Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ










Воронежская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Воронеж. Площадь — 52 200 км², численность населения 2 313 тыс. чел. (2006).






По состоянию на 2007 год, в Воронежской области остаётся действующей одна узкоколейная железная дорога — Лискинская детская железная дорога.





АННИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Аннинского сахарного завода. Начальный пункт — Аннинский сахарный завод, расположенный в посёлке Анна, вблизи станции Анна (является конечным пунктом железнодорожной линии Графская — Анна).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от В. Миронова, узкоколейная железная дорога на Аннинском сахарном заводе работала в 1930-х годах (возможно, она была построена значительно раньше). В 1940-х либо 1950-х годах узкоколейная железная дорога была заменена другими видами транспорта.








БУТУРЛИНОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Нижнекисляйского сахарного завода. Начальный пункт — Нижнекисляйский сахарный завод, расположенный в посёлке Нижний Кисляй.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

В владении Нижнекисляйского сахарного завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше 40 километров. Узкоколейная железная дорога связывала сахарный завод со станцией Бутурлиновка Юго-Восточной железной дороги.

Нижнекисляйский сахарный завод был основан в XIX веке. Дата строительства узкоколейной железной дороги не установлена (предположительно 1930-е годы). Узкоколейная железная дорога использовалась для перевозки различных грузов между заводом и станцией Бутурлиновка, а также для подвоза свёклы со свеклопунктов, находившихся вблизи нескольких станций узкоколейной железной дороги. До момента открытия автодороги (предположительно 1970-е годы) на узкоколейной железной дороге существовало пассажирское сообщение.

По информации от С. Костыгова, в 1985 году в адрес Нижнекисляйского сахарного завода Камбарским машиностроительным заводом был поставлен тепловоз-дрезина ТУ6Д-0261.

В 1989 году находившийся на узкоколейной железной дороге тепловоз ТУ7-1833 был передан на строящуюся детскую железную дорогу в городе Георгиу-Деж (ныне Лиски). Со слов некоторых работников Лискинской детской железной дороги, из Нижнего Кисляя поступил также тепловоз ТУ7-2920, однако достоверность этого утверждения вызывает сомнения — возможно, данный локомотив поступил в Георгиу-Деж непосредственно с Камбарского машиностроительного завода.

В первой половине 1990-х годов движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. Все перевозки было решено осуществлять автотранспортом. По легенде, рельсы на всей линии узкоколейной железной дороги вскоре после прекращения движения были разворованы за одну ночь.

http://www.agroparty.ru/smi/596/ — «Чай без сахара — забава будущего» (материал о Нижнекисляйском сахарном заводе, опубликованный в 2004 году в газете «Сельская жизнь»)

По неподтверждённым данным, в городе Бутурлиновка (либо в Нижнем Кисляе) имеется тепловоз-памятник.

Цитата из материала С. Костыгова:

Кто-то рассказывал, что в Бутурлиновке (или рядом с ней) на постаменте ТУ4 стоит. Но это никто не проверял.

По состоянию на 2006 год, объём работы Нижнекисляйского сахарного завода минимален. Не исключено закрытие завода в близком будущем.








ГОРОД ВОРОНЕЖ





Городская конно-рельсовая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Воронеж.

В конце 1880-х годов в городе Воронеже началось строительство городской конно-рельсовой железной дороги («конки») с шириной колеи 1000 мм. Строительство и последующую эксплуатацию дороги осуществляла «Компания конных трамваев Воронежа и Минска».

Пассажирское движение было открыто 11 (23) августа 1891 года. В 1909 году конно-рельсовая дорога перешла в собственность бельгийской компании «Société des tramways urbains et suburbains de Russie».

В 1914 году на заседании Воронежской городской думы был утверждён план строительства электрического трамвая колеи 1000 мм. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война не позволила реализовать этот план.

В 1919 (?) году движение прекратилось по причине нестабильности и гражданской войны. Через некоторое время линии конно-рельсовой железной дороги были разобраны.

16 мая 1926 года в Воронеже была открыта первая линия электрического трамвая широкой колеи (1524 мм).

Воронежский трамвай широкой колеи был варварски уничтожен в 2009 году.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) Воронежской городской электростанции. Начальный пункт — город Воронеж.

Узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи, на котором не применялась локомотивная тяга) была построена в 1920 году. Узкоколейная железная дорога (?) предназначалась для доставки дров на городскую электростанцию.

Цитата из материала «ХРОНОЛОГИЯ» (http://vrnplus.ru/chrono.php?id=276):

В 1920 году возникли большие трудности в работе городской электростанции, находившейся у реки, на улице Софьи Перовской (современное здание тепловых сетей). Электростанция вступила в строй в 1917 году. Уголь из Донбасса тогда в Воронеж не доставлялся, его запасы в городе давно исчерпались. Городская электростанция работала на дровах, которых требовалось огромное количество и которых постоянно не хватало. Это приводило к частым перебоям в освещении зданий.

С февраля 1920 года было полностью прекращено освещение улиц. Для заготовки и доставки к электростанции дров устраивались городские субботники и воскресники.

В 1920 году была сооружена узкоколейная железная дорога специально для перевозки древесины по улице Таранченко, от современной Университетской площади до обрыва. Её продолжением был деревянный лоток, по которому древесина сбрасывалась вниз, к электростанции. Эта грохочущая система доставки топлива к электростанции использовалась и в следующем, 1921 году. Её разобрали после того, как в Воронеж стал регулярно поступать донецкий уголь.


Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Воронежского комбината строительных материалов. Начальный пункт — Воронежский комбинат строительных материалов, расположенный в посёлке Придонской (административно является частью города Воронежа), вблизи станции Подклетное на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Воронежская (Малая Юго-Восточная) детская железная дорога. Возможный начальный пункт — город Воронеж.

Эта узкоколейная железная дорога не существует. Планы её создания возникали много раз, однако реализовать их до сих пор не удалось.

Впервые вопрос о строительстве в городе Воронеже детской железной дороги был поднят в 1935 году. Воронежская детская железная дорога должна была стать одной из первых в СССР.

Цитата из книги «25 детских железных дорог СССР», изданной в г. Воронеже в 1936 году (http://mozd.narod.ru/hist/3.html):

В этом году воронежские пионеры получают прекрасный подарок — детскую железную дорогу.

Дорога, протяжением 2000 метров, с 4 станциями и депо, будет построена в Парке Культуры и Отдыха.

Дорога оснащается новейшей техникой. Здесь оборудуется маневровая горка, автоблокировка и централизация.

Комсомольцы паровозоремонтного завода им. Дзержинского сделают 2 паровоза, а комсомольцы вагоноремонтного завода им. Тельмана — вагоны. Машинистами, начальниками станций и депо, дежурными, проводниками, кочегарами будут сами ребята. 17-я городская школа уже выделила 42 отличников учёбы. В Областной детской технической станции и в Доме техники Ю.-В. ж. д. ребята будут учиться на машинистов, начальников станций, депо, дежурными по станции.

4 станции будут сделаны по образцу лучших станций ж. д. Союза и Московского метрополитена. Их украсят скульптуры, зелень, цветы.

На днях из Воронежа в Тифлис, Харьков и Москву выедет делегация, которая тщательно ознакомиться с устройством и работой имеющихся таких детских ж. д.

Инициаторами строительства дороги в Воронеже является Областная детская техническая и сельскохозяйственная станция — директор тов. Бугаев С. С. и комсомольский комитет Управления Ю.-В. дороги — секретарь комитета — инженер К. Попов и председатель Дорожного бюро ИТС строителей Н. Степанов.


Фактическое строительство детской железной дороги в 1930-е годы начато не было. Позднее вопрос о целесообразности создания в Воронеже детской железной дороги многократно обсуждался.

По неподтверждённым данным, были подготовлены проекты. Одно из возможных мест размещения детской железной дороги — лесной массив вблизи станции Отрожка (единственной узловой станции в черте города Воронежа, на которой находится локомотивное депо, а также многие другие предприятия железнодорожного транспорта).


«Нужна Малая Юго-Восточная» (заметка, опубликованная в газете «Гудок», 1980-е годы).
Копия этого материала была сделана в 2007 году на Львовской детской железной дороге.

Факт появления на Юго-Восточной железной дороге Лискинской детской железной дороги не снизил актуальность вопроса о создании детской железной дороги в Воронеже — Лискинская детская железная дорога не подходит для обучения жителей областного центра.

Будет ли детская железная дорога когда-либо построена — неизвестно.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Сомово — Бор. Начальный пункт — посёлок Сомово (административно является частью города Воронежа), расположенный вблизи станции Сомово на железнодорожной линии Отрожка — Грязи.


Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 30.01.1944
(показана только в окрестностях Бора).


Узкоколейная железная дорога на плане окрестностей города Воронежа масштаба 1:250 000,
изданном в 1939 году (показана в южной части).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной ориентировочно
в 1940 году (показана только в северной части, обозначена разобранной).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1984 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога была построена до революции 1917 года. По информации от М. Рыкова, на узкоколейной железной дороге перевозились различные грузы: лес, живица, древесный уголь и другие продукты переработки древесины, кирпич, производившийся Маклокским кирпичным заводом.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению станция Сомово — станция Бор железнодорожной линии Графская — Рамонь. Имелось несколько ответвлений.

По неподтверждённым данным, линия узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Сомово была разобрана в середине 1920-х годов. Линия узкоколейной железной дороги в окрестностях посёлка Бор действовала значительно дольше. В течение некоторого времени она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Рамонского сахарного комбината.

После Великой Отечественной войны в нынешнем населённом пункте Плотовский кордон находился лагерь для военнопленных. На протяжении некоторого времени для его связи с посёлком Бор использовалась узкоколейная железная дорога. В посёлке Бор, по состоянию на 2004 год, исправительно-трудовое учреждение оставалось действующим (по состоянию на 2009 год, оно было закрыто).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1950-е годы.

По информации от М. Рыкова (на основе похода по разобранной узкоколейной железной дороге, 2008 год), узкоколейная железная дорога начиналась в посёлке Бор, пролегала точно по просеке от 7 квартала до 92-го кварта, где разделялась на ветви: «правую» в сторону Плотовского кордона, «левую» — в другую сторону, в 92-й квартал и далее. На всём протяжении была хорошо видна устроенная насыпь.

Ветвь, отходившая на Плотовский кордон, пересекалась с узкоколейной железной дорогой, начинавшейся в Рамони.








ЛИСКИНСКИЙ РАЙОН





Лискинская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Задоринка, расположенная в городе Лиски.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) вблизи станции Придонская. Возможный начальный пункт — станция Придонская, расположенная на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Согласно топографической карте масштаба 1:500 000 (в 1 сантиметре — 5 километров), изданной в 1979 году, вблизи станции Придонская имелась узкоколейная железная дорога. Согласно другим картам, по данному направлению пролегает железнодорожная линия широкой колеи.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой картографов. Узкоколейной железной дороги по данному направлению никогда не было.








НОВОХОПЁРСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога (?) Половцево — Совхоз Ильменский. Возможный начальный пункт — станция Половцево, расположенная на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000
(фрагмент «Атласа Воронежской области», изданного в 1996 году).


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.

Согласно топографическим картам, вблизи станции Половцево имеется узкоколейная железная дорога протяжённостью около 5 километров.

По информации от В. Миронова, на месте «узкоколейной железной дороги» пролегает подъездной путь широкой колеи.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой картографов. Узкоколейной железной дороги по данному направлению никогда не было.








РАМОНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината. Начальный пункт — посёлок Рамонь, расположенный вблизи станции Рамонь (конечного пункта железнодорожной линии от станции Графская).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2006 год.








СЕМИЛУКСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) Семилукского огнеупорного завода. Начальный пункт — город Семилуки, расположенный вблизи станции Семилуки на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.

Семилукский огнеупорный завод был построен в 1920-х годах. По неподтверждённым данным, на заводе действовала узкоколейная железная дорога. Возможно, она соединяла территорию завода с карьерам.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если она когда-либо существовала).








ТАЛОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Таловского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Таловая, расположенный вблизи станции Таловая на железнодорожной линии Лиски — Поворино.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Таловский кирпичный завод находится в посёлке Таловая. По информации от В. Миронова, на заводе действовала узкоколейная железная дорога. Ширина колеи составляла 900 мм.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.














16.09.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу