Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Кемеровская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Кемерово. Площадь — 95 500 км², численность населения 2 855 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2009 год, в Кемеровской области имелась одна действующая узкоколейная железная дорога, не относящаяся к категории шахтных — Кемеровская детская железная дорога.

В регионе насчитывается значительное число действующих шахтных узкоколейных железных дорог (по неподтверждённым данным, свыше ста).



ГОРОД АНЖЕРО-СУДЖЕНСК





Узкоколейная железная дорога в Анжеро-Судженске. Местонахождение — город Анжеро-Судженск, расположенный вблизи узловой станции Анжерская.


Наземный участок одной из шахтных узкоколейных железных дорог (?)
на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1966 году.

Город Анжеро-Судженск является старейшим центром угольной промышленности Кузнецкого угольного бассейна — массовая добыча угля здесь началась в 1890-х годах.

На угольных шахтах города Анжеро-Судженска имелись шахтные узкоколейные железные дороги, в том числе включающие наземные участки.

Информацией о состоянии узкоколейных железных дорог в 2008 году автор не располагает.








ИЖМОРСКИЙ РАЙОН





Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Новый Свет. Начальный пункт — посёлок Новый Свет, расположенный на правом берегу реки Золотой Китат.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1977 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (западная часть),
1988 году (восточная часть). Узкоколейная железная дорога обозначена только в западной части.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов.

В 1960-е годы протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 50 километров. На ней существовали лесные посёлки Гарь, Рудный, Мироновка, Большой Алчедат, Медвежка, Малиновка.

В конце 1970-х годов (?) узкоколейная железная дорога была разобрана. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году, узкоколейная железная дорога отсутствует, существовавшие на ней лесные посёлки показаны как ликвидированные.








ГОРОД КЕМЕРОВО





Кемеровская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в черте города Кемерово.

По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги в черте города Кемерово. Местонахождение — город Кемерово.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (западная часть), 1975 году (восточная часть).

На топографических картах масштаба 1:200 000 (в 1 сантиметре — 2 километра), изданных в 1975 и 1986 годах, в черте города Кемерово обозначены три невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги.

Возможно, узкоколейные железные дороги относились к категории шахтных, имели нестандартно длинные (по масштабам шахтных узкоколейных железных дорог) наземные участки.

Показанные на карте участки узкоколейных железных дорог полностью разобраны.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Промышленновский. Местонахождение — посёлок Промышленновский (входит в черту города Кемерово), расположенный вблизи разъезда 58 км на железнодорожной линии Топки — Анжерская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году.

Главным предприятием посёлка Промышленновский являлась угольная шахта. На топографической карте масштаба 1:200 000 (в 1 сантиметре — 2 километра), изданной в 1975 году, вблизи посёлка обозначена узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше 4 километров, пролегающая параллельно подъездному пути широкой колеи.

Возможно, узкоколейная железная дорога относилась к категории шахтных, имела нестандартно длинный (по масштабам шахтных узкоколейных железных дорог) наземный участок.

Показанный на карте участок узкоколейной железной дороги полностью разобран.








КРАПИВИНСКИЙ РАЙОН





Тайдонская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Улуманда (более позднее название — Тайдонский), расположенный на правом берегу реки Тайдон.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1977 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1988 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Улуманда, позднее переименованный в Тайдонский.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1950-х годов. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла менее 15 километров.

В 1970-х годах (?) узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Позднее район местонахождения узкоколейной железной дороги и её начального пункта, посёлка Улуманда (Тайдонский), был затоплен водохранилищем.








ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога шахты имени Карла Маркса (?). Местонахождение — город Ленинск-Кузнецкий.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога относилась к категории шахтных, имела нестандартно длинный (по масштабам шахтных узкоколейных железных дорог) наземный участок протяжённостью около 4 километров, соединявший шахту имени Карла Маркса со станцией Егозово на железнодорожной линии Топки — Проектная.

Показанный на карте участок узкоколейной железной дороги был полностью разобран не позднее 1990-х годов. По состоянию на 2005 год, находившийся на узкоколейной железной дороге мост через реку Иня был полностью разрушен.








НОВОКУЗНЕЦКИЙ РАЙОН И ГОРОД НОВОКУЗНЕЦК





Подобасская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Подобасс, расположенный на левом берегу реки Томь, в окрестностях станции Томусинская (прежнее название Подобас).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала в долине реки Берензас. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была построена до появления железной дороги широкой колеи, первоначально являлась «сплавной». Позднее было построено разноуровневое пересечение с железнодорожной линией широкой колеи и ветвь к городу Мыски, по которой лес поступал на строительные объекты.

Узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1960-х годов. По состоянию на 2008 год, напоминанием об узкоколейной железной дороге служит название улицы Узкоколейной в городе Мыски (упоминание улицы Узкоколейной: http://sh-kray.narod.ru/arhive/2003/50/pol2.htm).



__________________________________________________________________________________________________




Баланзасская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Баланзас, расположенный на правом берегу реки Томь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Согласно топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 8 километров.

Не позднее 1960-х годов узкоколейная железная дорога перестала использоваться и была частично разобрана.

По неподтверждённым данным, именно на этой узкоколейной железной дороге работал танк-паровоз, построенный ориентировочно в 1898 году в Германии, на заводе компании «Борзиг». При закрытии узкоколейной железной дороги паровоз был забыт в лесу и простоял в нём более 40 лет. В 1990-х годах паровоз был обнаружен охотниками, в 2003 году был доставлен в г. Новосибирск и прошёл коренную реставрацию.

По состоянию на 2008 год, паровоз находится на площадке натурных образцов Новосибирского музея истории Западно-Сибирской железной дороги (г. Новосибирск, станция Сеятель).


Цитата из материала «Безымянный паровоз со станции Сеятель», опубликованного в газете «Гудок», номер от 14.02.2003, автор — Е. Маликов
(http://www.gudok.ru/index.php/17715):

Экспозиция Новосибирского музея истории Западно-Сибирской железной дороги на днях пополнилась ещё одним экспонатом. Паровоз позапрошлого века был найден при почти детективных обстоятельствах, и специалистам предстоит открыть еще немало связанных с ним тайн.

Началось все с телевизионного сообщения о том, что в сибирской тайге охотниками был случайно обнаружен небольшой паровоз. Он просто стоял на сохранившемся куске полотна узкоколейки и простоял бы еще Бог весть сколько, не окажись у экрана в нужное время член Общества любителей железных дорог Владимир Гречко. Его не испугало, что телевизионщики до самой машины так и не добрались и сенсация могла обернуться пустыми слухами. Наоборот, этот факт его только подстегнул, и он, доложив обо всем директору музея Юрию Артамонову, вместе с ним отправился в Новокузнецк на поиски, возможно, ценнейшего экспоната в коллекции всех железнодорожных музеев России.

Затерянный в лесах бесхозный паровозик оказалось найти непросто. Он оказался довольно старинным, построенным в Германии. Еще труднее было обнаружить его хозяев. Не обошлось и без того, что некие люди не прочь были нагреть на находке руки. Так, нашлись покупатели, предложившие музею купить непосредственно у них старинную немецкую «игрушку». Правда, документов, подтверждающих, что этот технический кунштюк принадлежит им, у купцов не было.

Но зато оказалось, что территория, на которой был потерян паровозик, принадлежит учреждению УН-1612/12, то есть «системе исполнения наказаний». Тогда-то Юрий Артамонов с Владимиром Гречко и вышли на Виктора Королёва – начальника колонии. Выяснилось, что «настоящий полковник» Королёв никогда об этом таинственном паровозе не слышал и вообще железные дороги интересуют его мало. Однако встретил следопытов радушно и тотчас приказал подчинённым всё выяснить. Вскоре ему доложили, что искомый объект на вверенном полковнику участке действительно есть. В конце сороковых – начале пятидесятых годов он работал на лесозаготовках, таская по узкоколейке вагоны до реки Томь – оттуда лес отправлялся дальше уже сплавом. Потом технику обновили, и паровоз оказался ненужным. Бросить его вместе с железнодорожной веткой в тайге оказалось дешевле, чем демонтировать и вывозить. Когда спустя полвека до него добрались специалисты из новосибирского музея, он наполовину увяз в болоте. По словам Гречко, он был скорее грудой железа.

Но – грудой антикварного железа. Поэтому и потратиться на его эвакуацию было не грех. Опять помог Королёв со своим спецконтингентом. Были прорублены просеки, выделены трелёвочные тракторы. В общем, заключённые отнеслись к работе с энтузиазмом, паровоз был погружен на трелёвщик, затем на «КамАЗ» и доставлен в локомотивное депо Инская. Вывозили его под руководством заведующего отделом техники музея Александра Симонова.

...

А тем временем безымянный пока экспонат выставлен на всеобщее обозрение прямо возле платформы станции Сеятель — там расположена та часть музейной коллекции, для которой обычной кубатуры Дома культуры железнодорожников мало. Он, в принципе, готов к тому, чтобы вновь покатиться по рельсам. Конечно, никто и никогда не поставит перед ним такой задачи по причине её очевидной затратности. Но тот же беспристрастный и строгий научный подход, который заставляет тратить время и силы на выяснение родословной загадочного экспоната, требует и того, чтобы он находился в полной боевой готовности.




__________________________________________________________________________________________________




Новоулусская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — нижний склад на левом берегу реки Томь, в окрестностях посёлка Новый Улус.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1963 году.

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографической карте, составляла около 5 километров.

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была построена до появления железной дороги широкой колеи, первоначально являлась «сплавной». Позднее было построено разноуровневое пересечение с магистральной железнодорожной линией широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Усть-Нарыкская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Усть-Нарык, расположенный на левом берегу реки Томь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1977 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1969 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Усть-Нарык, расположенный на левом берегу реки Томь, вблизи устья реки Черновой Нарык.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1950-х годов. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1965 году, составляла около 20 километров.

На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1969 году, узкоколейная железная дорога не обозначена. Возможно, к тому времени она была разобрана.








ПРОКОПЬЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в Прокопьевске. Местонахождение — город Прокопьевск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1966 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты масштаба 1:200 000 и 1:100 000, изданные в 1966 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога обслуживала предприятия угольной промышленности.

Обозначение на карте не может относиться к трамвайной линии: трамвайные линии города Прокопьевска пролегали по другим направлениям.

Узкоколейная железная дорога разобрана (возможно, за исключением небольших участков вблизи шахт).








ТАШТАГОЛЬСКИЙ РАЙОН





Урушская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тайдонский (Улуманда), расположенный на правом берегу реки Тайдон.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1966 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1990 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Уруш — Усть-Уруш, её протяжённость составляла около 10 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1970-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Амзасская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Амзас, расположенный вблизи станции Алгаин на железнодорожной линии Новокузнецк — Таштагол.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году
(обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 25 километров, на ней имелись лесные посёлки.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Таясская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кантус.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1966 году (нанесена условно).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году, составляла свыше 30 километров.

На топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1966 году, узкоколейная железная дорога обозначена не была. Скорее всего, она была построена задолго до 1966 года, причина отсутствия на карте — недобросовестная работа картографов.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.








ТЯЖИНСКИЙ РАЙОН





Тисульская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тисуль, расположенный вблизи станции Тисуль на железнодорожной линии Анжерская — Ачинск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000

Узкоколейная железная дорога относилась категории лесовозных, принадлежала Тисульскому лесопункту Тяжинского леспромхоза. По информации от П. Кашина, строительство узкоколейной железной дороги началось в 1947 году. Основной рабочей силой были заключённые двух исправительных колоний, одна из которых находилась в посёлке Беляковка (старом, расположенном в стороне от ныне существующего посёлка с таким же названием), другая (женская) — в окрестностях села Бороковка, в 11 километрах от Тисуля.

Согласно документам Министерства лесной промышленности, в 1948 году узкоколейная железная дорога вступила в строй. Первыми локомотивами были паровозы Вп4, Кч4 и Кп4. Позднее поступали мотовозы МУЗ4, МД54-4, тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7, тепловозы-дрезины ТУ6Д, мотовозы-электростанции ЭСУ2А в комплекте с путеперекладчиками ППР, роторные снегоочистители ТУ7Р, санитарные дрезины СМД, одна автомотриса АМ1 (АМ1-289).

Основное локомотивное депо находилось в Тисуле. Второе депо было построено в лесном посёлке Беляковка (ветвь к нему отходила на 32-м километра магистрали).

Протяжённость узкоколейной железной дороги, по состоянию на 1983 год, без учёта временных «усов», составляла 78 километров, в том числе 63 километра — магистральный путь.

В 1992 либо 1993 году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Позднее узкоколейная железная дорога использовалась жителями посёлка Тисуль для поездок на съёмных мотодрезинах («пионерках»). Наличие одноуровневого пересечения с оживлённой автодорогой Москва — Владивосток не препятствовало этому.

В 2000 либо 2001 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана с целью продажи рельсов в качестве металлолома. В 2006 году было завершено расселение лесного посёлка Беляковка.


http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=99 — «Поездка в Тисуль», автор — П. Кашин








ЮРГИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) в Юрге. Возможное местонахождение — город Юрга, расположенный вблизи узловой станции Юрга.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографические карты масштаба 1:200 000 и 1:100 000, на которых присутствует условный знак, похожий на условный знак узкоколейной железной дороги.

Нет практически никаких сомнений в том, что на картах обозначен подъездной путь широкой колеи. Скорее всего, по данному направлению всегда пролегал подъездной путь широкой колеи, узкоколейной железной дороги никогда не было.














08.04.2009 © С. Болашенко


назад

на главную страницу