УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Саратовская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Саратов. Площадь — 100 200 км², численность населения 2625,7 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2006 год, было известно о существовании в Саратовской области одной сохранившейся узкоколейной железной дороги — узкоколейной железной дороги Красноармейского кирпичного завода. Вероятность наличия в области других сохранившихся узкоколейных железных дорог представляется низкой.







ВОЛЬСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Вольского цементного завода. Начальный пункт — цементный завод в городе Вольске.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1985 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 2 километров. Имелись тепловозы ТУ7 (ТУ7А).

Согласно информации, предоставленной С. Костыговым, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2005 году.

По неподтверждённым данным, перед ликвидацией узкоколейной железной дороги один из тепловозов был передан на узкоколейную железную дорогу Чапаевского силикатного завода (Самарская область, город Чапаевск).








КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Красноармейского кирпичного завода. Начальный пункт — Красноармейский кирпичный (керамический) завод, находящийся в городе Красноармейск.

По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.








ГОРОД САРАТОВ





Узкоколейная железная дорога Князевского шпалопропиточного завода. Начальный пункт — Князевский шпалопропиточный завод, расположенный у станции Лесопильный, в черте города Саратова.

Рельсовые пути узкой колеи на шпалопропиточном заводе у станции Лесопильный были построены до революции 1917 года. Позднее здесь появилась полноценная узкоколейная железная дорога.

В 1990-х годах Князевский шпалопропиточный завод был закрыт. Узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана.

Согласно информации, предоставленной С. Костыговым, в 2000 году на территории бывшего завода ещё имелись фрагменты рельсовых путей и вагонетки.


http://ruzgd.ru/lesopiln.shtml — материал о шпалопропиточном заводе на сайте В. Зимина. Информация и фотография относятся к концу XIX века — началу XX века.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на стройплощадке Саратовского комбайнового завода. Начальный пункт — город Саратов.

Строительство Саратовского комбайнового завода началось в 1929 году, продолжалось около 3 лет. В 1937 году «в связи с угрозой военного нападения на СССР» завод был перепрофилирован на выпуск продукции военного назначения. В настоящее время это Саратовский авиационный завод.

По информации от В. Зимина, при строительстве Саратовского комбайнового завода применялась временная узкоколейная железная дорога. После завершения строительства узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.







ЭНГЕЛЬССКИЙ РАЙОН





«Заволжская» сеть железнодорожных линий узкой колеи Рязано-Уральской железной дороги. Начальный пункт — станция Покровская Слобода (позднее Покровск-Приволжский), расположенная в нынешнем городе Энгельс.

Ширина колеи этой узкоколейной железной дороги составляла 1000 мм. Участок Покровск — Урбах — Ершов — Уральск был сдан в эксплуатацию в 1894 году, участки Урбах — Красный Кут — Александров Гай и Ершов — Николаевск (ныне Пугачёвск) — в 1895 году.

В 1903 году началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Красный Кут — Астрахань и реконструкция участка Покровск — Урбах — Красный Кут на широкую колею.

Участок Урбах — Ершов был реконструирован на широкую колею не позднее октября 1911 года, участок Ершов — Уральск стал ширококолейным в 1913 (?) году.

Участок Красный Кут — Александров Гай стал был реконструирован на широкую колею 1919 году. Последним из сохранявшихся участков узкоколейной железной дороги был участок Ершов — Пугачёвск. Он стал ширококолейным в 1927 (?) году.

В расписании движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР) участок Ершов — Пугачёвск Самарский (прежнее название Николаевск Уральский) не был отмечен как узкоколейный. Упоминалось о курсировании беспересадочного вагона Покровск Приволжский — Пугачёвск Самарский.


Расписание движения поездов на лето 1897 года, участок Покровская Слобода — Уральск (из «Официального
указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов на лето 1897 года, участок Ершов — Николаевск (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов на лето 1897 года, участок Урбах — Александров Гай (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года, участок Урбах — Уральск (из «Официального
указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года, участки Ершов — Николаевск Уральский
и Красный Кут — Александров Гай (из «Официального указателя железнодорожных,
пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных
и других пассажирских сообщений»). Узкоколейными на тот момент являлись только участки
Ершов — Николаевск Уральский и Красный Кут — Александров Гай.


Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года на ширококолейном участке Ершов — Пугачёвск Самарский
(из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).











27.08.2006 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика