Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ











Рязанская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Рязань. Площадь — 39 600 км², численность населения 1 182 тыс. чел. (2006).






По состоянию на 2010 год, на территории Рязанской области насчитывалось 5 сохранившихся узкоколейных железных дорог, из которых одна не вполне может быть отнесена к числу полноценных: узкоколейная железная дорога Тумская — Гуреевский — Голованова Дача (последний сохранившийся участок Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги), узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия (посёлок Болонь), восстановленная в 2010 году узкоколейная железная дорога Солотчинского торфопредприятия (посёлок Приозёрный), узкоколейная железная дорога Рязанского шпалопропиточного завода, узкоколейная железная дорога Михайловского кирпичного завода (не вполне полноценная).

Сохранившихся шахтных узкоколейных железных дорог, насколько известно, в регионе нет. Все угольные шахты Рязанской области были закрыты не позднее 1990-х годов.

В 2011 году была завершена ликвидация последнего участка Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги.



КЛЕПИКОВСКИЙ РАЙОН





Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Тумская, расположенная в посёлке Тума.

Собственно Рязанско-Владимирской железной дорогой официально называлась узкоколейная железная дорога Рязань-Пристань — Владимир, в 1924 году сокращённая до станции Тумская (участок Тумская — Владимир был перестроен на широкую колею). На протяжении большей части своей истории она принадлежала МПС (НКПС) СССР, МПС России.

Многие узкоколейные линии принадлежали другим структурам, но составляли единую сеть с Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой. Среди них: лесовозные линии от станций Курша и Голованова Дача в южном направлении (разобраны в 1960-е годы), линии к ватным фабрикам от станций Летники, Томашево, Спас-Клепики и Пилево, торфовозные линии Спас-Клепики — Ненашкино, Ласково — Приозёрный (Солотчинское торфопредприятие), а также некоторые другие.

Все эти линии рассматриваются автором как часть Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги и описаны вместе с ней. Узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия (посёлок Болонь), которая также в течение некоторого времени составляла единую сеть с Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой, описана отдельно — она всегда представляла собой крупную технологически самостоятельную сеть.

Восстановленный участок узкоколейной железной дороги на Солотчинском торфопредприятии также описан отдельно.

По состоянию на 2010 год, единственный сохранившийся участок Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги пролегает по направлению Тумская — Гуреевский — Голованова Дача. Его протяжённость составляет 31 километр. Участок не используется для регулярного движения с 2008 года, но сохраняется в целостном виде. Периодически участок используется для движения съёмной мотодрезины.

В 2011 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Тумского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Тума, расположенный вблизи станции Тумская.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2009 год.








МИЛОСЛАВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Милославское. Начальный пункт — посёлок Милославское, расположенный у станции Милославское на железнодорожной линии Павелец — Раненбург.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1995 году.

В окрестностях посёлка Милославское дейстовала сеть узкоколейных железных дорог, предположительно связывавших станцию широкой колеи с угольными шахтами. Ориентировочный период работы узкоколейной железной дороги — 1920-30-е годы.

На известных автору топографических картах, изданных в 1940-е годы и позднее, узкоколейные железные дороги вблизи Милославского не обозначены.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.








МИХАЙЛОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Михайловского кирпичного завода. Местонахождение — город Михайлов, расположенный у станции Михайлов на железнодорожной линии Узуново — Павелец.

Узкоколейная железная дорога «с натяжкой» может быть признана полноценной. Протяжённость — немногим более 300 метров, ширина колеи — 600 мм.

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на известковых карьерах в окрестностях посёлков Змеинка и Октябрьский. Местонахождение — карьеры, расположенные в окрестностях посёлков Змеинка и Октябрьский.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1941 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 2000 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

К западу от города Михайлова с XIX века ведётся активная добыча известняка. Здесь существует большое количество известняковых карьеров.

На протяжении длительного времени на известняковых карьерах действовали узкоколейные железные дороги небольшой протяжённости. Сведений о подвижном составе нет. По неподтверждённым данным, на них работали паровозы и мотовозы.

Не позднее 1960-х годов вывозка известняка почти полностью была переведена на широкую колею и автомобильный транспорт. Однако небольшой участок путей колеи 750 мм вблизи Змеинки сохранялся значительно дольше.

По информации от работников Михайловского кирпичного завода (получена в 2006 году), вплоть до 1990-х годов вблизи Змеинки сохранялся небольшой участок пути колеи 750 мм. С него в Михайлов был перевезён лёгкий мотовоз (мотодрезина). Скорее всего, рельсовый путь в то время уже не был полноценной дорогой.








РЯЗАНСКИЙ РАЙОН И ГОРОД РЯЗАНЬ





Узкоколейная железная дорога Рязанского шпалопропиточного завода. Местонахождение — город Рязань (район Борки).

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Мурмино. Начальный пункт — посёлок Мурмино.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 197? году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 197? году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1980 году (основная часть), 1981 году (северная часть).
Нанесена условно, на основе данных предыдущей карты.

Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза торфа из торфомассива, расположенного в окрестностях деревни Тёмное, на Мурминскую суконную фабрику. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 15 километров.

Узкоколейная железная дорога была построена во второй половине 1940-х годов. В строительстве принимали участие германские военнопленные. Вблизи торфомассива появился посёлок торфозаготовителей Северный.


Цитата из материала «Перкино», автор — К. Ситников (http://utrolam.narod.ru/Arxiv/u_2001/ksitnikov.htm):

Перед походом в мещерскую тайгу я расспросил об этих местах бывалых туристов. Выяснилось, что Северный — поселок торфозаготовителей. Совсем недавно он снабжал топливом построенную еще в XIX веке мурминскую ткацкую фабрику. Для этого была проведена узкоколейка. Сооружали ее после войны пленные немцы.

Теперь торф не используется, торфоразработку прекратили, узкоколейку разобрали. В память о ней осталась лишь высокая насыпь. Да и сама фабрика сейчас с трудом выживает в новых рыночных условиях.



Приблизительно в начале 1970-х годов Мурминская суконная фабрика перестала использовать торфяное топливо. Добыча торфа в окрестностях посёлка Мурмино была прекращена. Не позднее 1976 года узкоколейная железная дорога была разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Солотчинского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Приозёрный.

Узкоколейная железная дорога была восстановлена в 2010 году.

По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.








САСОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Батьки. Начальный пункт — посёлок Батьки.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1974 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1989 году (в оригинале карты обозначена не была).

Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза топливного торфа из Тюрлюковского торфомассива на спиртовой завод, расположенный в посёлке Батьки. Согласно топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 12 километров.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в конце 1970-х либо начале 1980-х годов. Наиболее вероятная причина её ликвидации — отказ спиртового завода от использования торфяного топлива и прекращение добычи торфа.








СКОПИНСКИЙ РАЙОН





Чулковская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Брикетная, расположенная на железнодорожной линии Павелец — Ряжск.


Узкоколейная железная дорога (показана как железная дорога широкой колеи) и железные дороги
широкой колеи на карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1947 году.

Узкоколейная железная дорога и железные дороги широкой колеи на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1998 году (северная часть), 1995 году (южная часть)

Чулковская узкоколейная железная дорога («Чулковская каменноугольная железная дорога») пролегала по направлению станция Брикетная Сызрано-Вяземской железной дороги — угольные шахты в окрестностях села Чулково. Узкоколейная железная дорога была открыта не позднее 1890-х годов.


http://community.livejournal.com/ru_uzd/80415.html — материал, посвящённый Чулковской узкоколейной железной дороге (автор — С. Калинов)

http://community.livejournal.com/ru_uzd/79432.html — материал, посвящённый Чулковской узкоколейной железной дороге (автор — С. Калинов)

http://community.livejournal.com/ru_uzd/80756.html — материал, темой которого является жетон Чулковской узкоколейной железной дороги (автор — С. Калинов)



В 1920-х и 1930-х годах сеть узкоколейных железных дорог в окрестностях Скопина получила значительное развитие, её протяжённость увеличилась во много раз. Не позднее 1930-х годов появился второй выход к широкой колее — на станцию Вослебово Сызрано-Вяземской железной дороги. Согласно картам, одна из линий была продлена от Чулково через многочисленные шахты к станции Топилы на железной дороге Павелец — Раненбург.

Не позднее 1960-х годов узкоколейная железная дорога была разобрана всюду, кроме небольших участков вблизи шахт. «Дальние» линии узкоколейной железной дороги были полностью заменены линиями широкой колеи, местом примыкания «углевозной» железной дороги широкой колеи к магистральной сети стала станция Вослебово, а не Брикетная. Линии широкой колеи обслуживались Скопинским ППЖТ.

Продолжительное время в Скопинском районе существовали небольшие шахтные узкоколейные железные дороги на угольных шахтах. Последняя шахта была закрыта в 1990-х годах.

По состоянию на 2010 год, от огромной когда-то сети ширококолейных ведомственных железных дорог в окрестностях Скопина (южнее станции Вослебово) сохранялся небольшой остаток. Он находился под угрозой ликвидации.








СТАРОЖИЛОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Истьинского машиностроительного завода. Начальный пункт — село Истье.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.


Узкоколейная железная дорога (в действительности железная дорога широкой колеи Старожилово — Истье)
на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога (в действительности железная дорога широкой колеи Старожилово — Истье) на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году (западная часть), 1986 году (восточная часть).


Узкоколейная железная дорога (в действительности железная дорога широкой колеи Старожилово — Истье) на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году (западная часть), 1985 году (восточная часть). Автором обозначена предполагаемая трасса
узкоколейной железной дороги, возможно, действовавшей когда-то на участке Старожилово — Истье.

Узкоколейная железная дорога Истьинского машиностроительного завода, по данным на 2010 год, остаётся одной из наиболее загадочных в историческом отношении.

Истьинский машиностроительный завод (первоначально — чугуноплавильный и железоделательный завод) основан в 1713 году. В XIX веке завод стал производить рельсы для железных дорог России. По неподтверждённым данным, в 1890-х годах была построена узкоколейная железная дорога от Истьинского завода до ближайшей к нему станции Старожилово на железной дороге широкой колеи Рязань — Ряжск — Козлов.


Цитата из материала «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX—XX веков» (http://fianm.ru/pages/view/1830.html):

К 1890-м гг. была произведена перестройка, завод переобразовали. Возвели новый промышленный комплекс, который включал рельсопрокатный, штамповочный и тормозной цеха, здание конторы, турбину, вагранку и водонапорную башню. На высоком уровне здесь выполнили всю конструктивную часть, в особенности легкие металлические фермы, перекрывающие пролеты цехов. От станции Старожилово Рязанско-Козловской железной дороги до Истья была проложена 10-верстная узкоколейная ветка.

Завод оснастили мощным оборудованием, в которое входили 1 пудлинговая и 5 сварочных печей Сименса, 2 паровых молота по 1,5 т каждый, 1 крупносортный и 1 мелкосортный станы с паровыми машинами в 100 л. с., паровые котлы системы Шухова (прослужили до 1980-х гг.) и др.



На карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году (информация взята из карт, изданных в СССР в 1940-х годах) железная дорога Старожилова — Истье показана как ширококолейная и «заброшенная».

На протяжении длительного времени Истьинский машиностроительный завод производил подвижной состав для узкоколейных железных дорог, в том числе мотовозы МД54-2 (с 1954 года) и МД54-4 (с 1960 года). Производство узкоколейных локомотивов невозможно без наличия путей узкой колеи по крайней мере внутри территории завода.

По мнению исследователя железных дорог В. Боченкова, собравшего значительный объём информации об Истьинском машиностроительном заводе, как минимум в 1950-х годах завод не имел ни ширококолейной, ни узкоколейной железной дороги, связывающей его с железнодорожной сетью страны. Доставка на завод сырья и отправка готовой продукции осуществлялась автомобильным и гужевым транспортом.

Возможна версия, что построенная в 1890-х годах узкоколейная железная дорога Старожилово — Истье была разрушена в годы Гражданской войны (конец 1910-х — начало 1920-х), не восстанавливалась.


http://karf.by.ru/istie.html — материал В. Боченкова, опубликованный в журнале «Локотранс», №10, 2002 год


С учётом того, что расстояние от завода до станции Старожилово составляет 13 километров, не иметь железнодорожной ветки, возить огромный объём сырья и готовую продукцию (в том числе локомотивы) гужевым транспортом — выглядит так же, как «забивать гвозди микроскопом».

По информации от В. Боченкова, в ноябре 1963 года был сдан в эксплуатацию подъездной путь широкой колеи Старожилово — Истье. На всех известных топографических картах, изданных в 1970-х и 1980-х годах, он по вине картографов, халатно относящихся к своей работе, показан как «узкоколейная железная дорога».

В 1989 году ширококолейная линия Старожилово — Истье перестала использоваться и через несколько лет была полностью разобрана. Подвижной состав узкой колеи завод к тому времени завод уже не выпускал. Скорее всего, пути узкой колеи внутри завода были разобраны не позднее 1990-х годов.

По состоянию на 2010 год, Истьинский машиностроительный завод работает. Официальный сайт завода — http://istmz.ru.

В высшей степени поразительным выглядит тот факт, что завод выпускает различный подвижной состав для железных дорог широкой колеи (в основном путевую технику) — однако не связан с железнодорожной сетью России! Факт полной ликвидации железной дороги Старожилово — Истье подтверждён в 2010 году.

Возможно, внутри территории Истьинского машиностроительного завода действует небольшая изолированная железная дорога широкой колеи, предназначенная для выкатки готовой продукции из цехов к месту погрузки на автомобили.








ШИЛОВСКИЙ РАЙОН





Назаровская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Назаровка, расположенный у станции Назаровка на железнодорожной линии Рязань — Кустарёвка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США
в 1953 году (информация взята в основном из карт, изданных в СССР).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году
(нанесена главным образом на основе данных карты масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги составяла около 70 километров (с учётом ветвей).

По информации от И. Некрасова, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1920-х либо 1930-х годах. На лесозаготовках вблизи узкоколейной железной дороги работали заключённые. Вдоль магистральной линии находились исправительно-трудовые лагеря.

После Великой Отечественной войны, помимо заключённых, здесь работали военнопленные. На узкоколейную железную дорогу поступали паровозы, построенные в Финляндии.

Узкоколейная железная дорога была разобрана ориентировочно в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Подвижной состав и материалы верхнего строения пути частично были отправлены на строившуюся в те же годы Пошехоно-Володарскую узкоколейную железную дорогу (начальный пункт — посёлок Зубарёво, Пошехонский район Ярославской области).


http://narrow.parovoz.com/nazarovka/ — описание похода по разобранной узкоколейной железной дороге, совершённого И. Некрасовым и другими сотрудниками Переславского железнодорожного музея-заповедника в мае 2000 года














19.06.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу