Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Кировская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Киров. Площадь — 120 800 км², численность населения 1 461 тыс. чел. (2005).






Кировская область, по состоянию на 2008 год, являлась самым «узкоколейным» регионом России. По количеству действующих узкоколейных железных дорог (всего — 17) она находилась на равной позиции с такими регионами, как Архангельская область и Свердловская область. Однако по грузообороту и объёму перевозимых грузов Кировская область опережает все остальные регионы.

Уникальной особенностью Кировской области до 2012 года являлось наличие двух крупных узкоколейных железных дорог, которые почти не изменились со времён существования СССР, сохранив развитую сеть линий и значительный объём перевозок: Кобринская узкоколейная железная дорога (лесовозная), узкоколейная железная дорога бывшего Каринского транспортного управления (торфовозная).

Владельцем всех пяти действующих торфовозных узкоколейных железных дорог Кировской области является ЗАО «Вяткаторф» (управление — в г. Кирове). Киров — «торфяная столица» России: по состоянию на 2006 год, объём добычи торфа в Кировской области значительно превосходит показатели любого другого региона, и составляет 40 процентов от общероссийского объёма добычи.

Список сохранившихся узкоколейных железных дорог Кировской области, по состоянию на 2014 год: Опаринская узкоколейная железная дорога, Пинюгская узкоколейная железная дорога, Лунданская узкоколейная железная дорога (под вопросом), Октябрьская узкоколейная железная дорога, Кобринская узкоколейная железная дорога, начальный пункт — Безбожник, узкоколейная железная дорога Отворского торфопредприятия (посёлок Светлый), узкоколейная железная дорога Гороховского торфопредприятия (начальный пункт — посёлок Комсомольский), Аникинская узкоколейная железная дорога (начальный пункт — посёлок Таврический), узкоколейная железная дорога Каринского транспортного управления (участок Новый — Техническая, под вопросом — участок вблизи станции Октябрьская), узкоколейная железная дорога Пищальского торфопредприятия (начальный пункт — посёлок Мирный), узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия (начальный пункт — посёлок Светлополянск), Созимская узкоколейная железная дорога.






ВЕРХНЕКАМСКИЙ РАЙОН (центр района — город Кирс)





Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги. Начальные пункты — посёлки Чус и Курья, расположенные вблизи правого берега реки Кама.


Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1988 году.

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Илекская и Перервинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1972 году (западная часть), 1975 году (центральная часть), 1962 году (восточная часть)

Начальным пунктом Илекской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чус, расположенный на вблизи правого берега реки Камы. Начальным пунктом Перервинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Курья (на топографических картах чаще всего обозначен как Камский), расположенный вблизи правого берега реки Камы, приблизительно в 50 километрах севернее Чуса. На протяжении длительного времени узкоколейные железные дороги работали в виде единой сети.

По информации от П. Кашина, первый участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Курья (Камский) был построен в 1949 году. Узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Первоначально она носила официальное название «Скачковская узкоколейная железная дорога», происходившее от соседнего с Курьёй посёлка Скачок. В 1960 году было присвоено другое название — Перервинская узкоколейная железная дорога.

Илекская узкоколейная железная дорога (начальный пункт — посёлок Чус) была основан в близкий период времени. Владельцем этой узкоколейной железной дороги был Кайский леспромхоз.

Приблизительно в 1960 году Илекская и Перервинская узкоколейная железная дорога были соединены. Появилась возможность проезда по железной дороге из Чуса в Курью, что улучшило условия жизни в отдалённом посёлке Курья, не имевшем автомобильного сообщения (в Чусе автодорога к тому времени была). По маршруту Чус — Курья регулярно курсировал пассажирский поезд.

На Перервинской узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Жекан (выселен в 1975 году) и значительное число вахтовых лесных посёлков, в которых проживали «вздымщики» — заготовители живицы (сосновой смолы). Заготовка живицы, наравне с заготовкой леса, в этом районе имела массовое распространение.

По утверждению П. Кашина, приблизительно в 1975 году Илекская узкоколейная железная дорога, пролегающая от посёлка Чус в восточном направлении, была разобрана. С этого времени действовала только Перервинская узкоколейная железная дорога (от посёлка Курья на юг). Протяжённость магистрали составляла 22 километра, остальное было разобрано.

В 1980-х годах лесопункт в Курье постепенно переводился на автомобильную вывозку. После 1985 года регулярный вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён, с этого времени он производился лишь в период распутицы, когда становилось проблематичным движение автомобилей-лесовозов. В 1990 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Один из тепловозов ТУ6А был перевезён на Христофоровскую узкоколейную железную дорогу.

В августе 2007 года в Чусе и Курье побывали исследователи железных дорог П. Кашин и С. Костыгов. По информации от П. Кашина, в Курье сохранялась кабина мотовоза МД54-4, лежавшая на берегу Камы. В Чусе никакой подвижной состав узкоколейной железной дороги не сохранился.



__________________________________________________________________________________________________




Ожмеговская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ожмегово, расположенный на правом берегу реки Кама.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1972 году

Ожмеговская узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Кайскому леспромхозу. Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 70 километров. На линиях узкоколейной железной дороги находилось несколько вахтовых посёлков (Князевка, Дальний Кым и другие). Посёлки были предназначены для временного проживания рабочих-вздымщиков (заготовителей живицы).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Тупрунская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тупрунка, расположенный на правом берегу реки Кама.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году.

По информации от П. Кашина, Тупрунская узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Строительство узкоколейной железной дороги началось ориентировочно в 1962 году. Было проложено 9 километров пути. При строительстве использовался по меньшей мере один мотовоз МД54-4.

В процессе строительства было принято решение об отказе от узкоколейной железной дороги и переходе на автомобильный вывоз леса. Недостроенная узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Мотовоз МД54-4 был перевезён на Перервинскую узкоколейную железную дорогу, начальным пунктом которой являлся соседний посёлок Курья (Камский).



__________________________________________________________________________________________________




Усть-Порышская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — нижний склад в окрестностях посёлка Усть-Порыш, расположенного вблизи левого берега реки Кама.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:200 000, изданная в 1966 году. Возможно, узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году, никаких обозначений разобранной узкоколейной железной дороги по данному направлению нет.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в посёлке Сосновка I. Начальный пункт — посёлок Сосновка I.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1975 году (северная часть), 1988 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1966 году (северная часть), 1986 году (южная часть)

Эта узкоколейная железная дорога была лесовозной, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения. Начальный пункт узкоколейной железной дороги, посёлок Сосновка I, был связан ветвью широкой колеи со станцией Раздельная Гайно-Кайской железной дороги.

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла около 30 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — начало 1990-х годов. Позднее посёлок Сосновка I был ликвидирован, ведущая к нему ветвь широкой колеи была разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Созимская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Созимский, расположенный у станции Заводская Гайно-Кайской железной дороги.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Светлополянск, расположенный у станции Светлополянск на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Верхнекамского фосфоритного рудника. Начальный пункт — посёлок Рудничный, расположенный вблизи станции Верхнекамская Гайно-Кайской железной дороги.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (увеличенный фрагмент)

Верхнекамский фосфоритный рудник на протяжении длительного времени являлся главным предприятием Верхнекамского района Кировской области. Рудник производит добычу фосфоритной руды открытым способом.

По информации от исследователя железных дорог П. Кашина, узкоколейная железная дорога на Верхнекамском фосфоритном руднике был открыта в 1915 году — задолго до появления в этом районе железной дороги широкой колеи. Предположительно, в то время она вела к пристани на берегу реки Камы, от которой фосфоритная руда транспортировалась водным путём.

В 1930-х годах была открыта железнодорожная линия широкой колеи от станции Яр до фосфоритного рудника. С этого времени продукция рудника стала транспортироваться по железной дороге. Вблизи посёлка Рудничный было построено разноуровневое пересечение железнодорожных линий широкой и узкой колеи.

Наивысшего развития узкоколейная железная дорога достигла в начале 1980-х годов. В то время её протяжённость составляла не менее 40 километров.

В 1980-х годах было принято решение о реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную колею 1520 мм. По информации от П. Кашина, работы по реконструкции на широкую колею были завершены в 1987 году. Почти все работавшие на узкоколейной железной дороге тепловозы были порезаны либо переданы на другие узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2003 год (информация от П. Кашина), Верхнекамский фосфоритный рудник практически не работал. На железнодорожной линии широкой колеи, принадлежащей руднику, имелся один узкоколейный тепловоз, приспособленный для работы на путях широкой колеи — ТУ7-1336, и значительное число ширококолейных тепловозов (ТГМ4, ТГМ40 и другие).

По состоянию на май 2008 года, Верхнекамский фосфоритный рудник почти не работал. Принадлежащая руднику железнодорожная линия широкой колеи, ведущая на карьеры, расположенные к юго-западу от посёлка Рудничный, не действовала, но не была разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Брусничный. Начальный пункт — посёлок Брусничный (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1962 году (восточная часть), 1967 году (западная часть).
Обозначена только в восточной части.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 8 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Лоевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лоевка (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1967 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1967 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы. Одновременно с узкоколейной железной дорогой был ликвидирован посёлок Лоевка.








БЕЛОХОЛУНИЦКИЙ РАЙОН





Дубровская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Дубровка, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2012 год.



__________________________________________________________________________________________________




Подрезчихинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Подрезчиха, расположенный на правом берегу реки Вятка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 2009 год.








ДАРОВСКОЙ РАЙОН





Бурдёнская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Бурдёнок, расположенный на левом берегу реки Молома.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1984 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1966 году

Бурдёнская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.

По информации от С. Костыгова, из трёх отчётов Министерства лесной промышленности (за 1954, 1968 и 1971 годы) Бурдёнская узкоколейная железная дорога упомянута только в отчёте 1968 года. Возможно, в 1954 году узкоколейная железная дорога ещё не была построена, а в 1971 году она уже не действовала.

Бурдёнская узкоколейная железная дорога была небольшой — согласно топографическим картам, протяжённость главной линии составляла около 15 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








ЗУЕВСКИЙ РАЙОН





Чепецкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Чепецкий, расположенный вблизи правого берега реки Чепца.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2002 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Зуевского торфопредприятия. Начальный пункт — торфопредприятие, расположенный вблизи города Зуевка (станция Зуевка на железнодорожной линии Киров — Пибаньшур).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








ГОРОД КИРОВ





Узкоколейная железная дорога Заречного кирпичного завода. Начальный пункт — Заречный кирпичный завод, расположенный вблизи населённого пункта Большая Субботиха.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1952 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году.

Заречный кирпичный завод находится вблизи населённого пункта Большая Субботиха, административно входящего в черту города Кирова. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до завода.

Не позднее 1995 года кирпичный завод перешёл на автомобильную доставку глины. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Нововятске. Начальный пункт — кирпичный завод, расположенный в городе Нововятске (с 1989 года в составе города Кирова), вблизи станции Поздино на железнодорожной линии Киров — Пибаньшур.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной
в 1992 году (нанесена условно, на основе данных карты, изданной в 1966 году).

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданная в 1966 году.

Узкоколейная железная дорога была предназначена для доставки глины от карьера до завода. Её протяжённость составляла менее 1 километра.

Согласно топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году, территория бывшего кирпичного завода застроена другими предприятиями. Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Гнусино. Начальный пункт — кирпичный завод, расположенный в посёлке Гнусино (в составе города Кирова), в окрестностях станции Долгушино на железнодорожной линии Гирсово — Слободское.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1952 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:25 000 (в 1 сантиметре — 250 метров), изданная в 1952 году.

Узкоколейная железная дорога была предназначена для доставки глины от карьера до завода. Её протяжённость составляла менее 1 километра.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога торфопредприятия в посёлке Коминтерновский (Долгушино). Начальный пункт — посёлок Коминтерновский (Долгушино), входящий в состав города Кирова, расположенный вблизи станции Долгушино на железнодорожной линии Гирсово — Слободское.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1952 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1980 году (южная часть),
1992 году (северная часть). Нанесена условно, на основе данных других карт.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты. Скорее всего, узкоколейная железная дорога использовалась в основном для доставки топливного торфа на промышленные предприятия правобережной части города Кирова.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Подъездной путь широкой колеи Лянгасово — аэропорт Победилово. Начальный пункт — станция Лянгасово.


«Узкоколейная железная дорога» на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году.

На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году, подъездной путь широкой колеи Лянгасово — аэропорт Победилово обозначен условным знаком, похожим на условный знак узкоколейной железной дороги.

Узкоколейной железной дороги по данному направлению никогда не было.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на территории Кировской лесотехнической школы (?). Возможное местонахождение — Кировская лесотехническая школа, расположенная в городе Кирове.

По состоянию на 1977 год, на территории Кировской лесотехнической школы находился тепловоз ТУ4-2210. По неподтверждённым данным, здесь была (либо планировалась к созданию) учебная узкоколейная железная дорога.








КИРОВО-ЧЕПЕЦКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Каринского транспортного управления. Начальный пункт — станция Техническая, расположенная в посёлке Каринторф.

По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Полойского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Полойский (Полойские Торфяники), расположенный вблизи станции Полой на железнодорожной линии Киров — Пибаньшур.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1952 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году.
Нанесена условно, на основе данных других карт.

Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза торфа из торфомассивов к месту перегруза в вагоны широкой колеи у станции Полой. Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1940-х годов.

Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно картам, составляла около 7 километров. Локомотивное депо находилось в посёлке Полойские Торфяники.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы. На месте торфомассивов были созданы садово-дачные участки для жителей Кирова.








КОТЕЛЬНИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Гороховского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Комсомольский, расположенный вблизи станции Иготино и остановочного пункта 781 километр на железнодорожной линии Нижний Новгород — Котельнич.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Отворского торфопредприятия. Начальный пункт — станция Пихтовая, расположенная в посёлке Светлый.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.








ЛУЗСКИЙ РАЙОН





Аникинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Таврический, расположенный вблизи правого берега реки Луза.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Папуловская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Боровица, расположенный на правом берегу реки Луза.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Христофоровская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Христофорово, расположенный вблизи станции Христофорово (конечный пункт железнодорожной линии Сусоловка — Христофорово).

По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога действует (сохраняется небольшой участок в пределах нижнего склада).



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Христофоровского лестрансхоза. Начальный пункт — посёлок Христофорово, расположенный вблизи станции Христофорово (конечный пункт железнодорожной линии Сусоловка — Христофорово).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1992 год.



__________________________________________________________________________________________________




Сосновская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сосновка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 198? году.

Узкоколейная железная дорога принадлежала Сосновскому (?) лесопункту Христофоровского леспромхоза. Ориентировочный период открытия узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.

Возможно, первоначально узкоколейная железная дорога вела в лесные массивы, использовалась для вывоза леса. По меньшей мере с 1970-х годов действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги, протяжённость которого составляла 2 километра — от посёлка Сосновка до нижнего склада, где заканчивалась ширококолейная железнодорожная линия (в топографических картах на месте нижнего склада обозначен «ост. п. 25 км»).

Согласно информации, полученной от жителей посёлка Христофорово в ходе поездки, произведённой в 2004 году, в 1980-х годах узкоколейная железная дорога работала. В то время лес поступал на нижний склад 25-го километра автомобильным транспортом.

Узкоколейная железная дорога использовалась для пассажирских перевозок. Между нижним складом и посёлком Сосновка по узкоколейной железной дороге регулярно курсировал пассажирский поезд, состоявший из мотовоза МД54-4 с платформой (самодельным пассажирским вагоном).

В первой половине 1990-х годов посёлок Сосновка был выселен, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Железнодорожная линия широкой колеи от Христофорово до нижнего склада 25-го километра также была разобрана.








МАЛМЫЖСКИЙ РАЙОН





Малмыжская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Малмыжский леспромхоз (Константиновка).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1989 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Малмыжскому леспромхозу. Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1960-х годов. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году, узкоколейная железная дорога была обозначена разобранной.



__________________________________________________________________________________________________




Плотбищенская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Плотбище, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1975 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Плотбищенская узкоколейная железная дорога упоминается в одном из отчётов бывшего Министерства лесной промышленности. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной». Предположительно, главная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Плотбище в восточном направлении.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.








МУРАШИНСКИЙ РАЙОН





Октябрьская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Октябрьский, расположенный вблизи станции Комсомольский на железнодорожной линии Киров — Котлас.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Кобринская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Кобра, расположенная в посёлке Безбожник, вблизи станции Безбожник на железнодорожной линии Киров — Котлас.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Кузюгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Безбожник, расположенный вблизи станции Безбожник на железнодорожной линии Киров — Котлас.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации — 1970-е годы.








НАГОРСКИЙ РАЙОН





Кобрская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кобра, расположенный вблизи правого берега реки Кобра.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2009 год.



__________________________________________________________________________________________________




Крутоложская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Первомайский, расположенный на левом берегу реки Фёдоровка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1984 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году (обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Достоверность её названия ставится под сомнение: Крутоложская узкоколейная железная дорога указана в документах бывшего Министерства лесной промышленности, однако не исключено, что её начальным пунктом являлся не посёлок Первомайский, а посёлок Крутой Лог, расположенный к востоку от реки Кобра.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








ОМУТНИНСКИЙ РАЙОН





Залазнинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Белая, расположенная в посёлке Белорецк.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2003 год.



__________________________________________________________________________________________________




Омутнинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Омутнинск, расположенный вблизи станции Стальная на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1996 год.



__________________________________________________________________________________________________




Рякинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Белореченск, расположенный вблизи станции Озерница-Кировская на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.



__________________________________________________________________________________________________




Песковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лесные Поляны, расположенный вблизи станции Лесные Поляны на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2003 год.



__________________________________________________________________________________________________




Струговская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Струговский, расположенный вблизи станции Струговской на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1962 году (обозначена разобранной).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Узкоколейная железная дорога была лесовозной. Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1930-е годы.

Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — конец 1950-х годов (источник данной информации — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году, на которой узкоколейная железная дорога обозначена разобранной).



__________________________________________________________________________________________________




Тонкинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Метрострой, расположенный вблизи станции Тонкино на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 19 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога была лесовозной, находилось в ведении лесопункта, принадлежавшего Московскому метрострою. Лесопункт был создан в 1941 году. В 1942 году был построен рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса конной тягой.


Цитата из материала «Метростроевцы откликнулись», опубликованного в газете «Московская правда», номер от 21 марта 2003 года, автор — Б. Бухарина (http://www.cargobay.ru/news/moskovskaja_pravda/2003/3/21/id_131943.html):

В августе 1941 года в Кировской области была организована заготовка леса для Москвы. В столице продолжало строиться метро, и для временного крепления подземных выработок нужна была древесина. Лесозаготовительное производство было основано недалеко от железнодорожной станции Тонкино. Здесь вырос небольшой посёлок, который получил название Метрострой.

В 1942-м в кировских лесах построили узкоколейную железную дорогу, соединившую лесосеки с поселком и станцией. Но вместо паровозов использовали конную тягу. Ежесуточно по узкоколейке вывозили по две тысячи кубометров леса. Старожилы вспоминают, что все лошади клеймились буквой «М».

Поставка древесины из Кировской области продолжалась всю войну. Благодаря лесозаготовителям поселка Метрострой строители третьей очереди метрополитена не испытывали недостатка в лесоматериалах.

После окончания войны поставки продолжались уже для кольцевой линии. К 1956 году посёлок значительно вырос. Здесь открылась общеобразовательная школа, в которой учились дети лесозаготовителей.



Скорее всего, в 1950-х годах в лесопункт поступили локомотивы узкой колеи, рельсовый путь стал полноценной узкоколейной железной дорогой.

В 1980-х (?) годах узкоколейная железная дорога была разобрана. Вывозка леса стала производиться автомобильным транспортом.

По состоянию на 2003 год, посёлок Метрострой сохраняет своё название (несмотря на то, что находящееся в нём лесозаготовительное предприятие уже давно не принадлежит Московскому метрострою).



__________________________________________________________________________________________________




Котчихинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Котчиха, расположенный вблизи станции Котчиха на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 197? году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты. Скорее всего, узкоколейная железная дорога находилась в ведении исправительно-трудовой колонии, расположенной в посёлке Котчиха.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Песковка — Лёкма. Начальный пункт — посёлок Песковка, расположенный вблизи станции Шлаковая на железнодорожной линии Яр — Верхнекамская.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году. Возможно, узкоколейная железная дорога находилась в ведении литейного завода, основанного в 1772 году.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.








ОПАРИНСКИЙ РАЙОН





Опаринская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Опарино, расположенный вблизи станции Опарино на железнодорожной линии Киров — Котлас.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Альмежская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Альмеж, расположенный вблизи станции Альмеж на железнодорожной линии Киров — Котлас.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации: 2011 год.



__________________________________________________________________________________________________




Латышская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Латышский, расположенный вблизи станции Латышский на железнодорожной линии Киров — Котлас.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (западная часть), 1980 году (восточная часть).

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога пролегала от посёлка Латышский в западном направлении, севернее железнодорожной линии широкой колеи Латышский — Речной. Узкоколейная железная дорога была разобрана не позднее 1970-х годов.

Достоверность данной информации под сомнением.



__________________________________________________________________________________________________




Маромицкая (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Маромица, расположенный вблизи станции Маромица на железнодорожной линии Латышский — Речной.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (основная часть), 1980 году («восточный» фрагмент).
Узкоколейная железная дорога обозначена разобранной,
обозначена не полностью.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1986 году (основная часть), 1979 году («восточный» фрагмент).
Узкоколейная железная дорога обозначена разобранной,
обозначена не полностью.

Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Волмангскому (первоначально — Маромицкому) леспромхозу, находящемуся в посёлке М́аромица. Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла около 15 километров.

Массовые лесозаготовки вблизи посёлка Маромица начались в конце 1930-х годов. Возможно, узкоколейная железная дорога появилась тогда же.

По информации от жителей посёлка Маромица, полученной в ходе поездки, произведённой летом 2004 года, узкоколейная железная дорога была разобрана ориентировочно в 1969 году.








ОРИЧЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Оричевского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Торфяной, расположенный вблизи станции (конечный пункт железнодорожной линии Стрижи — Торфяной).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2004 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Пищальского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Мирный, расположенный вблизи станции Марадыковский на железнодорожной линии Котельнич — Лянгасово.

По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога действует.








ПОДОСИНОВСКИЙ РАЙОН





Пинюгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пинюг, расположенный вблизи станции Пинюг на железнодорожной линии Киров — Котлас.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Пушемская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пушма, расположенный вблизи остановочного пункта Пушма (233 км) на железнодорожной линии Киров — Котлас.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2008 год.



__________________________________________________________________________________________________




Лунданская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лунданка, расположенный вблизи станции Лунданка на железнодорожной линии Киров — Котлас.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.








СЛОБОДСКОЙ РАЙОН





Шестаковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Центральный, расположенный вблизи правого берега реки Вятка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2002 год.








УРЖУМСКИЙ РАЙОН





Уржумская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ходовая Грива (посёлок существовал до 1980-х годов).


Узкоколейные железные дороги в Ходовой Гриве, Усть-Нёмде, Пиляндыше, Чернушке на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1989 году (нанесены условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1960 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (основная часть) и 1982 году («верхний» фрагмент)

Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1940-е годы. Главная станция узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Ходовая Грива, расположенном в 4 километрах от левого берега реки Вятка. Нижний склад леспромхоза, на который поступала вывезенная по узкоколейной железной дороге древесина, находился на берегу Вятки, в посёлке Рейд Жигаловский.

На пике развития узкоколейной железной дороги (1960-е годы) её протяжённость составляла не менее 60 километров. Помимо центрального посёлка Ходовая Грива и «прибрежного» посёлка Рейд Жигаловский, на ней имелись вахтовые посёлки Химартель и Лесной (51-й квартал). Посёлки были предназначены для временного проживания рабочих-вздымщиков (заготовителей живицы).

По неподтверждённым данным, в начале 1960-х годов из Ходовой Гривы на Опаринскую узкоколейную железную дорогу был передан паровоз Гр.

Ориентировочная дата прекращения эксплуатации узкоколейной железной дороги — 1969 год. В течение 1970-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

Стандартной для того времени практикой при ликвидации узкоколейных железных дорог являлось выселение лесных посёлков и сохранение центрального посёлка. Здесь сложилось иначе: центральный посёлок Ходовая Грива, в котором когда-то проживало больше тысячи человек, существовали различные производства, был полностью ликвидирован.

По воспоминаниям уроженца посёлка Ходовая Грива, прожившего там до момента ликвидации посёлка, массовое принудительное выселение жителей осуществлялось в 1969 году. По состоянию на 1973 год, ни одного жителя уже не оставалось. По состоянию на 1990-е годы, на месте бывшего посёлка Ходовая Грива можно было найти редкие развалины, заросшие лесом.



__________________________________________________________________________________________________




Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги. Начальные пункты — посёлок Пиляндыш (Шурминская узкоколейная железная дорога), посёлок Чернушка (Кульминская узкоколейная железная дорога).


Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году.

Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году (увеличенный формат предыдущей карты)

Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной ориентировочно в 1962 году (основная часть)

Ориентировочный период открытия первого участка Шурминской узкоколейной железной дороги — 1940-е годы. Главная станция узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Пиляндыш, расположенном в 2 километрах от левого берега реки Вятка. Название узкоколейной железной дороги происходит от села Шурма, расположенного на правом берегу Вятки, почти напротив Пиляндыша.

К югу от посёлка Пиляндыш находились нижние склады (один — вблизи устья реки Кильмезь, другой — в 4 километрах выше по течению реки Вятки). На магистрали узкоколейной железной дороги появились лесные посёлки 1-я площадка и Андреевский.

Начальным пунктом Кульминской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чернушка, расположенный вблизи правого берега реки Кильмезь. Нижний склад находился немногим южнее Чернушки, в посёлке Максимовский. На магистрали узкоколейной железной дороги имелись лесные посёлки Саринка и Песчанка.

В 1950-х годах, после строительства соединительного участка Андреевский — Старая Кульма, Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги стали работать в виде единой сети. Её протяжённость на пике развития составляла не менее

В конце 1960-х годов (?) соединительный участок был разобран. В течение некоторого времени Шурминская и Кульминская узкоколейные железные дороги вновь работали изолированно.

В 1970-х годах узкоколейные железные дороги были разобраны.


http://www.vk-smi.ru/2007/2007_03/vk_07_3_10_05.htm — упоминание узкоколейной железной дороги в посёлке Пиляндыш (газета «Вятский край», 2007 год)



__________________________________________________________________________________________________




Усть-Нёмдская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Усть-Нёмда, расположенный вблизи левого берега реки Вятка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1960 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1975 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1970-х годов.








ШАБАЛИНСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Ленинское)





Метиловская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Метиловский, расположенный вблизи остановочного пункта (бывшей станции) Метил на железнодорожной линии Галич — Котельнич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1959 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 198? году (нанесена условно).

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты. Согласно топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1959 году, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла 4,5 км.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.








ЮРЬЯНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Мурыгинской целлюлозно-бумажной фабрики. Начальный пункт — посёлок Мурыгино, связанный подъездным путём широкой колеи со станцией Гирсово на железнодорожной линии Киров — Котлас.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1966 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году.

Главным предприятием посёлка Мурыгино является Мурыгинская целлюлозно-бумажная фабрика. На фабрике действовала узкоколейная железная дорога. Согласно топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1992 году, линия узкоколейной железной дороги соединяла территорию фабрики с пристанью на реке Вятка. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога выполняла также межцеховые грузовые перевозки по территории фабрики.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1990-х годов.


http://old.wikimapia.org/5643882/Мурыгино — посёлок Мурыгино и Мурыгинская целлюлозно-бумажная фабрика на спутниковых снимках



__________________________________________________________________________________________________




Юрьянская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Юрья, расположенный вблизи станции Юрья на железнодорожной линии Киров — Котлас.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1984 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия пролегала от посёлка Юрья в западном направлении, её протяжённость составляла около 40 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Великовская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Великая, расположенный вблизи станции Великая на железнодорожной линии Киров — Котлас.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1988 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1984 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (фрагмент «Атласа «Кировская
область», изданного Верхневолжским аэрогеодезическим предприятием в 2007 году).
Узкоколейная железная дорога обозначена как действующая, несмотря на то,
что с момента её ликвидации прошло около 30 лет.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году

Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Магистральная линия пролегала от посёлка Великая в западном направлении, её протяжённость составляла около 30 километров. Узкоколейная железная дорога принадлежала лестрансхозу Министерства транспортного строительства, находившемуся в Великой.

Приблизительно на 20-м километре узкоколейной железной дороги имелся лесной посёлок Красная Деревня. Посёлок был выселен в 1970-е годы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — конец 1970-х годов.














17.03.2009 © С. Болашенко


назад

на главную страницу