Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ









Владимирская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Владимир. Площадь — 29 000 км², численность населения 1 487 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2009 год, во Владимирской области имелись две действующие узкоколейные железные дороги — узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта, узкоколейная железная дорога на территории воинской части в Александровском районе.





АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОН





Балакиревская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Балакирево, расположенный вблизи станции Балакирево на железнодорожной линии Александров — Ярославль.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Ориентировочный период работы: 1930-е годы — 1970-е годы. Возможно, первоначально узкоколейная железная дорога имела отношение к Балакиревскому механическому заводу — главному предприятию посёлка Балакирево (завод являлся «закрытым» оборонным предприятием).

По информации от В. Миронова, на узкоколейной железной дороге имелся участок с затяжным уклоном. На протяжении длительного времени узкоколейная железная дорога использовалась в качестве полигона для испытания новых локомотивов.


Паровоз ВЛП-001 постройки Воткинского машиностроительного завода. Ориентировочно 1948 год. Фотография
из коллекции В. Балабина, размещённая в книге «Наши узкоколейные паровозы» (М., 1997).


Испытания мотовоза МУЗг4 с газогенераторной установкой ЦНИИМЭ-17 на Балакиревской узкоколейной
железной дороге. 1949 год. Фотография из коллекции В. Балабина, размещённая
в книге «Наши узкоколейные тепловозы и электровозы» (М., 2003).

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на территории воинской части в Александровском районе. Местонахождение — территория воинской части.

Наличие действующей узкоколейной железной дороги на территории воинской части было зафиксировано в 2007 году. Среди тягового подвижного состава — тепловоз ТУ6А.

Узкоколейная железная дорога пролегает внутри строго охраняемой территории.








ГОРОД ВЛАДИМИР




Узкоколейная железная дорога Владимирского электромеханического завода. Начальный пункт — Владимирский электромеханический завод, расположенный в посёлке Юрьевец, вблизи станции Юрьевец на железнодорожной линии Орехово-Зуево — Владимир.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога почти полностью разобрана. Небольшой участок узкоколейной железной дороги превращён в рельсовый путь узкой колеи, на котором не применяется локомотивная тяга.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Шпалорезка — песчаный карьер. Начальный пункт — посёлок Шпалорезка, расположенный вблизи станции Владимир-Рязанский на железнодорожной линии Владимир — Окатово — Тумская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1987 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году (обозначена разобранной)

По информации от А. Сняткова, узкоколейная железная дорога была построена в 1930-х годах, соединяла железнодорожную линию широкой колеи с песчаным карьером, расположенным вблизи реки Клязьмы, к западу от посёлка Мостострой. Узкоколейная железная дорога использовалась в основном для вывоза песка. По неподтверждённым данным, работы велись силами заключённых, вблизи карьера находился исправительно-трудовой лагерь.

Недалеко от песчаного карьера в конце 1930-х годов было запланировано строительство плотины Верхнеклязьминской ГЭС. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, строительство было прекращено на начальной стадии работ.

Узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.







ВЯЗНИКОВСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога ткацкой фабрики «Свободный пролетарий». Начальный пункт — город Вязники.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000

Эта узкоколейная железная дорога пролегала по направлению Вязники — Бурино. Она использовалась для доставки топливного торфа на ткацкую фабрику «Свободный пролетарий» (в настоящее время — льнокомбинат). Узкоколейная железная дорога была открыта в 1942 году.

http://vyazniki.ru/2006/03/11/news_87.html — материал, посвящённый истории создания узкоколейной железной дороги

На протяжении некоторого времени данная узкоколейная железная дорога являлась частью «Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог». Информация об этой узкоколейной железной дороге находится на странице «Узкоколейная железная дорога Чернораменского транспортного управления».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.







ГОРОХОВЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Груздевского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Большое (?).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1990 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Новая Почайка — Санхар. Начальный пункт — посёлок Новая Почайка, расположенный вблизи станции Лух (конечного пункта ведомственной железнодорожной линии).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:500 000, состояние местности на 1960-70-е годы.
Карта предоставлена А. Маляновым.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба
1:200 000, изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По состоянию на 2008 год, данная узкоколейная железная дорога относилась к числу малоизученных.

Территория, по которой пролегала узкоколейная железная дорога, с 1930-х годов является местом дислокации воинских частей. Представляется вероятным, что узкоколейная железная дорога находилась в ведении оборонного ведомства.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Начальный пункт — станция Эстакада, расположенная в городе Гусь-Хрустальный, вблизи станции Гусь-Хрустальный на железнодорожной линии Владимир — Окатово — Тумская.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Орловского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Мезиновский (Мезиновка), расположенный вблизи станции Торфопродукт на железнодорожной линии Куровская — Нечаевская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1995 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Тасин Бор». Начальный пункт — посёлок Тасин Бор (Тасинский Бор), расположенный вблизи станции 13 километр на железнодорожной линии Черусти — Уршель.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2000 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Анопино — Красное Эхо. Начальный пункт — Анопинский стекольный завод, расположенный в посёлке Анопино.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1995 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) вблизи посёлка Тасино. Начальный пункт — посёлок Тасино, расположенный вблизи остановочного пункта Тасин на железнодорожной линии Куровская — Нечаевская.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Вблизи населённого пункта Тасино, расположенного у остановочного пункта (бывшей станции) Тасин на железнодорожной линии Куровская — Нечаевская, действовала узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга).

По информации от В. Миронова, узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга) существовала (существовал) вблизи станции Тасин с 1920-х годов. Предположительное направление: Тасино — Красная Гора.

В 1936 году узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи) была разобрана (был разобран). Вместо узкоколейной железной дороги (рельсового пути узкой колеи) стала практиковаться вывозка леса на санях с помощью тракторов, позднее — автомобилями.

В некоторых топографических картах обозначена разобранная железная дорога, пролегающая от станции Тасин в северном направлении. По утверждению В. Миронова, эта железная дорога была ширококолейной. Сведениями о её назначении, времени постройки и ликвидации автор в настоящее время не располагает.


http://miami.oss.ru/27-05-06/ — описание похода по предполагаемой трассе разобранной узкоколейной железной дороги (рельсового пути узкой колеи)



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Дубровский — Воронцово. Начальный пункт — населённый пункт Дубровская, расположенный вблизи остановочного пункта (бывшей станции) Дубровский на железнодорожной линии Окатово — Тумская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году
(обозначена разобранной, обозначена не полностью).

По состоянию на 2008 год, данная узкоколейная железная дорога относилась к числу малоизученных. Направление магистрали узкоколейной железной дороги: Дубровская — Воронцово (населённый пункт Воронцово находится на территории Клепиковского района Рязанской области).

По разным данным, узкоколейная железная дорога была торфовозной либо лесовозной. Возможно, в течение некоторого времени данная узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом которой был посёлок Великодворье.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Дубровский. Начальный пункт — населённый пункт Дубровская, расположенный вблизи остановочного пункта (бывшей станции) Дубровский на железнодорожной линии Окатово — Тумская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году (северная часть),
1985 году (южная часть).

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1936 году. Согласно карте, узкоколейная железная дорога пролегала от станции Дубровский в северо-восточном направлении.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в посёлке Великодворский. Начальный пункт — посёлок Великодворский (Великодворье), расположенный вблизи станции Великодворье на железнодорожной линии Окатово — Тумская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (обозначена разобранной).
Также показана узкоколейная железная дорога Дубровский — Воронцово.

Узкоколейная железная дорога пролегала по направлению посёлок Великодворье — торфомассив вблизи бывшего населённого пункта Дунай (территория Клепиковского района Рязанской области). Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 20 километров.

Несколько севернее находилась узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Дубровский — Воронцово. Возможно, эти узкоколейные железные дороги составляли единую сеть.

Главным предприятием посёлка Великодворье является стекольный завод. Скорее всего, вывезенный по узкоколейной железной дороге торф поступал в основном на стекольный завод. Узкоколейная железная дорога была построена в годы Великой Отечественной войны, когда торф являлся одним из главных видов топлива, либо в первые годы после войны.

На участке Дубровский — Воронцово узкоколейная железная дорога была построена до Великой Отечественной войны и была разобрана раньше, чем узкоколейная железная дорога Великодворье — Дунай.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








КАМЕШКОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Второвского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Мирный, расположенный в окрестностях станции Второво на железнодорожной линии Владимир — Ковров.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1936 году (окрестности станции Второво).


Узкоколейная железная дорога Камешково — Артём (либо подъездной путь широкой колеи того же направления)
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году (северная часть), 1988 году (южная часть)

Второвское торфопредприятие находится в посёлке Мирный Камешковского района Владимирской области. Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.

Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не установлена (не позднее 1920-х годов). Узкоколейная железная дорога создавалась с целью обеспечения торфяным топливом Камешковской прядильно-ткацкой фабрики (расположена в городе Камешково) и льнозавода в посёлке Артёма (посёлок Артёма находится в окрестностях города Камешково).

В окрестностях станции Второво по меньшей мере до середины 1930-х годов существовала отдельная сеть узкоколейных железных дорог, не связанная с узкоколейной железной дорогой в окрестностях города Камешково. Позднее эти сети были объединены.

По другим данным, на участке Камешково — Артём всегда действовал подъездной путь широкой колеи, узкоколейной железной дороги не было.

Ориентировочная дата ликвидации последнего участка узкоколейной железной дороги — 1983 год. После ликвидации узкоколейной железной дороги добыча торфа продолжалась, для вывоза торфа использовался автомобильный транспорт.

По состоянию на 2005 год, Второвское торфопредприятие является филиалом ООО «Владимирторф». Почтовый адрес торфопредприятия: 601311, Владимирская область, Камешковский район, посёлок Мирный, ул. Садовая, д. 1.


http://vladimirtorf.ru/index_v.html — страница Второвского торфопредприятия на официальном сайте ООО «Владимирторф»



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Лаптевского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Лаптевское торфопредприятие.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000,
изданной в США в 1953 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году
(обозначена разобранной, обозначена не полностью).

По состоянию на 2008 год, данная узкоколейная железная дорога относилась к числу малоизученных.

Узкоколейная железная дорога использовалась для вывоза торфа от Лаптевского торфомассива до посёлка Лаптевского торфопредприятия и до станции Второво, где торф перегружался в вагоны широкой колеи. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не более 7 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.








КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Киржачского шёлкового комбината. Начальный пункт — город Киржач.


Предполагаемая трасса линии узкоколейной железной дороги к торфомассиву
на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1985 году

Согласно имеющимся данным, эта узкоколейная железная дорога была построена в годы Великой Отечественной войны. Первая линия узкоколейной железной дороги соединяла Киржачский шёлковый комбинат (открыт в 1932 году) с торфомассивом, расположенным вблизи населённого пункта Першино. По ней в город поступал топливный торф.


Цитата из материала «История Киржача» (http://kirgach.oaokiz.ru/info/ist/5.php):

Такие же двухэтажные дома из брёвен были построены для рабочих и служащих на посёлке Красный Октябрь. Сзади старых корпусов шёлкового комбината построили комплекс кирпичных зданий для пожарного депо и для работников этого депо. Расположение этого комплекса явно показывает, что он предназначался всему городу.

По соседству был заложен фундамент для фабрики-кухни, на нём в послевоенные годы построили общежитие для молодых работниц комбината. От этого комплекса в сторону Пикова начали прокладывать дамбу, построили мост через реку Киржач, которые в годы войны использовали для прокладки узкоколейной железной дороги для вывоза из Першино торфа. В годы сталинских репрессий часть инициаторов этого плана подверглась гонениям.



Позднее узкоколейная железная дорога получила значительное развитие. По неподтверждённым данным, в течение некоторого времени она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Электрогорского торфопредприятия (соединительная линия пролегала через населённый пункт Мележи).

Все «торфовозные» линии узкоколейной железной дороги были разобраны в 1970-х годах. Согласно топографическим картам, изданным в 1980-е годы, оставался действующим небольшой участок узкоколейной железной дороги — от станции Киржач на железнодорожной линии широкой колеи Орехово-Зуево — Бельково до шёлкового комбината и до посёлка Красный Октябрь (основным предприятием посёлка Красный Октябрь в то время являлся завод автотракторного осветительного оборудования). Протяжённость сохранявшегося участка, согласно картам, составляла около 4 километров.

В конце 1980-х годов (?) последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.


http://al-kamensky.livejournal.com/166883.html — фотографии А. Каменского (поход по разобранной узкоколейной железной дороге, 3 октября 2009 года)








КОВРОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Ковровского завода силикатного кирпича. Начальный пункт — посёлок Малыгино, расположенный вблизи остановочного пункта 400 км и станции Новки II на железнодорожной линии Новки — Иваново.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:50 000, изданной в 1991 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Ковровский завод силикатного кирпича был построен в 1950-х годах. Завод находится в сельском населённом пункте Малыгино, связан подъездным путём широкой колеи со станцией Новки II на железнодорожной линии Новки — Иваново.

По неподтверждённым данным, в 1950-1960-х годах действовала узкоколейная железная дорога, соединявшая завод с песчаными карьерами (расположены к востоку от посёлка Малыгино). Позднее вывозка песка стала осуществляться автомобильным транспортом.


http://www.kzsk-kovrov.ru — официальный сайт Ковровского завода силикатного кирпича



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) на территории военного полигона вблизи станции Федулово. Возможный начальный пункт — станция Федулово, расположенная на железнодорожной линии Новки — Ковров.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году.


Та же самая местность на топографической карте масштаб 1:100 000, изданной в 1992 году (условно нанесена
трасса узкоколейной (?) железной дороги, показанной на карте 1936 года издания).

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году, на территории военного полигона, расположенного к западу от города Коврова, обозначена узкоколейная железная дорога (либо тупиковая железнодорожная ветвь широкой колеи).

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в городе Коврове. Возможный начальный пункт — станция Ковров I.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году.


Та же самая местность на топографической карте масштаб 1:100 000, изданной в 1992 году
(на месте узкоколейной (?) железной дороги, показанной на карте 1936 года
издания, обозначена железная дорога широкой колеи).

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году, в черте города Коврова обозначена узкоколейная железная дорога (либо тупиковая железнодорожная ветвь широкой колеи).

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) заменена железнодорожной линией широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Заря — Мелехово. Возможный начальный пункт — станция Заря, расположенная на железнодорожной линии Ковров — Муром.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Та же самая местность на топографической карте масштаб 1:100 000, изданной в 1992 году
(на месте узкоколейной (?) железной дороги, показанной на карте 1936 года
издания, обозначена железная дорога широкой колеи).

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году, и некоторых других картах 1930-х и 1940-х годов издания показана узкоколейная железная дорога, связывающая станцию Заря с песчаными и известковыми карьерами вблизи посёлка Мелехово, протяжённостью около 6 километров.

Не исключено, что данные карт являются ошибочными, знаком узкоколейной железной дороги показана тупиковая железнодорожная ветвь широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) была заменена железнодорожной линией широкой колеи не позднее 1960-х годов.

По состоянию на 2008 год, железнодорожная линия широкой колеи Заря — посёлок Мелехово действует, обслуживается Мелеховским ППЖТ. Линия известна тем, что вплоть до 2008 года на ней работали тепловозы ТЭ3.

http://transphoto2007.livejournal.com/21117.html — материал В. Буракшаева, посвящённый железнодорожной линии Мелеховского ППЖТ








КОЛЬЧУГИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Желдыбинского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Желдыбино, расположенный вблизи остановочного пункта Желдыбино на железнодорожной линии Бельково — Иваново.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1988 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Рядом со станцией Желдыбино на железнодорожной линии Бельково — Иваново (по состоянию на 2007 год, станция Желдыбино превращена в остановочный пункт) существовал сравнительно небольшой кирпичный завод.

По информации от В. Миронова, на кирпичном заводе действовала узкоколейная железная дорога, соединявшая кирпичный завод с ближайшим глиняным карьером. На узкоколейной железной дороге работал неустановленный мотовоз (мотовозы). Прицепной подвижной состав был представлен лёгкими опрокидными вагонетками.

Кирпичный завод был закрыт до 1985 года. Вскоре после закрытия завода узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.








МЕЛЕНКОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Меленки — Бутылицы. Начальный пункт — город Меленки.


Железнодорожная линия широкой колеи Бутылицы — Меленки на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога, соединившая город Меленки со станцией Бутылицы на Люберцы-Арзамасской железнодорожной линии, согласно наиболее распространённой версии, была построена в конце 1930-х годов, во многом благодаря инициативе Н. П. Каманина (на момент строительства узкоколейной железной дороги — известного лётчика, депутата Верховного Совета СССР).


Цитата из документальной повести «Скрытый Космос», автор — Н. П. Каманин (http://militera.lib.ru/db/kamanin_np/62.html):

...Поезд вышел из Москвы в 22:35 10 сентября [1962 года], а в 3:37 11 сентября я был уже на станции Бутылицы. 40 лет тому назад я впервые в жизни увидел на этой станции «живые» вагоны и паровозы. Бутылицы стали больше, вместо тусклых керосиновых фонарей много электрического света, есть радио, но культура людей, служб и помещений, пожалуй, даже хуже, чем 40 лет назад.

От Бутылиц до Меленок проложена узкоколейка, её построили в конце тридцатых годов с моей помощью (ездил к Кагановичу и выпросил средства на строительство и рельсы). Меленковский поезд состоит из трёх небольших, но чистеньких пассажирских вагончиков. Из Бутылиц поезд вышел почти пустым, но в Верхоунже и Злобине в вагоны набилось несколько десятков крестьянских девушек, едущих в Меленки на текстильную фабрику.



Протяжённость линии узкоколейной железной дороги от станции Меленки до станции Бутылицы составляла 22 километра. Узкоколейная железная дорога обслуживала в основном текстильные предприятия, расположенные в Меленках. Существовало пассажирское движение.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога Меленки — Бутылицы составляла единую сеть с торфовозной узкоколейной железной дорогой Меленки — Соколье. Возможно, в течение некоторого времени действовал также участок Меленки — населённый пункт Илькино.

В 1963-64 годах (?) по направлению Бутылицы — Меленки взамен узкоколейной железной дороги была проложена железнодорожная линия широкой колеи. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), в 1964 году вступила в строй станция Меленки Горьковской железной дороги (широкая колея).

По данным на 2007 год, на железнодорожной линии широкой колеи Бутылицы — Меленки сохраняется грузовое движение от станции Бутылицы до воинской части (10-й километр линии). Участок от 10-го километра до станции Меленки законсервирован.

Материал, посвящённый железнодорожной линии широкой колеи Бутылицы — Меленки (2007 год)

Материал, посвящённый железнодорожной линии широкой колеи Бутылицы — Меленки (2007 год)




__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Меленковского (?) торфопредприятия. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Соколье.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1936 году (показана не полностью).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году

Узкоколейная железная дорога была открыта не позднее первой половины 1930-х годов (источник информации — карта масштаба 1:100 000, изданная в 1936 году, на которой данная узкоколейная железная дорога обозначена).

Позднее узкоколейная железная дорога Меленки — Соколье составила единую сеть с узкоколейной железной дорогой Меленки — Бутылицы. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф поступал в основном на текстильные предприятия города Меленки (льнокомбинат и швейную фабрику).


Цитата из материала «Возраст — делу не помеха», опубликованного в меленковской районной газете «Коммунар», автор — М. Подобуева (http://www.melenky.ru/index.php?option=com_empty&Itemid=113&year=2007&month=06&number=9972&article=2&local=46&date=29):

Судьба распорядилась по-другому. В 1941 году Клавдия Семёновна вместе с машинистом М. П. Лукиным доставляли торф по узкоколейке с Соколья на льнокомбинат. В 1942 году она в Курловском районе копала окопы.


Центром торфопредприятия являлся посёлок Соколье. Возможно, главная станция узкоколейной железной дороги и локомотивное депо находились в Сокольем.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.

По состоянию на 2007 год, в посёлке Соколье существует производственный кооператив «Торфодобытчик». В минимальном объёме ведётся добыча торфа (вывозка — тракторная и автомобильная).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Софроновского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Софроново.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году (обозначена
разобранной, возможно, обозначена не полностью).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году
(обозначена разобранной, возможно, обозначена не полностью).

По состоянию на 2008 год, данная узкоколейная железная дорога относилась к числу малоизученных.

Узкоколейная железная дорога использовалась для вывоза торфа от торфомассива до места перегрузки на широкую колею (разъезд 13 км на ведомственной железнодорожной линии Добрятино — Южный).

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога принадлежала Софроновскому торфопредприятию. Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1970-х годах.








ПЕТУШИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Метенинского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Метенино.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1993 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Клязьминского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Клязьминский, расположенный в окрестностях города Петушки. Позднее владельцем узкоколейной железной дороги являлась фабрика «Катушка», расположенная в городе Петушки.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1993 год.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в городе Петушки и его окрестностях. Начальный пункт — город Петушки.


Узкоколейная железная дорога топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1924 году (показана не полностью).


Узкоколейная железная дорога на карте Московской губернии
масштаба 1:500 000, изданной в 1928 году.


Предполагаемая трасса магистрали узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году (северная часть), 1980 году (южная часть).

По информации от В. Миронова, в годы Гражданской войны вблизи станции Петушки была построена лесовозная узкоколейная железная дорога. Узкоколейная железная дорога принадлежала тресту «Мосгортоп», по ней осуществлялся вывоз истопной древесины (дров) для Москвы, испытывавшей в то время острый дефицит топлива.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1927 (?) году.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в городе Покрове. Начальный пункт — город Покров.


Узкоколейная железная дорога топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1924 году.


Узкоколейная железная дорога на карте Московской губернии
масштаба 1:500 000, изданной в 1928 году
(обозначена не полностью).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной
в 1979 году (нанесена условно, согласно данным карты, изданной в 1924 году).

По информации от С. Костыгова, в городе Покрове и его окрестностях действовала торфовозная узкоколейная железная дорога. Возможно, она предназначалась для доставки топливного торфа на Покровскую швейную фабрику.

Согласно топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1924 году, на тот момент существовали две линии узкоколейной железной дороги, пролегавшие от ширококолейной железнодорожной магистрали до торфомассивов. Позднее сеть получила развитие.

Ориентировочный период работы узкоколейной железной дороги: 1920-е годы — 1950-е годы. Не позднее 1960-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.








СОБИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Асерховского торфопредприятия. Начальный пункт — город Собинка. Позднее начальным пунктом являлся посёлок Асерхово.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








СУДОГОДСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Судогодского карьероуправления. Начальный пункт — посёлок Андреево, расположенный вблизи станции Нерудная (историческое название Храповицкая I) на железнодорожной линии Волосатая — Судогда. По другим данным, начальным пунктом являлся посёлок Болотский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1936 году (показана на участке Болотский — Непейцино).


Предполагаемая трасса главной линии узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году (южная часть), 1993 году (северная часть).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1990 году (южная часть), 1992 году (северная часть).

В окрестностях посёлка Андреево (Судогодский район Владимирской области) действовала узкоколейная железная дорога, обслуживавшая известняковые карьеры. Узкоколейная железная дорога была открыта не позднее 1930-х годов.

Согласно топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1936 году, узкоколейная железная дорога пролегала по направлению посёлок Болотский — известковый карьер вблизи населённого пункта Непейцино. Помимо того, на карте обозначена канатная подвесная дорога (либо монорельсовая дорога) по направлению станция Храповицкая I (ныне Нерудная) — окрестности посёлка Преображенский.

По неподтверждённым сведениям, на участке Храповицкая I — Болотский в то время также действовала узкоколейная железная дорога.

В 1960-х годах узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.








СУЗДАЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Суздальского кирпичного завода. Начальный пункт — Суздальский кирпичный завод, расположенный в городе Суздале.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба
1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По состоянию на 2008 год, данная узкоколейная железная дорога относилась к числу малоизученных. Минимальная информация, касающаяся узкоколейной железной дороги, была получена от В. Миронова.

Предполагаемое местонахождение узкоколейной железной дороги: местность, прилегающая к пересечению объездной автодороги города Суздаля с автодорогой Суздаль — Кидекша, к северу от реки Каменки.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с ближайшим карьером. Её протяжённость была незначительной.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1970-х (?) годах. Недалеко от бывшего кирпичного завода в настоящее время находится городской автовокзал.








ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Юрьев-Польского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Кирпичный Завод, расположенный вблизи города Юрьев-Польского.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Юрьев-Польский кирпичный завод был открыт в 1901 году. Дата появления полноценной узкоколейной железной дороги не установлена.

В 1950-х (?) годах на узкоколейную железную дорогу поступил мотовоз МД54-2 (данные мотовозы производились Истьинским машиностроительным заводом с 1953 года по 1962 год).

По состоянию на лето 2000 года, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра. Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером, использовалась для перевозки глины. Как и на большинстве подобных узкоколейных железных дорог, в зимнее время движение не осуществлялось.

В 2000 году о существовании узкоколейной железной дороги стало известно сотрудникам «Переславского железнодорожного музея-заповедника» (ПЖМЗ), расположенного в соседнем Переславском районе Ярославской области. В ПЖМЗ было принято хранить в секрете факт существования узкоколейной железной дороги. Не может вызывать сомнений, что в случае «огласки» узкоколейная железная дорога с редким локомотивом стала бы часто посещаться людьми, неравнодушными к железной дороге, что не понравилось бы музею, не желавшему добавлять в свою коллекцию уже известный и «засмотренный» локомотив.

К сожалению, узкоколейная железная дорога оставалась малоизвестной вплоть до момента ликвидации в 2005 году. В ходе реконструкции кирпичного завода было решено перейти на автомобильную перевозку глины. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

Мотовоз, как и предполагалось, был куплен Переславским железнодорожным музеем-заповедником и перевезён в посёлок Талицы. После этого факт существования узкоколейной железной дороги получил широкую известность.


http://kukushka.ru/rasskaz/9.html — «Капитаны кирпичных карьеров» (материал на официальном сайте «Переславского железнодорожного музея-заповедника»)

http://yp-parma.narod.ru — официальный сайт ООО «Парма» (Юрьев-Польского кирпичного завода)














09.02.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу