Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Тамбовская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Тамбов. Площадь — 34 300 км², численность населения 1 144 тыс. чел. (2005).






По состоянию на 2010 год, не исключается наличие в Тамбовской области сохранившейся узкоколейной железной дороги в городе Котовске, на предприятии, ранее известном как «п/я А-3584».





ЖЕРДЕВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Жердевского сахарного завода. Начальный пункт — город Жердевка.

Сведений о протяжённости узкоколейной железной дороги, подвижном составе, датах строительства и ликвидации узкоколейной железной дороги к настоящему моменту получить не удалось. Возможно, она была разобрана в 1950-х годах.

Ликвидация узкоколейной железной дороги не была связана с закрытием завода — по состоянию на 2006 год, Жердевский сахарный завод работает.








МОРДОВСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога Новопокровского сахарного завода. Начальный пункт — Новопокровский сахарный завод, расположенный в посёлке Новопокровка.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году (нанесена на основе данных карты 1941 года издания).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году

По информации от С. Дорожкова, узкоколейная железная дорога на Новопокровском сахарном заводе была открыта в 1900-х годах. Основная линия связала завод с хутором Петровский, где находилось имение графа А.А. Орлова-Давыдова. По узкоколейной железной дороге производилась доставка сахарной свёклы на завод.

Скорее всего, в те же годы была построена и линия узкоколейной железной дороги от сахарного завода до станции Мордово Грязе-Царицынской железной дороги, благодаря чему сахарный завод получил выход на магистральную железнодорожную сеть.

В 1930-х годах узкоколейная железная дорога получила развитие. Были построены новые линии вблизи посёлка совхоза Петровский (бывший хутор Петровский).

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в конце 1950-х годов либо в начале 1960-х годов. По направлению Новопокровский сахарный завод — станция Оборона (прежнее название Мордово) была построена железнодорожная линия широкой колеи.








МОРШАНСКИЙ РАЙОН





Узкоколейная железная дорога (?) промышленного предприятия в городе Моршанске. Возможный начальный пункт — посёлок Коршуновка, расположенный в окрестностях города Моршанска, вблизи станции Коршуновка на железнодорожной линии Ряжск — Вернадовка.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:100 000.

Возможно, узкоколейная железная дорога связывала станцию Коршуновка с одним из промышленных предприятий города Моршанска. Не исключено, что обозначение на карте является ошибкой картографов, в действительности по трассе узкоколейной железной дороги пролегал (пролегает) подъездной путь широкой колеи.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если когда-либо существовала).








ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОН






Узкоколейная железная дорога (?) Хоботово — Ранинский лесозавод. Возможный начальный пункт — станция Хоботово, расположенная на железнодорожной линии Богоявленск — Мичуринск.


Железнодорожная линия Хоботово — Ранинский лесозавод на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (частично обозначена разобранной).

Строительство лесовозной железной дороги в районе станции Хоботово началось 1942 году. Основной целью строительства являлся вывоз дров, потребность в которых появилась в результате оккупации Донецкого угольного бассейна.

По некоторым данным, первоначально здесь была построена узкоколейная железная дорога. Более вероятно, что здесь изначально строилась лесовозная железнодорожная линия широкой колеи, узкоколейной железной дороги никогда не было.








ТАМБОВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ТАМБОВ






Узкоколейная железная дорога Голдымского торфопредприятия (?). Возможный начальный пункт — посёлок Голдымское торфопредприятие.


Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте.

В посёлке Голдымского торфопредприятия находится торфобрикетный завод. Объём добычи торфа здесь достаточно велик.

Сведениями о существовании узкоколейной железной дороги автор не располагает. Возможно, узкоколейная железная дорога проектировалась, но не была построена.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Платоновка (?). Возможный начальный пункт — станция Платоновка, расположенная на железнодорожной линии Тамбов — Ртищево.


Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (обозначена разобранной).

Факт существования узкоколейной железной дороги в какой-либо период времени — под вопросом. Возможно, по направлению Платоновка — населённый пункт Керша пролегала железнодорожная линия широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Рада. Начальный пункт — станция Рада, расположенная на железнодорожной линии Тамбов — Ртищево.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
(узкоколейная железная дорога не обозначена).

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1920 год. Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки дров в город Тамбов. Протяжённость составляла около 15 километров.

Позднее узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. На участке Рада — 6 км по её направлению была построена железнодорожная линия широкой колеи.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на стройплощадке завода синтетического каучука. Начальный пункт — город Тамбов.

Строительство завода синтетического каучука (СК-5) началось в 1936 году. На стройплощадке действовала узкоколейная железная дорога, на ней работал по меньше мере один мотовоз.

В 1941 году строительство было законсервировано. Подвижной состав и элементы верхнего строения пути были отправлены на новую торфовозную узкоколейную железную дорогу.

Возможно, после 1941 года строительство велось без использования узкоколейной железной дороги.



__________________________________________________________________________________________________




Торфовозная узкоколейная железная дорога в городе Тамбове и его окрестностях. Начальный пункт — город Тамбов (один из районов, расположенных на правом берегу реки Цны).

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1941 году. Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки в город Тамбов топливного торфа.


Цитата из материала, опубликованного в газете «Тамбовские известия», номер от 17 августа 1999 года
(http://www.tmb.ru/~wwwbiz/npaper/izvest/34/21.html):

УЛ.МОСКОВСКАЯ, ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Сегодня мы рассмотрим объекты этой улицы, расположенные к востоку от земской больницы, на прибрежных территориях речки Чумарсы. Как-то так получилось, что эта местность из-за своей неровности мало использовалась для строительства и ведения сельского хозяйства. Здесь располагались небольшие кирпичные заводики, помещения для выделки кож и пр. Позже здесь пролегла ветка узкоколейки, по которой доставлялся торф из района торфоразработок на топливную базу, к востоку от больницы.

...

Территория к востоку от корпусов психолечебницы была занята ботаническим садом, торфяным складом. В конце 50-х годов узкоколейную дорогу к складу разобрали, мостик через Чумарсу значительно расширили, выровняли территорию, построили деревянный домик для диспетчерской конечной остановки троллейбуса, и в конце 60-х годов по выровненной дамбе он стал ходить до АКЗ (анилино-красочного завода).



Цитата из материала «ТАМБОВ НА КАРТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ» (http://regadm.tambov.ru/oiv/smi/site/arhiv/Arhiv_TG/2006/41-42(220206)/tg3.htm):

Военные годы в истории Тамбова особые. Есть у нас, к примеру, документы о строительстве узкоколейки. Так вот, как свидетельствуют документы, за неполные три месяца протянули ее из Тулиновки, где велись торфоразработки, до Тамбова, чтобы обеспечить горожан топливом.

Решение мудрое — автотракторный транспорт весь ушел на фронт, на лошадях много не навозишь. Шпалы сделали сами, рельсы, мотовоз, вагоны взяли с замороженного строительства завода СК-5. На Московской, где сейчас протезная мастерская, появились торфяные склады. Торф в брикетах был выложен штабелями метров шесть высотой и метров 200 в длину.

Выход из тяжелейшей ситуации, когда Донбасс отрезан, угля нет, был найден — местное топливо спасло горожан. И на фронт писали: заготовили дрова, получили торф. Узкоколейка стала своего рода «дорогой жизни» и потом еще послужила, до начала шестидесятых.



Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в городе Котовске. Начальный пункт — город Котовск.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1986 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).

На месте нынешнего города Котовск в 1914 году началось строительство порохового завода. При заводе возник одноимённый посёлок (с 1919 года назывался Красный Боевик, с 1940 года город Котовск).

В ноябре 1914 года было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги от станции Кандауровка на железнодорожной линии Тамбов — Балашов до стройплощадки порохового завода. В 1915 году узкоколейная железная дорога была введена в эксплуатацию. На ней работали паровозы.


Текст из книги «Наши узкоколейные паровозы» (М., 1997, автор — Л. Москалёв).

Позднее была открыта железнодорожная линия широкой колеи Цна — Котовск. Участок Кандауровка — Котовск был разобран.

По информации от С. Костыгова, в 1980 году Камбарский машиностроительный завод (в то время основной производитель локомотивов узкой колеи) отправил в адрес учреждения «п/я А-3584» (город Котовск) два тепловоза ТУ7 (ТУ7А), в 1987 году — два тепловоза ТУ7А.

Возможно, учреждение «п/я А-3584» — это Котовский завод пластмасс, либо исправительно-трудовая колония.

Сведениями о состоянии узкоколейной железной дороги автор не располагает.














29.11.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу