Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ











Мурманская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Мурманск. Площадь — 144 900 км², численность населения 872,8 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2008 год, в Мурманской области действует одна шахтная узкоколейная дорога, имеющая наземный участок протяжённостью около 1 километра (находится на Карнасуртском руднике), и не менее двух шахтных узкоколейных железных дорог, имеющих наземные участки незначительной протяжённости (менее 300 метров). Действующих узкоколейных железных дорог, не попадающих в категорию шахтных, на территории области нет.

В список узкоколейных железных дорог Мурманской области условно добавлены узкоколейные железные дороги на арендованной Россией территории архипелага Шпицберген. Архипелаг Шпицберген не является частью Мурманской области.





ГОРОД КИРОВСК





Узкоколейная железная дорога на Расвумчоррском руднике. Начальный пункт — Расвумчоррский рудник, расположенный на восточной окраине города Кировска.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на Кировском руднике. Начальный пункт — Кировский рудник, расположенный на северной окраине города Кировска.

Кировский рудник ОАО «Апатит» производит добычу апатито-нефелиновой руды. Руда добывается в основном подземным способом. На руднике действует узкоколейная железная дорога. Ширина колеи составляет 750 мм, тяговый подвижной состав — контактные электровозы. Наземных участков практически нет.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги на шахтах и открытых рудниках в окрестностях городов Апатиты и Кировск.

Освоение месторождений апатито-нефелиновых руд вблизи нынешних городов Апатиты и Кировск было начато в 1920-х годах. С этого времени на месторождениях строились узкоколейные железные дороги (либо рельсовые пути узкой колеи).

На большинстве рудников узкоколейные железные дороги не сохранились до настоящего времени. Достоверно известно о наличии действующих узкоколейных железных дорог лишь на Расвумчоррском и Кировском рудниках.


«ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИИ В ОСВОЕНИИ ХИБИН» (фотографии путей узкой колеи и вагонеток узкой колеи, сделанные в 1931 году)

«ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИИ В ОСВОЕНИИ ХИБИН» (фотографии путей узкой колеи, электровозов и вагонеток, сделанные в 1936 году)










ЛОВОЗЕРСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике. Начальный пункт — Карнасуртский рудник, расположенный в окрестностях посёлка Ревда.

Узкоколейная железная дорога имеет наземный участок протяжённостью около 1 километра. Ширина колеи — 600 мм.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в окрестностях посёлка Ревда. Возможный начальный пункт — местность Токовый Бор, расположенная к северо-западу от посёлка Ревда.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:50 000.

Скорее всего, обозначение на карте является ошибкой, допущенной картографами. В действительности по данному направлению пролегала железнодорожная линия широкой колеи, обслуживавшая воинскую часть.








ГОРОД МУРМАНСК





Городская узкоколейная железная дорога в Мурманске. Начальный пункт — город Мурманск.

В городе Мурманске действовала узкоколейная железная дорога, на которой выполнялись пассажирские перевозки. Узкоколейная железная дорога была проложена по улицам города Мурманска в 1918 году английскими интервентами для использования в военных целях.

По утверждению авторов книги «Наши узкоколейные тепловозы и электровозы», ширина колеи составляла 750 мм. На узкоколейной железной дороге работали мотовозы, закупленные Россией в США с целью использования на военно-полевых узкоколейных железных дорогах. Эти мотовозы прибыли в Мурманский порт, но не были отправлены вглубь страны.

В 1918 году мотовозы попали в распоряжение интервентов, которые построили в Мурманске узкоколейную железную дорогу длиной около 10 километров. Рабочей силой на строительстве были в основном военнопленные. Начальным пунктом являлся морской порт.

После освобождения города узкоколейная железная дорога стала использоваться для грузовых и пассажирских перевозок. На ней работало 5 либо 6 мотовозов, имелись пассажирские вагоны. В некоторых источниках узкоколейная железная дорога называется «бензиновым трамваем». Среди грузовых вагонов преобладали платформы.

http://matrix1096.narod.ru/new_page_14.htm — фотография узкоколейной железной дороги

Пассажирские перевозки по узкоколейной железной дороге выполнялись до 1934 года. Затем вместо мотовозов по улицам города были пущены автобусы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в городе Мурманск. Возможный начальный пункт — станция Комсомольск-Мурманский, расположенная в черте города Мурманска, на железнодорожной линии Мурманск — Ваенга.


Узкоколейная железная дорога (?) на карте масштаба 1:200 000 («Роскартография», 1995 год).

В некоторых топографических картах масштаба 1:200 000 в районе станции Комсомольск-Мурманский (северная часть города Мурманска) можно найти обозначение узкоколейной железной дороги. По информации от жителя города Мурманска К. Сидоренко (получена в 2002 году), на месте «узкоколейной железной дороги» находится подъездной путь широкой колеи.

Скорее всего, узкоколейной железной дороги здесь никогда не было. Обозначение на карте является ошибкой картографов.



__________________________________________________________________________________________________




Детская железная дорога в Мурманске. Возможный начальный пункт — город Мурманск.

По утверждению автора сайта «Детские железные дороги СССР» Д. Сутягина, существует проект строительства детской железной дороги в Мурманске. На странице http://dzd-ussr.ru/towns/murmansk/index.html, открытой в 2000 году, утверждается следующее: «В настоящее время существуют планы строительства Детской железной дороги в Мурманске. Предполагается построить около 2 км пути, оснастить дорогу автоблокировкой».

Не исключено, что информация о существовании планов строительства детской железной дороги является чьей-то фантазией. Со слов руководителя Центрального дома детей железнодорожников (г. Москва), и по утверждениям некоторых жителей Мурманска, работающих на Октябрьской железной дороге, планов строительства в Мурманске детской железной дороги нет.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в Мурманском морском рыбном порту. Начальный пункт — город Мурманск.

Упоминания о существовании в Мурманском морском рыбном порту путей узкой колеи относятся к 1940-м годам. Скорее всего, пути узкой колеи не являлись узкоколейной железной дорогой.

Цитата из книги «История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 годы)», М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков:

Техническая база порта в 1943 году была такова. Из 1100 метров причальной линии в эксплуатации осталось 480 метров, в том числе восстановленных — 100 метров. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ осталось 4 стеллинга и было собрано из утиля и пущено в эксплуатацию 13 ленточных транспортеров.

Железнодорожное хозяйство: кроме восстановленных путей, построен узкоколейный железнодорожный путь (460 м), обеспечивающий подачу грузов к фронту погрузки. В энергохозяйстве пар вырабатывался только котельной № 1. Остальные были законсервированы. Было восстановлено 31000 метров воздушной электропроводки, 120 метров наружного и 265 метров подземного водопровода. В автотранспортной конторе в марте 1943 года были выведены из строя 14 автомашин, из них 8 восстановлено.

В 1943 году восстановлено хозспособом 100 погонных метров причальной линии, построены узкоколейный железнодорожный путь протяженностью 880 метров, два тупика протяженностью 260 погонных метров и соединительная ветка нормальной колеи длиной 80 погонных метров, восстановлены 31 тысяча метров воздушного кабеля, тысяча метров подземного кабеля, 265 метров подземного водопровода, 120 метров паропровода.


Узкоколейная железная дорога (?) полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Мурманск — Ваенга. Возможный начальный пункт — город Мурманск.

По неподтверждённым данным, по направлению ныне существующей железнодорожной линии широкой колеи Мурманск — Ваенга (город Североморск) в 1930-х годах пролегала линия узкоколейной железной дороги. Позднее она была заменена железнодорожной линией широкой колеи.








ТЕРРИТОРИЯ, ПОДЧИНЁННАЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОЛЕНЕГОРСК





Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Лапландия. Начальный пункт — посёлок Лапландия, расположенный вблизи станции Лапландия на железнодорожной линии Ручьи-Карельские — Мурманск.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1970 году.

В 1930-х годах вблизи станции Лапландия был построен торфо-коксовый завод. На протяжении нескольких десятилетий вблизи посёлка велась добыча торфа.

Остаётся неясным, имела ли узкоколейная железная дорога какое-либо отношение к торфоразработкам — согласно карте, узкоколейная железная дорога пролегает в противоположном от торфомассива направлении, пересекает автодорогу Петрозаводск — Мурманск.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 1980-х годах либо ранее.








ГОРОД ОСТРОВНОЙ





Узкоколейная железная дорога (?) в городе Островной. Возможный начальный пункт — город Островной.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000 (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Город Островной (прежнее название — Гремиха) является закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО). Здесь дислоцируются части Военно-морского флота, располагающие атомными подводными лодками.

По неподтверждённым данным, в 1950-60-х годах в Гремихе действовала короткая узкоколейная железная дорога. Возможно, она предназначалась для доставки вооружений от складов до причала, являвшегося местом базирования дизельных подводных лодок.








ГОРОД ПОЛЯРНЫЙ





Рельсовый путь узкой колеи в городе Полярный. Начальный пункт — город Полярный.


Район местонахождения рельсового пути узкой колеи на топографической карте
масштаба 1:100 000 (рельсовый путь узкой колеи не обозначен).

Город Полярный (до 1931 года Александровск) был основан в 1890-х годах благодаря созданию порта в Екатерининской гавани. При строительстве города было решено построить «дековильку» — лёгкий рельсовый путь.

Цитата из материала «О городе» (http://www.museum-polar.narod.ru/fr_firststreet.html):

Узкоколейную железную дорогу системы Дековиля было решено построить для ускорения темпов строительства нового города (на его постройку предполагалось затратить три года). По ней на вагонетках (необходимости в паровозе для этой узкоколейки не было, так как она была малой протяжённости — всего около 1430 м.), от пристани до плоскогорья перевозились строительные материалы, что значительно облегчило труд рабочих.

Первоначально её протянули только до северной оконечности плоскогорья. Затем, убедившись в её целесообразности, ветку протянули вдоль всего города, и заканчивалась она теперь у озера Игнатьева. Работы по прокладке рельсов были поручены норвежской фирме «Ульсен, Стампе и К», так как норвежцы были наиболее компетентными строителями, имевшими навык работ с динамитом и горной породой. Ветку до плоскогорья построили уже в 1896 году. Начиналась она от пристани и поднималась вверх, огибая сопку. Сейчас под этой сопкой, на том месте, где проходила узкоколейка, стоит котельная.

Сегодня от этой железной дороги сохранился лишь небольшой участок на полуразрушенном причале подплава. Всего она имела 4 разъезда, 2 стрелки и 8 вагонеток.

После постройки города железная дорога продолжала функционировать. С её помощью жители доставляли до своих домов дрова и т.п. от пристани, воду от озера, а то и просто катались на вагонетках.


Рельсовый путь узкой колеи в Александровске не являлся полноценной узкоколейной железной дорогой.

Рельсовый путь узкой колеи полностью разобран.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) в порту вблизи города Полярный. Возможный начальный пункт — город Полярный.

По неподтверждённым данным, в порту, являющемся местом дислокации дивизиона подводных лодок, имеется узкоколейная железная дорога (либо рельсовый путь узкой колеи), соединяющая причал с подземным складом вооружений.








АРХИПЕЛАГ ШПИЦБЕРГЕН





Узкоколейная железная дорога шахты «Баренцбург». Начальный пункт — посёлок Баренцбург.

Узкоколейная железная дорога используется для для завоза в шахту различных грузов и для вывоза угля на ТЭЦ. Является самой северной действующей железной дорогой в мире. Протяжённость наземных участков — около 1 километра.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога шахты «Пирамида». Начальный пункт — посёлок Пирамида.

Шахта «Пирамида» принадлежала тресту «Арктикуголь», законсервирована в 1998 году. По информации от С. Кашина, наземные участки узкоколейной железной дороги в Пирамиде имели значительно меньшую протяжённость, чем в Баренцбурге. На поверхности находился лишь «вокзал», депо и портал шахтного ствола. Крытых галерей значительной протяжённости, в отличие от Баренцбурга, не было.

Посёлок Пирамида находится севернее Баренцбурга. Узкоколейная железная дорога шахты «Пирамида» являлась самой северной железной дорогой в мире.

По состоянию на 2007 год, объекты шахты и посёлка Пирамида по-прежнему считаются законсервированными.














11.06.2007 © С. Болашенко


назад

на главную страницу