Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ











Курская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Курск. Площадь — 29 800 км², численность населения 1 235 тыс. чел. (2005).





По состоянию на 2008 год, в Курской области имелась одна действующая узкоколейная железная дорога, относящаяся к категории шахтных — узкоколейная железная дорога на дренажной шахте Михайловского горно-обогатительного комбината. Действующих узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных, скорее всего, в регионе нет.




БЕЛОВСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога сахарного завода «Коммунар». Начальный пункт — сахарный завод «Коммунар», расположенный в посёлке Коммунар.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1984 году.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению сахарный завод «Коммунар» — станция Сосновый Бор на железнодорожной линии Льгов — Готня.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1990-е годы.







БОЛЬШЕСОЛДАТСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога Любимовского сахарного завода. Начальный пункт — Любимовский сахарный завод, расположенный в селе Любимовка.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1984 году
(нанесена условно, на основе данных предыдущей карты).

Любимовский сахарный завод открыт в 1891 году. На протяжении длительного времени завод носил название «Коллективист». Завод был связан железной дорогой широкой колеи со станцией Блохино на магистральной железнодорожной линии Курск — Льгов (по состоянию на 2010 год, по неподтверждённым данным, железнодорожная линия Блохино — Любимовка разобрана).

В ведении сахарного завода находилась узкоколейная железная дорога. Линии узкоколейной железной дороги пролегали от села Любимовка в северном и в южном направления.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.

По состоянию на 2008 год, Любимовский сахарный завод оставался действующим (работа осуществлялась в минимальном объёме).







ГЛУШКОВСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога Тёткинского сахарного завода. Начальный пункт — Тёткинский сахарный завод, расположенный в посёлке Тёткино, вблизи станции Тёткино на железнодорожной линии Ворожба — Хутор-Михайловский.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1966 году
(обозначена только на участке Тёткино — Волфино).

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году (основная часть), 1988 году (крайняя западная часть). В оригинале карты была обозначена разобранной, обозначена не полностью.

Тёткинский сахарный завод открыт в 1861 году. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога значительной протяжённости, выполнявшая различные перевозки: доставка торфа, доставка свёклы и других грузов.

Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1910-х годов. Добыча торфа велась к западу от посёлка Тёткино, на территории нынешней Украины (Сумская область). В восточном направлении от Тёткино была построена линия на свеклосовхоз Краснооктябрьский. В сентябре-октябре 1941 года она была продлена до станции Волфино с целью эвакуации оборудования завода.

В период оккупации региона фашистской Германией (1941-1943 годы) узкоколейная железная дорога продолжала работать, производился вывоз торфа с торфоразработок.


Цитата из материала «Тёткино: штрихи истории», опубликованного в научно-историческом журнале «Курский край», 2006 год, автор — Х. Неизвестный (http://kursk-kraeved.ru/joom/images/pdf/krai13.pdf):

Период с 1903 по 1912 год ознаменовался большой реконструкцией и строительством промышленных предприятий, дорог, мостов и объектов культбыта. В 1906 году деревянная мельница была сожжена и в том же году при наличии трех тысяч рабочих была построена заново, которая стала именоваться комбинатом хлебопродуктов. В 1912 году построен заново сахарный завод, главный корпус которого и многие строения сохранились до нашего времени.

К началу первой мировой войны Тёткинский сахарный завод был самым крупным в России с суточной производительностью более 13000 центнеров свеклы. В период с 1904 по 1908 год фактически заново был построен Тёткинский винокуренный завод. Его производительность составляла 1500 декалитров спирта в сутки. Топливом для завода был торф. Владельцем завода был крупный капиталист — сахарозаводчик Терещенко М.И., который в дальнейшем при временном правительстве стал министром финансов.

В период с 1903-1910 годов были построены существующие до настоящего времени зерновые склады, контора и двухэтажный жилой дом, бардосжигательный цех, склады и жилые дома винзавода, водопровод, канализация, подъемный канал для снабжения заводов водой, здание белой казармы, где размещается клуб на 350 человек, здание подъездных путей, здание водонапорная башня, мост и узкоколейные пути на торфопредприятие и свеклосовхоз, заводоуправление и школа, несколько магазинов, два из которых сохранились до настоящего времени, две церкви в Тёткино и Поповолежачах.

...

Возвратившийся 20 сентября 1941 года из Курска директор сахзавода Иваненко с целью эвакуации оборудования в глубокий тыл принял решение продлить узкоколейную железную дорогу от свеклосовхоза Крснооктябрьский до ж. д. ст. Волфино. С большими трудностями, напряжением прокладка дороги была завершена 5.10.1941 г. В ту же ночь были отправлены с сахзавода платформы с погруженным оборудованием на ст. Волфино. Но обстановка оказалась непредвиденной: рельсы в сторону Конорева оказались покореженными.

...

В конце декабря 1941 года немцы отдали распоряжение о вывозке торфа с торфопредприятия. 4 января 1942 года юный партизан Леня Жиряков, вооруженный карабином, отправил обратно порожняком прибывший на торфпредприятие состав вагонов.

На следующий день оккупационные власти замаскировали в вагонах полицаев. Не предвидя опасности при своей жизненной малоопытности Леня Жиряков повторил вчерашний благородный поступок, но выпрыгнувшие из вагона полицаи схватили живым Жирякова и доставили его в Теткино в камеру пыток. В течение двух недель продолжались изуверские пытки, власти добивались сведений о партизанах, но Жиряков в адских муках ничего не сообщил и как герой ушел в бессмертие. 20 января 1942 года юный партизан был повешен на тополе возле Теткинского с/совета.



После Великой Отечественной войны торфовозная линия узкоколейной железной дороги была продлена от торфомассива у села Юрьево до торфомассива у села Волынцево. Было создано Волынцевское торфопредприятие. На узкоколейной железной дороге в то время было как минимум три посёлка торфодобытчиков: Партизанское, Первомайское и Волынцевское. Все они находились на территории нынешней Украины.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов. Причины — прекращение добычи торфа и переход на автомобильную доставку свёклы.

В 2000-х годах обсуждался проект строительства железной дороги широкой колеи по направлению разобранной узкоколейной железной дороги от Волфино до Тёткино. Заявлявшаяся цель строительства строительства железной дороги широкой колеи — создать железнодорожное сообщение с Тёткинским сахарным заводом, минуя территорию Украины (в настоящее время проезд из Российской Федерации в Тёткино по железной дороге возможен только через территорию Украины, что приводит к значительным неудобствам).

В связи с приходом в упадок сахарного завода и снижением значимости железнодорожного транспорта данный проект едва ли будет реализован.







ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на дренажной шахте Михайловского горно-обогатительного комбината. Местонахождение — дренажная шахта, расположенная в городе Железногорск.

Дренажная шахта Михайловского ГОКа предназначена для отвода воды из карьеров, в которых ведётся добыча железной руды.

По состоянию на 2002 год, протяжённость выработок дренажной шахты составляла около 30 километров, численность работающих на дренажной шахте — 170 человек.

В шахте постоянно прокладываются новые выработки, ведётся ремонт и замена оборудования. Для технологических нужд используется подземная узкоколейная железная дорога.


http://www.metalloprokat.ru/news/2002/12/02/news_49365.html — «На дренажной шахте Михайловского ГОКа состоялся пуск новой вентиляционной установки» (2002 год)








КАСТОРЕНСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия в населённом пункте Белогорье. Начальный пункт — посёлок Белогорье, расположенный вблизи станции, являющейся конечным пунктом подъездного пути от станции Благодатенский на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога использовалась для доставки мела из карьера к месту переработки. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.







ПРИСТЕНСКИЙ РАЙОН




Обоянская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Марьино (более позднее название — Клейнмихелево, в настоящее время — Ржава), расположенная на железнодорожной линии Сараевка — Белгород.

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1882 году. Ширина колеи — 914 мм, протяжённость — 32 километра.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).

Узкоколейная железная дорога связывала уездный город Обоянь со станцией Марьино (в начале XX века называлась Клейнмихелево, c 1917 (?) года — Ржава) на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Изначально узкоколейная железная дорога являлась частной, в 1897 году стала казённой (государственной).


Цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» ( http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/073/73408.htm):

Обоянская железная дорога — узкоколейная, соединяет город Обоянь, Курской губернии, со станцией Марьино Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Протяжение — 29 вёрст 310 саженей. Согласно Высочайше утверждённому 5 сентября 1881 года договору, сооружение и эксплуатация Обоянской железной дороги переданы обоянскому земству. Правительство выдало на сооружение дороги ссуду в размере 285 900 руб., которую земство обязалось уплатить в течение 37 лет.

Эксплуатация дороги оказалась весьма невыгодной для земства: валовой доход едва достигает, в среднем, 30 000 руб. в год, расходы же значительно превышают эту сумму (отчётов своих Обоянская железная дорога не публикует). Долг казне с 285 900 рублей за 15 лет существования дороги возрос до 369 190 рублей. В нынешнем году обоянское земское собрание постановило закрыть движение по дороге, но есть вероятность, что она будет принята в казну.



В 1936 (?) году эксплуатация узкоколейной железной дороги была прекращена. Вскоре по направлению узкоколейной железной дороги была проложена железнодорожная линия широкой колеи.

Сведения о дате прекращения эксплуатации узкоколейной железной основаны на материалах «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» — в «Указателе» на зиму 1936-37 гг. и последующих линия Ржава — Обоянь не указывалась как узкоколейная.








СУДЖАНСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога Суджа — Коренево — Рыльск. Начальный пункт — станция Суджа, расположенная на железнодорожной линии Льгов — Готня.


Узкоколейная железная дорога в атласе «Схемы железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.


Узкоколейная железная дорога в «Атласе схем железных дорог СССР»,
изданном в 1952 году (обозначена как «восстанавливаемая»).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1966 году.


Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).

По информации от Л. Москалёва (автора книги «Наши узкоколейные паровозы»), первый участок узкоколейной железной дороги, от станции Суджа до станции Коренево, был открыт «для правильного движения» в ноябре 1893 года. Его протяжённость составляла 39 километров, ширина колеи — 1000 мм. В апреле 1894 года был открыт «для правильного движения» участок Коренево — Рыльск, протяжённостью 23 километра.

Узкоколейная железная дорога первоначально являлась частной (принадлежала Обществу Московско-Киево-Воронежской железной дороги), входила в состав сети железных дорог общего пользования.

В 1912 году была открыта линия, ведущая на сахарный завод, расположенный в окрестностях Рыльска, в нынешнем посёлке имени Куйбышева. Протяжённость этой линии могла составлять около 5 километров.


Цитата из материала «Территориальное расположение ООО «Промсахар» (http://revolution.allbest.ru/management/00012399_1.html):

История [Рыльского сахарного] завода началась в 1888 году, к 1905 году завод уже входил в число крупнейших в Курской губернии; в 1912 году к заводу была проведена узкоколейка и построен посёлок, ставший культурным центром среди окрестных деревень.

В 1943 году завод был взорван фашистами и не подлежал восстановлению. К 1952 году был сдан в эксплуатацию новый сахарный завод им. Куйбышева. В 1983-1984 г.г. была произведена реконструкция завода по новейшей технологии, в 1992 году завод переименован в ОАО «Рыльсксахар».



Участок Суджа — Коренево перестал эксплуатироваться в 1920-х годах, позднее был разобран. Данная информация основывается на материалах «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», полученных от Д. Фокина — начиная с ноября 1924 года, расписание движения поездов по участку Суджа — Коренево отсутствовало.

Участок Коренево — Рыльск, по неподтверждённым данным, не был восстановлен после Великой Отечественной войны.

По состоянию на 1952 год, участок Коренево — Рыльск числился «восстанавливаемым», относился к Московско-Киевской железной дороге (часть сети железных дорог общего пользования МПС СССР). Данная информация основана на атласе схем железных дорог 1952 года издания, полученном от А. Елагина.

В 1960-х годах по направлению Коренево — Рыльск была построена железнодорожная линия широкой колеи.







ЩИГРОВСКИЙ РАЙОН




Узкоколейная железная дорога Охочевка — Колпны. Начальный пункт — станция Охочевка, расположенная на железнодорожной линии Курск — Мармыжи.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога в «Атласе схем железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.


Узкоколейная железная дорога в «Атласе схем
железных дорог СССР», изданном в 1952 году.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов на лето 1956 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).

Узкоколейная железная дорога была построена в конце 1890-х годов. Открытие узкоколейной железной дороги состоялось 13 сентября 1899 года.

Узкоколейная железная дорога первоначально являлась частной (принадлежала Обществу Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Работали паровозы различных типов. Основным клиентом узкоколейной железной дороги являлся сахарный завод, расположенный вблизи станции Колпны.

Ширина колеи составляла 1000 мм (0,469 сажени). Данные о ширине колеи основаны на одном из «внутренних» изданий МПС России (время выпуска — 01.1901, предоставлено Д. Фокиным).

Согласно некоторым источникам (в их числе — книга Л. Москалёва «Наши узкоколейные паровозы»), ширина колеи была другой — 1067 мм, на дороге использовались паровозы, ранее работавшие на Ливенской узкоколейной железной дороге (колея 1067 мм). Скорее всего, в действительности дорога никогда не имела ширину колеи 1067 мм. Паровозы, ранее работавшие на Ливенской узкоколейной железной дороге, могли быть переданы на узкоколейную железную дорогу Охочевка — Колпны при условии реконструкции колёсных пар.

По состоянию на 1943 год, узкоколейная железная дорога находилась в составе железной дороги имени Дзержинского (часть сети общего пользования НКПС СССР). 15 сентября 1943 года железная дорога имени Дзержинского была переименована в Московско-Курскую.

По состоянию на 1952 год, узкоколейная железная дорога находилась в составе Московско-Курской железной дороги (часть сети общего пользования МПС СССР). Данная информация основана на атласе схем железных дорог 1952 года издания, полученном от А. Елагина.

Ориентировочная дата прекращения эксплуатации узкоколейной железной дороги — 1958 год. Вскоре узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи Охочевка — Колпны. Скорее всего, железнодорожная линия широкой колеи на значительном протяжении была проложена по трассе узкоколейной железной дороги.

Сведения о дате прекращения эксплуатации узкоколейной железной дороги основаны на материалах «Указателей пассажирских сообщений» — в «Указателе», изданном в 1959 году, линия Охочевка — Колпны не указана как узкоколейная.













23.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу