Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ











Белгородская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Белгород. Площадь — 27 100 км², численность населения 1 511 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2008 год, в Белгородской области имелись по меньшей мере две действующие шахтные узкоколейные железные дороги, находящиеся на дренажных шахтах Лебединского и Стойленского горно-обогатительных комбинатов. Действующих узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных, скорее всего, в регионе нет.



ГОРОД БЕЛГОРОД





«Развлекательная» узкоколейная железная дорога в Белгороде. Возможный начальный пункт — город Белгород.

В 2007 году было заявлено о планах строительства «развлекательной» узкоколейной железной дороги в городе Белгороде. Линия узкоколейной железной дороги должна быть построена в центральной части города, вблизи берега реки Везелка. Ориентировочная протяжённость — около 1 километра.

http://bel.ru/news/2007/03/29/23502.html — упоминание узкоколейной железной дороги

Будет ли узкоколейная железная дорога когда-либо построена — неизвестно.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Белгородского комбината силикатного кирпича (?). Возможный начальный пункт — город Белгород.

По неподтверждённым данным, на Белгородском комбинате силикатного кирпича действовала (действует) узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки песка от карьера до завода.


Цитаты из материала «Технология производства силикатного кирпича»
(http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=27693&story=20005):

На Белгородском комбинате используется рельсовый транспорт для перевозки сырья с карьеров. Для перевозки песка от забоя к песочным бункерам вагонетками укладывается узкоколейный рельсовый путь. Рельсовые пути по своему устройству разделяются на постоянные и переносные; при разветвлении и для переезда с одного пути на другой устанавливают стрелочные переводы. В зависимости от принятой системы движения составов существуют следующие разновидности путей: однопутная тупиковая или кольцевая. Карьерные пути необходимо поддерживать всегда в исправном состоянии.

Основные требования к состоянию пути: балластный слой должен иметь заданную толщину и откосы; все шпалы должны быть плотно подбиты во избежание просадки пути при движении составов; путь должен быть отрихтован строго по прямой или по кривой данного радиуса без отклонений в сторону.









ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога сахарного комбината «Большевик» (?). Возможный начальный пункт — сахарный комбинат «Большевик», расположенный в селе Головчино.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1995 году.

Головчинский сахарный завод основан в 1839 году. В 1923 году заводу было присвоено название «Большевик». Позднее завод был реконструирован и превращён в сахарный комбинат.

По неподтверждённым данным, в ведении сахарного комбината находилась узкоколейная железная дорога. Единственный источник информации о её существовании — топографические карты. Причём обозначение на карте может быть идентифицировано как узкоколейная железная дорога и как подъездной путь широкой колеи.

Согласно картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла менее 2 километров, узкоколейная железная дорога соединяла территорию комбината со станцией Хотмыжск на железнодорожной линии Готня — Харьков.

Скорее всего, по данному направлению пролегал подъездной путь широкой колеи. Узкоколейной железной дороги здесь никогда не было.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если она когда-либо существовала).








ГУБКИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) Губкин — Троицкий. Возможный начальный пункт — город Губкин.


«Узкоколейная железная дорога» на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1994 году.


«Узкоколейная железная дорога» на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1994 году.

В некоторых топографических картах обозначена узкоколейная железная дорога, пролегающая по направлению станция Губкин (на железнодорожной линии Старый Оскол — Сараевка) — посёлок Троицкий.

По информации от жителя г. Губкин А. Садчикова, по данному направлению пролегает подъездной путь широкой колеи. Подъездной путь никогда не был узкоколейным. Обозначение на карте является ошибкой картографов.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на дренажной шахте Лебединского горно-обогатительного комбината. Местонахождение — дренажная шахта, расположенная в городе Губкин.

Строительство дренажной шахты рудоуправления Лебединского ГОКа началось в 1956 году. Основное назначение дренажной шахты — отвод воды из карьеров, в которых ведётся добыча железной руды.

По состоянию на 2008 год, протяжённость выработок дренажной шахты составляла 55 километров. В шахте постоянно прокладываются новые выработки, ведётся ремонт и замена оборудования. Для технологических нужд используется подземная узкоколейная железная дорога.

В парке имени первопроходцев Курской магнитной аномалии (г. Губкин) установлены в качестве памятников шахтный электровоз К10 и вагонетка. Предположительно, этот подвижной состав ранее находился на дренажной шахте.


http://www.mygorod.ru/news/oskol/08/2004/365.html — «Коллектив шахты комплекса РУ ЛГОКа — сплав молодости и опыта» (2004 год)

http://www.oskolnews.ru/?cid=pr&t=l&id=292 — «Шахтёры – люди особенные» (2008 год)








ИВНЯНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Ивнянского сахарного завода. Начальный пункт — посёлок Ивня.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в ориентировочно в 1941 году.

Ивнянский сахарный завод основан в 1853 году. При Советской власти — Ивнянский сахарный завод имени Ленина. В период от 2005 до 2016 года завод был закрыт, разграблен и разрушен.

В ведении сахарного завода находилась узкоколейная железная дорога. Она использовалась в основном для доставки на завод буряка (сахарной свёклы).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.

В 1980-х годах была построена железная дорога широкой колеи на Ивню. На последних километрах она пролегает на месте узкоколейной железной дороги.








СТАРООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на дренажной шахте Стойленского горно-обогатительного комбината. Местонахождение — дренажная шахта, расположенная в городе Старый Оскол.

Дренажная шахта Стойленского ГОКа по большинству параметров сходна с дренажной шахтой соседнего Лебединского ГОКа (г. Губкин). В шахте используется узкоколейная железная дорога.


http://www.mygorod.ru/ru/print/news/596.html — «Но мы владеем тоже внеземной — И самою земною из профессий» (2005 год)








ШЕБЕКИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Шебекинского сахарного завода. Начальный пункт — город Шебекино.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:300 000, изданной в Германии в 1943 году.

Сахарный завод в слободе Шебекина (ныне город Шебекино) был основан в XIX веке. В начале XX века по инициативе владельца завода А. Ребиндера был построен рельсовый путь узкой колеи, на котором использовалась конная тяга.

В 1907 году на сахарный завод поступил паровоз производства компании «Оренштейн и Коппель» — рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.


Цитаты из материала «Шебекино в конце XIX – начале ХХ веков» (http://www.rustrana.ru/print.php?nid=4947):

Выращенную сахарную свёклу с близлежащих полей доставляли на сахзавод по узкоколейной конно-железной дороге в вагонах, а с дальних полей возили на волах и лошадях.

...

В 1907 г. для сахарного завода закуплен на паровозостроительном заводе «Оренштейн Коппель» в Берлине паровоз, который предназначался для передвижения грузов по железной дороге. Им заведовал с 1909 г. механик завода техник Иван Логвинович Якушев.


По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени линия узкоколейной железной дороги соединяла Шебекино со станцией Нежеголь на железнодорожной линии широкой колеи Белгород — Купянск. На карте масштаба 1:300 000, изданной в Германии в 1943 году, обозначена линия узкоколейной железной дороги Боткино — Нежеголь — Шебекино — Красная.

По состоянию на 1970-е годы, линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению сахарный завод (восточная окраина города Шебекино, село Ржевка) — Вознесеновка — Красное.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Шебекинского мелового завода. Начальный пункт — город Шебекино.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1982 году.

Шебекинский меловой завод являлся одним из крупнейших предприятий подобного профиля в СССР. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка мела от карьера до завода. Согласно топографической карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла менее 2 километров.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 1990-х годах либо ранее.








ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН (центр района — город Строитель)





Узкоколейная железная дорога на шахтах Яковлевского рудника. Местонахождение — город Строитель.

Яковлевский рудник производит добычу железной руды подземным способом. По неподтверждённым данным, на руднике имеется шахтная узкоколейная железная дорога.














27.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу