Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ











Архангельская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Архангельск. В составе области находится Ненецкий автономный округ. Площадь — 587 400 км² (без Ненецкого автономного округа — 411 100 км²), численность населения 1304,5 тыс. чел., без Ненецкого автономного округа — 1262,5 тыс. чел. (2005).






Архангельская область когда-то являлась одним из самых насыщенных узкоколейными железными дорогами регионов СССР. Их протяжённость составляла не менее 5 000 километров.

Отчасти это объясняется тем, что область огромна по территории. Но если попытаться высчитать протяжённость узкоколейных железных дорог, приходящуюся на единицу площади — этот показатель также будет очень велик.

К началу 1960-х годов в области было более 90 лесовозных узкоколейных железных дорог. После 1991 года здесь (как и везде) началось массовое уничтожение железных дорог узкой колеи.

По состоянию на лето 2005 года, в регионе оставались 22 узкоколейные железные дороги. На 17 узкоколейных железных дорогах производилась регулярная перевозка леса. В целом по региону, по узкоколейным железным дорогам вывозилось не менее пяти процентов от общего объёма заготавливаемой древесины, что для того времени являлось высоким показателем.

К сентябрю 2005 года было завершено уничтожение Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги. По неподтверждённым данным, в 2006 году были полностью разобраны Пионерская и Малошуйская узкоколейные железные дороги (если они не были разобраны в 2006 году, то точно были разобраны позднее). По состоянию на 2010 год, завершилось уничтожение Козьминской, Дорской, Кодинской, Сывтугской узкоколейных железных дорог.

По данным на 2012 год, в регионе сохраняется 12 узкоколейных железных дорог: Авнюгская узкоколейная железная дорога, Зеленниковская узкоколейная железная дорога, Конецгорская узкоколейная железная дорога, Нюбская узкоколейная железная дорога, Удимская узкоколейная железная дорога, Куликовская узкоколейная железная дорога, Лепшинская узкоколейная железная дорога, Ивакшанская узкоколейная железная дорога, Липаковская узкоколейная железная дорога, Кудемская узкоколейная железная дорога, Лойгинская узкоколейная железная дорога, Киземская узкоколейная железная дорога (под вопросом).

Скорее всего, дольше других узкоколейных железных дорог будут действовать Зеленниковская, Лойгинская, Ивакшанская узкоколейные железные дороги. Окончательное исчезновение узкоколейных железных дорог в регионе можно прогнозировать на период между 2020 и 2025 годами.





ВЕЛЬСКИЙ РАЙОН





Левковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пасьва, расположенный на правом берегу реки Вага.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 1998 год.



__________________________________________________________________________________________________




Солгинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Вель, посёлок Солгинский (Солга), расположенный вблизи станции Келарева Горка на железнодорожной линии Валдеево — Вельск (историческая Печорская железная дорога, «новый» («южный») ход).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1995 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1990 и 1998 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Шоношская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Комсомольский, расположенный вблизи станции Шоноша на железнодорожной линии Юра — Тёгрозеро.


Шоношская узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1995 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 199? году

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1998 год.



__________________________________________________________________________________________________




Рябиновская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Рябиновое (был расположен на железнодорожной линии Юра — Тёгрозеро).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (северная
часть), 1993 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1985 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Западная узкоколейная железная дорога. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Средний, расположенный на железнодорожной линии Юра — Тёгрозеро.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году.

Минимальная информация, касающаяся этой узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова. Достоверными сведениями автор не располагает.

Узкоколейная железная дорога была разобрана до 1980 года.



__________________________________________________________________________________________________




Хозьминская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шунема, расположенный на левом берегу реки Вель.


Хозьминская узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1995 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (северная часть), 1993 году (южная часть).


Хозьминская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.








ВЕРХНЕТОЕМСКИЙ РАЙОН





Авнюгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Авнюга (официальное название — Авнюгский), расположенный вблизи левого берега реки Северная Двина.

По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Зеленниковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Зеленник, расположенный на правом берегу реки Северная Двина.

По состоянию на июнь 2010 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Красное. Начальный пункт — посёлок лесопункта Красное (Красная), расположенный на правом берегу реки Илеша.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте.

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Единственный источник информации о ней — топографическая карта масштаба 1:200 000, которую довелось видеть в посёлке Куликово (сделать копию этой карты не удалось). На данной карте узкоколейная железная дорога была обозначена как действующая. В более поздних картах она не обозначалась.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Летняя. Начальный пункт — посёлок Летняя (был расположен на левом берегу реки Летняя).


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте (показана условно).

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Единственный источник информации о ней — топографическая карта масштаба 1:200 000, которую довелось видеть в посёлке Куликово (сделать копию этой карты не удалось). В более поздних картах узкоколейная железная дорога не обозначалась.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Паловская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Палово (был расположен на правом берегу реки Ерга).


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте (показана условно).

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Единственный источник информации о ней — топографическая карта масштаба 1:200 000, которую довелось видеть в посёлке Куликово (сделать копию этой карты не удалось). В более поздних картах узкоколейная железная дорога не обозначалась.

Узкоколейная железная дорога начиналась в посёлке Палово (согласно другим картам — Палево), который находился на реке Ерга. Возможно, она составляла единую сеть с Пексамской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Пексамская узкоколейная железная дорога. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Пексам (был расположен на левом берегу реки Ерга).


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги
на топографической карте (показана условно).

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Возможно, она составляла единую сеть с Паловской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Ратьбовская узкоколейная железная дорога. Предполагаемый начальный пункт — посёлок, находившийся на правом берегу реки Ерга, вблизи устья реки Ратьба.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги
на топографической карте (показана условно).

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.








ВИЛЕГОДСКИЙ РАЙОН (центр района — село Ильинско-Подомское (Ильинск))





Соровская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сорово, расположенный на левом берегу реки Виледь.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:100 000.

Сведениями об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана до 1991 года.








ВИНОГРАДОВСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Двинской Березник)





Усть-Ваеньгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Усть-Ваеньга, расположенный на правом берегу реки Северная Двина.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Конецгорская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Рочегда, расположенный на правом берегу реки Северная Двина.

По состоянию на июль 2005 года, узкоколейная железная дорога действует.








КАРГОПОЛЬСКИЙ РАЙОН





Пояменьгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пояменьгский.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Пояменьгской узкоколейной железной дороги был открыт в 1956 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Возможно, дата открытия узкоколейной железной дороги является неверной, в действительности она появилась в 1930-х годах. Другая возможная версия — до 1956 года она была рельсовым путём узкой колеи с конной тягой.

Посёлок Пояменьгского лесопункта, согласно картам, находился на значительном удалении от реки Ковжи, среди леса. Точка выхода узкоколейной железной дороги к реке Ковжа не установлена.


Цитата из материала «В начале тридцатых», опубликованного в газете «Каргополье», 13 августа 2003 года, автор — Н. Проничева (http://www.arhpress.ru/kargopol/2003/8/13/9-p.shtml):

Немногим более десятка километров выше по течению реки Ковжи начали создавать Пояменьгский лесопункт. Бригада плотников строила бараки для лесозаготовителей. Потребовался кирпич для печей. Где его взять?


Цитата из материала «Пять китов нокольских», опубликованного в газете «Каргополье», 2006 год, автор — И. Рыкова (http://www.allnorth.ru/articles.php?ds=72875):

Ветеринарил А.Е.Клочев до той поры, пока не вернулся с войны старый специалист. Дальше его трудовая биография продолжилась в сельсовете, где Андрею Егоровичу предложили должность секретаря. Те годы ветеран называет временем истинной демократии в деревне. Не чета она была нынешней, которая часто только декларируется.

На территории Нокольского сельсовета в ту послевоенную пору было два колхоза, имени Суворова и имени Сталина, и Пояменгский лесопункт с населением до полутора тысяч человек. Избиралось пятнадцать депутатов, которые и решали все самые важные вопросы. Жилось тогда в деревне неплохо, несмотря на послевоенную разруху. В лесопункте была даже своя железная дорога, четырнадцатикилометровая узкоколейка, по которой вывозили на мотовозе зелёное таёжное золото.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.








КОНОШСКИЙ РАЙОН





Дорская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Волошка, расположенный у станции Волошка (?) — конечного пункта ветки от железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2007 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Волошского целлюлозного завода. Начальный пункт — Волошский целлюлозный завод, расположенный на северной окраине посёлка Волошка, вблизи станции Волошка (?) — конечного пункта ветки от железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.

Волошский целлюлозный завод (Целлюлозный завод №5) был построен в 1930-х годах. Завод являлся стратегическим оборонным предприятием. Выпускавшаяся заводом целлюлоза использовалась для производства пороха.

Узкоколейная дорога выполняла технологические межцеховые перевозки. Развёрнутая протяжённость не превышала 5 километров.

Сведения о наличии соединения узкоколейной железной дороги Волошского целлюлозного завода с Дорской узкоколейной железной дорогой отсутствуют. По меньшей мере с 1980-х годов такого соединения не было.

По информации от С. Костыгова, в последние годы работы узкоколейной железной дороги на ней имелся один исправный тепловоз ТУ6А.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2006 году.



__________________________________________________________________________________________________




Мелентьевская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Мелентьевский, расположенный вблизи станции Мелентьевский на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1995 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, относилась к Мелентьевскому лесопункту Коношского леспромхоза.


Публикация в газете Монзенского леспромхоза «Лес — Родине», номер от 24 апреля 1959 года.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1990 и 1997 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Можугская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новый, расположенный у станции Можуга на железнодорожной линии Валдеево — Вельск (историческая Печорская железная дорога, «новый» («южный») ход).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году
(нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога лесопункта 47 километр. Начальный пункт — посёлок 47 километр, который был расположен вблизи железнодорожной линии Валдеево — Вельск (историческая Печорская железная дорога, «новый» («южный») ход), между станциями Можуга и Хмельники.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте.

Минимальная информация, касающаяся этой узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова. Достоверными сведениями автор не располагает.

Узкоколейная железная дорога действовала на протяжении непродолжительного периода времени. Узкоколейная железная дорога была разобрана до 1980 года.



__________________________________________________________________________________________________




Кварзеньгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Подюга, расположенный у станции Подюга на железнодорожной линии Валдеево — Вельск (историческая Печорская железная дорога, «старый» («северный») ход).


Кварзеньгская и Пастуховская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Кварзеньгская и Пастуховская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1995 году.

Кварзеньгская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Пастуховская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Звенячий, расположенный у станции, являющейся конечным пунктом ветки от станции Подюга на железнодорожной линии Валдеево — Вельск (историческая Печорская железная дорога, «старый» («северный») ход).

Пастуховская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году

На протяжении значительного периода времени Пастуховская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Кварзеньгской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1995 и 2005 годами. Железнодорожная линия широкой колеи Подюга — Звенячий, скорее всего, также разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Фофановская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Фофановский, расположенный на правом берегу реки Вель.


Фофановская и Вотчино-Боровская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Вотчино-Боровская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Красивое, расположенный на правом берегу реки Вотчица.


Вотчино-Боровская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1985 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Мирный (16 км). Начальный пункт — посёлок Мирный, расположенный у станции Мирный (?) — конечного пункта ветки от станции Коноша.

Минимальная информация, касающаяся этой узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана (скорее всего, до 1980 года).








КОТЛАССКИЙ РАЙОН





Нюбская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Харитоново, расположенный на правом берегу реки Вычегда.

Одна из крупнейших узкоколейных железных дорог области. Является основным средством сообщения с «внешним миром» для трёх лесных посёлков: 14-й километр, Мотьма и Слободской (Кваша).

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Удимская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Удимский (Удима), расположенный у станции Удима на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Черёмушская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Черёмушский (Черёмуха), расположенный у станции Черёмуха на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1990 и 1997 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Пырская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пырский, расположенный у станции Пырский на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Cкорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Узкоколейная железная дорога была построена в 1940-х либо 1950-х годах.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Первомайский. Начальный пункт — посёлок Первомайский, расположенный вблизи станции Берёзовый на железнодорожной линии Киров — Котлас.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога принадлежала Сусоловскому леспромхозу. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Узкоколейная железная дорога действовала на протяжении непродолжительного периода времени (возможно, лишь в 1960-х годах). Она была заменена лесовозной автодорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога вблизи перегона Сусоловка — Берёзовый. Начальный пункт — нижний склад (?) вблизи перегона Сусоловка — Берёзовый железнодорожной линии Киров — Котлас.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога принадлежала Сусоловскому леспромхозу. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. На ней имелся лесной посёлок Берёзовский.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Грядочного торфопредприятия. Возможный начальный пункт — город Сольвычегодск, либо Грядочный торфомассив (расположен к западу от города Сольвычегодск, вблизи населённых пунктов Григорово и Уткино).

Эта узкоколейная железная дорога никогда не существовала. Она могла бы появиться — но так и не появилась.

Вопрос о строительстве узкоколейной железной дороги торфовозного назначения неоднократно рассматривался, но не был решён положительно. Достоверных сведений от том, был ли подготовлен её проект, автору получить не удалось.

Добыча торфа на Грядочном торфомассиве велась в 1980-е годы (возможно, и ранее). Но тогда объём добычи торфа был невелик, в связи с чем планы строительства на торфомассиве узкоколейной железной дороги были отклонены.

Существовали планы развития торфодобычи не только на Грядочном торфомассиве, но и на многих других, значительно более крупных торфяных болотах, расположенных к северу от Сольвычегодска. В случае их осуществления (хотя бы частичного), объём добычи торфа возрос бы в десятки раз, для вывоза торфа потребовалась бы крупная сеть узкоколейных железных дорог.

В 1990-х годах на окраине города Сольвычегодска развернулось строительство небольшого торфобрикетного завода. В 2001 году завод был введён в эксплуатацию. Объём добычи торфа резко увеличился. В это время ещё раз стали обсуждаться планы строительства узкоколейной железной дороги. Но их вновь отклонили.

По состоянию на июль 2005 года, Сольвычегодский торфобрикетный завод не работает, так как производство брикетов оказалось убыточным. Рядом с недействующим заводом всё ещё стоят плакаты, показывающие технологическую схему транспортировки торфа. К сожалению, узкоколейная железная дорога в них не значится...




Вид на Сольвычегодский торфобрикетный завод со стороны города.
26.06.2005






Сольвычегодский торфобрикетный завод. «Технологическая карта заготовки торфа».
26.06.2005






Сольвычегодский торфобрикетный завод. «Схема торфобрикетного завода».
26.06.2005












КРАСНОБОРСКИЙ РАЙОН





Куликовская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Куликово, расположенный на правом берегу реки Уфтюга.

По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Комарово. Начальный пункт — посёлок Комарово, расположенный на левом берегу реки Уфтюга.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000
(карта оцифрована с пятикратным увеличением).

Факт существования этой узкоколейной железной дороги — под вопросом. Единственный известный автору источник информации о ней — это карта Архангельской области масштаба 1:1 000 000 (в 1 сантиметре — 10 километров). На всех известных топографических картах масштаба 1:200 000 и 1:100 000 узкоколейная железная дорога не обозначена.

В 2005 году опрошенные жители соседнего посёлка Куликово (многим из которых неоднократно доводилось бывать в Комарово) утверждали, что узкоколейной железной дороги в Комарово никогда не было.

Возможно, узкоколейная железная дорога существовала непродолжительное время, поэтому воспоминаний о ней почти не сохранилось. Нельзя исключать и того, что обозначение на карте — вымысел картографов.



__________________________________________________________________________________________________




Новошинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Осиновка, расположенный на левом берегу реки Сюйга, вблизи правого берега реки Устья.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.








ЛЕНСКИЙ РАЙОН (центр района — Яренск)





Козьминская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Гыжег, расположенный вблизи правого берега реки Вычегда.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2006 год.



__________________________________________________________________________________________________




Литвиновская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Литвиново (Литвино), расположенный вблизи правого берега реки Вычегда.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Урдомская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Первомайский (часть посёлка Урдома), расположенный вблизи станции Урдома на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Урдома. Начальный пункт — посёлок Урдома, расположенный вблизи станции Урдома на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах (?), являлась лесовозной. Скорее всего, она никогда не составляла единой сети с Урдомской узкоколейной железной дорогой. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией Котлас — Микунь отсутствовало.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Слободчиково. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Слободчиково, расположенный вблизи станции Слободчиково на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).


Возможная трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте.

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор не располагает. Скорее всего, она пролегала по направлению станция Слободчиково — посёлок Вандыш, но уверенности в этом нет.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Тыла-Иольская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тыла-Иоль, расположенный у станции Тыла-Иоль на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах (?), являлась лесовозной.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Шиесская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шиес, расположенный вблизи станции Шиес на железнодорожной линии Котлас — Микунь (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000 (обозначена не полностью).

Информацией об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Возможно, она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом которой являлась станция Пилес, расположенная в соседнем регионе — республике Коми.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1965 и 1975 годами.








НЯНДОМСКИЙ РАЙОН





Солюгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Солюга (был расположен у станции Солюга на железнодорожной линии Бурачиха — Великая Речка).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1995 годом и 2001 годом.



__________________________________________________________________________________________________




Великореченская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Великая Речка (был расположен у станции Великая Речка — конечного пункта железнодорожной линии Бурачиха — Великая Речка).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2001 год.



__________________________________________________________________________________________________




Бурачихинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Бурачиха, расположенный у станции Бурачиха на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Полохская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Полоха, расположенный у станции Полоха на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Владельцем узкоколейной железной дороги был Полохский лестрансхоз.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Тарзинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тарза, расположенный у остановочного пункта (бывшей станции) Тарза на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Тарзинская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1993 и 2000 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Лепшинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лепша-Новый, расположенный вблизи станции Лепша на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

По состоянию на июнь 2009 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Ивакшанская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ивакша, расположенный вблизи станции Ивакша на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

По состоянию на июнь 2009 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Шестиозерская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шестиозерский, расположенный у станции Шестиозерский на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, принадлежала Няндомскому леспромхозу (Шестиозерский лесопункт).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Шожемская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шожма, расположенный у станции Шожма на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1995 и 1998 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Лельмская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лельма, расположенный у станции Лельма на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (северная часть), 1987 году (южная часть)

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1975 и 1985 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Лимская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новая (Новый), расположенный на правом берегу реки Лим.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1975 и 1985 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога лесопункта Зелёный. Начальный пункт — посёлок Зелёное (Зелёный), расположенный у станции Зелёный на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Иксинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новая Икса, расположенный на левом берегу реки Икса.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (нанесена условно).

Информация, касающаяся этой узкоколейной железной дороги, предоставлена С. Костыговым. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не более 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1960 и 1970 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Няндомского опытно-экспериментального механического завода (ОЭМЗ). Начальный пункт — город Няндома.

Упоминание возможного существования этой узкоколейной железной дороги есть на странице http://arhujd.narod.ru (авторы — А. Меньшиков, И. Крутиков). Достоверность информации — под вопросом.








ОНЕЖСКИЙ РАЙОН





Сывтугская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — нижний склад, расположенный вблизи села Большая Фёхтальма, на левом берегу реки Онега. Главная станция находится в посёлке Шомокша.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2010 год.



__________________________________________________________________________________________________




Клещёвская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ковкула, расположенный на правом берегу реки Онега.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Ярнемская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Улитино, расположенный на левом берегу реки Онега.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Малошуйская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Малошуйка, расположенный у станции Малошуйка на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2006 год.



__________________________________________________________________________________________________




Нименьгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Нименьга, расположенный вблизи станции Нименьга на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Поньгская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Поньга, расположенный вблизи станции Поньга на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1990 и 1997 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Кодинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кодино, расположенный у станции Кодино на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2009 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога между станцией Вонгуда и селом Порог. Начальный пункт — станция Вонгуда, расположенная на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000.

По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки подвижного состава, поступавшего в адрес Сывтугской и Клещёвской узкоколейных железных дорог. Подвижной состав узкой колеи следовал до станции Вонгуда на платформах широкой колеи, ставился на рельсы узкоколейной железной дороги, по которой транспортировался до пристани на реке Онега. От пристани на реке Онега подвижной состав транспортировался по воде.

Скорее всего, существовали также перевозки других грузов.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1980-е годы.








ПИНЕЖСКИЙ РАЙОН (центр района — село Карпогоры)





Сурская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шуйга, расположенный на левом берегу реки Пинега.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Лавельская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новолавела, расположенный на левом берегу реки Пинега.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Нюхчинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сосновка, расположенный на правом берегу реки Пинега.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1980 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1975 годом и 1985 годом.

По насыпи магистрали узкоколейной железной дороги была проложена автодорога.



__________________________________________________________________________________________________




Рельсовый путь узкой колеи на Карпогорском шпалопропиточном заводе. Местонахождение — посёлок Ясный, нижний склад Усть-Покшеньгского леспромхоза.

Рельсовый путь не может быть признан полноценной узкоколейной железной дорогой.

По состоянию на июль 2005 года, рельсовый путь узкой колеи действует.








ПЛЕСЕЦКИЙ РАЙОН





Пермиловская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Самодед, расположенный вблизи станции Пермилово на железнодорожной линии Обозерская — Архангельск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Швакинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Швакино, расположенный вблизи станции Урамец на железнодорожной линии Обозерская — Беломорск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1992 году (западная часть), 1991 году (восточная часть).
Узкоколейная железная дорога обозначена не полностью.


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Летнеозерская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Летнеозерский, расположенный у одноимённой станции на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (показана разобранной).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1992 году (западная часть), 1991 году (восточная часть).
Узкоколейная железная дорога обозначена не полностью.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1985 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Волчаницкая (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Малиновка, расположенный у станции Малиновка (конечный пункт тупиковой железнодорожной линии, начинающейся на станции Летнеозерский магистральной железнодорожной линии Коноша — Обозерская).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2001 год. Железнодорожная линия широкой колеи Летнеозерский — Малиновка также разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Ломовое. Начальный пункт — посёлок Ломовое, расположенный у станции Ломовое на железнодорожной линии Обозерская — Архангельск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Сведениями об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает. Скорее всего, она полностью разобрана. Не исключено, что по этому направлению пролегала железнодорожная линия широкой колеи, ошибочно обозначенная картографами как узкоколейная железная дорога.



__________________________________________________________________________________________________




Холмогорская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Холмогорская, расположенный у станции Холмогорская на железнодорожной линии Обозерская — Архангельск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Емцевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Емца, расположенный у станции Емца на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Сведениями об этой узкоколейной железной дороге автор почти не располагает.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1990-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Емца и его окрестностях. Начальный пункт — посёлок Емца, расположенный у станции Емца на железнодорожной линии Коноша — Обозерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Эта узкоколейная железная дорога не соединялась с Емцевской узкоколейной железной дорогой. Она принадлежала другой организации.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Верховская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Верховский, расположенный вблизи одноимённой станции (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи от станции Емца).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2002 год. Железнодорожная линия широкой колеи Емца — Верховский также разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Липаковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Липаково (станция Онега), расположенный на левом берегу реки Онега.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Кенская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Коровино, расположенный на левом берегу реки Кена.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 2000 годом и 2004 годом.



__________________________________________________________________________________________________




Чаженьгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Масталыга, расположенный на правом берегу реки Лельма.


Чаженьгская узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Чаженьгская узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога принадлежала Приозёрному леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Северная (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сангородок, расположенный на железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога
на топографической карте
масштаба 1:500 000.


Узкоколейная железная дорога
на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Квандозерская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Квандозеро, расположенный у станции Квандозеро на железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога
на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1995 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Пуксоозеро. Начальный пункт — посёлок Пуксоозеро, расположенный у станции Пуксоозеро на железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Нет сомнений в том, что эта узкоколейная железная дорога полностью разобрана (если она когда-либо существовала). Возможно, по этому направлению пролегала железнодорожная линия широкой колеи, ошибочно показанная картографами как узкоколейная железная дорога.

Возможно, когда-то действовала узкоколейная железная дорога, пролегавшая в северо-восточном направлении от станции Пуксоозеро.



__________________________________________________________________________________________________




Выяжозерская (?) узкоколейная железная дорога. Возможный начальный пункт — посёлок Выяжозеро, находившийся вблизи одноимённой станции на железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) находилась в ведении исправительно-трудового учреждения, была полностью разобрана в 1980-х годах либо ранее.

Не исключено, что по данному направлению пролегала не узкоколейная железная дорога, а лесовозная железнодорожная линия широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Савозерская (?) узкоколейная железная дорога. Возможный начальный пункт — посёлок Савозеро, находившийся вблизи одноимённой станции на железнодорожной линии Пурнозеро — Салтозеро (часть Мехреньгской железной дороги).


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) находилась в ведении исправительно-трудового учреждения, была полностью разобрана в 1980-х годах либо ранее.

Скорее всего, по данному направлению пролегала не узкоколейная железная дорога, а лесовозная железнодорожная линия широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Салтозерская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Салтозеро, расположенный у станции Салтозеро — конечного пункта ветки от станции Пурнозеро железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1994 и 1998 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Ветковская узкоколейная железная дорога. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Ветковского лесопункта (находился восточнее нынешнего города Мирный).

В 1950-х годах территория, по которой пролегала Ветковская узкоколейная железная дорога, стала местом дислокации воинских подразделений. Здесь был создан космодром Плесецк. Лесозаготовки были прекращены, лесовозные узкоколейные железные дороги частично были разобраны, частично заменены линиями широкой колеи, строившимися для нужд космодрома.

В некоторых топографических картах, в том числе сравнительно новых (выпускались в 1980-х годах, 1990-х годах), на территории космодрома Плесецк (ЗАТО Мирный) обозначено несколько действующих железнодорожных линий узкой колеи. Одна из железнодорожных линий узкой колеи, расположенная вблизи бывшего населённого пункта Александрово, подписана как «строящаяся».

«Cтроящаяся узкоколейная железная дорога» на топографической карте, изданной в 1986 году

Узкоколейные железные дороги обозначены на картах либо намеренно (для того, чтобы ввести в заблуждение граждан), либо их наличие объясняется недобросовестным отношением картографов к своей работе. В действительности, действующих и строящихся узкоколейных железных дорог на территории космодрома Плесецк (ЗАТО Мирный) в 1980-х годах не было.









ПРИМОРСКИЙ РАЙОН (центр района — город Архангельск)





Кудемская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Водогон (находится в посёлке Водогон, расположенном вблизи города Северодвинск). Главная станция узкоколейной железной дороги (Белое Озеро) находится в посёлке Белое Озеро.

По состоянию на июль 2005 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Смольный Буян — Экономия — остров Мудьюг. Начальный пункт — посёлок Экономия (ныне в составе города Архангельска).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги
на карте топографической масштаба 1:500 000,
изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога была построена в период Первой мировой войны (1916 год?). Узкоколейная железная дорога частично пролегала по льду пролива Сухое Море. На узкоколейной железной дороге работал по меньшей мере один паровоз.

http://i240.photobucket.com/albums/ff200/arh_land/arkhangelsk_mudjug_island_map_WWI_5.jpg — схема линии узкоколейной железной дороги


Цитата из произведения «Интервенция на Советском Севере 1918-1920» (http://bestlibs.ru/Intervencija-na-sovetskom-severe-1918-1920/page-14.php):

От материка [остров Мудьюг] отделяется так называемым Сухим морем — проливом, ширина которого в наиболее узком месте версты две. В двух-трёх верстах от западного берега — фарватер, по которому идут все суда в Архангельск и оттуда. Большая часть острова покрыта лесами и болотами и только прибрежная полоса луговая. Селений нет. На южной оконечности несколько створных знаков и метеорологическая станция. Верстах в восьми на север — Мудьюжский маяк. Недалеко от него две батареи, защищающие подступы к Архангельску с моря.

С южной оконечности на север идёт узкоколейный железнодорожный путь, отклоняющийся к Сухому морю. Он проведён без всякой насыпи, по шпалам, набросанным на землю. Эта «времянка», построенная во время войны, предназначалась для перевозки грузов с пароходов в зимний период, когда Архангельский порт замерзает. Для этой же цели на острове выстроено несколько досчатых складов для грузов, барак для рабочих и большой двухэтажный дом для администрации. Вот те отрывочные сведения, которые мы узнали друг от друга, и которые нас интересуют, так как нет уже никаких сомнений, что нам придется быть невольными обитателями острова Мудьюга.



Цитата из материала «ОСТРОВ МУДЬЮГ ПРИМКНУЛ К ЦИВИЛИЗАЦИИ», опубликованного в газете «Известия», номер за 14 марта 2003 года (http://www.atkmedia.ru/news/news.php?id=15814):

Более подробно о событии, которое жители острова по значимости сравнивают с пуском первого паровоза по узкоколейной железной дороге Мудьюг — Экономия, построенной в годы Первой мировой войны по льду через Сухое море, читайте в свежем номере «Известий».


Цитата из материала «Архангельск в годы Первой мировой войны» (http://vaga-land.livejournal.com/225011.html):

Про взрывы парохода «Барон Дризен» и ледокола «Семен Челюскин» я и раньше знал, а вот что касается узкоколейки, проложенной от аванпорта Экономия к Смольному Буяну, то был уверен, что ее проложили в 1941 году, когда в Архангельск стали приходить английские и американские суда с военными грузами. Оказывается, нет, все это было сделано еще в те годы.

Мало того, вторая узкоколейка прокладывалась от Экономии на север, по берегу Сухого моря, мимо Лапоминки и Патракеевки на остров Мудъюг, т.к. часть грузов планировали выгружать на южной оконечности Мудъюга.



Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала на протяжении непродолжительного периода времени.








СОЛОВЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на острове Большой Соловецкий.

Первые участки рельсовых путей колеи 750 мм появились в 1923 году. С 1924 года — колея 1067 мм. Перевозился лес, торф и другие грузы.





Узкоколейная железная дорога вблизи Соловецкого монастыря (кадр из фильма).




Паровоз на том же месте (кадр из фильма).




Паровоз на том же месте (кадр из фильма).




Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1930 и 1935 годами.

Информация о Соловецкой узкоколейной железной дороге на сайте Д. Сазонова








УСТЬЯНСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Октябрьский)





Илезская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Илеза, расположенный у станции Илеза на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).

По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Илеза. Начальный пункт — посёлок Илеза, расположенный у станции Илеза на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах (?), являлась лесовозной. Скорее всего, она никогда не составляла единой сети с Илезской и Печенгской узкоколейными железными дорогами. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией Вельск — Котлас отсутствовало.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Лойгинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лойга, расположенный у станции Лойга на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).

Крупнейшая по протяжённости узкоколейная железная дорога Архангельской области. По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Лойга. Начальный пункт — посёлок Лойга, расположенный у станции Лойга на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах (?), являлась лесовозной. Скорее всего, она никогда не составляла единой сети с Лойгинской узкоколейной железной дорогой. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией Вельск — Котлас отсутствовало.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Киземская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кизема, расположенный у станции Кизема на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).

По состоянию на июнь 2005 года, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Уфтюгская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Уфтюга, расположенный у станции Уфтюга на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1980 и 1990 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Шурайская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шурай, расположенный у станции Шурай на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(карта оцифрована с двухкратным увеличением).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1995 и 2005 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Сулондская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сулонда, расположенный у станции Сулонда на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1995 и 2005 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Сулонда. Начальный пункт — посёлок Сулонда, расположенный у станции Сулонда на железнодорожной линии Вельск — Котлас (историческая Печорская железная дорога).


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах (?), являлась лесовозной. Скорее всего, она никогда не составляла единой сети с Сулондской узкоколейной железной дорогой. Пересечение узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией Вельск — Котлас отсутствовало.

Узкоколейная железная дорога почти полностью пролегала по территории Вологодской области. Однако начальный пункт узкоколейной железной дороги находился на территории Архангельской области.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Квазеньгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Квазеньга, расположенный на правом берегу реки Устья.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 2010 год.



__________________________________________________________________________________________________




Бритвинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Первомайский, расположенный на левом берегу реки Большой Утюкс.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 2010 год.



__________________________________________________________________________________________________




Мордангская узкоколейная железная дорога. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Долгая (был расположен на правом берегу реки Устья).


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги
на топографической карте (показана условно).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1980 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Комартихинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Комартиха (был расположен на левом берегу реки Устья).


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.


Комартихинская узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1975 годами.








ХОЛМОГОРСКИЙ РАЙОН





Пионерская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Казенщина, расположенный на правом берегу реки Северная Двина.

По состоянию на июль 2005 года, узкоколейная железная дорога действует. Скорее всего, будет полностью разобрана летом 2006 года.



__________________________________________________________________________________________________




Ракульская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Палово, расположенный на правом берегу реки Обокша.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1998 и 2002 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Новоильмовская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новая Ильма, расположенный на правом берегу реки Ваймуга.


Новоильмовская узкоколейная железная дорога
на топографической карте масштаба 1:500 000.


Новоильмовская узкоколейная железная дорога
на топографической карте масштаба 1:100 000.

Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 18 километров. На топографической карте масштаба 1:100 000 «полотно разобранной железной дороги» показано не на всей протяжённости когда-то существовавшей магистральной линии узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1970 и 1985 годами.



__________________________________________________________________________________________________




Пукшеньгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пукшеньга, расположенный на левом берегу реки Пукшеньга.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: между 1965 и 1975 годами.

По утверждению любителя железных дорог А. Игнатова, в 1990-х годах вблизи реки Пукшеньги сохранялся «забытый» в лесу паровоз узкой колеи.

Цитата из материала А. Игнатова, отправленного 20 сентября 1999 года в «Список рассылки «1520 мм» (http://parovoz.com/1520mm/1999-09.zip, файл 0308.html):

А я лично, поставив в районе реки Пукшеньга поздно вечером палатку, с утра дико удивился наличию заржавевшего паровоза в 10 метрах от неё. На картах не было ни намёка на железную дорогу.










11.03.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу