Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ











Томская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Томск. Площадь — 316 900 км², численность населения 1 036 тыс. чел. (2005).







До 1990-х годов Томская область была единственным регионом, расположенным к востоку от Урала, в котором сохранялось значительное число узкоколейных железных дорог лесовозного назначения.

По состоянию на 2009 год, в Томской области находились 2 действующие полноценные узкоколейные железные дороги: Комсомольская узкоколейная железная дорога (лесовозная), узкоколейная железная дорога Томского шпалопропиточного завода.

Позднее обе эти узкоколейные железные дороги были разобраны.

По данным на 2016 год, в регионе находилась 1 действующая узкоколейная железная дорога. - узкоколейная железная дорога Кузовлёвского шпалопропиточного завода. Не путать с закрытым Томским шпалопропиточным заводом! Это другое предприятие.




АСИНОВСКИЙ РАЙОН





Копыловская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Копыловка, расположенный вблизи левого берега реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1948 году. Узкоколейная железная дорога первоначально принадлежала Пышкино-Троицкому леспромхозу, позднее — Асиновскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: от 1985 года до 2000 года.








БАКЧАРСКИЙ РАЙОН





Подольская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Подольск, расположенный на правом берегу реки Бакчар.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Узкоколейная железная дорога первоначально принадлежала Чаинскому леспромхозу, позднее — Бакчарскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: от 1985 года до 2000 года.








ВЕРХНЕКЕТСКИЙ РАЙОН (центр района — посёлок Белый Яр)





Сайгинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сайга, расположенный у станции Сайга на железнодорожной линии Тайга — Белый Яр.


Сайгинская и Уткинская узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.

Сайгинская и Уткинская узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году

Узкоколеная железная дорога была лесовозной, принадлежала Сайгинскому леспромхозу. По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1981 году (поздний период открытия связан с тем, что железная дорога широкой колеи в этом районе появилась в 1970-е годы).

В период с 1981 года до 1988 года был проделан огромный объём работ: магистраль Сайгинской узкоколейной железной дороги достигла протяжённости примерно 100 километров и была соединена с Уткинской узкоколейной железной дорогой, открытой значительно раньше. Расстояние от Сайги до Степановки (главной станции Уткинской узкоколейной железной дороги) составило 152 километра. По информации от С. Костыгова, соединение между Сайгинской и Уткинской узкоколейными железными дорогами физически существовало, но не использовалось для регулярного движения.

По информации от неизвестного автора, бывшего жителя Сайги, в 2000 (?) году линия узкоколейной железной дороги до 28 километра (отсчёт от Сайги) была пригодна для движения тепловозов, от 28 километра до 43 километра была пригодна только для движения съёмных дрезин, далее — была разобрана.

По состоянию на лето 2003 года, сохранялось 5 километров линии, тепловозы ТУ7 и ТУ6А. В 2004 году узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана (информация от С. Костыгова).



__________________________________________________________________________________________________




Уткинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Степановка, расположенный вблизи левого берега реки Кеть.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Аслановскому леспромхозу. По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1957 году.

В второй половине 1980-х годов Уткинская узкоколейная железная дорога была связана с Сайгинской узкоколейной железной дорогой и получила выход к широкой колее (станция Сайга на линии Тайга — Томск — Белый Яр). По информации от С. Костыгова, регулярного движения по соединительной линии не было.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1990-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Белоярская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Ягодное, расположенный вблизи станции Санджик на железнодорожной линии Тайга — Белый Яр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году

Белоярская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, изначально являлась «сплавной», принадлежала Белоярскому леспромхозу (до 1966 года — Нибегинский леспромхоз). По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1957 году.

Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Белый Яр (центр Верхнекетского района), выхода к железной дороге широкой колеи узкоколейная железная дорога в то время не имела. На узкоколейной железной дороге имелся лесной посёлок Ягодное.

В 1976 году была открыта железнодорожная линия широкой колеи Асино — Белый Яр. Участок узкоколейной дороги от Асино до Белого Яра, пролегающий параллельно новой железнодорожной линии, вскоре после её открытия был разобран. Вблизи лесного посёлка Ягодное появилась станция Санджик на железной дороге широкой колеи. Вблизи станции Санджик был построен новый нижний склад, в посёлке Ягодное — новое локомотивное депо узкоколейной железной дороги.

В 1990-х годах вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена. Приблизительно в 1995 году узкоколейная железная дорога была разобрана. Рельсы были проданы в качестве металлолома в Китай.








КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН





Мыльджинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Мыльджино, расположенное на правом берегу реки Нюролька.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (нанесена условно)

По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Васюганскому леспромхозу. Узкоколейная железная дорога была построена в 1940-х либо 1950-х годах.

Узкоколейная железная дорога была разобрана в 1970-х годах.








КРИВОШЕИНСКИЙ РАЙОН





Ергайская и Лайская узкоколейные железные дороги. Начальный пункт Ергайской узкоколейной железной дороги — посёлок Красный Яр, расположенный вблизи правого берега реки Обь.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:1 000 000,
изданной в 1987 году.

Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году

Узкоколейные железные дороги, входившие в единую сеть узкоколейных железных дорог между посёлками Красный Яр и Батурино, изначально были изолированными.

По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, узкоколейные железные дороги начали строиться в 1950-х годах. Ергайская узкоколейная железная дорога (начальный пункт — посёлок Красный Яр) была введена в эксплуатацию на начальном участке в 1950 году. В близкий период времени была открыта Лайская узкоколейная железная дорога (начальный пункт — посёлок Батурино и прилегающий к нему посёлок Нулевой Пикет). По неподтверждённым данным, изолированной первоначально являлась также узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Первопашинск.

Не позднее 1970-х годов Ергайская и Лайская узкоколейные железные дороги были соединены. Протяжённость единой сети составила около 200 километров. Имелось несколько лесных посёлков.

По информации от С. Костыгова, по состоянию на середину 1990-х годов Ергайская узкоколейная железная дорога оставалась действующей, использовалась только для доставки в лес рабочих-лесозаготовителей (вывоз леса осуществлялся автомобилями). Не позднее 2000 года узкоколейная железная дорога была разобрана. Лайская узкоколейная железная дорога, предположительно, была разобрана раньше.








МОЛЧАНОВСКИЙ РАЙОН





Сулзатская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Сулзат, расположенный вблизи правого берега реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году

Сулзатская (Молчановская?) узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Строительство Сулзатского лесопункта и узкоколейной железной дороги началось в 1947 году. По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году.


Цитата из материала «Лесная промышленность Молчановского Причулымья», опубликованного на сайте Молчановского района (http://molchanovo.tomskinvest.ru/forest.html):

В 1947 году в леспромхозе началось строительство Сулзатского механизированного лесопункта, там стала работать узкоколейная железная дорога по вывозке леса мотовозами. Так на смену ручному труду в лес пришла техника.

В середине 50-х годов из леса ушла лучковая и поперечная пилы, а также лесовозная лошадь. На лесных делянах появились электропилы, работавшие от передвижных электростанций, позднее стали применяться более удобные бензопилы. Тепловозы обеспечили возможность вывозки леса в хлыстах, что значительно повысило производительность труда и улучшило качество разделки сортиментов на нижних складах.

В 70-х годах Усть-Чулымская сплавконтора и Молчановский леспромхоз объединились в Чулымский ЛПХ. В Суйге в 80-х годах было организовано и сейчас работает комплексное опытное предприятие.



Узкоколейная железная дорога первоначально принадлежала Молчановскому леспромхозу, позднее Чулымскому леспромхозу. Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике развития составляла около 50 километров. Имелся лесной посёлок 38 км (он был выселен в 1970-х годах).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1990-е годы.








ПАРАБЕЛЬСКИЙ РАЙОН





Нарымская (?) узкоколейная железная дорога. Предполагавшийся начальный пункт — село Нарым, расположенное вблизи правого берега реки Обь.


Район предполагавшегося местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.

Вблизи села Нарым предполагалось строительство лесовозной узкоколейной железной дороги. По информации от исследователя железных дорог С. Костыгова, полученной им в ходе поездки в Томскую область в декабре 2004 года, в начале 1980-х годов водным путём сюда был завезён тепловоз, материалы верхнего строения пути (рельсы). В результате чьей-то халатности тепловоз был оставлен слишком близко от реки, во время весеннего паводка он был затоплен и пришёл в негодность. Из-за этого строительство узкоколейной железной дороги было отложено. Позднее от него окончательно отказались.

По воспоминаниям В. Мищука, первая попытка построить узкоколейную железную дорогу в Нарыме была предпринята в 1950-х годах. Тогда в Нарым был завезён паровоз, позднее его смыло в реку.

Вблизи села Нарым находится посёлок Шпалозавод, носящий такое название как минимум с 1930-х годов.

По информации от В. Мищука, посёлок Шпалозавод начал строиться в 1931 году руками репрессированных граждан. В посёлке был шпалопильный (не шпалопропиточный) завод. Завод строился одновременно с посёлком.

Посёлок Шпалозавод фактически находится на острове. Лес поступал на пиление сплавом по рекам Пайдуге и Кети. Узкоколейной железной дороги в Шпалозаводе никогда не было.

Продукция шпалопильного завода (белая шпала) поступала водным путём на Томский шпалопропиточный завод, удалённый от посёлка Шпалозавод на сотни километров.








ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОН





Комсомольская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Комсомольск, расположенный вблизи станции Балагачёво на железнодорожной линии Тайга — Белый Яр.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2015 году.



__________________________________________________________________________________________________




Альмяковская и Аргатъюльская узкоколейные железные дороги. Начальный пункт Альмяковской узкоколейной железной дороги — посёлок Альмяково, расположенный на правом берегу реки Чулым, начальный пункт Аргатъюльской узкоколейной железной дороги — посёлок Аргатъюл, расположенный на правом берегу реки Улуюл.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.

Узкоколейные железные дороги на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году

Первый участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Альмяково был открыт в 1939 году. Не исключено, что это была не полноценная узкоколейная железная дорога, а рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга.


Цитата из материала «Лесоучастки» (http://web.archive.org/web/20050914035543/www.tomsk.fio.ru/works/88/smagin/photo.htm):

В Альмяково находился один из лесоучастков Пышкино-Троицкого леспромхоза. В 1939 году была построена узкоколейка, спецзавод, клуб, пекарня и начальная школа, несколько двухквартирных домов. На спецзаводе изготовляли лыжную болванку, древесину. Во время войны узкоколейку разобрали, спецзавод закрыли. В конце 30-х годов возникли небольшие лесоучастки, как Кукушка и Красный Яр. Лес вывозили на лошадях. С середины 40-х годов жизнь в этих посёлках стала угасать. К концу 50-х на Кукушке жил только один пасечник. На Красном Яру долго жили две семьи: Вершинины и Мужинины.

Новую узкоколейную дорогу построили в 1944 году. Лесоучасток возродился, лес заготовляли лучковой пилой. Ударницей тех лет была Чернецова Ольга Сергеевна. Позднее лесоучасток превратился в леспромхоз, который назывался Аргат-Юльским. Главная контора находилась в с. Альмяково. С 1955 года лес стали заготовлять бензопилами. Появились трактора ДТ-40,ДТ-60. В 80-е годы появились в леспромхозе валочные машины ЛП-19. В конце 70-х годов центральная контора леспромхоза стала находиться в Улу-Юле. Был построен Улу-Юльский нижний склад. В 1997 году узкоколейку разобрали, Альмяковский участок закрыли. Аргат-Юльский леспромхоз переименовали в ОАО «Улу-Юллес».



Вплоть до 1970-х годов узкоколейная железная дорога узкоколейная железная дорога не имела выхода к широкой колее, являлась «сплавной». В 1976 году была открыта железнодорожная линия широкой колеи Асино — Белый Яр. На железной дороге широкой колеи было построено разноуровневое пересечение с Альмяковской узкоколейной железной дорогой (узкоколейная железная дорога была пропущена под путепроводом), в двух километрах севернее путепровода появилась станция Улуюл.

По информации от С. Костыгова, к станции Улуюл была подведена ветвь узкоколейной железной дороги, там появилось новое локомотивное депо и механизированный нижний склад. Фактическим начальным пунктом узкоколейной железной дороги стало уже не Альмяково, а Улуюл.

Аргатъюльская узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой был посёлок Аргатъюл, на протяжении всей своей истории оставалась «сплавной». Первый участок этой узкоколейной железной дороги был открыт в 1950-х годах.

По неподтверждённым данным, в 1980-х годах велось строительство соединительной линии Улуюл — Аргатъюл. В случае его завершения Альмяковская и Аргатъюльская узкоколейная железная дорога составили бы единую сеть.

По информации от С. Костыгова, вывозка леса по Альмяковской узкоколейной железной дороге была прекращена в 1998 году. В 2001 году узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана.

Аргатъюльская узкоколейная железная дорога перестала использоваться для вывоза леса в середине 1990-х годов, приблительно в 1999 году была разобрана. В 1999 году вблизи здания бывшего депо в посёлке Аргатъюл сохранялся разграбленный тепловоз ТУ4, и несколько вагонов. Позднее тепловоз и вагоны были порезаны на металлолом.



__________________________________________________________________________________________________




Куяновская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Куяново, расположенный на левом берегу реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Рельсовый путь узкой колеи вблизи посёлка Захарково. Начальный пункт — посёлок Захарково, расположенный на левом берегу реки Улуюл.


Район местонахождения рельсового пути узкой колеи на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.

По информации от С. Костыгова, в 1950-х годах вблизи посёлка Захарково находился рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для вывоза леса конной тягой. Рельсовый путь узкой колеи относился к Захарковскому лесопункту Аргатъюльского леспромхоза.

Рельсовый путь узкой колеи полностью разобран. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.








ТЕГУЛЬДЕТСКИЙ РАЙОН





Тегульдетская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Тегульдет, расположенное вблизи левого берега реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году (частично показана как строящаяся)

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году

Тегульдетская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1961 году.

Узкоколейная железная дорога являлась одной из наиболее крупных и развитых в регионе. На пике развития протяжённость узкоколейной железной дороги составляла свыше 100 километров. Одна из линий пересекала границу с соседним регионом — Красноярским краем.

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога перестала использоваться для вывоза леса в 1995 году, была окончательно разобрана в 1999 году.



__________________________________________________________________________________________________




Берегаевская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Берегаево, расположенный на правом берегу реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году

Берегаевская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1936 году.

На узкоколейной железной дороге существовали лесные посёлки Тайга, Новая Тайга, Северный и другие. Лесные посёлки были ликвидированы в 1970-х годах.

По информации от С. Костыгова, среди известных локомотивов, работавших на узкоколейной железной дороге — тепловозы ТУ4. Узкоколейная железная дорога перестала использоваться для вывоза леса приблизительно в 1992 году, разобрана приблизительно в 1995 году.



__________________________________________________________________________________________________




Черноярская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Чёрный Яр, расположенный на левом берегу реки Чулым.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году

Черноярская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1937 году.

Возможно, на протяжении некоторого времени Черноярская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Тарбинской узкоколейной железной дорогой.

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога перестала использоваться для вывоза леса приблизительно в 1995 году, разобрана приблизительно в 1999 году.



__________________________________________________________________________________________________




Тарбинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тарба (был расположен вблизи правого берега реки Четь).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1988 году (нанесена условно).

Тарбинская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Узкоколейная железная дорога на тот момент принадлежала Зырянскому леспромхозу.

Возможно, на протяжении некоторого времени Тарбинская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Черноярской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов. Тогда же был ликвидирован посёлок Тарба.








ТОМСКИЙ РАЙОН





Асиновская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Каракозово, расположенный вблизи станции Каракозово — конечного пункта железнодорожной линии Итатка — Каракозово (в период от 2005 года до 2008 года железнодорожная линия Итатка — Каракозово была полностью разобрана).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1994 году (основная часть), 1986 году (южная часть)

Асиновская узкоколейная железная дорога, наравне с Сайгинской, была одной из самых новых лесовозных узкоколейных железных дорог России. По информации от С. Костыгова, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1980 году.

Узкоколейная железная дорога принадлежала Асиновскому леспромхозу. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес перегружался в вагоны широкой колеи на станции Каракозово. По неподтверждённым данным, главное локомотивное депо находилось не в Каракозово, а в посёлке Гарь. Посёлок Гарь возник задолго до появления узкоколейной железной дороги — в 1958 году.

По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в конце 1990-х годов. Посёлок Гарь, ставший в результате этого оторванным от внешнего мира, по состоянию на 2005 год, сохранился и превращён в староверческое село.


Цитата из материала «Гарь таёжная», опубликованного в газете «Совершенно Секретно» в 2005 году, автор — А. Сотников (http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/1321):

Староверческое село Гарь в Асиновском районе Томской области расположено километрах в пятидесяти от ближайшей более или менее цивилизованной дороги. О Гари, единственном селе в округе, где сохранилась, а главное, процветает староверческая община, я узнал год назад, но долго не решался туда съездить.

Не имея другого транспорта, кроме горного велосипеда, я решил на нём и ехать. Как впоследствии выяснилось, сделал совершенно правильно – никакой другой транспорт туда бы не прошёл.

Первые 20 километров мне пришлось в буквальном смысле слова прыгать по шпалам узкоколейки. Оказалось, что моя карта «ошиблась» и обычной дороги здесь нет, а по «железке» ходит раз в день уникальный «трамвайчик», представляющий собой деревянную платформу на четырех колесах с моторчиком. До начала 1990-х узкоколейка доходила аж до Гари, но некие заезжие предприниматели, не оставившие истории свои имена, продали часть дороги китайцам.

А дорога-то уникальная! По ней бы экскурсии водить да рассказывать о силе духа советского подневольного труженика. Проложена она была по непроходимым ранее болотам и представляет собой беспрерывную каменную насыпь высотой два, а то и три метра, протянувшуюся на десятки километров. Можно только гадать, ценой каких усилий и скольких жизней она была проложена. Потому что болота, таежная глушь и дикие звери – это не самое страшное, что здесь есть. Ничто не сравнимо с тучами крылатой нечисти – оводами, комарами, мошкарой, – не дающими тебе покоя ни днём, ни ночью.



Слова «Первые 20 километров мне пришлось в буквальном смысле слова прыгать по шпалам узкоколейки» относятся не к узкоколейной железной дороге, а к железнодорожной линии широкой колеи Итатка — Юкса — Каракозово, которая в то время ещё не была разобрана и использовалась для движения мотодрезин. Автор публикации ошибочно назвал её «узкоколейкой».



__________________________________________________________________________________________________




Больше-Юксинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Чёрная Речка, расположенный вблизи станции Юкса на железнодорожной линии Итатка — Каракозово (в период от 2005 года до 2008 года железнодорожная линия Итатка — Каракозово была полностью разобрана).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Асиновскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1990-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Итатская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Итатка, расположенный вблизи станции Итатка на железнодорожной линии Тайга — Белый Яр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1993 году (обозначена разобранной).

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге является топографическая карта масштаба 1:200 000. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 14 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Малиновская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Малиновка, расположенный вблизи станции Туган на железнодорожной линии Тайга — Белый Яр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1993 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году

Единственным источником информации об этой узкоколейной железной дороге являются топографические карты. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно картам, составляла около 16 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.








ГОРОД ТОМСК





Узкоколейная железная дорога Томского шпалопропиточного завода. Местонахождение — город Томск.

По состоянию на 2016 год, завод закрыт. Узкоколейная железная дорога не действует или разобрана.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Кузовлёвского шпалопропиточного завода. Местонахождение — город Томск.

Кузовлёвский шпалопропиточный завод находится в Томске, но за много километров от Томского шпалопропиточного завода. Это совершенно другое предприятие.

По данным на 2016 год, предположительно действует узкоколейная железная дорога, работают тепловозы.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога Томск — Берёзки (Северск). Начальный пункт — город Томск.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 199? году.

Между городом Томском и «закрытым» городом Северском (в период строительства назывался Берёзки, позднее был известен как Томск-7) пролегала узкоколейная железная дорога. Узкоколейная железная дорога использовалась для доставки различных грузов к местам строительства города и Сибирского химического комбината.

История узкоколейной железной дороги началась несколькими годами раньше начала строительства города Берёзки (Северск) — в 1941 либо 1942 году, когда в посёлок Чекист (северная окраина Томска) был эвакуирован из Харькова машиностроительный завод. Узкоколейная железная дорога связала завод со станцией Томск-Грузовой. Она использовалась для доставки на завод сырья и вывоза продукции мин — основной продукции завода в годы войны.

26 марта 1949 года Совет Министров СССР принял постановление № 1252-443 о создании вблизи г. Томска комбината по производству высокообогащённого урана-235 и плутония (Сибирского химического комбината). В том же году начались полномасштабные строительные работы. Узкоколейная железная дорога была продлена от посёлка Чекист до строительных площадок различных объектов комбината.


Цитата из материала «Строительство города... История ЗАТО Северск», опубликованного на сайте администрации ЗАТО Северск (http://seversknet.ru/city/history/stroit/index.html ):

В июле 1949 года майор Виталий Константинович Фёдоров был назначен первым начальником главной конторы железнодорожных перевозок. Под его руководством начались работы по строительству железнодорожного полотна и комплекса сооружений, обеспечивающих железнодорожные перевозки.

Посёлок Чекист в годы Великой Отечественной войны был соединен узкоколейкой с железнодорожной станцией «Томск-Грузовая» (Черёмошники). По этой дороге вывозились мины, изготавливаемые на машиностроительном заводе, эвакуированном из Харькова.

От посёлка Чекист в сторону стройплощадки быстрыми темпами начали строиться первые километры узкоколейки. К концу 1949 года был построен участок от посёлка Чекист до посёлка Берёзки, а в 1950 году — до ТЭЦ и лесобиржи в деревне Иглаково.

Днём рождения коллектива железнодорожников считается 7 августа 1949 года, когда в Чекист мотовозом со станции «Томск-Грузовая» привезли первые узкоколейные паровозы серии «ВП-1». Вскоре прибыли три узкоколейных паровоза серии «КЧ-Шкода». В августе 1949 года началось движение по узкоколейке протяжённостью 14 километров, связавшей станцию Черёмошники с жилым посёлком «Берёзки».

Всего в 1949 году только на железной дороге было выгружено почти 142 тысяч тонн грузов, сделано это было преимущественно вручную. В начале 1951 года на строительство стало поступать оборудование (в том числе и секретное), промышленные и продовольственные товары. К середине 1950-х годов удельный вес грузов комбината в общем объеме перевозок стал преобладающим.

По узкоколейной железной дороге начались перевозки строительных материалов и оборудования на стройплощадки будущих объектов № 1, 10, РМЗ и ТЭЦ. Одновременно строились и сдавались в эксплуатацию первые 16 км железнодорожных путей широкой колеи, соединившие строительную площадку со станцией «Томск-2» и сетью железных дорог СССР.

В 1951 году прибывают первые паровозы широкой колеи разных серий, а путь широкой колеи прокладывается до станции «Заводская». В трудных условиях работали железнодорожники. Двухосные вагоны на винтовом сцеплении без автотормозов, паровозы с их частыми заправками водой, углём, тяжёлым разворотом и чисткой топок, отсутствие ремонтной базы для паровозов и вагонов, плохое состояние железнодорожных путей, недостаточная освещённость путей — все это значительно усложняло поездную и маневровую работу. С вводом в эксплуатацию заводов СХК начались перевозки спецгрузов.



Цитата из материала «Как начинался атомград» (http://www.uio.seversknet.ru/html/g2.html):

Поначалу «лежнёвки» были единственной нитью, связывавшей строительные площадки со складами, лесопилкой, карьерами. В 1949 г. таких дорог было построено 5,2 км, а еще 6 км внутрипостроечных дорог было подсыпано шлаком и гравием. Основная гравийная магистраль длинною в 15 км надёжно связала ставший базой строителей пос. Чекист с Томском и протянулась далее в сторону пос. Берёзки.

Шли строительно-восстановительные работы на железной дороге. Открывшееся уже в августе 1949 г. движение по узкоколейке позволило ослабить напряжение с перевозкой грузов по маршруту Черёмошники – Чекист – Парусинка — Берёзки. Развернулось железнодорожное строительство нормальной колеи. Главный путь длиною 18,6 км должен был связать станцию Томск-2 с будущей промплощадкой. Для её нормальной эксплуатации требовалось построить ещё более четырёх километров вспомогательных станционных путей. Строительство велось в тяжелейших условиях. Рубка леса, корчёвка пней, землеройные работы выполнялись вручную. Единственным механизмом был 15-метровый, ленточный транспортер. Мощная техника начала поступать только осенью.

...

Большим достижением Строительства, открывшим перспективы дальнейшего развития, в 1950 г. стал ввод в эксплуатацию ЛЭП-35 и начало железнодорожного движения нормальной колеи, связавшего стройплощадку с Томском.

...

Постоянно пополнялся парк автомобилей и строительных механизмов. В 1952 г. в нем насчитывалось более тысячи единиц разного вида техники. Развивалась железнодорожная сеть. К началу 1952 г. завершились в основном работы по строительству путей нормальной колеи. Их общая протяжённость составляла 60 км.

Лежнёвки как внутрипостроечные дороги постепенно заменялись узкоколейками. Их особую роль в жизни стройки отмечал в своих воспоминаниях Ф.А. Дощинский: «… все строительные площадки нашего города были связаны целой сетью узкоколейных железных дорог, по которым в любое время года независимо от погодных условий перевозили строительные материалы, людей и даже подавали тепло». Действительно, паром, отслуживших свой век на транспорте паровозов, отапливались строившиеся объекты. Четыре таких паровоза в зиму 1951-52 гг. впервые вдохнули тепло в отопительную систему корпуса № 1 Диффузионного завода, использовались они и для подогрева воды в банях.



Движение по узкой колее от посёлка Чекист до строящегося посёлка Берёзки (будущего города Северска) было открыто в августе 1949 года. На узкоколейной железной дороге работали паровозы ВП1 и Кч4. В 1950 году узкоколейная железная дорога была продлена до деревни Иглаково.

Уже в 1950 году на стройплощадку Сибирского химического комбината пришла железная дорога широкой колеи, к началу 1952 года протяжённость путей широкой колеи составляла 60 км. Однако узкоколейная железная дорога на стройплощадке в течение некоторого времени продолжала работать.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.



__________________________________________________________________________________________________




Тимирязевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Тимирязевский (является частью города Томска), расположенный вблизи левого берега реки Томь.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1987 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году

Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1936 году.

На узкоколейной железной дороге имелся лесной посёлок 86 квартал (расстояние от крайнего восточного пункта узкоколейной железной дороги, прибрежного нижнего склада — около 26 километров).

С 1970-х годов узкоколейная железная дорога сохранялась только на участке Тимирязево — 86 квартал, использовалась для сообщения с лесным посёлком 86 квартал. Не позднее 1995 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

По состоянию на 2001 год (информация от Д. Афонина), на протяжении первых 8 километров магистральной линии узкоколейной железной дороги оставалась просека, далее по ней была проложена грунтовая дорога.



__________________________________________________________________________________________________




Торфовозная узкоколейная железная дорога Томск — Кафтанчиково. Предполагаемый начальный пункт — город Томск, левый берег реки Томь.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году.

Вблизи села Кафтанчиково, расположенного в окрестностях города Томска, велась добыча торфа. Действовала узкоколейная железная дорога (предположительно, она соединяла торфомассив с пристанью на левом берегу реки Томь, расположенной напротив города Томска).

В период Великой Отечественной войны на торфоразработках использовался труд репрессированных граждан СССР немецкой национальности.


Цитата из материала «Eberling» (http://meinkurlek.narod.ru/_private/Repres/eberling.htm):

А тут война… всё вдруг рухнуло, нас, как семью немецкой национальности, сослали в Сибирь, даже доярок, имеющих «Орден Ленина», тоже выслали. И вот я с 13-ти летнего возраста в Сибири, в Туганском районе колхозе посёлка Учерб. Затем торфоразработки в селе Кафтанчиково. Торф возили по узкоколейке (за Карьером, теперь это остановка такая есть) – в Томск. Когда закрыли предприятие, часть отправили в Гортоп (Томск), а часть в ЛПХ, Курлек, на лесозаготовительный участок посёлка Ларино.


По неподтверждённым данным, добыча торфа была прекращена в 1950-х годах, узкоколейная железная дорога была разобрана тогда же.



__________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога в строящихся дренажных штольнях. Местонахождение — город Томск.

Дренажные штольни, находящиеся в южной части города Томска, предназначены для отвода грунтовых вод в реку Томь, что позволяет уменьшить обводнённость грунта и снизить риск оползней в прибрежной зоне. По состоянию на 2009 год, в строящихся штольнях действует шахтная узкоколейная железная дорога. Среди подвижного состава — электровозы К10 (?), вагонетки.


Цитата из материала «В Томске продолжится строительство штольни, защищающей университетский кампус от сползания в реку», опубликованного на сайте международной информационной группы «Интерфакс» 19 февраля 2009 года (http://www.interfax-russia.ru/r/B/siberiafoto/514.html):

В наступившем году в Томске продолжатся работы по берегоукреплению в южной части города, где расположены учебные корпуса и общежития томских университетов. Как сообщил журналистам генеральный директор муниципального предприятия «Томскстройзаказчик» Игорь Андреев, в 2009 г. на строительство 150 метров противооползневой штольни будет потрачено 104 млн рублей, выделенных из бюджетов всех уровней.

«На сегодня существенно замедлилось сползание береговой линии. Уже сделано 1 тыс. 900 м (штолен — ИФ). Всего по проекту, который был разработан в 1994 году, необходимо ввести 3 тыс. 300 м штолен. На оставшуюся работу нужен 1 млрд рублей», — отметил И.Андреев.

Он пояснил, что благодаря работе штольни и вертикальных фильтров удается отводить до 70 куб. м грунтовых вод в час.

«Это позволяет осушать берег и, соответственно, предотвращать движение земли», — уточнил он.

Как в свою очередь заявил исполняющий обязанности мэра Томска Евгений Паршуто, работы на противооползневом объекте нельзя останавливать даже в условиях финансового кризиса.



Цитата из иллюстрированного репортажа «Томская подземка», автор — Д. Афонин (http://afonin.tomsk.ru/trip/2009_stollen/):

Но если метрополитена в нашем «маленьком» уютном городе пока нет, существование катакомб до сих пор не доказано, то утверждать, что подземка существует, всё же можно. И это — не магазин.

Мало кто спускается вниз, к шахте — далеко, внизу панорама не такая широкая, да и лень взбираться потом назад. Тут, внизу, снаружи — действительно не так интересно как наверху. Картина напоминает типичный кузбасский посёлок. Выдаёт правду только снег — он белый. Уголь тут не добывают.

На самом деле эта шахта нужна для того, чтобы вывозить землю. А землю вывозят, потому что под Лагерным садом с 1994 года роют целую сеть штолен для отвода воды. Склон сильно обводнён, поэтому сползает в реку. Из него воду выкачивают, и оползень прекращается.



Узкоколейная железная дорога будет разобрана после окончания строительства дренажных штолен.








ЧАИНСКИЙ РАЙОН (центр района — село Подгорное)





Нюрсинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Восьмая Лесосека, расположенный на правом берегу реки Нюрса.


Нюрсинская и Бундюрская узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году (нанесены условно).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1995 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Нюрсинская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По информации от И. Индры, основанной на отчётах бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. Узкоколейная железная дорога относилась к Нюрсинскому лесопункту Чаинского леспромхоза. По неподтверждённым данным, после 1954 года на протяжении некоторого времени она составляла единую сеть с Бундюрской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Бундюрская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Бундюр, расположенный на правом берегу реки Бундюр.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Бундюрская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950-х годах. По неподтверждённым данным, после 1954 года на протяжении некоторого времени Бундюрская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Нюрсинской узкоколейной железной дорогой.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Чаинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Лесоучасток-Чая, расположенный на правом берегу реки Чая.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Чаинская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Чаинскому леспромхозу. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году, составляла свыше 50 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.



__________________________________________________________________________________________________




Иксинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Копаное Озеро, расположенный на правом берегу реки Икса.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1987 году (нанесена условно).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)

Иксинская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Чаинскому леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.














03.01.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу