Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ











Пензенская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Пенза. Площадь — 43 300 км², численность населения 1 422 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2006 год, в Пензенской области находились четыре действующие узкоколейные железные дороги: узкоколейная железная дорога спичечной фабрики «Победа» (село Верхний Ломов), узкоколейная железная дорога фанерного завода «Власть Труда» (город Нижний Ломов), узкоколейная железная дорога Никольского стекольного завода, Пензенская детская железная дорога.




ЗЕМЕТЧИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в посёлке Земетчино и его окрестностях. Начальный пункт — посёлок Земетчино, расположенный у станции Земетчино на железнодорожной линии Кустарёвка — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога на оперативной
карте германской армии, составленной
06.05.1943.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1990 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от А. Приваловского, вблизи посёлка Земетчино имелась узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Земетчино — окрестности населённого пункта Матчерка. Узкоколейная железная дорога была обозначена на карте, изданной в 1940 году.

Главным предприятием посёлка Земетчино и Земетчинского района является Земетчинский сахарный завод, существующий с 1849 года. Возможно, узкоколейная железная дорога принадлежала сахарному заводу, использовалась для перевозок сахарной свёклы. Не исключено, что узкоколейная железная дорога находилась в ведении другой организации.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации не установлена (скорее всего, до 1960-х годов).

http://zemetchino.ucoz.ru/ — неофициальный сайт посёлка Земетчино








КУЗНЕЦКИЙ РАЙОН





Торфовозная узкоколейная железная дорога в городе Кузнецке и его окрестностях. Начальный пункт — город Кузнецк, расположенный у станции Кузнецк на железнодорожной линии Пенза — Сызрань.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1976 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от Е. Авдонина, в городе Кузнецке и его окрестностях действовала торфовозная узкоколейная железная дорога. Узкоколейная железная дорога была построена в 1941 либо 1942 году, когда значение торфяного топлива повысилось вследствие потери Донецкого угольного бассейна.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Кузнецк — Бобровское болото, её протяжённость составляла около 7 километров. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф поступал в основном на электростанцию города Кузнецка.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1950-е годы.

По состоянию на 2005 год, в городе Кузнецке имеется паровоз узкой колеи Кч4-235, установленный на вечную стоянку (находится вблизи здания ДК железнодорожников). Однако данный локомотив никогда на работал на узкоколейной железной дороге, находившейся в Кузнецке.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в населённом пункте Елюзань и его окрестностях. Начальный пункт — посёлок Елюзань, расположенный у станции Елюзань на железнодорожной линии Пенза — Сызрань.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1998 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

По информации от Е. Авдонина, вблизи станции Елюзань на железнодорожной линии Пенза — Сызрань (историческая Сызрано-Вяземская железная дорога) действовала лесовозная узкоколейная железная дорога. Дата открытия узкоколейной железной дороги не установлена.

Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению станция Елюзань — окрестности села Нижняя Елюзань. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес использовался шпалопропиточным заводом, находившимся вблизи станции Елюзань. На узкоколейной железной дороге использовались паровозы и мотовозы различных типов.

В конце 1950-х годов лесозаготовки вблизи Елюзани были прекращены в связи с истощением сырьевой базы, основная часть узкоколейной железной дороги была разобрана. Шпалопропиточный завод на протяжении некоторого времени оставался действующим, лес поступал на завод из других регионов.

Возможно, на шпалопропиточном заводе продолжал работать участок узкоколейной железной дороги. Однако шпалопропиточный завод был сравнительно небольшим, поэтому не исключено, что на его территории для перемещения вагонеток использовалась канатная тяга.

В 1964 году шпалопропиточный завод был закрыт. Его оборудование было перевезено на станцию Пронино (Куйбышевская, ныне Самарская область), где был создан Пронинский шпалопропиточный завод.

По информации от Е. Авдонина, работавший на узкоколейной железной дороге паровоз Кч4-235 был установлен в качестве памятника в городе Кузнецке, вблизи здания ДК железнодорожников.








НИЖНЕЛОМОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога спичечной фабрики «Победа» (село Верхний Ломов). Начальный пункт — село Верхний Ломов, расположенное вблизи станции Верхний Ломов на железнодорожной линии Выглядовка — Нижний Ломов.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога фанерного завода «Власть Труда». Начальный пункт — город Нижний Ломов.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.








НИКОЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Никольского стекольного завода. Начальный пункт — город Никольск.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Чаисского щебёночного завода. Начальный пункт — населённый пункт Павловка, расположенный вблизи станции Чаис на железнодорожной линии Рузаевка — Инза.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1981 году (обозначена разобранной).

Информация, касающаяся истории узкоколейной железной дороги, получена от Е. Авдонина, соавтора раздела «Узкоколейные железные дороги Пензенской области» на сайте Пензенского клуба любителей железной дороги (http://www.sura.ru/gdklab_penza/narrow.htm).

В 4 километрах к северу от села Павловка (станция Чаис на магистральной железнодорожной линии Рузаевка — Инза) в 1935 году было решено создать щебёночный карьер. В 1936 году началось добыча песчаника, его потребителем была железная дорога. Первоначально дробление песчаника производилось далеко за пределами карьера.

В 1949 году на территории карьера был открыт щебёночный завод. Для доставки произведённого щебня на станцию Чаис в первые годы работы щебёночного завода использовалась подвесная канатная дорога. Этот вид транспорта оказался ненадёжным, его эксплуатация доставляла немало проблем.

В 1956 году в качестве замены подвесной канатной дороги была открыта узкоколейная железная дорога. Из-за сложного рельефа местности узкоколейную железную дорогу пришлось прокладывать не по кратчайшему направлению, её протяжённость оказалась вдвое больше протяжённости подвесной канатной дороги (8 километров). На узкоколейную железную дорогу поступили паровозы и платформы. Первоначально паровозы отапливались дровами, позднее — углём. На маневровой работе в карьере использовались двухосные мотовозы.

В 1961 году щебёночный завод был переведён на станцию Чаис, с этого времени по узкоколейной железной дороге перевозилась не готовая продукция (щебень), а сырьё (песчаник в глыбах).

Позднее (ориентировочно в 1966-1968 гг.) было решено перейти на автомобильную доставку песчаника. Возможно, одной из причин принятия такого решения стала разработка новых карьеров, расположенных на значительном удалении от старого карьера, в результате чего для продолжения вывоза песчаника по узкоколейной железной дороге пришлось бы строить новые линии.

По состоянию на 2004 год, о существовании узкоколейной железной дороги напоминал капитальный бетонно-металлический мост через реку Инза в селе Павловка, переоборудованный для движения автотранспорта. Щебёночный завод находился в полуразрушенном состоянии.








ПЕНЗЕНСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ПЕНЗА





Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия в городе Пензе. Начальный пункт — город Пенза.

По информации от Е. Авдонина, в 1943 году в городе Пензе была построена узкоколейная железная дорога, соединившая промышленное предприятие, выпускавшее боеприпасы (в основном мины М-82 и М-50) с ближайшей железнодорожной станцией широкой колеи (предположительно Пенза II). Протяжённость узкоколейной железной дороги могла составлять около 2 километров.

Предприятие, производившее боеприпасы, находилось вблизи нынешнего исправительно-трудового учреждения ЯК 7/1 (адрес: г. Пенза, Автоматный пер., д. 1).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации не установлена.



__________________________________________________________________________________________________




Городская узкоколейная железная дорога в Пензе. Начальный пункт — город Пенза.


Узкоколейная железная дорога на плане города (нанесена условно).

В 1935-1937 годах в городе Пензе работала узкоколейная железная дорога, предназначенная для пассажирских перевозок. В некоторых источниках узкоколейная железная дорога определяется как трамвай.

По информации от Е. Авдонина, узкоколейная железная дорога соединяла центр города Пензы с велосипедным заводом, расположенным на улице Ленина в северной части города (позднее велосипедный завод получил название «завод имени Фрунзе» («ЗИФ»)). Узкоколейная железная дорога была построена в 1935 году. Считается, что её строительство стало возможным после коллективного обращения рабочих велозавода в Москву, в котором содержались жалобы на плохое транспортное обслуживание.

Приблизительная трасса узкоколейной железной дороги: драмтеатр вблизи пересечения улиц Московская и Бакунина (центр города) — тоннель под путями станции Пенза I (в настоящее время — пешеходный) — велозавод (в настоящее время его адрес — улица Ленина, д. 3). Позднее конечная станция в центре города была перенесена на Базарную площадь (ныне площадь Ленина).

Известна одна сохранившаяся фотография узкоколейной железной дороги, её оригинал находится в Пензенском краеведческом музее. На фотографии запечатлён состав, состоящий из автомотрисы (мотовоза с местами для пассажиров) и двух пассажирских вагонов.

Узкоколейная железная дорога была построена «наскоро», состояние пути было плохим, часто происходили аварии. Примерно через два года после открытия, осенью 1937 года, движение было прекращено, перевозки пассажиров стали осуществляться автобусами. Через некоторое время узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Пензенский_трамвай — материал из «Википедии» (свободной энциклопедии)



__________________________________________________________________________________________________




Пензенская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в черте города Пензы.

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в посёлке Леонидовка и его окрестностях (?). Возможный начальный пункт — посёлок Леонидовка, расположенный вблизи станции Леонидовка на железнодорожной линии Пенза — Сызрань.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Посёлок Леонидовка, расположенный в Пензенском районе Пензенской области, имеет широкую известность как место хранения и утилизации химического оружия. В «открытой» части посёлка, которая является сельским населённым пунктом, существует улица Узкоколейная.

http://postindex.ypages.ru/rus/qu1200/ic4996426 — упоминание Узкоколейной улицы в посёлке Леонидовка

Возможно, улица получила название благодаря тому, что в посёлке Леонидовка когда-то действовала лесовозная узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.














31.01.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу