском мачтопропиточном заводе полноценной узкоколейной железной дороги. Возможно, здесь имелась не узкоколейная железная дорога, а рельсовый путь узкой колеи (для перемещения вагонеток использовалась канатная тяга).

По состоянию на 2006 год, скорее всего, мачтопропиточный завод закрыт.








МАНСКИЙ РАЙОН (центр района — село Шалинское)





Баджейская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Нарва, расположенное на левом берегу реки Мана.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1969 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1930-е годы (возможно, 1937 год). Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». На строительстве узкоколейной железной дороги и на лесозаготовках использовался труд заключённых.

Цитата из материала «Прошлое, настоящее и будущее Манского района»:

В начале 1930-х годов тишина таёжного края была нарушена шумом работающей техники — образовался Унгутский лесопункт, следом начали работу Баджейский и Колбинский леспромхозы. Кадры ковало для них Орешенское ГПТУ, существовавшее до 1970-х годов.

Древесина сибирской тайги является лучшей в мире и пользуется спросом на мировом рынке. С размахом работали лесопромышленные хозяйства, выполняя государственные поставки леса. Один только Унгутский леспромхоз в 70-е годы заготавливал до 400 тыс. кубических метров древесины в год. Большая часть шла для переработки на экспорт.

Для увеличения объёма вывозки леса из лесосек от пос. Орешное до с. Нарва была проложена узкоколейка, но основная доставка леса на переработку шла сплавом. Сотни тысяч кубометров леса ежегодно сплавлялись по реке Мана и её притокам.

В конце 80-х сплав полностью прекратили, и сегодня наша река — вотчина туристов, которая пользуется большим спросом.


Скорее всего, узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана в 1970-х годах. На топографических картах, изданных в 1980-е годы и позднее, узкоколейная железная дорога отсутствует.

Отдельные участки некоторых веток, расположенные в труднодоступной местности, были разобраны в 2005 году.

http://www.kgtrk.ru/maximum/index.shtml?news=5957 — «Сталинской узкоколейки в Манском районе больше нет»



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Бултусук. Начальный пункт — посёлок Бултусук, расположенный на левом берегу реки Колба.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








НИЖНЕИНГАШСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Решотинского шпалопропиточного завода. Возможный начальный пункт — Решотинский шпалопропиточный завод (находится на окраине посёлка Нижняя Пойма, вблизи станции Решоты).

Решение о строительстве Решотинского шпалопропиточного завода было принято в 1984 году. Фактическое строительство началось в 1988 году, позднее «замораживалось» на некоторый срок. 1 июля 1999 года на заводе была пропитана первая партия шпал.

По неподтверждённым данным, первоначально предполагалось использование на заводе узкоколейной железной дороги. Однако позднее проект был изменён. Решотинский шпалопропиточный завод стал первым (?) в России, на котором вместо узкоколейной железной дороги используются «технологические» пути широкой колеи. Пропиточные цилиндры приспособлены под приём ширококолейных вагонеток.

По состоянию на 2003 год, Решотинский шпалопропиточный завод является одним из крупнейших в России по объёму производства. Скорее всего, узкоколейной железной дороги здесь нет и никогда не было.

http://www.gudok.ru/index.php/print/15134 — материал о Решотинском шпалопропиточном заводе в газете «Гудок», номер за 17 июня 2003 года. Имеется фотография, на которой изображены вагонетки (предположительно, широкой колеи).


__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Поканаевка. Начальный пункт — посёлок Поканаевка, расположенный у станции Поканаевка на железнодорожной линии Решоты — Карабула.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения.

Возможно, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, ведущей от станции Решоты в северном направлении, параллельно ныне существующей железнодорожной линии широкой колеи Решоты — Карабула.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.

По неподтверждённым данным, в 1996 году в этом районе происходили съёмки фильма «Сибирский цирюльник», для которых была построена короткая узкоколейная железная дорога (либо использовался сохранившийся участок узкоколейной железной дороги).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Тильчет. Возможный начальный пункт — посёлок Тильчет.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000
(состояние местности на 1970-е годы).

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Тинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тинской, расположенный вблизи станции Тинская на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:500 000 (состояние местности на 1970-е годы).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году (обозначена разобранной)

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1937 год. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Тинской — Тины. Начальный пункт — посёлок Тинской, расположенный вблизи станции Тинская на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории и назначения этой узкоколейной железной дороги.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Догадаевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Догадаево, расположенный вблизи станции (ныне остановочного пункта) Догадаево на железнодорожной линии Уяр — Тайшет.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1985 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Возможно, она составляла единую сеть с Тинской (?) узкоколейной железной дорогой.

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Решоты — Чунояр — Карабула. Возможный начальный пункт — станция Решоты, расположенная на железнодорожной линии Уяр — Тайшет, в посёлке Нижняя Пойма.

Встречается версия, согласно которой, по направлению ныне существующей железнодорожной линии Решоты — Карабула первоначально, в 1930-х годах, была построена лесовозная узкоколейная железная дорога, строительство велось силами заключённых. Конечный пункт неизвестен (это не станция Карабула). Согласно данной версии, узкоколейная железная дорога имела множество веток, суммарная протяжённость составляла свыше 500 километров.

Строительство железнодорожной линии широкой колеи Решоты — Карабула — Богучаны, согласно официальным данным, началось в 1963 году. По версии наличия узкой колеи на север от Решот — ширококолейная железная дорога Решоты — Карабула — Богучаны строилась параллельно существовавшей с 1930-х годов узкоколейной железной дороге того же направления, после её появления узкоколейная железная дорога была разобрана.

В действительности железная дорога на север от станции Решоты изначально (в 1930-е годы) строилась ширококолейной, узкоколейной она никогда не была (узкоколейные железные дороги примыкали к ней в разных точках, все они вели «вбок», в лесные массивы). В 1960-х годах началось не строительство ширококолейной железной дороги на север от Решот, а реконструкция уже построенного участка.

http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/Gabaidullin.htm — «лагерная» железная дорога от Решот в северном направлении в воспоминаниях З. Габайдуллина

Участок Карабула — Богучаны можно найти в некоторых топографических картах (он обозначен как строящийся). Однако первоначальный проект реализован не был — конечным пунктом стала станция Карабула. Строительство участка Карабула — Ярки (Богучаны) началось лишь в 2009 году.








ГОРОД НОРИЛЬСК





Норильская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Норильск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. В качестве замены узкоколейной железной дороги была построена Норильская железная дорога широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги на шахтах (подземных рудниках) в Норильском промышленном районе.

На территории Норильского промышленного района имеется значительное число шахт (подземных рудников), в которых действуют узкоколейные дороги. Предполагаемая ширина колеи большинства шахтных узкоколейных железных дорог — 900 мм. Как минимум на двух рудниках, «Октябрьский» и «Таймырский», наличие действующих путей узкой колеи на 2010 год доказано.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога угольных шахт на горе Шмидта. Местонахождение — город Норильск.

Узкоколейная железная дорога угольных шахт на горе Шмидта (Шмидтиха) имела наземный участок значительной протяжённости.

Узкоколейная железная дорога не действует с 1970-х годов.








ПАРТИЗАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Мина. Начальный пункт — населённый пункт Мина, расположенный на правом берегу реки Мина.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.

Узкоколейная железная дорога дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Автор не располагает сведениями, касающимися истории этой узкоколейной железной дороги. Предположительная дата постройки — 1930-е годы.

По неподтверждённым данным, здесь имелись паровозы Гр-314, Гр-315, Кп4-388.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








УЖУРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в городе Ужуре. Возможное местонахождение — город Ужур.

Согласно информации, предоставленной С. Костыговым, в 1988 году в адрес ТЧ (тяговая часть = депо) Ужур Красноярской железной дороги поступили тепловозы ТУ7А-3029 и ТУ7А-3036. Данных о существовании узкоколейной железной дороги в Ужуре (помимо детской железной дороги — возможно, к тому времени закрытой) нет.

Возможно, тепловозы были заказаны Красноярской железной дорогой в расчёте на скорый ввод в эксплуатацию Решотинского шпалопропиточного завода. Но строительство завода затянулось на долгие годы. Тепловозы было решено направить в Ужур на временное хранение.

Позднее проект Решотинского шпалопропиточного завода был изменён, было принято решение об отказе от использования на нём узкоколейной железной дороги. Дальнейшая судьба тепловозов неизвестна.

Нельзя исключать и того, что в Ужуре действовала (действует) узкоколейная железная дорога неизвестного назначения.

Не исключается, что тепловозы предназначались для Ужурской детской железной дороги, однако данная версия ничем не подтверждена.



__________________________________________________________________________________________________




Ужурская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Победа, расположенная в городе Ужуре.

Одна из самых малоизвестных детских железных дорог России находилась в Ужуре. Эта детская железная значительно отличалась от остальных детских железных дорог: она была электрифицирована. Здесь работал электровоз ЭД1 (скорее всего, он был построен в единственном экземпляре).

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1951 год. Протяжённость узкоколейной железной дороги первоначально составляла 300 метров, в 1958 году была увеличена до 550 метров.

По неподтверждённым данным, позднее Ужурская детская железная дорога перестала быть электрифицированной, на неё поступили тепловозы либо мотовозы.

Дата ликвидации Ужурской детской железной дороги не выяснена. По утверждению бывшего жителя города Ужура, в 1982-83 годах (когда ему было 5-6 лет), детская железная дорога работала. Ориентировочная дата закрытия движения — конец 1980-х — начало 1990-х годов. Была ли после этого детская железная дорога разобрана — неизвестно.

По одной из версий, на Ужурскую детскую железную дорогу в 1988 году поступили тепловозы ТУ7А-3029 и ТУ7А-3036. Но достоверность этой версии ничем не подтверждена.

Не позднее 1990-х годов Ужурская детская железная дорога была окончательно разобрана.

http://railways750.narod.ru/russian/regions/uzhur/uzhur.htm — материал об Ужурской детской железной дороге на сайте П. Желтова








УЯРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) Уярского завода огнеупоров. Возможный начальный пункт — город Уяр.


Топографическая карта масштаба 1:200 000 (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Село Уяр возникло в 1760 году. В 1890-х годах здесь была построена станция Уярская на Средне-Сибирской железной дороге (с 1897 года носила название Ольгино, с 1906 года — Клюквенная, с 1973 года называется Уяр).

В 1926 году вблизи станции Клюквенная был открыт Клюквенский завод огнеупоров. Появление завода стало возможным благодаря наличию залежей тугоплавких глин. По неподтверждённым данным, для доставки глины от карьера до завода использовалась узкоколейная железная дорога.

По состоянию на 2006 год, завода огнеупоров в Уяре не существует — он преобразован в керамический завод (?). Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.
















03.05.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу