Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ











Костромская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Кострома. Площадь — 60 200 км², численность населения 706 тыс. чел. (2006).







До 1990-х годов Костромская область относилась к числу регионов с высоким уровнем насыщенности узкоколейными железными дорогами (в основном лесовозного назначения).

По состоянию на 2005 год, в Костромской области оставалось 5 действующих узкоколейных железных дорог, в том числе 4 лесовозные (Ужугская узкоколейная железная дорога, Зебляковская узкоколейная железная дорога, Колногорская узкоколейная железная дорога, Ленинская узкоколейная железная дорога), и 1 торфовозная (узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия).

По состоянию на 2014 год, в регионе остались две действующие узкоколейные железные дороги: узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия, Колногорская узкоколейная железная дорога (под угрозой ликвидации).







АНТРОПОВСКИЙ РАЙОН





Антроповская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Антропово, расположенный вблизи станции Антропово на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2001 год.












БУЙСКИЙ РАЙОН





Ленинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Гагарино.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации: июнь 2012 года.



__________________________________________________________________________________________________




Колногорская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Талица, расположенный на левом берегу реки Кострома.

По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога действует.












ВОХОМСКИЙ РАЙОН





Верхне-Нюрюгская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Воробьёвица, расположенный на левом берегу реки Вохма.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации: 1998 год.



__________________________________________________________________________________________________




Чабрская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Талица, расположенный на левом берегу реки Вохма.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога была построена в 1950-х годах. Являлась лесовозной, «сплавной».

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.












ГАЛИЧСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Галичского (?) торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Шокша, входящий в черту города Галича.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1972 году.


Увеличенный фрагмент той же самой карты.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1980-х годах (обозначена разобранной).

Информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время почти не располагает. Возможно, дорога была построена в годы Великой Отечественной войны, когда торф стал основным видом топлива на многих промышленных предприятиях.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.












КАДЫЙСКИЙ РАЙОН













КОЛОГРИВСКИЙ РАЙОН





Ужугская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ужуга, расположенный на левом берегу реки Унжа.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации: 2012 год.












КОСТРОМСКОЙ РАЙОН И ГОРОД КОСТРОМА





Узкоколейная железная дорога Филипцевского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Филипцево, расположенный вблизи станции Дровинки на железнодорожной линии Нерехта — Кострома — Галич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1981 году (скорее всего, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога соединяла посёлок Филипцево с торфомассивом, расположенным к северу от посёлка. Протяжённость составляла менее 10 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Мисковского торфопредприятия. Начальный пункт — Костромская ТЭЦ-1, расположенная в городе Костроме, вблизи станции 5 километр на железнодорожной линии широкой колеи. Главная станция узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Мисково.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Сухоноговского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Сухоногово.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Информацией о времени постройки узкоколейной железной дороги и её протяжённости автор не располагает. Скорее всего, узкоколейная железная дорога соединяла посёлок Сухоногово с ближайшим торфомассивом. Не исключено, что имелась также линия от посёлка до пристани Торфяная, расположенной на правом берегу Волги.

По информации от В. Боченкова, в 1960 году на Сухоноговское торфопредприятие поступил мотовоз МД54-4-213, произведённый Истьинским машиностроительным заводом.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Костромского силикатного завода. Начальный пункт — Костромской силикатный завод, расположенный в городе Костроме.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Официально признанная дата основания Костромского силикатного завода — 1930 год. Первоначально на заводе действовали лёгкие рельсовые пути, предназначенные для перемещения вагонеток конной либо ручной тягой. Их протяжённость была невелика.


Цитата из материала, размещённого на официальном сайте Костромского силикатного завода (http://silikat.ru/about.php):

«За рекой Волгой, там, где широко простиралась равнина, поросшая кустарником, 8 декабря 1930 года открыт Силикатный завод. Его годовая производительность — 20 500 тысяч штук кирпича в год.» (газета «Северная правда», 15 мая 1931 года).

В 1937 году на заводе насчитывалось 254 рабочих, 17 ИТР и служащих. В течение года коллектив изготовил кирпича 19,3 миллиона штук. Выработка на одного работающего составила 68 тысяч штук кирпича.

Имелись транспортные средства: трактор ХТЗ, автомашина ЗИС грузовая, вагонетки Коппеля — 7 штук и вагонетки запарочные — 98. Завод имел оборудование: шаровую мельницу, комбинированный дозер, три пресса, пять автоклавов и два паровых котла. »



Не позднее 1960-х годов узкоколейная железная дорога была электрифицирована. Протяжённость узкоколейной железной дороги в то время составляла несколько километров, она соединяла завод с песчаными карьерами, наиболее крупный из которых находился к югу от заводской территории.

В 1980-х (?) годах узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. Завод перешёл на автомобильную доставку песка. По неподтверждённым данным, ещё некоторое время на заводе действовал небольшой участок узкоколейной железной дороги, предназначенный для подвоза песка к «пескоприёмнику».

По состоянию на 2004 год, на заводе действуют лишь рельсовые пути узкой колеи вблизи обжиговых печей. Для перемещения вагонеток применяется канатная тяга.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в Костроме. Начальный пункт — кирпичный завод, расположенный в городе Костроме, в районе Трудовая Слобода, расположенном за рекой Кострома.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1981 году.

По узкоколейной железной дороге осуществлялась доставка глины от карьера до завода. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров. Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1990-х годах.

В 2010 году касательно данной узкоколейной железной дороги была получена следующая информация:

«Был в Костроме на развалинах Костромского кирпичного завода. Карьер для добычи глины после закрытия завода засыпали. На месте карьера и на подъездных путях организовали дачный посёлок. Кое-где видны остатки шпал в земле, возле завода присутствуют только выемки от шпал.

По словам местных жителей, в последние годы своего существования узкоколейная железная дорога была закольцована вокруг озера Чёрное. На заводе сохранилось помещение, напоминающее депо.»













КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН













МАКАРЬЕВСКИЙ РАЙОН





Комсомольская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Комсомольский (входит в черту города Макарьева), расположенный вблизи левого берега реки Унжа.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1989 году (обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1930 год. Дорога являлась лесовозной, «сплавной». Имелось несколько лесных посёлков. Дольше других просуществовал лесной посёлок Двухсотый Пикет.

Скорее всего, во времена функционирования железнодорожной линии широкой колеи «Унжлага» (Сухобезводное — Лапшанга — Выгорки) узкоколейная железная дорога имела примыкание к ней, либо пересекала её в одном уровне.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в 1970-х годах. В 1980-х годах сохранялось движение на участке Комсомольский — Двухсотый пикет. До выселения посёлка по этому маршруту курсировал пассажирский поезд, позднее дорога использовалась для передвижения на мотодрезинах.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — начало 1990-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Елховская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Дуплянь, расположенный на левом берегу реки Белый Лух.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1989 году (нанесена условно).

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1949 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной». Скорее всего, в 1950-х годах линия узкоколейной железной дороги пересекала железнодорожную линию широкой колеи «Унжлага» (Сухобезводное — Лапшанга — Выгорки).

По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени Елховская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с соседней Первомайской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Первомайская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Первомайка, расположенный на левом берегу реки Унжа.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году
(в оригинале карты была обозначена не полностью, частично нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1948 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной». В 1950-х годах линия узкоколейной железной дороги примыкала к железнодорожной линии широкой колеи «Унжлага» (Сухобезводное — Лапшанга — Выгорки), либо пересекала её. Имелось по меньшей мере два лесных посёлка: Вонд и Торзатский лесоучасток.

По информации от С. Лабазова, вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в начале 1980-х годов. Незадолго до этого был выселен последний лесной посёлок — Вонд. Все участки, находившиеся восточнее посёлка Вонд, были разобраны, однако участок Первомайка — Вонд сохранялся на протяжении продолжительного времени. Вблизи бывшего посёлка Вонд находились сенокосы, осенью сено вывозили на платформах, для чего в Первомайке был сохранён один исправный тепловоз. В 1990-е годы движение производилось только на съёмных мотодрезинах.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2002 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Лопаты. Возможный начальный пункт — посёлок Лопаты, расположенный вблизи правого берега реки Нея.


Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000.

По неподтверждённым данным, в окрестностях посёлка Лопаты когда-то существовала «сплавная» лесовозная узкоколейная железная дорога.












МАНТУРОВСКИЙ РАЙОН





Октябрьская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Октябрьский, расположенный вблизи станции Брантовка на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2003 год.



__________________________________________________________________________________________________




Шолешковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Шолешка, расположенный на левом берегу реки Межа.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, Шолешковская узкоколейная железная дорога была открыта в 1951 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной».

По информации от С. Костыгова, полученной из архивных документов бывшего Министерства лесной промышленности, на дороге никогда не применялась паровая тяга. Первоначально работали газогенераторные мотовозы МУЗг4, затем поступили мотовозы МД54-4.

По состоянию на 1966 год, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла 26 километров, в том числе магистраль — 18 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970 год.












МЕЖЕВСКОЙ РАЙОН (центр района — село Георгиевское)





Степановская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Центральный, расположенный на правом берегу реки Межа.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте (обозначена не полностью).

Первый участок Степановской узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.












НЕЙСКИЙ РАЙОН





Потрусовская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Еленский, расположенный вблизи станции Еленский на железнодорожной линии Галич — Котельнич. Главная станция находилась в посёлке Тотомица.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.



__________________________________________________________________________________________________




Номжинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Номжа, расположенный вблизи станции Номжа на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2001 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Номжа, расположенный вблизи станции Номжа на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.












НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Космынинского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Космынино, расположенный вблизи станции Космынино на железнодорожной линии Нерехта — Кострома — Галич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000 (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (обозначена не полностью)

«Космынинский торфобрикетный завод» (фотография, сделанная ориентировочно в 1960-х годах)

Космынинское торфопредприятие являлось одним из первых на территории нынешней Костромской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога, протяжённость которой на пике её развития составляла около 30 километров.

Линии узкоколейной железной дороги связывали посёлок Космынино с торфомассивами, расположенными западнее и восточнее железнодорожной линии широкой колеи Нерехта — Кострома — Галич. Не исключено, что они не составляли единой сети.

Наиболее длинная линия вела на торфомассив в районе населённого пункта Песочное. По неподтверждённым данным, она не была введена в эксплуатацию.

В Космынино торф поступал на торфобрикетный завод, а также перегружался на широкую колею. В числе потребителей торфа была Костромская ТЭЦ-1.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1980-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Нерехтского кирпичного завода. Начальный пункт — город Нерехта.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги
на   топографической  карте   масштаба  1:100  000
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Нерехтский кирпичный завод находился на западной окраине города Нерехта, вблизи населённого пункта Кокошкино. По информации от В. Вахромеева, на заводе действовала узкоколейная железная дорога протяжённостью около 1 километра, соединявшая завод с глиняным карьером. Тяговый подвижной состав был представлен одним мотовозом (возможно, МД54-4).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1995 год.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Нерехта — Стоянковский торфомассив. Начальный пункт — город Нерехта.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Дата открытия узкоколейной железной дороги к настоящему моменту не выяснена. Дорога предназначалась для доставки топливного торфа от торфомассива до города Нерехта. Основным потребителем торфа являлся Нерехтский льнокомбинат.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы.












ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН (центр района — село Боговарово)













ОСТРОВСКИЙ РАЙОН













ПАВИНСКИЙ РАЙОН













ПАРФЕНЬЕВСКИЙ РАЙОН






Вохтомская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Вохтома, расположенный на левом берегу реки Вохтома.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1953 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной». После прекращения молевого сплава леса (в 1970-х годах?) вывезенный по узкоколейной железной дороге лес в посёлке Вохтома стал перегружаться на автотранспорт.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2000 год.












ПОНАЗЫРЕВСКИЙ РАЙОН






Полдневицкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Полдневица, расположенный вблизи станции Полдневица на железнодорожной линии Супротивный — Малое Раменье (Шортюгской железной дороге).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Поназыревская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Поназырево, расположенный вблизи станции Поназырево на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2005 год.



__________________________________________________________________________________________________




Бурундучихинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Бурундучиха, расположенный вблизи станции Бурундучиха на железнодорожной линии Галич — Котельнич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000 (обозначена разобранной).

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — конец 1940-х годов. Скорее всего, до этого времени здесь действовала «дековилька» — лёгкий рельсовый путь, на котором вагонетки перемещались конной тягой.

Вначале узкоколейная железная дорога была изолированной, затем была объединена в единую сеть с соседней Поназыревской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Киселёвская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Новое Киселёво, расположенный вблизи станции Новое Киселёво на железнодорожной линии Галич — Котельнич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время почти не располагает. По неподтверждённым данным, первый участки узкоколейной железной дороги в этой местности были открыты в 1940-х годах.

Помимо Киселёвской узкоколейной железной дороги (начальный пункт — Новое Киселёво), имелись узкоколейные железные дороги вблизи посёлков Поназырево и Бурундучиха. На протяжении длительного времени они составляли единую сеть.

К настоящему моменту не установлено, имелось ли в Поназырево либо в Бурундучихе пересечение узкоколейной железной дороги с магистральной железнодорожной линией Галич — Котельнич. Факт существования такого пересечения означает, что узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Поназыревской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Якшангская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Якшанга, расположенный вблизи станции Якшанга на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2005 год.












ПЫЩУГСКИЙ РАЙОН





Михайловицкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Михайловица, расположенный на левом берегу реки Ветлуга (начальный пункт узкоколейной железной дороги находился на правом берегу, напротив посёлка).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1989 году.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1953 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся нижний склад, расположенный на правом берегу реки Ветлуга, напротив посёлка Михайловица. Имелись лесные посёлки Боровской и Северный.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1995 год.

По состоянию на ноябрь 1997 года (поездка автора по автодороге Пыщуг — Шарья), рельсов на переезде не было.












СОЛИГАЛИЧСКИЙ РАЙОН













СУДИСЛАВСКИЙ РАЙОН













СУСАНИНСКИЙ РАЙОН













ЧУХЛОМСКИЙ РАЙОН





Вигская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Вига, расположенный на левом берегу реки Вига.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 2002 год.



__________________________________________________________________________________________________




Ворважская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Вóрваж, расположенный на левом берегу реки Кисть.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1989 году.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога была открыта в 1951 году. Дорога являлась лесовозной, «сплавной», относилась к Ворважскому лесопункту Чухломского леспромхоза.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1990-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Введенская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Якша, расположенный на правом берегу реки Мелша.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2004 год.








ШАРЬИНСКИЙ РАЙОН





Зебляковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Зебляки, расположенный вблизи станции Зебляки на железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Период ликвидации: конец 2010 года.



__________________________________________________________________________________________________




Соколовская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Соколовский, расположенный вблизи станции Соколовский на железнодорожной линии Галич — Котельнич.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (нанесена условно).

Информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время почти не располагает. Дорога была лесовозной, принадлежала Шарьинскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Рождественская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кербаш (?), расположенный вблизи правого берега реки Ветлуга.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1989 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).


Узкоколейная железная дорога на карте.

Рождественская узкоколейная железная дорога принадлежала Ивановскому леспромхозу. Являлась лесовозной, «сплавной».

Информацией, касающейся истории этой узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время почти не располагает. Скорее всего, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в конце 1940-х годов.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1970-е годы.
















03.05.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу