Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ











Вологодская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Вологда. Площадь — 145 700 км², численность населения 1245,5 тыс. чел. (2005).






Вологодская область — край «глухомани» и бесконечных лесов, но в то же время — древняя земля, где есть старинные города, многочисленные памятники истории и архитектуры. Она располагает огромными возможностями для развития туризма. Достойное место в ряду её достопримечательностей могли бы занять узкоколейные железные дороги. Но к тому времени, когда Россия выйдет на соответствующий уровень культурного развития, скорее всего, ни одного километра железнодорожных линий узкой колеи здесь уже не будет — узкоколейные железные дороги придётся строить заново.

По состоянию на 2008 год, в Вологодской области насчитывалось 12 сохранившихся узкоколейных железных дорог: Семигородняя узкоколейная железная дорога, Митинская узкоколейная железная дорога, Белоручейская узкоколейная железная дорога, Брусенецкая узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Харовского шпалопропиточного завода, Каменская узкоколейная железная дорога, Горбачёвская узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Сокольского целлюлозно-бумажного комбината (г. Сокол), Пятовская узкоколейная железная дорога, небольшой участок от посёлка Крутая Осыпь до моста через реку Сондуга (использовался только для движения мотодрезин), узкоколейная железная дорога в Ломоватке (под сомнением), «воинская» узкоколейная железная дорога в Сенгосе (под сомнением), Сорокопольская узкоколейная железная дорога, короткий уцелевший участок на нижнем складе (под сомнением).

Ожидалось, что в 2009 году будет полностью разобрана Брусенецкая узкоколейная железная дорога, в 2010 году — Митинская узкоколейная железная дорога. Окончательное исчезновение узкоколейных железных дорог в регионе можно прогнозировать на период от 2015 до 2020 года.


По состоянию на 2012 год, в регионе действовали следующие узкоколейные железные дороги: Семигородняя узкоколейная железная дорога (начальный участок), Белоручейская узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Харовского шпалопропиточного завода.

Под вопросом: Пятовская узкоколейная железная дорога (небольшой уцелевший участок), Брусенецкая узкоколейная железная дорога (небольшой участок), узкоколейная железная дорога Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Каменская узкоколейная железная дорога готовилась к полной ликвидации. Все остальные узкоколейные железные дороги, скорее всего, были полностью разобраны.

Обсуждение узкоколейных железных дорог: http://community.livejournal.com/vologda/102540.html.







БАБАЕВСКИЙ РАЙОН






Горбачёвская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Смородинка, расположенный вблизи станции Тешемля («РЖД», Октябрьская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2012 год.



__________________________________________________________________________________________________




Колпинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — бывший посёлок Колпино, находившийся вблизи левого берега реки Колпь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
(нанесена условно).

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950 год. Основное назначение — вывоз леса. Узкоколейная железная дорога являлась сплавной.

Главная станция узкоколейной железной дороги находилась на правом берегу реки Колпь, напротив посёлка Колпино. Магистральная линия узкоколейной железной дороги пролегала в северном направлении.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Пустая Слобода. Начальный пункт — посёлок Пустая Слобода, расположенный на левом берегу реки Шомица.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000 из атласа «Вологодская область»,
изданного в 2001 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году.

В различных топографических картах, в том числе в атласе «Вологодская область» масштаба 1:200 000 (в 1 сантиметре – 2 километра), изданном в 2001 году (!), обозначена узкоколейная железная дорога из нежилого посёлка Пустая Слобода в лес, с припиской «конно-рельсовая».

К моменту выпуска атласа «Вологодская область» конно-рельсовой узкоколейной железной дороги в Пустой Слободе не было на протяжении нескольких десятков лет. Когда-то она действительно существовала. С 1960-х годов на узкоколейной железной дороге использовался мотовоз небольшой мощности.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги – 1980-е годы. После этого в Пустой Слободе ещё долго стоял «памятником» старый вагон. Информация о его наличии — от исследователей железных дорог из г. Санкт-Петербурга, посещавших Пустую Слободу.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги (?) в городе Бабаево. Возможный начальный пункт — город Бабаево, расположенный вблизи станции Бабаево на железнодорожной линии Подборовье — Вологда.


Узкоколейные железные дороги (?) на топографической карте масштаба 1:50 000.

На топографической карте масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров) обозначены две невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги в черте города Бабаево.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой, допущенной картографами. По данным направлениям пролегали (пролегают) подъездные пути широкой колеи. Узкоколейных железных дорог по данным направлениям никогда не было.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога, пролегающая от города Бабаево в юго-западном направлении. Возможный начальный пункт — город Бабаево, расположенный вблизи станции Бабаево на железнодорожной линии Подборовье — Вологда.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000,
изданной в США в 1954 году.


Возможная трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1978 году (северная часть), 1986 году (южная часть).

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является карта масштаба 1:250 000 (в 1 сантиметре — 2 500 метров), изданная в США в 1954 году. Информация для таких карт бралась в основном из карт, изданных в СССР.

Узкоколейная железная дорога (если она существовала) предназначалась для вывоза леса.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она существовала) полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








БАБУШКИНСКИЙ РАЙОН





Верёговская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Верёговка (на топографических картах — Кунож), расположенный на правом берегу реки Унжа. Узкоколейная железная дорога имела выход к железнодорожной линии широкой колеи (станция Ида Монзенской железной дороги).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2002 год.








БЕЛОЗЕРСКИЙ РАЙОН





Курдюгская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — бывший посёлок Курдюг, расположенный на правом берегу реки Ковжа (Волго-Балтийского канала).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
из атласа «Вологодская область», изданного в 2001 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году

Узкоколейная железная дорога принадлежала исправительно-трудовому учреждению ОЕ-256/8. Основное назначение — вывоз леса.

По информации, полученной от С. Костыгова, посёлок Кýрдюг появился в 1950-х годах. Первоначально исправительно-трудового учреждения в нём не было. Для вывоза леса использовалась «лежнёвая» дорога с деревянным покрытием.

Узкоколейная железная дорога была построена в конце 1950-х годов. Первоначально её конечный пункт находился приблизительно в 15 километрах к западу от Курдюга. Там появился посёлок Глубинка (на топографических картах чаще всего он обозначен как Пажичье). В посёлке располагалась колония строгого режима. Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги был представлен мотовозами.

В 1968 году в Курдюге также появился «лагерь». Колония в Глубинке действовала ещё несколько лет, после чего была закрыта. Всех заключённых перевезли в Курдюг.

В 1970-х годах на узкоколейной железной дороге работали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7, снегоочиститель ТУ7Р.

В 1989 году исправительно-трудовое учреждение было закрыто. Вскоре началась ликвидация узкоколейной железной дороги. Рельсовый путь был снят почти на всём протяжении линий узкоколейной железной дороги.

В начале мая 2003 года в Курдюге побывали исследователи железных дорог С. Костыгов, И. Некрасов и А. Ликальтер. По информации от С. Костыгова, на тот момент в Курдюге сохранялось деревянное здание локомотивного депо и вагон ПВ40 — единственное, что оставалось из подвижного состава. Бывший посёлок Курдюг состоял из развалин «зоны» и жилых домов. В единственном обитаемом доме в период навигации проживал связист, обеспечивавший работу служебной линии связи, проложенной вдоль Волго-Балтийского канала.


http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=1 — описание поездки в Курдюг и Ужлу, произведённой в мае 2003 года, автор — С. Костыгов

http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?photo=293 — схема узкоколейной железной дороги в Курдюге на 1985 год



__________________________________________________________________________________________________




Ивановская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ивановский (Ивановский лесоучасток), расположенный на левом берегу реки Шола.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте, изданной в 1978 году.
Карта предоставлена А. Маляновым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.








ВЕЛИКОУСТЮГСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Великоустюгского (?) кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Коромыслово, расположенный на правом берегу реки Сухона, вблизи города Великий Устюг.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000.

Основное назначение узкоколейной железной дороги — перевозка глины (песка) из карьера на завод. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 4 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: начало 1990-х годов.

Место, где находилось главная станция узкоколейной железной дороги, было посещено автором в сентябре 1999 года. В посёлке Коромыслово оставалось несколько кабин тепловозов (ТУ6А, ТУ7 либо ТУ8).



__________________________________________________________________________________________________




Сусоловская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сусоловка, расположенный вблизи станции Сусоловка на железнодорожной линии Киров — Котлас.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Ерогодская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ерга, расположенный вблизи станции Ерга на железнодорожной линии Коноша — Котлас.

Посёлок Ерга относится к Котласскому району Архангельской области, но обозначен в топографических картах как находящийся на территории Великоустюгского района Вологодской области.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: август 2005 года.



__________________________________________________________________________________________________




Ломоватская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ломоватка, расположенный вблизи станции Ломоватка на железнодорожной линии Коноша — Котлас.

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действовала.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Сенгосская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сенгос, расположенный вблизи станции Сенгос на железнодорожной линии Коноша — Котлас.

Посёлок Сенгос относится к Устьянском району Архангельской области, но обозначен в топографических картах как находящийся на территории Великоустюгского района Вологодской области.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2001 год.



__________________________________________________________________________________________________




«Воинская» узкоколейная железная дорога в Сенгосе. Начальный пункт — посёлок Сенгос, расположенный вблизи станции Сенгос на железнодорожной линии Коноша — Котлас.

Посёлок Сенгос относится к Устьянском району Архангельской области, но обозначен в топографических картах как находящийся на территории Великоустюгского района Вологодской области.

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действовала (была пригодна только для движения съёмных дрезин).

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ВЕРХОВАЖСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в посёлке Рогна. Начальный пункт — посёлок Рогна, расположенный на левом берегу реки Кулой. Главная станция узкоколейной железной дороги находится напротив посёлка, на правом берегу реки Кулой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: от 2006 года до 2009 года.








ВОЖЕГОДСКИЙ РАЙОН





Митинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кадниковский, расположенный у станции Кадниковский на железнодорожной линии Вологда — Коноша.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2012 год.



__________________________________________________________________________________________________




Ноябрьская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — бывший посёлок Ноябрьский, расположенный у остановочного пункта (бывшей станции) Ноябрьский на железнодорожной линии Вологда — Коноша.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (обозначена разобранной).

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1951 год. Основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Явенгская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок База, расположенный у станции Явенга на железнодорожной линии Вологда — Коноша.

По утверждению авторов книги «Наши узкоколейные тепловозы и электровозы» (издана в г. Москве в 2003 году), вблизи станции Явенга действовала лесовозная узкоколейная железная дорога. По состоянию на 1944 год, на узкоколейной железной дороге работали мотовозы.

По неподтверждённым данным, вблизи Явенги, помимо узкоколейной железной дороги, работала подвесная (монорельсовая) лесовозная дорога.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Круторучейская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Крутой Ручей, расположенный на правом берегу реки Кубена.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:500 000 (состояние местности на 1970-е годы).

Начальным пунктом Круторучейской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Крутой Ручей, расположенный на правом берегу реки Кубена (в настоящее время посёлка не существует). Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1954 году.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.








ВОЛОГОДСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ВОЛОГДА





Узкоколейная железная дорога Турундаевского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Лоста, расположенный вблизи станции Лоста.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2001 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Вологодского льнокомбината. Начальный пункт — Вологодский льнокомбинат (находится в городе Вологда).

Вологодский льнокомбинат находится на восточной окраине города Вологда, в непосредственной близости от Вологодской ТЭЦ.

Информации, касающейся этой узкоколейной железной дороги, у автора почти нет. Возможно, узкоколейная железная дорога выполняла грузовые перевозки в пределах территории комбината. Не исключено, что когда-то она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Турундаевского торфопредприятия, на комбинат поставлялся топливный торф.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Вологодского 2-го кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок 2-й Кирпичный Завод, расположенный в окрестностях города Вологда.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:100 000 (состояние местности на 1960-е годы).

В ведении Вологодского 2-го кирпичного завода находилась узкоколейная железная дорога, соединявшая кирпичный завод с глиняным карьером.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.

Кирпичный завод после ликвидации узкоколейной железной дороги продолжал работу, доставка глины производилась автомобильным транспортом.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в городе Вологда. Начальный пункт — город Вологда.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:100 000 (состояние местности на 1960-е годы).

Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации не установлена (предположительно 1970-е годы).








ВЫТЕГОРСКИЙ РАЙОН





Сорокопольская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сорокополье, расположенный на левом берегу реки Андома.

По состоянию на конец 2006 года, узкоколейная железная дорога почти полностью разобрана, сохраняется лишь участок, расположенный на нижнем складе (протяжённость — менее 1 километра).



__________________________________________________________________________________________________




Белоручейская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Депо (Белоручей), расположенный на берегу Волго-Балтийского канала.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на «Девятинском перекопе» (стройплощадке Мариинской водной системы). Начальный пункт — окрестности села Девятины, расположенного на берегу Волго-Балтийского канала.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).


Девятинский перекоп. Паровоз ведёт гружёный состав. 1893 (?) год. Фотография из книги «Мариинская водная система — Волго-Балтийский канал».

«Девятинский перекоп» являлся одним из самых сложных участков реконструкции Мариинской водной системы (Волго-Балтийского канала). При сооружении земляной выемки была построена временная узкоколейная железная дорога, имевшая подземные участки. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере двумя паровозами.

Работы на «Девятинском перекопе» велись с 1890 года по 1896 год. После их завершения узкоколейная железная дорога была разобрана.

Цитата из краеведческого альманаха «Вытегра» (2003 год):

По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне.

Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 — 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применён впервые.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне — по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 — глинистого грунта и 76 — плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объёму работ все известные ранее в шесть раз.

Перекоп обошёл излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.




__________________________________________________________________________________________________




Ужельская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ужла, расположенный на реке Ужла, вблизи левого берега реки Ковжа (Волго-Балтийского канала).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (северная часть), 1986 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога принадлежала Ужельскому лесопункту Ковжинского леспромхоза. Основное назначение — вывоз леса.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Ольховская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Мирный, расположенный на левом берегу реки Кема.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.








ГРЯЗОВЕЦКИЙ РАЙОН






Лосьинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лосья, расположенный у станции Лосья Монзенской железной дороги.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году.

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз леса. Узкоколейная железная дорога находилась в ведении Лосьинского (?) лесопункта Монзенского леспромхоза.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Прудовицкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — — посёлок Прудовица, расположенный у станции Прудовица Монзенской железной дороги.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году.

Основное назначение узкоколейной железной дороги — вывоз леса. Узкоколейная железная дорога принадлежала Монзенскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Каменская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Каменка, расположенный у станции Каменка Монзенской железной дороги.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога лесопункта в посёлке Истопный. Начальный пункт — посёлок Истопный, расположенный у станции Истопная Монзенской железной дороги.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1979 году (состояние местности на 1960-е годы).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1982 году (восточная часть), 1986 году (западная часть)

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1940-е годы. Узкоколейная железная дорога принадлежала Монзенскому леспромхозу.

Возможно, в течение некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Пустошуйской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога лесопункта в посёлке Квартал 18-й. Предполагаемый начальный пункт — посёлок Квартал 18-й.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (состояние местности на 1950-60-е годы).



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000 из атласа
«Вологодская область», изданного в 2001 году (нанесена условно).

Эта узкоколейная железная дорога действовала в 1950-60-х годах. Скорее всего, она оставляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой, начальным пунктом которой являлся посёлок Истопный. Однако полной уверенности в этом нет.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Путикская (?) узкоколейная железная дорога. Возможный начальный пункт — посёлок Путикского лесопункта.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000 (нанесена условно).

По информации от бывшего работника Монзенского леспромхоза Б. З. Чистякова, Путикский лесопункт Монзенского леспромхоза был основан в 1939 году. Приблизительно тогда же была построена узкоколейная железная дорога (по другим данным — рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга).

Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Грязовецкого кирпичного завода. Начальный пункт — город Грязовец, расположенный у станции Грязовец на железнодорожной линии Данилов — Паприха.


Топографическая карта масштаба 1:100 000, состояние местности на 1960-е годы
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Грязовецкий кирпичный завод находится на западной окраине города Грязовец. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью около 1 километра. Узкоколейная железная дорога соединяла кирпичный завод с глиняным карьером.

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1999 году. Перевозку глины было решено осуществлять автомобильным транспортом.

Тяговый подвижной состав в последние годы работы узкоколейной железной дороги был представлен одним мотовозом МД54-4.








КАДУЙСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога Уломского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Хохлово, расположенный вблизи станции Комариха на железнодорожной линии Вологда — Подборовье.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году.

Узкоколейная железная дорога была построена в 1960-х годах. Основное назначение — вывоз торфа. Предполагалось, что по узкоколейной железной дороге будет осуществляться подвоз торфа на Череповецкую ГРЭС, расположенную в посёлке Кадуй.

Однако торф не стал основным топливом Череповецкой ГРЭС. В годы работы узкоколейной железной дороги основным потребителем торфа была котельная посёлка Хохлово. Кроме того, торф добывался для нужд сельского хозяйства.

Возможно, узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана в 1997 году, после того, как котельная посёлка Хохлово была переведена на газовое топливо.

В сентябре 1999 года, проезжая по путепроводу автодороги, построенному над узкоколейной железной дорогой, автор видел с обеих сторон от путепровода рельсовый путь. Вероятно, последние участки узкоколейной железной дороги были разобраны в 2000 году.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Андогский. Возможный начальный пункт — посёлок Андогский, расположенный вблизи левого берега реки Суда.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000,
изданной в США в 1953 году.


Возможная трасса узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является карта масштаба 1:250 000 (в 1 сантиметре — 2 500 метров), изданная в США в 1953 году. Информация для таких карт бралась в основном из карт, изданных в СССР.

Узкоколейная железная дорога (если она существовала), скорее всего, была торфовозной.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она существовала) полностью разобрана не позднее 1960-х годов.








КИРИЛЛОВСКИЙ РАЙОН






Роговская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новостройка.


Роговская и Щёлковская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
из атласа «Вологодская область», изданного в 2001 году.

Узкоколейная железная дорога построена в 1950-х годах. Основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: конец 1980-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Щёлковская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Щёлковский.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте.

Возможно, эта узкоколейная железная дорога на протяжении некоторого периода времени соединялась с Роговской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.








МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН (центр района — село Шуйское)





Сухонская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сухонский, расположенный на правом берегу реки Сухона.


Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (северная часть), 1982 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Большедворская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Туровец, расположенный на левом берегу реки Сухона.

По состоянию на 2004 год, оставался действующим участок узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Туровец, протяжённостью менее 1 километра.



__________________________________________________________________________________________________




«Новая» узкоколейная железная дорога Гремячинского лесопункта. Начальный пункт — нижний склад на 76-м километре Монзенской железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2006 год.








НИКОЛЬСКИЙ РАЙОН






Высокинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Высокинский, расположенный на левом берегу реки Юг.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте (нанесена условно).

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Находилась в ведении Высокинского лесопункта Никольского леспромхоза.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.








НЮКСЕНСКИЙ РАЙОН





Брусенецкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Игмас, расположенный на правом берегу реки Сухона.

По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога сохранялась. Возможно, узкоколейная железная дорога в ближайшее время будет разобрана.








СОКОЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Сухонского торфопредприятия. Начальный пункт — город Сокол.

Узкоколейная железная дорога на протяжении всей своей истории составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Описание данной узкоколейной железной дороги находится на странице «Узкоколейная железная дорога Сокольского целлюлозно-бумажного комбината».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1997 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Местонахождение — Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат (находится в городе Сокол).

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в городе Сокол. Начальный пункт — город Сокол, расположенный вблизи станции Сухона на железнодорожной линии Вологда — Коноша.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:100 000 (состояние местности на 1960-е годы).

Эта узкоколейная железная дорога связывала одно из промышленных предприятий в городе Сокол с ближайшим торфомассивом. Возможно, узкоколейная железная дорога была построена в годы Великой Отечественной войны, когда торф являлся одним из главных видов топлива.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








ТАРНОГСКИЙ РАЙОН









ТОТЕМСКИЙ РАЙОН





Пятовская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Советский (Пятовка), расположенный на левом берегу реки Сухона.

По состоянию на 2009 год, сохраняется небольшой участок узкоколейной железной дороги — от посёлка Крутая Осыпь до реки Сондуга (пригоден только движения съёмных дрезин). Все остальные линии узкоколейной железной дороги разобраны.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в населённом пункте Черепаниха и его окрестностях. Начальный пункт — населённый пункт Черепаниха, расположенный на левом берегу реки Сухона.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от И. Некрасова, узкоколейная железная дорога была лесовозной, первоначально являлась «сплавной». Сведений о названии и принадлежности дороги нет. Протяжённость составляла около 4 километров. В населённом пункте Черепаниха узкоколейная железная дорога пролегала вблизи кирпичного завода.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1980-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Чуриловская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Чуриловка, расположенный на правом берегу реки Сухона.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога открыта в 1950-х годах. Основное назначение — вывоз леса.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Гремячинская узкоколейная железная дорога («старая» узкоколейная железная дорога Гремячинского лесопункта). Начальный пункт — посёлок Гремячий, расположенный у станции Гремячий на Монзенской железной дороге.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: между 1990 и 1998 годом.








ХАРОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Харовского шпалопропиточного завода. Начальный пункт — Харовский шпалопропиточный завод (расположен на южной окраине города Харовск, вблизи станции Харовская на железнодорожной линии Вологда — Коноша).

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Семигородняя узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Семигородняя, расположенный вблизи станции Семигородняя («РЖД», Северная железная дорога).

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.








ЧАГОДОЩЕНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Дедово Поле». Начальный пункт — посёлок Борисово.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2008 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Смердомского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Зыбулино.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000

Эта узкоколейная железная дорога создавалась с целью обеспечения поставки топливного торфа на Смердомский стекольный завод, расположенный в посёлке Смердомский. Ориентировочная дата открытия — 1940-е годы.

Центральный посёлок Смердомского торфопредприятия, называвшийся Зыбулино, был построен вблизи торфомассива. В течение некоторого времени действовала линия от посёлка Зыбулино до станции Огарёво на железнодорожной линии Подборовье — Кабожа.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1980-х годах. Посёлок Зыбулино был выселен и ликвидирован.














21.11.2002 © С. Болашенко


назад

на главную страницу