Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Ростовская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Ростов-на-Дону. Площадь — 100 800 км², численность населения 4 334 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2010 год, было известно о наличии в Ростовской области одной действующей узкоколейной железной дороги, не относящейся к категории шахтных — Малой Северо-Кавказской (Ростовской) детской железной дороги. Вероятность наличия в регионе других сохранившихся узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных, представляется близкой к нулю.

Число действующих шахтных узкоколейных дорог не установлено.



БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Большая Лучка. Начальный пункт — населённый пункт Большая Лучка.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.

Узкоколейная железная дорога, пролегающая по направлению населённый пункт Большая Лучка — шахта №7, показана в некоторых топографических картах, изданных в 1930-е годы. Скорее всего, узкоколейная железная дорога связывала шахту №7 со пристанью на реке Северский Донец.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.








ГУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ





Шахтная узкоколейная железная дорога в Гукове. Местонахождение — город Гуково.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1993 году (основная часть), 1982 году (восточная часть).

В городе Гуково и его окрестностях действовали узкоколейные железные дороги, соединявшие станцию на железной дороге широкой колеи с угольными шахтами. На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году, показана узкоколейная железная дорога длиной около 3 километров, пролегающая по направлению станция Гуково — шахта №20.

Практически все протяжённые наземные участки шахтных узкоколейных железных дорог были заменены линиями широкой колеи.

По неподтверждённым данным, вплоть до 1990-х годов длинные наземные выходы шахтных узкоколейных железных дорог связывали шахты с Гуковской ЦОФ (Центральной обогатительной фабрикой).

По состоянию на 2010 год, в городе Гуково сохраняются действующие шахты. Скорее всего, есть короткие наземные участки шахтных узкоколейных железных дорог.








КАМЕНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Лихая — Чичерино. Начальный пункт — посёлок Лиховской (Лихая).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году, показана узкоколейная железная дорога длиной около 2 километров, пролегающая по направлению станция Лихая — рудник (шахта) имени Чичерина.

Не исключено, что в действительности подъездной путь от станции Лихая до шахты имени Чичерина всегда был ширококолейным. На карте он мог быть ошибочно показан как узкоколейная железная дорога.

В любом случае, как минимум с 1970-х годов по направлению Лихая — Чичерино (шахта имени Чичерина) пролегал только подъездной путь широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная Плешаково — Волченский. Начальный пункт — станция Плешаково, расположенная на железнодорожной линии Лихая — Изварино (по состоянию на 2010 год, железнодорожная линия Лихая — Изварино полностью разобрана).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.

По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога соединяла станцию Плешаково с угольной шахтой «Центрально-Восточная», находившейся на окраине хутора Волченский. Возможный период работы узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.

Ни на одной из известных автору топографических карт узкоколейная железная дорога не обозначена.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога шахты в окрестностях посёлка Углерод. Начальный пункт — посёлок Углерод, расположенный в окрестностях станции Замчалово на железнодорожной линии Лихая — Горная.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.

В окрестностях посёлка Углерод действовала узкоколейная железная дорога, обслуживавшая угольную шахту, но имевшая необычно большую для шахтных узкоколейных железных дорог протяжённость наземного участка — почти 2 километра.

По информации от С. Костыгова, в 1973 году Камбарским машиностроительным заводом был построен тепловоз ТУ7, получателем которого значилось Лиховское шахтоуправление, доставка осуществлялась до станции Лихая. Не исключено, что этот тепловоз поступил именно в Углерод.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1990-х годов.








МАТВЕЕВО-КУРГАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога бумажной фабрики «Красный Бумажник». Начальный пункт — бумажная фабрика «Красный Бумажник», расположенная вблизи населённых пунктов Красный Бумажник и Шапошниково.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1999 году.

Узкоколейная железная дорога на бумажной фабрике «Красный Бумажник», по неподтверждённым данным, была построена во второй половине 1940-х годов, в ходе реконструкции фабрики после разрушений, полученных в период Великой Отечественной войны.

Узкоколейная железная дорога соединяла бумажную фабрику со станцией Матвеев Курган на железной дороге широкой колеи. Протяжённость линии узкоколейной железной дороги составляла около 4 километров. Перевозилось сырьё (макулатура), готовая продукция и другие грузы.

Среди имевшегося подвижного состава — различные мотовозы (в том числе переоборудованный мотовоз МД54-4 постройки Истьинского машиностроительного завода), по неподтверждённым данным — тепловоз ТУ7.


Переоборудованный мотовоз МД54-4 постройки Истьинского машиностроительного завода на узкоколейной
железной дороге бумажной фабрики «Красный Бумажник». 1989 год. Автор фотографии — С. Волков.
Фотография размещена в книге «Наши узкоколейные тепловозы и электровозы» (М., 2003).

В первой половине 1990-х годов бумажная фабрика «Красный Бумажник» была закрыта. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.


http://old.wikimapia.org/#lat=47.5787115&lon=38.8086301&z=18&l=1&m=s&v=9 — территория бывшей бумажной фабрики «Красный Бумажник» на спутниковых снимках

http://www.taganrog.su/phpBB2/viewtopic.php?p=190717 — фотографии бывшей бумажной фабрики «Красный Бумажник», 2010 год









ГОРОД НОВОШАХТИНСК





Узкоколейная железная дорога в Новошахтинске. Местонахождение — город Новошахтинск.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1983 году.

В восточной части города Новошахтинска (район шахты имени Кирова) действовала узкоколейная железная дорога протяжённостью около 4 километров. С почти полной уверенностью можно утверждать, что она представляла собой нетипично длинный «наземный выход» шахтной узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1990-х годов.








ОБЛИВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Обливская — Серафимович (Усть-Медведицкая). Начальный пункт — станция Обливская, расположенная на железнодорожной линии Морозовская — Максима Горького.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1991 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога являлась военно-полевой. Узкоколейная железная дорога была построена в августе 1942 года для нужд германской армии в ходе наступления на Сталинград.

Наиболее вероятная ширина колеи — 600 мм (как и у большинства германских военно-полевых узкоколейных железных дорог). Помимо основной линии Обливская — Серафимович (Усть-Медведицкая), существовали другие линии.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога действовала непродолжительное время.








ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ





Малая Северо-Кавказская (Ростовская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Солнечная, расположенная в городе Ростове-на-Дону.

По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога действует.








ГОРОД ШАХТЫ





Узкоколейная железная дорога в городе Шахты. Местонахождение — город Шахты.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1983 году.

На западной окраине города Шахты действовала наземная узкоколейная железная дорога протяжённостью около 1,5 километров. С почти полной уверенностью можно утверждать, что она представляла собой нетипично длинный «наземный выход» шахтной узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1990-х годов.














12.06.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу