Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ











Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Новосибирск. Площадь — 178 200 км², численность населения 2 662 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2012 год, в Новосибирской области имеется одна действующая узкоколейная железная дорога (без учёта узкоколейных железных дорог, относящихся к категории шахтных) — Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога.

Скорее всего, на стройплощадках Новосибирского метрополитена имеются действующие узкоколейные железные дороги, относящие к категории шахтных.





ИСКИТИМСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Искитимского карьероуправления. Начальный пункт — посёлок Ложок (является частью города Искитима), расположенный вблизи станции Ложок на железнодорожной линии Новосибирск — Среднесибирская.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной ориентировочно в 1980 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Рельсовый путь узкой колеи появился вблизи станции Ложок в 1930-х (?) годах, использовался для вывоза известняка из карьера до завода. Применялась конная и ручная тяга. Основной рабочей в карьере были заключённые.

Позднее рельсовый путь узкой колеи стал полноценной узкоколейной железной дорогой, на которой использовалась паровая тяга.


Цитата из материала «Воспоминания очевидцев» (http://www.lojok.orthodoxy.ru/histor/iz_vospom.htm):

Из воспоминаний Филоненко Александра Георгиевича.

Филоненко Александр Георгиевич родился в 1938 году. Александр Георгиевич приехал в п. Ложок в 1948 году из Маслянинского района. Жили на станции в бараке. Его отчим, Пантюхов Иван Петрович, работал охранником в лагере ОЛП-4.

По словам Александра Георгиевича, лагерь появился в 1932 году. Когда он приехал в посёлок, ему было 10 лет. Он помнит, что лагерь стоял на месте, где сейчас стоит д/к «Октябрь», был обнесён высоким забором и проволокой. На работу заключённых водили строем в количестве человек 300, под охраной с собаками. Работали в известняковом карьере, глубина которого 30 метров (сейчас на этом месте озеро). Добывали известняк вручную и возили в вагонетках.


Из воспоминаний Дроздовой Надежды Никитичны.

Надежда Никитична живёт в Ложках с 1955 года. До этого жила в д. Шипуново и ходила работать в дивизион при лагере с 1943 года, бухгалтером. Посёлок Ложок представлял собой яму. Частных домов было мало, стоял барак, в котором размещался клуб. Все помещения барачного типа. Из карьера была проложена узкоколейка к железной дороге, по которой возили известняк в маленьких вагончиках.




Цитата из материала, размещённого на официальном сайте ОАО «Искитиммраморгранит», бывшего Искитимского карьероуправления (http://imgranit.h1.ru/history.html):

Известняки, прилегающие к посёлку Ложок, очень долгое время разрабатывались примитивно, без использования техники. С 1929 по 1953 год на месте посёлка существовал лагерь для заключённых. Камень в карьере добывали вручную, сначала возили на лошадях, а после до станции Ложок была проложена узкоколейка.

Известь обжигали в костровых печах. В 1950-е годы были построены 4 известковые печи, которые давали 20 тыс. тонн извести в год, появились дробильно-сортировочные установки, сначала передвижные, а после стационарного типа. Мощность их была мала, щебень выпускали грязный. Предприятие было убыточным, стоял вопрос о его ликвидации.

Но стране нужны были строительные материалы. И вот в Москве начальник тринадцатого управления генерал-майор Папировский издал приказ о создании самостоятельного предприятия, Искитимское карьероуправления с подчинением тринадцатому управлению.



В 1960-х годах (?) узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.








КОЛЫВАНСКИЙ РАЙОН





Пихтовская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Пихтовка, расположенный у станции Пихтовка, конечного пункта железнодорожной линии широкой колеи Кокошино — Пихтовка (железнодорожная линия полностью разобрана).


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000,
изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году

Село Пихтóвка возникло в XIX веке. В 1952 (?) году оно стало конечным пунктом железнодорожной линии широкой колеи Кокошино — Пихтовка.

По информации от Ю.И. Филатова, автора публикации «Кокошинская ветка» (журнал «Локотранс», №12, 2008 год, и №1, 2009 год), первый участок узкоколейной железной дороге в Пихтовке был открыт в 1952 году.


Фрагмент публикации «Кокошинская ветка», журнал «Локотранс», №12, 2008 год, автор — Ю.И. Филатов.

Первоначально на лесозаготовках работали заключённые, в лесу существовали исправительно-трудовые лагеря. Но это продолжалось недолго. С 1950-х годов расположенный в Пихтовке леспромхоз (владелец узкоколейной железной дороги) стал «вольным» предприятием. Имелись лесные посёлки Рямовое и Шегарка.


Грузовой поезд на узкоколейной железной дороге. 1957 год. Фотография из публикации «Кокошинская ветка»,
журнал «Локотранс», №12, 2008 год, автор — Ю.И. Филатов. Изначально фотография
была опубликована в газете «Омский железнодорожник».

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в 1980-х годах. Позднее узкоколейная железная дорога использовалась жителями села Пихтовка для поездок в лес на съёмных мотодрезинах.

В 1997 (?) году была разобрана железнодорожная линия широкой колеи, ведущая к станции Пихтовка (на участке от станции Пенёк до станции Пихтовка). Позднее был разобран и участок Пенёк — Кокошино. Узкоколейная железная дорога, когда-то тесно взаимодействовавшая с железнодорожной линией широкой колеи, стала изолированной, расстояние до ближайшей действующей железной дороги широкой колеи составило свыше ста километров.

В 1999 (?) году участок Пихтовка — Шегарка стал использоваться новосибирской туристической фирмой для организации поездок в лес на съёмных мотодрезинах.

В 2003 (?) последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.

По состоянию на 2006 год, на месте разобранной узкоколейной железной дороги (участок Пихтовка — Рямовое) находилась грунтовая дорога, пригодная для движения автомобилей повышенной проходимости.

http://talks.guns.ru/forum_light_message/99/165332.html — описание похода по разобранной узкоколейной железной дороге, совершённого 12-14 октября 2006 года

Все имевшиеся на узкоколейной железной дороге лесные посёлки, по состоянию на 2006 год, были полностью разрушены. О существовавшем когда-то посёлке Рямовое напоминало лишь безлесное пространство.


Цитата из материала «Приказано: разобрать и забыть!», опубликованного в газете «Вечерний Новосибирск», номер за 25.08.2000, автор — Т. Белова (http://www.vn.ru/25.08.2000/citynews/6093/):

180-й километр — станция Пихтовка. Отсюда на десятки километров разбегались в тайгу лесовозные узкоколейки. Работали здесь в основном лагерные зэки с легендарной 58-й статьей. В скромной Пихтовке безвинно отбывали наказание представители многих знаменитых семей — упомяну только фамилии Бухариных и Цветаевых. Им и тысячам безымянных «политических» жертв сталинских репрессий единственный в нашей области памятник — пихтовская дорога.

А теперь минутку внимания: «Новая Газета» от 16 августа 2000 года:

«Начиная с пихтовского леспромхоза, рыболовов пересаживают на маленькую дрезину, на которой они по киношно-документальной узкоколейке отправляются в тернистый путь к местам, где на лесоповале «искупали вину» зэки сталинских лагерей. Дрезина привозит рыбаков на станцию Шегарка».

Узнаёте? Вот так. Скромная частная туристическая фирма «Братья Говор» сегодня реконструировала 36 мемориальных километров узкоколейки от Пихтовки в лесную зону и возит (за деньги, естественно) на рыбалку и экскурсии всех желающих. Ведь можно же, если с умом.



Цитата из материала «Почём фунт малой родины?», опубликованного в газете «Вечерний Новосибирск», номер за 01.09.2000 (http://www.vn.ru/01.09.2000/citynews/6214/ ):

Давайте отделим мух от супа. Допустим, сегодня эксплуатация пихтовской ветки нерентабельна. В связи с этим можно ее законсервировать до лучших времен: это полбеды. Завтра наладится жизнь, появится инвестор, подлатали ветку, поменяли несколько рельсин — и поехали. Есть и реальный пример тому — возрождённая для рыбаков и туристов узкоколейка Пихтовка — Шегарка. Места здесь экологически чистейшие — тайга, охота, рыбалка, грибы-ягоды, да и просто отдых.


Цитата из материала «Ломать — не строить...», опубликованного в газете «Вечерний Новосибирск», номер за 15.09.2000, автор — Т. Белова (http://www.vn.ru/15.09.2000/citynews/6468/):

И только на миг удача улыбнулась сельчанам — случайно уцелели ветки узкоколейки, которые в тридцатые годы были проложены из Пихтовки в тайгу на лагерные лесоучастки. Сегодня местное ушлое население активно их использует. Во многих домах стоят самодельные дрезины, ласково именуемые «пионерками». Конструкция народная — по сути дела, голое сиденье с моторчиком за спиной. Вышел за калитку, поставил «пионерку» на рельсы, раскрутил мини-движок — и в тайгу: охота, рыбалка, ягоды, шишки. Управление железной дороги сюда, к счастью, уже не дотянется — широкая колея, по которой можно было бы вывезти и эти рельсы, разобрана.


Цитата из материала «Путешествие, которого больше не будет», опубликованного в газете «Вечерний Новосибирск», номер за 15.03.2007 (http://www.vn.ru/15.03.2007/society/84820/):

Совсем другие чувства возникали, когда мчался, так казалось, на открытой платформе мотовоза из Пихтовки дальше на север. От Пихтовки шла лесовозная узкоколейка до посёлка Шегарка, расположенного по берегам одноимённой реки. Посёлок был большой, как бы состоял из двух: Атуз на одном берегу и Шегарка — на противоположном.

В Атузе жил брат моего отца с семьей. Хорошо было ехать летним днем на открытой платформе: с обеих сторон мелькали разные пейзажи, доносились голоса птиц, запахи смолы, зелени деревьев и высоких трав, а ты словно парил под белыми облаками в ясном и тёплом воздухе.









ГОРОД НОВОСИБИРСК





Малая Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Спортивная, расположенная в городе Новосибирске.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Новосибирского ППЖТ №1. Начальный пункт — город Новосибирск.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога была расположена в левобережных районах дорога Новосибирска, вблизи станции Новосибирск-Западный. Информация, касающаяся этой узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова.

Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена. В 1961 году было организовано Новосибирское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) №1. ППЖТ создалось посредством объединения железнодорожных цехов нескольких промышленных предприятий, расположенных в левобережной части города Новосибирска, наиболее крупным из которых был завод «Сибсельмаш». Помимо путей широкой колеи, в состав ППЖТ вошла заводская узкоколейная железная дорога.

Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги, по информации от С. Костыгова, составляла 9 километров. Трасса узкоколейной железной дороги не установлена. Ни на одной из известных автору топографических карт узкоколейная железная дорога не была обозначена.

Тяговый подвижной состав в 1960-е годы был представлен мотовозами (какими — не установлено). Позднее поступили тепловозы ТУ6А, в 1987 году — два новых тепловоза ТУ8.

В конце 1997 года было принято решение об отказе от эксплуатации узкоколейной железной дороги в связи с её нерентабельностью. Вскоре узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога (?) вблизи плотины Обской ГЭС. Начальный пункт — город Новосибирск.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1978 году, состояние местности на 1970-е годы.

Узкоколейная железная дорога протяжённостью около 2 километров, расположенная вблизи плотины Обской ГЭС (южная окраина города Новосибирска, окрестности станции Сеятель, расположенной на железнодорожной линии Новосибирск — Среднесибирская) обозначена в одной из топографических карт масштаба 1:100 000.

Не исключено, что в действительности по данному направлению пролегала железнодорожная линия широкой колеи. Обозначение на карте может являться ошибкой, допущенной картографами.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейные железные дороги на стройплощадках Новосибирского метрополитена. Начальные пункты находились (находятся) в разных районах города Новосибирска.

Строительство Новосибирского метрополитена началось в 1979 году. Тоннели строились как открытым способом, так и закрытым способом (в основном, методом щитовой проходки). При строительстве тоннелей закрытым способом использовались временные узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2008 год, строительство Новосибирского метрополитена ведётся на участке между станцией Берёзовая Роща и будущей станцией Золотая Нива. Скорее всего, на стройплощадках действуют временные узкоколейные железные дороги.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Пашино. Начальный пункт — посёлок Пашино, расположенный вблизи станции Пашино.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Строительство оборонного завода №386 (ныне — Новосибирский механический завод «Искра») началось в 1941 году. Местонахождение предприятия — северная окраина посёлка Пашино, станция Заводская, расположенная на промышленном подъездном пути широкой колеи.

Вскоре после начала строительства завода была построена лесовозная узкоколейная железная дорога. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлась вывозка древесины на деревообрабатывающий комбинат, расположенный в посёлке Пашино. На комбинате из древесины изготавливались строительные материалы для оборонного завода №386.


Цитата из материала «Оборонный завод № 386 в годы Великой Отечественной войны», автор — С. С. Букин
(http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/2_01/19_buk.htm):

Одной из острейших проблем в начальный период Великой Отечественной войны стало обеспечение Красной Армии боеприпасами. В это время она испытывала подлинный снарядный и патронный голод. Огромные военные склады, расположенные в приграничных районах, попали в руки немцев. Часть оборонных заводов пришлось уничтожить при отступлении. В этих условиях ЦК ВКП (б) и СНК СССР 16 сентября 1941 года приняли постановление о строительстве предприятия по производству боеприпасов в окрестностях г. Новосибирска. Строительная площадка оборонного объекта, которому присваивался номер 386, размещалась в 20 километрах к северо-востоку от города, в районе станции «Заводская».

Очень дефицитными в военное время были строительные материалы: кирпич, цемент, металл, стекло и другие. Даже для строительства оборонного завода они выделялись снабженческими организациями Новосибирска в незначительных количествах. Поэтому было решено сделать упор на местные ресурсы.

К северо-западу от заводской площадки организовали лесоразработку, а к ней проложили узкоколейную железную дорогу, по которой стволы деревьев перевозились в деревообрабатывающий комбинат. Здесь изготавливались пиломатериал и различные столярные изделия, крайне необходимые для реконструкции бывших артиллерийских складов, строительства новых производственных помещений и жилых бараков. В целях их утепления широко использовались опилки. Доски прибивали вместо гвоздей сечкой из металлических отходов, которая также производилась на месте. В оконный блок вставлялось только одно небольшое стекло, а остальная его часть заделывалась толью.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации не установлена.








ЧЕРЕПАНОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Линёво — Листвянский. Начальный пункт — посёлок Листвянский.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
состояние местности на 1970-е годы (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Посёлок Листвянский (Листвянка) возник в связи с началом добычи каменного угля (Листвянское месторождение Горловского угольного бассейна). В 1931 году начали работать две небольшие шахты. По неподтверждённым данным, в близкий период времени была построена узкоколейная железная дорога, связавшая посёлок Листвянский со станцией Линёво на железнодорожной линии Новосибирск — Среднесибирская. Согласно другой версии, по данному направлению была построена железнодорожная линия широкой колеи.

Протяжённость узкоколейной железной дороги (либо железнодорожной линии широкой колеи) составляла около 12 километров. Производилась вывозка угля, существовало пассажирское сообщение.

Не позднее 1970-х годов узкоколейная железная дорога (в случае, если она существовала) была заменена железнодорожной линией широкой колеи. Скорее всего, после этого в посёлке Листвянский продолжала работать шахтная узкоколейная железная дорога, имевшая наземные участки незначительной протяжённости.

С 1980 года добыча угля стала вестись не только шахтным способом, но и открытым способом — в разрезах «Горловский» и «Ургунский».

В 1990-х годах добыча угля на шахте была прекращена. 19 января 2001 года шахта «Листвянская» была юридически ликвидирована. Железнодорожная линия широкой колеи Линёво — Листвянский в близкий период времени была разобрана.

По состоянию на 2007 год, обсуждаются планы возобновления открытой добычи угля в посёлке Листвянский. Возможно, будет восстановлена железнодорожная линия широкой колеи Линёво — Листвянский.


http://list.alex54.ru/ — неофициальный сайт посёлка Листвянский















26.01.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу